Что значит творить суд и правду

Обновлено: 14.05.2024

Некий чудак и поныне за Правду воюет,

Правда, в речах его правды – на ломаный грош:

«Чистая Правда со временем восторжествует,

В. Высоцкий. Притча о правде и лжи

Написанное ниже – совсем не про то, что нужно врать в суде. А про понимание, что судебное дело – это не борьба правды с ложью. Суд действует по иному механизму. И поэтому свою роль в суде, если вы стали истцом или ответчиком, нельзя сводить только к правдивому рассказу обо всем, что вам известно.


Я нередко встречаюсь с людьми, которые приходят на консультацию, уже проиграв дело. И знаете, что больше всего всего вызывает у них недоумение? Человек не может понять, почему он проиграл дело, если рассказал в суде чистую правду.

На самом деле нет никаких причин для удивления. Человек проиграл не потому, что он говорил правду, и не потому, что его оппонент слишком много врал, а суд ему поверил.
В противном случае, можно было бы заменить судью на детектор лжи. Но этого почему-то не происходит.

Как это работает
Самое главное, что надо знать: в суде действует принцип состязательности. Он означает, что истец и ответчик должны доказать суду те обстоятельства, на которые они ссылаются.

Доказывать что-то суду и говорить правду – не одно и то же. Хотя бы потому, что можно быть правым, но не суметь доказать свою правоту в суде.

И, верите или нет, правда в ГПК упоминается только косвенно. И только применительно к пояснениям свидетелей, экспертов, переводчиков. Перечисленные лица несут ответственность за дачу ложных показаний. То есть за злонамеренное искажение обстоятельств, относящихся к делу. За неправду.

Человек занял знакомому 300 000 рублей. Но, как это часто бывает между знакомыми, расписку от него не получил. Чтобы получить деньги назад, обратился в суд.

По закону, при взыскании долга в суде нельзя ссылаться на показания свидетелей, если нет письменных доказательств. И при этом сам истец обязан доказать наличие и размер долга.

Как дальше выглядит ситуация?

В суде истец рассказывает суду, что он занял знакомому деньги. Тот обещал ему их вернуть в определенный момент, но не вернул. Письменно заем не оформлялся.

Понятно, что истец говорит правду, и ничего кроме правды. И суд ему даже верит. Но взыскать с ответчика деньги не может. Не имеет права, т. к. у истца нет доказательств. Все, конец истории.

Процессуальный закон не обязывает судью заниматься поисками объективной истины по гражданскому делу. Когда-то советское еще законодательство требовало от судов устанавливать истину. Но в то время, в отличие от настоящего, многое было по-другому. В том числе на суды возлагалась и обязанность добывать доказательства.

Теперь же и доказывание – обязанность сторон.

Суд не вправе вынести решение только потому, что одному гражданину он поверил, а другому – нет. И тут тоже все просто. Очевидно, что у каждой из сторон – своя правда. Плюс своя правда у судьи. Эта правда называется личным убеждением судьи. А теперь догадайтесь, какая из этих трех правд возьмет верх? Именно поэтому суд выносит решение на основании закона, а не на основании правды. Это можно не понимать, можно этим обстоятельством возмущаться, но уж как есть.

Если не правда, то что же?
Итак, голая правда в суде не помощник. А что же нужно, чтобы выиграть дело?

Ответ заложен в принципе состязательности. Именно стороны должны доказать свои утверждения. А это значит только вам предстоит предъявлять суду доказательства. И желательно в виде стройной системы, а не как придется. Это в ваших интересах.

Конечно, предоставлять ли суду доказательства и какие именно, решают стороны. Но если вы расскажете суду правду и не подтвердите ее доказательствами, суд вынесет решение на основании тех доказательств, которые предоставит ему другая сторона. Думаю, понятно, что никто не будет предоставлять доказательства в ущерб своим интересам.
Поэтому, обращаясь в суд, надо надеяться не на правду, а на убедительно выстроенную систему доказательств и стройное изложение фактов. И это – единственный способ выиграть дело. Если, конечно, не идет речь о случайном выигрыше дела. Ну, иногда просто бывают дела, которые проиграть невозможно.

ПРАВДУ

Быт 18:19 ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом [все], что сказал о нем.

Быт 24:49 И ныне скажите мне: намерены ли вы оказать милость и правду господину моему или нет? скажите мне, и я обращусь направо, или налево.

Быт 47:29 И пришло время Израилю умереть, и призвал он сына своего Иосифа и сказал ему: если я нашел благоволение в очах твоих, положи руку твою под стегно мое и клянись, что ты окажешь мне милость и правду, не похоронишь меня в Египте,

Чис 27:7 правду говорят дочери Салпаадовы; дай им наследственный удел среди братьев отца их и передай им удел отца их;

Чис 36:5 И дал Моисей повеление сынам Израилевым, по слову Господню, и сказал: правду говорит колено сынов Иосифовых;

Втор 33:21 он избрал себе начаток земли, там почтен уделом от законодателя, и пришел с главами народа, и исполнил правду Господа и суды с Израилем.

2Цар 8:15 И царствовал Давид над всем Израилем, и творил Давид суд и правду над всем народом своим.

2Цар 18:31 Вот, пришел и Хусий [вслед за ним]. И сказал Хусий [царю]: добрая весть господину моему царю! Господь явил тебе ныне правду в избавлении от руки всех восставших против тебя.

3Цар 10:9 Да будет благословен Господь Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол Израилев! Господь, по вечной любви Своей к Израилю, поставил тебя царем, творить суд и правду.

1Пар 18:14 И царствовал Давид над всем Израилем, и творил суд и правду всему народу своему.

2Пар 9:8 Да будет благословен Господь Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол Свой в царя у Господа Бога твоего. По любви Бога твоего к Израилю, чтоб утвердить его на веки, Он поставил тебя царем над ним – творить суд и правду.

Иов 8:3 Неужели Бог извращает суд, и Вседержитель превращает правду?

Иов 27:6 Крепко держал я правду мою и не опущу ее; не укорит меня сердце мое во все дни мои.

Иов 29:14 Я облекался в правду, и суд мой одевал меня, как мантия и увясло.

Иов 32:9 Не многолетние только мудры, и не старики разумеют правду.

Иов 33:27 Он будет смотреть на людей и говорить: грешил я и превращал правду, и не воздано мне;

Иов 34:6 Должен ли я лгать на правду мою? Моя рана неисцелима без вины.

Иов 34:17 Ненавидящий правду может ли владычествовать? И можешь ли ты обвинить Всеправедного?

Пс 10:7 ибо Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника.

Пс 14:2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем;

Пс 16:1 Услышь, Господи, правду [мою], внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых.

Пс 21:32 придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, что сотворил Господь.

Пс 32:5 Он любит правду и суд; милости Господней полна земля.

Пс 34:28 И язык мой будет проповедывать правду Твою и хвалу Твою всякий день.

Пс 35:11 Продли милость Твою к знающим Тебя и правду Твою к правым сердцем,

Пс 36:6 и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень.

Пс 36:28 ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; [а беззаконные будут извержены] и потомство нечестивых истребится.

Пс 36:30 Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду.

Пс 39:10 Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь.

Пс 44:8 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.

Пс 49:6 И небеса провозгласят правду Его, ибо судия сей есть Бог.

Пс 50:16 Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.

Пс 51:5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду;

Пс 57:2 Подлинно ли правду говорите вы, судьи, и справедливо судите, сыны человеческие?

Пс 68:28 Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не войдут они в правду Твою;

Пс 70:15 Уста мои будут возвещать правду Твою, всякий день благодеяния Твои; ибо я не знаю им числа.

Пс 70:16 Войду в размышление о силах Господа Бога; воспомяну правду Твою – единственно Твою.

Пс 70:24 и язык мой всякий день будет возвещать правду Твою, ибо постыжены и посрамлены ищущие мне зла.

Пс 71:1 Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду,

Пс 71:3 да принесут горы мир людям и холмы правду;

Пс 87:13 разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения – правду Твою?

Пс 96:6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.

Пс 97:2 Явил Господь спасение Свое, открыл пред очами народов правду Свою.

Пс 98:4 И могущество царя любит суд. Ты утвердил справедливость; суд и правду Ты совершил в Иакове.

Пс 102:6 Господь творит правду и суд всем обиженным.

Пс 105:3 Блаженны хранящие суд и творящие правду во всякое время!

Пс 118:121 Я совершал суд и правду; не предай меня гонителям моим.

Пс 144:7 Будут провозглашать память великой благости Твоей и воспевать правду Твою.

Притч 2:9 Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю.

Притч 8:15 Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду;

Притч 11:18 Нечестивый делает дело ненадежное, а сеющему правду – награда верная.

Притч 12:17 Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного – обман.

Притч 17:26 Нехорошо и обвинять правого, и бить вельмож за правду.

Притч 21:7 Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду.

Притч 21:21 Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу.

Ис 28:17 И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства.

Ис 42:6 Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников,

Ис 45:8 Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду; да раскроется земля и приносит спасение, и да произрастает вместе правда. Я, Господь, творю это.

Ис 46:13 Я приблизил правду Мою, она не далеко, и спасение Мое не замедлит; и дам Сиону спасение, Израилю славу Мою.

Ис 51:7 Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой! Не бойтесь поношения от людей, и злословия их не страшитесь.

Ис 56:1 Так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду; ибо близко спасение Мое и откровение правды Моей.

Ис 57:12 Я покажу правду твою и дела твои, – и они будут не в пользу тебе.

Ис 59:4 Никто не возвышает голоса за правду, и никто не вступается за истину; надеются на пустое и говорят ложь, зачинают зло и рождают злодейство;

Ис 59:17 И Он возложил на Себя правду, как броню, и шлем спасения на главу Свою; и облекся в ризу мщения, как в одежду, и покрыл Себя ревностью, как плащом.

Ис 60:17 Вместо меди буду доставлять тебе золото, и вместо железа серебро, и вместо дерева медь, и вместо камней железо; и поставлю правителем твоим мир и надзирателями твоими – правду.

Ис 61:11 Ибо, как земля производит растения свои, и как сад произращает посеянное в нем, так Господь Бог проявит правду и славу пред всеми народами.

Ис 62:2 И увидят народы правду твою и все цари – славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа.

Ис 64:5 Ты милостиво встречал радующегося и делающего правду, поминающего Тебя на путях Твоих. Но вот, Ты прогневался, потому что мы издавна грешили; и как же мы будем спасены?

Иер 5:1 Походите по улицам Иерусалима, и посмотрите, и разведайте, и поищите на площадях его, не найдете ли человека, нет ли соблюдающего правду, ищущего истины? Я пощадил бы Иерусалим.

Иер 9:24 Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я – Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь.

Иер 22:3 Так говорит Господь: производите суд и правду и спасайте обижаемого от руки притеснителя, не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы, и невинной крови не проливайте на месте сем.

Иер 22:15 Думаешь ли ты быть царем, потому что заключил себя в кедр? отец твой ел и пил, но производил суд и правду, и потому ему было хорошо.

Иер 23:5 Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле.

Иер 33:15 В те дни и в то время возращу Давиду Отрасль праведную, и будет производить суд и правду на земле.

Иер 51:10 Господь вывел на свет правду нашу; пойдем и возвестим на Сионе дело Господа Бога нашего.

Иез 18:5 Если кто праведен и творит суд и правду,

Иез 18:27 И беззаконник, если обращается от беззакония своего, какое делал, и творит суд и правду, – к жизни возвратит душу свою.

Иез 33:16 Ни один из грехов его, какие он сделал, не помянется ему; он стал творить суд и правду, он будет жив.

Иез 33:19 И когда беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив.

Иез 45:9 Так говорит Господь Бог: довольно вам, князья Израилевы! отложите обиды и угнетения и творите суд и правду, перестаньте вытеснять народ Мой из владения его, говорит Господь Бог.

Ос 10:12 Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду.

Ам 5:7 О, вы, которые суд превращаете в отраву и правду повергаете на землю!

Ам 5:10 А они ненавидят обличающего в воротах и гнушаются тем, кто говорит правду.

Мих 3:1 И сказал я: слушайте, главы Иакова и князья дома Израилева: не вам ли должно знать правду?

Мих 7:9 Гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним, доколе Он не решит дела моего и не совершит суда надо мною; тогда Он выведет меня на свет, и я увижу правду Его.

Соф 2:3 Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня.

Мф 3:15 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду . Тогда Иоанн допускает Его.

Мф 5:10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное .

Ин 4:17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа ,

Ин 8:48 На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?

Рим 3:5 Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению).

Евр 1:9 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.

Евр 11:33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,

1Пет 3:14 Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь.

1Ин 2:29 Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него.

1Ин 3:7 Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен.

Откр 22:11 Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще.

1) в библ. понимании справедливыми считались поступки человека, действующего в соотв. с его обязат-вами перед Богом и людьми. Г. фон Рад передает значение слова "справедливость" (цедака) как "верность общине". Божья С. проявляется прежде всего в Его отношении к Израилю, в Его завете с ним. Признавая Божью С. (Пс 21:32; 35:7; 70:19,24; 88:15 и т.д.) , Израиль признает тем самым, что Бог всегда был верен Своим обетованиям. Поэтому Он называется "праведным Господом" (2Пар 12:6; Пс 144:17; Втор 32:4; Езд 9:15 ; см. Вера);
2) Божья С. проявляется в трех аспектах. Во-первых, праведный Бог дарует людям законность права. Это право лежит в основе всего завета - Закона, к-рому Израиль обязан следовать. Во-вторых, Божья С. проявляется в Его вмешат-ве во внутр. жизнь избранного народа, к-рое необходимо для исполнения данных Им обетований и для свершения дела спасения (Ис 41:10) . Поэтому для ветхозаветных праведников Бог - это оплот и порука их спасения (Пс 70:2,15 и след.,19,24) . В Своей С. Господь противостоит нечестивцам; совершая наказание, Он способствует обращению грешников (Иов 34:10-12; Пс 95:13; Ис 59:17) . В-третьих, Божья С. проявляется в Его вмешат-ве в историю евр. народа: Израиль постоянно ощущал Божью помощь в борьбе против внешнего врага. Именно на нее в трудные времена возлагали надежду праведники, и именно благодаря этой помощи Израиль выходил победителем из самых сложных ситуаций (см. 4Цар 6:8 и след.) . Пророчества Исаии полны искренней надежды на Божью помощь, к-рая выведет праведников из тьмы и принесет им спасение (Ис 51:5 и след.; 56:1) ;
3) Божья С. может быть также названа Божьей верностью (Завету), Его правдой, милостью и любовью. Божий промысел направлен на спасение Его народа, и Господь вершит это спасение судом и милостью, в любви и гневе, исцеляя и поражая. Осуществляя Свою С., Господь наказывает и милует, спасает и разоряет.

Б. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРАВЕДНОСТЬ
Праведность (справедливость) человека заключается в том, чтобы поступать в соотв. с Божьими заповедями (Втор 6:25) . Свою праведность человек являет в исполнении Божьей воли (Закона). Конечно, "праведность" во многом зависит от Божьей воли; о том, как мало она связана с нормативными актами поведения, свидет-вует своеобразный парадокс, когда, с одной стороны, говорится, что для Бога "нет ни одного делающего добро", "нет человека праведного на земле" (Пс 13:1-3; 142:2; Еккл 7:20) , а с другой, - что нек-рые люди все же являются праведниками, живущими по Божьему Закону (Пс 36:30 и след.) . О том, что праведность - это не чисто правовое понятие, говорит и то обстоят-во, что Иов, осознавая и не отрицая свою греховность (Иов 9:2; 14:4) , не только ожидает от Бога признания своей праведности пред Его лицом (Иов 13:18; 16:20 и след.; 17:8 и след.) , но и обретает это признание (Иов 42:7) . Праведность благочестивого человека заключается не в его нравств. совершенстве, а в его отношении к Богу, в его богобоязненном поведении и в уповании на Бога (Пс 32:5; 35:11 и след.; 102:17; 111:1 и след.) . Праведность человека выражается в его готовности к смирению; но т.к. на его пути постоянно встает грех, он часто нуждается в повторном обретении праведности, что возможно только через см. Прощение. Признавая свою вину и совершая покаяние, человек вновь встает на праведный путь (Пс 50:4-14) . Праведник полагается на Божий промысел и тем самым, несмотря на совершённый грех, находит оправдание в Божьей С. (Пс 102:6; 124:3; 128:4) . см. Оправдание.
В. ПРАВЕДНОСТЬ И САМОПОЗНАНИЕ
Знаменательна встречающаяся в нек-рых местах ВЗ самооценка праведников (Иов 27:6; Пс 17:21,24) . "Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне" (Пс 7:9) . Подобная оценка человеком собств. праведности основывается на искреннем стремлении к совершенному послушанию Богу и к исполнению Божьего Закона. Нек-рые пророки выступают против переоценки человеком собств. праведности. Любые человеч. усилия они считают тщетными, а человеч. праведность несовершенной (Ис 64:5; Дан 9:18) ; они осознают, что только в Господе будет оправдан весь род Израиля (Ис 45:24 и след.) .
Г. СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК ЗАЛОГ СПАСЕНИЯ
Чем явственнее осознавали пророки, и особенно Исаия, несовершенство человеч. праведности и грех Израиля (Ис 43:26; 48:1; 53:11; 57:12; 58:2; 59:4 и др.) , тем отчетливее они понимали, что дарованный Божьей милостью завет Бога с Его народом является плодом Божьей С. Именно на Его С. следует возлагать все надежды (Ис 45:8,23 и след.) . Оправдан будет тот, за кого вступится Бог, и поэтому пророки уповают на Божью С., спасающую от всех невзгод и восстанавливающую праведность Израиля (Ис 40:1 и след.; 51:17 и след.; 54:7 и след.; 60:17 и след.; 61:1 и след.) . Божья С. является главным условием спасения. Позднее эта мысль получила свое развитие в посланиях ап. Павла, в к-рых дается новое понимание праведности человека перед лицом Бога.

А. В КНИГАХ, НЕ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ АП. ПАВЛУ
В книгах НЗ, не принадлежащих перу ап. Павла, слово "праведность" встречается в общей сложности 34 раза (в посланиях Павла - 55 раз). Представления о праведности здесь близки ветхозаветному пониманию. Праведность - это согласное Божьей воле благочестивое поведение и заповеданная Богом жизнь в любви (1Ин 3:7; Откр 22:11) . Блажен тот, кто страдает за свою праведность, подобно древним пророкам и праведникам, преследовавшимся нечестивцами (Мф 5:10; 1Пет 3:14) ; страдание "доставляет мирный плод праведности" тем, кто "научен через него" (Евр 12:11) . "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Мф 6:33) . Сила, питающая в человеке его праведность, заключена в его связи с Богом, поскольку "Он грехи наши вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды" (1Пет 2:24) . Тому, кто алчет и жаждет Божьей правды, обещано насыщение (Мф 5:6) ; преследуемым праведникам обещано утешение - "новое небо и новая земля, на которых обитает правда" (2Пет 3:13) ; миру также обещано, что Свой суд над вселенной Бог будет вершить праведно (Деян 17:31) .
Б. В ПОСЛАНИЯХ АП. ПАВЛА

Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

 (300x199, 18Kb)

В справедливости этой русской поговорки мне, как юристу, приходилось убеждаться не раз. Разумеется, это не означает, что в суде торжествует неправда. Просто именно в суде чаще всего приходится доказывать свою правоту. Очень часто одна из сторон лжёт, а другая сторона вынуждена доказывать истину.

Самое трудное – убедить человека говорить правду. Если истец лжёт, очень трудно заставить его признать свою неправоту, тем более, что он не даёт подписку об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, какую дают свидетели.

Но самое печальное, когда лгут сами судьи. То есть они понимают, что творят несправедливость и беззаконность, но делают это. Мне неоднократно приходилось добиваться в кассационной инстанции (горсуде) отмены незаконных решений судей первой инстанции, и я даже писал в квалификационную коллегию. Одна судья уволилась после того, как я добился отмены двух её решений в горсуде. Теперь она работает адвокатом.

Я всегда думаю: чем оправдывают себя люди, когда лгут, когда сознательно творят неправду? Ведь должно же быть у них какое-то самооправдание?! Ни один человек не может жить без положительной самооценки. Даже преступник считает себя незаслуженно обиженным.
Но самое интересное не в юридическом доказывание истины, а в мотивах преступления, в психологическом самооправдании преступника.

Но часто бывает, что у каждого своя правда. И каждый требует справедливости. И каждый по-своему прав. Однако мне всегда удавалось решить вопрос мирно – через заключение мирового соглашения – когда после долгих судебных заседаний спорящие стороны наконец понимали, что лучше по правде и мирно, чем через суд и войной.

Когда слышишь такие правильные слова, приятно сознавать, что в одно время учился на юридическом факультете с нынешним президентом России. Хотя я специализировался на кафедре уголовного права, а он на кафедре гражданского права.

Однажды мне довелось помогать жильцам дома, которые решили обратиться в суд в связи с постоянными протечками и прорывами труб отопления (причём я всегда помогаю бескорыстно). Жильцы отказались платить квартплату, поскольку владелец дома не делал ремонт. Суд длился четыре года. Дело дважды слушалось в горсуде. Такое трудно представить, но судьёй были утеряны(!) находящиеся в деле в прошитом и пронумерованном виде некоторые исковые заявления. В ходе процесса одна из истиц умерла. Но в итоге всё кончилось заключением мирового соглашения со списанием долгов по квартплате.

Ежегодно около 40% приговоров, вынесенных российскими присяжными, отменяются на основании допущенных процессуальных нарушений. Об этом в конце января заявил председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев. Он предположил, что у судей, которые ведут дела с присяжными, недостаточный профессиональный уровень. Суды присяжных гораздо чаще, чем профессиональные судьи, выносят оправдательные приговоры – около 20%.

Однажды я защищал в суде престарелую учительницу, которую директор школы решил уволить за несколько месяцев до её выхода на пенсию. Видимо, у директора совсем не было совести, раз он решился на такое. Мне удалось убедить суд, что приказ об увольнении незаконен и несправедлив. Хотя часто бывает, что всё по закону, но абсолютно несправедливо. Особенно это касается трудовых споров, связанных с увольнением.

Как-то я помогал мальчику, которого покусал ротвейлер. Хозяева собаки долгое время не хотели признавать факт, что их собака покусала подростка. И мне пришлось ходить по различным инстанциям, чтобы установить факт причинения телесных повреждений. В конце концов, хозяева собаку усыпили, но деньги так и не выплатили.

К сожалению, суд часто является не местом выяснения истины, а местом выяснения отношений, особенно в делах о разводе.
Как-то я помогал в деле о расторжении брака, которое длилось целых семь(!) лет. Отец пытался добиться, чтобы ребёнка оставили с ним. И добился. Но для этого ему потребовалось семь лет, четыре судьи рассматривали это дело, незаконные решения три раза отменяли в горсуде, одна судья уволилась, другая умерла вскоре после вынесения окончательного решения.

Я ещё в детстве понял, что нужно хорошо знать свои права и законы, чтобы защищать себя от неправды. Хотя вообще-то я не хотел становиться юристом, и поступал на философский факультет.

Что испытывает судья, когда выносит несправедливое решение от лица государства? чем оправдывает себя? Несовершенством закона? Понимает ли, какую берёт на себя ответственность?
Я иногда вспоминаю судебный процесс над Иосифом Бродским, которого обвинили в тунеядстве только за то, что он нигде не работал, хотя стихи его печатались в журналах, и жил он на 80 копеек в день. О чём думала судья Савельева, вынося заведомо несправедливый приговор, чем оправдывала себя, обвиняя будущего нобелевского лауреата в том, что он жил на сумму, чуть большую, чем содержание в тюрьме?

Однажды прочитал в газете, как молодая неопытная судья, долго не расспрашивая, вполне законно приговорила торгующего у метро афганца-инвалида к штрафу с конфискацией. Парень ничего не сказал. А на следующий день пришел в суд и нанёс судье тридцать шесть ударов ножом. И никакая охрана не помогла. Двое детей судьи остались сиротами.

Читайте также: