Где сдают экзамен на судью военного суда

Обновлено: 04.05.2024

1.1. Экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи федерального суда общей юрисдикции и арбитражного суда, а в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, также на должность судьи суда субъекта Российской Федерации (далее - экзаменационные комиссии) проводят квалификационный экзамен, цель которого - установить наличие у претендента необходимых профессиональных знаний.

1.2. Экзамен может сдавать гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" к претенденту на должность судьи, представивший в экзаменационную комиссию помимо заявления о сдаче экзамена:

подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его копию;

анкету, содержащую биографические сведения о претенденте;

подлинник документа, подтверждающего высшее юридическое образование претендента, или его копию;

подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, в том числе на должностях, требующих юридического образования, либо в качестве адвоката или нотариуса, либо копии этих документов;

документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

Копии указанных документов принимаются, если они должным образом заверены.

1.3. Экзамен на должность судьи не сдает судья федерального суда, в том числе судья, находящийся в отставке, а также мировой судья, если им сдан квалификационный экзамен соответствующей экзаменационной комиссии.

1.4. Удостоверения о сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, выданные экзаменационными комиссиями до утверждения настоящего Положения, а также до создания экзаменационных комиссий при квалификационных коллегиях судей в соответствии с настоящим Положением, признаются действительными.

2. Порядок образования экзаменационных комиссий

2.1. Экзаменационные комиссии создаются в соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (в редакции Закона от 15 декабря 2001 г.) на срок действия полномочий соответствующей квалификационной коллегии судей.

Экзаменационные комиссии должны быть созданы не позднее двух месяцев со дня утверждения настоящего Положения.

2.2. Экзаменационные комиссии действуют при соответствующих квалификационных коллегиях судей и формируются из числа наиболее опытных судей, а также ученых - правоведов.

2.3. Количественный состав экзаменационных комиссий устанавливается соответствующей квалификационной коллегией судей. Численность судей в составе экзаменационной комиссии не должна быть менее трех четвертей состава комиссии.

2.4. Персональный состав экзаменационных комиссий утверждается соответствующей квалификационной коллегией судей:

а) экзаменационной комиссии при Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации - по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

б) экзаменационной комиссии при Квалификационной коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации, экзаменационной комиссии при Квалификационной коллегии судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации соответственно;

в) экзаменационных комиссий при иных квалификационных коллегиях судей - по представлению председателя соответствующего суда.

При отклонении представленной кандидатуры либо в случае прекращения полномочий члена экзаменационной комиссии решением соответствующей квалификационной коллегии судей председатель суда в том же порядке представляет на утверждение другую кандидатуру.

2.5. Председатель экзаменационной комиссии, его заместитель (заместители) и секретарь утверждаются соответствующей квалификационной коллегией судей из числа членов экзаменационной комиссии.

3. Организация работы экзаменационных комиссий

3.1. Работу экзаменационной комиссии организует ее председатель, а в случае его отсутствия - заместитель председателя комиссии. Председатель экзаменационной комиссии:

рассматривает поступившие в экзаменационную комиссию материалы;

организует проверку представленных претендентом документов;

назначает дату и время сдачи экзамена;

обеспечивает в соответствии с учебными программами подготовки судей составление экзаменационных билетов и письменных заданий, которые утверждаются экзаменационной комиссией по согласованию с соответствующей квалификационной коллегией судей;

подписывает удостоверение о сдаче претендентом экзамена, протокол заседания экзаменационной комиссии и другие документы, отражающие работу комиссии;

организует обобщение результатов работы экзаменационной комиссии и принимает меры по улучшению организации ее деятельности, о чем информирует соответствующую квалификационную коллегию судей.

В экзаменационные билеты для претендентов на должность судьи субъекта Российской Федерации должны быть включены вопросы по законодательству субъекта Российской Федерации.

Экзаменационные билеты обновляются ежегодно.

3.2. Экзамен назначается при обращении претендента на должность судьи с заявлением о сдаче экзамена и представлении документов, перечисленных в пункте 1.2 настоящего Положения.

Председатель экзаменационной комиссии не вправе отказать в допуске к сдаче экзамена претенденту, представившему указанные документы.

3.3. О времени и месте проведения экзамена секретарь экзаменационной комиссии извещает претендента на должность судьи не позднее чем за десять дней до экзамена.

3.4. Экзаменационная комиссия вправе принимать экзамен при наличии не менее половины ее состава. При этом из числа присутствующих на экзамене членов комиссии не менее половины ее состава должны составлять судьи.

3.5. Экзамен проводится в течение месяца со дня обращения претендента с заявлением о сдаче экзамена.

4. Порядок проведения квалификационного экзамена

4.1. Экзаменационные комиссии при Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, при квалификационных коллегиях судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также экзаменационные комиссии при иных квалификационных коллегиях судей принимают экзамены у претендентов на должности тех судей, в отношении которых указанные коллегии дают заключения.

4.2. Экзамен на должность судьи проводится по экзаменационным билетам, в каждый из которых входят 3 вопроса по различным отраслям права и 2 задачи из судебной практики.

По решению экзаменационной комиссии экзамен может быть дополнен письменным заданием в виде подготовки проектов процессуальных документов.

4.3. По прибытии на экзамен претендент на должность судьи предъявляет секретарю экзаменационной комиссии документ, удостоверяющий его личность. Затем он выбирает экзаменационный билет из произвольно разложенных на столе и в этом же помещении в пределах установленного экзаменационной комиссией времени готовится к ответу. Номер билета, содержащиеся в нем вопросы и характер предлагаемых для решения задач отражаются в протоколе, который ведет секретарь экзаменационной комиссии.

4.4. На подготовку к ответу на вопросы билета, включая решение задач и составление процессуальных документов, отводится не менее 45 минут. Во время экзамена кандидат вправе пользоваться сборниками нормативных актов, кодексами и другими справочными материалами.

4.5. Экзамен проводится по всем вопросам билета даже в случае, если по какому-либо из них претендент показал недостаточную подготовленность. По усмотрению экзаменационной комиссии ему могут быть предложены дополнительные вопросы в пределах программы подготовки судей.

При проведении экзамена может быть использовано компьютерное оборудование и иные технические средства, позволяющие выявить профессиональные знания претендента на должность судьи.

4.6. За устные ответы и письменные работы выставляются следующие оценки: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно" и "неудовлетворительно".

Члены экзаменационной комиссии по результатам выполненных заданий принимают решение в отсутствие претендента открытым голосованием простым большинством голосов.

Экзамен считается не сданным, если по одному из заданий претенденту на должность судьи выставлена оценка "неудовлетворительно".

4.7. По итогам экзамена делается заключение: "Квалификационный экзамен на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, мирового судьи сдал" или "Квалификационный экзамен на должность судьи. не сдал".

4.8. Оценки, выставленные по каждому заданию, а также по результатам экзамена, отражаются в протоколе заседания экзаменационной комиссии.

Результаты экзамена объявляются претенденту председателем экзаменационной комиссии в день его завершения.

4.9. В случае неявки претендента на экзамен по уважительной причине председатель экзаменационной комиссии назначает другой срок сдачи экзамена.

При отрицательном результате экзамена, равно как при неявке на экзамен без уважительных причин, претендент на должность судьи вправе повторно обратиться с заявлением о сдаче экзамена в ту же экзаменационную комиссию в установленный ею срок, но не ранее чем через шесть месяцев.

4.10. Экзаменационная комиссия выдает лицу, сдавшему квалификационный экзамен, удостоверение установленного образца (приложение 1), а также выписку из протокола заседания экзаменационной комиссии с оценками по каждому заданию.

5. Делопроизводство экзаменационных комиссий

5.1. Экзаменационными комиссиями ведутся:

протокол заседания с обязательным отражением необходимых сведений (приложение 2);

журнал регистрации заявлений, поступивших от претендентов на должность судьи (приложение 3);

журнал учета выданных удостоверений о сдаче экзамена на должность судьи (приложение 4).

5.2. Протоколы заседаний экзаменационных комиссий хранятся пять лет, другая документация - три года.

5.3. Ведение делопроизводства возлагается на секретаря экзаменационной комиссии и контролируется председателем экзаменационной комиссии.

6. Обеспечение деятельности экзаменационных комиссий

6.1. Материально - техническое и финансовое обеспечение деятельности экзаменационных комиссий осуществляется органами, обеспечивающими деятельность соответствующих квалификационных коллегий судей.

6.2. Судьи, входящие в состав экзаменационной комиссии, на период работы в ней освобождаются от исполнения своих служебных обязанностей с сохранением заработной платы (денежного содержания) в соответствии с нормами действующего законодательства.

Расчет оплаты труда иных членов экзаменационной комиссии производится в соответствии с Постановлением Минтруда России от 21 января 1993 г. N 7 "Об утверждении коэффициентов ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий в учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании".

О СДАЧЕ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЬИ

ПОДЛЕЖАЩИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ ОТРАЖЕНИЮ

В ПРОТОКОЛЕ ЗАСЕДАНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ КОМИССИИ

1. Номер протокола, дата и место проведения заседания.

2. Председательствующий на заседании комиссии, участвующие в заседании члены комиссии, их должность.

3. Сведения о сдававших квалификационный экзамен (фамилия, имя и отчество (полностью), число, месяц, год рождения, какое высшее юридическое учебное заведение, когда и по какой форме обучения окончил; на избрание в какой суд претендует (районный, областной и т.д.).

4. По каждому из сдававших экзамен:

формулировка каждого вопроса (полностью), характеристика ответа ("ответ полный", "ответ неполный" и т.п.) и оценка ответа;

содержание задачи (по какой отрасли права, например задача по жилищному праву: "Спор о признании ордера недействительным") и оценка ее решения:

формулировка дополнительных вопросов (если они задавались), характеристика ответа и его оценка;

наименование темы письменного задания (если оно выполнялось) и оценка по нему;

общий вывод: сдал или нет квалификационный экзамен.

5. Подпись председателя экзаменационной комиссии и секретаря.

РЕГИСТРАЦИИ ЗАЯВЛЕНИЙ ПО ПОВОДУ СДАЧИ

КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЬИ

УЧЕТА ВЫДАВАЕМЫХ УДОСТОВЕРЕНИЙ О СДАЧЕ

КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЬИ

Судебная практика и законодательство — "Положение об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи" (утв. Высшей квалификационной коллегией судей РФ 17.01.2002)

7.2. Удостоверения о сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, выданные до утверждения настоящего Положения в соответствии с Положением об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи, утвержденным 17 января 2002 года, признаются действительными.

Должен ли кандидат на должность судьи кс рф сдавать квалификационный экзамен?

Н. является гражданином Российской Федерации по рождению, ему 30 лет, имеет высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии у него 7 лет, порочащих поступков не совершал, сдал квалификационный экзамен и получил рекомендацию квалификационной коллегии судей военных судов, заключил контракт о прохождении военной службы, однако Президентом Российской Федерации его кандидатура на должность судьи военного суда была отклонена.

Х. является гражданином Российской Федерации по рождению, ему 26 лет, имеет высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии у него 7 лет, порочащих поступков не совершал, сдал квалификационный экзамен и получил рекомендацию квалификационной коллегии судей военных судов, заключил контракт о прохождении военной службы, однако, Президентом Российской Федерации его кандидатура на должность судьи военного суда была отклонена.

Оцените правомерность действий Президента Российской Федерации?

Может-ли претендент успешно сдавший квалификационный экзаменна должность судьи в одном регионе подавать документы в квалификационную комиссию для трудоустройства в другом регионе Р.Ф. (крае. Области).

Я 5 лет отработал оперативником в уголовном розыске. Теперь хочу сдавать квалификационный экзамен на судью? Могу ли я претендовать на судейский статус? И засчитывает ли оперативный опыт в угрозыске в юридический стаж?

Моя жена планирует сдаватьквалификационный экзамен на судью но возникает трудность в определении ее стажа для этого.

Есть единственная инструкция но непонятно каким образом исчисляется декретный отпуск.

В суде она работает с 2005 года. Высшее юридическое в декабре 2007 г. в апреле 2008 г ушла в декрет по октябрь 2010.. вопрос каков ее юридический стаж для экзамена и когда она его сможет пройти.

Мечтал стать судей (гпк, апк), но так получилось что бесплатно поступил на экономический и закончил получив диплом специалиста. Пять лет после этого работаю юристом.

Сейчас есть возможность учиться, но как я понимаю, в законе о статусе судей чтобы иметь возможность сдать экзамен на судью нужно иметь диплом специалиста Юриспруденции или магистра с бакалавриатом обязательно по Юриспруденции. Это так? А считается ли аспирантура как высшее и специальность?

В каком из этих сочетаний можно иметь право сдавать квалификационный экзамен на судью?-Специалист экономика+магистр Юриспруденция-Специалист экономика+магистр Юриспруденция+бакалавр Юриспруденция-Специалист экономика+кандидат юридических наук (Аспирантура).

Гражданин Н. обратился в квалификационную коллегию судей субъекта Российской Федерации с просьбой дать заключение о рекомендации на вакантную должность судьи районного суда. При этом выяснилось, что квалификационный экзамен на должность судьи он не сдавал. Вместо этого Н. представил в квалификационную коллегию диплом кандидата исторических наук и аттестат доцента по кафедре теории государства и права.

Вопрос 1. Соответствует ли гражданин Н. требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи?

Вопрос 2. Как следует поступить квалификационной коллегии судей и какое разъяснение дать Н.?

На одном из автофорумов получил такую информацию. Что после завершения обучения в автошколе и после при сдаче экзамена на вождение выдается временные права, а настоящее водительское удостоверение выдается через 1 год, если не было совершенно ДТП. Однако о временных правах в Постановление правительства от 15 декабря 1999 г. N 1396 Об утверждение правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений ничего не сказано. Следующий н.п.а в лице КоАП

в ст.27.10 закрепил то,что изымается водительское удостоверение и выдается временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующего вида на срок до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, но не более чем на два месяца и т.д.Тут все понятно. Далее – суд. Мировой судья выносит постановление и лишает прав.

Так понятие временные права выдаются только во втором случае, либо действительно обучение в автошколе, экзамены, затем временные права на 1 год и только потом водительское удостоверение?


Кого берут и кого не берут в судьи, закрыт ли туда вход адвокатам, на что обращает внимание квалифколлегия? Кто и как жалуется на судей? На эти и другие вопросы отвечает Председатель Высшей квалификационной коллегия судей РФ (ВККС), судья, председатель судебного состава первой инстанции Судебной коллегии по уголовным делам, член Президиума Верховного Суда РФ Николай Тимошин. Председателем ВККС он был избран в декабре по итогам VIII Всероссийского съезда судей, когда был существенно обновлен весь состав Коллегии. В первом полугодии ВККС провела вместо трех по регламенту уже пять заседаний, рассмотрела большое число кандидатур на руководящие должности в судах и много других вопросов. В канун 20-летия ВККС, отмечаемого в конце июня, Николай Тимошин дал интервью Закон.ру.

– Каковы Ваши первые впечатления от работы Коллегии, что показывает свежий взгляд?

– Он не столько свежий, сколько опытный: я больше десяти лет был председателем квалификационной коллегии одного из субъектов, участвовал и в заседаниях Высшей квалификационной коллегии. Но все равно впечатлений много. Объемы работы очень большие, уровень доверия обязывает подходить к любому вопросу с тщательным анализом, находить обоснованное решение. Тем более наша деятельность не замыкается в рамках судейского корпуса – граждане нередко обращаются с жалобами в Высшую квалификационную коллегию. Причем обращаются иногда как в последнюю инстанцию, которая может разрешить их больные вопросы, хотя в компетенцию Коллегии некоторые вопросы зачастую даже не входят…

– Какое впечатление на Вас производят претенденты на судейские должности?

– Конкуренция на судейские и даже руководящие должности в последнее время незначительна. Какая ситуация предпочтительнее – безальтернативный или конкурентный подбор кадров?

– Никакой предпочтительности быть не может, поскольку Закон о статусе судей в статье 5 прямо устанавливает, что отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.

Отсутствие альтернативы на самом заседании Коллегии еще не говорит об отсутствии конкурса: заседание Коллегии – лишь один, пусть и важнейший, из этапов конкурса. На всем его протяжении идет незаметная, непубличная работа по проверке данных о претендентах, изучению их личности, выявлению потенциала.

Хотя вы правильно отметили тенденцию последних лет – уровень конкуренции снизился. Это объясняется строгостью отбора. Частично, видимо, сказывается и такой фактор, как более высокий, чем у начинающих трудовую деятельность судей, уровень зарплат в правоохранительных органах. Также нужно учитывать ответственность и нагрузку на судей.

– Региональная специфика есть?

– Ярко выраженной нет. Традиционно по несколько человек на одно место претендуют в суды республик Северного Кавказа. Но недавно, например, в Брянский областной суд было шесть кандидатов на пост председателя и три – на пост заместителя председателя. Конечно, когда есть выбор между двумя-тремя кандидатами, то выбираешь лучшего.

– Трудный выбор?

– Конечно, всегда трудный. Несмотря на то, что у Коллегии есть право давать рекомендации нескольким кандидатам на одну должность, оставляя выбор за Президентом России.

– Бурные обсуждения по альтернативам идут за закрытыми дверями?

– Иногда бывают бурные, а иногда решение можно принять за пять минут, поскольку о человеке создается устойчивое хорошее впечатление. Тем более у каждого члена Коллегии есть материалы о претендентах, мы готовимся к рассмотрению каждой кандидатуры. Если что-то непонятно – задаем вопросы, потом совещаемся.

– Конкурс в Брянске оказался нетипичным для Центральной России. Почему вдруг такой наплыв желающих?

– Да, этот случай нетипичный. Мне сложно ответить, почему там оказалось столько желающих, – это нужно работать в том суде и знать обстановку. Возможно, мог сработать психологический фактор – судьи просто захотели попробовать выдвинуть свою кандидатуру.

– На заседании Коллегии некоторые претенденты, судя по ответам на вопросы членов ВККС, не очень хорошо представляли себе сложность работы председателя…

– Они действительно не вполне предметно знали, чем конкретно будут заниматься, в частности организацию работу президиума суда, другие вопросы. А это важные моменты.

– Как Вы относитесь к тому, что сейчас немало претендентов вообще не имеют судейского опыта? При этом они могут претендовать не только на судейские должности, но и на посты руководителей судов.

– Нужно относиться с осторожностью. При этом для выдвижения на руководящую должность необходимо учитывать, имеет ли человек опыт такой работы. Например, если работал прокурором области, то у него есть опыт руководства коллективом, он знает законодательство, участвовал в заседаниях президиума суда. О таком кандидате нельзя сказать, что он идет без опыта работы.

– Но иногда идут совсем молодые люди, которые на руководящих должностях не работали…

– Да. Поэтому я говорю, что с осторожностью нужно подходить к тем, кто не знает работу изнутри. Особенно в случаях с судами высокого звена – теми же областными. В районных судах несколько иначе: там многие идут почти со стороны. Опыт у них может быть в качестве мирового судьи, помощника судьи, специалиста или консультанта в суде.

– То есть можно сделать вывод, что рекомендацию на должность судьи получат, скорее, сотрудники аппарата суда, чем те, кто уже поработал в этой системе?

– Откуда приходят такие кандидаты?

– В основном из прокуратуры. Есть кадры из науки, из преподавателей. В Верховный Суд России были назначены несколько человек из науки. Они прекрасно себя зарекомендовали, нормально работают. Но руководители судов, естественно, отдают предпочтение кадрам, подготовленным в своей среде.

– Сейчас звучат пожелания, чтобы адвокаты становились судьями, например как в Англии. В то же время и желающих не очень много, и тех, кому дают рекомендации, тоже немного…

– Обратите внимание: чтобы стать судьей, нужно отработать пять лет после окончания вуза. За пять лет адвокат становится или успешным, или посредственным, или полным неудачником, у которого нет ни клиентов, ни денег. И он куда идет? Он идет претендентом в судьи. Успешный адвокат вряд ли пойдет – разница в уровне дохода успешного адвоката и денежного содержания начинающего судьи существенная.

– В той же Англии работу судьи считают венцом юридической карьеры, и успешные адвокаты, сколотившие состояние, идут в королевские судьи ради статуса, почета. У нас что-то подобное может быть?

– В судьи могут идти те успешные адвокаты, которые, как говорится, с детства мечтали стать судьей. Но такие встречаются редко. У нас вообще мало претендентов из адвокатов – за все заседания Высшей коллегии в нынешнем году ни одного заявления от адвокатов не было.

– Я не слышал. Я могу назвать десяток адвокатов в одной только Орловской области, которых можно было бы сразу взять в областной суд. Но не идут – с заявлениями не обращаются, экзамен не хотят сдавать. Это притом, что Председатель Верховного Суда России Вячеслав Михайлович Лебедев на совещании по итогам года прямо предложил адвокатам участвовать в конкурсах на судейские должности. Так что пусть приходят.

– А вообще случайные претенденты на судейские должности часто появляются?

– По самому заявлению не определишь, случайный претендент или нет. Уверен, таких стало за последние годы меньше. Это видно из того, что отсев претендентов уменьшается, причем как в ВККС, так и в коллегиях субъектов РФ.

Хотя, конечно же, некоторые идут за льготами, денежным или пожизненным содержанием. Кто-то считает, что в должности судьи он будет царь и бог – не будет зависеть ни от закона, ни от общества. И, бывает, встречаются такие, которые с людьми разговаривать не могут и считают себя недосягаемой личностью. Это видно по материалам дисциплинарных дел, когда с такими прощаешься, как говорится.

– Что-то подобное я наблюдала при недавнем рассмотрении дела краснодарского судьи, которого заподозрили в получении взятки. Судья заявлял, что его подставили, и производил впечатление недосягаемой личности…

– И не только краснодарский судья, были и другие дела. Естественно, к таким людям негативное отношение, поскольку, я еще раз повторяю, вне общества и вне закона жить нельзя, особенно судье. Судья должен четко понимать, что для него существует Кодекс судейской этики и Закон о статусе судей, которые, как икона, должны быть у каждого. Судья должен к ним обращаться, их почитывать – можно перед сном.

– Задача квалифколлегии – не пропустить случайных людей, тем более тех, кто хочет себя поставить вне всех и вся. При этом вы вынуждены уже постфактум реагировать на недостойное поведение судей…

– Мы изучаем сухие документы и не можем, как говорится, посмотреть человеку в душу и безошибочно определить, зачем он идет в систему. С председателями экзаменационных комиссий мы говорим о том, чтобы находили возможности изучать личности тех, кто сдает экзамены. Это нужно, поскольку знания человек может показать, а кто он есть – нас интересует не меньше.

– Допустим, экзаменационная комиссия пришла к мнению о том, что человек идет в судебную систему не за тем, за чем следовало бы. Но человек показывает блестящие знания, и ему никак нельзя поставить низкий балл. Что делать?

– Экзаменационная комиссия, естественно, поставит отличную оценку. Сейчас кроме оценки по нашему законодательству она не может ничего. А как быть в этой ситуации – вот мы и будем думать в дальнейшем.

– Для Коллегии результат сдачи квалификационного экзамена имеет ведь существенное значение?

– Троечники в принципе не требуются?

– Нельзя сказать, что не требуются… Тройка – это тоже проходной балл для квалификационной коллегии. Но, естественно, с посредственными знаниями тяжело будет и кандидату, получившему статус судьи, и тем людям, которые будут к нему обращаться. В общем, посредственность есть посредственность.

– Предположим, есть дилемма: у членов квалифколлегии есть сведения, что отличник вызывает определенные сомнения в моральной чистоплотности, а троечник – человек добросовестный, готовый к упорной работе. Кого выбрать?

– Могут быть случаи, когда рекомендуют троечника, опасаясь, не придется ли потом рассматривать кандидатуру отличника уже в ином аспекте. Но, как я уже говорил, оценка имеет значение, а в экзаменационном процессе нет сейчас таких элементов, которые позволили бы проводить психодиагностическое обследование личности. Только личные впечатления экзаменаторов! Их можно отразить в каком-нибудь документе, в приложении, но они не предусмотрены законом.

В ряде субъектов РФ психодиагностические исследования проводятся – как правило, после сдачи квалификационного экзамена и подачи заявления в квалифколлегию. Это тесты по разным аспектам, которые кандидату предлагают пройти добровольно. Они выявляют черты характера человека, делают более ясной его мотивацию, цели, жизненные задачи. Но результаты тестирования нельзя использовать как официальный документ, а добровольно пройти тестирование соглашается только примерно пятая часть кандидатов. Сейчас обсуждается возможность внедрения элементов такого тестирования в экзаменационные процессы – например, сделать тестирование строго рекомендуемым элементом подготовки к рассмотрению вопроса на Коллегии. Разумно поставить научно-организационную задачу – вписать квалификационный экзамен в систему анализа личности, выявления приоритетных ее качеств и черт.

– Но тогда надо будет очень тщательно формализовывать критерии.

– Разумеется. В квалификационном экзамене большим плюсом стало введение письменных заданий – теперь и мы можем, если потребуется, посмотреть ответы кандидата.

– Насколько ценно и эффективно повышение квалификации, которое обязаны проходить судьи и которое также учитывает Коллегия? Или это формальность?

– Возьмем уровень областных судов – судьи, заместители председателя могут проходить стажировку в Верховном Суде России. Стажировка здесь, как правило, две недели: изучается и личность, и умение применять закон на практике. Это серьезнее, чем сдача квалификационного экзамена – тут человека проверяют со всех сторон. Оценивают судьи Верховного Суда, готовится отзыв, который находится в управлении кадров. Это, естественно, очень ценный материал, если претендент идет на руководящую должность в своем суде или желает участвовать в конкурсе на должность судьи Верховного Суда.

В основном квалификацию судьи повышают в Российской академии правосудия, отметившей свое 15-летие. В академии создана научная база, преподают ученые – сотрудники академии, а также практики – судьи Верховного Суда, Московского городского суда.

– Многие председатели судов сами стараются подбирать для себя кадры. И прежде, чем пойти с заявлением в квалифколлегию, претендент общается с председателем суда, куда он хочет прийти на работу, и уже председатель определяет, поддержит он этого кандидата или нет. Такая поддержка существенна для Коллегии?

– Поддержка председателя суда является значимой, но не решающей. Не учитывать ее нельзя, поскольку председателю суда работать с новым судьей. Но если бы мнение председателя было решающим, то тогда не нужны были бы квалификационные коллегии судей. Мнение председателя не может заменить, весить больше, чем мнения 29 членов ВККС или 21 члена коллегии субъекта РФ. Но если эти мнения совпадают, то тем больше уверенности в правильности выбора.

– То есть Коллегия исходит из презумпции добросовестности председателей судов?

– Именно так – из презумпции добросовестности. Когда рекомендуем председателей, мы уверены, что они будут работать добросовестно.

– В начале беседы Вы упомянули о жалобах граждан – в среднем до 10 тысяч в год. Какого рода эти жалобы, на кого и на что чаще жалуются, где основные проблемные зоны?

– Жалобы в отношении судей и судов общей юрисдикции составляют до 90%, остальные – в отношении судей арбитражных судов.

– Почему такой большой разрыв?

– И судей на порядок больше, и специфика имеет значение. В судах общей юрисдикции спорят граждане, а в арбитражных судах – в основном юридические лица.

– А жалоб больше связано с гражданскими или уголовными делами?

– Я назову структуру. Жалобы граждан на действия квалификационных коллегий составляют 6% от общего числа, на несогласие с ответом на ранее поданные жалобы – 10%, на длительное неполучение ответа – 3, на несогласие с судебными актами – 20, на процессуальные нарушения судей – 44%. Эти жалобы, однако, направляются нам по ошибке: судебные акты мы не проверяем и процессуальные действия судьи не оцениваем – для этого есть специальный порядок обжалования судебных актов, установленный процессуальным законом. Поступают к нам и жалобы на длительное нерассмотрение дела – 5%. Всего 1%, но мы считаем, что это много, – жалобы на грубость по отношению к участникам процесса. Вот что я вообще не приемлю – это грубость по отношению к участникам процесса. В процессе людей прежде всего нужно уважать. Никакой грубости, никакого повышения голоса. Даже когда некоторые элементы грубости в отношении судьи есть, все равно судья должен вести себя подобающим образом.

– Представлений Следственного комитета по поводу уголовного преследования судей много?

– Единичные случаи. К примеру, в 2012 году в ВККС поступило три представления и еще восемь – во все коллегии субъектов. Раньше были представления по статье 305 УК о вынесении заведомо неправосудных решений – иногда даже в случаях, когда это неправосудное решение не отменялось. Ясность внесло постановление Конституционного Суда: если решение не отменено вышестоящим судом, то его нельзя считать неправосудным, оно законно.

– Меня немного удивило, что в Коллегию жалуются в основном граждане. В арбитражных судах, где судятся компании, у адвокатов распространенный прием – жалоба на судью. Насколько я знаю, жалуются и председателям судов, и непосредственно в квалифколлегии, причем не так уж редко. А по статистике получается немного.

– Существует идея выборности председателей судов. Какой может быть в связи с этим стратегия Коллегии?

– Я думаю, что о выборности председателей судов пока еще рано говорить.

– 20-летие Коллегии требует подводить итоги и определять дальнейшую стратегию. Как вы считаете, квалифколлегия должна существовать в той же форме, как сейчас, или требуются какие-то реформы?

– За 20 лет Коллегия подтвердила свою состоятельность. В 1991–1993 годах политическое руководство, руководство судов искали компромиссный вариант назначения судей. До этого хоть и декларировалось, что судей избирал народ, но все решали партийные и исполнительные органы. А в 1990-е годы зародилась правильная, на мой взгляд, идея, чтобы сами судьи участвовали в формировании судейского сообщества. В 1993 году 32 человека были избраны в Высшую квалификационную коллегию. Тогда были секции – судов общей юрисдикции, арбитражных судов. И каждый подбирал себе кадры.

В 2002 году появился Закон об органах судейского сообщества. Он готовился небыстро, основательно. Тогда придумали нынешнюю формулу: в Коллегии участвуют судьи различных ветвей судебной власти, общественность, представитель Президента России. Это было мудрое решение, принятое с учетом зарубежного опыта.

В дальнейшем нужно будет смотреть, но за 20 лет коллегии, безусловно, оправдали свое предназначение. Существенной реформы не требуется, механизм отлажен. Внутри Коллегии все время рождаются какие-то инициативы, которые позволяют развиваться. Мы же сами понимаем, что мы орган самоуправления. ВККС, например, с 2008 года предлагала увеличить число видов дисциплинарных взысканий для судей с целью большего соответствия взыскания тяжести проступка и ввести сроки давности привлечения к дисциплинарной ответственности. Сейчас эта идея востребована, предложены изменения в закон.

Нам есть над чем работать – например, совершенствовать процедуры рассмотрения Коллегией отдельных материалов, а также рассмотрения вопросов о присвоении квалификационных классов, в особенности после внесенных законодательных изменений. Здесь, как говорят, непочатый край работы. 20 лет – это самый расцвет сил. За 20 лет человек только становится зрелым, разумным, обучаемым и самообучающимся. Наверное, то же можно сказать и об организации. Остается только развиваться дальше.

Квалификационный экзамен на должность судьи: как оценивают знания будущих служителей Фемиды

Экзаменационная комиссия по приёму квалификационного экзамена на должность судьи – одна из первых инстанций по отбору кандидатов на должности судей. В состав комиссии традиционно избираются одни из наиболее опытных и авторитетных судей, представители общественности, компетенции которых позволяют установить, обладает ли кандидат на должность судьи необходимыми знаниями и навыками в области правоприменения.

О порядке и особенностях процедуры сдачи экзамена, уровне подготовки сегодняшних кандидатов в судьи мы беседуем с председателем Экзаменационной комиссии Удмуртской Республики по приёму квалификационного экзамена на должность судьи, судьёй Верховного Суда Удмуртской Республики Александром Сундуковым.

– Александр Юрьевич, расскажите, что представляет собой квалификационный экзамен и каков порядок его проведения?

– Экзамен сдаётся по билетам, которые составляются отдельно для кандидатов на должность судьи суда общей юрисдикции и на должность судьи арбитражного суда. Билет включает в себя три теоретических вопроса на знание различных отраслей права, две задачи по вопросам судебной практики и письменное задание по подготовке процессуального документа по макету дела. На подготовку к устному ответу отводится не менее трёх часов. В процессе подготовки кандидатам разрешается пользоваться нормативными правовыми актами, постановлениями и определениями Конституционного Суда Российской Федерации, постановлениями Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Пользоваться мобильным телефоном, какими-либо другими средствами связи кандидату запрещено, в случае их обнаружения комиссия вправе принять решение об отстранении кандидата от сдачи экзамена на этом заседании комиссии. Если же человек понимает, что не готов к сдаче экзамена, то он может прийти в другой раз.

При выставлении итоговой оценки учитывается и то, насколько хорошо претендент знает материальный и процессуальный закон, владеет темой, как справился с практической частью, его способность к аналитическому мышлению, умение владеть собой и уровень подготовки кандидата в целом.

– То есть, комиссия оценивает и то, насколько психологически кандидат подготовлен?

Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трёх лет со дня его сдачи, а после назначения на должность судьи – в течение всего времени пребывания в качестве судьи и в течение трёх лет подряд, исчисляемых непрерывно после ухода или удаления его в отставку. Если кандидат не сдал экзамен, он вправе пересдать его через полгода.

В то же время человек, который хочет стать судьёй, должен понимать, что судья всегда находится в состоянии повышенного эмоционального напряжения, это неотъемлемая часть нашей профессиональной деятельности. В силу своих должностных обязанностей, своей особой правовой позиции судья находится под давлением чужих интересов, в споре и конфликте. Он должен уметь управлять диалогом, разрешать конфликты, сглаживать эмоционально напряжённые ситуации в процессе судебного разбирательства, обеспечив состязательный характер судопроизводства. Поэтому кандидатам нужно также уделять внимание и своей психологической подготовке.

Но надо сказать, что атмосфера на сдаче экзамена у нас всегда доброжелательная, отношения абсолютно комплементарные. У членов комиссии нет какой-либо предвзятости по отношению к кандидатам.

– Многие эксперты считают, что судейскому корпусу необходимо обновление, российским судам нужны судьи из числа бывших адвокатов, прокуроров, следователей, то есть юристов с богатым практическим опытом. Вы поддерживаете это мнение?

– Я считаю, главное, чтобы судейский корпус пополнялся аналитически мыслящими специалистами, умеющими правильно толковать и применять закон, обладающими широкими познаниями в праве.

Задача экзаменационной комиссии – объективно и беспристрастно оценить знания и практические навыки кандидата, и мы относимся с одинаковой долей уважения и внимания и к работникам судебной системы, и к работникам других ведомств. Требования на экзамене предъявляются не к опыту работы, а к уровню профессиональной подготовки кандидата.

Право быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи принадлежит любому гражданину РФ, имеющему высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии, достигшему 25-летнего возраста и не имеющему заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

Традиционно желающих стать судьёй, и, соответственно, сдающих экзамен, конечно же, больше среди помощников судей, и это вполне объяснимо. Люди, которым интересна судейская работа, изначально выбирают работу в суде. Немало среди сдающих экзамен тех, кто в суде проработал более пяти и даже десяти лет. И многие на экзамене показывают достойный уровень подготовки.

Повторюсь, что судейское сообщество должны представлять грамотные и компетентные юристы, настоящие профессионалы своего дела, от этого зависит качество отправления правосудия и доверие граждан, поэтому возможность войти в его состав есть у каждого кандидата, отвечающего соответствующим требованиям.

– Александр Юрьевич, что вы, как председатель экзаменационной комиссии и судья с большим опытом работы, посоветуете тем, кто собирается сдавать экзамен?

– Прежде всего, кандидаты должны понимать, что бояться сдавать экзамен не нужно. Если вы твёрдо решили строить карьеру судьи, к этому нужно быть готовым.

Не надо расценивать экзамен как психологический стресс, как какое-то сложное испытание, хотя это, конечно, испытание, но, в большей степени, это беседа, диалог профессионалов.

Чтобы сдать экзамен, надо не просто выучить кодекс, необходимо знать правовые позиции Конституционного суда и судебную практику высших судов Российской Федерации по применению конкретной нормы права.

Не нужно бояться отстаивать свою точку зрения, если уверены в существе вопроса, нужно уметь аргументировать, ведь в правоприменении дискуссионных вопросов немало и даже правовые позиции высших судов зачастую меняются на прямо противоположные. В некоторых случаях ответы на правовые вопросы в нормативных правовых актах, ввиду наличия в них пробелов, отсутствуют, встречаются и коллизии между различными правовыми актами. В этой ситуации важно не только знать содержание правовых актов, нужно обладать способностью к аналитическому мышлению, чтобы, став судьёй, суметь принять правильное решение в случае отсутствия однозначной регламентации в законе.

Если кандидат своё мнение обосновывает, пусть даже оно с общепринятой позицией не совпадает, если мы видим, что человек понимает суть проблемы, мотивирует свою точку зрения, мы всегда поставим ему положительную оценку.

Читайте также: