Единственный музей в россии где по древним чертежам воссоздают копии старинных русских судов

Обновлено: 25.05.2024

Итак, мы узнаём, что до наших дней дошли лишь ПОЗДНИЕ КОПИИ С ПОЗДНИХ ПЛАНОВ КРЕМЛЯ, СОСТАВЛЕННЫХ ЛИШЬ В 1751 ГОДУ, то есть во второй половине XVIII века. А более ранних планов Кремля сегодня уже нет. Что с ними случилось? Уничтожены? Получается, что сегодня мы плохо представляем себе – как выглядел Московский Кремль ранее 1751 года. В [РАР] и ХРОН4, гл. 6 мы привели наиболее известные планы города Москвы, относимые сегодня к XVI – XVII векам. Однако есть серьёзные основания полагать, что все они изготовлены значительно позднее, задним числом, и несут на себе заметный отпечаток романовской эпохи не ранее XVIII века, см. подробности в ХРОН4, гл. 6:14.2.

Согласно нашей реконструкции, в эпоху Петра I отношения между сравнительной небольшой романовской Россией и огромной Московской Тартарией, включавшей в себя не только Сибирь и Дальний Восток, но и обширные земли Америки, стали особо напряжёнными.

Романовы, опасаясь восстановления власти Орды в центральной России, предпочли перенести свою столицу в далёкий Петербург, специально для этого обустроенный Петром I. Прежней столице – Москва, пока ещё ассоциировавшейся в сознании многих людей с Ордой XIV – XVI веков, была отведена роль второразрядного города. См. подробности в [РАР] и ХРОН4, гл. 12. Совершенно ясно, что на Москву, и особенно на Московский Кремль, должны были опуститься глубокие политические сумерки. Интересно, что именно такая картина забвения и запустения встаёт со страниц документов XVIII века. Вот что сообщает И. Е. Забелин.


Посмотрим же – как именно плясали, пили и талантливо острили романовские паяцы и их друзья в самом сердце прежней столицы ханской Руси-Орды.


Некоторые романовские администраторы, простодушно, но ошибочно, думая, будто Пётр действительно прикажет восстановить Кремль, аккуратно составили смету расходов. Ясное дело, вышла немалая сумма. Подали Петру. Но в ответ услышали: денег нет, а точнее, деньги есть, но вовсе не на восстановление Кремля. У нас, мол, – куда более неотложные дела.

После этого проблеска внимания со стороны Петра Московский Кремль вновь и надолго погрузился в сумерки забвения. И. Е. Забелин сообщает: «Пётр выехал из Москвы 16 июня. ДВОРЕЦ БЫЛ ОСТАВЛЕН ПО-ПРЕЖНЕМУ НА ЗАПУСТЕНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ, ЖИТЬ В НЁМ НЕ БЫЛО ВОЗМОЖНОСТИ. Двор, во время приездов в Москву… пребывал обыкновенно в Летнем (Головинском) Дворце на Яузе…


Таким образом, очень удачно для романовской истории, причём как бы сами собой, сгорели ценнейшие русско-ордынские архивы XVI – XVII веков.

Хотя после пожара некоторые здания были возобновлены и починены и все покрыты кровлями, однакож многие из них, особенно на заднем дворе, с того времени, ПРИШЛИ В ЕЩЁ БОЛЬШЕЕ ЗАПУСТЕНИЕ И СОВСЕМ БЫЛИ ОСТАВЛЕНЫ.

Далее: «Тогда же назначено было разобрать наиболее обветшавший и совсем почти развалившийся корпус, примыкавший к прежнему Патриаршему дворцу и к Троицкому подворью, где были некогда хоромы царевен, также нижние каменные этажи хором царицы Натальи Кирилловны и малолетнего Петра… Эти здания, построенные в конце XVII в., следовательно гораздо позднее других, так потерпели от пожаров 1696 и 1701 г., что не простояли и 60 лет, между тем как другие отделения дворца, именно дворец Теремной и Потешный, уцелели даже до нашего времени, несмотря на переделки и перестройки, весьма часто портившие их своды и стены.

Таким образом С ПОЛОВИНЫ XVIII СТ. СТАРЫЙ КРЕМЛЁВСКИЙ ДВОРЕЦ СТАЛ ПОНЕМНОГУ РАЗБИРАТЬСЯ. Особенному запущению и обветшанию некоторых его частей очень много способствовало и то, что в нём помещены были разные Коллегии, Канцелярии и Комиссии. Ещё при Петре было отдано под эти присутствия 59 полат… ОСТАВИВШИ СОВСЕМ ДВОРЕЦ, Пётр, конечно, ничего лучше не мог придумать, как поместить в опустелых полатах свои новоучреждённые Коллегии и Канцелярии…


Однако, как мы видим, по мнению Романовых, тюремно-навозный дух, которым начал при них смердеть Кремль, вполне отвечал пропагандистско-воспитательным целям новой династии. Пусть колодники и лошади толкутся и накапливаются в Кремле и дальше.

Итак, в Кремле стало совсем весело. Пьяные разудалые песни и крики бомжей понеслись над молчаливыми древними ордынско-ханскими соборами. Ясное дело, время от времени вспыхивали драки и поножовщины. Добропорядочные граждане шарахались и обходили помрачневший Кремль стороной.


Впрочем, упразднение кабака в Кремле (точнее, перенос в другое место) мало повлияло на общую картину развала и запустения. ТЮРЬМЫ И КОЛОДНИКОВ ИЗ КРЕМЛЯ ВСЁ-ТАКИ НЕ УДАЛИЛИ. Когда в 1767 году, то есть уже во второй половине XVIII века, «вышло новое повеление о починке Кремлёвских зданий; оно поставило на вид все неудобства, какие представлялись от помещения во Дворце разных присутственных мест, и доносило, между прочим, что

И. Е. Забелин сообщает следующее: «В начале нынешнего столетия (девятнадцатого – Авт. ), когда начальником дворцового ведомства сделался Валуев П. С., Кремль, по его словам, БЫЛ В ВЕТХОМ И ЗАПУЩЕННОМ СОСТОЯНИИ.

Кремлёвские старожилы рассказывали, что до 12 года (то есть до 1812 года, вплоть до наполеоновского нашествия – Авт. ) мимо так называемых тёмных ворот, составлявших некогда проезд под дворцом на Красную площадь, к соборам, СТРАШНО БЫЛО И ХОДИТЬ; ТАМ, ОСОБЕННО К ВЕЧЕРУ, БЫВАЛ ПОСТОЯННЫЙ ПРИТОН ВОРОВ И РАЗВРАТА СРЕДИ СТРАШНОЙ НЕЧИСТОТЫ И ВОНИ.

Кстати упомянем, что в конце прошлого столетия и в нынешнем (девятнадцатом – Авт. ) до 12-го года, подле стен Кремля, за Троицкими воротами, где теперь Кремлёвский сад, а прежде были заплывшие пруды, овраги и текла Неглинная, ПО ВСЕМУ ЭТОМУ МЕСТУ СВАЛИВАЛАСЬ ВСЯКАЯ НЕЧИСТОТА, почти со всех близлежащих улиц. Старый же Каменный мост у Троицких ворот ИЗВЕСТЕН БЫЛ ВСЕЙ МОСКВЕ КАК ПЕРВОЕ РАЗБОЙНОЕ МЕСТО ТОГО ВРЕМЕНИ. Под его клетками или сводами, особенно под девятой клеткой, ПОСТОЯННО ЖИЛИ В САМОВОЛЬНО ПОСТРОЕННЫХ ИЗБАХ ВСЯКИЕ ВОРЫ, МОШЕННИКИ И ДУШЕГУБЦЫ, ТАК ЧТО ВОЗЛЕ НЕГЛИННОЙ, В ЭТОЙ МЕСТНОСТИ, ОПАСНО БЫЛО НЕ ТОЛЬКО ХОДИТЬ, НО ДАЖЕ И ЕЗДИТЬ.

«Вступив в управление Дворцом, он не замедлил представить Государю, что многие из Кремлёвских зданий «помрачаютъ своимъ неблагообразнымъ видомъ все прочия великолепнейшия здания«, разумея подъ последними соборы и новопостроенный Дворецъ. Он вообще не любил ничего ветхого, ржавого, покрытого цветом древности, что так дорого для записных археологов…


Заметим, в заключение, что направление, данное Валуевым, коснулось не одних только древних зданий, но и вообше всяких древностей, остатков старой жизни и быта, какими в то время ещё полны были кладовые Кремлёвских и старых загородных дворцов.

В ангаре

Столярная мастерская

Размеры Полтавы: 34,6 м — длина корабля между штевнями, 39,82 М — длина по гондеку, 11,69 М — ширина по набору корпуса без учёта обшивки, 4,6 М — Глубина интрюма, 1 200 ТОНН — Водоизмещение, 54 пушки.

Гото Предестинация

Гото Предестинация

Гото Предестинация

Строительство судна Гото Предстинация

Гото Предестинация

Копия парусного корабля Гото Предестинация

Реплика корабля Гото Предестинация

Судно собрано из двух частей: нижней металлической и верхней деревянной. Вес нижней металлической части составляет почти 150 тонн, сбалансированной для устойчивости 400 тоннами бетона. На строительство верхней части ушло более тысячи кубометров древесины. Днище плоское, без киля.

Длина судна составляет 38,5 м, ширина — 9,5 м, высота без мачты — 4,5 м. Корабль имеет три мачты, высота фок-мачты — 36 м, грот-мачты — около 40 м. Осадка судна 2,5 м. Судно имеет две палубы и рассчитано на 50 пассажиров. Экипаж судна — 5 человек. На судне установлено 32 пушки разного калибра. Первоначально предполагалась установка 58 орудий, однако позже было решено освободить это место под выставочные залы. 26 незадействованных орудий было установлено на суше, около места швартовки корабля. Пушки выполнены из алюминия и покрашены под бронзу. Вес каждой пушки составляет около 300 кг.

Воссоздание судна Гото Предестинация

Реконструкция корабля Гото Предестинация

Площадь парусов составляет по разным данным от 870 до 1500 м². Движение судна под парусами ограничено мелководностью и сравнительно небольшими размерами Воронежского водохранилища на участке между линией электропередачи и Вогрэсовским мостом. Поэтому поднимать паруса будут два раза в год на день ВМФ и день города, при наличии штиля. Судно оснащено дизельным двигателем в 300 л.с., способным развивать скорость до 6,5 узлов (12 км/ч).

Фрегат Штандарт

Фрегат Штандарт

Длина наибольшая — 34,5 м. Длина по палубе — 25 м. Ширина — 6,9 м. Высота мачт — 33 м. Осадка — 3,3 м. Водоизмещение — 220 т. Площадь парусности — 620 кв. м. Двигатели — 2 х Volvo Penta TAMD 122P, 560 л.с.

С эксплуатацией Штандарта в России сейчас имеются большие проблемы из-за невозможности государственной регистрации судна.

Ладья Русич

Ладья Русич

Ладбя Русич

Про ладью Славяна информации в интернете почти нет, только репортажи о ее экспедициях. Вот один из них на сайте РГ.

Ладья Славяна

Парусно-весельная ладья "Славяна", построенная карельскими мастерами по образцу новгородских ушкуйников в 2014 году совершила международную научно-просветительскую акцию "Хождение из Руси в сербскую землю". Протяженность похода составляет 4500 километров.

- Экспедиция началась еще три года назад в Карелии, - рассказал руководитель проекта отец Феоктист. - Ладья "Славяна" на первом этапе прошла по воде от легендарного острова Кижи и до духовно-культурного кремля "Богатырская Слобода" в Самарской области. Птицу Гамаюн и образ Богородицы, которые вышиты на флаге и парусах экспедиции, уже также видели жители Татарстана, Ульяновска, Самары, Саратова, Волгограда, Волгодонска и Ростова-на-Дону. Скорость движения небольшая - около десяти километров в час. Причем большую часть пути участники экспедиции преодолевают на веслах.

В составе "богатырской дружины" (так называют себя военные реконструкторы) - люди различных профессий. Основной костяк экспедиции составляют шесть постоянных членов дружины, остальные шесть меняются по маршрутам. Сейчас в экипаже 12 человек, есть даже семейная пара.

Экспедиция осуществляется за счет добровольных пожертвований, которые экипаж ладьи собирает в разных городах. Собранные средства идут на закупку продуктов и снаряжения.

Ладья Славяна

Ладья Славяна

- Цель похода - возвращение исторической памяти русского и сербского народа, воспитание у молодежи любви к Отечеству, православию и нашей общей древней славянской истории, - поясняет воевода Петр Кабанков. - Самый трудный переход за все три года нас ожидал на Азове, оно оказалось весьма коварным. Перейти море помог ростовский лоцман Валерий Копейко. И так влюбился в нашу ладью, что оставил работу и пошел дальше в поход. Кстати, именно Валерий ввел настоящий флотский распорядок, который очень помогает в море.

Реплика ушкуя

УШКУЙ — легкое речное плоскодонное гребное судно с парусом, нередко украшенное резьбой. Древне-русское слово "Ушкуй" происходит от названия реки Аскуй — правого притока Волхова близ Новгорода, где новгородские умельцы строили лодки "оскуй", или "ушкуй".

Про реконструированный ушкуй тоже информации минимум. Например, такая, что Ушкуй под парусом прошел по Вятке. Это произошло в рамках празднования 640-летнего юбилея города Кирова – 14 июня 2014 года.

10 членов клуба в костюмах новгородцев-ушкуйников пройдут под парусом на вёслах на аутентичном плавательном средстве, выполненном по технологиям 14-15 века, и высадятся на берег в районе бывшей пристани. Жители города смогли наблюдать военно-историческое действо с верхней и нижней набережной реки Вятки.

СТроительство ушкуя

Воссоздание ушкуя

Затем всем было предложено поучаствовать в празднике с элементами исторической реконструкции и увидеть показательные выступления и мастер-классы клубов исторической реконструкции города Кирова.

Учащиеся Института педагогики и психологии ПетрГУ строят старинные суда по уникальным чертежам. Для обучающихся на кафедре технологического образования в лаборатории исторического и народного судостроения эти корабли — дипломные работы. Корабли воссоздают по точным копиям исторических судов, опыт постройки которых был утрачен. Для строительства используют оригинальные чертежи, технологии следуют до мельчайших нюансов. Полученная копия ни в чем не отличается от оригинального корабля.

Строительсво Новоладожского ботика

Для студентов и преподавателей воссоздание старинных кораблей и лодок не только практика по специальности, но и важный исторический эксперимент. В лаборатории занимается до десяти студентов. Они специально ищут оригинальные чертежи исторических малых судов и воссоздают полноразмерные модели. С 2006 года они уже изготовили восемь лодок. Все лодки испытаны волной, студенты сами на них выходят на воду.

Реплика новоладожского ботика

Новоладожский ботик

Музей

Дом Черепановых

Макеты старинных зданий Нижнего Тагила

Начнём с деревянных макетов выдающихся зданий города. Наш современник, преподаватель черчения Демидовского колледжа Иван Треноженко воссоздал в дереве чуть ли не весь старинный Нижний Тагил. В музее есть несколько его работ. В их числе — здание горнозаводской конторы

и разрушенная в советское время Выйско-Никольская церковь. Она служила усыпальницей Демидовых.

Уникальные артефакты находятся на втором этаже. В первую очередь обратим внимание на астрономические часы. Их создал выдающийся изобретатель Егор Григорьевич Кузнецов (Жепинский).

Музей

Портрет Егора Кузнецова-Жепинского

Егор Григорьевич придумал множество механизмов для облегчения труда горняков и повышения качества продукции. В их числе рудоподъемная и водоотливная машины, ножницы для резки металла, водяная плющильная машина или, говоря современным языком, прокатный стан. Почти всю свою жизнь Егор Кузнецов был крепостным Демидовых. Он потратил 20 лет жизни — с 1755 по 1775 годы — чтобы построить уникальные астрономические часы.

Музей

Астрономические часы Егора Кузнецова

Музей

Часы состоят из двух частей. На лицевой стороне мастер поместил циферблат часов, стрелочный календарь, окошки для показа положения солнца и фаз луны. Под циферблатом часов мастер расположил святцы. В особом окошке появляется имя святого, чей праздник отмечают в этот день.
Вторую часть часов называют театральной. Это модель молотовой фабрики с кузнецом, горном, молотом и наковальней. Когда часы начинали бить, фигурка кузнеца брала заготовку железа и клала её на наковальню.

Мои фото получились не очень подробными, поэтому я позаимствовал фотографию с сайта музея.


Астрономические часы Егора Кузнецова-Жепинского

Музыкальные дрожки


Музыкальные дрожки Егора Кузнецова в Эрмитаже. Фото с сайта нижнетагильского музея.

Верстомер стал прообразом современного одометра — прибора, который есть в каждом автомобиле. Егор Кузнецов задумал подарить дрожки императору Павлу I, но не успел. Тот был убит заговорщиками в марте 1801 года, а мастер приехал на дрожках в Петербург в ноябре. Александр I подарок принял и в 1804 году Кузнецова с семьёй освободили от крепостной зависимости. На следующий год мастер умер. Музыкальные дрожки поместили в Конюшенный музей. В советское время его закрыли и дрожки оказались в Эрмитаже.

Музей

В доме Черепановых находится макет музыкальных дрожек. Их сделал уже знакомый нам мастер Иван Треноженко.

Немалая часть экспозиции посвящается создателям первого российского паровоза Ефиму и Мирону Черепановым. Портреты отца и сына написал неизвестный художник. Долгое время они хранились в семье Черепановых и их наследников Гуляевых. После войны Гуляевы передали их в Эрмитаж. Копии портретов написали художники Бувалец и Моисеенко в 1986 году.

Портрет Ефима Черепанова. Копия с картины XIX века Портрет Мирона Черепанова. Копия с картины XIX века

ЕФИМУ АЛЕКСЪЕВИЧУ ЧЕРЕПАНОВУ. Устроенiе паровой машины на рудникахъ и заводахъ нижнетагильскихъ 1824-го года

Музей Дом Черепановых

Легенда о велосипеде Артамонова


Декоративная скульптура Артамонова с улицы Вайнера в Екатеринбурге

Музей Горнозаводской Урал

Велосипед якобы Артамонова

Кабинет Ивана Фёдоровича Макарова

Кроме дома Черепановых, рекомендуем заглянуть в музеи Демидовская дача, Горнозаводской Урал и подняться на Лисью гору.

Резьба — самый древний способ украшения изделий из древесины. Резьбой украшали деревянные суда и фото резного дома дома, мебель и посуду, ткацкие станки и прялки.

Старые резные постройки являются культурным наследием нашей страны, передающимся еще от Древней Руси. Русская архитектура – корни, которые пришли к нам из Византии, и стали основой русского зодчества на многие годы вперед.

Усадьба Шастина А.И.

Старинные русские дома с резными наличниками и фронтонами

Все эта работа является полностью ручной. Восстановлен в наше вpемя pестовpатоpами пpактически заново по аpхивным чеpтежам и стаpым фотогpафиям. По инициативе французской ассоциации сохранения мировых памятников, дом купцов Шастиных был внесен в список мирового охраняемого наследия. Во вновь отреставрированном здании размещается представительство Дома Европы. Сейчас Дом Европы – визитная карточка Иркутска.

Домик кузнеца Кириллова.

Дом зажиточного крестьянина Ошевнева.

Усадьба Сукачева, музей.

Старинные русские дома с резными наличниками и фронтонами

Усадьба Владимира Сукачева — это достопримечательность города Иркутска, созданная 1882 г. Прошло уже более 130 лет, но дом Сукачева до сих пор сохраняет свою изумительную красоту и неизменность деталей усадьбы.

Старинные русские дома с резными наличниками и фронтонами

Силуэты драконов, сказочные цветочные изображения – это показатели богатой фантазии сибирских мастеров.

Погодинская изба.

Во Владимире не простые наличники – они тут в скрипичном ключе!Теремок, Нижний Новгород.Недавно его отреставрировали, а был вот такойСтарый дом, Вологда.Несколько красивых домиков.

Дальнее Константиново Нижегородской областиКрасивый дом где-то на въезде в Кстово, Нижегородская обл.Бахромчатые наличники из Костромской и соседних областей

Старинные русские дома с резными наличниками и фронтонами

Старинные русские дома с резными наличниками и фронтонами

Ярославсская область

Старинные русские дома с резными наличниками и фронтонами

Напоминает праздничное облачение Снегурочки: в сочетании бело-голубых красок дома как будто подсмотрены идеи для зимней шубки внучки Деда Мороза. Белая деревянная резьба на карнизах будто разрисована волшебной кистью Деда Мороза, напоминая зимней иней, нависший на ветках.Вид этого терема не менялся со времен его возведения, смотрители музея-усадьбы только обновляют его Ростов Великий

Старинные русские дома с резными наличниками и фронтонами

И Изборск Псковская область, усадьба купца Белянина

Деревенский дом в ПлёсеОн же.Клишино, Волоколамский район, Московская облДеревня Анастасино, под Смоленском.

Старинные русские дома с резными наличниками и фронтонами

Старинные русские дома с резными наличниками и фронтонами

Старинные русские дома с резными наличниками и фронтонами

В Смоленске должны помнить. Стоял давным давно на против ЖД больницы самый резной и красочный домик. Вот это красота была. Похоже, снёс его новый владелец-любитель крепостных котеджей.

Еще несколько примеров деревянного зодчества.Суздаль.Оренбург. Город Новозыбков, Брянской области. Деревянное зодчество Буряти. Улан-Уде. А это домик из Хорлова, Воскресенского района Подмосковья. Еще Хорлово.Ногинск, Московская обл. Павлов Посад, Подмосковье. Верея, тоже Подмосковье. И вообще в Подмосковье очень много красивых, как старых, так и новых деревянных усадеб. Кстати, сейчас масса в интернете предложений по архитектуре деревянных домов. Вот несколько примеров.

Старинные русские дома с резными наличниками и фронтонами

Старинные русские дома с резными наличниками и фронтонами

Старинные русские дома с резными наличниками и фронтонами

Фото резного дома

Старинные русские дома с резными наличниками и фронтонами

На этом пока всё, потому что выкладывать можно до бесконечности!

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: