Экклесия это а суд присяжных б государственный совет в совет старейшин г народное собрание

Обновлено: 17.05.2024

Экклесияпринимала законы, решала вопросы войны и мира, избирала должностных лиц, решала дела по продовольственному снабжению города, обсуждала и утверждала бюджет. Чрезвычайно большое значение для демократии имел институт "жалобы на противозаконие", охранявший основные существующие законы. В Народном собрании мог выступить любой участник Собрания, но ему запрещалось в своей речи повторяться, оскорблять своего оппонента и говорить не по существу.

Рабочим органом Народного собрания был Совет пятисот (булэ). Членом булэ мог быть полноправный афинский гражданин, представитель любого слоя населения, достигший тридцатилетнего возраста. Члены Совета получали жалованье.

Совет пятисот подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного собрания, составлял предварительное заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу.

. К органам исполнительной власти относились коллегия стратегов и коллегия архонтов.

Основными функциями коллегии стратегов были верховное руководство и командование всеми вооруженными силами Афин.

Коллегия состояла из десяти стратегов, которые согласно афинским законам пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обязанности. Стратеги избирались из числа наиболее богатых и влиятельных граждан открытым голосованием путем поднятия руки. К компетенции коллегии архонтов относились религиозные и семейные дела, а также дела, касающиеся нравственности. Все архонты, кроме секретаря, проходили две проверки - в Совете пятисот и в гелиэе.

Высшим судебным органом была гелиэя, действовавшая под руководством коллегий архонтов. Гелиэю составляли 6 тысяч человек (по 600 от каждой филы), ежегодно избиравшихся по жребию архонтами.

Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств. Помимо судебных функций гелиэя также выполняла функции в области законодательства.

Основные этапы римской государственности. Царский период. Военная реформа царя Сервия Туллия. Установление республиканского строя

В истории государства Древнего Рима выделяют три периода:

царский период- 753 - 510 гг. до н. э.;

период республики - 509 - 27 гг. до н. э.;

период империи - 27 г. до н. э. - 476 г. н. э.

Время основания города Рима (753 г. до н. э.) характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (древних латинян, сабинян и этрусков) привело к образованию в Риме общины. Экономической основой ранней римской общины было сельское хозяйство.

Римский народ, делилось на три племени, племена делились на роды, на курии и трибы Первоначально в определенные дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племен сходились на собрания для рассмотрения дел о спорных наследствах и судебных спорах вообще, приговорах к смертной казни и т. д.

Выделялась знатные фамилии, аристократы – патриции.

В определенные дни роды, курии, племена; сходились на собрания для рассмотрения дел.

Главы родов составляли совет старейшин, или сенат, который с течение времени приобрел значение главной правительственной власти. Главой Римской общины был рекс.

Население Рима: 1) Собственно рисские граждане(знали свое происхождение)-ПАТРИЦИИ2) ПЛЕБЕИ –(вне римской общины, не могли участвовать в ее управлении)(платили налоги; лично свободные; несли воен. службу)

Рабы – самое тяж. положение.

Реформы Сервия Туллия.

Плебеи не были допущены к дележу захваченных территорий. Земельный вопрос переплелся с вопросам о политических правах плебеев.

Деление всего свободного населения Рима на шесть имущественных разрядов и на сотни - центурии. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Римляне разделены на 193 сотни – центурии.

- Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий. Поскольку каждая центурия имела один голос, то голоса богатых и самых богатых центурий составляли большинство.

Начало господства богатых и знатный не зависимо, патриций или плебей.

Территория города разбита на 4 округа – трибы.

Реформа Сервия Туллия разрушала общество, базировавшееся на родоплеменном строе, и вместо него создала государственное устройство.

Афины – государство рабовладельческое по сущности и демократическом для полноправных граждан по форме. Образование афинской республики связано с именем легендарного Тезея, который объединил четыре племени в полис с центром в Афинах.

Тема данной работы заключается в характеристике государственного строя Афинской республики – актуальна в силу того, что, во-первых, Афины – государство рабовладельческое по сущности и демократическое для полноправных граждан по форме, во-вторых, демократические институты Афин при всей их конкретно-исторической ограниченности послужили вместе с тем важным интеллектуальным стимулом развития демократической государственности последующих эпох.

Целью данной работы является описать сущность государственного строя Афинской республики на разных этапах её развития, начиная от рабовладельческого государства в Афинах и заканчивая описание характеристики государственного строя Афинской республики позднего периода.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи, а именно:

1. Описываются шаги становления государственности.

2. Описываются демократические преобразования государства.

3. Описывается дальнейшая демократизация государства.

Работа состоит из Введения, двух Глав, Заключения, Списка литературы.

В Главе 1 – раскрывается сущность рабовладельческого государственного строя Афин.

В Главе 2 – описывается сущность государственного строя Афинской республики более позднего периода.

В заключении делаются основные выводы по работе.

Глава 1. Основы рабовладельческого государственного строя в Афинской республике.

Образование Афинского государства легенда связывает с именем греческого героя Тезея. Среди мероприятий, осуществлённых Тезеем и повлекших образование Афинской республики, первым было объединение трёх племён с центром в Афинах. Для руководства общими делами нового образования был создан совет, к которому перешла часть дел, находившихся ранее в ведении отдельных племён1.

Следующие преобразования выразились в оформлении обособленных социальных групп. Родовая знать, окончательно закрепившая за собой привилегии, создала особую группу эвпатридов, которым было предоставлено исключительное право на замещение должностей. Большую часть населения составляли геоморы (землевладельцы), выделялась группа ремесленников – демиургов. Значительную часть населения составляли метеки – выходцы из других общин, проживающие в Афинах. Будучи лично свободными, они не пользовались политическими правами и были ограничены в экономических (им запрещалось владеть землёй на территории Аттики и иметь собственные дома, кроме того, они выплачивали особый налог).

Указанные преобразования являлись первыми шагами к созданию Афинской Республики. Безусловно, это были постепенные и длительные процессы.

Следующим шагом к образованию государства было уничтожение власти базилевса в её прежнем значении и учреждение новой должности – архонта. Вначале архонты избирались пожизненно, затем на 10 лет, позднее ежегодно стали избирать 9 архонтов. Один из них - первый архонт, по имени которого назывался год, стоял во главе коллегии и имел полномочия по надзору за внутренним управлением и судебные полномочия по семейным делам. Базилевс, ставший вторым архонтом, исполнял жреческие функции, а также суд по религиозным делам. К третьему архонту – полимарху отошла военная власть. Остальные шесть архонтов-фесмофетов выполняли главным образом судебные функции.

По окончании срока полномочий архонты вступали в ареопаг – высший государственный совет, сменивший собой совет старейшин. Ареопаг был хранителем традиций, высшим судебным и контролирующим органом. Архонтами и членами ареопага могли быть только эвпатриды, т.е. это были аристократические учреждения1.

Позднее с образованием флота, страна была разбита на небольшие территориальные округа – наукрарии, из которых каждая должна была снаряжать один корабль для флота. Во главе наукрарии стоял притан. Таким образом, происходит деление населения по территориальному признаку, и возникает новый орган власти, не связанный с родоплеменной организацией.

Итак, данный период (архаический) ознаменован созданием Афинского государства. Борьба демоса (торговцев, ремесленников, средних и мелких землевладельцев) против господства родовой аристократии и одновременно против долгового рабства и различных форм порабощения главная линия исторического развития государства.

Реформы Солона: отмена долгов и освобождение рабов-должников (сисахфия); закон о свободе завещаний; утвердил частную собственность на землю; денежная реформа; унифицированы мера и вес; уничтожены привилегии эвпатридов при занятии руководящих управленческих должностей; суд присяжных – гелиэя.

Реформы Клисфена: уничтожил старые четыре филы и разделил всю Аттику на три области: береговую, Афины с пригородами, внутреннюю; создал Коллегию 10 стратегов (по одному от каждой филы). Они составили военное командование.

Глава 2 Государственный строй Афинской республики позднего периода.

Греция отстаивала свою самостоятельность в греко-персидских войнах. Империя Ахеменидов, самое крупное и сильное государство того времени, угрожала самому существованию греческих полисов – развитых торгово-промышленных городов с высокой культурой. Победа над персами стала возможна благодаря объединению греческих полисов. Представители ряда греческих городов на острове Далос заключили союз, получивший название Далосского военного союза. Была учреждена единая казна, созданы единые сухопутные силы и флот. Делами союза управлял совет из представителей всех городов – членов союза. Весьма скоро обозначилось главенство Афин в этом союзе, поэтому он получил название Первого Афинского морского союза1.

Постепенно участие других городов в делах Союза ограничивалось внесением определённого взноса. Эти средства передавались афинянам, которые формировали сухопутное войско и флот. Афиняне одержали над персами ряд блестящих побед, что усилило их мощь и обеспечило ведущую роль в Союзе. Афины поддерживали демократические порядки в союзных полисах. В городах, входивших в Афинский морской союз, существовали одинаковые системы государственного управления.

Отношения между Афинами и их союзниками ухудшились. Общая казна, хранившаяся прежде на острове Далос, была перенесена в Афины и стала частью собственно афинской казны. Афины стали тратить деньги на собственные нужды, не считаясь с мнением союзников. Последние по сути дела превратились в подданных Афин. Некоторые члены союза выступали против гегемонии Афин, но эти восстания были подавлены.

Уже в период войн в государственном строе Афин произошли существенные изменения. Избрание архонтов путём голосования было заменено избранием посредством жребия, право быть избранными в архонты получили и всадники. Эта реформа свидетельствует не только о демократизации государственного строя Афин, но и об упадке роли архонтов, что было связано с возвышением стратегов.

Дальнейшая демократизация афинского государственного строя связана с именами Эфиальта и Перикла. Эфиальт изменил систему отчётов должностных лиц. Теперь любой гражданин Афин мог после предоставления магистратом отчёта обратиться с жалобой на уходящего в отставку. С именем Эфиальта связывают установление обычая выставлять законы для всеобщего ознакомления1.

После убийства Эфиальта афинскую демократию возглавил Перикл. При Перикле происходит более чёткое разделение властей: законодательная власть принадлежит Народному собранию, исполнительная – Совету пятисот и магистратам, судебная – гелиэе. Принцип жеребьёвки распространился на большинство ранее выборных должностей. По предложению Перикла стало оплачиваться выполнение общественных обязанностей. Прежде всего, была установлена плата судьям, а затем и другим должностным лицам. Это новшество открывало дорогу для участия в государственном управлении значительному кругу рядовых афинских граждан.

Перикл провёл гражданскую реформу. Было установлено, что полноправным гражданином Афин является лишь тот, чьи мать и отец были афинянами. Эта реформа была вызвана чрезмерным увеличением гражданской общины и необходимостью создания оптимального по численности гражданского коллектива, способного осуществлять управление государством.

Демократизация государственного строя не устранила присущих афинскому обществу социальных противоречий. Развитие частной собственности привело к значительной имущественной дифференциации. Среди свободных афинских граждан выделялась небольшая группа крупных собственников, основную массу населения составляла беднота. Полноправные афинские граждане (у которых и мать, и отец были гражданами Афин) по достижении 18 лет зачислялись в списки членов дема. Гражданское полноправие включало совокупность определённых прав и обязанностей (свобода, личная независимость, право на земельный участок и т.д.).

Государственный аппарат Афинской демократии состоял из следующих органов власти: Народного собрания, гелиэя, Совета пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов.

Народное собрание (экклесия) являлось главным органом. Право участия в Народном собрании имели все полноправные афинские граждане (мужчины) достигшие двадцатилетнего возраста, независимо от их имущественного положения и рода занятий.

Совет пятисот (буллэ), будучи одним из важнейших государственных институтов афинской демократии, не подменял народное собрание, а был его рабочим органом. В компетенцию Совета входило много вопросов. Пританы созывали Народное собрание, причём один из них председательствовал. Совет следил за выполнением постановлений Народного собрания, контролировал деятельность всех должностных лиц. Совет имел право привлекать к суду должностных лиц, виновных в неправильном расходовании государственных средств.

В системе государственных органов сохранился такой орган, как ареопаг. Он стал выступать как судебная инстанция (по делам об убийствах, поджогах, телесных повреждениях, нарушении религиозных предписаний).

Среди органов исполнительной власти в Афинах следует отметить две коллегии: стратегов и архонтов.

Коллегия стратегов. Стратеги избирались из числа наиболее богатых и влиятельных граждан открытым голосованием путём поднятия руки.

Основными функциями коллегии стратегов – верховное руководство и командование всеми вооружёнными силами Афин. По афинским законам, все десять стратегов пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обязанности1.

В ведении коллегии архонотов находились религиозные и семейные дела, а также дела касающиеся нравственности.

Девять архонтов (шесть фесмофетов, эрхонт-эпоним, базилевс, и полимарх) и секретарь избирались с помощью жребия по одному от каждой филы. Затем архонты, кроме секретаря, подвергались проверке (докимассии) в Совете пятисот.

Под руководством коллегии архонтов действовал высший судебный орган – гелиэя. Помимо чисто судебных функций она выполняла функции в области законодательства. Гелиэя состояла из 6 тыс. человек (по 600 от каждой филы), ежегодно избиравшихся по жребию архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет. Функции гелиэи были связаны не только с судебным разбирательством. Участие в охране конституции и законодательства придавало гелиэе большой политический вес. Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела самих афинских граждан, государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств.

Задача

Английский землевладелец Джордж Литльтон один из активных общественных деятелей в начале 80-ых годов XVII в. по проискам своих политических противников был арестован без предъявления обвинения и препровожден шерифом в тюрьму. На требование Литльтона сообщить ему причину ареста или доставить его в ближайший к тюрьме суд администрация места заключения ответила ему грубым отказом. Друзья Литльтона обратились в один из высших судов Англии с требованием об его освобождении.

Как должно решиться дело на основе статей Хабеас Корпус Акт 1679 года?

На основе статей Хабеас корпус акт дело должно решиться так:

Заключение

Назидательной является и история падения афинской демократии в условиях, когда рабовладельческий строй даже не достиг пика своего развития. Многие античные историки причину её гибели усматривают в утрате большинством афинского народа прежних гражданских доблестей и добродетелей. Это некоторое преувеличение. Но вместе с тем очевидно разлагающее влияние возможности многих жить за счёт рабов и неполноправных. Труд свободных, создающих материальные ценности, утрачивает былой престиж. Предпринимательскую деятельность ещё более чем раньше, рассматривают как средство обогащения, реализации личных амбиций, приобретения политической власти. Злоупотребления, расхищение национального достояния приобретают невиданные ранее размеры. Наблюдается упадок морали, разложение нравов. Всё это пагубным образом сказалось на общем состоянии страны, включая её обороноспособность, тем более что основой войска было ополчение граждан, во многом утративших былую веру предков и идеалы демократии.

Список литературы:

1. История государства и права зарубежных стран. Часть 1: Учебник для вузов /Под ред. Проф. Н.А.Крашенинникова и проф. О.А.Жидкова. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998.

2. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 1/Под ред. К.И.Батыра и Е.В.Поликарповой. – М.: Юристъ. – 1996.

3. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. – М.: Юристъ, 1995.

4. Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. Проф. К.И.Батыра. – М.: Юристъ, 1999.

5. История европейского права. – М.: Наука, 1994. /Под редакцией Э. Аннерс.

1 История государства и права зарубежных стран. Часть 1: Учебник для вузов /Под ред. Проф. Н.А.Крашенинникова и проф. О.А.Жидкова. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998.

1 Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 1/Под ред. К.И.Батыра и Е.В.Поликарповой. – М.: Юристъ. – 1996.

1 Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. – М.: Юристъ, 1995.

1 Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. Проф. К.И.Батыра. – М.: Юристъ, 1999.

1 Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 1/Под ред. К.И.Батыра и Е.В.Поликарповой. – М.: Юристъ. – 1996.

1 Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. Проф. К.И.Батыра. – М.: Юристъ, 1999.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ тесты по истории.docx

Итоговый тест по истории России 8 класс

1. Вся государственная власть в стране в 19 веке принадлежала:

А) Государственному совету

2.По форме правления Россия в начале 19 века являлась:

А) ограниченной монархией

Б) самодержавной монархией

3. Группа советников-реформаторов при Александре 1 получила название:

4. Французы под командованием Наполеона в 1805 г. нанесли поражение австро-русской армии:

Б) под Аустерлицем

В) в районе Тильзита

А) система мер по изоляции государства

Б) прекращение культурных связей

В) запрет на въезд в страну

6. Продолжателем реформ начала правления Александра 1 стал:

7. Бородинское сражение произошло:

А) 12 июня 1812 г.

Б) 26 августа 1812 г

В) 14 декабря 1825 г.

8.Для решения проблем послевоенного устройства Европы был созван конгресс в городе:

9. Организация военных поселений проводилась:

А) с привлечением добровольцев

Б) на государственных землях

В) с привлечением освобожденных крепостных

10. Цель первых тайных обществ:

А) свержение неугодного монарха

Б) подготовка и осуществление преобразований

В) подготовка и проведение восстания против самодержавия

11. Первым крупным тайным обществом в стране стала организация под названием:

12. Программа П.И.Пестеля получила название :

13. Восстание членов Северного общества происходило:

А) на Дворцовой площади Петербурга

Б) на Сенатской площади Петербурга

В) перед Зимним дворцом императора

А) Западную часть США

15. Подготовка единого Свода законов Российской империи была выполнена под руководством :

16. В России промышленный переворот начался в:

Б) 1830-1840- е гг.

В) 1840-1850 – е гг.

17. Поводом к началу войны России с Турцией в 1853 г. стало:

А) стремление России усилить свое влияние на Балканах

Б) обещание Николая 1 передать Англии Крит и Египет

18. В ходе финансовой реформы 1839-1843 гг. в качестве основы денежного обращения был введен :

А) золотой рубль

Б) серебряный рубль

В) золотой червонец

19. Процесс создания крупного машинного производства и переход к индустриальному обществу называется:

20. Крупнейшими художниками первой половины 19 века являлись:

А) А.Д.Захаров, К.А.Тон, О.И.Бове

Б) П.С. Мочалов, М.С.Щепкин, А.Е.Мартынов

В) О.А.Кипренский, А.А.Иванов, К.П.Брюллов

21. По данной переписи 1897 г. средний уровень грамотности в России составлял около:

Итоговый тест по истории России 8 класс

1. Главными органами государственного управления при Александре 1 стали:

2. В России 19 в. форма правления :

Б) ограниченная монархия

В) унитарное государство

А) выкуп крепостных крестьян за счет казны

Б) освобождение крепостных крестьян с согласия помещика за выкуп

В) освобождение всех крепостных без выкупа, без земли

А) армию М.И.Кутузова

Б) армию Наполеона

В) армию Александра 1

5. Крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 г. произошло :

6.Членами Священного союза являлись:

А) Австрия, Пруссия

Б) Франция, Австрия

В) Англия, Турция

В Западной Европе эту войну называли Восточной, а в России:

8. Денежную реформу в России в 1839-1843 гг. провел:

9. Военное формирование, создаваемое на добровольных началах в помощь войскам, называется:

А) развитие торговли и промышленности

Б) облегчение положения старослужащих солдат

В) сокращение средств на содержание армии

11. Члены Южного общества организовали :

А) восстание в Петербурге

Б) восстание Московского полка

В) восстание Черниговского полка

12. Восстание декабристов произошло :

А) 1 декабря 1825 г.

Б) 14 декабря 1825 г

В) 14 декабря 1826 г.

13. Первый Свод законов Российской империи был подготовлен под непосредственным руководством:

А) М.М. Сперанского

В) К.В. Нессельроде

14. Оборона Севастополя длилась:

15. Бывшие крепостные, несущие после 1861 г. повинности в пользу помещика за пользование землей, назывались:

Б) черносошные крестьяне

16. Промышленный переворот в основном завершился:

А) в 1930-1940-х гг.

Б) в 1940-1960-х гг.

17. После завершения промышленного переворота к 80-м гг. Россия:

А) стала индустриальной страной

Б) оставалась аграрной страной

В) превратилась в промышленную державу

18. Покровительственная экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции:

В) косвенное налогообложение

19. В 1891 г. началось осуществление грандиозного строительного проекта

А) таможенного тарифа

Б) Транссибирской магистрали

В) металлургических заводов в Донецке

20. Основы русской национальной музыкальной школы заложил:

21. Процесс роста и усиления роли городов в жизни общества называется:

Ключи к тесту по истории 8 класс

1 вариант

2 вариант

Итоговый тест по истории России 7 класс

А) запрещал свободный переход крестьян от одного хозяина к другому

Б) устанавливал пятилетний срок сыска беглых крестьян

В) устанавливал бессрочный розыск беглых крестьян

2. Успех легкого восшествия Лжедмитрия 1 на российский престол объясняется:

А) надеждой народа на доброго и справедливого царя

Б) признанием иностранных государств

В) поддержкой польской армии

3. К.Минин и Д. Пожарский прославились в русской истории как руководители:

А) крестьянского восстания

Б) обороны Смоленска

В) ополчения, освободившего Москву от интервентов

4. Первым патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит:

Б) Ивана Болотникова

А) Соляным бунтом

Б) Медным бунтом

В) Соловецким восстанием

7. Главное направление внешней политики России на протяжении всего 17 века:

А) борьба за выход в Балтийское море

Б) получение выхода в Черное море

В) отношение с Речью Посполитой

8.Одна из характерных черт Смутного времени:

А) распространение самозванства

Б) усиление крепостного права

В) развитие самоуправления на местах

9. Высший церковный орган при Петре 1:

А) монастырский приказ

Б) главный магистрат

10. Азовские походы завершились:

А) переходом крепости Азов к России

Б) полной неудачей русской армии

В) получением России выхода в Черное море

11. Россия стала империей после :

А) Азовского похода

Б) Прутского похода

В) Северной войны

А) ликвидации местничества

Б) определения правил поведения чиновников

В) возможности служебного роста служивому человеку вне зависимости от его происхождения

13. Усиление власти и произвола помещиков над крестьянами в период царствования Екатерины 2 привели к:

А) Медному бунту

Б) восстанию под предводительством К.А.Булавина

В) крестьянской войне под предводительством Е.И.Пугачева

14. Главная причина крестьянской войны под предводительством Е.И.Пугачева:

А) введение новых налогов в пользу государства

Б) усиление власти и произвола помещиков над крестьянами

В) создание регулярной армии и рекрутские наборы

15. Главный документ, изданный в пользу дворян при Екатерине2:

А) указ о единонаследии

Б) Табель о рангах

А) получила выход в Черное море

Б) возвратила Азов

В) добилась права иметь крепости и флот в Азовском море

17. Важное направление внутренней политики Павла 1:

А) разработка нового свода законов

Б) изменения в системе центрального управления

В) ограничения дворцовых прав и привилегий

18.Крупнейший российский ученый-энциклопедист:

19. Научное учреждение, оборудованное для проведения астрономических исследований, - это:

20. Основатель первого русского профессионального театра:

21. Открытие Московского университете состоялось в:

Ключи к тесту по истории

7 класс

Итоговый тест по истории России 6 класс

Основное занятие восточных славян:

2. Название общины на Руси

3. Самым большим славянским племенем было племя:

4. Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани:

5. Древнерусское государство сложилось в:

6. Первым князем Древнерусского государства был:

7. Князь Олег захватил Киев в:

8. Столицей своих земель князь Олег объявил:

9.Одним из результатов деятельности княгини Ольги было:

А) установление точного размера дани и место ее сбора

Б) определение характера сдаваемой дани

В) усиление власти киевского князя

10. Принятие христианства на Руси произошло в:

11. Ярослав Мудрый положил начало созданию на Руси:

В) свода законов Русская Правда

13. Славянскую азбуку создали:

А) Святополк, Ярослав

В) Кирилл, Мефодий

14. Первое летописное упоминание о Москве:

15. Высшим должностным лицом в Новгороде был:

16. Любечский съезд проходил в:

17. В начале 13 в. правитель Монгольского государства принял имя:

18. Битва на реке Калке произошло в :

19. Баскак – это:

А) представитель ордынского хана на Руси

Б) монгольский воин

В) военное звание в монгольской армии

20. Невская битва произошла в:

21. Сражение на Куликовом поле произошло:

А) 11 августа 1378 г.

Б) 8 сентября 1380 г.

В) 3 октября 1382 г

22. Боярская дума – это:

А) высший совещательный орган при великом князе

Б) сословно – представительный орган

В) орган местного управления

23. Опричнина – это время:

24. Земский собор – это:

А) новый центральный орган управления

Б) сословно – представительный орган

В) орган местного самоуправления

25. Одним из итогов военной реформы стало появление:

Ключи к тесту по истории

6 класс

Итоговый тест по истории древнего мира

Первобытные люди на Земле появились :

А) 3 миллиона лет назад

Б) 2,5 миллиона лет назад

В) 1 миллион лет назад

2. Первым коллективом древнейших людей был(о):

Б) человеческое стадо

3. Земледелие у первобытных людей возникло:

А) 7-6 тысяч лет назад

Б) 9 тысяч лет назад

В) 10 тысяч лет назад

4. Первый металл, который открыли первобытные люди, был:

А) железо Б) медь В) свинец

5. Древний Египет был расположен:

А) в Северо - Восточной Африке

Б) в Южной Африке

В) в Северной Африке

А) Рим Б) Афины В) Мемфис

7. Самыми грамотными людьми в Древнем Египте были:

А) фараон Б) писцы В) вельможи

8. Древним Египтом управлял:

9. Главным Богом у древних египтян был:

В) Бог Царства мертвых

10.Древние египтяне писали:

11. Пирамида Хеопса была построена :

А) 1500 лет до н.э.

Б) 2000 лет до н.э.

В) 2600 лет до н.э.

12. По законам Хаммурапи крестьянин за долги:

А) мог быть превращен в раба на всю жизнь

Б) не мог быть превращен в раба

В) мог быть превращен в раба на 3 года

14.Прозрачное стекло впервые научились изготавливать:

А) в Древнем Египте

15. К первой касте в Индии относились:

А) брахманы Б) цари В) шудры

16. Шахматы были созданы на основе построения:

А) персидской армии

Б) египетской армии

В) индийской армии

17. Троянская война началась в:

18. По реформам Солона власть в Афинах перешла:

А) к знатным людям

Б) к отдельному правителю

19. Марафонская битва произошла:

Б) в 490 г. до н.э.

20.Народный суд в Афинах носил название:

А) ареопаг Б) гелиэя В) экклесия

21. Начало греческому театру положил миф:

А) о Геракле Б) о Дионисе В) о Прометее

22. Олимпийские игры в Греции проводились:

А) для развлечения

Б) для развития спорта в Греции

В) для проверки силы и выносливости

23. Высшая власть в Риме принадлежала:

Б) собранию мужчин-патрициев

24. Патрициями себя называли:

А) приезжие в Рим

Б) потомки основателей Рима

В) жители, покоренных Римом городов и областей

25. Первая Пуническая война началась:

А) в 264 г. до н.э.

Б) в 218 г. до н.э.

В) в 202 г. до н.э.

26. Битва при Каннах закончилась:

А) победой римлян

Б) победой карфагенян

27. Восстание рабов под руководством Спартака началось:

А) в 146 г. до н.э.

Ключи к тесту по истории древнего мира

5 класс

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 964 человека из 79 регионов


Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 1070 человек из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 18.11.2021
  • Сейчас обучается 52 человека из 27 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Данный материал (тесты) может быть использован для проверки знаний обучающихся на уроках истории.

Тесты могут использовать и учителя для индивидуального и группового опроса обучающихся, и обучающиеся для самоконтроля при подготовке к итоговым урокам, зачетам.. Предложенные тесты существенно облегчат проверку знаний обучающихся.

Итоговый тест по истории России 8 класс
"1 вариант

1. Вся государственная власть в стране в 19 веке принадлежала:
А) Государственному совету
Б) императору
В) Сенату

2.По форме правления Россия в начале 19 века являлась:
А) ограниченной монархией
Б) самодержавной монархией
В) республикой

4. Французы под командованием Наполеона в 1805 г. нанесли поражение австро-русской армии:
А) на Балканах
Б) под Аустерлицем
В) в районе Тильзита

18. В ходе финансовой реформы 1839-1843 гг. в качестве основы денежного обращения был введен:
А) золотой рубль
Б) серебряный рубль
В) золотой червонец

19. Процесс создания крупного машинного производства и переход к индустриальному обществу называется:
А) модернизацией
Б) индустриализацией
В) революцией

20. Крупнейшими художниками первой половины 19 века являлись:
А) А.Д.Захаров, К.А.Тон, О.И.Бове
Б) П.С. Мочалов, М.С.Щепкин, А.Е.Мартынов
В) О.А.Кипренский, А.А.Иванов, К.П.Брюллов

21. По данной переписи 1897 г. средний уровень грамотности в России составлял около:
А) 10%
Б) 20%
В) 50%

Читайте также: