Эксперт может привлекаться в конституционный судебный процесс на стадии

Обновлено: 14.05.2024

Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ) – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

В полномочия КС РФ в числе прочего входит рассмотрение вопросов о соответствии законов и нормативно-правовых актов Конституции России.

Изменения в регламент: что дают они

Решением суда 10 октября 2017 года внесены изменения в регламент: документ был дополнен параграфом 34.1, согласно которому научные организации, осуществляющие деятельность в сфере права, граждане, осуществляющие научную деятельность в сфере права, могут представить в Конституционный Суд инициативное научное заключение по делу, рассматриваемому КС РФ.

Рассмотрение научных заключений в рамках отдельных споров не является новеллой российского законодательства и уже на протяжении многих десятилетий широко используется судебными системами. Представление суду независимого научного мнения в большей мере получило развитие в англосаксонской системе права (Великобритания, США), однако в последнее время активно применяется и в странах континентальной (романо-германской) правовой системы. Институт amicus curiae широко используется Европейским Cудом по правам человека.

До внесения изменений в регламент Конституционный Cуд не был ограничен в праве принимать и рассматривать научные труды, однако законодательно закреплялось лишь использование при рассмотрении дела экспертных заключений либо консультаций специалистов.

Процессуальное законодательство не содержит запрета использования научных (теоретических) меморандумов в целях обоснования правовой позиции в судах любого уровня. Между тем подобные заключения в подавляющем большинстве случаев не влияют на исход дела.

Таким образом, закрепление права представления инициативного научного заключения при рассмотрении дела в КС РФ позволит обратить внимание на позицию ученых-теоретиков и рассмотреть вопрос о применении нормы с разных сторон.

Кроме того, размещение заключений в свободном доступе поможет сформировать единую правоприменительную практику.

Законодательное закрепление amicus curiae

Согласно регламенту инициативные научные заключения могут представляться Конституционному Суду только юристами, то есть в отличие от заключения специалиста или эксперта, обладающего специальными знаниями в иных сферах, в качестве amicus curiae выступают научные организации и граждане, которые осуществляют деятельность в сфере права.

Следовательно, инициативные заключения не являются экспертными, а призваны выражать независимое мнение, представлять возможность толкования закона не в рамках аспектов конкретного дела, а с точки зрения правовой доктрины.

На официальном сайте КС РФ будет размещен перечень научных организаций и граждан, которые на регулярной основе представляют заключения на рассмотрение суда, а также перечень лиц, которые направляют заключения по требованию суда. Включение в перечень будет осуществляться по решению Конституционного Cуда.

Количество научных заключений, которые могут представляться в рамках рассмотрения одного дела, не ограничено, как и не ограничено использование меморандумов ученых, которые еще не включены в перечень.

Регламентом сформулированы и требования к заключениям, которые должны быть объективными и должны содержать правовую позицию, свободную от политических взглядов, что фактически направлено на исключение возможности лоббирования интересов посредством конституционного судопроизводства.

Оценивать соответствие инициативных заключений требованиям регламента будет судья-докладчик и судьи Конституционного Cуда. Если заключение обладает аналитической ценностью, то оно будет приобщено к материалам дела и направлено сторонам.

При этом стоит отметить, что для подготовки заключений материалы дела представляться не будут, то есть позиции участников дела не будут влиять на мнение ученых-теоретиков.

Представление права инициативы научному сообществу может благотворно сказаться на развитии российской правовой системы, так как фактически в процесс правоприменения будут вовлечены правоведы-теоретики, которые смогут представить разносторонний взгляд на толкование норм права.

Кроме того, возможно, что развитие указанного института приведет к более активному применению КС РФ права законодательной инициативы за счет позиций и мнений, изложенных в представляемых заключениях.

Применение инициативных научных заключений в конституционном судопроизводстве позволит расширить спектр изучения проблем соответствия законодательства Конституции, а также использовать теоретические знания в целях совершенствования правоприменения.

Запросы могут касаться вопросов о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации РФ, Государственной думы РФ, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; международных договоров РФ.

В форме запроса осуществляется обращение в Конституционный Суд РФ судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей, которые при рассмотрении дела сомневаются в конституционности закона, который подлежит применению при разрешении ими дела.

С ходатайством в Конституционный Суд РФ обращаются в соответствии со ст. 92 ФКЗ в случае разрешения споров о компетенции между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ; между высшими государственными органами субъектов РФ.

В Конституционный Суд РФ возможно обращение в форме индивидуальной или коллективной жалобы в случае нарушения конституционных прав и свобод законами или правовыми нормами в конкретном правоотношении, в котором участвуют заявители (ст. 96 ФКЗ).

Муниципальные образования в данном случае рассматриваются как территориальные объединения граждан. Объединение граждан может иметь или не иметь статуса юридического лица, это не влияет на его право обратиться в Конституционный Суд РФ. Обращение в форме жалобы возможно в случае нарушения конституционных прав и свобод граждан в правоприменительной практике.

В соответствии с Регламентом Конституционного Суда РФ (ред. от 2 июля 2015 г.) поступившее обращение предварительно изучается судьей докладчиком и затем вносится в повестку дня. При предварительном изучении обращения, жалобы судья — докладчик может поручить провести экспертизу (§ 34).

Необходимость в проведении экспертизы может выявляться и в судебном заседании. В этом случае оно откладывается и принимается определение Конституционного Суда РФ о проведении экспертизы.

Согласно Регламенту Конституционного Суда РФ поручение о проведении экспертизы формируется в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 63 ФКЗ. Вопросы эксперту формулируются судьей докладчиком либо Конституционным Судом РФ.

Обычно эксперта заранее определяет судья докладчик, ставит перед ним вопросы, разрешение которых необходимо для рассмотрения дела. Но кандидатура эксперта и вопросы к нему могут быть предложены и заявителем. Судья докладчик и председательствующий в заседании, если необходимость в экспертизе возникла на стадии рассмотрения дела на заседании Конституционного Суда РФ, могут не согласиться с предложениями заявителя.

В качестве экспертов приглашаются не только юристы с ученой степенью, но и, исходя из существа рассматриваемых вопросов, представители других отраслей знаний: экономисты, историки, филологи, в том числе и не имеющие ученую степень. Эксперт юрист может потребоваться в случае, если Конституционный Суд РФ рассматривает вопрос, далекий от специализации судей.

Поручение о проведении экспертизы может быть направлено организации, имеющей необходимых специалистов, или частному лицу.

В первом случае руководитель организации определяет сотрудников, которые должны проводить экспертизу. Возможно проведение экспертизы по определению Конституционного Суда РФ и группой экспертов. В этом случае согласованное заключение подписывается всеми экспертами, входившими в группу.

В случае разногласий между экспертами каждый из них составляет свое собственное заключение. В заключении эксперт может ответить также и на вопросы, которые перед ним не ставились, но имеют значение для рассмотрения дела по существу

Экспертное заключение должно содержать данные о лице, производившем экспертизу, с указанием его специальности, ученой степени, ученого звания, почетных званий, название дела, в связи с рассмотрением которого проводилась экспертиза, ответы на вопросы, поставленные перед экспертом, воспроизведен текст присяги эксперта, который содержится в п.2 § 44 Регламента Конституционного Суда РФ, подпись эксперта под текстом заключения, заверенная в установленном порядке.

Судья докладчик, изучающий обращение, ходатайство или жалобу, поступившие в Конституционный Суд РФ, может поручить производство экспертизы по данному вопросу (ст. 49 ФКЗ); его поручение обязательно для адресата, в данном случае специалиста, которому поручается выполнение экспертизы (ст. 50 ФКЗ). Следует иметь в виду, что эксперт не является обязательным участником процесса в Конституционном Суде РФ. Необходимость в нем должна определяться высокой степенью неопределенности рассматриваемого вопроса.

Статья 63 ФКЗ посвящена процедуре участия специалиста в качестве эксперта в заседании Конституционного Суда РФ, его правам и обязанностям. Эти вопросы также рассматриваются в § 43 Регламента Конституционного Суда РФ.

Поручение о выполнении экспертизы обязательно для специалиста (ст. 50 ФКЗ). В нем судья — докладчик, как правило, указывает срок, в течение которого необходимо выполнить экспертизу. В соответствии с данной статьей поручение должно быть выполнено в течение месяца, если иной срок не указан Конституционным Судом РФ.

Получив данное поручение, эксперт вправе с разрешения Конституционного Суда РФ знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов.

Извещение о вызове эксперта на заседание Конституционного Суда РФ должно содержать описание (характеристику) дела, по которому производится вызов, вопрос, по которому вызывается эксперт, указание на порядок выплаты вознаграждения и возмещения расходов, связанных с участием эксперта в заседании Конституционного Суда РФ.

Перед выступлением эксперта на заседании Конституционного Суда РФ председательствующий устанавливает данные о лице, вызванном в качестве эксперта (фамилия, имя, отчество, место работы, сведения об образовании, ученой степени, ученом звании, почетных званиях), разъясняет эксперту его права и обязанности, перечисленные в ст. 63 ФКЗ, и предупреждает его об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания, после чего эксперт приводится к присяге. Текст присяги, после его прочтения и подписания экспертом, приобщается к материалам дела, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.

Эксперт излагает содержание своего заключения, после чего он обязан ответить на дополнительные вопросы судей и сторон, если они возникнут.

Уточняйте интересующий Вас вопрос по контактному телефону:

Консультация специалиста в офисе рядом с м. Охотный ряд осуществляется по предварительной записи с целью выбора наиболее удобного времени для Вас!

Читайте также: