Фарватер это полоса водного гарантирующая безопасное двустороннее движение судов

Обновлено: 27.03.2024

В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:

внутренний водный транспорт Российской Федерации (далее - внутренний водный транспорт) - один из видов транспорта, представляющего собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации;

судоходство - деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа (включая операции по погрузке и выгрузке грузов и багажа, посадке и высадке пассажиров), почтовых отправлений, буксировки судов и плавучих объектов, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, проведения мероприятий по контролю, проведения научных исследований, для учебных, спортивных и культурных целей, иных целей внутреннего водного транспорта;

судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 367-ФЗ;

судно смешанного (река - море) плавания - судно, которое по своим техническим характеристикам пригодно и в установленном порядке допущено к эксплуатации в целях судоходства по морским и внутренним водным путям;

судовождение - деятельность, связанная с управлением судном;

судовладелец (далее также - владелец судна) - гражданин Российской Федерации или российское юридическое лицо, эксплуатирующие судно под Государственным флагом Российской Федерации от своего имени, независимо от того, являются ли они собственниками судна, доверительными управляющими или используют его на ином законном основании;

перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, взявшие на себя по договору перевозки обязанность доставить груз, пассажира или его багаж из пункта отправления в пункт назначения;

причал - гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов;

речной порт (далее также - порт) - комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта. Порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица, является портом или причалом общего пользования;

пассажир - физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования судна;

путевые работы - дноуглубительные, выправительные, тральные, дноочистительные, изыскательские и другие работы, проводимые на внутренних водных путях для содержания судовых ходов;

пункт отстоя - часть поверхностного водного объекта и (или) комплекс сооружений, обустроенные и оборудованные в целях ремонта, стоянки судов, технического осмотра судов и плавучих объектов;

инфраструктура внутренних водных путей - совокупность объектов, обеспечивающих судоходство по внутренним водным путям и включающих в себя судоходные гидротехнические сооружения, маяки, рейды, пункты отстоя судов технического флота, места убежища, средства навигационного оборудования, объекты электроэнергетики, технологические сети связи и сооружения связи, системы сигнализации, информационные комплексы и системы управления движением судов, и иных обеспечивающих функционирование внутренних водных путей объектов;

маломерное судно - судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать;

прогулочное судно - судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах;

спортивное парусное судно - судно, построенное или переоборудованное для занятий спортом, использующее в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемое в некоммерческих целях;

администрация бассейна внутренних водных путей - организация, созданная в форме государственного бюджетного учреждения и осуществляющая в бассейне внутренних водных путей содержание внутренних водных путей, государственный портовый контроль и иные функции, определенные в соответствии с настоящим Кодексом;

бассейн внутренних водных путей - часть внутренних водных путей, обособленная и имеющая общие климатические, навигационно-гидрографические условия обеспечения плавания судов и гидрометеорологические условия;

судовой ход - часть внутреннего водного пути, предназначенная для движения судов и обозначенная навигационными знаками или иным способом;

судоходные гидротехнические сооружения - гидротехнические сооружения, представляющее собой инженерно-технические сооружения (в том числе берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, плотины, подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели и иные объекты) и предназначенные для обеспечения установленных габаритов судовых ходов и обеспечения пропуска судов, а также комплекс таких гидротехнических сооружений;

оператор порта или причала - транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию порта или причала, операции с грузами (в том числе их перевалку), обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров и их багажа;

плавучий объект - несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал, и другое техническое сооружение подобного рода;

навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов - комплекс мероприятий по обеспечению внутренних водных путей навигационной обстановкой, включающих в себя оборудование внутренних водных путей аппаратурой систем навигации и связи, средствами навигационного оборудования, световыми и звуковыми сигнальными средствами, а также по обеспечению судов информацией о навигационных и гидрометеорологических условиях плавания судов;

специальный персонал - лица, находящиеся на борту судна и не являющиеся пассажирами судна или членами экипажа судна;

база (сооружение) для стоянки маломерных судов - комплекс инженерных сооружений, предназначенных для стоянки и обслуживания маломерных судов.

1. Перевозки массовых грузов на средние и дальние расстояния. Средняя дальность перевозки составляет 400 км. Основными грузами являются минерально-строительные материалы (песок, щебень, гравий), лесные, хлебные грузы, удобрения.

2. Доставка крупных негабаритных грузов.

1. Перевозки в районы, где нет других видов транспорта (Север, Дальний Восток, Якутия – 80%, Норильск – 70%).

2. Международные перевозки экспортно-импортных грузов.

4. Пассажирские перевозки.

5. Туристические, экскурсионные поездки.

2. Развитие и строительство судостроительных заводов.

4. Реконструкция устьевых речных портов

6. Модернизация и замена морально и физически изношенного перегрузочного оборудования и иных технических средств и устройств в портах;

7. Создание специализированных портовых мощностей для освоения новых видов грузопотоков;

8. Строительство новых причалов и терминалов, прежде всего для переработки контейнеров, минеральных удобрений, химических грузов и сжиженного газа;

9. Создание в речных портах обслуживающих международные транспортные коридоры и работающих с внешнеторговыми грузами, контейнерных терминалов и логистических центров.

10. Увеличение протяженности внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов и освещаемой обстановкой;

11. Создание судоходных условий для доставки грузов во вновь осваиваемые труднодоступные районы, прежде всего в районы Крайнего Севера, в том числе по малым и быстро мелеющим рекам;

12. Развитие связи и навигации посредством модернизации существующих и внедрения новых средств связи, спутниковой навигации и информатизации.

Характеристика водных путей

Водный путь–это судоходная часть рек, озер, водохранилищ, каналов.

Речные пути характеризуются:

1. Питанием (грунтовое, снеготаяние, ледниковое);

2. Извилистостью речных путей;

3. Направленностью течения. Средняя скорость течения российских рек

4. Мощностью течения. Российские реки имеют среднюю мощность 2-4 л.с.;

5. Замкнутостью бассейнов;

6. Периодом навигации, который колеблется от 140 до 240 суток. Ленский навигационный период 140 суток, Донской – 240 суток;

7. Пропускной способностью.

Рисунок 2. 10 - Классификация внутренних водных путей

Водные пути бывают судоходные и сплавные. Судоходные пути могут быть естественными (реки, озера) и искусственные (каналы, шлюзы, водохранилища). Сплавные пути предназначены главным образом для перемещения леса плотами или молевым способом.

Речные пути могут быть

- с освещаемой судовой обстановкой и без освещаемой судовой обстановкой,

- с гарантированными глубинами и без гарантированных глубин.

Каналы–устраиваются открытыми и шлюзовыми.

Открытые (свободные) каналы соединяют реки одного уровня.

Шлюзовые каналы устраиваются, когда реки расположены на разных уровнях. Каналы питаются водой самотеком из рек, озер или подачей воды насосом на высшую точку канала.

Шлюзыпредназначены для перехода судов с одного уровня воды на другой, в частности для пропуска судов через плотины.

Шлюзы бывают: однокамерные, когда разность вод не превышает 20 м;

многокамерные применяют, когда разница вод больше 20м.

В шлюзовом канале судно поднимается или опускается до тех пор, пока уровень воды в шлюзе не сравняется с уровнем того участка канала, куда направляется судно. Канал может состоять из нескольких участков с различными уровнями воды в них, и на каждом перепаде устраивают один или несколько шлюзов.



Рисунок 2.11. - Схема многоступенчатого шлюза.

Главнейшие судоходные каналы России: Волго-Донской (соединяет Волгу и Дон), Беломоро-Балтийский (Белое море и Онежское озеро), Волго-Балтийский (Волга-Рыбинское водохранилище - Онежское озеро), канал Волга - Москва. Система этих каналов образует сквозной водный путь между Белым и Балтийскими морями на северо-западе и Каспийским, Азовским и Черным на юге. Таким образом, создана Единая глубоководная транспортная система страны (ЕГС), связывающая Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное моря. Протяженность ЕГС составляет 6,5 тыс.км, гарантированная глубина на всей протяженности составляет 4 м.




Судоходство осуществляется по судовому ходу – фарватеру.

Фарватер (от голл. varen – двигаться и water- вода) – это полоса водного пути, гарантирующая безопасное двустороннее движение судов.

Габаритные размеры судового хода:

1. ширина – обеспечивает пропуск 2 судов

2. глубина – больше осадки расчетного судна на 0,1-0,3 м

3. радиус закругления - R=6L (L-длина расчетного судна)

4. подмостовые габариты.

Для обеспечения нормальных судоходных условий требуется постоянное наблюдение за фарватером и проведение дноочистительных работ.

Направление и границу судового хода обозначают навигационными знаками, к которым относятся:

1. плавучие средства (плавучие маяки, буи, вехи);

2. береговые знаки (световые маяки, радиомаяки, пеленгаторы, створные знаки).

Речные пути подразделяются на 7 классов и 4 основные группы:

1. сверхмагистрали (1 класс) – гарантированная глубина 4 м,

2. магистрали (2 и 3 класс) гарантированная глубина 2,6 м.

3. пути местного значения (4 и 5 класс) – гарантированная глубина до 1,4 м.

4. малые реки (6 и 7 класс) – с гарантированными глубинами до 0,6м. и менее.

Водные пути характеризуются пропускной способностью– это максимальное количество судов, которое может быть пропущено через данный участок в единицу времени.

Для шлюзовых рек пропускная способность ограничивается пропускной способностью шлюза.

где Тр – расчетное время,

Тт – техническое время обработки одного судна.

где tш – время шлюзования судов, следующих в разных направлениях;

m – количество судов в шлюзе.

Подвижной состав водного транспорта

Классификация речного флота.

I. По назначениют.е. роду выполняемой работы и виду перевозок:

1. Транспортные суда предназначены для перевозки грузов и пассажиров, которые подразделяются на пассажирские и грузопассажирские грузовые (сухогрузные и наливные), буксирные (толкачи, буксиры);

2. Технические суда предназначены для прокладки и содержания судоходного хода. К ним относятся, землечерпательные (дноочистительные) и земленасосные или дноуглубительные снаряды (земснаряды), выправительные суда, краны.

3. Вспомогательные – обслуживающие транспортные и технические суда (плавучие мастерские и доки, топливозаправочные станции, санитарные и очистительные станции, дебаркадеры, плавучие краны, спасательные и т д.).

4. Специального назначения (ледоколы, паромы, пожарные, плавучие магазины, рыболовецкие, экспедиционные и др.).

II. По районам плаванияРоссийский речной регистр подразделяет все суда на 5 категорий:

III. По средствам движенияразличают суда:

· Самоходные суда с собственным механическим двигателем приводимые в движение источником энергии, находящимся на судне. К ним относятся буксиры, толкачи, суда.

· Несамоходные суда, приводимые в движение источником энергии, находящимся вне судна, толкачами-буксирами, энергией ветра. К ним относятся баржи, парусные суда.

IV. По принципу движения по воде суда делятся:

· Водоизмещающее судно, для которого все, или большая часть сил поддержания создаётся за счёт выталкивания воды (Архимедовых сил).

· Суднo на воздушной подушке (СВП) — тип судна с динамическим принципом поддержания, которое может двигаться с большой скоростью и над водой, и над твёрдой поверхностью (амфибийные СВП) на небольшом расстоянии над ним, на так называемой воздушной подушке, образованной нагнетаемым под днище воздухом.

· Суда на подводных крыльях (СПК) — тип скоростного судна с динамическим принципом поддержания, у которого под корпусом расположены специальные крылья.

V. По типу главного двигателя:

· Гребное судно;

· Теплоход - самоходное судно, основным двигателем которого является двигатель внутреннего сгорания, чаще всего — дизельный;

· Пароход — судно, в качестве двигателя которого используется паровая машина;

· Турбоход- судно, в качестве двигателя которого используется паровая машина или паровая турбина;

· Газотурбоход - тип судна, имеющего силовую установку на основе газотурбинного двигателя. Применение двигателя такого типа позволяет резко повысить мощность силовой установки при меньшей её массе;

· Электроход — судно, движитель которого приводится в действие электрическим двигателем. Основные преимущества электрического привода — возможность быстро и плавно менять скорость и направление вращения движителя, низкий уровень шума и вибрации. Одним из недостатков электроходов является сравнительная сложность силовой установки;

VI. По типу движителейсуда разделяют на

· винтовые (водяной или воздушный винт);

· колесные (гребное колесо);

· водометные (струя воды);

· крыльчатые движители (колесо-ротор с крылеобразными поворотными лопастями)


Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 15 мая 2011.

Фарва́тер (голл. vaarwater, от varen — плыть и water — вода) — судовой ход, безопасный в навигационном отношении и обозначенный на местности и/или карте проход по водному пространству (реке, озеру, морю, проливу, фьорду, океану и др.), характеризующийся достаточными глубинами и отсутствием препятствий для судоходства, в основном мин.

На реках фарватер обычно проходит по линии наибольших глубин русла (тальвегу). На пограничных судоходных реках граница во многих случаях устанавливается посередине главного фарватера.



Фарватер обозначают средствами навигационного оборудования — буями, створными знаками, бакенами и др.

По назначению различают следующие виды фарватеров:

  • подходные (обеспечивают подход к внешней части порта или гавани)
  • главные (обеспечивают проход в порт с моря или плавание между портами в шхерах)
  • соединительные (соединяют собой главные или другие фарватеры)

По точности обследования различают:

  • фарватеры, протраленные гидрографическими тралами
  • фарватеры, обследованные промером
  • недостаточно обследованные фарватеры (фарватеры, не имеющие указания на картах и в лоции о наименьшей глубине, но опробованные судами)

По местоположению выделяют морские, шхерные, речные и др. фарватеры.

См. также

    — линия наибольших глубин. — линия наибольших скоростей течения.
  • Морские термины
  • Водный транспорт
  • Морская навигация

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Фарватер" в других словарях:

ФАРВАТЕР — (гол. varwater, от нем. fahren ездить, и wasser вода). Самое глубокое место, вдоль реки, по которому держатся суда, также места на море, по которым корабль может безопасно пройти. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

фарватер — судоходное русло; стрежень, канал, проход Словарь русских синонимов. фарватер сущ., кол во синонимов: 6 • вайга (7) • канал … Словарь синонимов

ФАРВАТЕР — (голландское vaarwater, от varen плавать и water вода) (судовой ход), безопасный в навигационном отношении путь для плавания судов среди надводных и подводных препятствий … Современная энциклопедия

ФАРВАТЕР — (нидерл. vaarwater от varen плавать и water вода) (судовой ход), безопасный в навигационном отношении проход по водному пространству. Обозначают бакенами, буями, створными знаками и пр … Большой Энциклопедический словарь

ФАРВАТЕР — ФАРВАТЕР, фарфатера, муж. (голланд. vaarwater). 1. Часть водного пространства, достаточно глубокая для судоходства при всех условиях (мор.). Плыть по фарватеру. «Пароход опасливо пробирался по узкому фарватеру между значками и шестами,… … Толковый словарь Ушакова

ФАРВАТЕР — [тэ ], а, муж. Часть водного пространства, достаточно глубокая для прохода судов и свободная от навигационных опасностей. Речной ф. Судоходная обстановка фарватера (габаритные знаки, бакены, буи, вехи, створы). Плыть или быть в фарватере кого… … Толковый словарь Ожегова

ФАРВАТЕР — муж., мор. самая руслина реки, улица, большая дорога, проход для судов, между отмелями; стрежень, коренная волжск. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Фарватер — слово, происходящее, по видимому, от английского fairwater свободная вода. Ф. называется непрерывная полоса водыопределенной глубины, не менее наперед заданной величины, соединяющаякакие нибудь водные пространства или вообще наиболее глубокая… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Фарватер — путь, безопасный для плавания кораблей (судов) среди препятствий (между островами, мелями и др). Обозначается средствами навигационного ограждения (буями, вехами, створными знаками). В военное время плавание кораблей в районах, опасных из за мин … Морской словарь

Фарватер — полоса наибольших глубин вдоль русла реки, наиболее благоприятная для судоходства. Источник: РД 51 2 95. Регламент выполнения экологических требований при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации подводных переходов… … Официальная терминология

100217 1211 1

С каждым годом растет количество маломерных судов на водных объектах Калининградской области, а недостаточное знание основных правил плавания и маневрирования судоводителями увеличивает риск несчастных случаев на водоемах.

Поэтому каждый судоводитель обязан выполнять требования Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 29 июня 2005 г. № 502, Правил плавания по внутренним водным путям РФ от 14.10.2002 г. № 129, Международных правил предупреждения столкновения судов в море, принятых Лондонской Конвенцией о международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 года, обязательных постановлений капитанов морских и морских рыбных портов.

Правила предусматривают, что во всех случаях маломерные суда - катера, моторные и гребные лодки, парусные яхты и байдарки - не должны мешать движению транспортного флота, обязаны держаться ближе к кромке судового хода, во всех случаях заранее уходить в безопасную для них сторону, а где позволяют условия - за кромку судового хода.

Осветим самые важные пункты данных правил. Запрещается нарушать установленные скорости и правила маневрирования. Маломерные суда должны следовать за пределами судового хода или по установленной полосе движения.

В случае когда по условиям пути такое следование невозможно, они могут идти по судовому ходу вдоль правой по ходу кромки в пределах до 10 м от нее, при этом они не должны затруднять движение и маневрирование не маломерных судов на судовом ходу и обязаны заблаговременно уходить с их пути без обмена звуковыми и зрительными сигналами.

Маломерные суда не могут требовать, чтобы им уступили дорогу. Когда два судна сближаются на противоположных или почти противоположных курсах так, что возникает опасность столкновения, каждое из них должно изменить свой курс вправо с тем, чтобы разойтись левыми бортами.

Заход в постоянно или временно закрытые для плавания районы без специального разрешения или преднамеренная остановка в запрещенных местах - не допустимы!

В целях обеспечения безопасности людей запрещается заходить под мотором или парусом и маневрировать на акваториях пляжей, купален, других мест купания и массового отдыха населения на водных объектах.

КРОМЕ ТОГО, ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

- швартоваться, останавливаться, становиться на якорь у плавучих навигационных знаков, грузовых и пассажирских причалов, пирсов, дебаркадеров, доков (плавдоков) и под мостами, маневрировать в непосредственной близости от транспортных и технических судов морского и речного флота, создавать своими действиями помехи судоходству;

- останавливаться и становиться на якорь в пределах судового хода (полосы движения, рекомендованного курса);

- выходить на судовой ход при ограниченной (менее 1 км) видимости;

- двигаться в тумане или в других неблагоприятных метеоусловиях, когда из-за отсутствия видимости невозможна ориентировка;

- перевозить на судне детей дошкольного возраста без сопровождения взрослых;

- нарушать правила, обеспечивающие безопасность плавания, а также безопасность пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при высадке их с судов.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Статья 11.7 часть 2) предусматривает административную ответственность за превышение судоводителем или иным лицом, управляющим маломерным судном, установленной скорости, несоблюдение требований навигационных знаков, преднамеренную остановку или стоянку судна в запрещенных местах либо нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей, или лишения права управления маломерным судном на срок до шести месяцев.

И самое главное, нужно помнить, выходя на воду, что на вас как на судоводителя лежит ответственность за безопасность пассажиров и других участниках водного движения.

Читайте также: