Имеет ли капитан судна право не спасать терпящее бедствие судно после спасения людей

Обновлено: 03.05.2024

Впервые в истории отечественного законодательства пред­усмотрена ответственность капитана судна за неоказание по­мощи людям, терпящим бедствие на море или в ином водном пространстве, если эта помощь могла быть оказана без серьез­ной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров (ч. 1 ст. 305УКРК).

В статье 12 Конвенции об открытом море 1958 г. закрепле­но, что каждое государство вменяет в обязанность капитану любого судна, плавающего под его флагом, не подвергая серь­езной опасности свое судно, экипаж и пассажиров, оказать по­мощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель, следовать со всей возможной скоростью на помощь погибающим, если ему сообщено, что они нуждаются в помо­щи, поскольку на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать 2 .

Непосредственным объектомданного преступления высту­пают общественные отношения в сфере обеспечения безопас­ности мореплавания. Вместе с тем, И. М. Тяжкова полагает, что таковым следует признавать жизнь и здоровье людей, оказав­шихся в опасном положении.

Совершенно справедливо высказывание А. И. Коробеева о том, что бездействием лица вред жизни и здоровью людей при­чиняется не непосредственно, а путем нарушения иной систе­мы отношений — отношений общественной безопасности в сфе­ре охраны человеческой жизни на море, то есть указанный вред причиняется опосредованно.

Объективная сторонапреступления, предусмотренного ч. 1 ст. 305 УК РК выражается в бездействии капитана судна, не ока­завшего помощи людям, терпящим бедствие и которую он мог и был обязан оказать. Терпящими бедствие являются люди, ока­завшиеся в опасном для жизни состоянии вследствие круше­ния судна, на котором они находились. При этом, они могут находиться непосредственно в воде, на тонущем судне, на спа­сательных средствах (шлюпках, плотах) или на каком-либо пред­мете (на обломках корабля).

По смыслу закона не имеет значения, в силу каких причин люди оказались в бедственном положении: в результате кру­шения корабля, авиакатастрофы, опрокидывания или столкно­вения плавающих средств.

По конструкции состав анализируемого преступления — формальный. Деяние признается оконченным с момента, ког­да обнаружены погибающие или получены сигналы бедствия либо иные достоверные сведения о терпящих бедствие людях, которым капитан судна не оказал необходимой помощи при наличии реальной возможности ее оказать.

При этом, законодатель прямо отразил, что ответственность капитана возможна лишь в случаях, когда такая помощь не со­пряжена с серьезной опасностью для судна, его экипажа и пас­сажиров. Серьезной опасностью может признаваться, напри­мер, наличие реальной угрозы столкновения и затопления суд­на, гибель членов экипажа, пассажиров или причинение вреда их здоровью, сложная метеорологическая обстановка (ураган, шторм), повреждение судна в результате столкновения.

Если оказанная помощь была сопряжена с риском для са­мих спасателей, то вопрос об ответственности капитана судна разрешается с учетом ст. 34 УК РК о крайней необходимости или ст. 35 УК РК об обоснованном риске.

Исходя из диспозиции ч. 1 ст. 305 УК РК местом соверше­ния преступления является море или иной водный путь (океан, река, озеро, судоходный канал, акватория порта).

Субъективная сторонарассматриваемого преступления ха­рактеризуется умышленной формой вины. Авторы коммента­рия к УК РК отмечают, что данное деяние совершается только с прямым умыслом 1 . А. И. Коробеев указывает, что оно может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом 1 . Полагаем, что в данном случае следует поддержать мнение ав­торов Комментария к Уголовному кодексу Республики Казах­стан, так как преступление, сконструированное законодателем по типу формального состава, может совершаться только с пря­мым умыслом. Трудно представить ситуацию, в которой капи­тан судна безразлично относится к своему поведению или со­знательно допускает такое поведение.




Мотив неоказания помощи терпящим бедствие может быть различным (тревога за перевозимый груз, корысть и т.д.). Мо­тив не является конструктивным признаком этого преступле­ния и поэтому учитывается судом при индивидуализации нака­зания.

Часть 2 ст. 305 УК РК предусматривает ответственность за непринятие должных мер капитаном одного из столкнувшихся на море или водном пути судов спасения другого судна, повлек­шее по неосторожности гибель судна или иные тяжкие послед­ствия, если эти меры могли быть приняты без серьезной опас­ности для своего судна, его экипажа и пассажиров.

С объективной стороныанализируемое деяние выражается в невыполнении капитаном одного из столкнувшихся судов обязательных для него действий, необходимых для устранения опасности гибели другого судна. Ответственность при этом на­ступает при условии, если имеется реальная возможность ока­зать помощь без серьезной опасности для своего судна, его эки­пажа и пассажиров. Ответственность наступает независимо от того, кто виновен в столкновении.

Неоказание капитаном судна помощи другому судну, пост­радавшему от столкновения с другим судном, образует призна­ки деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 305 УК РК.

По конструкции состав рассматриваемого преступления — материальный, при этом требуется наступление вредных послед­ствий в виде гибели судна или иных тяжких последствий, а так­же причинной связи между деянием и общественно опасными последствиями.

Под тяжкими последствиями следует понимать причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевших, гибель одного или более лиц.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч.2 ст.305 УК РК, характеризуется неосторожной формой вины, в виде преступной самонадеянности или преступной небрежнос­ти. Капитан судна предвидит возможность наступления вред­ных последствий в результате непринятия должных мер по спа­сению другого судна, столкнувшегося с его судном, но без до­статочных к тому оснований рассчитывает на их предотвраще­ние либо не предвидит возможности наступления вредных по­следствий, хотя при должной внимательности и предусмотри­тельности должен был и мог их предвидеть.

Вместе с тем, следует поддержать позицию авторов Коммен­тария к Уголовному кодексу Республики Казахстан, которые отмечают, что деяние, предусмотренное ч. 2 ст. 305 УК РК, ха­рактеризуется умышленной формой вины, так как капитан осоз­нает сам факт возможности принять необходимые меры для спа­сения другого судна, без серьезной опасности для своего суд­на, его экипажа и пассажиров.

Субьект преступления— специальный. Им является капитан судна (морского, речного) любого класса и назначения или лицо, в установленном порядке исполняющее его обязанности (помощник капитана, шкипер), либо лицо, находящееся на судне в единственном числе.

Читайте также: