Для чего в россии в начале 21 века проводилась судебная реформа

Обновлено: 17.05.2024

Суд был тайным как в отношении публики, так и сторон. Он совершался по актам, составленным полицией, и по записке, заготовленной в канцелярии. Происходил, как правило, в отсутствие подсудимого. Крестьян судили их помещики, которые могли наказывать их бесконтрольными домашними мерами, отдавать в смирительные, рабочие дома, передавать в распоряжение губернского правления, которое, не входя в разъяснение причин негодования помещика, могло ссылать их в Сибирь.

При производстве по делу в духе того времени проявлялась жестокость по отношению к подозреваемому. Вместо поля и ордалий с XV века стала применяться пытка. Со времен Ивана IV ее довели до самых мучительных способов истязаний. Смертная казнь была самым распространенным наказанием. Наказание исполняли в Москве обычно палачи, заплечные мастера по найму от казны. В городах это была земская повинность, которую несли крестьяне и посадские. Выборные из них выполняли обязанности палача по очереди. В городах бывали и наемные палачи.

Пытка как способ выяснения истины оставалась в России на всем продолжении XVIII столетия. Она была отменена указом Александра 1 от 27 сентября 1801 г.

В начале царствования Николая 1 законы России не предусматривали смертной казни. Для применения этой меры к декабристам пришлось обратиться к Уложению Алексея Михайловича, Воинскому уставу Петра 1 и к судебным прецедентам. Суд над декабристами закончился для пятерых повешением. Тридцати одному осужденному назначили отсечение головы (им наказание смягчили). Применение смертной казни было незаконно. А. Герцен писал, что к началу царствования Николая 1 Россия отвыкла от смертной казни. Уложение о наказаниях 1845 г. придало смертной казни не исключительный, а ординарный характер. Уложение 1903 г. предусматривало смертную казнь. Она не могла применяться к несовершеннолетним (до 21 года), престарелый (более 70 лет), женщинам, кроме случаев, когда женщина посягала на царя, царицу или наследника.

Судебная реформа проводилась наряжу с крестьянской, земельной, военной, земской, городской и другими. Она была и самой последовательной. Император утвердил четыре документа: Учреждение судебных установлений; Устав уголовного судопроизводства; Устав гражданского судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Новый суд, по замыслу его создателей, должен был служить гарантией личности от произвола властей. Никто не мог подлежать судебному преследованию за преступление или проступок, не будучи привлеченным к ответственности в порядке, установленном законом. Запрещалось содержание под стражей иначе как в случаях, определенных законом, или в помещениях, не установленных законом. Судья или прокурор обязан был немедленно освободить неправильно лишенного свободы в пределах своей компетенции. Они обязаны были принимать меры для того, чтобы заключенные содержались в установленном порядке.

Суду запрещалось останавливать решение дела под предлогом неполноты, неясности или противоречия законов. Нарушители этого запрета подлежали ответственности за противозаконное бездействие власти. Суды обязаны были решать дела по точному смыслу (разуму) закона, а в случае неполноты, неясности или противоречия законов основывать решения на общем смысле законов.

Судебная реформа шла гораздо медленнее, чем замышлялось и даже было определено законодательно. Она растянулась на долгие годы и не была завершена к 1917 г. Реакционные круги противостояли ее осуществлению. Реакционная печать подвергала травле суд присяжных и другие демократические установления Судебных уставов. Вскоре после принятия законов, положивших начало судебной реформе, последовали меры, которые не без оснований можно считать контрреформой. Закон от 4 июня 1869 г. предоставил лицам высших чинов или занимающим высшие должности право требовать их допроса не в заседании суда, а по месту жительства. Закон от 7 июня 1872 г. предусмотрел особый порядок судопроизводства по делам о государственных преступлениях с многочисленными отступлениями от обычного порядка, передачу таких дел в военные суды. Законом от 9 мая 1878 г. ряд преступлений против управления был изъят из судов присяжных и передан в подсудность создаваемого суда с участием сословных представителей в судебных палатах.

С окончанием гражданской войны стало возможным принятие новых кодексов. Первый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР был принят 25 мая 1922 г. В 1922 г. были приняты УПК Белоруссии и Украины; в 1923 г. - УПК Армянской, Азербайджанской и Грузинской союзных республик.

По Положению о народном суде РСФСР от 21 октября 1920 г. право высшего контроля над приговорами и решениями народных судов было предоставлено Народному комиссару юстиции. По Положению о высшем судебном контроле от 10 марта 1921 г. на Народный комиссариат юстиции возлагались общий надзор за деятельностью судов и дача им руководящих разъяснений и указаний по действующему советскому праву, а также пересмотр вступивших в законную силу приговоров и решений.

В связи с образованием СССР было принято 24 октября 1924 г. Положение о Верховном Суде СССР. Он учреждался в целях утверждения революционной законности на территории Союза ССР, его судьи назначались Президиумом ЦИК СССР. Верховный Суд действовал в составе пленарного заседания, гражданско-судебной, уголовно-судебной, военной и военно-транспортной коллегий. Он был судом первой инстанции по делам исключительной важности. Правом пересмотра дел, разрешенных судами союзных республик. Верховный Суд СССР не обладал.

С принятием Конституции СССР 1936 г. судебная система в стране была перестроена. В соответствии с Конституцией правосудие в СССР осуществляли: Верховный Суд СССР, Верховные суды союзных республик, краевые и областные суды, суды автономных республик и автономных областей, окружные суды, народные суды, а также специальные суды СССР, создаваемые по постановлению Верховного Совета СССР.

Постановлением ЦИК Союза ССР от 14 сентября 1937 г. был установлен особый порядок производства по делам о контрреволюционном вредительстве и диверсиях. Этот закон состоял в ограничении процессуальных гарантий, что позволяло расстреливать обвиняемых в вымышленных преступлениях немедленно после отклонения ходатайства о помиловании.

Начиная с 1953 г. приговоры по де лам о контрреволюционных преступлениях были подвергнуты проверке и стали предприниматься меры по восстановлению справедливости. Наиболее одиозные представители карательных органов понесли наказание. Стала очевидной необходимость создания должных гарантий против повторения тех явлений, которые получили распространение с начала тридцатых годов. На очереди была реформа права, и прежде всего - судебная реформа. Она, собственно говоря, началась уже в 1953 г. с преобразования законодательства. Формировались новые взгляды судей и работников правоохранительных органов, обновлялся судейский корпус. Органы государственной безопасности были значительно сокращены, освобождены от несвойственных им функций и очищались от людей, повинных в нарушении законов. Чрезвычайные законы 1934 и 1937 гг. перестали применяться, а официально их отменили 19 апреля 1956 г. Было утверждено Положение о прокурорском надзоре в СССР от 24 мая 1955 г., сужена компетенция военных трибуналов. В феврале 1957 г. было установлено, что уголовно-процессуальное законодательство принимают союзные республики, а не Союз ССР.

В последующем судебные реформы в России проводились в условиях обретения ею суверенитета. Они продолжаются в наше время. Их содержание наметила Концепция судебной реформы 1991 г. Принципы реформирования судебной власти определила Конституция Российской Федерации 1993 г.

Власть и гражданское общество. Избрание В. В. Путина Президентом России в 2000 г. положило начало новому этапу политического реформирования. Его главным содержанием стало укрепление российской государственности, ее федеративного устройства. Были учреждены 7 федеральных округов, главами которых стали полномочные представители Президента. Их задачей стало приведение местных законов в соответствие с Конституцией страны и федеральным законодательством. В короткий срок более 3,5 тыс. нормативных актов субъектов Федерации были приведены в соответствие с Основным законом страны. Это позволило усилить роль Центра на местах, укрепить федеративное устройство, возродить единое законодательное пространство страны.

Была проведена также реформа Федерального собрания. Совет Федерации стал формироваться не из губернаторов, а из представителей регионов, избранных законодательными органами и назначенных главами администраций.

Изменения коснулись и российской многопартийности. Закон о политических партиях признал таковыми лишь те организации, которые имеют массовую поддержку населения.

Начавшаяся судебная реформа призвана была обеспечить независимость суда от любого давления и в перспективе построение в России правового государства. Для решения этой задачи был введен суд присяжных, институт мировых судей, предусмотрено обеспечение федерального финансирования судов (для уменьшения их зависимости от местных властей).

Целью военной реформы стало создание профессиональной эффективной армии к 2015 г. Впервые военная реформа рассматривалась не как внутренняя проблема самой армии, а как комплексная политическая задача, затрагивающая изменение политических структур, поддержку военного производства и оборонных научных исследований, создания соответствующей инфраструктуры и бытовых условий для военнослужащих, подготовку военных кадров.

Избирательное законодательство также нуждалось в корректировке. Это показали и выборы в Государственную думу 2003 г., и выборы Президента России в марте 2004 г.

С 2004 г. начался новый этап политической реформы. Продолжая линию на укрепление вертикали власти, Президент провел административную реформу, укрупнив министерства и ведомства. Вместо прежних прямых выборов губернаторов регионов населением был введен порядок, по которому их кандидатуры стали вноситься Президентом страны и утверждаться законодательными собраниями субъектов Федерации.

Было решено проводить выборы всех уровней по-новому: президентские и местные — весной, а в Государственную думу — в декабре. Принятые поправки к Закону о политических партиях установили для них минимальную планку членства в 50 тыс. человек и значительное представительство во всех регионах страны, что исключило из активной политики небольшие политические организации. Изменилось и избирательное законодательство. Избрание депутатов по одномандатным округам было отменено. Запрещалось создание предвыборных блоков. Весь состав Думы теперь было решено формировать только по партийным спискам, на основе симпатий избирателей к самым крупным политическим партиям страны, а не конкретным кандидатам в депутаты. Был запрещен переход депутатов из одной фракции в другую и установлен более высокий избирательный барьер (7% вместо 5%).

Для обеспечения взаимодействия граждан с органами государственной власти, защиты прав и свобод, с целью контроля за деятельностью органов власти была создана Общественная палата РФ.

Укрепление властной вертикали еще более усилило регулирующую роль государства во всех сферах.

Экономика и социальная сфера. Заметные перемены произошли в экономике страны. Россия прекратила внешние заимствования, начала выплачивать долги по своим обязательствам. Начало нового века совпало с изменением конъюнктуры на энергоносители на мировых рынках. В условиях бурного роста цен на нефть Россия значительно увеличила свои золотовалютные запасы (выросшие с 13 млрд долларов в 2000 г. до 236 млрд долларов к лету 2006 г.) и поставила вопрос о досрочном погашении долговых обязательств перед кредиторами. Созданный огромный стабилизационный фонд (к лету 2006 г. — около 70 млрд долларов) играл роль главного гаранта экономики страны от серьезных кризисных потрясений.

Укрепление государства, его институтов вызвало тра­диционное для России усиление роли государства в эко­номике.

Было ослаблено налоговое бремя. Введен единый налог в размере 13% на доходы физических лиц, снижен налог на прибыль предприятий и организаций. Были предложены к обсуждению проекты законов о купле-продаже земли, новом порядке наследования имущества и др. Эти важные рыночные преобразования открывали новые перспективы перед экономикой.

В 2001 г. с учетом неблагоприятных тенденций в международной обстановке были увеличены расходы на оборону страны, разработку новейших образцов вооружения и техники. В июле 2001 г. Россия третьей в мире (после США и Японии) создала суперкомпьютер, выполняющий 1 трлн операций в секунду, в результате чего открылись перспективы разработки новейших информационных технологий и средств коммуникаций. После долгого перерыва работы российских ученых получили мировое признание. В 2000 г. академик Ж. И. Алферов был удостоен Нобелевской премии за работы по получению полупроводниковых структур, которые могут быть использованы для сверхбыстрых компьютеров. А в 2003 г. Нобелевская пре­мия была присуждена академикам В. Л. Гинзбургу и А. А. Абрикосову за работы по теориисверхпроводимости и сверхтекучести.

Усилился государственный контроль за уплатой нало­гов крупными компаниями.

Успехи в экономике сделали возможными перемены в социальной политике. В 2005 г. по инициативе Президента были приняты национальные проекты, направленные на радикальное реформирование системы здравоохранения, образования, аграрного сектора, обеспечение населения доступным жильем. В 2006 г. руководством страны были намечены перспективы преодоления демографического кризиса.

ИЗ ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ (2006):

…Еще один национальный проект был начат нами в сфере здравоохранения. Он направлен на укрепление системы первичной медицинской и санитарной помощи и профилактики, на повышение доступности высокотех­нологичных медицинских услуг.

На президентских выборах в марте 2008 г. Президентом был избран поддержанный В. В. Путиным Д. А. Медведев. В. В. Путин стал главой правительства России. Со второй половины 2008 г. Россия ощутила на себе последствия мирового экономического кризиса. Результатом его стало падение мировых цен на нефть и газ, спад производства, рост безработицы и т. д. Руководство России в 2008 — 2009 гг. принимало меры по преодолению кризиса, социальной поддержке населения.

Динамика культурной жизни. В начале XXI в. главной тенденцией в культурной жизни России стало усиление героико-патриотического начала в творчестве писателей, художников, кинорежиссеров, музыкальных исполните­лей.

Широкое распространение получили коммерческие постановки, сезонные спектакли с популярными артистами, спектакли-антрепризы. Появились и балаганные театры с характерным репертуаром.

Героями художественных произведений стали исторические персонажи, прежде критически оценивавшиеся в исторической литературе (серия картин и памятников, посвященных Николаю II и царской семье, П. А. Столыпину, генералам белой армии).

Возрождены традиции российского меценатства. На Родину стали возвращаться художественные ценности, утраченные в годы революции и Великой Отечественной войны, в том числе фрагменты Янтарной комнаты из Екатерининского дворца в Царском Селе под Петербургом.

Серия художественных выставок ведущих музеев России была организована в США, крупнейших европейских странах.

Реальности XXI в., века информационного общества, воплотились в развитии в России современных средств массовой коммуникации. Если глобальной сетью Интернет в конце 90-х гг. пользовались в России около 4 млн человек, то в 2005 г. — уже около 11 млн. Причем их число за пределами Москвы выросло вдвое. Появились интернет-кафе, позволившие пользоваться Интернетом тем, кто не имеет возможности приобрести персональный компьютер. С каждым годом росла роль электронных СМИ — новостных сайтов в Интернете и др.

Усиление государственного регулирования в начале нового века коснулось и средств массовой информации. Были внесены изменения в Закон о СМИ, усилившие государственный и общественный контроль за содержанием телепередач.

Россия в меняющемся мире. Внешнеполитическая стратегия России в 2000—2006 гг. претерпела серьезные из-rt нения. В ее основу положены принятые по инициативе Президента доктрина национальной безопасности и докт­рина информационной безопасности России.

Важным направлением внешней политики является поддержка Россией Организации Объединенных Наций, ее усилий по обеспечению мира и международной стабильности. Наша страна придает большое значение сохранению важнейших договоров в области сокращения воору­жений как одной из важнейших основ современной системы международных отношений.

В. В. Путин неоднократно призывал мировое сообщество к объединению усилий в борьбе с международным терроризмом. Его голос был услышан лишь после трагических событий в США 11 сентября 2001 г., когда террористы, захватив пассажирские авиалайнеры, направили их на здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и военного ведомства США в Вашингтоне.

Россия присоединилась к усилиям США и стран Европейского сообщества по подготовке и проведению антитер­рористической операции в Афганистане. Были восстановлены прерванные в 1999 г. отношения России с НАТО.

Более энергично развивались отношения России с партнерами по СНГ. Регулярными стали встречи на выс

Нападение Грузии на Южную Осетию в августе 2008 г. было отражено вооруженными силами России в ходе операции по принуждению к миру. После этого Российская Федерация признала независимость Южной Осетии и Абхазии.

Отношения стратегического партнерства были установлены с Китаем, Монголией, Вьетнамом, Индией, многими странами Латинской Америки. Возобновились отношения на высшем уровне с Кубой и КНДР. Все более значительное влияние приобретает новая международная организация — Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Она была создана Россией, Китаем, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном в 2002 г. В дальнейшем о своем стремлении вступить в эту организацию заявили такие страны, как Индия, Пакистан, Иран и др.

В праздновании в Москве 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 9 мая 2005 г. впервые приняли участие лидеры ведущих мировых держав, в том числе Германии, Италии и Японии.

Все эти перемены свидетельствуют о том, что авторитет Российской Федерации на международной арене заметно вырос.

За прошедшие 10 лет Путин превратился в одного из влиятельнейших политических руководителей мирового уровня, высказывания которого цитируют по всему миру.
Тем не менее, считаю, что статья написана в слишком позитивном русле. Сплошные достижения во всех сферах жизни. Странно, что нигде не затрагивается проблема упадка жизни в сельской местности, о разрушении хозяйств, безработице. Только в последние годы, в связи с введением санкций на многие продукты, государство начало думать о возрождении и поддержке развития животноводческих ферм, фруктовых плантаций.

На кого напала Грузия? Южная Осетия и Абхазия являлись (и юридически являются!) составными частями Грузии. Страна не может напасть на отдельную область или район! Тут нужны другие термины — конфликт, гражданская война.

Читайте также: