Ипотека установленная в отношении морских судов признается при условии что

Обновлено: 24.04.2024

Главные нормативные правовые акты, которые контролируют ипотеку речных, воздушных и морских судов. Особенности погашения морских залогов, исчисление срока с момента возникновения требования. Правовое регулирование института ареста морских судов.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 05.02.2018
Размер файла 23,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание

  • Введение
  • 1. Ипотека морских судов
  • 2. Понятие морских залогов
  • 3. Аресты морских судов
  • Заключение
  • Список используемых источников

Введение

Транспортное право - это полисистемный комплекс правовых норм, регулирующий отношения договорного, имущественного, управленческого, трудового и процессуального характера в области транспортной деятельности по организации и осуществлению перевозок.

Морское право (международное морское частное право) -- подотрасль международного частного права, которая регулирует имущественные отношения, осложненные иностранным элементом, возникающие в процессе международного экономического оборота и связанные с морепользованием.

Морское право следует отличать от международного морского публичного права, которое регламентирует отношения между государствами по вопросам использования мирового океана.

Целью контрольной работы является изучение вопроса, связанного с ипотекой морских судов, рассмотрение понятия морских залогов, а также ознакомиться с арестами морских судов.

1. Ипотека морских судов

Несмотря на то, что гражданские речные, воздушные, морские суда не являются по их понятию недвижимостью, при наложении залога на них используются положения о залоге недвижимости (ст. 130 ГК РФ).

Ипотека речных, воздушных, морских судов контролируется большим количеством правовых нормативных актов. Главными из них являются:

2. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ;

3. Кодекс водного внутреннего транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 г. № 24-ФЗ,

4. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 г. № 81-ФЗ;

Ипотеку морского судна наиболее полно регламентирует Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 г. № 81-ФЗ. Среди положений, которые регулируют ипотеку морского судна, отметим самые важные.

2. В ситуации, когда другое не предусматривается бланком договора, ипотека судна идет на принадлежности судна, которые принадлежат тому же собственнику, что и судно и на страховое возмещение, которое причитается по договору морского страхования судна на условиях ответственности за повреждение и гибель судна. Ипотека судна на фрахт не распространяется.

3. Ипотека судна или строящегося судна прекращается при:

ѕ погашении денежного долга;

ѕ прекращении денежного обязательства иными, чем погашение долга, способами (принудительной продажей и другими);

ѕ гибели судна или строящегося судна, за исключением случаев, если залогодержатель ипотеки судна или строящегося судна может осуществить свое требование к страховому возмещению, причитающемуся в связи с гибелью судна или строящегося судна в соответствии с договором морского страхования.

Основанием возникновения ипотеки является договор. По договору об ипотеке одна сторона - залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости заложенного судна другой стороны - залогодателя преимущественно перед другими кредиторами залогодателя, за изъятиями, установленными федеральным законом.

Залогодателем может быть сам должник по обязательству, обеспеченному ипотекой, или лицо, не участвующее в этом обязательстве (третье лицо). ипотека морской залог судно

Предметом ипотеки морских судов являются морские суда.

Кодекс Торгового Мореплавания РФ (Ст. 7) определяет судно как самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания.

В договоре об ипотеке должны быть указаны предмет ипотеки, его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого ипотекой. Предмет ипотеки определяется в договоре указанием его наименования, места нахождения и достаточным для идентификации этого предмета описанием. Также должны быть указаны право, в силу которого имущество, являющееся предметом ипотеки, т.е. судно, принадлежит залогодателю, и наименование органа государственной регистрации прав на недвижимое имущество, зарегистрировавшего это право залогодателя.

Что касается оценки предмета ипотеки, то она определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации по соглашению залогодателя с залогодержателем и указывается в договоре об ипотеке в денежном выражении. Стороны договора могут поручить оценку предмета ипотеки независимой профессиональной организации.

Если обеспечиваемое ипотекой обязательство подлежит исполнению по частям, в договоре об ипотеке должны быть указаны сроки (периодичность) соответствующих платежей и их размеры либо условия, позволяющие определить эти размеры.

Если права залогодержателя удостоверяются закладной, это указывается в договоре об ипотеке.

Договор об ипотеке считается заключенным и вступает в силу с момента его государственной регистрации.

Кодекс торгового мореплавания предусматривает три основания прекращения ипотеки морского судна.

Если залогодателем или третьим лицом предоставлено достаточное обеспечение в прямой форме, размер которого в любом случае не должен превышать размер стоимости судна, то по постановлению суда, арбитражного суда или третейского суда по морским делам, который уполномочен законом налагать арест, судно может быть освобождено от ареста и залогодатель вновь получает возможность исполнить свое обязательство.

Согласно третьему основанию, ипотека прекращается при гибели судна, за исключением тех случаев, когда залогодержатель может осуществить свое требования страхового возмещения, причитающееся ему по договору морского страхования.

2. Понятие морских залогов

Действующий Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, принятый в 1999 году, включил в параграф 1 главы XXII правила о морском залоге. Положения о морском залоге во многом основываются на Конвенции 1993 г. Так же, как и данная Конвенция, КТМ РФ не содержит определения морского залога, а лишь устанавливает перечень требований к судовладельцу, которые этим залогом обеспечиваются.

Морским залогом на судно обеспечиваются требования к судовладельцу в отношении (п. 1 ст. 367 КТМ РФ):

1. заработной платы и других сумм, причитающихся капитану судна и другим членам экипажа судна за их работу на борту судна, в том числе расходов на репатриацию и уплачиваемых от имени капитана судна и других членов экипажа судна взносов по социальному страхованию;

2. возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина на суше или на воде в прямой связи с эксплуатацией судна;

3. вознаграждения за спасение судна;

4. уплаты портовых и канальных сборов, сборов на других судоходных путях и лоцманских сборов;

5. возмещения реального ущерба, причиненного при эксплуатации судна в результате утраты или повреждения иного имущества, чем перевозимые на судне грузы, контейнеры и вещи пассажиров.

Морским залогом на судно не обеспечиваются требования, предусмотренные подпунктами 2 и 5 пункта 1 статьи 367 КТМ РФ, если такие требования возникают в результате:

ѕ причинения ущерба от загрязнения с судов нефтью в значении правил, установленных главой XVIII настоящего Кодекса, или ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ в значении правил, установленных главой XIX настоящего Кодекса;

ѕ воздействия радиоактивных свойств ядерного топлива или радиоактивных продуктов и отходов либо воздействия радиоактивных свойств в сочетании с токсичными, взрывными или другими опасными свойствами ядерного топлива или радиоактивных продуктов и отходов.

Особенностью морского залога на судно является тот факт, что морской залог на судно продолжает обременять судно независимо от перехода права собственности на судно, изменения его регистрации или смены флага судна. Морской залог не подлежит государственной регистрации.

Вопросы очередности удовлетворения ипотек и морских залогов регулируются Международной Конвенцией о морских залогах и ипотеках 1993 года, к которой Российская Федерация присоединилась в марте 1999 года.

Морские залоги погашаются по истечении одного года, если только до истечения этого срока судно не было арестовано с последующей принудительной продажей. Этот срок начинает исчисляться в отношении морского залога, обеспечивающего требования по заработной плате и другим суммам, причитающимся экипажу, с момента увольнения лица, предъявляющего требования. В отношении остальных морских залогов срок исчисляется с момента возникновения требования, и при этом он не может быть приостановлен или прерван. В этот срок, однако, не включается период, в течение которого арест судна не допускался законом.

3. Аресты морских судов

В соответствии со статьей 388 Кодекса торгового мореплавания РФ (КТМ РФ) под арестом судна понимается любое задержание или ограничение в передвижении судна во время нахождения его в пределах юрисдикции Российской Федерации, осуществляемые на основании постановления суда, арбитражного суда или управомоченного законом налагать арест третейского суда по морским делам для обеспечения морского требования.

Правовое регулирование института ареста морских судов осуществляется международными актами и национальным законодательством государств. На международном уровне были приняты две конвенции: Международная конвенция об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов 1952 г.и Международная конвенция об аресте судов 1999 г. Положения Международной конвенции 1952 г. применяются к любому судну, плавающему под флагом государства - участника Конвенции, в пределах юрисдикции любого государства - участника Конвенции.

Помимо международных актов порядок ареста морских судов определяется нормами главы XXIII КТМ РФ. Нормы АПК РФ (Арбитражный процессуальный кодекс) и ГПК РФ (Гражданский процессуальный кодекс) применяются в части, не противоречащей КТМ РФ.

Первым и одним из самых важных условий ареста судна является наличие морского требования. Перечень морских требований содержится в статье 389 КТМ РФ.

Вторым обязательным условием для принятия решения об аресте судна является факт подачи заявления надлежащим лицом. Для установления этого факта заявитель должен предоставить документы, подтверждающие, что именно у него возникло морское требование.

Судно, в отношении которого возникло морское требование, может быть арестовано при условии, если:

1. морское требование к судовладельцу обеспечено морским залогом на судно (морским залогом обеспечиваются требования к судовладельцу в отношении заработной платы и других сумм, причитающихся капитану судна и другим членам экипажа за их работу на борту судна; возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина на суше или на воде в прямой связи с эксплуатацией судна; вознаграждения за спасение судна; уплаты портовых и канальных сборов, сборов на других судоходных путях и лоцманских сборов; возмещения реального ущерба, причиненного при эксплуатации судна в результате утраты или повреждения иного имущества, чем перевозимые на судне грузы, контейнеры и вещи пассажиров. Морской залог возникает одновременно с правом на требование);

3. морское требование касается права собственности на судно или владения им;

4. морское требование не относится к вышеперечисленным, но лицо, которому судно принадлежит на праве собственности в момент возникновения морского требования, является ответственным по такому требованию и его собственником в момент начала процедуры, связанной с арестом судна, или фрахтователь судна по бербоут-чартеру в момент возникновения морского требования является ответственным по такому требованию и в момент начала процедуры, связанной с арестом судна, является его фрахтователем по бербоут-чартеру или собственником.

Судно может быть освобождено от ареста при предоставлении достаточного обеспечения на основании судебного акта, вынесенного тем судом, который принял решение об аресте (статья 391 КТМ РФ, статья 5 Международной конвенции 1952 г., статья 4 Международной конвенции 1999 г.). Форма и размер обеспечения определяются судом. В соответствии с пунктом третьим статьи 391 КТМ РФ любая просьба об освобождении судна от ареста в связи с предоставлением обеспечения не означает признание ответственности, отказ от средств защиты или от права на ограничение ответственности.

Согласно общему правилу не допускается арест судна более одного раза по одному и тому же морскому требованию. Любое другое судно также не подлежит аресту, если уже имеется арест судна по тому же морскому требованию. Однако статья 392 КТМ РФ содержит условия, при которых вышеназванное правило не применяется (в основном это связано с недостаточным размером обеспечения, так как споры, вытекающие из отношений торгового мореплавания, рассматриваются продолжительное время, это может приводить к обесцениванию обеспечения или утрате доверия к компании, которая выдала гарантию или поручительство).

Заключение

Современное развитие морских отраслей мировой экономики, в частности, морского транспорта и рыбных промыслов, обусловило проведение многими государствами активной и целенаправленной морской политики, как части их общей внешней и внешнеэкономической политики.

Если ранее представления о морской политике связывались в основном с военно-стратегическими интересами крупных государств, то ныне эта политика стала в большинстве стран определяться в большой степени непосредственно экономическими задачами, связанными с использованием Мирового океана. Задачи осуществляемой государствами морской политики потребовали выработки соответствующих юридических норм. В свое время это вызвало к жизни конвенции по морскому праву.

С развитием мирового судоходства возникла необходимость существования значительного числа международных правил, преимущественно технического и организационно-технического характера, связанных с обеспечением безопасности мореплавания, предотвращением загрязнения моря нефтью, развитием систем сигнализации, облегчением портовых и других формальностей и так далее.

Список используемых источников

1. Международная конвенция об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов 1952 года;

2. Международная конвенция о морских залогах и ипотеках 1993 года;

3. Международная конвенция об аресте судов 1999 года;

5. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 г. № 81-ФЗ;

6. Глебов И.Н. Международное право. - М.: Дрофа, 2006. - 368 С.

7. Джунусова Д.Н. Международное морское право: учебное пособие - 2012. - 327 С.

9. Липавский В.Б. Правовое регулирование морского залога. М.: Издательская группа "Юрист". - 2006. - 73 С.

11. Савченко М.И. Морское право. -Промышл.-торг. право. - 2006. -230 С.

12. Шумилов В.М. Международное право. - М., 2007. - 496 с.

Подобные документы

Общая характеристика международных и внутригосударственных правовых средств обеспечения безопасности мореплавания. Лоцманская служба. Инспектирование морских судов в портах. Расследование аварийных морских происшествий. Система управления движением судов.

дипломная работа [107,7 K], добавлен 13.10.2015

контрольная работа [25,8 K], добавлен 14.12.2009

Порядок проведения государственной регистрации морских портов и морских терминалов. Административно-надзорная деятельность по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в портах. Особенности ликвидации специализированного имущественного комплекса.

реферат [30,7 K], добавлен 08.02.2013

Правовое регулирование деятельности Береговой охраны США и Канады как органа, обеспечивающего безопасность морских пространств. Правовые основы деятельности Департамента морской охраны Японии. ВМФ Австралии как элемент военной организации государства.

курсовая работа [209,6 K], добавлен 21.02.2011

Правовой режим морских портов. Условия пребывания судов в иностранных портах. Порядок контроля за иностранными судами. Международная конвенция "О создании международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью", протокол об ее изменении.

сознавая необходимость улучшения условий для финансирования судов и развития национального торгового флота, признавая желательность обеспечения международной унификации в области морских залогов и ипотек и поэтому будучи убеждены в необходимости принятия международно-правового документа, регулирующего морские залоги и ипотеки, приняли решение заключить Конвенцию с этой целью и соответственно договорились о нижеследующем:

Статья 1

Признание и принудительное осуществление ипотек и обременений

Ипотеки ("mortgages", "hypotheques") и регистрируемые обременения того же характера, причем регистрируемые обременения того же характера далее именуются "обременения", устанавливаемые в отношении морских судов, признаются и подлежат принудительному осуществлению в Государствах-участниках при условии, что:

Статья 2

Очередность удовлетворения и последствия ипотек и обременений

Статья 3

Переход права собственности или изменение регистрации

2. Без ущерба для положений пункта 5 статьи 12 судно, вносимое или внесенное в реестр в Государстве-участнике, не подлежит регистрации в другом Государстве-участнике, за исключением случаев, когда:

a) первое государство выдало свидетельство, удостоверяющее, что судно исключено из реестра; или

b) первое государство выдало свидетельство, удостоверяющее, что судно будет незамедлительно исключено из реестра в тот момент, когда будет произведена новая регистрация. Дата исключения из реестра является датой новой регистрации судна.

Статья 4

Морские залоги

1. Каждый из следующих видов требований к собственнику, фрахтователю по димайз-чартеру, управляющему или оператору судна обеспечивается морским залогом в отношении судна:

a) требования в отношении заработной платы и других сумм, причитающихся капитану, командному составу и другим членам экипажа судна в связи с их работой на судне, включая расходы по репатриации и взносы в фонд социального страхования, выплачиваемые от их имени;

b) требования в связи с гибелью или телесными повреждениями на суше или на воде, если они непосредственно связаны с эксплуатацией судна;

c) требования в отношении вознаграждения за спасение судна;

d) требования в отношении выплаты портовых сборов, сборов за пользование каналами и другими водными путями и лоцманских сборов;

е) требования, вытекающие из гражданских правонарушений, связанных с нанесением материального ущерба или вреда в процессе эксплуатации судна, за исключением утраты или повреждения груза, контейнеров или багажа пассажиров, перевозимых на судне.

2. Никакой морской залог не устанавливается в отношении судна для обеспечения требований, указанных в подпунктах b) и e) пункта 1, которые вытекают из или возникают в результате:

а) ущерба в связи с перевозкой нефти или других опасных или вредных веществ морем, компенсация за который выплачивается предъявителям требований в соответствии с международными конвенциями или национальным законодательством, предусматривающими строгую ответственность и обязательное страхование или другие средства обеспечения требований; или

b) радиоактивных свойств или комбинации радиоактивных свойств с токсичными, взрывчатыми или другими опасными свойствами ядерного топлива или радиоактивных продуктов или отходов.

Статья 5

Очередность удовлетворения морских залогов

2. Морские залоги, указанные в статье 4, удовлетворяются в том порядке, в котором они перечислены, при том, однако, условии, что морские залоги, служащие обеспечением требований в отношении вознаграждения за спасение судна, имеют приоритет перед всеми другими морскими залогами, установленными в отношении судна до момента совершения операций, в результате которых возникают указанные залоги.

3. Морские залоги, указанные в каждом из подпунктов a), b) d) и e) пункта 1 статьи 4, имеют одинаковую очередность удовлетворения в отношении друг друга.

4. Морские залоги, служащие обеспечением требований в отношении вознаграждения за спасение судна, удовлетворяются в порядке, обратном времени возникновения обеспеченных ими требований. Такие требования считаются возникшими с момента завершения каждой спасательной операции.

Статья 6

Другие морские залоги

Каждое государство-участник может в своем законодательстве предусмотреть другие морские залоги в отношении судов для обеспечения требований к собственнику, фрахтователю по димайз-чартеру, управляющему или оператору судна, помимо требований, о которых говорится в статье 4, при условии, что такие залоги:

a) регулируются положениями статей 8, 10 и 12;

i) по истечении шести месяцев с момента возникновения обеспеченных ими требований, если только до истечения этого срока судно не было арестовано, причем такой арест вызвал принудительную продажу; или

ii) по истечении 60 дней после продажи судна добросовестному покупателю, при этом данный срок начинает исчисляться с даты регистрации продажи в соответствии с законодательством государства, в котором судно регистрируется после продажи;

в зависимости от того, какой срок истекает раньше; и

Статья 7

Права удержания

1. Каждое Государство-участник может предусмотреть в своем законодательстве право удержания в отношении судна, находящегося во владении:

а) судостроительного предприятия - для обеспечения требований в связи с постройкой судна; или

b) судоремонтного предприятия - для обеспечения требований в связи с ремонтом судна, включая его реконструкцию, произведенным в период такого владения.

2. Действие такого права удержания прекращается, как только судно перестает находиться во владении судостроительного или судоремонтного предприятия, за исключением случаев ареста.

Статья 8

Особенности морских залогов

С учетом положений статьи 12 морские залоги следуют за судном независимо от любого перехода права собственности или изменения регистрации или флага.

Cтатья 9

Погашение морских залогов в связи с истечением срока давности

1. Морские залоги, указанные в статье 4, погашаются по истечении одного года, если только до истечения этого срока судно не было арестовано, причем такой арест вызвал принудительную продажу.

2. Годичный срок, упомянутый в пункте 1, начинает исчисляться:

а) в отношении морского залога, указанного в пункте 1 а) статьи 4, с момента увольнения с судна лица, предъявляющего требования;

b) в отношении морских залогов, указанных в пункте 1 b)-e) статьи 4, с момента возникновения обеспеченных ими требований; и не может быть приостановлен или прерван при том, однако, условии, что в него не засчитывается период, в течение которого арест судна не допускается законом.

Статья 10

Уступка и суброгация

1. Уступка или суброгация требования, обеспеченного морским залогом, влечет одновременную уступку или суброгацию такого морского залога.

2. Не может производиться суброгация предъявителей требований, обеспеченных морскими залогами, в отношении возмещения, причитающегося собственнику судна на основании договора страхования.

Статья 11

Уведомление о принудительной продаже

1. До принудительной продажи судна в Государстве-участнике компетентный орган такого Государства-участника обеспечивает, чтобы в соответствии с настоящей статьей было направлено уведомление:

a) органу, ведающему реестром в государстве регистрации;

2. Такое уведомление направляется не менее чем за 30 дней до принудительной продажи и содержит:

a) информацию о времени и месте принудительной продажи и такие сведения, касающиеся принудительной продажи или процедур, ведущих к принудительной продаже, которые орган Государства-участника, выполняющий эти процедуры, посчитает достаточными для защиты интересов лиц, имеющих право на уведомление; или,

b) если место и время принудительной продажи не могут быть точно определены, информацию о примерном времени и предполагаемом месте принудительной продажи и такие сведения, касающиеся принудительной продажи, которые орган Государства-участника, выполняющий эти процедуры, посчитает достаточными для защиты интересов лиц, имеющих право на уведомление. Если направляется уведомление в соответствии с подпунктом b), то дополнительное уведомление о фактическом времени и месте принудительной продажи направляется после того, как они станут известны, но в любом случае не позднее чем за семь дней до принудительной продажи.

3. Уведомление, упомянутое в пункте 2 настоящей статьи, составляется в письменной форме и направляется либо заказной почтой, либо с помощью любых электронных или других соответствующих средств, предусматривающих подтверждение получения, заинтересованным лицам, указанным в пункте 1, если о них имеется информация. Кроме того, уведомление осуществляется путем объявления в печати в государстве, где производится принудительная продажа, и, по усмотрению органа, осуществляющего принудительную продажу, в других публикациях.

Статья 12

Последствия принудительной продажи

a) в момент продажи судно находится в пределах юрисдикции этого государства; и

b) продажа совершена в соответствии с законодательством указанного государства и положениями статьи 11 и настоящей статьи.

2. Издержки и расходы, возникающие в связи с арестом и последующей продажей судна, оплачиваются из средств, полученных от продажи, в первую очередь. Такие издержки и расходы включают, в частности, расходы по содержанию судна и экипажа, а также заработную плату, другие суммы и расходы, указанные в пункте 1 а) статьи 4 и возникшие с момента ареста. Остаток полученных средств распределяется в соответствии с положениями настоящей Конвенции в пределах, необходимых для удовлетворения соответствующих требований. После удовлетворения требований всех предъявителей возможные остающиеся средства выплачиваются собственнику и свободно переводятся.

3. Государство-участник может предусмотреть в своем законодательстве, что в случае принудительной продажи севшего на мель или затонувшего судна, которое было удалено государственным органом в интересах безопасности судоходства или защиты морской среды, связанные с таким удалением расходы оплачиваются из средств, полученных от продажи, до удовлетворения всех других требований, обеспеченных морским залогом в отношении судна.

4. Если в момент принудительной продажи судно находится во владении судостроительного или судоремонтного предприятия, которое в соответствии с законодательством Государства-участника, где осуществляется продажа, имеет право удержания, то такое судостроительное или судоремонтное предприятие должно отказаться от владения судном в пользу покупателя, но при этом оно имеет право получить удовлетворение своего требования из средств, вырученных от продажи, после удовлетворения требований держателей морских залогов, упомянутых в статье 4.

6. Государства-участники обеспечивают фактическое наличие и свободный перевод любых средств, полученных от принудительной продажи.

Статья 13

Сфера применения

2. Ничто в настоящей Конвенции не создает каких-либо прав и не служит основанием для принудительного осуществления каких-либо прав в отношении любого судна, принадлежащего государству или эксплуатируемого им и используемого только для государственной некоммерческой службы.

Статья 14

Связь между Государствами-участниками

Для целей статей 3, 11 и 12 компетентные органы Государств-участников уполномочены вступать в непосредственный контакт друг с другом.

Статья 15

Коллизия конвенций

Ничто в настоящей Конвенции не затрагивает применения какой-либо международной конвенции, предусматривающей ограничение ответственности, или национального законодательства, вводящего ее в действие.

Статья 16

Временная перемена флага

c) Государство регистрации требует, чтобы в его реестре была запись с указанием государства, под флагом которого судну временно разрешено плавать; аналогичным образом государство, под флагом которого судну временно разрешено плавать, требует, чтобы орган, ведающий учетом судна, сделал в реестре запись с указанием государства регистрации.

e) Уведомление, о котором говорится в статье 11, направляется также компетентному органу, ведающему учетом судна в государстве, под флагом которого судну временно разрешено плавать.

f) По предъявлении упомянутого в пункте 5 статьи 12 свидетельства об исключении из реестра компетентный орган, ведающий учетом судна в государстве, под флагом которого ему временно разрешено плавать, по просьбе покупателя выдает свидетельство о том, что право плавать под флагом этого государства аннулировано.

g) Ничто в настоящей Конвенции не должно толковаться как налагающее на Государства-участники какие-либо обязательства в отношении разрешения иностранным судам временно плавать под их флагом или национальным судам временно плавать под иностранным флагом.

Статья 17

Депозитарий

Настоящая Конвенция сдается на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.

Статья 18

Подписание, ратификация, принятие, утверждение и присоединение

1. Настоящая Конвенция открыта для подписания любым государством в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке с 1 сентября 1993 года по 31 августа 1994 года, а после этой даты остается открытой для присоединения.

2. Государства могут выразить свое согласие быть связанными настоящей Конвенцией путем:

a) подписания без оговорки о ратификации, принятии или утверждении;

b) подписания с оговоркой о ратификации, принятии или утверждении с последующей ратификацией, принятием или утверждением; или

3. Ратификация, принятие, утверждение или присоединение осуществляются путем сдачи соответствующего документа на хранение депозитарию.

Статья 19

Вступление в силу

1. Настоящая Конвенция вступает в силу через 6 месяцев после даты, на которую 10 государств выразят свое согласие быть связанными ею.

2. Для государства, которое выразило свое согласие быть связанным настоящей Конвенцией после выполнения условий для ее вступления в силу, такое согласие приобретает силу через 3 месяца после даты выражения такого согласия.

Статья 20

Пересмотр и внесение поправок

1. Конференция Государств-участников для пересмотра или внесения поправок в настоящую Конвенцию созывается Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций по просьбе одной трети Государств-участников.

2. Любое согласие быть связанным настоящей Конвенцией, выраженное после даты вступления в силу поправки к настоящей Конвенции, считается относящимся к Конвенции с этой поправкой.

Статья 21

Денонсация

1. Любое Государство-участник может денонсировать настоящую Конвенцию в любое время после даты вступления в силу настоящей Конвенции для этого государства.

2. Денонсация осуществляется путем сдачи на хранение депозитарию документа о денонсации.

3. Денонсация вступает в силу через один год или такой более длительный период времени, который может быть указан в документе о денонсации, после получения депозитарием документа о денонсации.

Статья 22

Языки

Настоящая Конвенция составлена в одном экземпляре на английском, арабском, испанском, китайском, русском и французском языках, причем все тексты являются равно аутентичными.

Совершено в Женеве шестого мая одна тысяча девятьсот девяносто третьего года.

В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные своими соответствующими правительствами, подписали настоящую Конвенцию.

1. Ипотека судна или строящегося судна устанавливается в целях обеспечения денежного обязательства договором собственника судна или строящегося судна (залогодателя) и кредитора (залогодержателя) с последующей регистрацией ее в соответствии с процедурными правилами, установленными положениями КТМ РФ.


Залогодателем ипотеки судна или строящегося судна может быть с согласия его собственника также лицо, имеющее на него право хозяйственного ведения.

Если иное не предусмотрено договором, ипотека судна распространяется на принадлежности судна, принадлежащие тому же собственнику, что и судно, а также на страховое возмещение, причитающееся по договору морского страхования судна на условиях ответственности за гибель судна и его повреждение. Ипотека судна не распространяется на фрахт.

В случае, если иное не предусмотрено договором, ипотека строящегося судна распространяется на материалы и оборудование, которые предназначены для его постройки, находятся в месте расположения судостроительной организации и четко идентифицированы посредством маркировки или иным способом, а также на страховое возмещение, причитающееся по договору морского страхования строящегося судна на условиях ответственности за гибель и повреждение строящегося судна.

Если же предметом ипотеки являются два или более судов либо строящихся судов, то каждое из них в отдельности или при отсутствии соглашения о размере обеспечения обязательства каждым судном в отдельности они все вместе служат обеспечением обязательства в полном размере.

Реестр строящихся судов , которые после постройки считаются морскими судами, ведется соответственно в морских торговых портах, расположенных вблизи судостроительных организаций. Правила регистрации прав на строящиеся суда в морских торговых портах утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

3. Ипотека судна или строящегося судна регистрируется на основании заявления залогодателя после регистрации права собственности на тот или другой из упомянутых двух объектов. В заявлении должны быть указаны:

  • данные, идентифицирующие судно (название судна, порт или место его регистрации, регистровый номер, тип, класс, тоннаж судна) или строящееся судно (место, в котором осуществляется постройка судна, построечный номер, тип судна, длина киля, другие основные размерения, регистрационный номер);
  • имя и адрес залогодержателя ипотеки;
  • имя и адрес залогодержателя и сведения о том, что ипотека установлена на предъявителя;
  • максимальный размер обязательства, обеспеченного ипотекой, при установлении ипотеки на два или более судов либо строящихся судов;
  • размер, в котором обязательство обеспечивается каждым судном в отдельности при наличии соглашения об этом заинтересованных сторон;
  • дата окончания ипотеки судна или строящегося судна.

К заявлению прилагается договор об ипотеке с указанными в нем документами. До регистрации ипотеки проводится правовая экспертиза документов, необходимых для регистрации ипотеки.

Орган регистрации ипотеки вправе отказать в ее регистрации, если такой договор либо прилагаемые к нему документы не соответствуют требованиям регистрации.
Ипотека регистрируется на день получения упомянутым выше органом заявления о регистрации.

Орган регистрации ипотеки должен выдать залогодержателю и залогодателю свидетельство о регистрации установленного образца в соответствии с записями, содержащимися в Государственном судовом реестре, судовой книге или реестре строящихся судов. Плата за регистрацию и порядок предоставления информации о таких судах устанавливается Правительством РФ.

Залогодержатель обязан принимать надлежащие меры по сохранению и поддержанию судна или строящегося судна, обеспеченных ипотекой. Невыполнение такой обязанности ведет к значительному обесценению названных объектов, залогодержатель вправе принудительно осуществить ипотеку даже при ненаступлении срока исполнения обязательства.

6. При неисполнении залогодателями обязательства по оплате долга обремененное ипотекой судно или строящееся судно может быть продано на основании решения суда по месту нахождения арестованного судна или арестованного строящегося судна.

Извещение о принудительной продаже направляется в перечисленные адреса не менее чем за 30 дней до принудительной продажи и должно содержать:

  • сведения о времени и месте принудительной продажи и такие сведения, которые касаются принудительной продажи или ведущих к принудительной продаже процедур и которые должны знать лица, имеющие право на извещение, в целях защиты своих интересов;
  • в случае, если время и место принудительной продажи не могут быть точно определены, сведения о примерном времени и предполагаемом месте принудительной продажи и другие касающиеся этого и достаточные для защиты, интересов заинтересованных лиц, сведения.

Если извещение направляется в соответствии с изложенными правилами, дополнительное извещение о фактическом месте и времени принудительной продажи направляется после того, как они станут известны, но не позднее чем за 7 дней до принудительной продажи.

Расходы, понесенные в связи с арестом и последующей продажей указанных объектов, в первую очередь оплачиваются за счет суммы, вырученной от их продажи. Такие расходы включают в себя, в частности, понесенные с момента ареста убытки на содержание судна и членов экипажа, заработную плату, другие суммы и расходы.

Остаток полученной суммы распределяется в соответствии с правилами, приводимыми в соответствующих статьях КТМ РФ, в той мере, в какой это необходимо для удовлетворения соответствующих требований. После удовлетворения требований всех лиц, предъявивших их, сумма, вырученная от принудительной продажи, если она остается, возвращается собственнику объекта и может свободно переводиться.

8. Ипотека судна или строящегося судна прекращается при:

/"Бизнес - адвокат", N 8, 2001/
Закон предусматривает целый ряд мер, направленных на защиту интересов залогодержателя в случае ненадлежащего обеспечения сохранности заложенного судна залогодателем. Так, если невыполнение залогодателем обязанности по обеспечению сохранности и поддержанию судна (строящегося судна) ведет к значительному его обесцениванию, залогодержатель вправе согласно ст. 382 КТМ РФ "принудительно осуществить ипотеку судна или строящегося судна, даже при ненаступлении срока исполнения обязательства". Очевидно, под "принудительным осуществлением ипотеки судна" закон понимает предъявление залогодателю требования о досрочном погашении за должника его долга перед кредитором по основному обязательству (если же залогодателем является сам должник, такое требование, естественно, адресуется должнику - залогодателю).
Нормы, обеспечивающие интересы залогодержателя в случае ненадлежащего исполнения залогодателем обязанностей, связанных с сохранностью судна, содержатся, помимо КТМ РФ, в Законе N 102-ФЗ. Так, залогодержатель вправе потребовать от должника досрочного исполнения обеспеченного ипотекой обязательства в следующих случаях: 1) при нарушении правил пользования заложенным имуществом (применительно к судну это будет, очевидно, нарушение правил эксплуатации); 2) при нарушении правил содержания или ремонта (для судна это может быть, например, непринятие мер по своевременному подтверждению класса регистра судна, в т.ч. - вследствие необеспечения судна необходимым специальным оборудованием); 3) при нарушении обязанности по сохранению судна (это может иметь место, в частности, при непринятии мер по спасанию судна, несоблюдении правил пожарной безопасности и т.п.). Однако следует иметь в виду, что право потребовать досрочного исполнения обязательства по этим основаниям у залогодержателя возникает лишь тогда, когда нарушение залогодателем названных обязанностей создает угрозу утраты или повреждения заложенного судна.
Вместе с тем Закон предусматривает два случая, когда нарушение залогодателем своих обязанностей, связанных с обеспечением сохранности судна, дает залогодержателю право потребовать досрочного исполнения основного обязательства, независимо от того, повлекло ли такое нарушение угрозу утраты или повреждения заложенного судна. Имеются в виду обязанность залогодателя по страхованию заложенного судна, а также необоснованный отказ залогодержателю в проверке судна (ст. 35 Закона N 102-ФЗ). Залогодатель обязан заботиться не только о физической сохранности и надлежащем техническом состоянии судна, но и принимать все необходимые меры по защите его от возможных посягательств со стороны иных лиц. Так, если к залогодателю иными лицами будут предъявлены требования о признании права собственности или иных прав на судно, о его изъятии или обременении либо иные требования, удовлетворение которых может повлечь уменьшение стоимости или ухудшение судна, залогодатель обязан немедленно уведомить об этом залогодержателя. При предъявлении к залогодателю соответствующих исков он обязан привлечь к участию в деле залогодержателя. Закон (ст. 33) прямо обязывает залогодателя использовать все законные способы защиты своих прав, предусмотренные законом. В случае же если залогодатель отказался от защиты своих прав на заложенное судно либо не осуществляет ее, залогодержатель вправе сам принять на себя все законные меры по защите прав залогодателя на судно (даже без специальной доверенности) и потребовать от залогодателя возмещения понесенных в связи с этим расходов.
К числу важных гарантий обеспечения прав кредитора - залогодержателя можно отнести и обязанность залогодателя предупреждать залогодержателя обо всех известных ему (залогодателю) правах третьих лиц на предмет ипотеки (праве аренды, залога и других) к моменту ее государственной регистрации. Извещение залогодержателя о правах третьих лиц на закладываемое судно должно быть сделано в письменной форме. Если залогодатель не предупредил залогодержателя о правах третьих лиц на судно, залогодержатель вправе потребовать досрочного исполнения обеспеченного ипотекой обязательства.
Еще одной важной особенностью ипотеки судов (как и залога иных объектов, относящихся к недвижимому имуществу) является возможность удостоверить ипотеку судна специальной именной ценной бумагой - закладной (ст. ст. 13 - 18 Закона). Закладная удостоверяет следующие права ее владельца: 1) право залога на указанное в договоре об ипотеке имущество; 2) право на получение исполнения по денежному обязательству, обеспеченному ипотекой. Это означает, что лицо, поименованное в закладной, вправе путем предъявления одной лишь закладной получить от должника исполнение по обеспеченному ипотекой обязательству. При этом каких-либо иных доказательств существования этого обязательства не требуется, но к форме и содержанию закладной предъявляются жесткие требования. Отсутствие в закладной каких-либо сведений, предусмотренных законом, лишает ее статуса ценной бумаги.
Закон устанавливает приоритет сведений, содержащихся в закладной, даже перед содержанием договора об ипотеке и договора, исполнение которого обеспечено ипотекой: при несоответствии закладной указанным договорам верным считается содержание закладной. Преимущества удостоверения ипотеки закладной в сравнении с обычным

Читайте также: