Грузовые стрелы на судах должны поворачиваться по горизонтали на сколько градусов

Обновлено: 01.05.2024

Водный транспорт, теория и практика, все о морских и речных судах

18.05.2015 16:17
дата обновления страницы













Конструкция грузовой стрелы

Грузовое устройство является средством механизации погрузочно-разгрузочных работ. Сравнительно простое грузоподъемное средство морских транспортных судов - грузовая стрела (рис. 112).

Стрела представляет собой стальную трубу с утолщением в средней части. Нижний конец ее - шпор шарнирно закрепляется в специальном башмаке, расположенном на мачте или грузовой колонке. На верхнем конце - ноке имеются приваренные обухи для крепления такелажа. Грузовая стрела имеет два рабочих движения - подъем - опускание груза и его перенос при повороте стрелы вокруг вертикальной оси, проходящей через шпор. Подъем и опускание груза выполняются грузовым шкентелем, состоящим из стального троса, противовеса и вертлюжного гака. На грузовую лебедку шкентель проводится через грузовой блок на ноке стрелы и отводной блок. Вокруг вертикальной оси стрела может поворачиваться вручную оттяжками или с помощью лебедок других стрел. Под заданным углом наклона стрела удерживается топенантом, который крепится на ноке стрелы к обуху, проходит топенантный блок на мачте и направляется к месту крепления на палубе.

Изменение угла наклона одиночной стрелы допустимо только при отсутствии груза на гаке. Обслуживание такой стрелы затруднено, ее производительность низкая. Поэтому наибольшее распространение получила спаренная работа легких стрел (рис. 113).

Рис 113 Легкие стрелы с оснасткой для спаренной работы

В этом случае грузовые шкентели двух стрел объединяют на общем трехзвенном обухе, к которому крепится вертлюжный гак. Стрелы раскрепляются неподвижно так, чтобы нок одной стрелы был над люком, а другой выносится за борт. Раскрепление обеспечивается с помощью топенантов, оттяжек и иногда дополнительных стальных контроттяжек. Перемещение груза при спаренной работе осуществляется согласованной работой двух грузовых лебедок - потравливанием одной и выбиранием другой.

Спаренная работа обеспечивает довольно высокую производительность, однако снижает общую допустимую грузоподъемность по сравнению с грузоподъемностью каждой из стрел.

Оснастка спаренных стрел с заменой топенантного троса талями (рис. 114) позволяет менять вылет стрелы без их полной переоснастки. В этом варианте необходимы особые топенантные лебедки.

Оттяжки грузовых стрел состоят из стального конца и талей, основанных обычно растительным тросом. Стальной конец крепится к обуху на ноке стрелы, а тали своими нижними блоками - за обухи или рымы, установленные на палубе, фальшборте, рубке и т. п.

Рис 114. Спаренные стрелы с топенант-талями 1- оттяжка бортовой стрелы, 2- бортовая стрела, 3- топенант-тали, 4- оттяжка люковой стрелы, 5-люковая стрела, 6 топенантная лебедка

При подъеме грузовой шкентель выбирают с помощью грузовых лебедок. Наиболее распространены на флоте электрические лебедки. Грузовые лебедки, кроме барабана, на который заматывается шкентель, имеют также швартовные турачки. Если турачки используются для выбирания швартовного троса или лопаря топенанта, то грузовой барабан отключается с помощью сцепной муфты. Для медленного потравливания под действием силы тяжести, а также для удержания груза на весу грузовой барабан снабжают ленточным тормозом (стопором). Электролебедки имеют также электрический тормоз. Иногда электролебедки устанавливают спаренно на одном пульте, что позволяет управлять работой двух стрел 1 чел.

Крепление топенанта ранее осуществлялось с помощью цепного стопора, как показано на рис. 112. Однако этот способ устарел. Более часто в настоящее время коренной конец топенантного троса крепится на барабане топенантной лебедки, как показано на рис. 114, или наматывается на специальные топенантные вьюшки, которые приводятся во вращение от грузовой лебедки.

Легкие стрелы имеют грузоподъемность до 10 т. Многие грузовые суда оборудуются также тяжеловесными стрелами.

Стрела-тяжеловес с традиционной оснасткой показана на рис. 115 и применяется для грузов от 10 т. Шпор этой стрелы опирается не на мачту, а на палубный фундамент. Вылет обеспечивается топенант-талями, которые позволяют менять угол наклона стрелы. Грузовой полиспаст - система талей, заменяющая обычный шкентель. Ходовой конец талей оттяжек направляется на лебедки.

Купить средства для мойки и очистки днищ катеров, яхт, водного транспорта, лодок, судов от водорослей, тины, серобурого налета, водного камня

Средства для чистки катеров

Кислотные очистители для ультразвквой очистки черных металлов и деталей из них

Чистка ультразвуком

Купить средства для ультразвуковой очистки изделий и деталей из цветных металлов

Чистка ультразвуком

Купить нейтральные очистители и промывки для ультразвковой промывки форсунок, инжекторов, деталей двигателей внутреннего сгорания

Чистка инжектора, форсунок

Купить щелочные очистители и промывки для ультразвковой промывки форсунок, инжекторов, деталей двигателей внутреннего сгорания

Очистка инжектора, форсунок

Купить тестовые жидкости для промывки и диагностики форсунок на стенах на производительность

Тестирование форсунок

Купить концентраты для ультразвковой очистки форсунок и различных деталей, химия для ультразвуковой очистки

Промывка форсунок

Купить концентраты для ультразвковой очистки форсунок и различных деталей, химия для ультразвуковой очистки

Очистители деталей, УЗО

Купить концентраты для ультразвковой очистки форсунок и различных деталей, химия для ультразвуковой очистки

Очистка меди и бронзы

Грузовоеустройство со стрелами. Основные элементы такого устройства:

- мачты или грузовые колонны, которые служат опорой для стрел (на некото­рых судах опорой может являться лобовая переборка надстройки);

- грузовые стрелы с такелажем и оборудованием для проводки и крепления такелажа;

- грузовые помещения (трюмы и твиндеки) с соответствующим закрытием грузовых люков.

Грузовые мачты. При наличии на судне трех мачт носовую называют фок-мачтой, среднюю — грот-мачтой и кормовую — бизань-мачтой.

Наиболее простой по конструкции является одиночная мачта, которая пред­ставляет собой стальную трубу большого диаметра. Для прочного крепления мачты она пропускается через отверстие в верхней палубе — пяртнерс и ее нижний конец — шпор приваривается к настилу нижней палубы или второго дна. Место крепле­ния шпора мачты называется степсом. Кроме крепления к корпусу судна, мачты раскрепляются при помощи стоячего такелажа из жесткого стального троса. Тросы, идущие от мачты к бортам, называются вантами. Спереди мачты поддерживаются штагами, а в корму идут бакштаги.

Грузовым устройством называется комплекс конструкций, механизмов и изделий, предназначенный для грузовых операций силами судна.

Для обеспечения необходимого вылета грузовых стрел за борт вместо оди­ночных мачт устанавливают грузовые колонки и портальные мачты, состоящие из двух мачт — Л-образной или П-образной, которые в верхней части соединены са­лингом. Салинг служит для крепления троса, который поддерживает стрелу. В середине салинга устанавливается стеньга. Верхний конец стеньги закан­чивается плоским диском — клотиком.

Грузовые стрелы. Грузовые стрелы делятся на легкие и тяжелые. Легкой называется стрела грузоподъемностью не более 10 тонн, а тяжеловесной — одиночная стрела грузоподъемностью более 10 тонн.

Легкая грузовая стрела представляет собой стальную трубу с утолщением в средней части. Нижний конец стрелы (шпор) имеет вилку с двумя про­ушинами. На верхний конец стрелы (нок) насаживают кольцо (бугель), имеющий четыре обуха. Стрелы сварной конструкции могут не иметь бугеля, а для крепле­ния такелажа к ноку стрелы приваривают обухи.

Рис. Грузовые мачты: а - одиночная; б - Л-образная; в - П-образная

Для шарнирного соединения шпора стрелы с мачтой на последней на высоте 2-2,5 м от палубы устанавливают башмак, имеющий проушину и подпятник.

Нок стрелы поддерживается топенантом. Изменяя длину то­пенанта, можно изменить угол подъема стрелы. Топенант состоит из стального троса, коренной конец которого крепится к верхнему обуху нокового бугеля. Второй, ходовой конец топенанта проходит через топенант-блок, закрепленный на мачте. Ниже блока к топе­нанту крепится треугольное звено ‑ треугольник топенанта. С дру­гой стороны к треугольнику прикреплены длиннозвенная цепь ‑ грузовой стопор и стальной трос ‑ лопарь топенанта. Лопарь топе­нанта служит для подъема стрелы. Выбирают лопарь с помощью грузовой лебедки, на турачку которой заводят ходовой конец лопаря. Грузовым стопором стрелу за­крепляют в нужном положении, для чего одно из звеньев цепи крепят к обуху, при­варенному на палубе.

Рис. Легкая грузовая стрела: 1 - мачта; 2 - топенант; 3 - грузовой блок; 4 - грузовой шкентель; 5 - грузовой гак; 6 - оттяжка; 7 - стрела; 8 - канат на турачку грузовой лебедки; 9 - канат на барабан грузовой лебедки; 10 - лопарь топенанта; 11 - башмак; 12 - шпор стрелы; 13 - нок стрелы; 14 - бугель; 15 - топенант-блок

На многих судах для крепления топенанта и подъема стрелы вместо грузово­го стопора используют топенантные вьюшки, которые приводятся во вращение от грузовой лебедки. Для подъема стрелы с грузом суда имеют специальные топе-нантные лебедки или грузовые лебедки снабжаются топенантным барабаном. В этом случае топенант выполняется в виде талей (топенант-тали), что уменьшает нагрузку на топенантную лебедку. Груз поднимают гибким стальным тросом — гру­зовым шкентелем. На одном конце его закрепляют грузовой гак и про­тивовес, а другой конец через грузовой и направляющий блоки проводят к грузо­вой лебедке, где прочно закрепляют на барабане.




Поворот стрелы для выноса груза за борт и обратно производится при по­мощи оттяжек. Каждая стрела имеет две оттяжки, что дает возмож­ность надежно закрепить ее в нужном положении. Оттяжка состоит из конца стального троса — мантыля и талей, основанных растительным тросом. Мантыли оттяжек закрепляют за боковые обухи нокового бугеля, а тали нижними блоками крепят за обухи или рымы, установленные на палубе, фальшборте, рубке и т. п. При подъеме груза грузовой шкентель выбирают с помощью грузовых лебедок.


1 - оттяжки; 2 - контроттяжки; 3 - гак; 4 - топрик; 5 - грузовые шкентели

На переходе легкие стрелы опускаются в горизонтальное положение, для че­го устанавливаются стойки с накладными бугелями, в которых закрепляются ноки стрел.

Многие универсальные грузовые суда оборудуют одной или двумя тяжеловесными стрелами грузоподъемностью до 40 - 50 т, а в отдельных случаях (на специальных судах) — до 300 т.

Тяжеловесными стрелами работают по способу одиночной стрелы. Но в отличие от легких стрел стрелы-тяжеловесы имеют три рабочих движе­ния: подъем груза, поворот стрелы и изменение наклона стрелы.

Рис. Тяжеловесная стрела

Конструкция и вооружение тяжеловесной стрелы имеют некоторые особен­ности. Шпор стрелы для уменьшения изгиба мачты опирается не на мачту, а на специальный фундамент, установленный на палубе. Отличием в конструкции нока стрелы является наличие врезного блока, установленного в прорези, которая сдела­на несколько ниже бугеля.

К нижней скобе на ноке стрелы подвешен верхний неподвижный блок много­шкивных талей ‑ грузовых гиней. К нижнему подвижному блоку гиней подвешен двурогий гак с вертлюгами.

Перегрузка тяжеловесов судовыми средствами должна производиться под личным руководством старшего помощника капитана. К работе на тяжеловесных стрелах допускаются только специально обученные члены экипажа, объявленные приказом по судну.

Грузовые краны. На многих грузовых и пассажирских судах устанавливают грузовые краны. Грузоподъемность судовых грузовых кранов составляет от 1,5 до 25 т. Устанавливаемые на судах краны могут быть стационарными пово­ротными, перемещающими поворотными и мостовыми с выдвижной консолью.

Откидное закрытие может быть выполнено из одной крышки, которая за­крывает весь люк. Крышка шарнирно крепится к комингсу и при откры­том люке занимает вертикальное положение, что создает некоторые неудобства при грузовых операциях.

Поэтому чаще применяется откидное закрытие с двумя крышками, каждая из которых закрывает только половину люка. Крышка состоит из двух частей — сек­ций, соединенных между собой шарнирно. Для открывания и закрывания крышек используют мощный гидравлический привод.


Рис. Откидное люковое закрытие с гидроприводом:

1 - ведущая секция; 2 - ведомая секция; 3 - гнездо для стопорной планки; 4 — роульс ведомой секции; 5 - стойка-ограничитель; 6 - стойки; 7 - плунжер; 8 - резиновые амортизаторы; 9 - крайние кронштейны

Большое применение на флоте получили закрытия системы Мак-Грегора, у которых люк закрывается несколькими металлическими секциями длиной на всю ширину люка.

В положении по-походному секции плотно обжаты. Поэтому прежде чем от­крывать люк, необходимо секции несколько приподнять (подорвать), иначе при го­ризонтальном перемещении секции будет происходить быстрый износ резины уплотнения. Для подъема и опускания секций имеется целый ряд различных кон­струкций.

Каждая из этих секций имеет четыре ведущих ролика (по два с каждого бор­та) и два направляющих (центрирующих). При выбирании троса, который закреп­лен на последней секции, все секции начинают сдвигаться вдоль люка, перемеща­ясь на ведущих роликах по продольным комингсам. Когда секции последовательно подходят к концу люка, центрирующие ролики вкатываются на направляющие балки, и под действием силы тяжести каждая секция поворачивается и занимает вертикальное положение.

Закрывают люк в обратном порядке. Для этого ведущий трос проводят через канифас-блок, установленный на противоположном конце люка. При натяжении троса крайняя секция сходит с направляющих балок и начинает перемещаться по продольным комингсам. Все секции соединены между собой цепью, поэтому каж­дая тянет за собой следующую.

Водонепроницаемость закрытия обеспечивается резиновым уплотнением между крышкой и комингсом, а также между отдельными секциями крышки. Для плотного обжатия резинового уплотнения секции прижимают одну к другой кли­новыми зажимами. К комингсу люка секция прижимается винтовыми задрайками или клиньями.

Рис. Люковое закрытие системы Мак-Грегор:
1 ‑ люковая секция; 2 ‑ направляющая балка; 3 ‑ центрирующий ролик; 4 ‑ опорные катки; 5 ‑ цепочка, связывающая секции между собой; 6 ‑ соединительный клин; 7 ‑ трос, предназначенный для открытия; 8 ‑ трос, предназначенный для закрытия; 9 ‑ канифас-блок

Откатываемое закрытие состоит из двух секций, которые при открывании люка откатываются на роликах к бортам по специальным направляю­щим. При многоярусной конструкции откатываемое закрытие также выполняется из двух секций, каждая из которых при помощи гидравлических домкратов может быть приподнята так, что вторая подкатывается под нее, открывая половину люка.


Рис. Откатываемые закрытия на балкере

Техника безопасности при работе с грузовым устройством. Грузовые операции относятся к категории работ повышенной опасности. За техническое со­стояние и обслуживание грузового устройства ответственны старший помощник, старший механик, боцман, 4-й механик и электромеханик.

1. Места прохождения тяговых тросов необходимо оградить и сделать надпись "Проход закрыт". Запрещается ходить по люковым секциям во время их откры­тия, закрытия, а также при частичном открытии.

2. Установленные в вертикальное положение секции должны быть надежно за­стопорены. Запрещается оставлять их незастопоренными даже на короткое время. Любые работы в пространстве между открытыми люковыми секциями могут выполняться только с разрешения вахтенного помощника капитана или руководителя работ. На все время работ между секциями на палубе должен находиться матрос, который обязан следить за тем, чтобы никто не снял стопо­ров с люковых секций, не подсоединил тяговые тросы к секциям, не включил систему управления люковых закрытий с гидравлическим приводом.

3. На не полностью закрытых люковых секциях запрещается проводить какие-либо работы до тех пор, пока не будет установлено временное леерное ограж­дение, исключающее возможность падения людей в трюм. Леерами с вывешен­ными запрещающими знаками должна быть ограждена палуба в местах прове­дения перегрузочных работ с того борта, в сторону которого перемещается груз.

4. Нельзя спускаться в неосвещенные и непровентилированные трюмы. Перено­сить осветительные люстры, подвешенные на штертах, можно только при сня­том напряжении и после того, как все люди выйдут из трюма. Лица, участвующие в грузовых операциях, до начала работы проходят ин­структаж по технике безопасности.

5. К работе на грузоподъемных механизмах в качестве крановщика и лебедчика, а также в качестве стропальщика допуска­ются матросы первого класса и другие члены экипажа, прошедшие специаль­ное обучение и имеющие специальные свидетельства.

6. К работе на тяжеловесных устройствах допускаются только специально подго­товленные члены экипажа не моложе 18 лет, фамилии которых объявлены при­казом по судну после сдачи ими экзамена. Сигнальщиками могут назначаться только опытные матросы первого класса.

7. Лебедчик или крановщик вы­полняет все сигналы, поданные толь­ко сигнальщиком, кроме сигнала ава­рийной остановки, который должен быть выполнен независимо от того, кем и каким способом он подан. Вся­кий непонятый сигнал следует вос­принимать как сигнал остановки. Сигнал о подъеме груза может быть подан только после того, как стро­пальщик подтвердит, что груз за-строплен надлежащим образом, и сигнальщик убедится, что перемеще­ние не подвергает опасности людей, работающих в трюме или на палубе.

8. Запрещается находиться или проходить под поднятым грузом, находиться на линии перемещения груза, под стрелой, в просвете люка, а также спускаться в трюм или подниматься из него при подъеме и опускании груза. Не допускается нахождение посторонних лиц на рабочей площадке во время грузовых опера­ций.

9. При работе на лебедках и кранах запрещается:

- допускать неравномерное натяжение всех ветвей при подъеме груза с ис­пользованием многоветвевых стропов;

- поправлять стропы, когда груз находится на весу;

- расстропливать груз прежде, чем он твердо не встал на прокладки;

- раскачивать груз для укладки его вне радиуса действия стрел или крана;

- поднимать груз с находящимися на нем людьми или незакрепленными пред­метами, а также груз, находящийся в неустойчивом положении или заложен­ный другими грузами;

- оттягивать, разворачивать и останавливать раскачивающийся груз во время подъема, перемещения или опускания без применения специальных оттяжек.

10. Кроме того, при работе на лебедках и кранах запрещено:

- подавать груз в трюм без предупредительного окрика или сигнала, если в трюме находятся люди;

- подавать в трюм груз до того, как с просвета люка будет убран ранее поданный груз и люди отойдут в безопасное ме­сто;

- проносить груз на высоте менее 0,5 м от конструк­ций судна или предметов, находящихся на пути перемещения груза;

- оставлять по окончании работ или во время перерыва груз в подвешен­ном состоянии;

- оставлять без присмотра механизмы, находящиеся под током;

- поправлять шкентель рукой, одному сматывать или наматывать его на барабан лебедки во время ее работы.

11. Работа грузоподъемного устройства должна быть прекращена в случаях нарушения правильной работы тормозов, появления в механизме ненормальных шумов, повреждения троса, неисправности выключателей и систематического сра­батывания систем электрической защиты.

12. При перевозке грузов на палубе надлежит выполнять следующие основные
требования:

- палубный груз должен быть уложен так, чтобы оставались безопасные для людей проходы шириной не менее 0,7 м из всех помещений к тра­пам, мерительным и воздушным трубам, противопожарным постам, рожкам и огнетушителям и т. д.;

- все проходы должны быть сквозными (без тупиков);

- крепление палубного груза должно производиться надёжно, но с рас­чётом, чтобы в критическом положении судна можно было быстро от­дать найтовы или в крайнем случае перерубить их.

13. При перегрузочных работах с опасными и легковоспламеняющимися гру­зами, кроме перечисленного выше, следует руководствоваться также уста­новленными для них правилами перевозки.

14. На переходе морем детали грузового устройства нужно надежно крепить по-походному:

- ноки стрел хорошо закрепляются в гнёздах;

- гаки грузовых шкентелей закладываются за палубные рымы (носками вверх с закаболиванием), а грузовые шкентели туго обтягиваются на барабанах лебёдок;

- нижние блоки оттяжек выкладываются из рымов и закладываются у шпора своей стрелы, лопари талей обтягиваются, укладываются в бух­ту и подвешиваются у мачты;

- грузовой шкентель и лопари талей оттяжек прихватываются к стреле в нескольких местах линями.

Легкие стрелы на судне

Работа одной стрелой применяется в основном для разовых подъемов груза. Сущность работы по переносу груза с причала в трюм заключается в следующем. Устанавливают стрелу в рабочее положение, выбирая при этом такой угол ее наклона, чтобы переносимый груз не задевал за фальшборт или леерное ограждение.

Работу выполняют 3 чел.: двое на оттяжках и один на грузовой лебедке. Потравливая одну и выбирая другую оттяжки, вываливают стрелу за борт так, чтобы ее нок оказался над грузом.
Оттяжки надежно закрепляют, и лебедчик поднимает на шкентеле груз. Затем оттяжками поворачивают стрелу так, чтобы она оказалась над просветом люка, закрепляют оттяжки и лебедкой груз опускают в трюм. Такой способ позволяет использовать полную грузоподъемность стрелы.
Однако грузовой цикл занимает много времени и требует постановки 3 чел. на каждую стрелу, причем двое из них вручную разворачивают стрелу в горизонтальной плоскости. Этот недостаток устранен изменением оснастки грузовой стрелы, позволившим механизировать процесс погрузки-выгрузки.

рис. 52 Стрела системы Халлена

Стрела системы Халлена

Стрела системы Халлена (рис. 52), называемая иногда стрелой-краном, не имеет оттяжек. Изменение вылета стрелы и ее поворот в горизонтальной плоскости осуществляются с помощью двух топенантов.
Коренные концы топенантов присоединяются к ноку стрелы, а ходовые проводятся через отводные блоки 3 и 4, закрепленные на концах салинга, и заводятся на две топенантные лебедки 2 и 5. Грузовой шкентель обслуживается обычной грузовой лебедкой 1. Управление топенантными лебедками осуществляется одним сдвоенным контроллером.
При одновременном равномерном и одностороннем вращении барабанов обеих лебедок стрела будет подниматься или опускаться, при одновременном и разностороннем вращении — поворачиваться в горизонтальной плоскости, а при неравномерном вращении — поворачиваться и подниматься или опускаться.

Стрела с двумя топенантами имеет несколько модификаций. Работа одной стрелой с противовесом (рис. 53) применяется иногда при погрузке тяжелых и длинномерных грузов. К ноку стрелы 1’ крепят стальной гибкий трос.

Другой его конец пропускают через канифас-блок, закрепленный на фальшборте, и через направляющий блок проводят на барабан лебедки стрелы 2, освобожденный предварительно от грузового шкентеля.
Нок стрелы 2’ выводят за борт примерно на 1 м и оттяжками закрепляют стрелу неподвижно. Отсоединенный от барабана коренной конец шкентеля крепят за обух нокового бугеля стрелы 1, а к ходовому концу подвешивают груз (противовес) массой 150—200 кг.

рис. 53 Работа одной стрелой с противовесом

Работа одной стрелой с противовесом

Стрелу 1 вываливают за борт, выбирая лебедкой 2 заведенный на нее трос-оттяжку. Закрепленный за гак шкентеля груз поднимают лебедкой 1 выше фальшборта и лебедкой 2 травят оттяжку стрелы 1’.
Под действием противовеса на шкентеле стрелы 2 стрела 1 будет заваливаться внутрь судна. Когда груз окажется над просветом люка, прекращают травить оттяжку и лебедкой 1 опускают груз в трюм. Преимущества этого способа погрузки очевидны: после того как стрелы вооружены, грузят двумя лебедками, отпадает необходимость разворачивать стрелу вручную.

Поэтому при работе спаренными стрелами разрешается поднимать груз, масса которого не превы- шает 50% грузоподъемности одной стрелы, а максимальный угол между шкентелями не должен превышать 120°.Работа одной стрелы, спаренной с береговой лебедкой (рис. 55), производится аналогично.
Стрела устанавливается так, чтобы ее нок находился над люком, а шкентель береговой лебедки пропускается через блок, закрепленный на соответствующей высоте за береговую конструкцию.

рис. 55 Работа одной стрелой, спаренной с береговой лебедкой

Работа одной стрелой, спаренной с береговой лебедкой

Груз на гаке, соединенном с обоими шкентелями, поднимается береговой лебедкой, переносится на шкентель стрелы и опускается в трюм судовой лебедкой. Стрела должна быть закреплена неподвижно оттяжками и контроттяжками. При таком варианте вторая судовая стрела может работать на другой борт.

Груз, масса которого превышает грузоподъемность одной стрелы, можно поднимать двумя стрелами, спаренными так, как показано на рис. 56. Стрелы основывают одним длинным шкентелем, коренной конец которого закреплен на барабане первой лебедки. Ходовой конец шкентеля проводят через нижний и верхний блоки первой стрелы, затем через свободный блок с грузовым гаком, верхний и нижний блоки второй стрелы к грузовому барабану второй лебедки.

Наложив на барабан достаточное количество шлагов шкентеля, закрепляют его на барабане. Стрелы устанавливают под одним углом наклона таким образом, чтобы их ноки были на минимальном расстоянии друг от друга, вываливают за борт и закрепляют оттяжками.

рис. 56 Подъем спаренными стрелами груза, масса которого превышает грузоподъемность одной стрелы.

Подъем спаренными стрелами груза масса которого превышает грузоподъемность одной стрелы

Закрепленный на гаке груз поднимают второй лебедкой настолько, чтобы он свободно проходил над фальшбортом. Потравливая одну и выбирая другую оттяжки, стрелы переводят на просвет люка и второй лебедкой груз опускают в трюм.
Поскольку ноки стрел сведены центральной оттяжкой на близкое расстояние друг от друга, то угол между ветвями шкентеля при свободном блоке очень мал. Поэтому масса груза распределяется поровну между обеими ветвями шкентеля и на каждую стрелу приходится примерно половина массы поднимаемого груза.

Для погрузки одной стрелой груза , масса которого больше грузоподъемности стрелы, необходимо подкрепить стрелу фишами — длинными деревянным брусьями. Их укладывают вдоль стрелы в средней, наиболее напряженной ее части сверху, а при необходимости и снизу и скрепляют в нескольких местах найтовами. Для обжатия найтовов под них забивают клинья.

В случае необходимости подкрепляют и шпор стрелы постановкой под башмак прочной подпорки. Работать подкрепленной стрелой надо осторожно, поднимая и опуская груз медленно и плавно.

Все действия лебедчиков при работе стрелами должны производиться только по команде и сигналам руководителя , которые подаются в соответствии с системой сигнализации, указанной в приложении к Правилам техники безопасности на судах морского флота.

Легкие стрелы крепятся по-походному, как правило, в горизонтальном положении. Медленно потравливая топенант и удерживая стрелу от горизонтальных смещений при помощи оттяжек, опускают нок стрелы в специальное гнездо и набрасывают на него сверху наметку с чекой.
Такие гнезда устанавливаются на переборках надстроек, рубок или в других местах. При отсутствии постоянно закрепленных гнезд предусматривается установка на фиксированных местах постоянных или съемных металлических стоек с гнездами для ноков стрел.

После закрепления стрелы в гнезде крепят по-походному ее такелаж. Гак грузового шкентеля закладывают за палубный рым у мачты носком вверх и закаболивают для предупреждения его самопроизвольного выкладывания при ослаблении троса, а затем лебедкой шкентель обтягивают втугую.
Нижние блоки оттяжек отсоединяют от палубных рымов или обухов, закладывают за рымы у шпора стрелы, лопари талей обтягивают и крепят на мачтовой утке. Свободную часть лопаря укладывают в бухту и подвешивают у мачты. Грузовой шкентель и лопари талей оттяжек принайтовливают в нескольких местах к стреле.

Для уборки легкой стрелы по-походному вертикально вдоль мачты предусматривается ее надежное крепление на салинге — бугель с хомутом или гнездо с наметкой. Стрела подтягивается к мачте топенантом и им же или специальным горденем затягивается в гнездо.

Судовые грузовые устройства используют для разгрузки (погрузки) судна на рейде или в таких портах, которые располагают недостаточным количеством подъемных механизмов или вообще не имеют их. Но и в портах, хорошо оснащенных кранами, грузовые механизмы служат для перегрузки штучного груза, например с морского на озерно-речное судно и наоборот, так как радиус действия береговых кранов обычно бывает недостаточным для обслуживания этих судов. Кроме того, если масса штучных грузов превышает грузоподъемность береговых кранов, грузы перегружают с помощью судовых грузовых средств. Наряду с этим существуют легкие грузовые устройства, которые поднимают на борт провиант и другие потребительские грузы во избежание эксплуатации дорогих береговых кранов. Как и прежде, наиболее распространенным типом подъемных механизмов является судовое грузовое устройство, основными частями которого являются уже названные мачта или полумачта, грузовая стрела и грузовая лебедка.


Конструкция и отдельные детали грузовых устройств

а — легковесное грузовое устройство; b — топенантный башмак и блок; с — оснастка нока грузовой стрелы; d — грузовая лебедка; е — крепление шпора грузовой стрелы; f — крепление вант к палубе; g — тяжеловесная грузовая лебедка; h — грузовая стрела с гидроприводом; i — тяжеловесное грузовое устройство; j — ручная топенантная лебедка.

1 — топенант; 2 — топенантный блок; 3 — грузовая стрела; 4 — оттяжка; 5 — тали оттяжки; 6 — грузовая лебедка; 7 — канифас; 8 — шкентель; 9 — грузовой стопор; 10 — цепочка топенанта; 11 — треугольное соединительное звено; 12 — трос топенанта; 13 — грузовой блок; 14 — канатный барабан; 15 — электродвигатель; 16 — редуктор; 7 — турачка; 18 — вертлюг грузовой стрелы; 19 — концевая обойма; 20 — талреп; 21 — скоба; 22 — обух; 23 — изменение вылета стрелы; 24 — гидроцилиндр; 25 — топенантные тали; 26 — фундамент грузовой стрелы; 27 — грузовые тали.

Грузовая стрела на шарнирах прикрепляется в нижней части или у основания (на фундаменте грузовой стрелы) мачты или полумачты. Она поддерживается топенантом, натянутым между грузовой мачтой или полумачтой и ноком грузовой стрелы. Для поднятия стрелы до вертикального положения и опускания ее топенант пропускается через блок. Последний прикрепляется к салингу или к бугелю на мачте. В рабочем положении, определяемом требуемым радиусом действия — вылетом грузовой стрелы, т. е. фактическим ее наклоном, грузовая стрела поддерживается грузовым стопором, один конец которого через треугольное звено соединяется с тросом топенанта. Другой конец прочно прикрепляется к палубе. К треугольному звену крепится, кроме того, хвостовик топенанта грузовой стрелы. Для поднятия и спуска ненагруженной стрелы хвостовик топенанта приводят в нужное положение через канифасблок на палубе по направлению к турачке грузовой лебедки. Здесь хвостовик топенанта выбирается или травится. В процессе разгрузки с хвостовика топенанта грузовой стрелы нагрузка полностью снимается благодаря цепному грузовому стопору. Поворот грузовой стрелы осуществляется за счет оттяжек, которые соединяются бугелем с концом грузовой стрелы (ноком стрелы) и с пластинчатым рымом фальшборта или палубы. На нижнем конце оттяжек помещены тали (полиспаст), ходовой конец (свободный конец) которых при раскачивании тяжелых грузов подводится через канифас-блок к турачке грузовой лебедки для подтягивания или ослабления. Грузовой трос с гаком, называемый также шкентелем, для выборки (подъема) и травления (опускания) груза пропускается через грузовой блок, подвешенный к ноку грузовой стрелы, и протягивается дальше к направляющему блоку, закрепленному с помощью вертлюга в башмаке на мачте, а оттуда — к канатному барабану грузовой лебедки.


Работа грузового устройства

а — с одной лебедкой и одной грузовой стрелой; b — с двумя лебедками и двумя неподвижными грузовыми стрелами (спаренные грузовые стрелы); с — со спаренными вращающимися грузовыми стрелами; d — с тяжеловесным грузовым устройством с двойными топенантами. 1 — нок грузовой стрелы; 2 — топенантные тали; 3 — грузовые полумачты.

Обычно на каждой грузовой мачте или полумачте расположено несколько грузовых стрел (от двух до четырех) и соответственно несколько грузовых лебедок. Различают грузовые устройства для легкого (менее 100 кН) и для тяжелого (100 кН и выше) груза. Суда для тяжелых грузов — специальные суда — имеют грузовые устройства грузоподъемностью 2 МН и более (рис. d). Грузовые лебедки рассчитаны в общем на канатную тягу от .20 до 100 кН. При больших массах полезного груза грузовой и топенантный тросы в соответствии с нагрузкой несколько раз перепассовываются, т. е. вводятся тали (канатные передачи), за счет чего тяга на ходовых концах уменьшается. Одинарные топенантные тросы используют в основном только в грузовых устройствах грузоподъемностью до 30 кН. Современные грузовые лебедки снабжены электро- или электрогидравлическим приводом, а ранее были приняты паровые и дизельные двигатели. Все грузовые лебедки имеют тормоз, который может остановить груз в любом положении. Скорость подъема составляет от 0,2 до 0,8 м/с, скорость опускания — почти в два раза больше. Грузовые лебедки крепятся к рамочным фундаментам, приваренным к палубе. Как правило, они имеют турачки для обслуживания оттяжек стрелы и талей. На современных судах топенантные лебедки монтируют так, что топенантный и грузовой тросы можно обслуживать за счет их соответствующего крепления. Турачки грузовых лебедок можно использовать для швартовки судов к набережной, а также для закрытия и открытия специальных механических люков. Топенантные лебедки чаще всего выполняют в виде ручных лебедок. Наряду с ними применяют также безмоторные топенантные лебедки с разделенным канатным барабаном. На одной половине барабана происходит наматывание или травление топенантного троса, на другой половине — троса, который через турачку грузовой лебедки обслуживает топенантную лебедку. При необходимом наклоне стрелы топенантная лебедка фиксируется зажимным устройством. Иногда для обслуживания грузовых мачт используют турачки якорных лебедок. С помощью грузовых стрел и лебедок грузовых устройств можно работать различными способами в зависимости от необходимости.


Особые типы грузовых устройств

а — расположение грузового устройства в носовой части судна; b — грузовое устройство с двумя поворачивающимися грузовыми стрелами и траверсой; с — тяжеловесное грузовое устройство; d — грузовое устройство с поворотными грузовыми стрелами. 1 — траверса.

Тяжеловесные грузовые стрелы грузоподъемностью более 100 кН для компенсации возникающих сил и относительно малого тягового усилия лебедок снабжаются, как правило, топенантными, шкентельными и грузовыми талями. Для того чтобы снизить стоимость грузовых работ, в последние годы были разработаны особо мощные специальные грузовые устройства. У грузовых устройств с электрогидравлическими грузовыми лебедками, позволяющими осуществлять плавное регулирование рабочей скорости, грузовая стрела с грузом и без него изменяет вылет с помощью гидравлического цилиндра двойного действия — качающегося цилиндра. За счет этого исключается отнимающий много времени процесс останавливания грузовой стрелы через топенант, треугольное звено и грузовой стопор стрелы посредством турачки грузовой лебедки. Еще более усовершенствованным вариантом грузового устройства является гидравлический мачтовый кран грузоподъемностью до 50 кН с вылетом до 18 м, который позволяет одновременно осуществлять поворот, наклон, подъем и опускание груза.

Поворотная грузовая стрела отличается тем, что она имеет двойные топенанты, причем для каждой поворотной стрелы требуются две топенантные и одна грузовая лебедка. Все три лебедки обслуживаются одним человеком. Поворотная стрела выполняется в виде легко- и тяжеловесной стрелы грузоподъемностью 600 кН и выше. Путем замены грузовых талей можно перевести грузовую стрелу из тяжеловесного режима работы в легковесный, отличающийся большой скоростью движения тросов. В судовом кране грузовая лебедка и грузовая стрела объединены в одну установку соответственно большей производительности. Такая установка заменяет от двух до трех грузовых лебедок. Большая производительность достигается за счет того, что судовой кран может поворачиваться и наклоняться, в результате чего производится как достаточная разгрузка за бортом, так и обслуживание расположенных в непосредственной близости грузовых люков. Судовые краны выполняются обычно с шарнирной укосиной и переменным вылетом, т. е. изменение вылета стрелы вызывает движение грузового гака, так как грузовой шкентель пропущен трижды через шкивы между ноком стрелы и верхушкой колонны. Траектория движения грузового гака приближается к горизонтали. Благодаря изменению вылета стрелы и повороту крана грузовой гак можно установить точно над грузом в любой точке кольцевой поверхности, заданной наибольшим и наименьшим вылетами стрелы. Все три вида движения (подъем, опускание, наклон с поворотом) могут осуществляться одновременно с грузом и без него.


Судовые бортовые краны

а — расположение кранов и плоскости их действия; b — краны грузоподъемностью 3 и 5 т; с — краны на поворотной платформе; d — передвижной поворотный кран. 1 — портал.

По сравнению с грузовым устройством поворотный кран требует меньшего количества обслуживающего персонала и занимает меньше места на палубе. Отсутствие грузовых стрел и мачт с топенантами, оттяжками и вантами увеличивает обзорность палубы. Так как судовые краны могут быть оборудованы и для работы с грейфером, в плохо оснащенных портах, появляется возможность перегружать сыпучий груз с помощью корабельных средств. Менее пригодны судовые краны для перегрузки тяжеловесных грузов, так как они слишком дороги в эксплуатации и в обычном режиме работают неэкономично (из-за слишком большого собственного веса). Если судно должно перегружать тяжеловесные грузы с помощью собственных бортовых подъемных механизмов, то кроме судовых кранов необходимо иметь еще соответствующее тяжеловесное грузовое устройство. Конструкции судовых кранов рассчитаны на полезную грузоподъемность от 10 до 50 кН при вылете стрелы 3—16 м. Рабочая скорость судовых кранов при подъеме в зависимости от грузоподъемности лежит в пределах от 0,3 до 0,8 м/с. Опускаются грузы обычно с удвоенной скоростью. Скорость подъема нока стрелы составляет около 0,3 м/с, поворачиваются краны со скоростью 1—2 об/мин. Мощность двигателя при подъеме составляет 7—18 кВт, при поворачивании и подъеме 4,4—6,6 кВт.

Читайте также: