Главный судебный пристав российской федерации порядок назначения

Обновлено: 15.05.2024

обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - суды);

осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве") актов других органов и должностных лиц (далее - судебные акты, акты других органов и должностных лиц);

исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов (далее - Федеральная служба судебных приставов).

Статья 2. Правовая основа деятельности судебных приставов

Судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве" и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Статья 2.1. Использование слов "судебный пристав" или "пристав" и образованных на их основе словосочетаний

Использование слов "судебный пристав" или "пристав" и образованных на их основе словосочетаний допускается только в наименованиях Федеральной службы судебных приставов, ее структурных подразделений и должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, а также в наименованиях учреждений, обеспечивающих деятельность Федеральной службы судебных приставов, профессиональных союзов судебных приставов, их структурных подразделений и должностных лиц.

Статья 3. Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава

1. Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 год, имеющий среднее общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава - высшее юридическое образование, для судебного пристава-исполнителя - высшее юридическое или высшее экономическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

2. Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу следующего содержания: "Клянусь при осуществлении своих полномочий соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, честно и добросовестно исполнять обязанности судебного пристава".

3. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, который был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена, в отношении которого осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием.

4. На судебных приставов распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Статья 4. Судебные приставы

1. Судебные приставы в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.

1.1. Судебные приставы исполняют возложенные на них обязанности в структурных подразделениях Федеральной службы судебных приставов (судебные приставы при руководителе Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации (далее - судебные приставы при главном судебном приставе Российской Федерации) и структурных подразделениях территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

2. Судебные приставы обязаны хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие им известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, другую конфиденциальную информацию.

3. Судебные приставы подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Судебные приставы проходят профессиональную и специальную подготовку в соответствии со своими служебными обязанностями.

5. Судебные приставы и иные должностные лица Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы и (или) описание которых, а также нормы обеспечения форменной одеждой утверждаются Правительством Российской Федерации. Порядок ношения форменной одежды утверждается руководителем Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом Российской Федерации (далее - главный судебный пристав Российской Федерации).

7. Судебным приставам выдаются служебные удостоверения единого образца, утверждаемого министром юстиции Российской Федерации, и нагрудные знаки, образцы и (или) описание которых утверждаются главным судебным приставом Российской Федерации.

8. Старший судебный пристав и его заместители, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов при исполнении служебных обязанностей после прохождения специальной подготовки имеют право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств, условия, порядок и пределы применения которых, в том числе для старшего судебного пристава и его заместителей, устанавливаются статьями 15, 17 и 18 настоящего Федерального закона и другими федеральными законами.

Статья 5. Организация деятельности службы судебных приставов

1. Положение о Федеральной службе судебных приставов, ее структура и штатная численность утверждаются Президентом Российской Федерации.

2. Организация деятельности службы судебных приставов в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации определяется настоящим Федеральным законом и федеральными конституционными законами об этих судах.

Статья 6. Порядок назначения на должность и освобождения от должности судебных приставов

1. Руководитель Федеральной службы судебных приставов (главный судебный пристав Российской Федерации) назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.

2. Порядок назначения на должность и освобождения от должности судебных приставов определяется Президентом Российской Федерации.

Статья 7. Полномочия Министерства юстиции Российской Федерации по организации деятельности службы судебных приставов

1. Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы судебных приставов, а также функции по принятию нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности этой службы.

В соответствии с частями 12, 18 статьи 2 и частью 2 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7608), статьей 21 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 41, стр. 8220 - 8235; 2009, N 29, ст. 3617) приказываю:

2. Выплату надбавки, предусмотренной подпунктом 2.7 пункта 2 приложения к настоящему приказу, осуществлять с 01.05.2020.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 06.10.2021.

4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора Федеральной службы судебных приставов - заместителя главного судебного пристава Российской Федерации генерал-лейтенанта внутренней службы Савенко И.Г.

к приказу ФССП России

от 08.09.2021 N 479

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПРИКАЗ ФССП РОССИИ ОТ 17.01.2020 N 103

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМ ДОВОЛЬСТВИЕМ

СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ, ПОРЯДКА ВЫПЛАТЫ ПРЕМИЙ ЗА ДОБРОСОВЕСТНОЕ

ВЫПОЛНЕНИЕ СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ СОТРУДНИКАМ ОРГАНОВ

ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПОРЯДКА

ОКАЗАНИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СОТРУДНИКАМ ОРГАНОВ

ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

1. В пункте 2 приказа ФССП России от 17.01.2020 N 103 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации и Порядка оказания материальной помощи сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации" (далее - приказ) слова "Управлению делами" заменить словами "Финансово-экономическому управлению".

2. В приложении N 1 "Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации" к приказу:

2.1. Пункт 3 дополнить новым абзацем шестым следующего содержания:

"процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы (службы) в структурных подразделениях по защите государственной тайны;".

2.2. В пункте 3 абзацы шестой - десятый считать абзацами седьмым - одиннадцатым соответственно.

2.3. Пункт 7 изложить в следующей редакции:

"7. Выплата сотрудникам денежного довольствия за текущий месяц производится один раз в период с 20 по 25 число.".

2.4. Пункт 9 изложить в следующей редакции:

"9. Выплата денежного довольствия ранее установленного срока может производиться сотрудникам, убывающим:

в отпуск - за текущий и следующий месяцы не позднее чем за три рабочих дня до убытия в отпуск, не считая выходных и праздничных дней, если они ко дню выплаты денежного довольствия за текущий месяц не могут прибыть к месту службы;

к новому месту службы;

в служебные командировки - за текущий месяц, если они ко дню выплаты денежного довольствия за текущий месяц не могут прибыть к месту службы.".

2.5. В пункте 31 слова "далее для настоящего раздела" заменить словами "далее для настоящей главы".

2.6. Главу XVI изложить в следующей редакции:

"XVI. Денежные аттестаты

64. При перемещении по службе в другой орган принудительного исполнения, при увольнении сотрудников со службы с правом на пенсию финансово-экономическое подразделение органа принудительного исполнения обязано обеспечить их денежным довольствием и компенсацией расходов на проезд и перевозку личного имущества и произвести записи о выплаченных суммах в денежном аттестате (рекомендуемый образец приведен в приложении к настоящему Порядку).

65. Денежный аттестат сотруднику выдается в случае перемещения его из одного органа принудительного исполнения в другой, в том числе при возложении временного выполнения обязанностей по другой должности.

При увольнении сотрудника со службы с правом на пенсию, а также в случае смерти (гибели) сотрудника, при наличии у его членов семьи права на получение пенсии по случаю потери кормильца, денежный аттестат передается финансово-экономическим подразделением органа принудительного исполнения по последнему месту службы сотрудника в отдел пенсионного обеспечения Финансово-экономического управления.

66. При заполнении денежного аттестата обязательно указываются следующие сведения:

о должностном окладе, окладе по специальному званию, процентной надбавке за выслугу лет;

о пособиях и компенсациях, выплаченных сотруднику в течение соответствующего календарного года;

о коэффициентах (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях), процентных надбавках к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях (для сотрудников, проходящих службу в названных районах и местностях);

об удержанных алиментах.

67. Денежные аттестаты должны быть заполнены без помарок, подчисток и исправлений.

Денежные аттестаты сотрудников центрального аппарата ФССП России подписывают: директор Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав Российской Федерации или уполномоченное лицо ФССП России и главный бухгалтер ФССП России.

Денежные аттестаты сотрудников территориальных органов ФССП России подписывают: руководитель территориального органа ФССП России или уполномоченное лицо территориального органа ФССП России и главный бухгалтер территориального органа ФССП России.

Денежные аттестаты должны быть заверены гербовой печатью органов принудительного исполнения.

68. Сотрудник подтверждает правильность записей по произведенным расчетам подписью в денежном аттестате.

При отказе сотрудника от подписи денежного аттестата составляется акт об отказе от подписи, в котором указываются причины отказа.

70. Оформленный денежный аттестат выдается сотруднику или направляется в течение пяти рабочих дней в орган принудительного исполнения, который будет производить выплату денежного довольствия сотруднику по новому месту службы, а в случае увольнения сотрудника со службы с правом на пенсию или в случае смерти (гибели) сотрудника, при наличии у его членов семьи права на получение пенсии по случаю потери кормильца, в отдел пенсионного обеспечения Финансово-экономического управления ценным, заказным письмом, фельдъегерско-почтовой связью.

71. Денежный аттестат выдается сотруднику под подпись и регистрируется в соответствующем журнале с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) и специального звания сотрудника, номера и даты выдачи денежного аттестата, а также фамилии лица, его выдавшего.

72. Финансово-экономическое подразделение органа принудительного исполнения, который будет производить выплату денежного довольствия сотруднику по новому месту службы, в течение десяти рабочих дней со дня поступления денежного аттестата посредством АИС ФССП России в орган принудительного исполнения, выдавший денежный аттестат, направляет письмо, подписанное руководителем (уполномоченным лицом) органа принудительного исполнения, подтверждающее получение денежного аттестата, с обязательным указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) и специального звания сотрудника, прибывшего на новое место службы, согласно которому сотрудник обеспечен денежным довольствием.

73. В случае если в орган принудительного исполнения, выдавший денежный аттестат, в течение двадцати рабочих дней со дня выдачи денежного аттестата не поступило письмо-подтверждение о получении денежного аттестата сотрудника, убывшего в другой орган принудительного исполнения, органом принудительного исполнения, выдавшим денежный аттестат, направляется в орган принудительного исполнения, который будет производить выплату денежного довольствия сотруднику по новому месту службы, письмо, подписанное руководителем (уполномоченным лицом) органа принудительного исполнения, о представлении подтверждения получения денежного аттестата прибывшего сотрудника.

74. Сотрудники, прибывшие к новому месту службы и не предъявившие денежный аттестат, в рапорте о зачислении на денежное довольствие по новому месту службы в обязательном порядке указывают:

причину непредставления денежного аттестата;

замещаемую по прежнему месту службы должность и специальное звание;

дату, по которую он был обеспечен денежным довольствием, из какого расчета, вид и сумму причитающихся удержаний.

В данном случае в орган принудительного исполнения, в котором сотрудник состоял на денежном довольствии, органом принудительного исполнения, которым будет производиться выплата денежного довольствия сотруднику по новому месту службы, в месячный срок направляется запрос о представлении денежного аттестата (дубликата).

75. В течение десяти рабочих дней со дня получения дубликата денежного аттестата финансово-экономическое подразделение органа принудительного исполнения, который будет производить выплату денежного довольствия сотруднику по новому месту службы, проверяет соответствие сведений, указанных прибывшим сотрудником в рапорте, сведениям, отраженным в дубликате денежного аттестата.

В случае расхождения сведений при необходимости производится перерасчет начисленного и выплаченного денежного довольствия.

76. Сотрудникам, уволенным со службы в органах принудительного исполнения с назначением пенсии, денежный аттестат на руки не выдается и подлежит направлению в соответствующее кадровое подразделение органа принудительного исполнения для приобщения к материалам для назначения пенсии.".

2.7. Дополнить главой XVII следующего содержания:

"XVII. Процентная надбавка к должностному окладу

за стаж работы (службы) в структурных подразделениях

по защите государственной тайны

77. Сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к ежемесячной процентной надбавке, предусмотренной главой V настоящего Порядка, ежемесячно выплачивается процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы (службы) в структурных подразделениях по защите государственной тайны в следующих размерах :

Пункт 3 Правил выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2006 N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 39, ст. 4083).

при стаже работы (службы) от 1 до 5 лет - 10 процентов;

при стаже работы (службы) от 5 до 10 лет - 15 процентов;

при стаже работы (службы) от 10 лет и выше - 20 процентов.

78. При определении стажа работы (службы) в структурных подразделениях по защите государственной тайны следует учитывать только документально подтвержденный стаж работы (службы) в указанных подразделениях независимо от того, в каком органе государственной власти Российской Федерации, органе местного самоуправления и в какой организации работал (проходил службу) сотрудник. В стаж работы (службы) в структурных подразделениях по защите государственной тайны не засчитываются перерывы работы (службы) в указанных подразделениях.

79. В приказе об установлении надбавки за стаж работы (службы) в структурных подразделениях по защите государственной тайны кроме сведений, установленных в пункте 5 настоящего Порядка, указывается стаж работы (службы) в структурных подразделениях по защите государственной тайны.".

2.8. Дополнить приложением следующего содержания:

к Порядку обеспечения денежным

довольствием сотрудников органов

ДЕНЕЖНЫЙ АТТЕСТАТ N _______

(наименование органа принудительного исполнения Российской Федерации,

выдавшего денежный аттестат, почтовый адрес)

(фамилия, имя, отчество (при наличии),

замещаемая должность и специальное звание)

1. Обеспечен денежным довольствием по "__" _______________ 20__ г. включительно из следующего расчета:

а) должностной оклад

(сумма цифрами, прописью)

б) оклад по специальному званию

(сумма цифрами, прописью)

г) ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание

(сумма цифрами, прописью)

д) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы

(сумма цифрами, прописью)

е) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну _______________________________________

(сумма цифрами, прописью)

ж) процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы (службы) в структурных подразделениях по защите государственной тайны ___________________

(сумма цифрами, прописью)

з) премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей

(сумма цифрами, прописью)

и) поощрительные выплаты за особые достижения в службе

(сумма цифрами, прописью)

к) надбавка к должностному окладу за выполнение задач, связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время

(сумма цифрами, прописью)

н) ежегодная материальная помощь

(сумма цифрами, прописью)

2. Произведены другие дополнительные выплаты, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

(наименование выплат, сумма цифрами, прописью)

3. Выслуга лет на "__" ___________ 20__ г. составляет ___ лет ___ месяцев ___ дней для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет. Выслуга лет в отдаленной местности на "__" __________ 20__ г. составляет ___ лет ___ месяцев ___ дней.

4. Сведения об удержаниях из денежного довольствия:

а) алименты по решению

(наименование суда, выдавшего исполнительный лист)

от "__" ______________ 20__ г. N _____

в размере (долях) ___________ от денежного довольствия в сумме __________

(сумма цифрами, прописью)

(фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес,

банковские реквизиты получателя алиментов)

удержаны по "__" ___________ 20__ г.

Конечный срок удержания алиментов "__" _______________ 20__ г.

Задолженность по алиментам на "__" _______________ 20__ г.

(сумма цифрами, прописью)

б) остаток непогашенного начета

(сумма цифрами, прописью)

ежемесячно подлежит удержанию в размере __% от оклада денежного содержания;

в) другая задолженность

(сумма цифрами, прописью)

ежемесячно подлежит удержанию в сумме ___________________ руб. ___ коп., должна быть взыскана до "__" _________________ 20__ г. и выслана по адресу

(подробные реквизиты получателя)

5. Оформлено извещение от "__" ___________ 20__ г. N ______

6. Зачислен в распоряжение органа принудительного исполнения Российской Федерации с "__" ____________ 20__ г. в связи

7. Выдан денежный аванс

(сумма цифрами, прописью)

9. Другие сведения:

10. Аттестат выдан в связи

(причина выдачи аттестата)

"__" ___________ 20__ г.

Правильность записей, указанных в аттестате, подтверждаю

"__" ___________ 20__ г.

3. В приложении N 2 "Порядок выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам органов принудительного исполнения" к приказу название дополнить словами "Российской Федерации".

4. В приложении N 3 "Порядок оказания материальной помощи сотрудникам органов принудительного исполнения" к приказу:

4.1. Название дополнить словами "Российской Федерации".

4.2. Пункт 2 после слов "в основной отпуск" дополнить словами "на основании его рапорта".

4.3. Абзац первый пункта 5 изложить в следующей редакции:

4.4. Абзац четвертый пункта 5 изложить в следующей редакции:

4.5. Подпункт 6.2 пункта 6 изложить в следующей редакции:

"6.2. Смерти родителей, детей, супруга (супруги), родных братьев и сестер сотрудника на основании копии свидетельства о смерти в размере до двух окладов денежного содержания.".

4.6. В пункте 8 слова "абзацами 6.1, 6.2, 6.3 и 6.4" заменить словами "подпунктами 6.1, 6.2 и 6.3".

1.Руководитель Федеральной службы приставов назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ.

2.Порядок назначения на должность и освобождения от должности судебных приставов определяется Президентом РФ.

-обеспечивает установленный порядок деятельности судов, охрану зданий и помещений судов, а также пропускной режим в зданиях и помещениях судов.

-осуществляет исполнительное производство по принудительному исполнению судебных актов других органов.

-хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества,

-розыск должника, его имущества, розыск ребенка.

-участие судебных приставов-исполнителей в исполнении решений комиссий по трудовым спорам.

-осуществляет дознание по уголовным делам и производство по делам об административных нарушениях.

-осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности.

0проходить специальную подготовку, военно-врачебную экспертизу, а также периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве" и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 год, имеющий среднее общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава - высшее юридическое образование, для судебного пристава-исполнителя - высшее юридическое или высшее экономическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу.

Судебным приставам выдаются служебные удостоверения единого образца, утверждаемого министром юстиции Российской Федерации, и нагрудные знаки, образцы и (или) описание которых утверждаются главным судебным приставом Российской Федерации.

Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы судебных приставов, а также функции по принятию нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности этой службы.

Главный судебный пристав Российской Федерации возглавляет Федеральную службу судебных приставов.

Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации возглавляет территориальный орган Федеральной службы судебных приставов по соответствующему субъекту Российской Федерации (далее - служба судебных приставов субъекта Российской Федерации).

Старший судебный пристав возглавляет структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов или службы судебных приставов субъекта Российской Федерации (далее - подразделение судебных приставов).

51.Прокуратура РФ. Её место в системе государственных органов РФ.

1.Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

3. Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее - суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

4. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.

5. Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.

Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации.

Судебным приставом может быть гражданин РФ, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности (ст. 3 ФЗ от 21 июля 1997 г. "О судебных приставах"). На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость. Старшим судебным приставом может быть только лицо, имеющее высшее юридическое образование. Судебными приставами Управления военных судов могут быть только лица офицерского состава и прапорщики, которые проходят военную службу в Вооруженных Силах РФ. Судебные приставы в соответствии с характером осуществляемых ими функций проходят профессиональную подготовку. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов после прохождения необходимой специальной подготовки имеют право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств. Главный судебный пристав РФ назначается на должность и освобождается от должности Правительством РФ по представлению министра юстиции РФ. Заместитель главного судебного пристава РФ и главный военный судебный пристав назначаются на должность и освобождаются от должности министром юстиции РФ. Главные судебные приставы субъектов РФ назначаются на должность и освобождаются от должности главным судебным приставом РФ по представлению министра юстиции соответствующего субъекта РФ или начальника соответствующего органа юстиции. Старшие судебные приставы и судебные приставы назначаются на должность и освобождаются от должности главными судебными приставами субъектов РФ. Старшие судебные приставы и судебные приставы военных судов назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, определяемом начальником Управления военных судов. Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу следующего содержания: "Клянусь при осуществлении своих полномочий соблюдать Конституцию РФ и законы РФ, честно и добросовестно исполнять обязанности судебного пристава". Судебные приставы при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы которых утверждаются министром юстиции РФ. Судебные приставы военных судов носят форменную одежду и имеют знаки различия, установленные для военнослужащих. Судебным приставам присваиваются классные чины работников органов юстиции, а судебным приставам военных судов – и воинские звания.

Принудительное исполнение судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, связанных с передачей денежных средств, иного имущества либо совершением определенных действий или воздержанием от таковых, возложено на судебных приставов-исполнителей.

Судебные приставы-исполнители вместе с приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов образуют единую службу судебных приставов.

Служба приставов – федеральный орган, входящий в состав Минюста РФ, является качественно новым звеном исполнительной власти со статусом правоохранительного органа.

На судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности КС, ВС, ВАС, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судовобязан:

обеспечивать в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;

выполнять распоряжения председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании; исполнять решения судьи о применении предусмотренных законом мер процессуального принуждения;

обеспечивать охрану зданий, совещательных ком' нат и судебных помещений в рабочее время.

Для выполнения возложенных на него функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов судебный пристав имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, предусмотренных Законом о судебных приставах (ст. 11, 15–18).

Судебный пристав-исполнитель наделен полномочиями по принудительному исполнению судебного акта (ст. 12).

Требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех органов, организаций и должностных лиц на территории РФ.

Мерами принудительного исполнения, которые применяются судебными приставами-исполнителями, являются: обращение взыскания на имущество должника путем ареста имущества и его реализации, организуемая судебным приставом; обращение взыскания на заработную плату, пенсию, иные виды доходов должника, обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящееся у других лиц; изъятие определенных предметов у должника и передача их взыскателю; другие меры.

Действия судебных исполнителей можно обжаловать в суде или в вышестоящей организации – структуры службы организованы во всех субъектах РФ.

Одной из важных проблем, отрицательно влияющих на эффективность исполнительного производства, является отсутствие законодательной регламентации права судебных приставов производить оперативно-розыскные мероприятия при осуществлении розыска должника и его имущества, отсутствие права доступа к базам данных правоохранительных органов.

В этой связи важным является постановление КС, согласно которому приставы могут делать запрос в банк и получать информацию о вкладах физических лиц.

Федеральным законом предусмотрены гарантии правовой и социальной защиты судебных приставов.

Структура органов прокуратуры РФ

Структура органов прокуратуры характеризует внутреннюю организацию прокуратур, входящих в систему прокуратуры РФ.

Генеральную прокуратуру возглавляет Генеральный прокурор рФ, который имеет одного первого заместителя и заместителей, а также советников и помощников по особым поручениям. Генеральный прокурор РФ руководит деятельностью органов прокуратуры и осуществляет контроль за их работой. В составе названной прокуратуры действует коллегия как совещательный орган при Генеральном прокуроре РФ, состав которого определяется Генеральным прокурором РФ.

В структуру Генеральной прокуратуры входят главные управления, ряд управлений по надзору за исполнением законов, создаваемые в соответствии с основными направлениями деятельности прокуратуры, и отделы на правах управления.

Расследованием преступлений и привлечением к уголовной ответственности лиц, их совершивших, занимаются соответствующие следственные подразделения во всех звеньях прокурорской системы, в том числе и в системе Главной военной прокуратуры.

Главное следственное управление в составе Генеральной прокуратуры РФ, возглавляемое заместителем Генерального прокурора РФ, имеет управления и отделы, в которых предусмотрены должности старших следователей по особо важным делам. Остальные звенья прокурорской системы также имеют в штате следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам. В военных прокуратурах имеются военные и старшие военные следователи, следователи по особо важным делам и старшие военные следователи по особо важным делам.

В Главной военной прокуратуре образуется коллегия в составе Главного военного прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Главным военным прокурором. Кадровый состав коллегии утверждается Генеральным прокурором по представлению Главного военного прокурора.

Начальники управлений и отделов являются старшими помощниками и помощниками Генерального прокурора РФ.

Для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры, в Генеральной прокуратуре РФ действует Научно-консультативный совет. В него входят ведущие научные и практические работники органов прокуратуры.

Прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами, которые имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ. В качестве совещательного органа в прокуратурах этого уровня образуются коллегии, в состав которых входят прокурор, его заместители и другие прокурорские работники.

Структурно прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним специализированные прокуратуры состоят из управлений и отделов. Начальники этих структурных подразделений являются старшими помощниками и помощниками прокуроров субъектов Федерации, которые назначают их на должность и освобождают от нее.

Прокуратуры районов и городов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые руководят их деятельностью, вносят вышестоящим прокурорам предложения о кадровых изменениях.

Читайте также: