Имеется ли процессуальная возможность подать жалобу на деяния адвоката

Обновлено: 18.04.2024

Адвокат — это специалист, которому мы доверяем решение самых важных проблем. Его услуги стоять недёшево, поэтому люди рассчитывают получить качественную юридическую помощь. Однако далеко не все адвокаты являются профессионалами своего дела. Если клиент остаётся недовольным оказанными услугами, у него есть право изложить все свои претензии в письменном виде. Для этого существует жалоба на адвоката.

Рассмотрим подробнее, что она собой представляет, как составляется и какие последствия влечёт.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Основания для подачи жалобы на адвоката

Важно понимать, что пожаловаться на адвоката возможно, если на то есть веские причины. В нормативах, регламентирующих функционирование института адвокатуры, прописано, что основанием для подачи жалобы может стать:

  • несоблюдение юристом требований несовместимости;
  • пренебрежение этикой правозащитников;
  • несохранение адвокатской тайны;
  • неисполнение либо непрофессиональное выполнение поставленных задач;
  • игнорирование решений органов адвокатского самоуправления;
  • мошенничество;
  • намеренное игнорирование каких-либо фактов по делу;
  • умышленное затягивание рассмотрения дела;
  • оскорбление клиента или иных участников процесса.


Содержание жалобы

Решая, как подать жалобу на адвоката, нужно для начала её грамотно написать. В инстанциях, которые вы пойдёте за защитой своих прав, могут представить образец, но несложно такую бумагу составить и самостоятельно. Её рассмотрит соответствующая инстанция, если содержание жалобы на адвоката будет таким:

  • наименование организации, куда подаётся документ;
  • данные автора документа;
  • сведения о правозащитнике (адрес, ФИО);
  • факт членства в адвокатском объединении;
  • реквизиты сделки об оказании правовой помощи либо ордера;
  • изложение нарушений, совершённых адвокатом;
  • описание всех обстоятельств по делу, что побудили заявителя написать жалобу;
  • доказательства вины адвоката;
  • перечень прилагаемых материалов.

Жалоба пишется в 2-х экземплярах, один из которых заявитель оставляет у себя. В случае подачи документа через представителя необходимо отметить сведения и о нём, а также приложить доверенность.


Куда обращаться

Исходя из обстоятельств дела и характера правонарушения, существует несколько инстанций, куда подаётся жалоба:

  • начальнику адвокатского объединения;
  • в адвокатскую палату;
  • в прокуратуру;
  • в суд.

Руководству адвокатской конторы

Зачастую большинство юристов работает не самостоятельно, а объединившись в адвокатские фирмы. Их возглавляет руководитель, к которому можно обратиться, в случае необходимости подать претензию адвокату.

Сделать это можно как в устной, так и в письменной форме. При этом последняя, конечно, будет более эффективной.

Любой специалист дорожит деловой репутаций, а здесь на кону ещё окажется и репутация всего адвокатского объединения. Поэтому в основном подобные претензии не остаются без внимания.


В адвокатскую палату

Если претензии, изложенные руководителю конторы, не дали нужного эффекта, можно подать жалобу на адвоката в адвокатскую палату. Она контролирует качество работы, как коллегий, так и отдельных специалистов, смотрит за тем, чтобы юристы не нарушали адвокатскую этику, права клиентов и т.д.

За нарушение подобных требований защитника могут привлечь к дисциплинарной ответственности. Основаниями для этого может послужить:

  • заявление, которое написал другой адвокат, доверитель либо законный представитель;
  • обращение судьи;
  • представление руководителя профильного учреждения.

Обращение в коллегию, пример которого представлен ниже, рассматривается на протяжении 10-ти дней. Недопустимо, чтобы его предметом были обстоятельства, не касающиеся профессиональной деятельности правозащитника.


Образец жалобы

Для наглядного примера ознакомьтесь, как выглядит образец жалобы на адвоката.

В прокуратуру

Встречаются ситуации, когда защитник нарушает не только этические правила, но и права своего клиента. Тогда подаётся заявление в прокуратуру. В нём должны содержаться следующие сведения:

  • наименование отделения органа прокуратуры;
  • контактная информация о заявителе;
  • подробное описание происшествия с указанием нарушенных прав;
  • чёткие требования с их обоснованием;
  • перечень документов, подтверждающих вашу точку зрения;
  • дату и подпись.


В суд по гражданским делам

Если другие инстанции не помогли или обращаться к некоторым из них нет оснований, остаётся последний, но самый эффективный вариант — подать в суд на адвоката. К такому способу следует прибегнуть и в том случае, если клиент хочет вернуть деньги, потраченные на услуги специалиста.

Гражданский процессуальный кодекс содержит требования к оформлению искового заявления. Так, в нём следует указать:

  • реквизиты суда и сторон по делу;
  • описание сложившейся ситуации с определением нарушений и ссылкой на нормативы;
  • требования;
  • перечислить материалы, что идут вместе с иском и подтверждают достоверность написанного;
  • дату и подпись.

Ознакомьтесь, с требуемой структурой искового заявления.

пожаловаться на адвоката куда

Какое наказание возможно для адвоката

Срок рассмотрения жалобы прямо зависит от органа, на рассмотрение которого она подана. Если адвокатская палата на протяжении 10-ти дней принимает документ к рассмотрению, дисциплинарное производство может быть окончено не позднее 2-х месяцев. В итоге за деяния правозащитника могут применяться следующие меры дисциплинарной ответственности:

  • предупреждение;
  • замечание;
  • лишение профессионального статуса.

В случае организации судебной тяжбы можно требовать возмещения потраченных на услуги адвоката средств, а также средств за моральный ущерб. Административное производство, как правило, заканчивается штрафом, а если окажется, что защитник совершил преступление – его привлекут к уголовной ответственности.


Распространённые ошибки

Прежде чем писать жалобу, убедитесь, что на то есть законные основания. Большинство не подкованных в правовой сфере клиентов, жалуются на адвоката, если он обещал помочь, но проиграл дело. Следует понимать, что не все дела так легко выиграть, и если защитник сделал всё возможное, но этого так и не произошло – причин для составления жалобы нет.

Кроме того, отношения с адвокатом должны быть оформлены документально. В случае отсутствия договора на оказание юридических услуг, обратиться за помощью в вышеперечисленные органы, будет очень сложно. В нём же прописываются и условия сотрудничества, плата за услуги и гонорар. Не следует также выкидывать чеки и квитанции, свидетельствующие о том, что вы заплатили специалисту. Ну и, конечно, перед заключением договора не поленитесь поинтересоваться наличием у адвоката всей необходимой документации, позволяющей ему заниматься адвокатской деятельностью.


Заключение

При несоблюдении защитником норм законодательства актуальным становится вопрос о написании соответствующей претензии. Жалобы на бездействие адвокатов или на действия специалистов с явными нарушениями нормативов и законных интересов клиентов, подаются в уполномоченные на их рассмотрение инстанции.

В документе необходимо указать, в чём именно заключается нарушение и подкрепить свои слова доказательствами. В случае совершения того или иного проступка (и тем более преступления) нерадивые и нечистые на руку специалисты обязательно должны понести ответственность.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта.

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Положение "О порядке рассмотрения обращений в Федеральной палате адвокатов Российской Федерации и адвокатских палатах субъектов Российской Федерации" (утв. Советом Федеральной палаты адвокатов РФ 22 февраля 2018 г.)


Обзор документа

Положение "О порядке рассмотрения обращений в Федеральной палате адвокатов Российской Федерации и адвокатских палатах субъектов Российской Федерации" (утв. Советом Федеральной палаты адвокатов РФ 22 февраля 2018 г.)

Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в ред. от 27.11.2017) и Кодексом профессиональной этики адвоката.

Для адвокатских палат субъектов РФ настоящее Положение носит рекомендательный характер.

1. Общие положения

1.1. Для целей настоящего Положения "О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в Федеральной палате адвокатов Российской Федерации, адвокатских палатах субъектов Российской Федерации" (именуемое в дальнейшем Положение) используются следующие термины:

а) обращение гражданина (далее - обращение) - изложенное в письменной форме предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение граждан в органы адвокатского самоуправления;

б) электронное обращение, электронный документ - информация, переданная или полученная с использованием информационно-телекоммуникационной сети;

в) предложение - рекомендация по совершенствованию законодательства и иных нормативных актов в сфере адвокатуры и адвокатской деятельности, улучшению деятельности органов адвокатского самоуправления;

д) жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц;

ж) представление - письменный акт, внесенный в адвокатскую палату территориальным органом юстиции в случаях и порядке, установленных Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об адвокатуре), а также вице-президентом адвокатской палаты о необходимости возбуждения дисциплинарного производства в отношении адвоката;

з) предписание - письменный акт Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, направленный в адвокатскую палату в случаях и в порядке, установленных Федеральным законом об адвокатуре.

1.2. Органы адвокатского самоуправления должны в соответствии со своими полномочиями рассматривать поступившие обращения, принимать по ним необходимые меры и давать ответы гражданам и организациям.

1.3. Обращение, поступившее в органы адвокатского самоуправления в форме электронного документа, подлежит регистрации, рассмотрению и разрешению в порядке, установленном настоящим Положением.

Ответ на электронное обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.

1.4. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.

1.5. В случае если в письменном (электронном) обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый (электронный) адрес, по которому должен быть отправлен ответ, либо они недостоверны (анонимное обращение), ответ на обращение не дается.

1.6. Письменное обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу адвоката, руководителей органов адвокатского самоуправления, а также членов их семей, может быть оставлено без ответа по существу, а гражданину сообщается о недопустимости злоупотребления правом. В целях защиты адвоката, руководителей органов адвокатского самоуправления, членов их семей и имущества обращение подлежит направлению в соответствующий государственный орган.

Если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, при условии, что его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

1.7. На коллективное обращение ответ дается лицу, чья фамилия в числе заявителей значится первой. При этом излагается просьба сообщить о результатах разрешения обращения другим авторам. В необходимых случаях по требованию лиц, подписавших обращение, ответы направляются всем адресатам.

1.8. Если в письменном обращении содержится вопрос, на который многократно (два и более раз) давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями и при этом в нем не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель органа адвокатского самоуправления либо лицо, его замещающее, вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу. В этом случае лицо, на исполнении которого находится данное обращение, составляет мотивированное заключение о необходимости принятия решения о прекращении переписки и представляет его на утверждение руководителю органа адвокатского самоуправления или лицу, его замещающему.

О прекращении переписки уведомляется гражданин или орган, направивший обращение.

1.9. Устные обращения граждан рассматриваются и разрешаются в тех случаях, когда изложенные в них факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки, а личности обратившихся известны или установлены.

На устные обращения граждан, как правило, дается ответ в устной форме.

1.10. Органы адвокатского самоуправления могут устанавливать дни и часы приема граждан по вопросам, связанным с адвокатской деятельностью и адвокатурой, а также оказанием им квалифицированной юридической помощи адвокатами.

2. Организация работы с обращениями

Работа с обращениями предусматривает стадии их рассмотрения и разрешения.

2.1. Рассмотрение обращений.

- определяется лицо (исполнитель), которому поручается разбирательство по существу обращения, порядок и сроки проверки содержащихся в нем вопросов, выработка предложений и подготовка проекта письменного ответа;

- определяется относимость обращения к поводу для возбуждения дисциплинарного производства и его допустимость; устанавливается, нет ли обстоятельств, исключающих возможность дисциплинарного производства.

2.2. Разрешение обращения, которое не является жалобой на действия (бездействие) адвоката и поводом для возбуждения дисциплинарного производства.

На этой стадии исполнитель:

- изучает существо изложенных в обращении проблем и вопросов, уточняет, при необходимости, факты и обстоятельства, на которые ссылается заявитель, уясняет суть его требований;

- осуществляет сбор необходимых документов, материалов, получает объяснения, проводит анализ собранных материалов. Лицу, подавшему обращение, в случае необходимости, предлагается представить доказательства, обосновывающие его требования. Общеизвестные обстоятельства и факты, установленные вступившим в законную силу решением суда, доказыванию не подлежат;

- изучает законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие затронутые в обращении правоотношения;

- готовит по результатам проверки, если это требуется, письменное заключение, делает выводы и вырабатывает предложения о мерах, необходимых для принятия решения по обращению, составляет проект ответа;

- представляет в установленный срок руководителю органа адвокатского самоуправления материалы проверки вместе с заключением и проектом ответа заявителю.

В ходе проведения проверки могут приниматься конкретные меры по урегулированию ситуации, послужившей причиной обращения.

Работа по обращению прекращается, если в ходе проверки будет установлено, что автор сообщил ложные сведения о своих данных: фамилии и адресе.

2.3. Письменные обращения разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации.

В исключительных случаях, когда для разрешения обращения необходимо проведение специальной проверки, направление запросов по истребованию дополнительных материалов либо принятие других мер, руководитель органа адвокатского самоуправления, либо лицо, его замещающее, вправе продлить срок разрешения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его разрешения гражданина, направившего обращение.

Продление срока разрешения обращения оформляется соответствующей резолюцией руководителя на обращении или прикрепленном к нему клапане.

При этом общий срок разрешения обращения не может превышать двух месяцев.

В случае если окончание срока разрешения обращения приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается непосредственно следующий за ним рабочий день.

2.4. Способами разрешения обращения являются:

- дача разъяснения, если об этом просит заявитель или это вытекает из содержания обращения и не требуется совершения иных действий;

- удовлетворение требований заявителя, т.е. совершение необходимых действий, о которых просит заявитель, если эти требования признаны законными и обоснованными;

- отказ в удовлетворении требований заявителя, если изложенные в обращении обстоятельства не нашли своего подтверждения или требования заявителя признаны необоснованными или не соответствующими закону.

Могут иметь место частичное удовлетворение требований заявителя или частичный отказ в удовлетворении требований заявителя.

2.5. Обращение считается разрешенным, если на него дан мотивированный ответ по всем поставленным вопросам и сообщено об удовлетворении (частичном удовлетворении) или об отказе (частичном отказе) в удовлетворении требований заявителя с обоснованием причин отказа.

Датой разрешения обращения считается день регистрации в журнале исходящей корреспонденции ответа, подписанного руководителем органа адвокатского самоуправления либо лицом, его замещающим.

2.6. Разрешение обращения, которое является жалобой на действия (бездействие) адвоката, но не признано поводом для возбуждения дисциплинарного производства.

Если обращение не признано допустимым поводом для возбуждения дисциплинарного производства, а равно поступившее от лиц, не имеющих права ставить вопрос о его возбуждении, или при обнаружении обстоятельств, исключающих возможность возбуждения дисциплинарного производства, президент адвокатской палаты субъекта Российской Федерации в срок не позднее десяти дней со дня поступления обращения своим распоряжением отказывает в возбуждении дисциплинарного производства, возвращает документы заявителю (копии остаются в делопроизводстве), указывая в письменном ответе мотивы принятого решения, а если заявителем является физическое лицо, разъясняет последнему порядок обжалования принятого решения.

2.7. Жалоба в отношении адвоката, который не является членом адвокатской палаты, подлежит направлению в адвокатскую палату, членом которой он является, о чем письменно уведомляется заявитель с указанием адреса пересылки.

Президент адвокатской палаты, в которую направлено обращение, после рассмотрения жалобы по существу о результатах рассмотрения информирует в установленном порядке заявителя и президента адвокатской палаты, переадресовавшего обращение заявителя.

2.8. Разрешение обращения, которое является жалобой на действия (бездействие) адвоката и признано поводом для возбуждения дисциплинарного производства.

О данном решении письменно уведомляется лицо, обратившееся в адвокатскую палату, которое с этого момента становится участником дисциплинарного производства, заблаговременно извещается о месте и времени рассмотрения дисциплинарного дела квалификационной комиссией.

Дальнейшее разрешение обращения осуществляется в соответствии с процедурой и в сроки, предусмотренные Кодексом профессиональной этики адвоката.

2.9. Исполнение предписания Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации.

Предписание об отмене решения совета адвокатской палаты, нарушающего требования Федерального закона об адвокатуре или противоречащего решениям органов Федеральной палаты адвокатов, либо об исполнении советом палаты требований Федерального закона об адвокатуре или решений органов Федеральной палаты адвокатов подлежит исполнению в течение двух месяцев со дня поступления в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации, о результатах письменно сообщается в ФПА РФ.

К уведомлению прилагаются документы, принятые советом адвокатской палаты во исполнение предписания.

3. Делопроизводство по обращениям

3.1. Прием и первичная обработка обращений осуществляется сотрудниками ФПА РФ или адвокатской палаты субъекта РФ.

Все обращения подлежат обязательной регистрации в журнале входящей корреспонденции, как правило, в день поступления, но не позднее трех дней со дня поступления.

Обращения, поступившие по почте или с личного приема, в день регистрации и проставления на них штампа с указанием даты регистрации, передаются для рассмотрения президенту адвокатской палаты либо лицу, его замещающему, в ФПА РФ - в Департамент по адвокатуре, которые организуют по ним работу.

3.2. Электронные обращения регистрируются, при необходимости, распечатываются на бумажном носителе и передаются на рассмотрение в порядке, установленном пунктом 3.1 настоящего Положения.

3.3. При направлении документа нескольким исполнителям ответственность за подготовку материала несет исполнитель, указанный в резолюции первым. Остальные исполнители обязаны представить необходимые материалы ответственному исполнителю в согласованные с ним сроки.

3.4. Дубликаты обращений регистрируются под тем же входящим номером, что и первоначально поступившие обращения.

Дубликатами считаются обращения одного и того же лица по одному и тому же вопросу с одинаковым текстом, направленные различным адресатам и поступившие в адвокатскую палату.

3.5. Повторные, а также дополнительные обращения регистрируются под очередным порядковым номером.

Повторными считаются обращения, поступившие от одного и того же лица по одному и тому же вопросу:

- если заявитель не удовлетворен данным ему ответом по первоначальному заявлению;

- если со времени подачи первого обращения истек установленный срок рассмотрения и ответ заявителю не дан.

В этом случае на письме в свободном от текста месте проставляется отметка - "Повторно". О повторности делается также отметка в соответствующей строке журнала учета.

Не считаются повторными обращения одного и того же автора, но по разным вопросам, а также многократные обращения по одному и тому же вопросу, по которому автору даны исчерпывающие ответы.

Обращение автора по тому же вопросу с дополнительной информацией, поступившее до истечения срока разрешения ранее поступившего обращения, считается дополнительным.

3.6. Дубликаты, повторные и дополнительные обращения приобщаются к первичным обращениям.

Переписка с одним и тем же автором по одним и тем же вопросам может формироваться в отдельное дело.

Ответы на них даются со ссылкой на предыдущие ответы по первичным обращениям.

3.7. Сотрудники Департамента по адвокатуре ФПА РФ, получившие для исполнения жалобы на действия (бездействие) адвокатов, после изучения направляют их для разрешения в те адвокатские палаты, членами которых адвокаты являются.

В особых случаях по указанию руководства ФПА РФ может устанавливаться контроль за разрешением жалоб. Президент адвокатской палаты в установленный срок организует информирование ФПА РФ о результатах разрешения подконтрольной жалобы.

3.8. Ответ на обращение регистрируется в журнале учета исходящей корреспонденции в день его подписания президентом адвокатской палаты, в ФПА РФ - уполномоченным лицом.

Документы в этих делах располагаются в хронологическом порядке. Каждое обращение и все документы по их рассмотрению и разрешению составляют в деле самостоятельную группу. Повторные обращения и дополнительные документы подшиваются к данной группе документов.

При формировании дел проверяется правильность направления документов в дело, их полнота (комплектность). Неразрешенные обращения, а также неправильно оформленные документы подшивать в дела запрещается.

В случае отзыва обращения его копия хранится вместе с заявлением об отзыве.

Таким же образом в делопроизводстве адвокатской палаты должны храниться копии материалов, возвращенных заявителю в случае отказа в возбуждении дисциплинарного производства.

3.10. Законченные производством обращения хранятся в течение 3 лет. По истечении срока хранения подлежат уничтожению вместе с приложенными к ним документами, о чем составляется акт.

3.11. По окончании календарного года в адвокатской палате проводится анализ поступивших обращений и работы с ними, результаты которого используются при составлении статистического отчета ФПА РФ "Сведения об адвокатуре и адвокатской деятельности в Российской Федерации" по разделу 3 "Сведения о привлечении адвокатов к дисциплинарной ответственности", а также для совершенствования адвокатской деятельности, работы по рассмотрению и разрешению обращений и в иных целях.

Справка после рассмотрения ее президентом адвокатской палаты подшивается в делопроизводство по жалобам и иным обращениям за истекший год.

В Федеральной палате адвокатов результаты работы с обращениями учитываются при составлении сводного статистического отчета и подготовке доклада по итогам года.

Обзор документа

Урегулированы вопросы рассмотрения обращений в Федеральной палате адвокатов и адвокатских палатах регионов.

Речь идет о письменных предложениях, заявлениях, жалобах, а также об устных обращениях. Принимаются электронные обращения.

Приведены требования к обращениям. Указаны основания для отказа в их рассмотрении.

Закреплены стадии рассмотрения и разрешения обращений.

Письменные обращения разрешаются в течение 30 дней с даты их регистрации.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:


Коллаж: Legal.Report

Опубликованы рекомендации Совета ФПА об обеспечении непрерывности защиты по назначению. Обширный документ напоминает, как именно должен вести себя адвокат по уголовному делу, какие обязанности на него возложены и в каком объеме их следует исполнять. А также как следует взаимодействовать с подзащитными и коллегами.

При этом, в соответствии с п. 8 ст. 10 Кодекса профессиональной этики адвоката, его обязанности при работе по назначению не должны отличаться от тех, что выполняются за гонорар.

Адвокат, принявший поручение по осуществлению защиты по назначению в досудебном производстве, в соответствии с п. 2 ст. 13 Кодекса профессиональной этики не вправе отказаться от защиты в суде первой инстанции, включая подготовку и подачу апелляционной жалобы на приговор суда. Впрочем, он вправе не подавать апелляционную жалобу в случае, если суд согласился с его требованиями или при наличии письменного заявления подзащитного об отказе от реализации права на подачу апелляционной жалобы адвокатом, как это предусмотрено п. 4 ст. 13 Кодекса профессиональной этики.

Адвокат, принявший поручение по осуществлению защиты по назначению в досудебном производстве, обязан участвовать не только в процессуальных действиях, проводимых следователем (дознавателем), но и в судебно-контрольном производстве в первой и апелляционной инстанциях (при избрании, изменении и продлении меры пресечения, мер процессуального принуждения, при обжаловании действий (бездействия) и решений в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ, и др.).

Адвокат, осуществляющий защиту по назначению в суде первой инстанции, обязан участвовать также в суде апелляционной инстанции при обжаловании промежуточных судебных решений.

Если региональными правилами, принимаемыми палатами субъектов в соответствии с утвержденным ФПА порядком назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве, не установлено иное, в случае рассмотрения апелляционной жалобы апелляционным судом общей юрисдикции адвокат, осуществляющий защиту по назначению в суде первой инстанции, имеет приоритет в осуществлении защиты в апелляционной инстанции. Однако отсутствие его согласия на принятие такого поручения является уважительной причиной замены адвоката при рассмотрении дела апелляционным судом общей юрисдикции.

Адвокат, принявший поручение по осуществлению защиты по назначению, обязан явиться к инициатору заявки, представить ордер и предъявить удостоверение, после чего выяснить, имеется ли у обвиняемого (подозреваемого, подсудимого) защитник по назначению или соглашению.

Если у обвиняемого имеется защитник по соглашению, то адвокат обязан удостовериться в его надлежащем уведомлении в установленный законом срок и потребовать копию процессуального решения, в котором надлежащим образом мотивировано назначение адвоката в порядке статей 50, 51 УПК РФ при наличии защитника по соглашению.

Во всех прочих случаях защитник по назначению не вправе принимать участие (в том числе продолжать ранее начатое им участие) в дознании, предварительном следствии либо в рассмотрении дела судом при наличии у подозреваемого, обвиняемого защитника по соглашению, от которого он не отказался и который не отведен от участия в деле в порядке и на основаниях, предусмотренных законом.

Если у обвиняемого (подозреваемого, подсудимого) ранее имелся защитник по назначению, то адвокату до участия в каких-либо процессуальных действиях следует принять меры (в том числе при проведении свидания с обвиняемым (подозреваемым) наедине) для выяснения причин замены этого защитника, при необходимости связавшись с ним. В случае если прибывший для участия в деле адвокат удостоверится, что его назначение в качестве защитника осуществлено с нарушением установленных правил, либо прежний защитник не уведомлен надлежащим образом, либо отсутствует принятое в соответствии с требованиями закона мотивированное процессуальное решение, исключающее возможность участия ранее назначенного защитника в уголовном деле, он обязан устраниться от участия в процессуальных действиях, сделав соответствующее заявление.

Адвокату, вступившему в уголовное дело в качестве защитника по назначению, для обеспечения в дальнейшем своего надлежащего участия в защите рекомендуется подать письменное заявление лицу, в производстве которого находится уголовное дело, об обязательном надлежащем уведомлении защитника обо всех планируемых следственных (судебных) и иных процессуальных действиях с участием обвиняемого (подозреваемого, подсудимого), а также любых иных действиях, затрагивающих права последнего.

Освобождение адвоката от участия в уголовном деле в качестве защитника по назначению допускается исключительно в случаях, предусмотренных законом (принятие соответствующим должностным лицом в соответствии с требованиями закона мотивированного процессуального решения об отводе защитника при наличии законных оснований для этого, принятие отказа обвиняемого (подозреваемого) от защитника, вступление в дело адвоката по соглашению, ранее не принимавшего участия в деле, приостановление статуса адвоката и др.) и (или) разъяснениями Комиссии Федеральной палаты адвокатов по этике и стандартам, утвержденными Советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, а также при наличии иных уважительных причин (например, тяжелая продолжительная болезнь, препятствующая осуществлению профессиональных обязанностей, передача дела по подследственности или подсудности в иное территориальное образование и т. п.).

Куда и как пожаловаться на адвоката?

Адвокатская деятельность, хотя и не преследует цели извлечения прибыли, осуществляется в форме оказания услуг, а потому, как и любая иная услуга, имеет цену и характеризуется качеством.

В случае, когда клиент адвоката не доволен качеством оказания предоставленных ему адвокатских услуг, либо при нарушении адвокатом законодательства Российской Федерации можно пожаловаться на адвоката. Куда жаловаться и как это сделать, попробуем разобрать в данной статье.

Жалобы на адвоката можно разделить на две основные группы в зависимости от того, связаны ли они с осуществлением адвокатом профессиональной (адвокатской) деятельности или нет.

Жалобы на адвоката, не связанные с осуществлением адвокатской деятельности. Если адвокат нарушил Ваши права и интересы вне оказания Вам адвокатских услуг, то ответственность за нарушения наступает для адвоката наравне со всеми остальными гражданами. Так, если в отношении Вас совершено преступление, Вы можете обратиться с заявлением в органы полиции или Следственного комитета РФ, если правонарушение повлекло причинение Вам ущерба – Вы также можете обратиться с гражданским иском в мировой суд или суд общей юрисдикции в зависимости от того, к чьей подсудности относится дело. При этом в отношении адвоката установлены определённые исключения уголовно-процессуальным законодательством в части возбуждения уголовного дела, проведения обыска и допроса (необходимо согласие суда, нельзя допрашивать адвоката по обстоятельствам, ставшим ему известными в связи с оказанием юридической помощи и др.)

Узнав, членом какой именно Адвокатской палаты является адвокат, можно обратиться с жалобой.

При обращении с жалобой на адвоката в связи с оказанием им адвокатских услуг в Адвокатскую палату следует иметь ввиду, что палата не решает вопросы о возврате уплаченных адвокату денежных сумм. Адвокатская палата может принять решение о нарушении адвокатом Закона и Кодекса профессиональной этики адвоката, применить меры дисциплинарного воздействия, но не рассматривает вопросы выплаты и возвращения уплаченного адвокату вознаграждения; для решения споров, связанных с выплатой и возвращением уплаченных адвокату денежных сумм, необходимо обращаться в суды в порядке гражданского судопроизводства, а при наличии признаков состава преступления – в органы полиции или Следственного комитета РФ.

К жалобе необходимо приложить все имеющиеся у Вас документы, подтверждающие Ваши доводы: копию соглашения, квитанции к приходному ордеру, копии процессуальных документов и др.

Отметим основные этапы рассмотрения жалобы. По истечение не более 10 дней после поступления жалобы с приложенными документами Президент адвокатской палаты или замещающее его лицо принимает решение о возбуждении дисциплинарного производства либо об отказе в возбуждении дисциплинарного производства. До принятия данного решения могут приниматься меры к вызову адвоката, в отношении которого подана жалоба, получению от него объяснения по доводам жалобы. Также могут быть получены объяснения от лица, подавшего жалобу, при необходимости могут быть запрошены дополнительные документы.

После возбуждения дисциплинарного производства происходит рассмотрение жалобы в заседании, проводимом Квалификационной комиссией адвокатской палаты, на которое вызываются как лицо, подавшее жалобу, так и адвокат, в отношении которого подана жалоба. Неявка кого-либо из сторон не является основанием для отложения разбирательства. По результатам разбирательства Квалификационная комиссия выносит заключение о наличии в действиях адвоката нарушений либо об отсутствии нарушений и прекращении дисциплинарного производства.

При вынесении квалификационной комиссией заключения о наличии в деятельности адвоката нарушений законодательства об адвокатуре и Кодекса профессиональной этики дисциплинарное дело не позднее двух месяцев рассматривается в Совете адвокатской палаты, который при согласии с заключением комиссии выносит решение о привлечении адвоката к дисциплинарной ответственности и назначает одну из трёх мер дисциплинарной ответственности: предупреждение, замечание или лишение статуса адвоката.

При лишении статуса адвоката лицо не вправе осуществлять адвокатскую деятельность.

Читайте также: