Европейский суд по правам человека сколько судей

Обновлено: 17.05.2024

Eвропейский суд по правам человека (ЕСПЧ, Страсбургский суд) – это международный судебный орган, который рассматривает жалобы частных лиц, организаций и государств на нарушение Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Юрисдикция ЕСПЧ распространяется на все государства, ратифицировавшие Конвенцию.

ЕСПЧ располагается в Страсбурге (Франция). Жалобы в ЕСПЧ сегодня рассматривают 47 судей – по числу стран-участников Конвенции. Судьи независимы и не являются представителями интересов отдельных государств. Они рассматривают поступившие в суд жалобы и выносят по ним постановления, которые ратифицировавшие Конвенцию страны обязаны выполнять.

Кто и против кого может подавать жалобы?

Жалобы могут подавать как частные лица, таки организации и даже целые государства. Ответчиком же может быть только государство, ратифицировавшее Конвенцию. При этом нарушение должно быть совершено органом власти. Жалобы на физических лиц или компании Страсбургский суд не рассматривает.

Пожаловаться в ЕСПЧ может только то лицо, которое непосредственно стало жертвой нарушения, или законный представитель этого лица. Просто так подать жалобу от лица других граждан нельзя.

Также вы не можете подать в ЕСПЧ общую жалобу на законы страны, которые кажутся вам несправедливыми, если в отношении вас лично государство не нарушило нормы, прописанные в Конвенции.

В каких случаях можно обратиться в ЕСПЧ?

Обратиться в ЕСПЧ можно только в связи с нарушениями норм Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Конвенция охраняет, в частности, право на жизнь, право на свободу мысли и совести, право на справедливое судебное разбирательство, право на уважение частной жизни, право на свободные выборы, право на свободу передвижения и др.
Запрещены Конвенцией пытки, рабство, принудительный труд, бесчеловечное обращение, незаконный арест, смертная казнь, дискриминация, высылка из страны и т.д.

Важно понимать, что Страсбургский суд – это последняя инстанция, которая может помочь восстановить нарушенные права. Поэтому в ЕСПЧ человек может обратиться только после того, как его претензии рассмотрят судебные органы на национальном уровне. Для обращения в ЕСПЧ нужно как минимум обжаловать решение суда в вышестоящих инстанциях, а нередко и дойти до Верховного или Конституционного суда. Должно иметь место действительное нарушение Конвенции, а если решение национального суда вам просто не нравится, жаловаться в ЕСПЧ бессмысленно.

Обязана ли Россия исполнять постановления Страсбургского суда?

Поскольку Россия в 1998 году ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и часть протоколов к ней, она признала юрисдикцию ЕСПЧ и обязалась выполнять принятые им постановления. Однако некоторые протоколы РФ не ратифицировала. Судьей ЕСПЧ от России в октябре 2012 года был избран Дмитрий Дедов.

В последние годы наметилась напряженность в отношениях между Россией и ЕСПЧ. В частности, президент РФ Дмитрий Медведев в 2010 году заявил, что Россия не передавала ЕСПЧ ту часть своего суверенитета, которая позволила бы Страсбургскому суду менять российское законодательство.

В том же году глава Конституционного суда Валерий Зорькин высказал похожую позицию и заявил, что ЕСПЧ руководствуется исключительно Конвенцией и не берет в расчет конституции других стран, и России не обязательно исполнять те решения, которые идут в разрез с Конституцией РФ.

Как правильно подать жалобу?

Адрес Европейского суда по правам человека:
The Registrar
European Court of Human Rights
Council of Europe
F-67075 Strasbourg cedex

Приезжать в Страсбург лично не надо.
Срок подачи жалобы ограничен – это сделать можно только в течение 6 месяцев после того, как было вынесено последнее судебное решение на национальном уровне.

Жалоба должна быть составлена на одном из официальных языков ЕСПЧ (английском или французском) или на официальном языке государства, которое ратифицировало Конвенцию. То есть на русском языке формуляр тоже можно заполнить. Писать надо разборчиво.

В формуляре вы должны кратко написать о предмете жалобы и правах, которые вы считаете нарушенными, и о средствах правовой защиты, которые вы использовали. Также нужно будет указать свое имя и фамилию, адрес, национальность, государство-ответчика и другие личные данные, а также приложить документы по вашему делу, например, судебные решения.

Как узнать, принята ли жалоба?

О том, принята ли ваша жалоба к рассмотрению или отклонена, вас уведомят письменно. Многие жалобы отсеиваются уже на этом этапе из-за того, что не удовлетворяют изложенным в Конвенции требованиям или были поданы неправильно. Если ЕСПЧ признал жалобу неприемлемой, то это решение обжалованию не подлежит, и повторно обращаться в Страсбургский суд бессмысленно.

Каковы этапы рассмотрения жалобы в ЕСПЧ?

Изначально ЕСПЧ решает, приемлема ли жалоба, и удовлетворяет ли она требованиям Конвенции. Явно неприемлемые жалобы сразу же отклоняет единоличный судья. Если жалоба принята, и по делам данного типа уже существует установленная судебная практика, решение выносит Комитет из трех судей. В других случаях дело может быть рассмотрено Палатой из семи судей. Палата сначала доводит суть жалобы до сведения государства-ответчика, потом предоставляет обеим сторонам возможность сделать свои замечания по делу и выносит решение большинством голосов. Иногда назначаются слушания. В исключительных случаях стороны могут в течение трех месяцев после вынесения решения Палатой из семи судей ходатайствовать о рассмотрении дела Большой Палатой из 17 судей. Большая Палата пересматривает дело и выносит окончательное решение.

Нужно ли платить за рассмотрение жалобы в ЕСПЧ?

Нет, Страсбургский суд рассматривает жалобы бесплатно. Это сделано для того, чтобы обратиться в ЕСПЧ могли малоимущие граждане или те, кто находится в труднодоступной местности. На первом этапе рассмотрения адвокат вам не нужен, однако его услуги обязательно понадобятся, когда ЕСПЧ уведомит о вашей жалобе правительство государства-ответчика. Расходы на адвоката и переписку ЕСПЧ оплачивать вам не обязан, однако может в отдельных случаях предоставить вам финансовую помощь.

Сколько нужно ждать до начала рассмотрения жалобы?

Часто от момента подачи до начала рассмотрения проходит не меньше года. Это связано, что в ЕСПЧ поступает огромное количество жалоб из всех стран Европы. Если жизни или здоровью заявителя угрожает опасность, жалобу могут рассмотреть в срочном порядке.


С 2014 года в Европейский суд по правам человека может быть подана только жалоба установленной формы (раньше, можно было написать письмо в произвольной форме (предварительная жалоба), в котором высказывается намерение подать жалобу и ее суть. Также в Суд может быть направлено заявление о применении Европейским судом предварительных мер. В любом случае за письмом или заявлением в Суд направляется жалоба. В противном случае производство по жалобе просто не будет возбуждено, а по возбужденному делу оно прекращается.

После поступления жалобы в Суд член секретариата производит ее первичный анализ. Он решает следующие вопросы. Есть ли в тексте поступившего документа (жалобы, заявления, письма) данные, дающие основания полагать, что в рассматриваемом деле действительно могут быть нарушения прав и свобод, защищаемых Конвенцией. Например, утверждения в жалобе о нарушении прав должны быть аргументированы. Речь идет о наличии аргументации как таковой, а не ее об обоснованности. Второй вопрос – это приложены ли к жалобе (заявлению, письму) необходимые документы. И третий вопрос – отвечает ли жалоба формальным требованиям Конвенции. Если она не отвечает перечисленным требования, и недочеты не были устранены заявителем, то жалоба практически незамедлительно направляется в секцию Суда, Единоличному судье или Комитету для принятия решения (скорее утверждения решения) о признании жалобы неприемлемой. Решение оформляется официальным письмом Суда. На практике все эти действия Суда после поступления соответствующего документа в Суд занимает от одного месяца до года.

В случае если жалоба отвечает этим минимальным и необходимым требованиям, то она закрепляется за секцией Суда и включается в список подлежащих рассмотрению. Об этом решении заявитель информируется письмом Суда, в котором говорится, что жалоба будет рассмотрена в соответствии с очередностью.

С момента принятия решения о том, что жалоба будет рассмотрена на предмет приемлемости, Единоличный судья, Комитет, Палата или ее Председатель вправе уведомить о жалобе Высокую Договаривающуюся Сторону-ответчика и предложить ей представить письменные замечания по жалобе, а после получения таких замечаний, предложить заявителю представить свои ответные возражения. Следовательно, находясь в производстве именно Палаты, а не Комитета, данная стадия ведется на официальном языке Суда – английском или французском, если Председатель Палаты не примет иного решения.

Раньше, до вынесения решения о приемлемости, все общение с Судом (в том числе любые состязательные бумаги) от имени заявителя могли вестись на любом из официальных языков одного из государств-участников (Правило 34, п.2). После вынесения решения о приемлемости стороны должны были получить разрешение Председателя Палаты продолжать пользоваться одним из официальных языков одного из государств-участников; в противном случае следовало использовать английский или французский язык (Правило 34, п. 3 Регламента Европейского суда). С 1 июля 2006 года всякое общение с заявителями или их представителями, а также устные и письменные обращения заявителей или их представителей в связи с каким-либо слушанием или после того, как Высокая Договаривающаяся Сторона была уведомлена о рассмотрении жало-бы, должны быть на одном из официальных языков Суда, если только Председатель Палаты не предоставит разрешения на продолжение использования государственного языка Высокой Договаривающейся Стороны (Правило 34, п. 3(а)). Думается, подобное правило Регламента объясняется загруженностью Суда. Вместе с тем, на практике это правило не всегда реализуется. Применительно к России, речь идет о том, что если заявитель направит свои замечания на замечания Правительства на русском языке, то никаких последствий это иметь не будет.

Проблемы перевода состязательных документов существенно затрудняют реализацию права на жалобу в Европейский суд. С учетом того обстоятельства, что членам секретариата Суда приходиться корректировать перевод, следовало бы по индивидуальным жалобам закрепить правило, что все документы, представляемые заявителем должны быть на одном из официальных языков Совета Европы.

В случае если рассмотрение жалобы представляется обоснованным, Председатель Секции, в которую направлено дело, назначает судью-докладчика, обязанного изучить жалобу или внесудебного докладчика. Судья-докладчик назначается, когда в производстве находится жалоба, поданная в соответствии со статьей 33 Конвенции, то есть по межгосударственным жалобам. В случае, когда жалоба подается в соответствии со статьей 34 Конвенции, то есть индивидуальная жалоба - назначается внесудебный докладчик.

В процессе изучения жалобы судья-докладчик (внесудебный доклад-чик) вправе предложить сторонам представить в определенный срок любые фактические данные, документы или иные материалы, которые они сочтут имеющими отношение к делу; определяет, с учетом того, что Председатель Секции сам может дать распоряжение о рассмотрении дела Пала-той, будет ли жалоба рассматриваться Единоличным судьей, Комитетом или Палатой; готовит такие заключения, проекты и другие документы, которые могут помочь Палате или ее Председателю при выполнении их функций . Судья-докладчик, в том числе, делает заключение о том, может ли она быть рассмотрена Судом.

Получив жалобу на формуляре, судья-докладчик (внесудебный докладчик) может потребовать от сторон спора представить любые материалы по делу и именно он определяет, кем будет рассматриваться дело по существу: Комитетом из трех судей или Палатой Суда из семи судей (может быть пять судей).

В интересах надлежащего отправления правосудия Председатель Суда может предложить или дать разрешение любому государству - участнику Конвенции, которое не является стороной в деле, или иному заинтересованному лицу, которое не является заявителем, представить письменные замечания или, в исключительных случаях, принять участие в слушаниях - вступление в процесс третьей стороны (статья 36 п.2 Конвенции). В соответствии с п. 1 ст. 36 государство имеет право вступить в дело с целью подачи письменных комментариев и/или участия в слушании, если заявителем является один из его граждан.

Третья сторона, желающая вступить в дело, должна письменно обратиться к Председателю секции Суда за разрешением в течение 12 недель с момента уведомления государства-ответчика о жалобе (Правило 44, п. 2 Регламента).

Комиссар Совета Европы по правам человека может подавать письменные комментарии в Суд и принимать участие в слушаниях (ст. 13 Протокола 14, вносящая поправки в ст. 36 Конвенции).

Будучи окончательным документом, подаваемым в Суд, меморандум должен кратко излагать дело заявителя и следовать порядку первоначальной жалобы: факты, за которыми следуют имеющие отношение к делу вопросы права, затем аргументы, доказывающие нарушение Конвенции. Как и остальные состязательные бумаги, формат Меморандума должен соответствовать правилам, изложенным в Распоряжении по практическим вопросам производства о подаче состязательных бумаг.

Меморандум в некоторых отношениях может отличаться от первоначальной жалобы. Признанные неприемлемыми вопросы в нем, как представляется, не поднимаются.

Правило 60 Регламента (с учетом поправок, принятых Европейским судом 13 декабря 2004 г.) говорит о том, что если заявитель желает, чтобы ему была присуждена справедливая компенсация в соответствии со статьей 41 Конвенции в случае, если Суд придет к выводу о наличии нарушения его прав, гарантируемых Конвенцией, он должен заявить конкретные требования в связи с этим. Заявитель должен представить подробный перечень всех своих требований по пунктам с приложением любых соответствующих подтверждающих документов в срок, установленный для представления заявителем доводов по существу дела, если иное не будет установлено Председателем Палаты. Если заявитель не выполняет указанные требования, Палата вправе отказать в удовлетворении требования полностью или частично. Требования заявителя по данному вопросу представляются государству-ответчику для комментариев.

Секретарь Суда обычно издает пресс-релиз о деле до слушания, а второй пресс-релиз, как правило, публикуется в день слушания. Расписание предстоящих слушаний имеется на сайте Европейского суда. Если Суд решит провести слушание по существу жалобы, то в письме, информирующем стороны о своем решении, он может перечислить ряд вопросов, на которые сторонам нужно будет ответить на слушании. Суд может также назначить дату перед слушанием, к которой в Суд должны быть представлены любые дополнительные документы. Перед слушанием представитель заявителя должен представить копию речи на устных прениях в Суде для переводчиков Суда. Это делать необязательно, но по возможности рекомендуется, поскольку это облегчит синхронный перевод устных выступлений. Если текст предполагаемого выступления невозможно послать заранее, то, по крайней мере, следует послать краткое изложение основных пунктов. Разумеется, адвокаты не связаны никаким направленным заранее текстом, они вольны изменять свои выступления как считают нужным.

Также Суд просит стороны представить до слушания имена всех, кто будет присутствовать на слушании, включая представителей, консультантов и заявителей. Регламент Суда требует, чтобы заявителя представлял на слушании адвокат, имеющий разрешение практиковать в любой из стран участниц Конвенции, или другой представитель, утвержденный Судом (Правило 36, п. 3 Регламента). Председатель может разрешить заявителям самим представлять свое дело, но на практике это бывает чрезвычайно редко. Если заявителя на слушании представляет адвокат, Суд может также позволить заявителю самому выступить в устных прениях. Суд может позволить нескольким представителям выступить от имени заявителя (в рамках общего лимита времени).

Слушания обычно проводятся на одном из официальных языков ЕСПЧ (английском или французском), однако Председатель может разрешить использование официального языка одного из государств-участников. Суд необходимо уведомить заранее, если сторона желает обращаться к Суду на ином языке, нежели английский или французский.

Ходом заседания руководит Председатель соответствующего Комитета или Палаты (Правило 64 Регламента). Однако слушания обычно занимают в целом не более двух часов. Лишь в исключительных случаях сторонам дается дополнительное время. Обычно заявителям предоставляется 30 минут для изложения первичных устных доводов. Затем правительству ответчику дается 30 минут на ответ (в слушаниях о приемлемости открывает прения обычно правительство, а отвечает заявитель). Эти временные рамки необходимо строго соблюдать, и важно, чтобы адвокаты придерживались отведенного им максимума в 30 минут, иначе их может остановить Председатель (независимо от, того, завершили ли они свое выступление), или время для ответа другой стороне будет сокращено. Председатель обычно проводит короткую неформальную встречу перед слушанием, чтобы напомнить сторонам о необходимости придерживаться отведенного времени и обсудить любые другие конкретные вопросы в связи со слушанием - например, в связи с приемом Судом документов, представленных поздно сторонами.

Слушания Суда проходят публично, если не имеется исключительных обстоятельств для проведения закрытого слушания (ст. 40 и Правило 63 Регламента). Любая из сторон или любое другое заинтересованное лицо может попросить о проведении закрытого заседания. Такую просьбу необходимо обосновать, уточнив, следует ли закрыть слушание целиком или только его часть (Правило 63, п. 3 Регламента). Суд может закрыть слушание или его часть для прессы и посетителей по одной из следующих причин (Правило 63, п. 2 Регламента): а) в интересах нравственности; b) в интересах общественного порядка; c) государственной безопасности в демократическом обществе; d) когда этого требуют интересы несовершенно-летних или e) для защиты частной жизни сторон; или f) в той мере, в какой это, по мнению Палаты, строго необходимо при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия.

Если сторона не является на слушание без достаточного основания, Суд, тем не менее, может провести слушание в ее отсутствие, если он уверен, что это не будет противоречить надлежащему отправлению правосудия (Правило 65 Регламента).

Суд может сделать стенографический отчет о слушании (Правило 70 Регламента). Разбирательство записывается на пленку, однако стенографический отчет готовится только по решению Суда. Стенографический отчет содержит: а) состав Суда; b) список выступивших перед Судом (включая представителей, адвокатов, консультантов и третьи стороны); c) текст сделанных заявлений, поставленные вопросы и данные на них ответы; d) текст любых постановлений, вынесенных в ходе слушаний.

Если стенографический отчет подготовлен, то он направляется сторонам для исправлений в течение установленного срока (исправления, однако, не должны влиять на смысл сказанного). Суд совещается за закрытыми дверьми и содержание совещаний сохраняется в тайне (Правило 22 Регламента). Любые решения Суда принимаются большинством судей. В случае разделения голосов поровну, проводится повторное голосование и, если разделение сохраняется, то голос Председателя является решающим (Правило 23, п. Регламента). Голосование осуществляется поднятием руки, и Председатель может провести поименное голосование в порядке, обратном старшинству (Правило 23, п. 3 Регламента).

Комитет, Палаты и Большая Палата выносят решение по существу дела в форме постановления, принимаемого большинством голосов. Проект постановления готовится судьей-докладчиком, а затем принимается, в случае необходимости с некоторыми изменениями Комитетом или Палатой .

Решения Большой Палаты оглашаются в сокращенном виде на открытом заседании Председателем Большой Палаты или судьей, делегированным Председателем. Открытое заседание для оглашения решений Палат проводится редко и их решения направляются непосредственно сторонам. По вынесении решения Суд обнародует пресс-релиз с кратким изложением решения, который немедленно публикуется на сайте Суда. Само решение тоже публикуется на сайте в день его вынесения. Секретарь Суда направляет сторонам заверенные копии решения почтой. Копии также высылаются Комитету министров, Генеральному Секретарю Совета Европы, любым третьим сторонам или другим непосредственно заинтересованным лицам (Правило 77 Регламента). Решения исполняются на одном из двух официальных языков Суда (английском или французском), хотя наиболее важные решения выносятся на обоих языках (Правило 76 Регламента). Что касается использования конкретного языка, то, по всей видимости, это зависит от предпочтений конкретного юриста Секретариата, занимающегося данным делом. Решения пишутся в стандартном формате, в соответствии с Правилом 74, п. Регламента. Во всех решениях содержится следующее: (а) имена Председателя и других судей в составе соответствующей Палаты и имя Секретаря или заместителя Секретаря; (b) дата вынесения и оглашения; (с) данные о сторонах; (d) имена представителей, адвокатов или советников сторон; (e) порядок рассмотрения дела; (f) обстоятельства дела; (g) краткое изложение доводов сторон; (h) мотивировка по вопросам права; (i) резолютивные положения; (j) если имеется, решение относительно расходов и издержек; (k) число судей, составивших большинство; (l) при необходимости, заявление о том, какой текст является аутентичным.

Судьи могут приложить свое особое мнение, расходящееся или совпадающее с решением большинства (ст. 45, п. 2 и Правило 74, п. 2 Регламента) или просто заявление о несогласии (наличии особого мнения). Практика показывает, что судьи Европейского суда довольно часто используют свое право на особое мнение.

Компенсация может включать возмещение материального и нематериального ущерба, а также судебные расходы и издержки. Суд может постановить и обычно так и делает то, что на любые суммы, не выплаченные в определенное время (обычно в течение трех месяцев), должны начисляться проценты по установленной ставке. Конвенция не содержит положения о присуждении выплаты издержек против заявителя.

Если требования по ст. 41 не готовы для решения, назначение справедливой компенсации может быть отложено для получения Судом дополнительных замечаний (Правило 75 Регламента). В таких обстоятельствах Суд в дальнейшем устанавливает процедуру для разрешения вопроса о требовании справедливой компенсации. В состав Суда для рассмотрения требований по ст. 41 обычно, хотя и не обязательно, входят те же судьи (Правило 75, п. 2 Регламента). Если стороны впоследствии достигают соглашения относительно требований по ст. 41, Суд исключает дело из списка, удостоверившись в справедливом характере соглашения (Правило 75, п. 4 Регламента).

Решение не является непосредственно окончательным, поскольку существует положение о передаче его на пересмотр в Большую Палату. Решение становится окончательным, только когда удовлетворено одно из трех условий (ст. 44): (а) когда стороны объявляют, что они не будут требовать пересмотра дела Большой Палатой; или (b) спустя три месяца после даты вынесения решения, если не было просьбы о пересмотре дела Большой Палатой; или (с) если коллегия Большой Палаты отклоняет просьбу о пересмотре дела.

Решение Большой Палаты является окончательным (ст. 44, п. 1).

Таким образом, содержание основного производства представляет собой сложную процедуру, имеющую различные варианты реализации.

Особенности рассмотрения жалоб Единолично судьей

Единоличный судья вправе объявить неприемлемой индивидуальную жалобу, или исключить её из списка подлежащих рассмотрению Судом дел, если таковое решение может быть принято без дополнительного изучения жалобы. Это решение является окончательным. Если Единоличный судья не объявляет неприемлемой жалобу или не исключает ее из списка подлежащих рассмотрению дел, то этот судья направляет ее в Комитет или Палату для дополнительного изучения (статья 27 Конвенции).

Данное положение направленно на реализацию статьи 24 Конвенции, согласно которой если Суд заседает в составе Единоличного судьи, Суд пользуется услугами докладчиков, которые осуществляют свои функции под руководством Председателя Суда.

Таким образом, практически полностью все действия по предварительному изучению жалобы поступившей в Суд, и подготовка по нему решения совершаются теперь членом секретариата – внесудебным докладчиком. Единоличный судья будет лишь принимать окончательное решение относительно приемлемости индивидуальной жалобы.

Особенности рассмотрения жалоб Комитетом

Во всех остальных случаях Комитет передает жалобу на рассмотрение Палате. Думается, что основная масса дел будет рассматривать именно Комитетами, как по вопросу приемлемости, так и по существу дела.

Палата же рассматривает наиболее сложные дела как с точки зрения достаточности материалов по делу, так и с точки зрения права .

Если Комитет не может прийти к единогласному решению, то жалоба передается на рассмотрение Палаты.

После рассмотрения Комитет выносит одно из четырех окончательных решений:

1. Объявляет жалобу неприемлемой и исключает её из списка подлежащих рассмотрению в Суде дел;

2. О направлении для дальнейшего изучения в Палату;

3. Выносит одновременно решение о приемлемости и, по существу.

Таким образом, производство в Комитете является наиболее типичным для рассмотрения дела.


Европейский суд по правам человека стал набирать популярность у россиян, недовольных решениями национальных судов с 2012 года. С этого времени жалобы против России стали лидировать в общем количестве постановлений ЕСПЧ. Сейчас треть всех рассматриваемых дел касаются нарушения прав наших сограждан.

Как работает суд? Почему он так интересен россиянам? Действительно ли ЕСПЧ станет недоступным для наших жителей, если Россия выйдет из Совета Европы?

Как появился ЕСПЧ и зачем он нужен

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) является наднациональным или, другими словами, международным судом.

В суд может обратиться любой человек, но жалобу ему необходимо оформить на национальном языке одной из стран, признающих юрисдикцию ЕСПЧ.

После ратификации Конвенции, Россия стала участвовать в выборе судейского корпуса. Судей избирают депутаты ПАСЕ каждые девять лет.

На данный момент в суде работает 47 судей – по одному от каждой из стран, признавших юрисдикцию суда, в том числе и из России.

Кто жалуется в ЕСПЧ?

Ежегодное количество обращений и жалоб в Европейский суд стало расти с начала 2000-х годов. Пик пришелся на 2011 год, когда очередь из жалоб составила более 151 тыс. После этого произошел отток, и в 2016 году очередь была на уровне порядка 80 тыс. жалоб.


Но очередь не значит, что по существу будут рассмотрены все заявленные жалобы. Как правило, более 90% жалоб отсеивается, так как не имеют под собой оснований для рассмотрения.

Так, согласно отчету ЕСПЧ за 2016 год, всего суд вынес 993 решений в отношении всех стран, признавших юрисдикцию Европейского суда. При этом, лидером по количеству вынесенных постановлений стала Россия – 228. Все постановления касались нарушений прав россиян и 222 из них были удовлетворены.


2016 год продемонстрировал и еще одну тенденцию: значительное сокращение жалоб из России.

На данный момент (январь 2018 г.) в ЕСПЧ ждут рассмотрения 7,8 тыс. российских заявлений (9,8% от общего количества жалоб, тогда как годом ранее этот показатель был на уровне 14,2%). Лидерами же стали Украина с 18,1 тыс. обращений (22,8% от общего количества жалоб), Турция с 12,5 тыс. обращений (15,8% от общего количества жалоб) и Венгрия с 8,9 тыс. обращений (11,2% от общего количества жалоб).

Все ли решения ЕСПЧ исполняются в полном объеме?

Поток жалоб в ЕСПЧ и их рассмотрение не значит, что решение суда будет исполнено российской стороной в полном объеме. Об этом говорит и статистика: на данный момент более 1,5 тыс. решений ЕСПЧ против России не исполнены.

Самым знаковым подобным делом стало беспрецедентное постановление европейского суда по жалобе акционеров нефтяной компании ЮКОС против России. В 2014 году ЕСПЧ постановил выплатить пострадавшим более 1,8 млрд евро. Но это решение так и не было исполнено. Более того, Конституционный Суд России своим постановлением от 17 января 2017 года решил, что оно идет вразрез с Конституцией РФ и не может быть исполнено. Таким образом, на деле ЮКОСа была поставлена точка – решение ЕСПЧ исполняться уже однозначно не будет.


Почему наши сограждане идут в ЕСПЧ?

Ответ очевиден: в России, действительно, есть нарушения прав человека на различных уровнях, в том числе в системе пенитенциарных учреждений. Немалая часть жалоб поступает в ЕСПЧ от заключенных и арестованных.

Зачастую постановления Европейского суда используются для широкого общественного обсуждения, привлечения СМИ и общественности к проблеме конкретного человека. Часто именно это позволяет решить проблему в пользу жалобщика.

Почему ЕСПЧ отказывает в жалобе?

Подача жалобы в ЕСПЧ является необходимым решением для тех, кто считает, что его права были грубо нарушены российским правосудием. Чтобы не напрасно потратить время, деньги и нервы, нужно с умом подойти к выбору своих представителей – юристов, которые помогут составить жалобу.

В России услуги по подготовке обращений в ЕСПЧ оказывают многие юристы, но, как показывает практика ЕСПЧ, более 90% жалоб просто признаются неприемлемыми по формальным причинам и суд отказывается их рассматривать по существу.


Типичные ошибки при подаче жалобы в ЕСПЧ

  • несоблюдение шестимесячного срока (срок будет сокращаться до четырехмесячного) подачи жалобы;
  • подача жалобы от человека, который не является жертвой предполагаемых нарушений;
  • неоднократная подача однотипных жалоб;
  • требования заявителя пересмотреть фактические ошибки в решениях национальных судов;
  • подача жалобы не на органы власти, а на конкретных лиц или частные компании.

Как правильно подать жалобу в ЕСПЧ?

Перед подачей жалобы решите: будете ли вы пользоваться услугами юридических компаний или сделаете это самостоятельно.

Если решили обратиться самостоятельно. Учтите, что несоблюдение вами малейших технических процедур, может привести к тому, что ваша жалоба не будет рассмотрена. Это самый большой риск, так как после неудавшейся попытки подать повторную жалобу будет невозможно из-за прошедших сроков.

С чего начать?

Для начала вам нужно скачать официальный бланк (формуляр) жалобы с официального сайта суда. Откройте формуляр на компьютере (не в браузере), заполните, распечатайте, приложите необходимые документы.

Перед заполнением ознакомьтесь с Регламентом суда (статья 47), где изложены данные о том, что и как должно быть изложено в жалобе.

Чтобы не допустить ошибку пользуйтесь практическим руководством, подготовленным специалистами Европейского суда, и ознакомьтесь с базой HUDOC, где собраны уже вынесенные ЕСПЧ решения. Возможно, в базе найдутся дела и решения по ним ЕСПЧ на аналогичную тему.

Ниже видеоинструкция всей процедуры заполнения формуляра жалобы.

Как только ваша жалоба поступит в ЕСПЧ, ее проверят сотрудники секретариата суда. Они проведут первый поверхностный анализ – соответствие техническим требованиям и наличие данных о возможном нарушении прав человека. В случае, если найдены ошибки, то секретариат отправляет жалобу судьям, которые выносят решение о неприемлемости жалобы.

Процедура проверки жалобы занимает до года.

Если жалоба оформлена верно, то её закрепляют за определенной секцией суда и включают в список ожидания дел, которые будут рассматриваться по существу.

Будет ли ЕСПЧ у россиян в 2018 году?

Однако в конце 2017 года судья ЕСПЧ от России Дмитрий Дедов заверил общественность, что вопрос о выходе нашей страны из Европейского суда пока не стоит. 2018 год покажет, сбудутся ли прогнозы СМИ или нет.

АКЦИЯ ГОДА

Европейский Суд по правам человека: структура и состав

Количество судей, входящих в состав Европейского Суда по правам человека равно количеству стран, входящих в состав Совета Европы и ратифицировавших Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Таким образом один судья представляет одно государство, участника Конвенции.

Судьи не являются представителями государств, а принимают участие в работе Европейского суда не в качестве представителей государств, а в личном. Защита интересов своей страны не должна быть целью работы судьи.

Реорганизация Европейского суда, проведенная в 1998 г. руководящими органами Совета Европы, существенно повлияло на состав суда. Реорганизация была проведена с целью:

  1. сохранить преемственность судебной практики и обеспечить максимально эффективное использование судебного опыта, накопленного в предыдущие периоды;
  2. омолодить судейский состав, поскольку в предыдущем составе большинство судей были старше 70-ти лет или довольно близко к этому возрасту. Новый суд в большинстве своем составлен из судей возрастом 50-60 лет и в меньшей мере судьями, перешагнувшими возраст 60-ти лет.

Конвенцией не устанавливается нижний возрастной предел для судей в Европейском Суде по правам человека.

  1. сбалансировать гендерное представительство в суде, поскольку в предыдущих составах женщины судьи практически отсутствовали.

Одно из правил, действующих во время выборов судей в Европейском Суде, гласит, что если два претендента на должность, один из которых женщина, набирают во время голосования одинаковое количество голосов, то выбранной на должность считается женщина-судья.

Судьей Европейского Суда может быть выбрано исключительно лицо, выставленное претендентом исключительно государство, членом Совета Европы.

Как правило, судьями избираются граждане государств, представивших их в качестве претендентов, но это правило не носит обязательного характера.

Конвенция предусматривает выбор судей Парламентской Ассамблеей Совета Европы большинством голосов сроком на 6 лет с правом переизбрания.

Полномочия судей досрочно прекращаются на основании отставки, то есть ухода по собственному желанию, или освобождения от занимаемой должности. В случае отставки судья подпет соответствующее заявление на имя Председателя суда, а тот, в свою очередь, передает его Генеральному Секретарю Совета Европы. Освобождение судьи от занимаемой должности происходит в случае его несоответствия предъявляемым требованиям.

Европейский Суд по правам человека является абсолютно независимым органом. Исключено вмешательство в его деятельность и деятельность судей, входящих в его состав, со стороны других органов СЕ.

Шестой протокол Генерального соглашения о привилегиях и иммунитете СЕ постановил следующее:

  • в процессе исполнения своих обязанностей, а также во время перемещений, связанных с выполнением обязанностей, судья, равно ка и его багаж, не может быть задержан или арестован и в вопросах, связанных с таможенным контролем, обладает теми же привилегиями, что и глава дипломатической миссии;
  • документы, связанные с деятельностью судьи Европейского Суда, неприкосновенны, а официальные переписки судей не могут быть арестованы или подданы цензуре;
  • с целью обеспечения независимости и свободы слова в процессе исполнения обязанностей судьям предоставлен судебный иммунитет, относящийся ко всему сказанному, написанному или совершенному в процессе исполнения служебных обязанностей. Данный иммунитет действует и после того, как полномочия судьи прекращаются.

Статусом судьи также предусмотрен запрет на осуществление деятельности, несовместимой с принципами независимости и беспристрастности или противоречащих требованиям, вытекающим из полномочий судьи. Запрет распространяется на все время пребывания судьи в должности. Значимым для статуса также является правило старшинства, определяющееся исходя из возраста или времени пребывания в должности. Одно из правил Конвенции предусматривает обязательное участие в деле судьи от страны-представителя, являющейся стороной в рассматриваемом деле. Такая необходимость продиктована тем, что в результате такого рассмотрения Суд непосредственно сталкивается с правовыми нормами данного государства и вопросы, возникающие в процессе рассмотрения дела, лучше всего способен разъяснить именно судья, представляющий эту страну.

Структура Европейского Суда по правам человека

В качестве высшего распорядительного органа Европейского суда выступает пленарное заседание, в состав которого входят все без исключения судьи. Пленарное заседание решает важные организационные вопросы. Судебные функции не относятся к компетенции заседаний. К числу вопросов, обсуждаемых на пленарном заседании, относятся:

  • выборы руководящего состава суда, в том числе Председателя и его заместителей, а также Председателя Секции. Процесс выбора представляет собой тайное голосование. В случае, если ни один из кандидатов не получил абсолютное большинство голосов, проводится второй тур голосования. Во втором туре производится голосование за двоих кандидатов, получивших наибольшее количество голосов в первом туре. При равенстве голосов выбор производится по принципу старшинства;
  • вопросы образования судебных секций и утверждения их составов;
  • выборы руководителя судейского аппарата, именуемого Грефье, а также его заместителей;
  • утверждение регламента Суда, его толкования и внесение правок и изменений;
  • принятие решения об освобождения судей от занимаемых должностей на основании дискредитирующих фактов;
  • иные вопросы, вынесенные на рассмотрение пленарным заседанием Председателем или другими судьями. Пленарное заседание созывается Председателем Суда на основании требования не менее трети судей.

Решение пленарного заседания является правомочным только в случае, если в заседании принимало участие не меньше 2/3 от состава судей.

Ключевой фигурой Европейского Суда по правам человека является его Председатель. Он обладает широкими компетенциями, в числе которых выделяются:

  • организационные и управленческие функции, такие как осуществление руководства работой и управление делами Суда;
  • представительские функции, на пример взаимодействие с органами управления Совета Европы;
  • судебные функции, которые заключаются в председательствовании на пленарном заседании, заседании Большой Палаты и комитета 5-ти судей. Голос Председателя является определяющим в случаях, когда голоса судей разделяются поровну.

Судебные функции Председателя ЕСПЧ подчиняются принципам коллегиальности, согласно которых рассматриваются решения Суда.

1 апреля 2019 г. новым Председателем Европейского Суда по правам человек был избран представитель от Греции Линос-Александр Сицилианос, занимавший с мая 2017 г. должность вице-президента.

Председатель Европейского Суда выбирается сроком на три года с правом переизбрания путем голосования на Пленарном заседании. Выборы заместителей председателя проводятся по тем же правилам.

Пребывание судьи в должности Председателя ограничивается сроком его полномочий судьи.

C 2003 г. в Европейском Суде начал функционировать новый орган, именуемый Бюро и созданный с целью содействия Председателю в процессе выполнения обязанностей, связанных с руководством Судом и его подразделениями и улучшения координации работы Секций. На Бюро возложены обязанности по решению административных и внесудебных вопросов, находящихся в компетенции председателя суда и переданных им для рассмотрения Бюро. По результатам рассмотрения вопросов Бюро делает доклад и вносит предложения в процессе пленарного заседания. По результатам совещания Бюро составляется отчет на французском и английском языках и его копии передаются всем судьям.

Важным моментом деятельности Бюро также является выполнение им функций консультационного органа ЕСПЧ в случаях, когда Регламент предполагает предписание практических инструкций по отправлению правосудия.

Секция в полном составе (11 судей) принимает участие в рассмотрении дела в процессе открытого публичного слушанья.

Секции Суда созданы с целью децентрализации в процессе распределения между судьями наростающего количества дел. Раньше эта функция возлагалась непосредственно на Председателя ЕСПЧ.

Европейский Суд разделен на четыре Секции, представленных равным количеством судей. Секции образуются в процессе пленарного заседания на основании предложения Председателя. Срок полномочий Секций аналогичен сроку полномочий Председателя и составляет 3 года. При создании Секций соблюдается баланс по географическому и гендерному критериям с учетом специфика права стран-участниц. Такое распределение способствует максимально всестороннему рассмотрению дел в каждой из Секций в независимости от того, интересы какого государства при этом подлежат рассмотрению.

Председатели Секций выбираются по общим правилам в процессе пленарного заседания.

Каждое дело, переданное в Секции рассматриваются образованной Палатой в составе 7-ми судей, в число которых входят: председатель, судья, представляющий государство и еще 5 судей из Секции, назначенных председателем. Дела подлежат рассмотрению Палатами в порядке очередности. Также Палатой может быть принято решение о рассмотрении в приоритетном порядке. Если судья, являющийся представителем от государства-участника конвенции не состоит в Секции, то он принимает участие в заседании Палаты на правах полноценного участника, а остальные судьи назначаются стандартным путем председателем Секции. Судьи, не получившие назначения в Палаты, принимают участие в слушании по делу без права голоса. Такие судьи имеют статус запасных и могут заменить судью, который был изначально назначен на это рассмотрение, но отсутствует.

Европейским Судом практикуется объединение в общее производства нескольких жалоб при условии, что они характеризуются сходностью предмета и в качестве ответчика выступает одно государство. Исходя из возрастающего количества жалоб такая практика, скорее всего, будет более широко применятся и в будущем.

Если в качестве ответчика и заявителя с общими интересами выступают два и более государства ст. 30 Регламента Европейского Суда предусмотрена возможность назначения общего судьи для заседания в Палате в качестве избранного по предложению Председателя. Соответствующее предложение вносится Председателем после ознакомления государств-участников с поданной жалобой в соответствии с требованиями ст. 54. Если соглашение о назначении единого избранного судьи между государствами не достигается, то такой определяется Председателем путем жребия из числа претендентов, поданных государствами-участниками процесса.

Высшей судебной инстанцией ЕСПЧ является Большая Палата, состоящая из 17-ти основных и 3-х запасных судей. На заседаниях Большой Палаты председательствует Председатель или же один из его заместителей. В состав Большой Палаты входят также Председатели Секций или их заместители и другие судьи. Состав суда Большой Палаты избирается жеребьевкой, проводимой Председателем при участии Секретаря. Правила жеребьевки обеспечивают соответствие принципам географической и гендерной сбалансированности и принимают во внимание специфику правовых систем государств – участников процесса. В результате такого подхода обогащается работа Суда, и увеличивает значимость принимаемых решений.

Ст. 30 Конвенции предусмотрена возможность отказа Палатой от своих компетенций в пользу Большой палаты, если дело, рассматриваемое в Палате касается существенных вопросов, связанных с толкованием положений Конвенции или Протоколов или решение рассматриваемых вопросов противоречит постановлениям, которые были вынесены Судом ранее. При этом в состав Большой палаты включаются Члены Палаты, ранее рассматривающей это дело и отказавшейся от своих компетенций. В исключительном случае любая из сторон процесса на протяжении 3-х месяцев после вынесения постановления Палатой имеет право подать письменное ходатайство о передаче рассмотрения дела в Большую Палату. При этом указывается существенный вопрос, касающийся толкования или применения Конвенции и ее Протоколов, или же другой существенной проблемы, требующей рассмотрения в Большой Палате. При рассмотрении подобных дел Большой Палатой в ее состав не входит судья, принимавший участие в совещаниях при первом рассмотрении. Исключением являются Председатель Палаты и судьи – представители государств, участвующих в процессе. Соответствующие прошения рассматриваются Коллегией в составе 5-ти судей. В состав Коллегии входит Председатель Суда и Председатели Секций или заместители. В коллегию не могут входить Председатели и заместители Секций, образовывавших Палату, которая рассматривала это дело ранее и судья – представитель государства, участвующего в процессе или его гражданин.

В соответствии со ст. 44 Конвенции постановления, вынесенные Большой Палатой являются окончательными, а решения Палат приобретают статус окончательных, когда:

  • сторонами сделано заявление о том, что рассматриваемое дело не будет перенаправлено в Большую Палату;
  • истек 3-х месячный срок с момента вступления в силу постановления и ни одной из сторон за прошедшее время не было подано прошения о передаче дела в Большую Палату;
  • прошение о передаче дела на рассмотрение в Большую Палату было отклонено Коллегией.

Окончательные постановления ЕСПЧ носят обязательный характер для выполнения всеми государствами – участниками Конвенции. Контроль за выполнением постановлений возлагается на Комитет Министров. Согласно ст. 44 Конвенции окончательные постановления Европейского суда должны быть опубликованы.

На протяжении года с момента публикации постановления согласно ст. 79 регламента любая из сторон дела может подать прошение в Суд с целью его разъяснения если обнаруживается факт, который на момент вынесения постановления не был/или не мог быть известен Суду, но мог быть решающим при принятии решения. Данное прошение может быть подано стороной, обнаружившей факт, на протяжении 6-ти месяце с момента обнаружения с обязательным подкреплением в виде документов. Рассмотрение такого прошения производится Палатой в ее изначальном составе. Палата может принимать решение об отклонении прошения, если отсутствуют основания для рассмотрения либо удовлетворить прошение и назначить дату повторного рассмотрения с уведомлением другой стороны процесса. В результате рассмотрения прошений Палаты выносят решения в виде постановлений.

Также допускается внесение исправлений в постановление по инициативе Суда или на основании ходатайства одного из участников процесса на протяжении месяца с момента вступления постановления в силу в части технических, арифметических и ошибок другого рода, а также описок.

Решение о количестве комитетов принимается Председателями Суда и Секций. В состав Комитета входят 3 судьи из одной Секции. Комитеты создаются на 12-ти месячный срок. В задачу Комитетов входит решение вопросов приемлемости к рассмотрению жалоб, внесенных в Секцию.

Комитеты не занимаются рассмотрением жалоб по существу, а лишь проверяют последние на соответствие критериям приемлемости.

Особый статус и функции секретаря в Европейском Суде по правам человека

Эффективная работа ЕСПЧ во многом зависит от организованности и профессиональности его аппарата.

Одной из важнейших функций Секретариата Европейского Суда является судебная. Ее основной отличительной чертой стоит отметить значительную вовлеченность представителей аппарата в процессы рассмотрения дел и принятия решений. Именно ввиду такой специфики руководителя аппарата ЕСПЧ называют Грефье (рус. секретарь). Грефье или его заместители вместе с ведущими сотрудниками аппарата, готовившими дело, принимают участие в судебных заседаниях. Они не обладают правом голоса, но при этом отвечают на вопросы судьи, дают разъяснения по вопросам, касающимся обстоятельств дела, а также в случае возникновения разночтений в документах на английском и французском языках. В процессе подготовки дел к слушаниям служба Грефье фиксирует вопросы, которые они считают самыми важными для принятия решения по делу. Также служба Грефье может заниматься подготовкой первоначального проекта решения по рассматриваемому делу. Ст. 25 Конвенции говорит об использовании Судом помощи референтов. Постановления Суда подписывает Председатель состава судей, рассматривавших дело, а также Грифье или кто-то из его заместителей. Дополнительной значимости Грифье добавляет тот факт, что последний пользуется иммунитетом, аналогичным установленному Протоколом для судей. Грефье избираются на пленарном заседании путем тайного голосования сроком на 5-ть лет с правом на переизбрание. Назначение состава секретариата, в том числе референтов, осуществляет Генеральный секретарь СЕ с согласия Председателя ЕСПЧ или Грефье согласно его поручения.

Значимость должности Секретаря также подчеркнуто в ст.1 Регламента, устанавливающей, что данный термин применим только к Секретарю Суда или Секретарю Секции.

Регламентом установлен ряд требований, предъявляемых к кандидату на должность Секретаря:

  • кандидат должен соответствовать высочайшим моральным критериям;
  • обладать необходимыми познаниями в области права, лингвистики и администрирования;
  • иметь необходимый опыт для выполнения своих обязанностей на занимаемой должности.

Секретарь может быть отстранен от занимаемой должности решением 2/3 голосов судей, принимающих участие в пленарном заседании в случае несоответствия секретарем требованиям, предъявляемым на данной должности.

В случае с избранием Грефье наиболее ярко отслеживается политика ЕСПЧ по сбалансированному представительству полов. Так, в случае, если в процессе голосования кандидаты на должность получают одинаковое количество голосов, приоритетом в назначении пользуется кандидат – женщина и только потом старший по возрасту кандидат.

Состав секретариата ЕСПЧ, в том числе референтов, назначает Генеральный секретарь СЕ с согласия Председателя ЕС или Грефье.

В настоящее время ведется обсуждение возможности вывода секретариата из подчинения Совету Европы с дальнейшей передачей в прямое подчинение Европейскому Суду.

Читайте также: