Для чего предназначена установка укв радиосвязи на маломерных судах

Обновлено: 13.05.2024

Прошло более десяти лет с появления публикаций о радиосвязи на прогулочных и спортивных судах и первых попыток ее внедрения в практику как парусных гонок, так и обычных плаваний на внутренних водных путях и в море. Много воды утекло с тех пор, много отгремело дискуссий в интернете, и в результате все встало на свои места – радиостанции появились на парусных яхтах даже бывших их противников. Для владельцев больших моторных яхт вообще не было выбора – без морской или речной радиостанции судно просто не регистрировалось.

Связь на море

Появление новых видов радиосвязи повлекло за собой изменение парка средств связи. Сначала появились приставки (модемы ЦИВ) к имеющимся УКВ и ПВ/КВ радиостанциям профессионального морского флота, а потом, по мере миниатюризации элементной базы, модемы перекочевали в корпуса даже самых простых радиостанций для прогулочного флота.
Для начала познакомимся с тем, что скрывается под аббревиатурой ЦИВ, тем более что, по моим наблюдениям, в популярных яхтенных изданиях этот вид связи еще серьезно не рассматривался.

ЦИВ – содержание и применение


Каждое судно, выходящее в море, должно иметь на борту радиостанцию для обеспечения безопасности экипажа и судна, получения метео- и навигационной информации, для связи с пограничниками и для подачи сигналов бедствия. На судах, если позволяют объемы внутренних помещений, устанавливаются две радиостанции – судовая (стационарная) и носимая.
Стационарная радиостанция мощностью 25 Вт с наружной (выносной) антенной обеспечивает надежную связь на большие расстояния, в то время как носимая со встроенной может пригодиться в случае бедствия на спасательном плоту или на шлюпке, а также при выходе из строя главной радиостанции или бортовой сети.

Судовые (стационарные) радиостанции

Современные судовые радиостанции характеризуются, в первую очередь, наличием модема ЦИВ, а также набором различных функций, расширяющих их возможности, однако в номенклатуре ряда фирм присутствуют также простые и недорогие приемопередатчики без каких-либо премудростей.

Все радиостанции имеют одинаковые, установленные Международной морской организацией (IMO) основные характеристики – 55 международных морских каналов, 10 американских и канадских каналов для получения метеорологической информации, мощность излучения 1 и 25 Вт – и отличаются в основном набором дополнительных функций: способностью работать в режиме интеркома, возможностями сопряжения с другими приборами, наличием отдельного дежурного канала ЦИВ и т. д., о чем пойдет речь ниже.

В состав штатного комплекта радиостанции входят, как правило, приемопередатчик, микрофон и набор для крепежа. Все остальное – антенны, кабель, разъемы, пульты управления – поставляются отдельно по выбору покупателя.

Из простейших радиостанций без ЦИВ весьма популярны в недалеком прошлом недорогие и компактные приемопередатчики, имеющие ряд важных функций – приоритетное сканирование, память всех предварительных установок, таймер ограничения работы на передачу, двойной прием. Такие устройства и сейчас пользуются неплохим спросом у владельцев небольших катеров и яхт.

К новому поколению радиостанций с ЦИВ для небольших судов можно отнести радиостанции, которые позволяют работать в режиме цифрового избирательного вызова в формате RTSM SC101 DSC, автоматически вводить координаты от приемника GPS и отличаются друг от друга набором функций. Некоторые модели данного класса имеют режим громкого оповещения и возможность приема и ретрансляции данных GPS.

Наиболее богатым набором функций обладают радиостанции самого высокого класса. Они предназначена для использования в условиях неблагоприятной среды и сохраняет работоспособность не только при высокой влажности, но и при полном погружении в воду. На таких устройствах установлен крупный жидкокристаллический дисплей, имеющий четыре строки для алфавитно-цифровых символов индикации номера канала, координат, получаемых от приемника GPS, и другой служебной информации. Отличительной особенностью таких радиостанций от других является наличие отдельного приемника для постоянного наблюдения за ЦИВ на 70-м канале. Так же предусмотрены возможность подключения двух пультов управления и режим интеркома, имеется 30-ваттный внешний громкоговоритель с возможностью обратного прослушивания и четырьмя программируемыми звуковыми сигналами (сигнал бедствия, сирена, туманный горн и т. д.).

Носимые радиостанции

Морские носимые УКВ радиостанции подразделяются на две группы – общего назначения и для аварийно-спасательных средств.

Радиостанции первой группы широко используются для связи на судне между членами экипажа, для связи со шлюпок или с берега с судном, а также в качестве замены судовой станции при выходе ее из строя. Выпускаются в брызго и влагозащищенном исполнении.

Носимые радиостанции имеют два или три уровня мощности – 1.0, 2.5 и 5.0 Вт с возможностью быстрого переключения. Питание осуществляется от встроенного аккумулятора. В некоторых моделях в состав штатного комплекта входит кабель с адаптером и разъемом для питания от бортовой сети 12 В (подключается в стандартное гнездо прикуривателя). Современные носимые радиостанции обладают большинством функций, имеющихся у судовых радиостанций – все 55 каналов, быстрый переход на 16-й и 9-й каналы, двойной прием, сканирование. В отдельных моделях предусмотрена возможность подключения скремблера.

Надо заметить, что наметилась тенденция к созданию многодиапазонных носимых радиостанций. Производители предлагают миниатюрные водозащищенные двухдиапазонные радиостанции для двусторонней связи, которые имеют международные, американские и погодные каналы, аварийный 16-й канал, мгновенно вызываемый нажатием отдельной кнопки. В такую радиостанцию может быть установлен ЦИВ.

В радиостанциях этого сегмента имеется возможность работы не только на обязательных морских каналах, но и в диапазонах домашнего радио, общего пользования 460 МГц и в радиовещательных АМ и FМ (на прием).

Радиостанции аварийно-спасательных средств, как следует из их названия, предназначены для работы на аварийноспасательных средствах – надувных спасательных плотах, шлюпках, на терпящих бедствие небольших судах, не имеющих этих средств. К таким станциям предъявляют особо жесткие требование по герметичности, прочности, готовности к работе. Они должны сохранять работоспособность после погружения в воду на глубину до 3 м в течение пяти минут и после падения на стальную палубу с высоты 1 м. Электропитание осуществляется либо от подзаряжаемого аккумулятора, либо от литиевой батареи длительного хранения. В последнем случае радиостанцию следует использовать только в крайнем случае – при бедствии. Количество каналов у таких станций не регламентируется – главное, чтобы был 16-й.

Средства связи и сигнализации на судах

Сигнализацией называется прием и передача сигналов для связи между судами или между судном и берегом в целях обеспечения мореплавания. К средствам внешней связи судна относятся:

  • радиосвязь;
  • звуковые;
  • зрительные;
  • аварийное радиооборудование;
  • пиротехнические.

Любые из вышеперечисленных средств связи могут быть использованы вахтенным матросом только с разрешения капитана или вахтенного помощника.

Радиосвязь

С 1999 года на всех судах установлена радиоаппаратура Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания (ГМССБ). Основное назначение ГМССБ – оперативная организация поисково-спасательной операции аварийного судна береговым спасательным координационным центром (СКЦ) с привлечением судов и других средств, находящихся в районе бедствия.

В результате на судах внедрены современные средства связи, основанные на широком использовании спутниковых и усовершенствованных обычных (включая цифровой избирательный вызов – ЦИВ) методов связи, позволяющих обеспечивать автоматическую передачу и прием аварийных сигналов на любом расстоянии независимо от метеорологических условий и условий распространения радиоволн (рис. 2.7). Специальные системы связи обеспечивают передачу на суда информации для обеспечения безопасности мореплавания (НАВАРЕА, НАВТЕКС).

Аппаратура ГМССБ

Кроме этого, аппаратура позволяет обеспечивать и обычный радиообмен как в УКВ- и ПВ/КВ-диапазонах, так и с использованием спутниковой связи ИНМАРСАТ. Система ИНМАРСАТ предоставляет морякам телефон с прямым автоматическим набором номера, телекс, факс, электронную почту, режим передачи данных.

УКВ-радиостанция предназначена для оперативной связи с береговыми службами и другими судами. Дальность действия стационарной судовой радиостанции примерно 30 миль. УКВ-диапазон также используется для организации внутрисудовой связи при несении вахтенной службы, швартовке, постановке на якорь и т. п.

Основные каналы УКВ-диапазона

На каждом приборе аппаратуры имеется так называемая красная кнопка, предназначенная для передачи сигнала бедствия. Вахтенный матрос должен быть внимательным с тем, чтобы случайно не нажать одну из них. Ложная передача сигнала бедствия грозит внеплановой проверкой всех судовых служб и штрафными санкциями.

Звуковые средства связи и сигнализации

К звуковым средствам относятся:

  • судовой свисток или тифон (рис.2.8)
  • колокол
  • туманный горн
  • гонг

Свисток и тифон – основные средства для подачи звуковых сигналов согласно МППСС-72. Подачу звуковых сигналов осуществляют из ходовой рубки и с крыльев мостика нажатием сигнальной кнопки. При плавании в условиях ограниченной видимости включается специальный прибор (рис. 2.9), который подает туманные сигналы согласно заданной программе.

Судовой тифон

Судовой колокол устанавливается в носовой части судна, вблизи брашпиля. Он используется для передачи сигналов на мостик при постановке судна на якорь и съемке с якоря, для подачи туманных сигналов при стоянке судна на якоре, на мели, для подачи дополнительного сигнала при пожаре в порту и т. п.

Туманный горн является запасным средством туманной сигнализации. Он используется для подачи туманных сигналов при выходе из строя свистка или тифона.

Гонг применяется для подачи туманных сигналов, предписанных правилом 35(g) МППСС-72.

Зрительные средства связи и сигнализации

Зрительные средства бывают:

К световым относятся различные светосигнальные приборы – сигнальные фонари, прожекторы, ратьер, клотиковый и отличительные огни. Дальность действия светосигнальных приборов обычно не более 5 миль.

Бортовой огонь левого борта, Ратьер, Сигнальные фигуры

В качестве предметных средств используются сигнальные фигуры и сигнальные флаги Международного свода сигналов (МСС-65).

Сигнальные фигуры – шары, цилиндры, конусы и ромбы на судах применяются в соответствии с требованиями МППСС-72. Фигуры изготовляются из жести, фанеры, проволоки и парусины.

Их размеры определяются Регистром. Хранятся они на верхнем мостике, кроме якорного шара, который находится на полубаке.

На судах морского флота используется Международный свод сигналов, комплект которого состоит из 40 флагов: 26 буквенных, 14 цифровых, 3 заменяющих ответного вымпела. Эти флаги поднимаются на фалах, хранятся в рубке в специальных ящиках-сотах.

Флаги МСС-65

Свод предназначен для ведения переговоров по вопросам обеспечения безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море при помощи одно-, двух- и трехбуквенных сигналов.

Он состоит из шести разделов:

Однобуквенные сигналы

Цифровые вымпелы

Аварийное радиооборудование

К аварийным средствам связи относятся:

  • аварийный радиобуй спутниковой системы КОСПАС-SARSAT
  • радиолокационные маяки ответчики (Search And Rescue Transponder – SART)
  • УКВ носимые радиостанции

Каждый член экипажа должен уметь самостоятельно привести в действие радиооборудование спасательных средств.

Носимая УКВ-радиостанция обеспечивает связь на месте бедствия между спасательными средствами и поисковыми судами.

На каждом судне должно быть не менее трех УКВ носимых радиостанций, которые постоянно хранятся на ходовом мостике, откуда они могут быть быстро перенесены в спасательную шлюпку или плот.

Батарея УКВ-радиостанции должна иметь достаточную мощность для обеспечения работы в активном режиме в течение 8 часов и 48 часов работы в режиме только приема.

УКВ-радиостанция

Радиолокационный маяк-ответчик является основным средством обнаружения местоположения спасательных средств непосредственно в районе бедствия. На судне должно быть не менее двух SART, обычно расположенных на ходовом мостике.

При покидании судна SART устанавливается в шлюпке или на плоту в специальном креплении, после чего включается и находится в режиме ожидания. При облучении приемника SART импульсом радиолокационной станции спасательного судна он начинает излучать ответный сигнал, сигнализируя об этом подачей звукового и светового сигнала.

Сигнал SART на экране радара поискового судна индицируется серией точек (12 или 20), расположенных на равном расстоянии друг от друга, а также отображается на электронной карте. Дальность обнаружения SART судовой РЛС не менее 5 миль; РЛС воздушного судна – 30 миль.

SART выдерживает сбрасывание в воду с высоты 20 метров, водонепроницаем на глубине до 10 метров. Емкость батареи рассчитана для работы в режиме ожидания – 96 часов, в режиме излучения – 8 часов. Легко приводится в действие неподготовленным персоналом.

Международная спутниковая система КОСПАС-SARSAT предназначена для обнаружения и определения местоположения судов, самолетов, других объектов, потерпевших аварию.

Система КОСПАС-SARSAT состоит из:

  • судовых аварийных радиобуев (АРБ);
  • геостационарных и низкоорбитальных спутников, которые позволяют обнаруживать сигналы и определять местоположение АРБ с точностью до 5 километров;
  • спасательно-коордионационных центров (СКЦ), которые получают информацию со спутников.

Аварийный радиобуй системы КОСПАС-SARSAT устанавливается на открытой палубе. При погружении судна на глубину около 4 метров АРБ свободно всплывает, для чего предназначено специальное устройство – гидростат, который освобождает буй. АРБ после всплытия на поверхность автоматически активируется, буй также имеет ручное включение.

АРБ снабжен плавучим линем, пригодным для использования в качестве буксира, и лампочкой, автоматически включающейся в темное время суток. Выдерживает сбрасывание в воду без повреждений с высоты 20 метров.

Источник питания обеспечивает работу АРБ в течение 48 часов. На наружной стороне корпуса АРБ указывается краткая инструкция по эксплуатации и дата истечения срока службы батареи. В судовом расписании по тревогам должны указываться ответственные за доставку аварийного радиооборудования в спасательные средства.

Пиротехнические средства связи и сигнализации

На каждом судне должны быть следующие сигнальные пиротехнические средства:

  • ракеты
  • фальшфейеры
  • дымовые шашки
  • буйки светящие и светодымящие для указания места спасательного круга на воде в темноте

Пиротехнические средства влагостойкие, безопасные в обращении и хранении, действуют при любых гидрометеоусловиях и сохраняют свои свойства в течение минимум трех лет.

Пиротехнические средства хранят в водонепроницаемых металлических шкафах и ящиках с ячейками на палубе ходового мостика или в шкафах, встроенных в переборки помещений ходового мостика, с дверцей на открытую палубу. Ящики и шкафы всегда закрыты на за- мок. Один ключ должен находиться у старшего (третьего) помощника капитана, другой – в штурманской рубке.

Пиротехнические средства шлюпок и плотов, уложенные в контейнеры, в море должны находиться на штатных местах в шлюпках, а на стоянке в порту их рекомендуется убирать в надежное хранилище под замок.

Однозвездные ракеты красного или зеленого цвета предназначены для сигнализации во время проведения спасательной операции.

Ракета сигнала бедствия красного цвета выбрасывает на высоте 300–400 метров красные звезды, которые горят не менее 20 секунд.

Парашютная ракета предназначена для подачи сигнала бедствия. Высота взлета 300–400 метров, время горения – 45 секунд.

Фальшфейер – это гильза, в которой расположен пиротехнический состав и зажигательное устройство. Фальшфейер горит ярко-красным огнем в течение 1 минуты и является сигналом бедствия. Для привлечения внимания применяются фальшфейеры белого цвета.

Звуковая ракета предназначена для подачи сигнала бедствия, взрываясь на высоте, имитирует пушечный выстрел. Звуковую ракету запускают только из пусковых стаканов, укрепленных на планшире или леерном ограждении на обоих крыльях мостика.

При несрабатывании ракеты ее разрешается извлечь из стакана не менее чем через 2 минуты.

Плавучие дымовые шашки используют для подачи сигнала бедствия в светлое время суток. Шашка представляет собой жестяную коробку, внутри которой находится воспламенительное устройство и смесь, образующая густой оранжевый дым. Время выделения дыма – 5 минут, дальность видимости – до 5 миль.

Буйки светодымящиеся крепятся к спасательным кругам, которые располагаются на крыльях мостика. Основное назначение спасательных кругов со светодымящимися буйками – обозначение места падения человека за борт.

Сигналы бедствия

Следующие сигналы, используемые или выставляемые вместе либо раздельно, указывают, что судно терпит бедствие и нуждается в помощи (Приложение IV МППСС-72):

1. Пушечные выстрелы или другие, производимые путем взрыва сигналы с промежутками около 1 минуты.

2. Непрерывный звук любым аппаратом, предназначенным для подачи туманных сигналов.

3. Ракеты или гранаты, выбрасывающие красные звезды, выпускаемые поодиночке через короткие промежутки времени.

4. Сигнал, передаваемый по радиотелефону или с помощью любой другой сигнальной системы, состоящей из сочетания звуков . - – -. (SOS) по азбуке Морзе.

6. Сигнал бедствия по Международному своду сигналов – NC.

7. Сигнал, состоящий из квадратного флага с находящимся над или под ним шаром или чем-либо, похожим на шар.

8. Пламя на судне.

9. Красный свет ракеты с парашютом или фальшфейер красного цвета.

10. Дымовой сигнал – выпуск клубов оранжевого цвета.

11. Медленное и повторное поднятие и опускание рук, вытянутых в стороны.

12. Радиотелеграфный сигнал тревоги.

13. Радиотелефонный сигнал тревоги.

14. Сигналы, передаваемые аварийными радиобуями указания положения.

15. Установленные сигналы, передаваемые системами радиосвязи, включая сигналы радиолокационных маяковответчиков на спасательных шлюпках и плотах.

16. Полотнище оранжевого цвета с черным квадратом либо кругом или другим соответствующим символом (для опознавания с воздуха).

17. Цветное пятно на воде

Запрещается применение или выставление любого из вышеуказанных сигналов в иных целях, кроме указания о бедствии и необходимости помощи; не допускается также использование сигналов, которые могут быть спутаны с любым из вышеперечисленных сигналов.

С началом сезона к нам все чаще обращаются владельцы небольших лодок, поднадзорных ГИМС, в поиске рации, которая позволит соблюсти все требования и даст возможность прослушивать соответствующие каналы и по необходимости связываться со службами и шлюзами. Стоит отметить, что радиостанции речного диапазона - исключительно российское развлечение, как и отдельные классификаторы для морской акватории и внутренних водных путей и достались нам в наследство от Советского союза. Именно поэтому моделей речных раций немного, а те, что есть - инициатива российских брендов, иностранные компании свои модели постепенно сняли с производства.

Рации для ГИМС

Если вы (точнее ваше судно) поднадзорно ГИМС - скорее всего, рация вам официально не требуется, и это покупка для шлюзования, общения с проходящими судами и мониторинга ситуации. В таком случае, ваш оптимальный выбор - адаптированная недорогая радиостанция.

Onega LT-350 - компактная рация с дисплеем и удобной клавиатурой, позволяющей вводить частоты вручную. В комплекте зарядное устройство с адаптером для сети 12 В. Передатчик модели достаточно мощный - 5 Вт - для связи на дальних расстояниях на акватории. Кроме того, в данной модели есть такие функции, как VOX, режимы отображения частоты и каналов, которых вы не найдете ни в одной другой речной радиостанции.

Vector VT-44 H River - портативная рация в надежном корпусе с двумя кнопками управления, миниатюрный дисплей находится на торце, рядом с антенной. Программируемые 99 каналов - достаточно, чтобы поместились все речные каналы. Передатчик 5 Вт, аккумулятор, как и у Онеги - 1500 мАч. Хотя решение с мини-дисплеем на торце кажется неочевидным, многим пользователям оно нравится больше - поскольку можно управлять рацией, не снимая ее с пояса или кармана, и маленький экран сложнее повредить.

Navcom CPC-303A - ГИМСовая версия радиостанции CPC-303. Отличается ярким цветом корпуса и положительной плавучестью. Герметичный корпус IP67 достаточно громоздок. Данная модель поддерживает до 128 каналов. Но при более высокой, по сравнению с аналогами, стоимостью мощность передатчика у данной рации всего 2 Вт, что не прибавляет ей популярности. Из функциональные возможностей в NavCom СРС 303 A реализованы сканирование по всем и по двум или трем каналам, активация передачи голосом VOX, кнопка быстрого перехода на 5 канал, блокировка клавиатуры, возможность использования CTCSS и DCS кодирования и т.п.

Рации для РРР

Если вы уже доросли до Речного регистра - радиосвязь для вас суровая и сертифицированная необходимость. Что есть на рынке:

Vega VG-304 - популярная портативная радиостанция, одобренная Российским речным регистром. Поставляется с номерным сертификатом. Запрограммирована на все речные каналы, всего в памяти 99 каналов, мощность передатчика достаточная - 5 Вт, и может регулироваться. Среди полезных функций - регулируемый шумоподавитель, различные варианты сканирования, кнопка перехода на пятый канал. Это простая и достаточно надежная модель в корпусе на алюминиевой раме, с резиновыми заглушками, с дисплеем и минимальной клавиатурой. Аккумулятор литиевый, 1600 мАч. Весит 280 г.

Гранит 2Р-44 - чуть менее популярная, но не менее проверенная портативная модель, также поставляющаяся с сертификатом РРР. Передатчик 5 Вт, каналов 99, дисплей, минимальная клавиатура - все как полагается. Отличается NiMh аккумулятором емкостью 2100 мА, и, как следствие, большей массой (470 г). Но если вы беспокоитесь за время работы рации - лучше конечно брать Гранит.

Также остается вариант Navcom 303 - ярко-желтой, плавучей и в этой версии - с сертификатом. Однако стандартная емкость аккумулятора (1500мАч) при весе почти как у Гранита, и слабомощный передатчик 2 Вт заставляют рассматривать эту рации лишь в качестве "запасного варианта".

Рации для Морского регистра

Теперь ответим на вопрос, которые любят задавать жители Крыма - что делать, если вам нужна одновременно морская и речная радиосвязь, и стационарная бортовая рация - не вариант.

В таком случае вам понадобятся две радиостанции - одна морская и одна речная, подходящая под ГИМС или РРР в зависимости от вашего билета. Обычный выбор здесь - Icom IC-M24 и Icom IC-M36, проверенные временем плавучие морские радиостанции мощностью 5 и 6 Вт соответственно. Пожалуй, в их проверенности - их главный недостаток. Icom нечасто обновляет линейку, и некоторая "устарелость" дизайна начинает бросаться в глаза. Стоит сравнить хотя бы с Icom IC-M25 - обновленной версией 24 модели. Она получилась компактной, легкой и аккуратной, конечно плавучей, с увеличенным дисплеем. Как и у всех Icom, IC-M25 легче найти в воде, благодаря светонакопительной полосе по бокам, и легче вернуть в строй благодаря функции очистки динамика AquaQuake.

Кстати, Icom 36 - единственная на данный момент портативная морская радиостанция, сертифицированная под Речной регистр.

Что еще? Известный бренд судового оборудования Standard Horizon выпускает ладные и технологичные портативные модели, большей частью плавучие. Безусловный фаворит среди них - Standard Horizon HX-290, надежная, достаточно мощная, удобная, с большим дисплеем и удобным управлением. Неплохой вариант - HX-400, даже скорее ее улучшенная версия Standard Horizon HX-400IS, искрозащищенная и просто защищенная морская рация с аккумулятором 2400 мА, скремблером и шумоподавителем.

Но пожалуй, теперь их всех может потеснить Standard Horizon HX-870 - более мощная (6 Вт), выносливая, да и пожалуй удобная, тем более что у нее есть ЦИВ. Помимо красивых примочек типа большого дисплея и плавучего корпуса IPx8 с проблесковым маячком, эта рация имеет уникальную особенность - 66 канальный GPS-приемник. Благодаря ей вы можете как сохранять в рации (!) маршруты до 200 точек, так и повысить свою безопасность в путешествии - благодаря функции "Человек за бортом" и подаче экстренного сигнала с координатами радиостанции. Кстати, HX-870 работает не только от собственного аккумулятора 1800 мАч, но и от батареек ААА (кейс для них идет в комплекте). Так что с такой техникой вы точно не потеряетесь.

Рации для Крыма (морская+речная связь)

Возвращаясь к вопросу о морской и речной связи - берите морскую радиостанцию на ваш вкус, например, Icom IC-M24 и к ней - простую рацию ГИМС типа Onega LT-350, или речную под РРР - зависит от вашей лодки. Может показаться затратным - но во-первых, это защитит вас от любых претензий, во-вторых - две рации с двумя аккумуляторами всегда надежнее одной, надрывающейся за двоих. Если что - вы точно с кем-нибудь да свяжетесь.

А хороший отдых на воде должен быть в первую очередь безопасным. Выбирайте технику вдумчиво - консультируйтесь у наших менеджеров - и будьте на связи.

Радиостанции для морских судов

Сегодня радиосвязь на море является основным средством оперативного общения судов и береговых служб, обеспечивая быстрый обмен информацией и безопасность судоходства.

Для морской радиосвязи существует выделенный диапазон 156,0 - 174,0 МГц, разбитый на каналы, каждый из которых зарезервирован для определенных целей. Правила использования таковы, что одни каналы - служебные, с запретом выхода в эфир, другие - разрешены для свободного общения, а 16-й канал (международный каналом вызова судов и подачи сигналов бедствия) необходимо слушать всегда. Также нужно знать, что использование морской радиостанции для переговоров на суше запрещено, исключение сделано только для береговых служб.

Все каналы связи имеют свой номер, причем нумерация не сквозная. Одни каналы симплексные, с единой частотой приема и передачи, вторые - дуплексные, с разными частотами на прием и передачу, третьи предназначены для цифровой связи (ЦИВ, DSC). В разных странах официальный список используемых морских каналов свой, но, в основном, он лишь дополняет стандартный, утвержденный Международным Союзом Электросвязи. Всего на данный момент насчитывается около 200 каналов.

Радиостанции морского диапазона существуют портативные и стационарные. Первые используются на малых судах в качестве основного средства связи, а на крупных - в качестве вспомогательного, для оперативной связи на борту. Особенность портативных раций для моря - полная водонепроницаемость и, у большинства моделей, положительная плавучесть. Имеют небольшую мощность сигнала (2-6 Ватт) и, соответственно, малую, по морским меркам, дальность передачи. Стационарные же радиостанции оборудованы передатчиком высокой мощности (25 ватт) и имеют соответствующую дальность передачи, требуют установки внешней антенны и, помимо обычной речевой связи, могут иметь дополнительный функционал:

  • ЦИВ (DSC, Цифровой Избирательный Вызов) - функция избирательного вызова "судно-судно" и "судно-берег", используется для оповещения о бедствии и вызовов с приоритетом срочности
  • AIS-приемник - автоматическая идентификационная система, приемник данных о названии, координатах, габаритах, курсе и т.д. от судовых AIS-передатчиков
  • GPS/ГЛОНАСС-приемник (приемник ГНСС) - при подаче сигнала бедствия возможна передача GPS-координат судна, в паре с AIS позволяет отображать на экране относительное расположение других судов, позволяет (при реализации) вести навигацию на заданную точку

Дальность связи на море

Радиостанции для морских судов

Дальность приема-передачи на море напрямую зависит от высоты установки антенны и мощности передатчика. Исходя из физики распространения радиоволн и кривизны поверхности планеты - теоретически дальность связи может достигать ~111 километров, однако на практике это расстояние доступно лишь крупным судам - с очень высоко установленной антенной. Малым судам - яхтам, катерам - остается "довольствоваться" 10-40 километрами связи при использовании стационарных радиостанций, портативные же рации при 5 Вт мощности передают на 5-10 км.

Бренды морских радиостанций

Самые популярные на Российском рынке марки морских раций - это Standard Horizon и Icom , оба бренда родом из Японии. В модельном ряду обоих производителей есть как портативные, так и стационарные - от рядовых моделей до функционально насыщенных. Еще стоит отметить таких производителей как Entel, Samyung, Cobham Sailor - под этими брендами выпускается профессиональные, взрывобезопасные и ГМССБ (GMDSS) аварийные радиостанции.

Радиостанции Standard Horizon (на 2018 год)

    - простая плавающая, 5Вт, с зарядкой через USB разъем - неплавающая, 5Вт, с возможностью программирования в диапазоне 136-174МГц - повторяет HX380, улучшено - защита корпуса, более емкий аккумулятор, активное шумоподавление - искробезопасная версия HX400 - плавающая, 6Вт, с GPS и ЦИВ
    - бортовая, 25Вт, с ЦИВ - бортовая, 25Вт, с ЦИВ и GPS - бортовая, 25Вт, с ЦИВ, GPS и AIS-приемником

*Standard Horizon HX100 и HX290 с 2018 года не поставляются на Российский рынок.

Радиостанции Icom (на 2018 год)

    - самая популярная простая плавающая 5Вт радиостанция - улучшенная версия M24 - плавающая 6Вт радиостанция с возможностью подключения внешнего микрофона - неплавающая 6Вт радиостанция с активным шумоподавлением
  1. IC-M88 - компактная 5Вт радиостанция с возможностью программирования в диапазоне 136-174МГц - взрывобезопасная версия M88 - аварийная ГМССБ 2Вт радиостанция - взрывобезопасная версия GM1600E
    - простая бортовая 25Вт радиостанция - бортовая 25Вт радиостанция с ЦИВ - бортовая 25Вт радиостанция с ЦИВ и GPS, есть версия IC-M506 с AIS-приемником
  1. IC-M605 - бортовая 25Вт радиостанция с ЦИВ и GPS, есть версия с AIS-приемником
  2. IC-GM600 - бортовая ГМССБ 25Вт радиостанция с ЦИВ class A, соответствует требованиям SOLAS

Антенны и кабель для морских радиостанций

Из антенн наиболее популярен итальянский бренд Scout Antenne , обладающий широким ассортиментом и хорошо представленный в России. Менее популярны, но также известны марки Shakespeare, Sirio, Navcom. Ко многим моделям антенн необходимо отдельно подбирать крепление (на горизонтальную или вертикальную плоскость, на мачту, на рейлинг).

Выбирая кабель для подсоединения радиостанции к антенне, необходимо помнить о явлении затухания сигнала - каждый метр кабеля уменьшит мощность сигнала на антенне, и если для прокладки на расстояние 5 метров можно использовать популярный RG58, то на 10 метрах и дальше - необходим уже RG213.


УКВ радиооборудование является для яхтсменов основным средством коммуникации на воде. Оно может эффективно использоваться как для связи в море между судами, так и между судами, и береговыми станциями. УКВ радиостанция остается, одним из самых важных видов спасательного оборудования.

Ультракороткие волны (УКВ) — это диапазон частот, в котором работает коротковолновый приёмопередатчик. Диапазон позволяет осуществлять радиовещание с очень хорошим качеством.

Дальность действия УКВ не столь велика, но покрытие достаточно большое из-за множества береговых станций, большого количества торговых судов и яхт.

Преимуществами УКВ радиостанции являются: относительно дешёвый радиопередатчик и антенна, а также лёгкость в использовании.

УКВ радиостанции не потребляют много электроэнергии и могут быть использованы как переносные станции с перезарядными аккумуляторными батареями.

Радиосвязь всегда являлась важнейшим средством для обеспечения безопасности в мореплавании. Радиостанция на ультра коротких волнах (УКВ) компактная и легкая, и при плавании в прибрежных водах ее необходимо иметь на борту.

Но если вы решите отойти от берега намного дальше, то в состав оборудования вашего судна должны входить: радиостанция ПВ/КВ (промежуточные/короткие волны), спутниковая связь, АРБ (аварийный радиобуй), РЛО (радиолокационный ответчик).

Все пассажирские суда и суда валовой вместимостью более 300 регистровых тонн должны иметь на своем борту специальное радиооборудование ГМССБ (Глобальной Морской Системы Связи при Бедствии, англ. Global Maritime Distress & Safety System, GMDSS).

УКВ приёмопередатчики, предназначенные для морского использования, работают в диапазоне между 156МГц и 174МГц в зоне прямой радиовидимости. В этом диапазоне находится 57 частот, назначение и цель использования каждой из них определено Международными правилами.

Несмотря на то, что существуют всего 57 международных каналов, они не пронумерованы от 01 до 57. Нумерация каналов начинается с 1 канала, а заканчивается 88, при этом между 29 и 59 цифрами нет каналов и каждый канал предназначен для определённой цели.


Помните, что морская УКВ радиостанция ОБЯЗАНА быть оборудована каналами 16 и 06. Список каналов, используемыми всеми станциями приведён в Admiralty Lists of Radio Signals, Vol. 1 (ALRS Vol. 1), Reeds Nautical Almanac, или в Channel Assignment Charts.

Распределение Международных каналов по приоритету, которые могут быть использованы для различных служб:

Судно — Береговая станция: 26, 27, 25, 24, 23, 28, 04, 01, 03, 02, 07, 05, 84, 87, 86, 83, 85 Каналы для связи Судно — Береговая станция используются, соответственно, на судне для общения со станциями, которые находятся на берегу.

Судно — Порт: 12,14,11, 09, 68, 71. Каналы, предназначенные для связи судна с портом, а так же используются, например, при получении разрешения на вход в порт либо заказе лоцмана.

Судно — Судно: 06, 08, 72, 77, 10, 13, 09, 73, 69,15,17. Является основным каналом, предназначенным для связи между судами.

Канал используется для связи между судами, касающейся безопасности судовождения. Международные правила обязывают все коммерческие суда, если они находятся в прибрежных водах, иметь у себя на борту отдельную УКВ радиостанцию, которая в обязательном порядке настроена на 13 канал. А все суда больше 20 метров (65 футов) обязаны нести радиовахту на 13 канале, если они находятся в территориальных водах США.

Выше мы уже неоднократно говорили о канале 16, который, как вы уже поняли, предназначен для связи в случае Бедствия, Срочности и Безопасности. Теперь расскажем о нем отдельно. 16 канал можно использовать также и для первоначального вызова. При этом любая радиостанция, с которой вам необходимо связаться, обязательно услышит вас, потому что на 16 канале все радиостанции просто обязаны нести радиовахту, и он всегда должен быть свободен.

Как только связь с нужной радиостанцией налажена, вам необходимо перейти на соответствующий рабочий канал и продолжить там свой разговор. 16 каналом необходимо если и пользоваться, то кратковременно, он предназначен для других целей. Максимальное время, за которое разрешается использовать 16 канала составляет от 16 до 60 секунд, конечно же, за исключением связи в случае Бедствия, Срочности и Безопасности. Но лучше всего, все-таки, вызывать нужную вам станцию на согласованном рабочем канале, чтобы не использовать 16.

Кстати, яхтам и небольшим лодкам не обязательно нести постоянную радиовахту на 16 канале, но желательно это делать, хотя бы потому, чтобы быть в курсе навигационной обстановки в том районе где находится ваше судно и, на всякий случай, слышать вызывающие станции.

Существует 57 Международных каналов. У каждого предназначение свое. Нет необходимости знать для чего предназначен каждый, но некоторые вы знать должны. Обязательно запомните, что каждая УКВ радиостанция имеет 16 и 06 каналы, а так же при необходимости 13 канал.

В США каналы WXi — WX8 зарезервированы Национальной администрацией океанографии и атмосферы для того, что бы передавать прогноз погоды. Зоны покрытия каналов разбиты по географическому принципу, чтобы исключить наложение одного канала на другой.

Канал 22А используется Береговой охраной США (U.S. Coast Guard), только для связи с коммерческими и рыболовными судами, а так же яхтами.

Цифровой избирательный вызов (ЦИВ) на канале 70 канале (Digital Selective Calling (DSC) on Channel 70)

Глобальная Морская Система Связи при Бедствии (ГМССБ) ‘Global Maritime Distress and Safety System’ (GMDSS) – система координации связи по поиску, спасанию и обеспечению безопасности судоходства. Была разработана и применена в 1992 году для всех Договаривающихся правительств.

В ГМССБ есть условие, по которому все УКВ радиостанции обязаны иметь ЦИВ — систему цифрового избирательного вызова, позволяющую радиооператору посылать сигнал бедствия в автоматическом цифровом режиме. Сигнал мгновенно будет принят береговой станцией и судами, несущими автоматическую радиовахту на 70 канале.

Канал 70 не может быть использоваться для голосовой связи, потому что зарезервирован для цифрового избирательного вызова (ЦИВ). Прием вызова ЦИВ на приемном конце сопровождается отображением соотвествующей информации на дисплее контроллера и включением звуковой сигнализации. Применять 70 канал для голосовой связи – бессмысленно, потому что этот канал использует цифровые коды.

Запомните! Перед началом передачи, послушайте и убедитесь, что канал не используется другими станциями. Максимально разрешённое время для проверки радиооборудования — 10 сек.

Для начала надо запомнить, что в большинстве стран принята стандартная структура передачи прогноза погоды:
- Вступление. Кто передает, для кого и т.д.
- Предупреждения. Информация об опасностях, если таковые имеются. Например, штормовые предупреждения
- Генеральный (общий) прогноз на весь регион. Области высокого и низкого давления, их перемещение и т.п.
- Подробный прогноз по отдельным областям на 24 часа.

Чтобы информация легче воспринималась на слух, необходимо запомнить основные характеристики погодных явлений, которые обычно включаются в прогноз.

Соотношение силы и скорости ветра, состояние поверхности моря и оценка в баллах по различным системам. Обратите внимание, что баллы, характеризующие силу ветра и состояние моря – это не одно и то же, более того, они не совпадают. Многие метеослужбы сообщают силу и скорость ветра в цифрах, а, допустим, у англичан вы можете встретить такие определения штормовых ветров:

Читайте также: