Индивидуальный персонифицированный учет судебные решения

Обновлено: 23.04.2024

Нередко организациям вменяют какие-либо санкции за правонарушения в области персонифицированного учета. Какие меры ответственности могут грозить им за нарушение сроков регистрации, непредставление сведений или небрежность при исчислении и уплате страховых взносов?

Кого учитывают

Кто платит взносы

К застрахованным лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы , относятся следующие категории физических лиц:

  • индивидуальные предприниматели,
  • адвокаты,
  • медиаторы,
  • нотариусы, занимающиеся частной практикой,
  • арбитражные управляющие,
  • оценщики,
  • патентные поверенные,
  • иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на ОПС в фиксированном размере в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (абзац пятый ст. 1 Закона № 27-ФЗ).

Страхователями являются (абзац четвертый ст. 1 Закона № 27-ФЗ):

  • юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения;
  • международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Законом № 167-ФЗ);
  • семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Для целей ведения персонифицированного учета к страхователям приравнены органы службы занятости населения в отношении безработных, а также организации, в которых лица, осужденные к лишению свободы, привлекаются к оплачиваемому труду.

Ежегодное представление сведений

Одной из обязанностей страхователей, установленной ст. 15 Закона № 27-ФЗ, является представление в установленной срок органам ПФ РФ сведений о застрахованных лицах.

Страхователь-работодатель ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены Законом № 27-ФЗ), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения (п. 2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ):

  • страховой номер индивидуального лицевого счета;
  • фамилию, имя и отчество;
  • дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому начисляются страховые взносы;
  • дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому начисляются страховые взносы;
  • периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
  • суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
  • периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
  • документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Вышеуказанные сведения о застрахованном лице, подавшем заявление о назначении страховой пенсии или страховой и накопительной пенсий, страхователь представляет в течение 3 календарных дней со дня обращения застрахованного лица к страхователю.

Что надо сообщать ежемесячно

Работодатель обязан ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представлять о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения (п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ):

  • страховой номер индивидуального лицевого счета;
  • фамилию, имя и отчество;
  • идентификационный номер налогоплательщика.

Если дата отчета пришлась на выходной

Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК РФ).

Договор ГПХ, прием на работу, перевод, увольнение

Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на ОПС, сумме начисленных страховых взносов на ОПС в составе расчета по страховым взносам в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Указанные сведения представляются в налоговые органы по месту учета страхователя (п. 2.3 ст. 11 Закона № 27-ФЗ).

Указанные в п. 2.4 ст. 11 Закона № 27-ФЗ сведения представляются (п. 2.5 ст. 11 Закона № 27-ФЗ) с 01.01.2021:

Предоставление сведений в электронной форме

Формирование сведений о трудовой деятельности в форме электронного документа осуществляется страхователем с использованием программно-технических средств, применяемых им для автоматизации своей деятельности, или с использованием электронного сервиса, предоставленного на безвозмездной основе ПФ РФ.

Сведения о трудовой деятельности, составляющие в соответствии с законодательством РФ государственную тайну, и документы, содержащие такие сведения, представлению в органы ПФ РФ не подлежат.

Ответственность за непредставление сведений

Страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных Законом № 27-ФЗ достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

За непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2–2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ, к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица (ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

За несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных Законом № 27-ФЗ, к применяются финансовые санкции в размере 1000 руб.

При выявлении нарушений

При обнаружении в представленных сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными и имеющимися у ПФР сведениями тот направит уведомление об устранении расхождений в течение 5 рабочих дней. Уведомление вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ч. 5 ст. 17 Закона № 27-ФЗ). В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения считается 6-й день, считая с даты его отправления.

При выявлении наказуемого правонарушения должностным лицом территориального органа ПФР, установившим правонарушение, составляется и подписывается акт. В течение 5 дней с даты подписания он должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде. В случае направления акта заказным письмом датой его вручения считается 6-й день, считая с даты отправления.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего правонарушение, лицо, совершившее его, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. К письменным возражениям следует приложить документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность возражений.

По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа ПФР выносит решение:

  • о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.

Привлечение к ответственности

Решение о привлечении к ответственности или решение об отказе в привлечении к ответственности в течение 5 дней после дня его вынесения направляется лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю). Решение вручается лично под расписку, может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления заказным письмом датой вручения этого решения считается 6-й день, считая с даты отправления.

Решение о привлечении к ответственности или решение об отказе в привлечении к ответственности вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).

Лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение 3 месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящий орган ПФР (ч. 14 ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности страхователю направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.

Взыскание финансовых санкций

Взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных ст. 17 Закона № 27-ФЗ, производится территориальными органами ПФР в судебном порядке. Они обращаются в суд с заявлением, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3000 руб., за исключением случая, предусмотренного ч. 20 названной статьи (ч. 18 ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

Если в течение 3 лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом ПФР при расчете их общей суммы, подлежащей взысканию, она превысит 3000 руб., он в течение 6 месяцев обратится в суд (ч. 19 ст. 17 Закона № 27-ФЗ). Если же сумма не превысит 3000 руб., он обратится в суд в течение 6 месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (ч. 20 ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

Обращаем ваше внимание, что страхователь не может быть привлечен к ответственности за совершение правонарушения, если со дня, когда территориальный орган ПФР узнал или должен был узнать о нем, до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло 3 года (срок давности).

Административная ответственность

За непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений о трудовой деятельности (п. 2.1 ст. 6 Закона № 27-ФЗ) страхователь или его должностное лицо привлекается к административной ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. 24 ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено п. 3, 4 и 6 ст. 5.27 КоАП РФ и ст. 5.27.1 КоАП РФ, на основании п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ влечет предупреждение или наложение административного штрафа на:

  • должностных лиц – от 1000 руб. до 5000 руб.;
  • лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 1000 руб. до 5000 руб.;
  • юридических лиц – от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб.

Совершение указанного административного правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа (п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ) на:

  • должностных лиц – от 10 тыс. руб. до 20 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;
  • лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 10 тыс. руб. до 20 тыс. руб.;
  • юридических лиц – от 50 тыс. руб. до 70 тыс. руб.

Ответственность за нарушение порядка и сроков представления сведений (документов) индивидуального (персонифицированного) учета в органы ПФР предусмотренаст. 15.33.2 КоАП РФ.

Так, непредставление в установленный срок либо отказ от представления в органы ПФР оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влекут ответственность в виде штрафа на должностных лиц от 300 руб. до 500 руб.

За непредставление в установленный Законом № 27-ФЗ срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.1 ст. 6 Закона № 27-ФЗ, то есть сведений о трудовой деятельности, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от 300 руб. до 500 руб.

Административная ответственность, установленная ст.15.33.2 КоАП РФ в отношении должностных лиц, применяется к лицам, указанным в ст. 2.4 КоАП РФ, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Напоминаем, что с 27.12.2019 индивидуальные предприниматели были исключены из круга лиц, привлекаемых к административной ответственности за нарушение порядка и сроков предоставления информации в ПФР. С указанной даты за нарушения в сфере персонифицированного учета индивидуальные предприниматели привлекаются к ответственности в соответствии со ст. 17 Закона № 27-ФЗ.

В завершение обратимся к Определению КС РФ от 28.05.2020 № 1119-О, где рассматривался вопрос о конституционности ст. 15.33.2 КоАП РФ. Со ссылкой на Определение КС РФ от 29.01.2019 № 253-О он отметил: наряду с закрепленными в Законе № 27-ФЗ мерами государственного принуждения в отношении страхователей (ч. 3 ст. 17), нацеленными на обеспечение исполнения обязанностей, связанных с ведением персонифицированного учета, ст. 15.33.2 КоАП РФ предусматривает также административную ответственность должностных лиц за непредставление в установленный законодательством о таком учете срок либо отказ от представления в органы ПФ РФ оформленных в надлежащем порядке сведений (документов), необходимых для такого учета, а равно их представление в неполном объеме или искаженном виде.

Указанное правовое регулирование, предусматривающее меры ответственности за нарушение требований законодательства как для страхователей, так и для должностных лиц, призванных непосредственно осуществлять ведение такого учета на предприятии, своевременно представлять необходимую информацию органам ПФ РФ, действуя в качестве правоохранительного механизма, способствует реализации права граждан на социальное обеспечение.

Такое регулирование не препятствует тому, чтобы правоприменительные органы при принятии решений исследовали и оценивали реальные обстоятельства, не ограничиваясь установлением только формальных оснований применения закона. Судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, не лишены возможности освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ).

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Вы – работодатель, имеющий наемных сотрудников? В таком случае, вам приходится ежемесячно сотрудничать с Пенсионным Фондом. Не миновать тесного общения также, если сотрудники были у вас в том году, за который вы отчитываетесь в государственные органы. ПФР аккумулирует специфические сведения обо всех трудоустроенных гражданах, а обязанность обновлять учетные данные лежит на работодателе.

  • В какой форме подавать эти сведения
  • Как часто это необходимо делать?
  • В какой орган предоставлять информацию?

В новом году в законодательстве вступят в силу серьезные перемены, которые потребуют от предпринимателей и бухгалтеров менять устоявшиеся привычки. Что именно ждет их относительно персонифицированного учета, разбираемся в этом материале.

Часть обязательной отчетности

Все наемные работники должны получить регистрацию в ПФР – стать застрахованным лицом. Оформить и проконтролировать этот процесс – обозначенная в законе обязанность работодателя.

Индивидуальный, он же персонифицированный учет – это система регистрации информации, производимой в Пенсионном Фонде РФ, касающейся страховой и накопительной долей будущей пенсии всех работников.

Для чего нужен этот тип учета

Все работники организации, получившие страхование в ПФР, обладают в ней индивидуальным лицевым счетом, номер которого (СНИЛС) является постоянным. В общей части этого счета указываются анкетные данные и информация, касающаяся трудового стаж.

В этих данных возможны периодические изменения: человек переезжает, повышает квалификацию, а соответственно, и оклад, иногда меняет личные данные. Поэтому информацию нужно постоянно контролировать и, при необходимости, обновлять.

Поэтому работодатель обязан с оговоренной в законодательных актах периодичностью подавать соответствующую информацию обо всех своих сотрудниках в органы надзора и контроля.

Перемены-2017

Бланки для подачи отчетности по индивидуальному учету

Информация, касающаяся персонифицированного учета, отражается в специальном расчете страховых взносов. Раньше для этого предусматривался отдельный бланк по форме РСВ-1. В этом бланке отмечаются взносы в ПФР, выполненные работодателем для каждого наемного работника с каждой зарплаты.

Кроме данного бланка, нужно было подготовить следующие документы:

  • перепись информации, поданной в ПФР — форма АДВ-6-2;
  • перечисление документов, переданный в ПФР — форма АДВ-6-3;
  • данные о страховых взносах в течение страхового стажа — форма СЗВ-6-1;
  • реестр взносов и сведения о стаже застрахованных — форма СЗВ-6-2.

С 2017 года, согласно Приказа ФНС от 10 октября 2016 года № ММВ-7-11/551, введена единая форма для всех страховых взносов, объединяющая в себе 4 своих раздельных предшественницы – РСВ-1, 4-ФСС, РСВ-2, РВ-3.

Что писать в отчете

Бланк для единого расчета предусматривает отражение в нем следующих данных:

  • информация об обязанностях плательщика взносов;
  • соответствующие суммы начислений по взносам;
  • выплаты по соцстраху в связи с больничными, материнством и другими обозначенными в законе поводами;
  • подробный расчет выплат за счет средств федерального бюджета;
  • личные данные застрахованных (ФИО, СНИЛС, ИНН).

ВАЖНО! Если в фирме за отчетный период по спискам числилось менее 25 наемных сотрудников, за которых производились страховые отчисления в ПФР, то допустима сдача этого отчета в бумажном варианте. Если персонал более многочислен, подавать отчет о нем необходимо в электронной форме.

Как часто сдавать

Отчетность по данному виду учета до сих пор сдавалась в ПФР каждые три месяца. В год необходимо было подать 4 таких отчета, каждый не позже середины следующего за кварталом месяца.

Так было до сих пор, однако, в грядущем году ожидаются перемены. Последний годовой отчет должен быть сдан, как положено, до 20 февраля следующего года, а дальше следует учитывать законодательные изменения в сроках. Ежеквартальный отчетный период остается в силе, а для сдачи отчетности предпринимателям дается время до 30 числа следующего за отчетным периодом месяца.

  1. Первый расчет по 2017 году нужно будет сдать по итогам первого квартала – до 2 мая 2017 года, так как расчетное 30 апреля приходится на воскресенье, а следующий день – 1 мая – государственный выходной.
  2. За полугодие нужно отчитаться не позднее 1 июля, поскольку 30 июня – воскресенье.
  3. За 3 квартал отчет потребуется до 30 октября.
  4. Для годового отчета потребуется подготовить документы к 30 января 2018 года.

Кому сдавать

Если раньше персонифицированный учет предоставлялся исключительно в ПФР, то с 2017 года часть функций контроля и администрирования взяла на себя ФНС. Поэтому теперь нужно будет подавать расчеты в оба этих органа:

  • в ПФР – ежеквартально форму СЗВ-М (сведения о застрахованных) – до середины следующего за отчетным месяца;
  • в ИНФС – ежеквартально Единый расчет (новая единая форма) – до 30 числа после каждого квартала.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 2017 года потребуется ежегодный переучет сведений персонифицированного учета, впервые его нужно будет сдать за целый 2017 год. Сроки для сдачи ограничивают предпринимателя 1 марта следующего года, так что первый такой отчет поступит в ПФР только в 2018 году. Форма для него еще не разработана.

Что хотят знать ФНС и ПФР касательно персонифицированного учета

Бланк формирует работодатель, но ему необходима соответствующая информация от каждого сотрудника.

Нужно предоставить ряд сведений не только о каждом человеке из наемного персонала, но и по самому работодателю.

Согласно действующему законодательству все работодатели обязаны предоставлять в Пенсионный фонд РФ данные о своих сотрудниках. Они касаются начисленных сумм, переводимых на индивидуальные лицевые счета наемных работников предприятия. Законом определяются правила учета данных, касающихся пенсионных накоплений, по каждому гражданину в отдельности.

Определение персонифицированного учета

Персонифицированный учет в нашей стране − это система, в которой собраны все сведения о накопительной и страховой частях будущих пенсий. Он создан Пенсионным фондом РФ, поэтому управление производится им же. Сюда же нужно подавать соответствующие отчеты.

С момента, когда человек начинает свою трудовую деятельность, в Пенсионном фонде РФ на него открывается индивидуальный лицевой счет. За всю трудовую деятельность на нем собираются данные о стаже человека. Таким образом, в руках работника − управление собственным счетом. При начислении пенсии будет действовать следующий принцип: чем больше средств накоплено, тем больше размер пенсии.

Основными задачами, возложенными на организацию и ведение персонифицированного учета, являются:

  • формирование в стране единой инфосистемы, которая содержит самые актуальные сведения о застрахованных лицах;
  • обеспечение прозрачности сведений по начислению накопительных и страховых взносов;
  • постоянное обновление базы актуальными достоверными данными, получаемыми от работодателей.

Главными функциями персонифицированного пенсионного учета являются:

Порядок ведения и предоставления сведений персонифицированного учета

В настоящее время порядок ведения персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах установлен Федеральным законом №27-ФЗ и Инструкцией, утвержденной Приказом Минтруда и социальной защиты РФ от 21.12.2016 г. №766н

· порядок регистрации в системе обязательного пенсионного страхования;

· порядок предоставления в территориальные органы Пенсионного фонда РФ сведений и застрахованных лицах и порядок приема данных сведений ответственными должностными лицами Фонда;

· порядок проверки и контроля достоверности сведений, предоставляемых в Фонд;

· правила ведения документооборота, хранения и уничтожения документов, содержащих сведения персонифицированного учета.

Страхователи обязаны предоставлять в территориальные органы Пенсионного фонда сведения о работниках (застрахованных лицах), необходимые для ведения персонифицированного учета. В соответствии с Федеральным законом № 27-ФЗ, страхователями являются все юридические лица (в т.ч. иностранные), их обособленные подразделения, а также индивидуальные предприниматели и граждане, осуществляющие свою деятельность на территории РФ и осуществляющие прием на работу по трудовым договорам или заключающие гражданско-правовые договоры, на вознаграждение по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы.

Согласно ст.11 Закона страхователь обязан предоставлять в органы ПФР сведения в отношении каждого работающего у него застрахованного лица (в т.ч. получающего вознаграждение по договорам гражданско-правового характера). В состав этих сведений включаются:

  • суммы заработной платы (дохода), на которые начислялись взносы на обязательное пенсионное страхование;
  • суммы начисленных страховых взносов.

Сведения предоставляются на бумажном носителе (страхователем лично или по почте) или в форме электронного документа.

Правлением ПФР принят ряд нормативно-правовых актов, утверждающих формы документов для регистрации и ведения персонифицированного учета, а также установлен порядок их заполнения и направления в органы Фонда.

Форма предоставления сведений о застрахованных лицах утверждена Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 г. № 83п (Форма СЗВ-М).

Форма СЗВ-М включает:

  • сведения о страхователе (реквизиты, регистрационный номер в ПФР, наименование, ИНН, КПП, отчетный период, тип формы);
  • сведения застрахованных лицах – фамилия, имя, отчество, страховой номер, ИНН (при наличии).

Постановлением Правления ПФР от 11.01.2017 г. № 2п утверждены формы документов для регистрации граждан системе обязательного пенсионного страхования и Инструкция по их заполнению.

В частности, Постановлением утверждены:

· Анкета застрахованного лица (АДВ-1);

· Страховое свидетельство государственного пенсионного (АДИ-1) и обязательного пенсионного страхования (АДИ-7);

· Опись документов, передаваемых страхователем в ПФР (АДВ-6-1);

· Сведения о трудовом стаже застрахованного лица за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования (СЗВ-К) и другие.

Инструкция по заполнению форм документов персонифицированного учета устанавливает подробный порядок заполнения и передачи данных в территориальные органы ПФР и содержит более 80 различных таблиц.

Сроки сдачи отчета по персонифицированному учету

Отчеты по персонифицированному учету сдаются в ПФ РФ по итогам каждого квартала. Срок сдачи документов − до 15-го числа второго месяца, который следует за отчетным кварталом.

Ответственность за нарушение порядка предоставления сведений персонифицированного учета

Финансовая отвественность

Сотрудники, ответственные за подачу указанных сведений, несут ответственность за их правильность и достоверность.

Контроль за достоверностью предоставляемых сведений осуществляется территориальными органами ПФР. При обнаружении ошибок и (или) их несоответствия сведениям, имеющимися у ПФР, а также при их несоответствии установленным формам и форматам, страхователю вручается уведомление об устранении ошибок (лично под расписку, по почте заказным письмом или в электронном виде). На устранение указанных ошибок страхователю отводится строк 5 рабочих дней.

За непредставление сведений в установленные сроки или представление неполных (недостоверных) сведений, а также неустранение ошибок руководители и должностные лица страхователей несут финансовую ответственность, установленную ст.17 с Федеральным законом № 27-ФЗ.

С 2016 года возлагается штраф на работодателей, которые:

  • несвоевременно подали отчет − в размере 5 % от суммы всех страховых взносов, которые были начислены за отчетный период. Штраф начисляется за каждый месяц просрочки. Его сумма не может быть меньше 1000 рублей и не может превышать 30 % от суммы начислений;
  • подали недостоверные сведения − в размере 5 % от квартальных отчислений. Но этот штраф взыскивается уже через суд.

Поэтому отчет нужно вести грамотно и корректно.

Помимо финансовой ответственности, стоит отметить, что лица, занимающиеся этим на предприятии, а также ответственные работники пенсионного фонда, которые кропотливо вводят данные в базу, решают судьбу будущих пенсий. От них зависит как корректность начислений, так и правильность ввода, а значит, и управление пенсионными накоплениями. В будущем это напрямую отразится на размере пенсий.

Помощь в ведении персонифицированного учета

Специалисты компании – это профессионалы высокой квалификации в сфере бухгалтерского учета, налогообложения, трудового законодательства и права. Имея огромный опыт ведения персонифицированного учета, мы гарантируем правильность и точность его составления на вашем предприятии и своевременное предоставление в органы ПФР. Передавая нам эту работу, вы можете быть уверены, что ведение персонифицированного учета на вашем предприятии будет соответствовать всем требованиям действующего законодательства.

Наши тарифы

1-20 сотрудников 150 руб. за каждого сотрудника
21-50 сотрудников 125 руб. за каждого сотрудника
51-100 сотрудников 100 руб. за каждого сотрудника
Свыше 100 сотрудников Цена договорная

Бухгалтерский учет может быть относительно простым, сложным и очень сложным, хотя принципы отражения финансово-хозяйственных операций в учетной системе едины для предприятий с различными видами деятельности и любой формы собственности.

Абзацем вторым пункта 6 Правил установлено, что при отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В обоснование заявленного требования указала, что органы пенсионного обеспечения отказывают ей в праве подтверждения трудового стажа до регистрации в системе Пенсионного фонда Российской Федерации по форме СЗВ-К со ссылкой на оспариваемый акт.

В судебном заседании заявитель поддержала свои требования, обосновывая их приведенными выше доводами.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (поручение от 6 марта 2013 г. №ВС-П12-1393).

Представители заинтересованного лица Маслова Л.В. и Горбков И.Е. возражали против удовлетворения заявления, указывая на то, что оспариваемое положение соответствует федеральному законодательству, права заявителя не нарушает и, кроме того, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации для подтверждения периодов работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ учитывают сведения, представленные по форме СЗВ-К.

Выслушав объяснения Ворониной СВ., представителей Правительства Российской Федерации, проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца (статья 66), к документам, связанным с работой, отнесены копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы, выписки из трудовой книжки, справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое (статья 62).

Установленный пунктом 6 Правил перечень документов, подтверждающий периоды работы, соответствует приведенным нормативным правовым положениям. Отсутствие в данном перечне формы СЗВ-К не нарушает права заявителя, поскольку перечень не является закрытым, что не исключает предоставление иных документов в подтверждение периодов работы, в том числе формы СЗВ-К.

Оспаривая пункт 6 Правил, Воронина СВ. фактически ставит вопрос о включении в названный перечень формы СЗВ-К для подтверждения периодов работы. Однако решение данного вопроса является прерогативой законодателя и не относится к полномочиям Верховного Суда Российской Федерации.

Неправильная правоприменительная практика, на что ссылается заявитель, не является основанием для признания оспариваемой нормы недействующей.

Учитывая, что оспариваемое постановление издано в пределах предоставленных Правительству Российской Федерации полномочий, пункт 6 Правил не противоречит федеральному законодательству, прав и свобод заявителя не нарушает, суд в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Ворониной [скрыто] о

признании недействующим абзаца второго пункта 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 555, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Читайте также: