Ходатайство об ознакомлении с протоколом судебного заседания по уголовному делу

Обновлено: 15.05.2024

2. Протокол может быть написан от руки, или напечатан на машинке, или изготовлен с использованием компьютера. Для обеспечения полноты протокола при его ведении могут быть использованы стенографирование, а также технические средства.

3. В протоколе судебного заседания обязательно указываются:

1) место и дата заседания, время его начала и окончания;

2) какое уголовное дело рассматривается;

3) наименование и состав суда, данные о секретаре, переводчике, обвинителе, защитнике, подсудимом, а также о потерпевшем, гражданском истце, гражданском ответчике, их представителях и других вызванных в суд лицах;

4) данные о личности подсудимого и об избранной в отношении его мере пресечения;

5) действия суда в том порядке, в каком они имели место в ходе судебного заседания;

6) заявления, возражения и ходатайства участвующих в уголовном деле лиц;

7) определения или постановления, вынесенные судом без удаления в совещательную комнату;

8) определения или постановления, вынесенные судом с удалением в совещательную комнату;

9) сведения о разъяснении участникам уголовного судопроизводства их прав, обязанностей и ответственности;

10) подробное содержание показаний;

11) вопросы, заданные допрашиваемым, и их ответы;

12) результаты произведенных в судебном заседании осмотров и других действий по исследованию доказательств;

13) обстоятельства, которые участники уголовного судопроизводства просят занести в протокол;

14) основное содержание выступлений сторон в судебных прениях и последнего слова подсудимого;

15) сведения об оглашении приговора и о разъяснении порядка ознакомления с протоколом судебного заседания и принесения замечаний на него;

16) сведения о разъяснении оправданным и осужденным порядка и срока обжалования приговора, а также о разъяснении права ходатайствовать об участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции.

4. В протоколе также указывается о мерах воздействия, принятых в отношении лица, нарушившего порядок в судебном заседании.

5. Если в ходе судебного разбирательства осуществлялись фотографирование, аудио- и (или) видеозапись, киносъемка допросов, трансляция по радио, телевидению или в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", то об этом делается отметка в протоколе судебного заседания. В этом случае материалы фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки прилагаются к материалам уголовного дела. При осуществлении трансляции судебного заседания в протоколе судебного заседания указывается также наименование средства массовой информации или сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", посредством которых осуществлялась трансляция.

6. Протокол должен быть изготовлен и подписан председательствующим и секретарем судебного заседания в течение 3 суток со дня окончания судебного заседания. Протокол в ходе судебного заседания может изготавливаться по частям, которые, как и протокол в целом, подписываются председательствующим и секретарем. По ходатайству сторон им может быть предоставлена возможность ознакомиться с частями протокола по мере их изготовления.

7. Ходатайство об ознакомлении с протоколом судебного заседания подается сторонами в письменном виде в течение 3 суток со дня окончания судебного заседания. Указанный срок может быть восстановлен, если ходатайство не было подано по уважительным причинам. Ходатайство не подлежит удовлетворению, если уголовное дело уже направлено в апелляционную инстанцию или по истечении срока, предоставленного для апелляционного обжалования, находится в стадии исполнения. Председательствующий обеспечивает сторонам возможность ознакомления с протоколом судебного заседания в течение 3 суток со дня получения ходатайства. Председательствующий вправе предоставить возможность ознакомления с протоколом и иным участникам судебного разбирательства по их ходатайству и в части, касающейся их показаний. Если протокол судебного заседания в силу объективных обстоятельств изготовлен по истечении 3 суток со дня окончания судебного заседания, то участники судебного разбирательства, подавшие ходатайства, должны быть извещены о дате подписания протокола и времени, когда они могут с ним ознакомиться. Время ознакомления с протоколом судебного заседания устанавливается председательствующим в зависимости от объема указанного протокола, однако оно не может быть менее 5 суток с момента начала ознакомления. В исключительных случаях председательствующий по ходатайству лица, знакомящегося с протоколом, может продлить установленное время. В случае, если участник судебного разбирательства явно затягивает время ознакомления с протоколом, председательствующий вправе своим постановлением установить определенный срок для ознакомления с ним.

8. Копия протокола изготавливается по письменному ходатайству участника судебного разбирательства и за его счет.

Комментарии к ст. 259 УПК РФ

1. Судьям необходимо принять меры к повышению качества составления секретарями протокола судебного заседания, в котором должны быть точно отражены все действия суда на всем протяжении судебного разбирательства . Протокол должен составляться в точном соответствии с требованиями ст. 259 УПК .

См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 7 февраля 1967 г. N 35 "Об улучшении организации судебных процессов и повышении культуры их проведения" // Там же. С. 441 - 442.

По аналогии. См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 сентября 1975 г. N 5 "О соблюдении судами РФ процессуального законодательства при судебном разбирательстве уголовных дел" // Там же. С. 424.

2. В протоколе судебного заседания должны содержаться данные о том, присутствовали защитники в суде или нет и согласны ли были подсудимые на рассмотрение уголовного дела в отсутствие адвокатов. Кроме того, в протоколе должна содержаться запись и о том, что суд в соответствии со ст. ст. 49 - 51 УПК и в порядке, предусмотренном ст. 256 УПК, принял решение о рассмотрении дела в отсутствие защитников .

См.: Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 31 января 1995 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1995. N 8.

3. Особое внимание должно уделяться правильности изложения ходатайств, заявленных участниками судебного разбирательства, и порядка их обсуждения; определений суда, вынесенных в судебном заседании без удаления в совещательную комнату; показаний подсудимого по существу предъявляемого ему обвинения, свидетелей и потерпевших по обстоятельствам дела; процесса исследования доказательств .

См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 сентября 1975 г. N 5 "О соблюдении судами РФ процессуального законодательства при судебном разбирательстве уголовных дел" // Там же. С. 424.

4. Протокол судебного заседания должен полно и правильно отражать действия суда по исследованию представленных органами следствия доказательств, а также сведения об иных процессуальных действиях суда, направленных на собирание, проверку и исследование дополнительных доказательств, а также содержать подробное изложение показаний допрошенных судом лиц. Протокол должен быть составлен в понятных выражениях и без исправлений .

См.: Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 9 июня 1993 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1993. N 11.

5. Мнение специалиста обязательно отражается в протоколе судебного заседания .

См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 сентября 1975 г. N 5 "О соблюдении судами РФ процессуального законодательства при судебном разбирательстве уголовных дел" // Там же. С. 422.

6. Председательствующий обязан обеспечить участникам процесса возможность ознакомиться с протоколом судебного заседания. С одной стороны, председательствующий должен уведомить их, когда протокол будет изготовлен и соответственно удовлетворить просьбу об ознакомлении с таковым , а с другой - должен предоставить возможность участникам процесса реализовать рассматриваемое право. Последнее положение в основном касается обвиняемых, содержащихся под стражей, которым помимо помещения и необходимого для прочтения протокола времени должны быть предоставлены бумага и пишущие средства для того, чтобы они могли выписывать из протокола судебного заседания интересующие их сведения.

См.: Постановление Президиума Псковского областного суда от 4 января 1994 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 6.

7. Участников процесса с протоколом судебного заседания по указанию судьи знакомит работник отдела делопроизводства.

8. Осужденному, содержащемуся под стражей, его право на ознакомление с протоколом судебного заседания может быть обеспечено путем вручения ксерокопии или иным образом изготовленной копии протокола, идентичной оригиналу.

9. Представление протокола для ознакомления производится по своевременно поданному ходатайству заинтересованного участника процесса. Только в этом случае председательствующий обязан обеспечить участникам процесса возможность ознакомиться с протоколом. Если от осужденного не было такого заявления, протокол ему для ознакомления может не представляться .

См.: Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 1 марта 1995 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. N 1.

10. Факт ознакомления кого-либо с протоколом судебного заседания, а также продолжительность такового должны найти свое отражение в материалах уголовного дела .

К такому выводу приводит анализ судебной практики. См.: Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 20 апреля 1995 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. N 2.

11. Председательствующие в судебном заседании лично несут ответственность за полноту и объективное отражение в протоколе заседания всего хода судебного разбирательства, в том числе исследования обстоятельств, способствовавших совершению преступления. Замечания по протоколу, приносимые участниками процесса, подлежат самому тщательному и объективному рассмотрению со стороны судьи или суда .

См.: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 декабря 1976 г. N 15 "О дальнейшем совершенствовании судебной деятельности по предупреждению преступлений" // Там же. С. 121.


Один из адвокатов назвал интересным вывод Конституционного Суда о том, что само полномочие судьи при принятии решения, как именно изготавливать протокол – по частям по ходу судебных слушаний или же полностью по окончании судебного процесса, не должно быть произвольным. Другая заметила, что в целом судебная система сейчас движется по пути упрощения процедуры составления протоколов и ознакомления с ними.

Конституционный Суд опубликовал Определение № 1370-О от 8 июля 2021 г., которым отказал в принятии к рассмотрению жалобы на ч. 4 ст. 29 и ст. 259 УПК РФ, посвященных полномочиям суда и протоколу судебного заседания.

Апелляция отклонила доводы касательно протокола судебного заседания со ссылкой на исключительное правомочие суда определять порядок его изготовления – по частям или по окончании судебного разбирательства в целом. Апелляционный суд также не выявил никаких нарушений на стадии предварительного следствия и судебного разбирательства. Впоследствии кассация и Верховный Суд не стали рассматривать жалобы одного из осужденных со ссылкой на то, что изготовление протокола судебного заседания по частям не является безусловной обязанностью суда, а невозможность представления частей протокола судебного заседания подсудимым не свидетельствует о нарушении их права на защиту.

В жалобе в КС Дмитрий Штин указал, что ч. 4 ст.29 УПК противоречит Конституции в той мере, в какой она в контексте правоприменительной практики предполагает право суда не выносить частное определение или постановление при выявленных обстоятельствах грубых нарушений закона или преступлений. По мнению заявителя, ч. 6 ст. 259 Кодекса неконституционна поскольку предоставляет суду право произвольно решать вопрос об изготовлении частей протокола закрытого судебного заседания до вынесения приговора и лишая сторону защиты возможности ознакомления с ними.

После изучения доводов жалобы Конституционный Суд отказался принимать ее к рассмотрению. Так, он счел, что заявитель фактически требует исследования фактических обстоятельств его уголовного дела, заявляя о совершении рядом участников уголовного процесса должностных преступлений, что выходит за рамки компетенции КС. Суд отметил, что ч. 4 ст. 29 УПК не может нарушать конституционные права заявителя, поскольку лица, присутствующие в открытом судебном заседании, вправе самостоятельно вести аудиозапись и письменную запись, осуществление фотографирования, видеозаписи и (или) киносъемки допускается с разрешения председательствующего судьи.

Конституционный Суд напомнил, что составление протокола процессуального действия – в целях обеспечения его объективности – должно осуществляться незамедлительно, а существенная задержка в его изготовлении умаляет значение процессуальной формы как таковой. При рассмотрении уголовного дела в закрытом судебном заседании, когда отсутствует аудиопротоколирование, а участники процесса не вправе вести аудиозапись заседания, судья, принимая решение о порядке составления протокола, должен учитывать, что при продолжительности судебного разбирательства восстановление по памяти не только второстепенных, но и существенных деталей заседания может оказаться затруднительным и даже невозможным. Это способно ограничить законное право участников процесса опираться на протокол как на доказательство, в том числе при обжаловании приговора.

Как указал КС, предусмотренное ч. 6 ст. 259 УПК правомочие председательствующего судьи принимать решение об изготовлении протокола судебного заседания по частям и (или) об ознакомлении сторон с частями протокола по мере его изготовления не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя. Выявление того, имелись ли в деле заявителя основания для изготовления протокола закрытого судебного заседания по частям и (или) ознакомления участников судебного разбирательства с частями протокола, связано с установлением и исследованием фактических обстоятельств, что не относится к полномочиям Конституционного Суда.

В заключение КС добавил, что федеральный законодатель вправе внести в правовое регулирование необходимые изменения, направленные на совершенствование процедуры изготовления протокола закрытого судебного заседания по частям и ознакомления участников судебного разбирательства с частями протокола.

В частности, он предложил, чтобы такое правило распространялось на дела о взыскании задолженности по договорным обязательствам

Вопрос: В течение какого времени участники уголовного процесса вправе заявить ходатайство об ознакомлении с протоколом и аудиозаписью судебного заседания?

Согласно ч.7 ст. 259 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство об ознакомлении с протоколом и аудиозаписью судебного заседания может быть подано сторонами в письменном виде в течение 3 суток со дня окончания судебного заседания.

В случае пропуска этого срока, он может быть восстановлен, если ходатайство не было подано по уважительным причинам, например, вследствие болезни человека, что подтверждено медицинскими документами. Ходатайство не подлежит удовлетворению, если уголовное дело уже направлено в апелляционную инстанцию или по истечении срока, предоставленного для апелляционного обжалования, находится в стадии исполнения.

Председательствующий обеспечивает сторонам возможность ознакомления с протоколом и аудиозаписью в течение 3 суток со дня получения ходатайства. Он вправе предоставить возможность ознакомления с протоколом, аудиозаписью иным участникам судебного разбирательства по их ходатайствам и в части, касающейся их показаний.

Если протокол заседания в силу объективных обстоятельств изготовлен по истечении 3 суток со дня окончания судебного заседания, то участники разбирательства, подавшие ходатайства, должны быть извещены о дате подписания протокола и времени, когда они могут с ним ознакомиться. Время ознакомления с протоколом и аудиозаписью устанавливается председательствующим в зависимости от объема указанных протокола и аудиозаписи, но не может быть менее 5 суток с момента начала ознакомления. В исключительных случаях по ходатайству лица, знакомящегося с протоколом и аудиозаписью, председательствующий может продлить установленное время.

В случае, если участник судебного разбирательства явно затягивает время ознакомления, председательствующий вправе своим постановлением установить определенный срок для ознакомления с ними.

Также, следует отметить, что по письменному ходатайству участника судебного разбирательства за его счет может изготавливаться копия протокола или аудиозаписи.

Подготовлено прокуратурой Колпнянского района

Прокуратура
Орловской области

Прокуратура Орловской области

7 июня 2021, 18:33

Вопрос: В течение какого времени участники уголовного процесса вправе заявить ходатайство об ознакомлении с протоколом и аудиозаписью судебного заседания?

Согласно ч.7 ст. 259 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство об ознакомлении с протоколом и аудиозаписью судебного заседания может быть подано сторонами в письменном виде в течение 3 суток со дня окончания судебного заседания.

В случае пропуска этого срока, он может быть восстановлен, если ходатайство не было подано по уважительным причинам, например, вследствие болезни человека, что подтверждено медицинскими документами. Ходатайство не подлежит удовлетворению, если уголовное дело уже направлено в апелляционную инстанцию или по истечении срока, предоставленного для апелляционного обжалования, находится в стадии исполнения.

Председательствующий обеспечивает сторонам возможность ознакомления с протоколом и аудиозаписью в течение 3 суток со дня получения ходатайства. Он вправе предоставить возможность ознакомления с протоколом, аудиозаписью иным участникам судебного разбирательства по их ходатайствам и в части, касающейся их показаний.

Если протокол заседания в силу объективных обстоятельств изготовлен по истечении 3 суток со дня окончания судебного заседания, то участники разбирательства, подавшие ходатайства, должны быть извещены о дате подписания протокола и времени, когда они могут с ним ознакомиться. Время ознакомления с протоколом и аудиозаписью устанавливается председательствующим в зависимости от объема указанных протокола и аудиозаписи, но не может быть менее 5 суток с момента начала ознакомления. В исключительных случаях по ходатайству лица, знакомящегося с протоколом и аудиозаписью, председательствующий может продлить установленное время.

В случае, если участник судебного разбирательства явно затягивает время ознакомления, председательствующий вправе своим постановлением установить определенный срок для ознакомления с ними.

Также, следует отметить, что по письменному ходатайству участника судебного разбирательства за его счет может изготавливаться копия протокола или аудиозаписи.


Один из адвокатов назвал интересным вывод Конституционного Суда о том, что само полномочие судьи при принятии решения, как именно изготавливать протокол – по частям по ходу судебных слушаний или же полностью по окончании судебного процесса, не должно быть произвольным. Другая заметила, что в целом судебная система сейчас движется по пути упрощения процедуры составления протоколов и ознакомления с ними.

Конституционный Суд опубликовал Определение № 1370-О от 8 июля 2021 г., которым отказал в принятии к рассмотрению жалобы на ч. 4 ст. 29 и ст. 259 УПК РФ, посвященных полномочиям суда и протоколу судебного заседания.

Апелляция отклонила доводы касательно протокола судебного заседания со ссылкой на исключительное правомочие суда определять порядок его изготовления – по частям или по окончании судебного разбирательства в целом. Апелляционный суд также не выявил никаких нарушений на стадии предварительного следствия и судебного разбирательства. Впоследствии кассация и Верховный Суд не стали рассматривать жалобы одного из осужденных со ссылкой на то, что изготовление протокола судебного заседания по частям не является безусловной обязанностью суда, а невозможность представления частей протокола судебного заседания подсудимым не свидетельствует о нарушении их права на защиту.

В жалобе в КС Дмитрий Штин указал, что ч. 4 ст.29 УПК противоречит Конституции в той мере, в какой она в контексте правоприменительной практики предполагает право суда не выносить частное определение или постановление при выявленных обстоятельствах грубых нарушений закона или преступлений. По мнению заявителя, ч. 6 ст. 259 Кодекса неконституционна поскольку предоставляет суду право произвольно решать вопрос об изготовлении частей протокола закрытого судебного заседания до вынесения приговора и лишая сторону защиты возможности ознакомления с ними.

После изучения доводов жалобы Конституционный Суд отказался принимать ее к рассмотрению. Так, он счел, что заявитель фактически требует исследования фактических обстоятельств его уголовного дела, заявляя о совершении рядом участников уголовного процесса должностных преступлений, что выходит за рамки компетенции КС. Суд отметил, что ч. 4 ст. 29 УПК не может нарушать конституционные права заявителя, поскольку лица, присутствующие в открытом судебном заседании, вправе самостоятельно вести аудиозапись и письменную запись, осуществление фотографирования, видеозаписи и (или) киносъемки допускается с разрешения председательствующего судьи.

Конституционный Суд напомнил, что составление протокола процессуального действия – в целях обеспечения его объективности – должно осуществляться незамедлительно, а существенная задержка в его изготовлении умаляет значение процессуальной формы как таковой. При рассмотрении уголовного дела в закрытом судебном заседании, когда отсутствует аудиопротоколирование, а участники процесса не вправе вести аудиозапись заседания, судья, принимая решение о порядке составления протокола, должен учитывать, что при продолжительности судебного разбирательства восстановление по памяти не только второстепенных, но и существенных деталей заседания может оказаться затруднительным и даже невозможным. Это способно ограничить законное право участников процесса опираться на протокол как на доказательство, в том числе при обжаловании приговора.

Как указал КС, предусмотренное ч. 6 ст. 259 УПК правомочие председательствующего судьи принимать решение об изготовлении протокола судебного заседания по частям и (или) об ознакомлении сторон с частями протокола по мере его изготовления не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя. Выявление того, имелись ли в деле заявителя основания для изготовления протокола закрытого судебного заседания по частям и (или) ознакомления участников судебного разбирательства с частями протокола, связано с установлением и исследованием фактических обстоятельств, что не относится к полномочиям Конституционного Суда.

В заключение КС добавил, что федеральный законодатель вправе внести в правовое регулирование необходимые изменения, направленные на совершенствование процедуры изготовления протокола закрытого судебного заседания по частям и ознакомления участников судебного разбирательства с частями протокола.

В частности, он предложил, чтобы такое правило распространялось на дела о взыскании задолженности по договорным обязательствам

Читайте также: