Где находится экономический суд снг

Обновлено: 16.05.2024

§ 791. Соглашение о статусе Экономического суда СНГ подписано в 1992 г. Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном. К Соглашению прилагается Положение об Экономическом суде СНГ.

Компетенция Суда ограничена. К ведению Суда относится (rationae materiae) разрешение межгосударственных экономических споров:

- возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных актами Содружества (соглашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств) и других его институтов;

- о соответствии нормативных и других актов государств-участников, принятых по экономическим вопросам, соглашениям и иным актам Содружества.

По соглашениям государств-участников к ведению Суда могут быть отнесены и другие споры, связанные с исполнением соглашений и принятых на их основе иных актов Содружества.

Суд не может отказать в разрешении спора за отсутствием или неясности подлежащей применению нормы права (принцип "non liquet").

§ 792. Суд образуется из равного числа лиц от каждого государства, которые назначаются государствами на 10 лет из лиц высокой квалификации. Председатель Суда и его заместители избираются большинством голосов судей и утверждаются на 5 лет Советом глав государств СНГ. Судьи должны быть беспристрастны и не могут представлять интересы кого бы то ни было, не могут заниматься любой деятельностью, связанной с получением доходов, кроме научной и преподавательской.

Судьи, Председатель Суда и его заместители могут быть досрочно отозваны назначавшими их органами в случаях злоупотребления служебным положением, совершения преступления или по болезни. Судьи независимы и неприкосновенны, не подпадают под "юрисдикцию государства пребывания" Суда и не могут быть привлечены к уголовной ответственности, арестованы без согласия Экономического суда.

Очевидно, что иммунитет судей, таким образом, защищен менее, чем практикуется в иных международных судах. Определение оснований для отзыва судей принадлежит государству, назначавшему судью, а неприкосновенность судьи ограничена рамками юрисдикции государства пребывания Суда.

§ 793. Высшим коллегиальным органом Суда является Пленум, состоящий из Председателя суда, его заместителей, судей, а также председателей высших хозяйственных, арбитражных и иных высших государственных органов, разрешающих в государствах-участниках экономические споры.

Суд рассматривает споры по заявлению "заинтересованных государств" и институтов Содружества. Таким образом, юрисдикция Суда формально определяется по сути согласием сторон.

В своих решениях Суд устанавливает факт нарушения государством-участником соглашений, других актов Содружества и его институтов (или отсутствие нарушения) и "определяет меры, которые рекомендует" принять соответствующему государству в целях устранения нарушений и его последствий. Государство, в отношении которого принято решение Суда, обеспечивает его исполнение.

По существу, следовательно, решения Суда - рекомендательны.

Решения Суда могут быть обжалованы Пленуму. Решения его принимаются большинством участников и являются окончательными.

Суду предоставлено также право толкования применения положений соглашений и других актов СНГ и его институтов при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам государств, их высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших органов, разрешающих экономические споры, а также институтов СНГ. Суд ежегодно рассматривает несколько дел, в основном по толкованию соглашений и других актов СНГ.

§ 794. В заключение можно отметить, что Система урегулирования споров ВТО, а также Суд ЕС - эти две процессуальных системы с отдельными их недостатками - можно считать своего рода прорывом в области становления международной публично-правовой торгово-экономической юстиции, ее прообразом. Главное системообразующее свойство любого судоустройства - облигаторная юрисдикция впервые в межгосударственной истории получила воплощение в названных двух процессуальных системах. Показательно также, что в обеих этих системах дело касается урегулирования межгосударственных споров, прежде всего в экономических отношениях, с очевидностью, наиболее для такого урегулирования созревших в рамках торговой глобализации.

Этот опыт вселяет надежду, что именно из почина международного экономического процессуального права будет развиваться и действенное международное публичное процессуальное право в целом. Международная уголовная юстиция и гуманитарно-охранительная (Страсбургский суд), к сожалению, часто демонстрируют политическую ангажированность и поэтому, на наш взгляд, имеют меньшие шансы, сравнительно с экономической судебно-арбитражной процедурой, для того чтобы стать прообразом общего международного публичного процесса.

§ 795. Рассмотренные выше способы и механизмы урегулирования межгосударственных споров в некоторых, наиболее крупных отраслях сотрудничества в области экономических или частично экономических отношений свидетельствуют, с одной стороны, о значительном разнообразии подходов к урегулированию споров. С другой стороны, можно констатировать, что, во-первых, наиболее обычным является в той или иной форме - арбитражный способ (он присутствует отчасти и в механизме ВТО). Во-вторых, укореняются, хотя не очень четко, принципы обязательной юрисдикции соответствующих процедур и обязательной силы выносимых решений.

Надо отметить также, что кроме рассмотренных выше отраслей (торговля, морское право, гражданская авиация, инвестиции) имеется немало других отраслей сотрудничества с аналогичными механизмами урегулирования споров, в том числе упоминаемыми выше в настоящем курсе.

1. Как следует понимать международное экономическое процессуальное право, его место в систематике права?

2. Какие существуют международно-правовые средства для разрешения споров, включая торгово-экономические? Значение и суть арбитражного и судебного методов? Основные международные суды и арбитражи?

3. В чем заключается система урегулирования международных экономических споров в рамках ВТО? Ее юрисдикция, механизм и основные стадии рассмотрения споров? Особенности и эффективность этой процедуры?

4. Как работают международные отраслевые системы урегулирования споров (по морскому праву, в гражданской авиации, в рамках Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций)?

5. Как действует Суд Европейского союза, его юрисдикция, состав, инстанции, порядок принятия и значение решений?

6. Как действует Экономический суд СНГ, его состав, юрисдикция, порядок принятия и значение решений?

Экономический суд Содружества Независимых Государств был создан на заре формирования отношений между государствами – бывшими союзными республиками в составе СССР. Создание Экономического суда предусмотрено статьей 5 Соглашения о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран – участниц СНГ от 15 мая 1992 г. Тогда еще перспективы рыночного развития экономик были неясными, и тем, кто принимал решения в той или иной стране СНГ, казалось невероятным, что государства могут обращаться в суд с исками друг против друга, поэтому ими было создано странное учреждение, которое фактически не работает и работать не может. 3 марта 2004 г. полномочия Суда были расширены: в соответствии с Соглашением между Евразийским Экономическим Сообществом и Содружеством Независимых Государств на Экономический суд были возложены функции Суда ЕврАзЭС. Соглашение наделяет Экономический суд полномочиями разрешать межгосударственные споры экономического характера, возникающие при применении Договора об учреждении ЕврАзЭС и принятых органами Сообщества решений; при исполнении обязательств, предусмотренных действующими международными договорами в рамках ЕврАзЭС и решениями его органов. Споры будут рассматриваться Судом по заявлению заинтересованных государств – членов ЕврАзЭС в лице их правительств.

Экономический суд также наделяется правомочиями осуществлять толкование положений действующих международных договоров в рамках ЕврАзЭС и решений его органов. Толкование будет осуществляться при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам государств – членов ЕврАзЭС и органов Сообщества.

1. Отсутствие независимости судей и Суда

У любого международного суда (каковых в настоящее время в мире около 40) есть статут. Для нашего Экономического суда основополагающим является Соглашение о статусе Экономического суда СНГ, а также Положение об Экономическом суде от 6 июля 1992 г. Многие важные аспекты его деятельности, оставленные без решения в учредительных документах, регулируются Регламентом, что также необычно: регламент – это внутренний акт, принимаемый самим судом, и он не должен вторгаться в сферу, определенную согласованием воль суверенных государств. Между тем в Регламенте от 10 июля 1997 г. регулируются такие вопросы, как цель его деятельности, применяемые документы, стороны в споре, толкование категорий актов Содружества.

Согласно Положению об Экономическом суде, суд образуется из равного числа судей от каждого государства-участника (п. 6). По ст. 2 Соглашения квота составляет два человека. Никакого особого порядка для избрания или назначения судей от каждой страны нет: по п. 7 Положения судьи избираются (назначаются) в порядке, установленном в государствах-участниках для избрания (назначения) судей высших хозяйственных, арбитражных судов государств-участников на строго профессиональной основе из числа судей хозяйственных, арбитражных судов и иных лиц, являющихся специалистами высокой квалификации в области экономических правоотношений, имеющих высшее юридическое образование. Таким образом, судьи – это назначаемые государством его представители. Ни Содружество как организация, ни его органы не имеют никакого отношения к формированию Экономического суда.

Таким образом, нарушен основной принцип правосудия, действующий в любой правовой системе и в любом государстве: принцип независимости судей. Судья любого международного суда, разбирая споры между государствами, должен быть настолько независим, чтобы сметь принять решение против собственного государства. В Экономическом суде это невозможно. Подобного придания судьям положения должностных лиц государства нет ни в одном статуте международного судебного или квази-судебного учреждения.

Есть еще одно одиозное положение: по п. 10 Положения высшим коллегиальным органом Экономического суда является Пленум, который состоит из председателя Экономического суда, а также председателей высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших хозяйственных органов, разрешающих в государствах-участниках экономические споры. Пленум рассматривает жалобы на решения Экономического суда. Это значит, что любое решение Суда может быть заблокировано, если оно обжаловано в Пленум, поскольку в Пленуме его будут разбирать именно представители государств, в том числе представитель того государства, которое признано правонарушителем в обжалуемом решении.

2. Отсутствие определения компетенции ratione personae

В документах относительно Экономического суда, действующих и проектируемых, вопрос о юрисдикции вообще не ставится. Компетенция Экономического суда определяется только ratione materiae, т. е. по кругу договоров, которые могут быть переданы на его рассмотрение. Эта компетенция прямо определена самой целью его создания, которая формулируется в Уставе СНГ в общей форме как обеспечение выполнения экономических обязательств в рамках Содружества. Она получает свое уточнение и развитие в Положении об Экономическом суде: единообразное применение соглашений государств – участников СНГ и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, возникающих при исполнении экономических обязательств, других споров, относимых к его ведению соглашениями государств-членов, а также споров о соответствии нормативных и других актов государств-участников Содружества, принятых по экономическим вопросам, соглашениям и иным актам Содружества.

Такое пренебрежение определением субъектов, имеющих доступ к суду, оправдано в отношении внутренних судов, когда круг субъектов, имеющих к ним доступ и могущих стать субъектом или объектом разбирательства, вполне ясен. В документах, регулирующих деятельность международных судов, господствует формулировка: суд рассматривает споры, передаваемые ему государствами, т. е. определяющим фактором является круг суверенных субъектов.

На первый взгляд, круг субъектов – сторон в споре перед Экономическим судом ясен: это государства – участники тех соглашений, которые отнесены к ведению Суда. Однако обязательства государств – участников одних и тех же соглашений, которые определяются именно самими государствами, могут не совпадать:
обязательства государства могут быть ограничены сделанными оговорками к такому соглашению;
обязательства государства могут быть ограничены признанием оговорки, сделанной другим участником соглашения;
согласие с обязательностью договора может быть не завершено (например в случае подписания соглашения, но не совершения акта ратификации. При этом вступает в дело ст. 18 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., создающая ограниченные обязательства подписавшего государства);
нератифицированное соглашение может применяться временно, что также изменяет юридическую силу обязательств по этому соглашению;
для государства, уже присоединившегося к ВТО, обязательства по соглашениям ВТО всегда имеют приоритет перед другими обязательствами. Поскольку некоторые члены СНГ уже стали членами ВТО, они могут не признать юрисдикцию Экономического суда в каком-либо конкретном случае.

Эффективным основанием для уклонения от передачи спора Экономическому Суду может быть ссылка на общепризнанный принцип невмешательства во внутренние дела. Экономические отношения между госдарствами, особенно в рамках Таможенного союза, регулируются внутри государств, в частности, путем введения дополнительных таможенных пошлин для импорта, например, одного класса автомобилей, либо предъявления дополнительных санитарных требований, например, к минеральной воде, либо государственного субсидирования, например, автомобильной промышленности. Все это меры, нарушающие нормальную деловую практику и идущие вразрез с принципами Международной таможенной организации, которая работает в основном по правилам ВТО. В то же время, если пострадавшее от таких мер государство обратится в Экономический суд, обвиняемое государство может сослаться на то, что оспариваемые меры – это его внутреннее законодательство, не подлежащее рассмотрению в Экономическом суде.

3. О процедурах досудебного урегулирования споров

В 2000 г. Пленум Экономического суда СНГ постановлением №2 одобрил Концепцию организации и деятельности Третейской палаты при Экономическом суде СНГ. Эта концепция была разработана Судом в развитие решения Пленума Экономического суда 1999 г., которым был одобрен проект Протокола о внесении изменений и дополнений в соглашения о статусе Экономического суда СНГ от 6 июля 1992 г., предусматривающего создание при Экономическом суде Третейской палаты.

Как отмечается в Концепции, учреждение Третейской палаты продиктовано необходимостью организационного механизма разрешения споров между хозяйствующими субъектами государств – участников СНГ с целью обеспечения защиты их прав и интересов в условиях создания и функционирования зоны свободной торговли.

В Концепции определены принципы деятельности Третейской палаты: равенство прав сторон; свобода выбора сторонами состава арбитров, применимого права процедуры и языка судопроизводства; договорная подсудность всех рассматриваемых дел; приоритет общепризнанных принципов международного права; независимость Третейской палаты и арбитров; конфиденциальность рассмотрения дел; содействие разрешению спора посредством заключения сторонами мирового соглашения; окончательность выносимых судом решений.

По своему организационно-правовому статусу палата должна являться структурным подразделением Экономического суда в качестве негосударственной, некоммерческой организации, осуществляющей свою деятельность на возмездной основе. Таким образом, Третейская палата – это самостоятельный арбитражный суд, фактически не имеющий отношения к Экономическому суду.

Хотя создание Третейской палаты оправдывается необходимостью обеспечения деятельности Ассоциации свободной торговли (которая создана не была, поскольку соглашение о ней так и не было ратифицировано), действия государства, нарушающего принципы рыночных отношений, оспорены быть не могут. Между тем несколько членов СНГ уже вступили в ВТО, другие, в том числе Россия, готовятся к вступлению. Как только это вступление произойдет, можно ожидать предъявления к России исков о нарушении принципов рыночной экономики, прежде всего – антимонопольного законодательства.

В механизме ВТО по разрешению споров важную роль играет досудебное урегулирование, опробованное в рамках ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле, существовавшего с 1947 г. и ставшего основой для ВТО), а также НАФТА – Североамериканской ассоциации свободной торговли.

Этот механизм предусматривает сначала создание коллегии (panel) из списка независимых арбитров, который ведется Генеральным советом ВТО. Коллегия соединяет в себе элементы процедуры установления фактов и согласительной комиссии. Коллегия тщательно устанавливает факты, сравнивает действия спорящих государств с их обязательствами по документам ВТО и выносит свои рекомендации. Если спорящие стороны согласны с этими рекомендациями, они совместно вырабатывают меры по ликвидации нарушения и связанных с этим убытков.

Если одна из сторон не согласна с предложенными рекомендациями, она может обратиться в Апелляционный орган, состоящий из независимых судей, который разберет рекомендации, предложенные коллегией, особенно с точки зрения права. Решение Апелляционного органа не является обязательным до тех пор, пока не будет утверждено Органом по разрешению споров (эту функцию выполняет Генеральный совет). И снова стороны договариваются о путях возвращения сторон в положение до возникновения спора.

4. Заключение

Экономический суд работает довольно активно, однако он редко занимается разрешением споров как таковых и занят в основном толковательной работой. До 2000 г. Суд разрешил 57 дел, из них спорами были только семь. За 2001–2006 гг. ни одного решения по межгосударственным спорам Суд не вынес. В этот период все решения Суда были толковательными. Та же ситуация наблюдалась и в 2007 г. Все шесть решений Суда были толковательными. По 2008 г. полных данных пока нет.

Экономический суд СНГ фактически не является судебным учреждением. Отсутствие независимости судей, превращение их в международных должностных лиц, а также введение в структуру Суда Пленума, состоящего из государственных должностных лиц, в корне отличает его от успешно работающих судебных учреждений других региональных интеграционных объединений.

Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 7 (14) 2009

Временная регистрация на территории Москвы необходима иностранцам и гражданам Российской Федерации, которые прибыли в столицу из других регионов РФ. В соответствии с действующим законодательством (а именно — статьей 5 закона N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в срок до 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок проживания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.

Экономический суд — орган Содружества Независимых Государств.

Его создание было предусмотрено Соглашением о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран — участниц СНГ от 15 мая 1992 года. Вскоре, 6 июля 1992 года, было подписано Соглашение о статусе Экономического суда СНГ, основным решением которого стало утверждение Положения об этом Суде.

Суд состоит из представителей (по два человека) всех государств — участников СНГ, избираемых или назначаемых на строго профессиональной основе из числа судей хозяйственных, арбитражных судов и иных лиц, являющихся специалистами высокой квалификации в области экономических правоотношений. Срок их полномочий — 10 лет. Председатель Суда и его заместители избираются и утверждаются Советом глав государств сроком на пять лет.

Судьи независимы и неприкосновенны, не подпадают под юрисдикцию государства пребывания, не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности в судебном порядке, арестованы, подвергнуты приводу без согласия Экономического суда.

Юрисдикция. В соответствии со статьей 32 Устава СНГ «Экономический суд действует в целях обеспечения выполнения экономических обязательств в рамках Содружества.

К ведению Экономического суда относится разрешение споров, возникающих при исполнении экономических обязательств. Суд может разрешать и другие споры, отнесенные к его ведению соглашениями государств-членов.

Экономический суд вправе толковать положения соглашений и иных актов Содружества по экономическим вопросам.

К ведению Экономического Суда СНГ относится разрешение межгосударственных экономических споров:

· возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества (далее — акты Содружества) и других его институтов;

· о соответствии нормативных и других актов государств-участников Содружества, принятых по экономическим вопросам, соглашениям и иным актам Содружества.

Соглашениями государств-участников Содружества к ведению Экономического Суда СНГ могут быть отнесены другие споры, связанные с исполнением соглашений и принятых на их основе иных актов Содружества.

Экономический Суд осуществляет толкование:

· применения положений соглашений, других актов Содружества и его институтов;

· актов законодательства бывшего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости применения этих актов, как не противоречащих соглашениям и принятым на их основе иным актам Содружества.

Толкование осуществляется при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам высших органов власти и управления государств, институтов Содружества, высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших органов, разрешающих в государствах экономические споры.

Процедура. Процедура разрешения споров устанавливается Регламентом, утверждаемым Пленумом Экономического Суда СНГ.

С заявлениями в Экономический Суд о разрешении споров обращаются заинтересованные государства, а также органы, институты Содружества в лице их полномочных органов или полномочных представителей.

Заявление подписывается заявителем либо лицом, уполномоченным субъектами, указанными в пункте 54 настоящего Регламента.

Поступившее заявление регистрируется в порядке, установленном Экономическим Судом.

Председатель Экономического Суда в десятидневный срок направляет заявление с приложенными материалами коллегии Экономического Суда и одновременно назначает судью-докладчика и Генерального советника.

Коллегия Экономического Суда в срок не позднее тридцати дней с момента получения заявления проводит заседание, в котором выносит определение о принятии заявления к рассмотрению либо об отказе в его принятии. При отказе заявление остается в Экономическом Суде, а приложенные материалы возвращаются обратившейся стороне.

Судебное заседание ведется под руководством председательствующего коллегии Экономического Суда, который: открывает заседание; сообщает, какое дело слушается; объявляет состав коллегии Экономического Суда; секретаря судебного заседания; сообщает, кто участвует в качестве представителей сторон, Генерального советника Экономического Суда, эксперта, иных участников процесса; разъясняет участникам процесса права и обязанности; принимает необходимые меры к полному и всестороннему выяснению обстоятельств дела и тому подобное.

Распоряжения председательствующего коллегии Экономического Суда для лиц, присутствующих в зале судебного заседания, являются обязательными.

Рассмотрение дела по существу начинается с выступления судьи-докладчика.

Коллегия Экономического Суда в судебном заседании определяет порядок исследования доказательств.

В ходе судебного заседания коллегия Экономического Суда заслушивает объяснения сторон и третьих лиц, свидетелей по делу, исследует документы и другие письменные доказательства, заключение эксперта.

Эксперт дает заключение по поставленным ему вопросам в письменной форме. После изложения заключения эксперту могут быть заданы вопросы судьями и участвующими в деле лицами.

После исследования материалов дела объявляются судебные прения.
В судебных прениях выступают заинтересованные участники процесса, которые могут ссылаться лишь на обстоятельства и доказательства, исследованные в судебном заседании. Первыми выступают представители стороны-заявителя, вторыми - стороны-ответчика. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, выступает после заявителя или ответчика, на стороне которого он участвует в деле. После этого выступают представители третьего лица, заявившего самостоятельные требования. Представители органов и институтов Содружества, не являющиеся сторонами либо третьими лицами, выступают последними.
После судебных прений их участники могут обменяться репликами. Право последней реплики всегда принадлежит представителю стороны-ответчика.

Судебное разбирательство завершается заслушиванием письменного заключения Генерального советника Экономического Суда.
Генеральный советник Экономического Суда также предлагает коллегии Экономического Суда проект решения по рассматриваемому делу без его оглашения в судебном заседании.

Решения коллегии Экономического Суда, которыми дело разрешается по существу, выносятся в форме решения, другие решения коллегии Экономического Суда выносятся в форме определения.

Решение коллегии Экономического Суда выносится в письменной форме на закрытом совещании коллегии Экономического Суда и подписывается всем составом коллегии Экономического Суда.

Решение коллегии Экономического Суда принимается большинством голосов с учетом достигнутого сторонами соглашения, если оно не противоречит нормам применимого сторонами права, фактическим обстоятельствам, материалам дела и настоящему Регламенту. В случае несогласия с решением, принятым по делу, судья излагает свое особое мнение в письменной форме и передает Председателю Экономического Суда.

Решение коллегии Экономического Суда состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

После окончания закрытого совещания коллегия Экономического Суда по своему усмотрению может объявить только резолютивную часть решения, которая должна быть сформулирована в письменном виде и подписана составом коллегии Экономического Суда.

В течение установленного коллегией Экономического Суда срока, который не должен превышать тридцати дней со дня объявления резолютивной части решения, сторонам должен быть направлен полный текст решения.

Решение коллегии Экономического Суда может быть обжаловано сторонами и третьими лицами в Пленум Экономического Суда. Подача жалобы влечет за собой приостановление исполнения решения на период рассмотрения жалобы.

Решение коллегии Экономического Суда может носить прецедентный характер для государств-участников Соглашения о статусе Экономического Суда, а также для органов и институтов Содружества.

Решение коллегии Экономического Суда может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам самой коллегией Экономического Суда.

Вновь открывшимися являются обстоятельства, которые при вынесении решения не были известны Экономическому Суду или стороне и могли оказать решающее влияние на исход дела.

Правовая природа решений. По результатам рассмотрения спора Экономический Суд СНГ принимает решение, в котором устанавливается факт нарушения государством-участником соглашений, других актов Содружества и его институтов (либо отсутствие нарушения) и определяются меры, которые рекомендуется принять соответствующему государству в целях устранения нарушения и его последствий. Государство, в отношении которого принято решение Экономического Суда СНГ, обеспечивает его исполнение.

Решение Экономического Суда СНГ должно соответствовать положениям соглашений и иным актам Содружества Независимых Государств, а также применимым нормативным актам.

Его создание было предусмотрено Соглашением о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран — участниц СНГ от 15 мая 1992 г. Вскоре, 6 июля 1992 г., было подписано Соглашение о статусе Экономического суда СНГ, основным решением которого стало утверждение Положения об этом Суде.

В Уставе СНГ от 22 января 1993 г. Экономическому суду посвящена ст. 32.Суд состоит из представителей (по два человека) всех государств — участников СНГ, избираемых или назначаемых на строго профессиональной основе из числа судей хозяйственных, арбитражных судов и иных лиц, являющихся специалистами высокой квалификации в области экономических правоотношений.

Срок их полномочий — десять лет.

Председатель Суда и его заместители избираются и утверждаются Советом глав государств сроком на пять лет.

Судьи независимы и неприкосновенны, не подпадают под юрисдикцию государства пребывания, не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности в судебном порядке, арестованы, подвергнуты приводу без согласия Экономического суда.

К ведению Экономического суда относится разрешение:

а) споров, возникающих при исполнении экономических обязательств;

б) споров о соответствии нормативных и других актов по экономическим вопросам, принятых в государствах-участниках, соглашениям и иным актам Содружества;

в) по договоренности между государствами — других споров, связанных с исполнением соглашений и иных актов Содружества.

Суд рассматривает споры по заявлению заинтересованных государств, а также институтов Содружества. Суд не возбуждает дела по собственной инициативе.

Процедура разрешения споров и осуществления толкования определена рядом статей Положения, а также Регламентом, утвержденным в 1994 г. самим Судом.

Судопроизводство ведется на языке межгосударственного общения, принятом в СНГ, т. е. на русском языке. В ходе рассмотрения дела Суд вправе запрашивать необходимые материалы от органов государств-участников, субъектов хозяйствования и должностных лиц.

Обращение в Суд не облагается пошлиной. Судебные издержки возлагаются на сторону, признанную допустившей нарушение либо неосновательно возбудившую спор. По результатам рассмотрения спора Суд принимает решение, в котором при установлении факта нарушения, как сказано в Положении об Экономическом суде, "определяются меры,

которые рекомендуется принять соответствующему государству в целях устранения нарушения и его последствий". Очевидно, такая формулировка не дает основания для безусловного вывода о рекомендательном характере решений Суда, поскольку она сопровождается следующим предписанием: "Государство, в отношении которого принято

решение Суда, обеспечивает его выполнение".

Наряду с разрешением споров Экономический суд вправе толковать положения соглашений и иных актов Содружества по экономическим вопросам и толковать акты бывшего Союза ССР с точки зрения допустимости их взаимосогласованного применения. Толкование осуществляется как при принятии решений по конкретным делам, так и

по запросам высших органов государств, включая их высшие хозяйственные, арбитражные суды, и по вопросам институтов (учреждений) Содружества.

При этом на практике Суд выходит за рамки вопросов экономического характера, оценивая проблемы организационно-политического значения, включая толкование норм Устава СНГ.

Одно из его решений (от 15 мая 1997 г.) обусловлено запросом Межгосударственного экономического комитета Экономического союза относительно толкования нормы Договора о создании Экономического союза, предусматривающей для государств — членов этого Союза возможность урегулирования спорных вопросов в иных,

чем Экономический суд, международных судебных органах. Это решение ориентирует государства на урегулирование споров именно в Экономическом Суде СНГ. И только при невозможности урегулирования спорных вопросов через Экономический суд по основаниям, предусмотренным его Регламентом, государства — члены Экономического союза могут обращаться в Международный Суд ООН или Постоянную палату третейского суда. Иначе говоря, соответствующие споры подпадают под юрисдикцию указанных универсальных (по сфере действия юрисдикции и предмету компетенции) международных судебных органов.

7. Европейский Суд по правам человека

На протяжении ряда десятилетий существовали два органа — Европейская комиссия по правам человека и Европейский Суд по правам человека. Как в Комиссии, так и в Суде были представлены все государства — члены Совета Европы.

Первоначально функции принятия и рассмотрения индивидуальных жалоб принадлежали Комиссии, которая могла в случае невозможности урегулирования передать дело в Суд, решение которого считалось окончательным. На определенной стадии деятельности такого контрольного механизма доступ в Суд получили сами заявители, но только после констатации безрезультативности усилий Комиссии.

С 1 ноября 1998 г. — даты вступления в силу Протокола № 11 к Конвенции, заменившего II, III и IV разделы Конвенции новым разделом II "Европейский Суд по правам человека", — наступил новый этап: осуществлена реорганизация контрольного механизма. Европейская комиссия по правам человека была упразднена (фактически она прекратила

деятельность год спустя, после завершения рассмотрения ранее принятых дел). Европейский Суд по правам человека стал единым в рамках Совета Европы контрольным органом, функционирующим на постоянной основе.

Регламентация статуса, полномочий и процедуры деятельности Суда составляет содержание раздела II Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также специальных документов — Европейского соглашения относительно лиц, участвующих в процедурах Европейского Суда по правам человека, шестого Протокола к Генеральному

соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы, определяющего привилегии и иммунитеты, а также Правил процедуры (Регламента) Суда, принятых самим Судом 4 ноября 1998 г.

В состав Европейского Суда по правам человека входят судьи, представляющие государства — члены Совета Европы и, соответственно, участники Конвенции (на 2001 г. — 43 государства); в их числе — судья от Российской Федерации.

Судьи должны обладать самыми высокими моральными качествами и удовлетворять требованиям, предъявляемым при назначении на высокие судебные должности, или быть правоведами с общепризнанным авторитетом.

Каждый судья избирается Парламентской ассамблеей Совета Европы сроком на шесть лет и может быть переизбран. Срок полномочий судей истекает по достижении ими 70 лет. Суд избирает председателя и двух его заместителей, образует палаты, избирает их председателей, а также секретаря-канцлера Суда.

Для рассмотрения дел образуются комитеты в составе трех судей, палаты в составе семи судей каждая и Большая палата в составе семнадцати судей (в ее состав входят также председатель Суда, его заместители и председатели палат). Все судьи делятся на две группы, которые сменяют друг друга каждые девять месяцев. Официальные языки Суда — английский и французский.

В ведении Суда находятся все вопросы, касающиеся толкования и применения положений Конвенции и Протоколов к ней, которые могут быть ему переданы. Имеются в виду межгосударственные дела, индивидуальные жалобы, а также запросы Комитета министров Совета Европы относительно консультативных заключений по юридическим вопросам.

Согласно ст. 33 Конвенции любое государство — участник Конвенции может передать в Суд вопрос о любом предполагаемом нарушении Конвенции и Протоколов к ней другим государством-участником. Согласно ст. 34 Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одним из государств-участников их прав, признанных в Конвенции или в Протоколах к ней.

В ст. 35 Конвенции сформулированы условия приемлемости индивидуальных жалоб, включая исчерпание всех внутренних средств правовой защиты.

Суд может объявить жалобу неприемлемой по указанным в этой статье основаниям и отклонить ее. Предусмотрена процедура мирового соглашения по договоренности заинтересованных сторон, что влечет исключение дела из списка Суда.

При рассмотрении дела по существу палата или (в определенных случаях) Большая палата выносит окончательное постановление, которое государства — участники Конвенции обязуются исполнять применительно к делам, в которых они являются сторонами. Предусмотрена также возможность справедливой компенсации потерпевшей стороне в случае необходимости. Имеются в виду возложение компенсации за ущерб (имущественный и/или моральный), а также возмещение судебных расходов индивидов.

Российская Федерация, признавая обязательной юрисдикцию Европейского Суда по правам человека, предусмотрела в одном из федеральных актов — Положении об Уполномоченном РФ при Европейском Суде по правам человека — соответствующие действия со стороны компетентных органов РФ в случае вынесения Судом решения о выплате истцу денежной компенсации в связи с неправомерными действиями органов РФ и (или) о восстановлении нарушенного права. Важным компонентом этого нормативного акта является возложение на Уполномоченного функций изучения правовых последствий постановлений Европейского Суда для государств — членов Совета Европы и подготовки "с учетом прецедентного права Совета Европы" (очевидно, точнее говорить о прецедентном праве самого Суда) рекомендаций по совершенствованию законодательства РФ и правоприменительной практики.

Читайте также: