Фсин это судебные приставы или нет

Обновлено: 14.05.2024

Миронов Р.Г., начальник организационно-аналитического управления ГУФСИН России по Республике Башкортостан, доктор юридических наук.

Шалыгин В.В., начальник ГУФСИН России по Республике Башкортостан, кандидат юридических наук.

В условиях, когда наблюдается рост наиболее опасных, организованных форм преступности, особое значение приобретает создание надежного механизма защиты прав и свобод личности, собственности, охраны имущественных и межличностных отношений, что, в свою очередь, предопределяет состояние безопасности, общественного порядка и благополучия граждан. При этом важное значение имеет организация взаимодействия между подразделениями уголовно-исполнительной системы и службой защиты судебных решений по взысканию задолженности с лиц, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), качественная реализация которого позволит позитивно повлиять на состояние общественного мнения о деятельности органов правосудия и правопорядка.

Кроме того, важность этого вопроса составляет отсутствие нормативно-правовой регламентации данного взаимодействия, что не только негативным образом сказывается на результатах совместной работы, но и создает предпосылки для дальнейшего роста правонарушений, снижает эффективность профилактических мероприятий, тем самым снижает доверие населения к деятельности правоохранительных органов.

Важнейшей составляющей в деятельности Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы судебных приставов (далее - ФСИН и ФССП) является своевременная и качественная оценка эффективности функционирования всех звеньев управления уголовно-исполнительной системы и службы судебных приставов. Однако практика показывает, что до сих пор не выработан единый подход к оценке взаимодействия на различных уровнях управления, что обусловлено в первую очередь отсутствием научно-методических разработок по данной проблеме. В связи с этим на практике возникают трудности в организации этой работы, как на уровне региональных, территориальных органов управления, так и на уровне служб и подразделений объектового назначения, что влияет на конечные результаты оперативно-служебной деятельности.

Рассматривая проблему взаимодействия ФСИН и ФССП на разных уровнях (федеральном, региональном, территориальном и объектовом) управления, необходимо принять во внимание то, что данная функция с ее элементами и категориями относится к одному из подвидов социального управления.

Современное состояние взаимодействия рассматриваемых органов, построенное на принципах законности, взаимного доверия и обязательного исполнения заключенных соглашений, в настоящее время представлено как многофункциональная система управления в сфере реализации совместных мероприятий в отношении лиц, являющихся должниками по исполнительным производствам и осужденных к уголовным наказаниям. По своему содержанию является видом социального управления, так как цели взаимодействия служб определяются стратегическим направлением государственной политики в области принудительного исполнения судебных актов и решений, розыска лиц, имеющих исковые обязательства, и при должном исполнении представляет действенный инструмент реализации целей уголовной ответственности.

Совместная работа в данном направлении стала рационально и эффективно проводиться после принятия на федеральном уровне Соглашения о взаимодействии Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы судебных приставов .

Соглашение от 13 июля 2010 г. N 10/1-2394/12/01-5 "О взаимодействии Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы судебных приставов".

В науке управления взаимодействие рассматривается как форма управления, направленность воздействия, осуществляемая для достижения конкретной цели . В свою очередь, вышеназванным Соглашением определены цели по организации общих форм взаимодействия, позволяющие разрабатывать и заключать совместные соглашения, издавать приказы для конкретизации форм и методов совместных действий, исходя из сложившихся в соответствующем субъекте Российской Федерации условий. Следовательно, взаимодействие ФСИН и ФССП можно рассматривать как необходимое условие, как средство решения задач, поставленных перед системой, наконец, как деловое сотрудничество. Однако все эти и другие аналогичные определения акцентируют внимание лишь на отдельных сторонах сущности взаимодействия, подчеркивают нюансы, но не раскрывают его в целом.

Туманов Г.А. Организация управления в сфере охраны общественного порядка. М.: Юрид. лит., 1972. С. 93.

Взаимодействие объективно заложено в любой социальной системе и проявляется как своего рода закономерность, познать ее и использовать в интересах системы для успешного достижения стоящих перед ней целей можно лишь на основе комплексного подхода. Основными задачами взаимодействия исследуемых сторон являются: осуществление регулярного обмена информацией по вопросам, входящим в компетенцию сторон и представляющим взаимный интерес, издание совместных приказов, заключение соглашений, создание рабочих групп, сверки данных и иных мероприятий в отношении лиц, являющихся должниками по исполнительным производствам и осужденных к уголовному наказанию в виде лишения свободы либо к наказанию, не связанному с лишением свободы.

Особенностями информационного обмена между органами исполнения наказаний и службы судебных приставов являются: получение информации о трудоустройстве осужденного должника, наличии у него заработка, размере этого заработка и производимых удержаниях, о размере денежных средств на лицевом счете осужденного должника, о сроке отбывания наказания и сроках возможного рассмотрения вопроса об условно-досрочном освобождении осужденного должника, а также о наличии и размере задолженности осужденного должника по исполнительным документам.

Кроме того, в рамках Соглашения структурные подразделения территориальных органов ФССП России при получении информации об отсутствии работы у осужденного к лишению свободы должника в рамках исполнительных производств направляют в учреждения, исполняющие наказания, ходатайства о трудоустройстве. При получении информации об осуждении должника к наказанию, не связанному с лишением свободы, запрашивают в уголовно-исполнительных инспекциях (далее - инспекция) информацию о месте работы и жительства осужденного должника, о дате постановки на учет, дате и основаниях снятия с учета и одновременно сообщают о наличии у него непогашенной задолженности по исполнительным документам.

На основании Соглашения большинство региональных органов ФСИН и ФССП России по Приволжскому федеральному округу (далее - ПФО) заключили совместные соглашения для конкретизации форм и методов совместных действий, исходя из сложившихся в том или ином субъекте Федерации условий (управления ФСИН и ФСПП по Нижегородской области от 8 декабря 2010 г., Кировской области - от 21 октября 2010 г., Ульяновской области - от 28 января 2011 г., Самарской области - от 3 сентября 2010 г., по Республике Мордовия - от 1 сентября 2010 г., по Пермскому краю - от 31 декабря 2010 г., по Республике Марий Эл - от 4 апреля 2011 г. и др.).

Одним из первых в Российской Федерации Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии заключили Главное управление Федеральной службы судебных приставов и Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан . Основными целями Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии явились повышение эффективности принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов, организация розыска должников и их имущества, а также возможность взаимного обращения судебного пристава-исполнителя и должностного лица УИС, в процессе исполнения судебных актов, с мотивированными письменными запросами в структурные подразделения сторон.

Соглашение от 28 сентября 2006 г. N 8/3/13-64/06 "О сотрудничестве и взаимодействии Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан и Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан".

Исследуя основные показатели деятельности о взыскании задолженности с лиц, отбывающих наказание в учреждениях УИС, расположенных в ПФО, следует отметить, что за период 2009 - 2010 гг. в исполнительном производстве находился 157751 документ на общую сумму 7220287 тыс. руб. Из них: 8374 исполнительных документа по алиментным обязательствам (или 5% от общего количества документов); 50578 документов о возмещении ущерба (32%); 98799 документов по иным взысканиям (63%) . Надо отметить, что в целом по стране задолженность может превысить 50-миллиардный рубеж.

См.: Справочные материалы к заседанию Координационного совета при Главном управлении Минюста России по Нижегородской области (г. Уфа, 22 июля 2011 г.). С. 7.

За текущий период из общей суммы, подлежащей взысканию по исполнительным документам, реально взыскано 408477 тыс. руб., что составляет порядка 6% от общей суммы, подлежащей взысканию. Наибольший процент взыскания в УФССП России по Республике Башкортостан - 33%, в УФССП России по Пермскому краю - 15%, в УФССП России по Пензенской области - 6%, в УФССП России по Республике Марий Эл - 5%. Наименьший установлен в УФССП России по Оренбургской области - 0,07% .

В качестве примера, несмотря на относительно положительный процент взыскания по исполнительным документам по Республике Башкортостан, следует отметить, что в настоящее время в производстве находится свыше 12 тыс. исковых требований на осужденных и общая сумма задолженности составляет 1009 млн. руб. Для сравнения: наибольшее количество исполнительных документов в отношении должников, отбывающих наказание в учреждениях УИС, расположенных в пределах ПФО, зафиксировано в Кировской области - 35515 исполнительных документов на общую сумму 2956098 тыс. руб. Наименьшее количество в Республике Татарстан - 1476 на сумму 60158 тыс. руб.

В целом в ПФО процент фактического исполнения данной категории исполнительных документов составил 13%, что свидетельствует о низком уровне взыскания задолженности с лиц, отбывающих наказание в учреждениях УИС.

Наиболее острой остается проблема, связанная с трудоустройством осужденных в местах лишения свободы. Всего в исправительных учреждениях ПФО по состоянию на 1 июля т.г. содержалось 76292 осужденных, имеющих исполнительные листы. Погашают иски 24889 человек, или 32,6% (УИС России - 30,6%) от количества осужденных, имеющих исполнительные листы.

Доля осужденных, имеющих исполнительные листы, по суммам распределилась следующим образом: до 50 тыс. руб. - 67,21%; от 50 до 100 тыс. руб. - 16,26%; от 100 до 500 тыс. руб. - 13,25%; от 500 тыс. до 1 млн. руб. - 2,3%; свыше 1 млн. руб. - 0,98%.

Трудоустроено на оплачиваемые работы в исправительных учреждениях ПФО 84,6% от количества лиц, погашающих иски (по УИС России - 81,98%). Удельный вес трудоустроенных осужденных, имеющих иски, по сравнению с 2009 г. увеличен на 11% (по России - на 9%). Среднемесячный заработок осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму (ст. 105 УИК РФ) в учреждениях ПФО, составил 4603 руб. .

См.: Справочные материалы к заседанию Координационного совета при Главном управлении Минюста России по Нижегородской области (г. Уфа, 22 июля 2011 г.). С. 11.

Для более предметного исследования данного вопроса обратимся к данным ГУФСИН России по Республике Башкортостан.

По состоянию на 1 июля 2011 г. в исправительных учреждениях республики содержится 3765 осужденных, имеющих исполнительные листы (это на 24% меньше с АППГ - 4720). Из них трудоустроены на оплачиваемые работы 2014 человек (АППГ - 1828), или 57%. Удельный вес трудоустроенных осужденных, имеющих иски, по сравнению с первой половиной 2010 г. увеличен на 19,2%. Среднемесячный размер заработной платы осужденных, являющихся должниками по исполнительному производству, составляет 2353 руб. На текущий момент общая сумма задолженности осужденных по исковым требованиям составляет почти 500 млн. руб. (498902900,82 руб.).

В настоящее время не трудоустроены осужденные, имеющие исполнительные листы, - 1641 человек, или 43% от общего количества осужденных, имеющих задолженности. Существует множество как объективных, так и субъективных факторов, не позволяющих в полном объеме трудоиспользовать осужденных. В основном это происходит по причине отсутствия специальности у осужденного, ограниченной трудоспособности или нетрудоспособности (инвалидность, нервно- психические заболевания, туберкулез и т.д.), а также в силу исполнения оперативно-режимных требований (склонные к побегу, членовредительству, нарушению режима отбывания наказания и т.д.).

Новеллой для организации порядка удержаний по исковым заявлениям явилось внесение изменений в ст. 107 УИК РФ (Удержания из заработной платы и иных доходов осужденных к лишению свободы). Первоочередность взыскания алиментов и возмещения вреда позволила погашать задолженность всем трудоустроенным осужденным. Для сравнения: если за первое полугодие 2010 г. было фактически взыскано чуть более 1 млн. руб., то за аналогичный период текущего года уже удержано около 5 млн. руб.

Однако, несмотря на принимаемые меры по созданию дополнительных рабочих мест для спецконтингента, в том числе первоочередного трудоустройства осужденных, имеющих задолженность по исполнительным листам, существует ряд проблем взыскания задолженности. В первую очередь это низкий заработок осужденных, в связи с невыполнением осужденными норм выработки из-за низкой квалификации; 37% трудоустроенных осужденных заняты на швейном производстве, что не дает больших заработков из-за отсутствия достаточного опыта для выполнения норм выработки. Во-вторых, негативно влияет на заработок осужденных и высокая степень износа основных производственных средств (станков, прессов, швейных машинок). В-третьих, отсутствие стимулов у работающих осужденных к увеличению производительности труда.

К повышению стимула работающих осужденных вполне уместной и своевременной послужит поправка в ст. 99 УИК РФ (Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы). Это касается неравноправной возможности осужденных использования денежных средств, находящихся на их лицевых счетах, с учетом работающих и неработающих категорий. Так, у работающего осужденного либо осужденного, получающего пенсию, производится обязательное ежемесячное отчисление с лицевого счета денежных средств на возмещение расходов по их содержанию (питание, одежда, коммунально-бытовые услуги, индивидуальные средства гигиены). Однако неработающие осужденные пользуются вышеперечисленными услугами по их содержанию бесплатно. Данное положение приводит к тому, что осужденные не стремятся трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией учреждения, к отсутствию позитивной мотивации у работающих осужденных к выполнению и перевыполнению норм выработки.

В заключение выдвинутая гипотеза о создании надежного механизма защиты имущественного и материального положения потерпевших, их прав в целом нашла свое подтверждение. Актуальность о необходимости взаимодействия ФСИН и ФССП России позволила уточнить современное состояние совместной деятельности и наметить практические меры по укреплению взаимопонимания в русле концептуальных направлений в результате проводимой реформы развития уголовно-исполнительной системы на период до 2020 г. В связи с этим большое значение приобретают теоретическая разработка и практическая реализация методологических, организационных, правовых факторов обеспечения исполнительного производства по вопросам принудительного исполнения судебных актов и решений. Указанные факторы формируют систему обеспечения гарантированного правосудия, обеспечивают ее управление и регламентируют общественные отношения, возникающие в данной сфере деятельности.

Главной задачей, способствующей эффективной организации взаимодействия, является совершенствование нормативно-правовой базы. Совместная работа в едином правовом поле при наличии комплекса внутрисистемных ведомственных документов, регламентирующих вопросы взаимодействия, оценки его результатов, является залогом успешного решения стоящих перед Федеральной службой исполнения наказаний и Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации задач, таких как:

  • выработка научно-практического понимания организация взаимодействия ФСИН и ФССП на уровне субъектов Федерации;
  • создание механизма взаимодействия уголовно-исполнительной системы и службы судебных приставов на основе общих (основных) и специальных принципов совместной деятельности;
  • выявление в процессе взаимодействия функции планирования с возможностью принятия комплекса совместных управленческих решений;
  • определение роли руководителей территориальных органов ФСИН и ФССП в организации взаимодействия на объектовом уровне;
  • определение факторных особенностей среды функционирования и структурного построения служб исполнения наказаний и судебных приставов на объектовом уровне;
  • анализ практических мероприятий по эффективному осуществлению взаимодействия, связанных с организацией принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов, включая вопросы розыска должников и их имущества;
  • совершенствование основных форм и методов взаимодействия и планирования совместной деятельности;
  • разработка научно обоснованных рекомендаций по определению критериев оценки взаимодействия ФСИН и ФССП на федеральном, территориальном и объектовом уровне.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Кому выгодна реформа органов судебного исполнения и что от нее ожидать

Илья Полонский



В ближайшее время в Российской Федерации может появиться новая силовая структура, сотрудников которой приравняют в статусе и правах к сотрудникам МВД, ФСИН, МЧС. Речь идет о Федеральной службе судебных приставов (ФССП), разговоры о реформе которой шли давно и вот, похоже, настало то время, когда планы станут реальностью.

Зачем судебным приставам погоны?

Впрочем, недовольные реформой в обществе, конечно, есть — не всем понятно, с какой целью наделять бывших судебных исполнителей, занимающихся взысканием долгов с алиментщиков или неплательщиков за услуги ЖКХ, лейтенантскими, капитанскими или майорскими погонами. Тем более, что это предусматривает и нагрузку на бюджет. Ведь на пенсию такие сотрудники пойдут, как и военные и полицейские, лет через 20 выслуги — то есть, в 40−45 лет, а то и раньше.

Адвокат Тимур Харди, в прошлом сам работавший в ФССП, подчеркивает, что профессиональная деятельность судебных приставов всегда имела силовую составляющую, поэтому нет ничего удивительного, что сегодня приставов хотят приравнять в правах к полицейским. Тем более, что разговоры об этом шли давно и многие сотрудники службы очень рассчитывали на связанное с изменением статуса повышение зарплаты, пенсии, приобретение многих прав, которыми наделены полицейские или сотрудники ФСИН и ФСКН. Другое дело, что нет особой целесообразности переводить на полувоенное положение исполнителей, работающих с бумагами — ведь это все же не оперативники, а обычные чиновники.

Реформа повысит не только статус приставов, но и качество их работы

Адвокат Илья Рейзер убежден, что реформирование Федеральной службы судебных приставов — давно назревшая необходимость, хотя есть и определенные нюансы.

— Фактически в России появляется еще одна полноценная силовая структура сродни полиции МВД или Федеральной службе исполнения наказаний Министерства юстиции. То есть, это будут уже не гражданские служащие, а сотрудники со специальными званиями, с многочисленными льготами. И это повысит их социальную защищенность, статусность.

Теперь о возможных минусах. Прежде всего, это большая нагрузка на бюджет. Появление новой силовой структуры означает дополнительные затраты на повышение заработной платы, на обеспечение многочисленных льгот, наконец на ту же самую досрочную пенсию.

С другой стороны, в сложившейся ситуации у государства нет другого выхода. Реформа Федеральной службы судебных приставов, и я очень на это надеюсь, поможет наладить ее работу, повысит эффективность деятельности приставов по делам о взыскании, решит стоящие перед службой проблемы финансового и кадрового характера.

Что от реформы ждать простым гражданам?

У обычных, да и не совсем обычных россиян всегда есть шанс столкнуться с судебными приставами — достаточно влезть в долги и не платить их. Что несет нам возможная реформа Федеральной службы судебных приставов? Конечно, если приставы получат статус, равный полицейским, то не подчиняться их требованиям, сопротивляться им станет гораздо сложнее и будет чревато куда большими последствиями. У приставов появятся и более обширные возможности для ведения оперативно-розыскной деятельности, а значит и должников будут находить быстрее.

Тем, кто пытается годами взыскать долги, алименты, компенсации, такие перемены в работе службы будут только на руку. Зато гражданам, мечтающим о службе в ФССП, попасть на нее будет сложнее — к приставам собираются предъявлять такие же требования, как к полицейским.

Выиграет ли страна от появления новой силовой структуры, сказать сложно. Похоже, что в сложной экономической ситуации власть оказалась заинтересованной в усилении как раз того блока, который отвечает за взыскание долгов и исполнение судебных решений.

Из-за гаджетов пешеходы стали получать травмы на дороге в восемь раз чаще

Федеральная служба исполнения наказаний — это один из органов, занимающихся работой в соответствующей области. ФСИН контролирует процесс назначения взысканий за правонарушения, предусмотренные Уголовным кодексом РФ. В их компетенцию также входит непосредственно исполнение судебных решений, охрана и контроль по содержанию преступников и подозреваемых, перевозка и конвоирование этих лиц и так далее.

Что такое ФСИН

Работа на государственном уровне

Федеральная служба исполнения наказаний была создана непосредственно для контроля исполнения и проведения мероприятий по решениям судов. Сотрудники службы осуществляют контроль тюрем и других исправительных учреждений, предназначенных для отбытия наказания с лишением свободы. Помимо этого, ФСИН занимается людьми, условно-досрочно освободившимися из таких мест. Внимательно следит за их поведением и соблюдением закона РФ. Наказания, принуждающие к работам исправительного характера, также находятся под контролем ФСИН.

Ведомство функционирует на государственном уровне, контролируется Министерством юстиции РФ и является юридическим лицом с соответствующей печатью. Также имеет официальные документы, координирующие деятельность самого органа и сотрудников, трудоустроенных в нём.

Подробнее о роде деятельности

Свою работу служба ведёт по приказу президента от 09.03.2004 года. Чтобы разобраться с дословной информацией о действиях Федеральной службы, стоит изучить эти правовые акты.

В перечень полномочий ФСИН входит:

Обращение в ФСИН

Как пройти подготовку в ФСИН

Требования сотрудников ФСИН

  1. Осуществление контроля в местах, предназначенных для отбытия назначенного наказания. Сюда можно отнести не только наказания в виде ограничения свободы, но и способствующие обеспечению правопорядка.
  2. Направление и размещение преступников по назначенным судом учреждениям. В случае необходимости каких-либо перемещений — организация и осуществление безопасной перевозки.
  3. Разработка актов о помиловании осуждённых. ФСИН имеет соответствующий голос и право проводить экспертизы.
  4. Подготовка новых сотрудников и их обучение в специализированных заведениях, например, в академии ФСИН. В случае если человек не оканчивал подобного учебного учреждения, трудоустройство возможно в соответствии с требованиями, указанными в документах. Сотрудник может переводиться на другую, более соответствующую его навыкам должность.
  5. Создание и реорганизация объектов, предназначенных для исполнения назначенных наказаний.
  6. Распределение финансов, а также других средств, выделяемых государством на развитие этого органа власти.
  7. Выполнение заказов по строительству и ремонту зданий, связанных с ФСИН.
  8. Прием любых информационных запросов, необходимых по назначению наказания подозреваемому лицу.
  9. Прием и рассмотрение жалоб от граждан.

У ФСИН есть и другие полномочия, которые прописаны в принятых актах государства. Так как у ведомства довольно широкий спектр деятельности начиная от контроля исполнения наказаний, заканчивая перевозками, оно обеспечивается государством всеми необходимыми ресурсами, в том числе автомобилями со специальной аббревиатурой, оружием, формой для сотрудников и прочим.

Управления и подразделения

Ведомство состоит из 19 управлений (УФСИН — можно расшифровать как Управление федеральной службы) основного характера. Каждое занимается исполнением своих полномочий. Имеются следующие управления:

Структура ФСИН

Работа на государственном уровне

  • ГУФСИН (расшифровывается как Главное управление);
  • контролирующее организации, выполняющие установленные наказания, не связанные с ограничением свободы;
  • контроля мест для временного содержания подсудимых;
  • исполнения вынесенных решений суда;
  • по трудовому обеспечению осуждённых и трудовой адаптации;
  • по обеспечению связи;
  • по безопасности ФСИН;
  • по проверкам соблюдения режима и его исполнения:
  • обеспечения конвоя и охраны осуждённых;
  • по основным делам ведомств;
  • по вопросам организационным;
  • правовое;
  • по работе с новыми сотрудниками;
  • по вопросам финансового состояния;
  • обеспечения финансами и прочими ресурсами тыла;
  • по вопросам функционирования недвижимости ведомства;
  • медицинского обслуживания персонала;
  • охраны государственных тайн.

Каждое из них выполняет свою отдельную функцию, что создаёт правильное распределение работы органа и способствует отличной эффективности.

Можно также выделить четыре основных подразделения, каждое из которых занимается своей работой. Первое — это непосредственно органы ФСИН. Сюда можно отнести региональных сотрудников и центральные ведомости. Главные управления и отделы, касающиеся субъектов РФ. Территориальные органы по своей структуре практически не отличаются от центрального аппарата.

Второе — это подразделение, занимающееся выполнением приговора по изоляции подсудимых. Их основная задача — регулярная проверка исправительных учреждений. Сюда можно отнести как места для лишения свободы, так и исправительные центры. Производится полный контроль всех пунктов, прописанных в решении суда.

Здесь имеется распределение на виды содержания:

Федеральная Служба Исполнения наказаний

Управления и подразделения ФСИН

  1. Колония. Лишение свободы на назначенный срок либо на пожизненное отбывание наказания.
  2. Тюрьма. Лишение свободы с ограничением перемещения преступников по территории учреждения. В тюрьмах действуют более жёсткие методы по изоляции наказуемых от общества.
  3. Следственный изолятор. Содержание лиц, ожидающих суда и приговора, а также осужденных лиц, ожидающих направления в учреждение для отбытия после назначения наказания.
  4. Арестные дома. Содержание в полной изоляции от общества. Тут отбывают сроки от одного до шести месяцев.
  5. Исправительный центр. Предусмотрен для осуждённых, приговорённых к принудительным работам. На территории имеются места для изоляции особо агрессивных правонарушителей.

Третье — это уголовно-исполнительная инспекция. Занимается должностными лицами, нарушившими закон. Следит за тем, чтобы эти граждане не занимали соответствующие должности. Сюда же относятся преступники, отправленные на принудительное лечение. Четвертое — это подчинённые ФСИН учреждения. Учебные заведения и научно-исследовательские центры, относящиеся к этому ведомству.

К основным департаментам относятся: московский, свердловский, челябинский, пермский, краснодарский, омский, волгоградский, новгородский, приморский, саратовский, белгородский, екатеринбургский, а также департаменты республики Башкортостан и Красноярского края.

Штат ведомства

 Александр Александрович Реймер был осужден

Численность персонала организации, которая финансируется из бюджета РФ, составляет 295 967 кадров. Из них прошедших аттестацию — 225 284 человека. Имеется пятьдесят медицинских центров и центров реабилитации, семь больниц, семьдесят пять военных врачебных комиссий и три санатория. Для профессионализма сотрудников работают семь обучающих учреждений для получения высшего образования, один филиал, три института для повышения уровня, два центра в регионах и девять центров территориальных органов.

Последние 7 лет (с 2012 года) пост директора в руководстве ФСИН России занимает Корниенко Геннадий Александрович. История предыдущего начальника Александра Александровича Реймера закончилась печально. Бывший руководитель был осужден в Москве на 8 лет лишения свободы за хищение нескольких миллиардов рублей.

Обращение в ФСИН

Эта проблема стала актуальной ввиду того, что люди не могут разобраться в правовых актах, которые требуются для обращения в это ведомство. В РФ всё устроено так, что для понятия своей правоты в какой-либо ситуации требуется правильно разобраться в законодательстве. Большинство людей ищут ответы на свои вопросы в интернете. Хочется заметить, что там не всё написанное является правдой. По истечении времени информация также может устареть. В случае если гражданину необходимо обратиться в ФСИН, стоит получить предварительную консультацию у юриста.

Имеется также приемная ФСИН. Записаться на прием и получить актуальную информацию можно по телефону: (495) 983−85−68.

Обращение возможно и онлайн, посредством письма на адрес ФСИН. Перед составлением обращения стоит принять к сведению следующую информацию:

Уголовно-исполнительная инспекция

  • сайт ведомства — это лишь дополнительный источник информации для граждан;
  • отправленное письмо с жалобой или претензией будет рассмотрено в соответствии с порядком, действующим в РФ;
  • все реквизиты и данные должны быть заполнены верно и безошибочно. В случае нарушения обращение не будет отправлено. Также должны быть указаны почтовый индекс и адрес обратной связи.

Федеральная служба исполнения наказаний — это один из главных органов в судебной системе. Ведомство выполняет одну из важных и ключевых ролей и располагает достаточными ресурсами и полномочиями для своих действий.

1.1. Настоящее Соглашение определяет общие условия взаимодействия Федеральной службы судебных приставов (далее - ФССП России), ее территориальных органов, судебных приставов-исполнителей и Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России), учреждений, исполняющих наказания, а также следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, определение и детализацию порядка применения действующих нормативных правовых актов для эффективного выполнения стоящих перед службами задач.

1.3. На основании настоящего Соглашения территориальные органы ФССП России и территориальные органы ФСИН России могут разрабатывать и заключать совместные соглашения, издавать приказы, в том числе совместные, для конкретизации форм и методов совместных действий, исходя из условий, сложившихся в соответствующем субъекте Российской Федерации.

1.4. Задачами взаимодействия Сторон являются:

1.4.1. Организация взаимодействия ФССП России и ФСИН России, территориальных органов ФССП России и территориальных органов ФСИН России, структурных подразделений территориальных органов ФССП России и учреждений, исполняющих наказания, а также следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы при осуществлении возложенных на них полномочий.

1.4.2. Осуществление обмена информацией по вопросам, входящим в компетенцию ФССП России и ФСИН России и представляющим взаимный интерес.

1.5. Взаимодействие Сторон осуществляется в форме издания совместных приказов, заключения соглашений, создания рабочих групп, обмена информацией, сверки данных и иных мероприятий в отношении лиц, являющихся должниками по исполнительным производствам, и осужденных к уголовному наказанию в виде лишения свободы либо к наказаниям или иным мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества.

1.6. Взаимодействие пресс-служб ФССП России и ФСИН России осуществляется в форме выпуска совместных пресс-релизов и иных формах сотрудничества.

1.7. Проведение совместных мероприятий, информационную поддержку при решении совместных задач и организацию надлежащего взаимодействия должностных лиц Сторон при исполнении требований исполнительных документов обеспечивают в пределах своей компетенции руководители (заместители руководителей) ФССП России и ФСИН России, руководители (заместители руководителей) территориальных органов ФССП России и территориальных органов ФСИН России, руководители структурных подразделений территориальных органов ФССП России и начальники учреждений, исполняющих наказания, а также следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.

1.8. В целях ускорения обмена информацией, не содержащей сведений ограниченного доступа, допускается ведение переписки между Сторонами с использованием электронных средств связи, при этом при необходимости доставка оригиналов документов осуществляется курьером, средствами почтовой, фельдъегерской, специальной связи или посредством системы межведомственного электронного документооборота.

Документы и информация, содержащие сведения, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации ограниченного доступа, направляются в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации.

II. Особенности информационного обмена между учреждениями,

исполняющими наказания, и структурными подразделениями

территориальных органов ФССП России

2.1. Структурные подразделения территориальных органов ФССП России:

при наличии информации о возможном осуждении лица, являющегося должником по исполнительному производству, к лишению свободы либо к наказаниям или иным мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества, одновременно запрашивают суд, вынесший приговор, и информационные центры ГУМВД России, УМВД России субъектов Российской Федерации о назначении наказания и месте отбывания наказания осужденным должником;

представляют учреждениям, исполняющим наказания, в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса информацию, указанную в пункте 2.2 настоящего Соглашения;

по запросам учреждений, исполняющих наказания, представляют сведения о наличии (отсутствии) у осужденного должника неисполненных обязательств, возникших в результате преступления, по исполнительному производству, возбужденному в отношении осужденного должника, а также объяснение потерпевшего о действиях осужденного должника, направленных на возмещение ущерба, причиненного преступлением.

2.1.1. В отношении должников, которым назначены наказания или иные меры уголовно-правового характера, не связанные с изоляцией от общества:

запрашивают в уголовно-исполнительных инспекциях либо их филиалах информацию о месте работы и жительства осужденного должника, о дате постановки на учет, дате и основаниях снятия с учета и одновременно сообщают о наличии у него непогашенной задолженности по исполнительным документам;

ежемесячно представляют в уголовно-исполнительную инспекцию либо ее филиалы по месту жительства условно осужденных должников, имеющих обязанность возмещать вред, причиненный преступлением, в размере, определенном решением суда, сведения о погашении ими имеющейся задолженности перед потерпевшим;

в случае неисполнения условно осужденными должниками обязанности по возмещению вреда, причиненного преступлением, в размере, определенном решением суда, незамедлительно направляют в уголовно-исполнительную инспекцию либо ее филиалы по месту жительства условно осужденного должника предложение о постановке перед судом вопроса о продлении испытательного срока и (или) возложении на него дополнительных обязанностей, в том числе по трудоустройству, с представлением материалов, подтверждающих факты уклонения условно осужденного должника от исполнения данной обязанности;

в случае систематического уклонения условно осужденного должника от возмещения вреда, причиненного преступлением, в размере, определенном решением суда, в течение продленного испытательного срока в связи с его уклонением от возмещения указанного вреда, направляют в уголовно-исполнительную инспекцию либо ее филиалы по месту жительства осужденного ходатайство о направлении в суд представления об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда, с представлением материалов, подтверждающих факт систематического уклонения от возмещения указанного вреда;

информируют уголовно-исполнительные инспекции либо их филиалы о поступлении судебного акта об исполнении уголовного наказания в виде штрафа, назначенного в качестве основного вида наказания, в отношении осужденного должника, на которого приговором суда возложена обязанность пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию в соответствии со статьей 72.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об исполнении осужденным уголовного наказания в виде штрафа, назначенного в качестве основного вида наказания. По запросам уголовно-исполнительных инспекций либо их филиалов представляют сведения о ходе исполнения такими осужденными назначенного наказания.

2.1.2. В отношении должников, которым назначено наказание в виде лишения свободы:

запрашивают в учреждениях, исполняющих наказания, информацию о трудоустройстве осужденного должника, наличии у него заработка, размере этого заработка и производимых из него удержаниях, о размере денежных средств на лицевом счете осужденного должника, а также о сроке отбывания наказания и сроках возможного рассмотрения вопроса об условно-досрочном освобождении осужденного должника, одновременно направляют сведения о наличии и размере задолженности осужденного должника по исполнительным документам;

ежеквартально представляют учреждениям, исполняющим наказания, перечни с неисполненными обязательствами по возмещению вреда, причиненного преступлением, в отношении должников, осужденных к лишению свободы;

при получении из учреждений, исполняющих наказания, информации об условно-досрочном освобождении осужденного должника в течение одного рабочего дня с момента поступления указанной информации направляют сведения об этом в структурное подразделение территориального органа ФССП России, в котором на исполнении находится исполнительное производство в отношении осужденного должника;

при получении структурным подразделением территориального органа ФССП России, в котором на исполнении находится исполнительное производство в отношении осужденного должника, информации об условно-досрочном освобождении осужденного должника, при наличии у него обязательств, сумма по которым превышает 10 тысяч рублей, незамедлительно принимают меры по вынесению постановления о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации при наличии оснований.

2.2. Учреждения, исполняющие наказания:

представляют судебным приставам-исполнителям в течение семи дней со дня получения запроса информацию, указанную в пункте 2.1.2 настоящего Соглашения;

при получении от структурного подразделения территориального органа ФССП России предложения о постановке перед судом вопроса о продлении испытательного срока осужденному должнику и (или) возложении на него дополнительных обязанностей, в том числе по трудоустройству, либо об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда, в связи с его уклонением от исполнения обязанности по возмещению вреда, причиненного преступлением, в размере, определенном решением суда, при наличии достаточных оснований в течение трех рабочих дней принимают решение о направлении соответствующего представления в суд;

при решении вопроса о направлении в суд представления об отмене условного осуждения и исполнения наказания, назначенного приговором суда, а также об отмене условного осуждения и снятия судимости в отношении условно осужденных, имеющих обязанность возмещать вред, причиненный преступлением, в размере, определенном решением суда, предварительно запрашивают в структурном подразделении территориального органа ФССП России сведения о наличии (отсутствии) у осужденных неисполненных обязательств по возмещению указанного вреда.

2.2.1. В отношении должников, отбывающих наказание в виде лишения свободы:

при поступлении постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, предупреждений об уголовной ответственности, предусмотренных статьями 157, 177, 315 Уголовного кодекса Российской Федерации, в отношении содержащегося в данном учреждении осужденного должника учреждение, исполняющее наказание, организует незамедлительное их вручение осужденному должнику под подпись и в течение трех рабочих дней направляет судебному приставу-исполнителю соответствующего структурного подразделения территориального органа ФССП России расписку о получении вышеназванного постановления или второй экземпляр врученного предупреждения об уголовной ответственности;

после получения постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы осужденного должника и копии исполнительного документа принимает меры по трудоустройству осужденного должника в соответствии с требованиями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, предоставляет информацию о размере денежных средств, находящихся на лицевом счете осужденного должника, о размере и источниках получаемых осужденным должником денежных средств (заработная плата, переводы и т.п.). В случае отсутствия возможности трудоустройства осужденного должника информирует об этом судебного пристава-исполнителя;

при подготовке характеристики на осужденного должника в связи с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания при необходимости направляют в структурное подразделение территориального органа ФССП России запрос о предоставлении сведений о наличии (отсутствии) у осужденного должника неисполненных обязательств, возникших в результате преступления, по исполнительному производству, возбужденному в отношении осужденного должника, либо используют информацию, представляемую структурным подразделением территориального органа ФССП России в порядке, предусмотренном пунктом 2.1.2 настоящего Соглашения;

в случае освобождения осужденного должника или его смерти, а также при погашении им задолженности в полном объеме в течение трех рабочих дней возвращают в структурное подразделение территориального органа ФССП России по месту возбуждения исполнительного производства постановление судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы осужденного должника с отметкой о произведенных удержаниях;

в случае принятия судом решения об условно-досрочном освобождении осужденного должника в течение трех рабочих дней информируют об этом структурное подразделение территориального органа ФССП России, с указанием информации, в каком структурном подразделении территориального органа ФССП России находится исполнительное производство в отношении осужденного должника.

III. Особенности взаимодействия следственных изоляторов

уголовно-исполнительной системы, исправительных учреждений

и структурных подразделений территориальных органов

ФССП России при исполнении исполнительных документов

об обязании устранить нарушения, связанные с недостаточным

обеспечением надлежащих условий содержания в следственных

изоляторах уголовно-исполнительной системы

и исправительных учреждениях

3.1. Проверка исполнения требований исполнительных документов об обязании устранить нарушения, связанные с недостаточным обеспечением надлежащих условий содержания в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы и исправительных учреждениях (далее - учреждения УИС), проверка учреждений УИС на предмет исполнения требований исполнительных документов осуществляется судебными приставами-исполнителями с разрешения руководства ФСИН России и (или) территориальных органов ФСИН России.

3.2. В целях проведения проверки исполнения требований исполнительных документов судебные приставы-исполнители направляют уведомления, согласованные начальником отдела - старшим судебным приставом структурного подразделения территориального органа ФССП России, о проведении проверки в ФСИН России и (или) в соответствующий территориальный орган ФСИН России в письменной форме. При необходимости данные уведомления дублируются посредством факсимильной и телефонной связи, о чем составляется соответствующий акт. В уведомлении указываются наименование учреждения УИС, в котором запланирована проверка, лицо, осуществляющее проверку, реквизиты исполнительного документа, по которому осуществляется проверка.

3.3. Должностные лица ФСИН России и (или) территориального органа ФСИН России в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления информируют о дате и времени проведения проверки:

территориальный орган ФССП России;

руководство учреждения УИС.

3.4. В целях организации проведения судебными приставами-исполнителями проверки исполнения требований исполнительных документов, обеспечения безопасности судебных приставов-исполнителей и соблюдения режимных требований при посещении учреждений УИС администрация учреждений УИС:

3.4.1. Осуществляет допуск судебных приставов-исполнителей при предъявлении исполнительного документа и служебного удостоверения на территорию учреждения УИС в день, определенный решением ФСИН России и (или) территориального органа ФСИН России по согласованию с территориальным органом ФССП России.

3.4.2. Принимает решение о проведении досмотра судебных приставов-исполнителей, а также об изъятии у них запрещенных на территории учреждений УИС вещей и документов в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

3.4.3. Назначает лиц, обеспечивающих сопровождение и безопасность судебных приставов-исполнителей во время проведения проверки.

3.4.4. Обеспечивает посещение помещений и объектов, находящихся на территории учреждений УИС, которые должны быть проверены в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа.

3.4.5. По требованию судебных приставов-исполнителей обеспечивает представление документов, а в случае необходимости и копий документов, необходимых для проверки.

3.5. В целях обеспечения безопасности и режимных требований на территории учреждений УИС судебные приставы-исполнители:

3.5.1. Вправе находиться, а также перемещаться по территории учреждений УИС только в сопровождении сотрудников уголовно-исполнительной системы, назначенных администрацией учреждения УИС.

3.5.2. Вправе посещать только те помещения и объекты на территории учреждения УИС, которые должны быть проверены в рамках исполнительного производства.

3.5.3. Составляют акт проверки исполнения требований исполнительного документа по итогам проведенной проверки, который приобщается к материалам исполнительного производства. Копия акта в течение трех рабочих дней после проведения проверки направляется начальнику учреждения УИС.

IV. Заключительные положения

4.1. Внесение изменений и дополнений в настоящее Соглашение производится путем подписания дополнительного соглашения между ФССП России и ФСИН России. Разъяснения по данному Соглашению оформляются совместными письмами ФССП России и ФСИН России.

4.2. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания ФССП России и ФСИН России.

4.3. Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для ФССП России и ФСИН России.

4.4. Со дня вступления в силу настоящего Соглашения признаются утратившими силу:

Соглашение о взаимодействии Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы судебных приставов от 13.07.2010 N 10/1-2394/12/01-5;

Дополнительное соглашение от 15.11.2013 N 01-40944/12/01-28 к Соглашению о взаимодействии Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы судебных приставов от 13.07.2010 N 10/1-2394/12/01-5.

Читайте также: