Гонка парусных судов это

Обновлено: 18.05.2024

Яхтеные гонки и регаты

Движение и остановка

Паруса крейсерской яхты

Яхтеные гонки и регаты

Переоборудование рабочего судна в яхту для активного отдыха под парусом началось в основном в XX в., а после второй мировой войны парусный спорт приобрел свою нынешнюю популярность. Однако использовать яхты для отдыха голландцы начали еще в XVII в. В то время Нидерланды были в самом расцвете своей морской славы, управляли заморскими колониями. Страна располагала большой сетью эстуариев и внутренних водных путей и поэтому наряду с военными судами имела рыболовный флот и множество лодок, используемых как общественный и личный транспорт. Эти разнообразные нужды привели к развитию малых сложных лодок, сконструированных как яхты и предназначенных только для отдыха. Таким образом, Голландия стала одной из первых стран, в которой к плаванию под парусом относились как к виду досуга.

В Европе же плавание под парусом на лодках долго имело чисто коммерческое значение. Король Карл II Английский, находясь в изгнании, провел длительное время в Голландии, где хорошо познакомился с многими формами парусного спорта. Голландцы подарили королю по возвращении в Англию первую яхту. Между 1671 и 1677 гг. для него было построено еще 14 яхт в стиле голландской лодки, на которых он ходил со своим братом герцогом Кларенским.

Гафельное вооружение в наши дни можно встретить на учебных парусниках и яхтах, стилизованных под старину. Учебная парусно-моторная шхуна с гафельным фоком и бермудским гротом. Такую оснастку называют вооружением смешанного типа. Крейсерско-гоночная яхта - бермудский шлюп с топовым стакселем и спинакером на курсе полный бейдевинд.

Старт крейсерско-гоночных яхт III группы на соревнованиях на Кубок Балтийского моря. Площадь генуэзских стакселей заметно превышает парусность гротов.
Яхта типа "Цетус", построенная в ПНР, хорошо зарекомендовала себя в крейсерских гонках на акваториях СССР и в дальних океанских плаваниях.
Морские плавания на яхтах - это не только отличный отдых, но и неповторимая радость познания того, что ждет вас за горизонтом.

Первые гонки в Англии

Парусный спорт впервые приобрел оттенок престижности, который и сейчас окружает его, в закрытых водах Те-Солента у южных берегов Англии. Для тех, кто мог построить собственную яхту, открывалась возможность участвовать в гонках. В парусном спорте, так же как и ранее в конном спорте, был найден способ сочетания удовольствия, престижа и денег. В 1815 г. был образован яхт-клуб в Каусе - аристократическое заведение, позже (в 1833 г.) преобразованное в знаменитый теперь клуб Королевской яхтенной эскадры. Этот клуб стал организатором яхтенных гонок, носящих его имя, а Те-Солент сохранил положение одного из самых важных яхтенных центров мира.

Гонки яхт развивались повсеместно и в Европе, и в Северной Америке. В 1835 г. в Америке была проведена первая неофициальная гонка вокруг мыса Код между капитанами двух шхун. Нью-Йоркский яхт-клуб был основан в 1844 г. и провел свою первую регату в 1845 г. Во Франции после первой регаты, состоявшейся в 1839 г., организовали Гоночный союз Гавра.

Первые гоночные яхты имели гафельное вооружение. В основном это были гафельные тендеры, хотя американцы склонялись в пользу гафельной шхуны. В начале XX в. обводы корпуса и форма паруса яхт были заимствованы у торговых и военных судов, но различные требования правил гонок заставили проектировщиков яхт отклониться от общепринятых критериев.

Первые правила гандикапа

После первых же гонок стало очевидно, что только яхты достаточно большой длины могут претендовать на выигрыш в соревнованиях. Как правило, чем длиннее ватерлиния яхты, тем больше ее скорость. Чтобы свести к минимуму это неравенство, в 1829г. была введена система гандикапа, по которой яхты делили на шесть классов в соответствии со старым способом обмера коммерческого тоннажа. По этому правилу потенциальную скорость яхты измеряли в зависимости от ее способности перевозить груз. Поскольку гонки проводились все чаще, проектировщики искали способы обхода правил гандикапа: яхты сделали длиннее для увеличения их потенциальной скорости, а ширину уменьшили для сокращения их грузовместимости, но так, чтобы не потерять в гандикапе.

Тенденция к созданию длинных и узких яхт породила новую проблему. Чтобы судно не кренилось при большом количестве поставленных парусов, на торговые и военные суда принимали балласт. С уменьшением ширины яхты сократилось свободное пространство, и американские конструкторы предложили нести балласт снаружи корпуса. В 1870г. это окончательно было принято и в Европе. Большие бруски свинца гидродинамической формы крепились к килю яхты, что в совокупности с тоннажными правилами привело к появлению яхт довольно причудливых форм. Известным примером была британская яхта "Оона", построенная в 1866г., - лучшая среди длинных, стройных и узких яхт. Она имела ватерлинию длиной 33 фута 10 дюймов, ширину 5 футов 6 дюймов и осадку 8 футов (соответственно 10,3; 1,7 и 2,4 м). Ее водоизмещение было 12,5 т, из которых 9,6 т приходилось на свинцовый киль. Яхта несла паруса площадью около 2000 кв. футов (186 м2). Для сравнения можно отметить, что современная гоночная яхта той же длины несет паруса площадью 800 кв. футов (74,4 м2). Не удивительно, что это "странное" судно затерялось со всей командой у ирландского побережья в год спуска его на воду.
При такой системе гандикапа яхты становились все менее мореходными. Требовалось новое правило, которое и было предложено конструктором яхт Диксоном-Кемпом в 1886 г. Оно преследовало цель сдержать тенденцию развития так называемых яхт-линеек - тонких, узких судов, подобных "Ооне". Конструкторы должны были принимать смелые решения и строить яхты с большей шириной, поскольку это допускалось правилами гандикапа (ширина яхты не ограничивалась).

Гоночный балл яхты определяли умножением длины ватерлинии на площадь парусов (в футах), деленную на 6000. Таким образом, 15-футовая яхта с парусом площадью 200 кв. футов является полубалльной (0,5 балла) - самой маленькой из классных. Границами принадлежности яхт к другим классам служили баллы 2,5; 5; 23; 40.
Тоннажное правило оказало значительное влияние на конструкции яхт. Правило Диксона-Кемпа также давало возможность конструкторам по обе стороны Атлантики строить наиболее быстроходные яхты. Требования тоннажного правила нашли отражение в глубокосидящих и узких яхтах, а правила Диксона-Кемпа - в яхтах, известных в конце 1890-х гг. как "скользящие посудины". Поскольку ширина яхт не учитывалась правилами гандикапа, их стали делать шире, и они могли нести паруса большей площади. В то же время балласт уменьшали, чтобы снизить водоизмещение. Постепенно яхты стали широкими, легкими и мелкосидящими.

Введение метрических классов

Многокорпусные яхты - катамараны и тримараны - самые быстроходные парусники. Они являются рекордсменами скорости на трассах морских и океанских гонок.
Крейсерско-гоночные яхты "однотонного" класса отличаются высокими ходовыми и мореходными качествами, но условия пребывания экипажа на борту достаточно суровы.
"Конрад-54" - морская крейсерско-гоночная яхта длиной 16,6 м, несущая паруса площадью 150 м2. Управление такой яхтой требует высокой квалификации экипажа, который в гонках состоит из 12 человек.

Яхты различных классов - от огромной 40-балльной "Британии" до маленьких открытых лодок - принимали участие в летних регатах вокруг побережья Англии. Харвич, Дувр и Каус - три порта, получившие широкую известность благодаря своему импозантному гоночному флоту, который днем выходил в море, а поздним вечером становился на якорь вблизи украшенных флагами набережных. Однако первая мировая война привела к исчезновению этих регат.

После окончания войны гонки хотя и были возобновлены, но никогда больше их не окружала атмосфера праздничности и роскоши, как в предыдущие десятилетия.

Единственные яхты, которые могли конкурировать с огромными 40-балльными, были яхты класса J. В основу их конструкции была положена американская балльная система, и они принимали участие в гонках на Кубок Америки и в других регатах. Эти яхты были вдвое больше современных 12-метровых и вскоре стали непозволительно дороги в постройке и обслуживании. Разразившаяся вторая мировая война нанесла последний удар этим огромным гоночным яхтам, а когда шесть лет спустя парусный спорт начал возрождаться, на прибрежных регатах можно было видеть лишь яхты младших метрических классов.

В некоторых странах были выработаны программы национальных гонок, однако событие, известное как "Кубок Америки", стало явлением выдающимся в международном яхтенном календаре. Соревнование было организовано впервые в 1851г., когда шхуна "Америка" завоевала Кубок Королевской яхтенной эскадры в гонках вокруг острова Уайт.

Этот кубок был доставлен в Нью-Йоркский яхт-клуб, и гонка была переименована в Кубок Америки. С тех пор кубок остался у американцев. Претенденты из Франции, Великобритании, Канады, Австралии и Швеции до сих пор не смогли отобрать кубок (Только один раз - в 1984 г. Кубок Америки был завоеван австралийскими яхтсменами, но уже на следующих соревнованиях в 1987 г. американцы взяли реванш. Гонки 1987г. были последними с участием яхт 12-метрового класса. Сейчас Кубок Америки разыгрывается на более легких и быстроходных яхтах современного типа.).

Современный Кубок Америки - это напоминание о тех экстравагантных яхтах, которые когда-то принимали участие в прибрежных регатах XIX в. Единственным примером былых балльных яхт остаются 12-метровые яхты, на которых и разыгрывается этот кубок. Действительно, в 1980-х гг. популярность этого класса похоже стала расти, поскольку все большее количество стран присоединяется к соревнованиям 12-метровых яхт.

В парусных гонках прежних лет гафельные тендеры несли в спокойную погоду огромные топсели, которые увеличивали парус так, что он выходил за пределы гафеля и топа мачты. Гики были длинными и свисали на несколько футов за корму, в то же время бушприты позволяли яхтам нести большое количество кливеров.

Паруса были длинными у основания и сравнительно короткими по высоте (в сравнении с длиной яхты). На рубеже столетий тенденция развития формы парусов привела к увеличению их высоты и уменьшению основания. Мачты были составными, грот-стеньга крепилась к верхней части грот-мачты.

В 1901 г. на 15-метровой яхте "Истрия" было введено новшество - грот-мачта и грот-стеньга составили единое целое, а топсель крепился в верхней части мачты на погоне, что явилось первым шагом в развитии так называемого сейчас бермудского вооружения (известного как вооружение Маркони - рангоут и такелаж мачты напоминают радиомачту). При этом вооружении яхта несет треугольный грот. Бермудское вооружение впервые появилось в Западной Европе в 1911 г. на 6-метровой яхте. Для принятия его яхтами больших классов потребовалось много времени и первой 23-метровой яхтой с новым вооружением была "Нерия" (1921 г.).

Бермудское вооружение имеют 90 % современных яхт, но это в меньшей степени относится к яхтам для отдыха. Однако постепенно гафельное вооружение начинает возвращать утраченную популярность многие строители яхт, признавая универсальность старых рабочих лодок, воспроизводят их обводы корпуса и вооружение, хотя и пользуются современными синтетическими материалами.

Творческое подворье - монолит художников, модельеров, керамистов, фотографов, дизайнеров, архитекторов, поэтов, писателей, музыкантов.

Спорта плавания включает в себя множество конкурентных парусные форматов, которые санкционированы с помощью различных парусных федераций и яхт - клубов. Гоночные дисциплины включают матчи в составе флота парусных судов, между их парой или между командами. Кроме того, существуют специализированные соревнования, в которых устанавливаются рекорды скорости. Форматы гонок включают как закрытые трассы, так и соревнования точка-точка; они могут находиться в защищенных водах, на побережье или в открытом океане. Большинство соревнований проводится в рамках определенных классов или рейтингов, которые включают в себя либо один тип парусных судов, чтобы гарантировать соревнование, в первую очередь, навыков, либо оценку парусных судов для создания классификации или гандикапа .

На воде соревнования по парусному спорту между несколькими судами представляют собой регату , которая обычно состоит из нескольких индивидуальных гонок, где команда лодки, показавшая лучшие результаты в серии гонок, становится абсолютным победителем. Существует множество видов гонок и парусных лодок, используемых для гонок, от больших яхт до гонок на лодках . Многие гонки проводятся вокруг буев или аналогичных знаков в защищенных водах, в то время как некоторые более длинные дистанционные гонки проходят по открытой воде. Для гонок используются все виды лодок, включая небольшие лодки , катамараны , лодки, предназначенные в первую очередь для круизов , и специально построенные гоночные лодки. В Гонки Правила парусных регламентируют проведение гонок яхт, виндсерфинга, кайтсерфинга, модель гребли, лодки гонки и практически любую другую форму гонок вокруг курса более одного судна , а питание от ветра.

СОДЕРЖАНИЕ

Членство

Международная федерация

World Sailing (WS) признан Международным олимпийским комитетом в качестве мирового руководящего органа в области парусных гонок. Он был образован в 1904 году как Международный союз яхтенных гонок, а затем назывался Международной федерацией парусного спорта до ребрендинга в 2014 году.

Национальные федерации

Яхт-клубы


Парад Винджаммера на Кильской неделе в Германии , крупнейшем в миресобытии регаты и парусного спорта

Многие городские яхт-клубы имеют собственные гоночные команды как для юниоров, так и для взрослых. Часто несколько яхт-клубов собираются вместе, чтобы проводить мероприятия, которые могут включать более 100 заявленных лодок на гонку, составляющую регату. Хотя часто и взрослые, и юниоры плавают на лодках одного и того же класса.

Событийные дисциплины

Гонки на флоте

В гонках флота может участвовать от четырех до сотен лодок. Для засчета в регате должно быть не менее трех гонок. Место каждой лодки в каждой гонке добавляется для получения окончательного результата. Побеждает игрок с наименьшим количеством очков.

Матчевые гонки

В матчевых гонках соревнуются только две лодки. Самым известным соревнованием такого типа является Кубок Америки . Тактика матчевых гонок отличается от тактики других гонок, потому что цель состоит в том, чтобы просто прийти к финишу раньше соперника, что не обязательно должно быть как можно быстрее. Тактика на старте тоже особенная.

Командные гонки

Скоростной парусный спорт

Управляется Мировым Советом Рекордов Скоростного Парусного спорта.

Катание на волнах

Часто встречается в досках.

Другие

И виндсерфинг, и кайтбординг экспериментируют с новыми форматами.

Общие форматы гонок

Гонки на короткие дистанции


Гонки по гавани или буйкам проводятся в защищенных водах и довольно короткие, обычно от нескольких минут до нескольких часов. Для этих гонок используются все виды парусных судов, в том числе килевые лодки всех размеров, а также лодки, трейлеры , катамараны , скифы, парусные доски и другие малые суда.

Самые известные и самые продолжительные из этих событий:

Есть три стартовых метода для коротких дистанций:

Прибрежные / прибрежные гонки

Морские гонки - это гонки на яхтах не в защищенных водах, а вдоль и, как правило, в пределах видимости с суши или с суши на близлежащие острова, в отличие от морских гонок по открытой воде и океанам. Продолжительность гонок может быть только дневной, ночной или проездной на несколько дней. Некоторые гонки, такие как Swiftsure Yacht Race , на самом деле представляют собой группу прибрежных гонок на различные дистанции по перекрывающимся курсам, что позволяет использовать разные классы и навыки. В зависимости от местоположения требования к оборудованию для обеспечения устойчивости и безопасности будут более обширными, чем для гонок в гавани, но меньше, чем для морских гонок. Также применяются различные уровни требований к навигации, приготовлению пищи во время сна и хранению воды.

Оффшорные гонки


Оффшорные яхтенные гонки проводятся на длинные дистанции и в открытой воде; такие гонки обычно длятся не менее нескольких часов. Самые длинные оффшорные гонки предполагают кругосветное плавание .

Вот некоторые из самых известных оффшорных гонок:

  • Яхтенная гонка из Сиднея в Хобарт
  • Транстихоокеанская яхтенная гонка
  • Fastnet Race
  • Бермудская гонка
  • Неделя гонок на острове Гамильтон
  • Гонка яхт-клуба Чикаго в Макинак
  • Кубок губернаторов
  • Южноатлантическая гонка

Океанские гонки

Проводится несколько кругосветных гонок с полным экипажем, в том числе:

  • Ocean Race (ранее известная как Whitbread Round the World Race и Volvo Ocean Race)

Другие расы

Классы и рейтинги


Многие конструктивные факторы имеют большое влияние на скорость, с которой лодка может пройти курс, включая размер парусов лодки , ее длину, а также вес и форму корпуса. Из-за этих различий может быть сложно сравнить навыки моряков в гонке, если они управляют очень разными лодками. Для большинства форм яхтенных гонок используется одно из двух решений этой проблемы: либо все лодки должны участвовать в гонке первым, кто финиширует (эти группы лодок называются классами), либо используется система гандикапов , которая реализует поправочные коэффициенты. .

Классы, контролируемые производителем

Каждый класс имеет подробный набор спецификаций, которые должны быть соблюдены, чтобы яхта считалась членом этого класса. Некоторые классы (например, Laser ) имеют очень жесткие спецификации, гарантирующие, что между лодками практически нет различий (за исключением возраста) - эти классы иногда называют строго однотипными .

В гонках с одним дизайном все лодки должны соответствовать одному и тому же стандарту, правилам класса , таким образом, подчеркивая мастерство шкипера и экипажа, а не результат, зависящий от превосходства оборудования.

Такие классы чаще всего связаны с брендами, например, Laser Performance , RS Sailing , Melges и J / Boats .

Классы контролируемых измерений

Популярные международные классы включают Оптимист , 470 , Снайп и Этчеллс .

Правило блока классов измерений

Правило окно определяет максимальный общий размер для лодок в классе, а также такие функции, как стабильность. Затем участники этих классов могут свободно заявить о своих проектах лодок, если они не превышают правила бокса. В этом случае гандикап не применяется.

Классы разработки измерений

Классы на основе формул измерения

Класс постройки основан на формуле или наборе ограничений, которым должны соответствовать размеры лодки, чтобы быть допущенным к этому классу. Все полученные лодки уникальны, но (в идеале) относительно близки по размеру и характеристикам. Пожалуй, самая популярная и прочная формула строительства - это правило счетчика , на основе которого были разработаны несколько все еще популярных классов. Самая известная из-за участия в Кубке Америки - 12 метров .

Гонки с гандикапом

Популярные системы инвалидности включают:

Ранее популярные рейтинговые системы включали IOR и IMS .

Гендерные критерии

Тот, кто хоть раз совершал прогулку на яхте, никогда не забудет бурных ярких эмоций, ощущение полной свободы, которые дарит открытое море и попутный ветер.

А если добавить к этому азарт и дух соперничества, присущие парусной регате, то получится по-настоящему головокружительное приключение.

Регата – это крупное состязание, участниками которого могут стать как профессионалы, так и любители парусного или гребного спорта. В ходе регаты проводится серия одиночных и командных гонок с разной длиной и видом дистанции. Соперники, выступающие в таком соревновании, имеют возможность использовать самые разнообразные типы и классы парусных судов: это и килевые яхты, и швертботы, и макси-яхты, и парусные доски. Для каждой категории парусника существует свое первенство.

Первые в истории регаты: как всё начиналось

Первое упоминание об этом удивительном виде соревнований встречается еще в середине XVIII века. В те времена регаты проводились среди венецианских гондольеров – лодочников, орудующих довольно тяжелым удлиненным веслом. Интересно, что спустя много лет, в городе на воде и в наши дни проводятся ежегодные морские марафоны. Хотя по внешнему виду и особенностям конструкции современные лодки во многом отличаются от своих легендарных предшественниц.

История регат - как всё начиналось

Очевидцами первых парусных регат стали жители Великобритании, Италии, Германии, Нидерландов и Франции спустя целое столетие. В середине XIX века в этих странах стал активно развиваться парусный спорт. Этому, безусловно, способствовало географическое положение европейских государств, в которых мореплавание было широко распространено среди населения.

Первые яхт-клубы Европы и первые парусные регаты

Постепенно интерес к парусному спорту приобретал все большие масштабы. Совершенствовалась конструкция судов, появлялись новые виды парусников, а вместе с ними и новые любители водных состязаний. Однако проводимые в те времена парусные гонки чаще всего принимали вид поединка – то есть в соревновании принимали участие двое спортсменов на однообразных судах.

История парусных регат

Более масштабное состязание, которое вошло в историю как Кильская парусная регата, состоялось в 1882 году в Киле (Германия) в одной из бухт Балтийского моря. Гонка, в которой приняли участие 20 яхт, имела грандиозный успех. С тех пор ежегодно в Германии проводится Кильская неделя – одно из самых интересных событий в мире парусного спорта.

Со второй половины XIX века парусные регаты стали проводиться не только в Европе. Яхтенный спорт получил развитие в США, Латинской Америке и Канаде.

Кубок Америки - одна из наиболее популярных парусных регат с богатой историей

История регат в России

В нашей стране историю этого захватывающего соревнования связывают с фигурой Петра Первого. И в самом деле, вклад первого российского императора в развитие отечественного флота сложно переоценить. Первым в России яхт-клубом историки называют Невский флот, состоящий из 141 судна. Яхты, входящие в состав флота, преподносились в качестве награды за особые достижения высшим сановникам и другим знатным петербуржцам. Обладатель судна мог совершать небольшие путешествия по Неве в любое удобное время, и в обязательном порядке – принимать участие во всеобщих воскресных выходах.

После смерти Петра Первого Невский флот перестал существовать, однако прогулки на яхтах прочно вошли в повседневную жизнь горожан. И уже в XIX веке во времена Николая был учрежден Императорский Санкт-Петербургский Яхт-клуб. Первая парусная регата была проведена в 1847 году в водах Финского залива. Участвовали в ней всего 7 судов.

История парусных регат в России

Парусный спорт дореволюционной России носил классовый характер. Это в значительной степени сдерживало его развитие. Картина поменялась в 20-х годах XIX века. Сохранившиеся после революции яхт-клубы были переданы в распоряжение комсомольских организаций. По всей стране создавались новые мастерские по восстановлению старых и постройке новых судов.

Уже в 1928 году парусная регата была включена во Всесоюзную спартакиаду, в которой приняли участие 66 спортсменов на 22 суднах. Известные яхтсмены того времени, Н.А. Мясников и А.К. Бальсевич стали первыми чемпионами страны по парусному спорту.

Современные регаты России

В наши дни особой популярностью пользуются регаты:

• Кубок Волги – соревнование крейсерских яхт, проводимое в водах Куйбышевского водохранилища;

• Кубок Залива Петра Великого – соревнование, состоящее из 5 гонок и имеющее статус Чемпионата России;

Популярные российские парусные регаты

• Большая Черноморская регата – состязание больших парусников международного уровня;

Как стать участником парусной регаты

Стать участником парусной регаты возможно при любом уровне квалификации. Чтобы выступать на таких соревнованиях, необходимо стать членом одного из яхт-клубов и пройти специальную подготовку. Как правило, в преддверии очередной гоночной регаты составляются планы обучения и проводятся курсы повышения квалификации яхтсменов. Чтобы разобраться во всех тонкостях парусного спорта, потребуется немало времени, поэтому готовиться лучше начинать уже сейчас!

Парусная регата Volvo Ocean Race

Парусный спорт, который на англоязычный манер называет сэйлингом, представляет собой состязания на воде с использованием специального парусного снаряжения на яхтах. Дисциплина получила наибольшее развитие в странах, где ею географически удобно заниматься. Многие люди считают яхтинг развлечением для богатеев, не имеющим ничего общего с профессиональным спортом, но эксперты скажут обратное. Доказательством признания парусного спорта является включение его соревнований в программу летних Олимпийских игр.

Правила состязаний

Суть соревнований заключается в прохождении установленной дистанции на время. Старт всегда дается одновременно для каждой группы яхт. На старте им разрешается маневрировать, главное, чтобы суда не пересекли линию между стартовыми буями. О начале соревнований участников извещает специальный сигнал судьи. После него яхты могут пересечь стартовую линию и двигаться по дистанции к финишной отметке.

Маршрут представляет собой ряд буев, которые необходимо пройти в конкретной последовательности. При этом участники состязаний должны обойти буи с указанной стороны. Победу в заплыве одерживает та команда, которая на яхте пройдет все буи быстрее конкурентов. Если в соревновании участвуют суда разных скоростных характеристик, то организаторы вводят определенный гандикап. Он представляет собой набор индивидуальных коэффициентов яхт. По специальной формуле высчитывается время, за которое с учетом коэффициентов судно прошло дистанцию.

Сложность парусных гонок состоит не столько в технике управления яхтой, сколько в выборе правильной тактики. Не всегда прямой путь между буями является самым быстрым. Примером может служить движение против ветра. Кроме того, участникам соревнований нужно учитывать скорость ветра, направление течения, погодные условия и многие другие важные факторы. Скорость яхты напрямую зависит от угла прохождения дистанции по отношению к направлению ветра. По этой причине даже профессионалам сложно предугадать правильный маршрут. В этом сложном деле помогает только колоссальный опыт мореплавания.

Официальные состязания традиционно проходят на яхтах одинаковой конструкции и могут состоять из одной или нескольких гонок, которые вместе называются регатой. По окончанию каждой гонки участники занимают определенные места, за что получают соответствующие очки. Экипаж, который по итогам регаты наберет максимальное количество зачетных баллов, побеждает в соревновании.

По олимпийским стандартам в каждом классе судов проводится регата из 7 гонок. При этом засчитываются только результаты первых шести участников.

Требования к экипировке

В парусном спорте экипировка команды зависит от разновидности и длительности гонки:

На коротких дистанциях при ясной погоде принято надевать обычные кеды или легкие туфли с минимальным каблуком. Для длительных путешествий подойдут только специальные яхтенные туфли-мокасины. Они отличаются прочностью, не промокают и снабжены кожаными шнурками. Подошва такой обуви мягкая и плоская, со специальным нескользящим покрытием. В дождливую погоду на помощь экипажу придут резиновые сапоги с приваренной тканевой подкладкой.

Должны быть выполнены из синтетической кожи с вырезами для кончиков пальцев. Специальные яхтенные перчатки имеют усиления на ладони и двойную застежку на запястье. В холодную погоду подойдут неопреновые перчатки.

Основным требованием являются небьющиеся стекла.

Остальные элементы экипировки выбираются спортсменами по желанию.

Международные парусные турниры

На втором месте по популярности стоит Кубок Америки. Это самое старое международное парусное соревнование, которое проводится по сей день. Трофей разыгрывается в серии гонок между победителем прошлого цикла и основным претендентом согласно рейтинга яхтменов.

Океанская гонка Вольво представляет собой коммерческую кругосветную регату на парусниках класса Volvo Ocean 65.

Регата Tall Ships Races Baltic является одним из самых больших по численности участников парусных турниров планеты. Принять участие могут только молодые спортсмены от 15 до 25 лет. До соревнований допускаются яхты более 9,14 метров в длину.

Регаты Velux 5 Oceans и Vendee Globe относятся к разновидности одиночных кругосветных гонок.

История популяризации

Эра судоходства насчитывает более 6 тысяч лет. В античные времена люди использовали суда для завоеваний и торговли, но в конце 15 века постепенно стала формироваться абсолютно новая ветвь парусного мореплавания. С появлением яхт можно связать становление современного парусного спорта. Новые небольшие парусные суда стали использовать для состязаний. Первыми это догадались сделать голландцы. Именно в Нидерландах в 1599 году состоялись первые любительские заплывы на яхтах.

До середины 18 века парусные суда служили для прогулок по морю и путешествий, однако в 1775 году в Британии была создана Камберлендская флотилия. Ее целью была профессиональная подготовка кадров для проведения крупных регат. В 1812 году была основана Королевская яхтенная эскадра, которая по сей день считается старейшим английским яхт-клубом. Следом до конца 1850-х были открыты профессиональные клубы в Швеции, Франции, США и России. К слову, в Санкт-Петербурге было сразу два таких объединения (один из них при Императоре).

В 1900 году парусный спорт был включен в олимпийскую программу. За годы существования дисциплины в составе Олимпиады многократно менялись правила и требования к участникам турнира. Сегодня программа парусного спорта на Олимпийских играх представлена 11 категориями.

В 1907 году свою деятельность начал Международный союз парусных соревнований, который позже был реорганизован в Международную федерацию парусного спорта (ISAF). В состав организации входят более 100 национальных ассоциаций и федераций, включая Всероссийскую.


Ежегодно в мире проводятся тысячи яхтенных соревнований. Ниже мы расскажем о самых-самых из них: самых сложных, масштабных, динамичных, зрелищных, о регатах, за которыми пристально следит не только весь парусный мир, но и гораздо более широкая зрительская аудитория. Победа в этих гонках гарантирует яхтсменам мировое признание.

America's Cup

1America Cup_2.jpg

Кубок Америки многие называют самым престижным яхтенным трофеем современности, гонка всегда отличалась самыми высокими бюджетами и продвинутыми яхтами. Регата считается одним из старейших международных соревнований, которые проводятся по сегодняшний день, среди всех видов спорта. Впервые она была проведена еще в 1851 году, почти за полвека до первых современных Олимпийских игр.

У гонки необычный формат. Чтобы побороться за главный трофей, Серебряный кувшин, претенденты вызывают на поединок победителя последнего Кубка. Поскольку претендентов несколько, между ними проводится серия отборочных гонок. Главный трофей, соответственно, разыгрывается между двумя командами: нынешним обладателем Кубка и претендентом, победившим в отборочной серии.

Место проведения каждый раз меняется. Его выбирает обладатель Кубка, как и класс судов, на которых будут гоняться спортсмены.

Согласно правилам, Кубок проводится не реже, чем раз в пять лет. За 170 лет существования регата состоялась 35 раз. За это время трофей переходил всего к четырем странам: США, Австралии, Новой Зеландии и Швейцарии. Последний розыгрыш состоялся в мае-июне 2017 года на Бермудах, победу одержала команда из Новой Зеландии.

36-й Кубок Америки пройдет с 6 по 21 марта 2021 года в Окленде, Новая Зеландия. Гонки будут проведены на яхтах нового класса AC75. Это однокорпусные 75-футовые суда на подводных крыльях, без киля. Отборочные соревнования, которые в этот раз будут называться PradaCup по имени титульного спонсора, состоятся в 2019-2020 годах.

Фото: модель нового класса яхт AC75, на которых пройдут гонки 36-го Кубка Америки в 2021 году

The Ocean Race ( ранее Volvo Ocean Race)

2Volvo Ocean Race финиш в СПб.jpg

Если говорить о самых престижных кругосветных гонках планеты, то The Ocean Race , которая вплоть до недавнего времени называлась Volvo Ocean Race , бесспорно, займет одну из первых строчек этого рейтинга. Регата длится порядка 9 месяцев и считается самым продолжительным профессиональным соревнованием среди всех видов спорта. В ней участвуют команды из десяти человек. Соревнования проводятся на яхтах одного класса, который разрабатывается специально для гонки организаторами. Так, последние две регаты прошли на яхтах класса Volvo Ocean 65. Кругосветка включает порядка 10 океанских переходов, а также портовые гонки. Победителем считается команда, набравшая наибольшее количество очков на всех этапах. Таким образом, организаторы стремятся сохранить интригу соревнований до самого последнего момента.

Маршрут гонки каждый раз видоизменяется. Так, 13-я по счету регата, которая прошла в 2017 году, стала самой протяженной за всю историю. Ее дистанция составила 45 тысяч морских миль или 83 тысячи километров. Регата стартовала в октябре в Аликанте (Испания) и финишировала в июне 2018 года в Гааге (Нидерланды), обогнув весь земной шар. В ходе гонки спортсмены пересекли 4 океана и остановились в 11 крупных городах на пяти континентах.

Во время соревнований спортсменам приходится сталкиваться с самыми разными погодными условиями: шквальными ветрами, достигающими скорости 130 км/час, гигантскими волнами, экстремальными перепадами температур. Поэтому не только победа, но и участие в такой гонке является признаком высокого мастерства.

Команды из России/СССР дважды принимали участие в регате, а в 2009 году престижная кругосветка финишировала в Петербурге. Это стало большим событием в жизни города.

Регата проводится с 1973 года. Ее первое название – Whitbread Round the World Race изменилось в 1997 году, когда права на кругосветку приобрел шведский концерн AB Volvo . Под брендом Volvo Ocean Race регата просуществовала более двух десятилетий. В этом году кругосветка снова поменяла название, после того как права на гонку перешли к Atlant Ocean Racing Spain.

Под новым именем впервые регата состоится в 2021-2022 годах.

Фото: Финиш Volvo Ocean Race в 2009 году в Петербурге

Vendee Globe

3Vendee Globe.jpg

Регата проводится с 1989 года. В среднем она длится 110 дней. Рекорд гонки в 2017 году установил француз Армель Ле-Кле, обогнув земной шар за 74 дня. Стартовая и финишная точка Vendee Globe – французский порт Ле - Сабль - д Олон. В ходе гонки спортсмены должны обойти три мыса: африканский мыс Доброй Надежды, мыс Люин австралийского континента и мыс Горн, находящийся в Южной Америке. Участники выступают на однокорпусных яхтах класса Open 60.

Для того чтобы стать участником регаты, необходимо подтвердить идеальное состояние здоровья, пройдя медкомиссию, и высокий уровень мастерства. К регате допускаются только спортсмены, которые успешно преодолели предыдущую гонку VendeeGlobe или другую трансокеанскую регату на этой же яхте, или же удачно справившиеся с квалификационным испытанием – трансокеанским переход длиной не менее 2,5 тысяч морских миль со скоростью не менее 7 узлов.

Vendee Globe проводится раз в четыре года с ноября по март. Очередная регата состоится в 2020-2021 годах.

Фото : Участник гонки Vendee Globe

Rolex Fastnet Race

4Rolex Fastnet Race.jpg

Самая сложная с точки зрения погодных условий 600-мильная гонка в формате нон-стоп, организатором которой выступает Королевский яхт-клуб Великобритании Royal Ocean Racing Club ( RORC ). Регата проводится с 1925 года в водах Ирландского моря, известного опасными приливно-отливными течениями и сильнейшими ветрами. Тяжелые погодные условия не раз приводили к трагедиям в ходе соревнований, но это никак не отразилось на популярности гонки. К участию допускается максимум 300 команд, и в последний раз в 2017 году онлайн-регистрация закрылась уже через полчаса после открытия.

Маршрут регаты проходит между Англией и Ирландией. Она стартует от острова Уайт, расположенного в проливе Ла-Манш, идет до легендарной скалы Фастнет и обратно с финишем в Плимуте. Рекорд скорости преодоления дистанции – 43 часа.

Регата проводится раз в два года, летом. Ближайшая Rolex Fastnet Race стартует в 2021 году.

Фото: Символ регаты Rolex Fastnet Race, скала Фастнет

Rolex Middle Sea Race

5Rolex Middle Sea Race.JPG

Еще одна гонка, принадлежащая к семейству 600-мильных оффшорных регат, от организатора Royal Ocean Racing Club. Ее маршрут считается одним из самых красивых в мире. Стартуя из Мальты, яхты огибают Сицилию, в том числе, проходят мимо действующего вулкана Стромболи. Преодоление дистанции всем флотом занимает одну неделю. В регате могут принимать участие яхты разных классов, результаты считаются по гандикапу.

Гонка проводится ежегодно в октябре.

Rolex Sydney Hobart Yacht Race

6Rolex Sydney Hobart Yacht Race.jpg

Продолжая рассказ о самых престижных гонках под брендом Rolex Cup , нельзя не упомянуть Rolex Sydney Hobart Yacht Race , которая проходит у побережья Австралии. Дистанция гонки длиной 628 миль остается неизменной с момента ее первого проведения в 1945 году. Регата стартует в Сиднее, идет вдоль побережья Нового Южного Уэльса к Тасманову морю, далее через Бассов пролив к реке Деруэнт и финиширует в Хобарте.

Это еще одна гонка с коварными погодными условиями: течения и ветра Бассова пролива позволят преодолеть всю дистанцию только опытным командам с высоким уровнем мастерства. За всю историю проведения Rolex Sydney Hobart Yacht Race только однажды, в 1952 году, к финишу пришло столько же команд, сколько и стартовало.

В регате принимают участие порядка сотни яхт разных классов. Гонка проводится ежегодно во время рождественских праздников. В 2019 году состоялась юбилейная, 75-я Rolex Sydney Hobart.

Фото: Старт регаты Rolex Sydney Hobart Yacht Race

Rolex Carribean 600

7Rolex Carribean 600 2016.jpg

Еще одна гонка на 600 миль, которую проводит Королевский клуб RORC , появилась сравнительно недавно, но уже снискала большую популярность у яхтсменов, в первую очередь, благодаря красоте своего маршрута. Эта командная регата в формате нон-стоппроводится с 2009 года. Она стартует на острове Антигуа и далее петляет между островами Карибского архипелага, огибая 14 островов, включая Гваделупу, Мартинику, Барбуду, Сен Мартен и другие.

Rolex Carribean 600 проводится каждый год и является единственной оффшорной гонкой в этом регионе. Следующая регата состоится 12-22 февраля, 2020 года.

Фото : Регата Rolex Carribean 600

JPMorgan Round the Island Race

8JPMorgan Round the Island Race.jpg

Регата претендует на звание самой масштабной гонки планеты, ежегодно в ней принимает участие до двух тысяч яхт и пятнадцать тысяч спортсменов. И именно это делает ее столь привлекательной – как для зрителей, так и для участников. Традиционно за звание победителя здесь борются самые титулованные яхтсмены мира. Результаты подсчитываются по системе гандикапов.

Дистанция гонки составляет 55 морских миль. Ее маршрут пролегает вокруг английского острова Уайт. Яхты стартуют от исторического яхт-клуба Royal Yacht Squadron напротив города Коуэс, двигаются на запад, огибают самую западную точку острова – Нидлсский маяк, затем самую южную–маяк Святой Екатерины, и самый восточный буй — Bembridge Ledge Buoy. Финиширует регата там же, где и начиналась.

Самое сложное в гонке – сложные течения и лавирование в узком проливе в буквально миллиметровом соседстве с сотней других яхт.

Регата проводится ежегодно, в летнее время.

Фото : JPMorgan Round the Island Race

9Copa Del Ray.jpg

Престижная регата, которая проходит под патронажем самого короля Испании. Здесь, в городе Пальма острова Майорки, король не только чествует победителей, но и принимает непосредственное участие в соревнованиях.

Регата проходит ежегодно с 1982 года в заливе Пальма-де-Майорки. Кубок включает шесть гоночных дней, в пять из которых проводится несколько коротких гонок по Олимпийской петле, и еще один день отведен под 30-мильную береговую гонку. В регате принимают участие яхты разных классов, результаты считаются по системе гандикапов.

Aberdeen Asset Management Cowes Week

10Aberdeen Asset Management Cowes Week.jpg

Cowes Week – главное парусное событие в Великобритании и одно из самых знаковых в мире. Ежегодно участие в гонке принимают более 1000 килевых яхт и более 8000 спортсменов от любителей до самых титулованных профессионалов. Восемь гоночных дней, более сорока стартов в день в сорока гоночных классах, а также огромное количество развлекательных мероприятий на суше, – настоящий праздник для яхтсменов со всего мира.

Регата считается самой старинной среди парусных соревнований, проводящихся по сегодняшний день, впервые она состоялась в 1826 году.

Cowes Week проводится ежегодно в июле-августе в водах залива Солент.

Фото : Aberdeen Asset Management Cowes Week

Extreme Sailing Series

11Extreme SAiling Series.jpg

Невероятно зрелищные соревнования, где спортсмены гоняются на сверхсовременных парусных катамаранах класса GC32. Эти легкие суда развивают скорость до 60 км/час и большую часть гонки буквально парят над водой, не касаясь корпусом ее поверхности, благодаря оснащению современными подводными крыльями.

Extreme Sailing Series проводится совсем недавно, с 2007 года, но уже стала излюбленной регатой титулованных спортсменов, призеров Олимпийских игр и других престижных международных соревнований. Серия также снискала особую популярность у зрителей, благодаря своему портовому формату. Спортсмены не выходят в открытый океан – гонки проходят в акватории портового города, и за всеми перипетиями зрители могут наблюдать прямо с трибун.

Серия проводится ежегодно и включает восемь этапов, для каждого из которых организаторы выбирают красивейшие города мира на разных континентах, что расширяет зрительскую аудиторию регаты. В том числе, в 2014, 2015 и 2016 годах один из этапов Extreme Sailing Series проводился в Петербурге в акватории Невы у Петропавловской крепости. Россию в этих соревнованиях представляла команда Яхт-клуба Санкт-Петербурга Gazprom Team Russia.

Фото: этап Extreme Sailing Series в Петербурге

Mini Transat

Drushinin.jpg

Mini Transat – одна из самых сложных и престижных одиночных парусных гонок через Атлантический океан. Регата проводится с 1977 года по нечетным годам. Класс яхт: Mini длиной 6,5 метров (серийных и прототипах). Общая протяженность дистанции — более 4000 миль. Регата стоит из двух этапов. Первый: переход из французской Ла-Рошели в Лас-Пальмас (Канарские острова) - 1350 миль, второй: из Лас-Пальмаса на остров Мартиника (Карибы) - 2700 миль. В зависимости от погоды, прохождение первого этапа занимает от 7 до 10 дней, второго – от двух до трех недель.

В 2019 году регата состоялась в 22-й раз. В ней приняли участие два яхтсмена из России, оба – представители Санкт-Петербурга. Петербургская спортсменка Ирина Грачева стала первой российской девушкой, принявшей участие в регате за всю ее 40-летнюю историю. К сожалению, за 800 миль до финиша из-за поломок яхтсменка была вынуждена сойти с дистанции. Второй яхтсмен, Федор Дружинин, успешно финишировал на 15 месте в дивизионе Proto.

Читайте также: