Договор фрахтования судна чартер как институт морского права теоретические и практические проблемы
Обновлено: 27.03.2024
Различают следующие классические виды чартеров: рейсовый чартер, тайм-чартер, бербоут-чартер и димайз-чартер. Не так давно появился новый вид чартера – слот-чартер, который отличный от указанных классических видов чартеров. Применение того или иного вида чартера зависит от существенных условий и от того, какую степень риска на период фрахтования принимает на себя фрахтовщик.
Рейсовый чартер применяется в трамповом и регулярном судоходстве для перевозки массовых грузов. По этому чартеру фрахтовщик (судовладелец) обязуется перевезти конкретный груз на обусловленном судне за один или несколько рейсов. Фрахтователь обязуется передать этот груз судовладельцу и уплатить фрахт. Рейсовый чартер фрахтовщик заключает от своего имени.
На практике используются три вида фрахтования судов по рейсовому чартеру: фрахтование на один рейс, фрахтование на несколько последовательных рейсов и фрахтовый контракт (contract of affreightment), по которому фрахтовщик обязуется перевезти регулярными рейсами определенное количество груза фрахтователя в течение оговоренного календарного периода (например 6 месяцев).
Тайм-чартер – это договор, согласно которому одна сторона (судовладелец) обязуется предоставить за вознаграждение другой стороне (фрахтователю) на определенный срок судно для обусловленных договором целей.
Правовая природа тайм-чартера понимается неодинаково. В США, Великобритании, Германии, Хорватии, Сербии и Черногории тайм-чартер рассматривают как однотипный с рейсовым чартером договор. В Польше он считается самостоятельным договором, не совпадает ни с договором морской перевозки груза, ни с имущественным наймом. Во Франции тайм-чартер понимается как один из трех видов договора фрахтования судна. Его компонентами являются два элемента: аренда судна и наем услуг экипажа.
Очень краткой, но основной характеристикой тайм-чартера является то, что по этому договору у судовладельца остается право навигационной эксплуатации судна, а к фрахтователю переходит право коммерческой эксплуатации судна.
Бербоут-чартер используется в трамповом судоходстве и предполагает наделение фрахтователя правом владения судном и осуществления контроля над ним. Именно фрахтователь с точки зрения всех практических целей рассматривается как владелец судна в течение срока действия чартера. Капитан и судовой экипаж становятся служащими фрахтователя, который несет ответственность за управление, эксплуатацию и плавание судна. Обязанностью фрахтователя является обеспечение судна всеми необходимыми запасами потребления, в том числе водой и смазочными материалами. Фрахтователь несет все расходы по эксплуатации судна, а также все риски, возникающие в связи с эксплуатацией судна. По этому чартеру к фрахтователю переходят и право навигационной эксплуатации судна, и право коммерческой эксплуатации судна.
Димайз-чартер – вид чартера, по которому судовладелец передает судно фрахтователю на оговоренный срок вместе с командой, члены которой становятся его служащими; фрахтователь принимает на себя все расходы по судну, включая заработную плату экипажа, и расплачивается с судовладельцем ежемесячно. Фрахтователь несет также расходы по поставке и ремонту судна. В отличие от тайм-чартера, где право на спасательную вознаграждение принадлежит судовладельцу и фрахтовщику в равных долях, в бербоут-чартере и димайз-чартере – это право принадлежит только фрахтовщику.
Слот-чартер — это договор, по которому одна сторона (заказчик), за плату арендует определенное количество контейнеровместимости (слотов) на контейнеровозе, а другая сторона (перевозчик) обязана предоставить для перевозки грузов в контейнерах место на судне. Договор, как правило, носит долгосрочный характер.
Слот-чартер, с присущими только ему особенностями, является уникальным чартером, который по определению ВIМСО не является ни тайм-чартером, ни рейсовым чартером. Слот-чартеру присущи черты этих обоих чартеров, поэтому его еще можно назвать гибридом этих видов чартеров. В отличие от тайм-чартера, по которому фрахтуется все судно, по слот-чартеру фрахтуется только определенное количество контейнеровместимости (слотов), хотя и на определенное время. В отличие от рейсового чартера, фрахтователь по слот-чартеру не фрахтует судно на рейс, а фрахтует на время только определенное количество контейнеровместимости (слотов).
Что такое договоры бербоут-чартера и тайм-чартера и в чем разница
Бербоут-чартер (bareboat charter) – это договор фрахтования между судовладельцем и фрахтователем, по которому судно сдается в аренду без экипажа и снаряжения (судовых запасов). В этом случае фрахтователь становится временным владельцем судна и несет полную ответственность за его эксплуатацию. Это удобно, если у арендатора уже есть свой экипаж или же он набирает его со стороны, при этом являясь его непосредственным руководителем.
Тайм-чартер (time charter) — это договор фрахтования, согласно которому судно сдается в аренду на определенный срок вместе с экипажем. При этом экипаж исполняет указания фрахтователя касательно коммерческой эксплуатации судна, но подчиняется распоряжениям судовладельца, относящимся к управлению судном (судовождение, внутренний распорядок, состав экипажа). Контроль над технической эксплуатацией судна остается за судовладельцем.
Фрахтование судов по договорам бербоут-чартера и тайм-чартера практикуют торговые и транспортные компании для коммерческих пассажирских и грузовых перевозок.
Права и обязанности судовладельца и фрахтователя в период действия договоров бербоут-чартера и тайм-чартера
При заключении договора бербоут-чартера судовладелец обязан:
- Предоставить судно в мореходном состоянии, пригодном для осуществления прописанной в договоре деятельности.
- Выявить и устранить скрытые недостатки — в случае возникновения на судне аварийной ситуации, вызванной скрытыми неисправностями, судовладелец несет материальную ответственность перед фрахтователем.
- Ликвидировать ущерб, причиненный природным ресурсам в случае аварии судна.
Фрахтователь как временный владелец судна в течение срока действия договора бербоут-чартера обязан:
- Своевременно выплачивать фрахт (арендную плату)
- Сохранять рабочие характеристики судна и регулярно выполнять его техническое обслуживание.
- Не менять цели аренды или регион плавания.
- Нести все связанные с эксплуатацией судна издержки, в том числе расходы на содержание экипажа.
- Оплачивать региональные торговые сборы.
- Оплачивать страховые расходы на период эксплуатации судна (при наличии страховки).
- Возместить судовладельцу ущерб в случае аварийной ситуации, возникшей в результате действий фрахтователя.
- По окончании срока действия бербоут-чартера возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в каком оно было им получено (с учетом износа).
Что указывается в договорах бербоут-чартера и тайм-чартера
Договоры фрахтования судов регулируются Кодексом торгового мореплавания (в России - Кодексом торгового мореплавания РФ).
В бербоут-чартере указываются:
- наименования сторон договора,
- сведения о названии, классе и флаге судна,
- его технические и эксплуатационные характеристики (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и пр.),
- количество расходуемого топлива,
- цель заключения договора фрахтования,
- район плавания,
- размер фрахта (арендной платы),
- срок действия аренды,
- время и место передачи/возврата судна.
Дополнительно в бербоут-чартере могут быть прописаны условия выкупа судна.
В тайм-чартере должны быть указаны:
- наименования сторон,
- название судна,
- его технические и эксплуатационные характеристики ,
- район плавания,
- цель фрахтования,
- время и место передачи/возврата судна,
- ставка фрахта,
- срок действия тайм-чартера.
Также в договорах прописывают штрафные санкции за нарушение сторонами соглашения, включая действия судовладельца в случае неуплаты фрахта.
Сократить издержки на эксплуатацию судна поможет автоматизированная система мониторинга топлива и оборудования.
Запросить решение
Читайте также: