Что значит правда суда не боится

Обновлено: 18.04.2024

Правда и ложь в пословицах и поговорках для школьников

Русские

Беда смиряет человека, а неправда людская губит.

Без правды веку не изживёшь.

Без правды жить — избожиться, а не поверят — удавиться.

Без правды жить — с бела света бежать.

Без правды не живут люди, а только маются.

Без правды не житьё, а вытьё.

Без правды житьё — вставши, да и за вытьё.

Бог правду видит, да не скоро скажет.

Бог тому даст, кто правдой живёт.

В ком правды нет, в том добра мало.

В правде бог помогает, в неправде запинает.

В правде счёт не теряется.

Говорить правду — терять дружбу.

Горе от бога, а неправда от дьявола.

Дай бог сказать, не солгать!

Доброе дело — правду говорить смело.

За правду бог лица набавляет.

За правду не судись; скинь шапку, да поклонись!

За правого бог и добрые люди.

И наша правда, и ваша правда, а кто же богу ответ даст?

Лжей много, а правда одна.

Лжа что ржа: тлит.

Лжец — всегда неверный друг, оболжёт тебя вокруг.

Лжи много, а правда одна.

Лжив охочь хвастать.

Лживое дело хило.

Лживому надо памятну быть.

Лживому хитрецу румяна не к лицу.

Ложью как хошь верти, а правде путь один

Ложь стоит до правды.

Ложь бывает и спроста, а клевета — всегда с умыслом.

Ложь в правду рядилась, да о правду и разбилась.

Ложь на тараканьих ножках ходит.

Ложь не живуща, вранью короткий век.

Ложь света боится.

Ложь стоит до улики.

Ложь человека не красит.

Лучше умереть, чем неправду терпеть.

На правде ничего не возьмёшь. На правде взятки гладки.

На правду да на смерть что на солнце: во все глаза не взглянешь.

На правду мало слов: либо да, либо нет.

На правду нет слов.

На правду нет суда.

На правду слов немного.

Неправдою жить — не хочется, правдою жить — не можется.

Неправдой нажитое впрок не пойдёт.

Неправдою свет пройдёшь, да назад не воротишься.

Неправедная деньга — огонь.

Неправедно нажитая прибыль — огонь.

Неправедно пришло — неправедно и ушло.

Обманом не разбогатеешь, а обеднеешь.

Обманщик и себе до обеда не верит.

Правда двенадцать цепей разорвёт.

Правда ино груба, а без правды беда.

Правда к Петру и Павлу ушла, а кривда по земле пошла.

Правда, как оса, лезет в глаза.

Правда — свет разума.

Правда в лаптях а кривда, хоть и в кривых, да в сапогах.

Правда глаза колет.

Правда дороже золота.

Правда живёт у бога.

Правда у бога, а кривда на земле.

Правда из воды, из огня спасает.

Правда не на миру стоит, а по миру ходит.

Правда не речиста.

Правда суда не боится. Правда бессудна.

Правда твоя, правда и моя, а где она?

Правда тошнее переносу.

Правда тяжелее золота, а на воде всплывает.

Правда уши дерёт.

Правда что масло.

Правда что у мизгиря в тенетах: шмель пробьётся, а муха увязнет.

Правде нигде нет места.

Велику правду говорить — не легче лжи.

Правдою жить — от людей отбыть; неправдою жить — Бога прогневить.

Правдою жить что огород городить: что днём нагородишь, то ночью размечут.

Правдою не обуешься.

Правдою не оденешься.

Правду говори что дрова руби.

Правду говорить — себе досадить.

Хвала в очи хуже порчи.

Хвалёного берегись пуще хаяного.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Не ищи правды в других, коли её в тебе нет.

И ложь иногда во спасение.

Не будь лжи, не стало бы и правды.

Лесть сама себя обманывает.

Лесть да месть дружны.

Когда деньги говорят, тогда правда молчит.

Правда стара, да не умирает, ложь помоложе, да недолго поживёт.

Умная ложь лучше глупой правды.

Пословица груба, да в ней правда люба.

В ком правды нет, в том и добра мало.

Говоришь правду — правду и делай.

Иной раз и честно, да неуместно.

Украинские

В суд пойдёшь — правды не найдёшь.

Великое дело деньги, а ещё больше — правда!

Где мало слов, там больше правды.

Ешь хлеб с солью и водою, живи правдою святою.

Кто с правдой подружится, тот и горя не боится.

Лгун один раз на веку правду скажет, да и то кается.

Ложь и друга делает врагом.

Ложь на столе, а правда под порогом.

Ложью весь свет пройдёшь, да назад не вернёшься.

Мужицкая правда колючая, а панская во все стороны жгучая.

Не ищи правды в другом, коли в тебе ее нет.

Нет сказки без правды.

Оно правда, да ложью слишком пахнет.

Разве что ошибётся, да правду скажет.

Сказка — ложь, а песня — правда.

Сказка сказкой, а в сказке-то правда.

Топи правду в луже, а она всё чиста будет.

У женщины правды не спрашивай.

Хлеб-соль ешь, а правду режь.

Что правда, то не грех.

Всё в человеке умирает, одна честность век живёт.

Английские

Вино внутрь, правда наружу.

Глупцы и безумцы правду говорят.

За правду можно упрекнуть, но стыда она не вызывает.

Лгуну не верят, даже когда он говорит правду.

Лучше высказать правду в лицо, чем злословить тайно, за спиной.

Не всякую правду следует произносить вслух.

Ничто не ранит больнее правды.

Сила побеждает правду.

Слишком много слов топит правду.

Упрёк жалит тем, что он правдив.

Часто правда говорится в шутливой форме.

Длинные дороги — длинная ложь.

Ложь порождает ложь.

Одна ложь за собой другую тянет.

Сплетни и ложь идут рука об руку.

Когда гнев ослепляет разум, истина исчезает.

Лицом к лицу — и истина выявляется.

Путешественникам свойственно говорить неправду.

Испанские

Недоумки и дети правдивей всех на свете.

Столько одёж на одну ложь.

Итальянская

Ничто так не убивает, как ложь.

Немецкие

Всё проходит, правда остаётся.

Говори правду, пей чистую воду, ешь варёную пищу.

Если бы кто-нибудь захотел зарыть правду, ему потребовалось бы много лопат.

Знает сила правду, да не любит сказывать.

Кто один раз солгал, тому не верят, если он даже говорит правду.

Ложь проходит, правда остаётся.

Хороший гонец приносит правду.

Сначала попробуй, потом хвали.

Нельзя доверять пастуху, который является кумом волка.

Одному доверять — хорошо, никому не доверять — глупо.

Финская

Другого обманешь на день, себя — на всю жизнь.

Французские

Будешь отзывчив — приобретёшь друзей, будешь правдив — наживёшь врагов.

Сказать правду — надо мало места, а скрыть её — не хватает и шестнадцати страниц.

Не дай бог лгать самому себе.

Абазинские

Ко лжи ноги трудно приставить.

Кто раз солгал, тому второй раз не верят.

Справедливое слово выгонит неправду из Багдада.

Дорога у правды широка.

Аварские

Что видел — правда, что слышал — ложь.

На что нет свидетеля — то ложь.

Абхазская

Шутка — половина правды.

Адыгские

Когда лгун правду говорит, никто не верит.

Что говорят в народе, то правда.

Не брани и не хвали того, кто не испытан тобою ни в деле, ни в пути.

Азербайджанские

Из страха перед людьми трудно говорить правду, из страха перед совестью - ложь.

Если правда похожа на ложь — лучше не говори.

Из страха перед людьми трудно говорить правду, из страха перед совестью — ложь.

Ложь — не правда, уксус — не мёд.

Не та прекрасна, что красива, а та, которая всегда правдива.

Правдивый всех считает правдивыми, лгун думает, что все лгуны.

Арабские

Кто хвалит в человеке то, чего в нём нет, тот насмехается над ним.

Правда, которая наносит вред, лучше лжи, которая радует.

Поддержка правды — честь, поддержка лжи — потеря чести.

Ложь — болезнь, правда — лечение.

Ничто выше правды не поднимается.

Если раз сказал ложь, так старайся помнить её.

Ругай меня, но будь правдивым.

Пословица не говорит ложь.

Правда блещет, а ложь заикается.

Армянские

Правду надо говорить шуткой.

Богатый и солжёт — ему поверят, бедный и правду скажет — назовут лжецом.

Лжецу и в правде не верят.

Пока правда придёт, ложь весь свет проглотит.

Пусть тысячу раз бьют, но хоть раз дадут правду сказать.

Тысяча неправд не стоит одной правды.

У говорящего правду у дверей должна быть наготове лошадь и одна нога в стремени.

Ассирийская

Если хочешь помочь правде, подружись с ложью.

Афганская

Обманщику не верят, когда он и правду говорит.

Африканская

Сначала ты будешь избегать лжи, а потом начнёшь убегать от правды.

Бенгальские

В добрых вестях даже ложь хороша.

Маленькому человеку льстить — что на слабом огне благовония курить.

От правдивого слова и друг отворачивается.

Вьетнамские

Коль живёшь честно, всякая беда проходит.

Лучше сказать правду, чем всё ходить вокруг да около.

Грузинские

Где не выслушивают, там правда пропадает.

Дерево правды не сохнет, даже если его посадили на камне.

Кто говорит правду, тот держит наготове коня.

Кто правду теряет — свою жизнь сокращает.

Пойдёшь за правдой — ослепнешь.

Правдивое слово не бывает приятным, а приятное — правдивым.

Сила пришла — правда в дверь вышла.

Дагестанские

Лжи много, а правда одна.

Чем неправду говорить, лучше молчать.

Еврейские

Говорящий нам в глаза правду-матку режет, говорящий за глаза как собака брешет.

Всерьёз говорят только шуты.

Есть правда лишь одна, и, как ни велика, судьба её сходна с недолей бедняка.

Когда говоришь правду, можно не божиться.

Легко о правде посудачить праздно, а высказать её трудней гораздо.

Ложь стоит на одной ноге, а правда — на двух.

Наказание лгуну в том, что ему не верят даже тогда, когда он говорит правду.

Половина правды — опаснейшая ложь.

Лжец не верит никому.

Лжец обязан иметь хорошую память.

Половина правды — целая ложь.

Полуправда — это полная ложь.

Хорошая ложь иногда тоже стоит денег.

Лучше честная оплеуха, чем лживый поцелуй.

Индийская

Кто промолчит, зная правду, подобен лжесвидетелю.

Индонезийская

Ложь бывает приятнее истины.

Калмыцкие

В клевете нет правды, во лжи нет добра.

Уши обманывают, глаза правдивы.

Киргизская

Виденное глазами — истина, слышанное ушами — сомнительно.

Китайские

Правдивому человеку неправды не говорят.

Глаз видит правду, ухо слышит ложь.

Если есть правда — перевернёшь и гору Тайшань.

Если правда на твоей стороне, любого переспоришь.

Дело, что случилось перед глазами, — и то не обязательно правда; а словам, сказанным за спиной, разве можно верить?

Корейская

Начальник что ни скажет — всё правда.

Монгольские

Лжец клянётся, вор ссылается на свидетелей.

Арба правды обгоняет зайца кривды.

В правде — сила, в народе — благо.

Даже обезьяну слушай, если она говорит правду.

Красота человека в правде, красота коня в беге.

И мышь вешается за правду.

От солнца на закроешься ладонью, а правду не задавишь силой.

Слух обманчив, глаз правдив.

Сто нарисованных ламп не стоят одной настоящей; тысячи неискренних слов не стоят одного правдивого.

У правды железное лицо.

Правда — основа десяти тысяч хорошего, ложь кончается десятью тысячами плохого.

Правда кажется слабее зайца, а побеждает гору кривды.

Правда — солнышко, кривда — тьма.

Правдивые слова для будущего полезны.

Лжец клянётся, вор ссылается на свидетелей.

Осетинские

Правда хороша ко времени.

Неправый всегда о правде говорит.

Вполне доверять нельзя даже солнцу.

Доверять — хорошо, слишком доверять — опасно.

Иногда лучше промолчать, чем правду сказать.

Даже для врага будь правдивым свидетелем.

Персидские

Ложь, предотвратившая беду, лучше правды, сеющей вражду.

Спасительная ложь лучше правды, сеющей смуту.

И сам себя стыду ты предаёшь, когда твои рот твердит повсюду ложь.

Сирийская

Говори ложь, похожую на правду, но не правду, похожую на ложь.

Татарская

Правдивое слово всегда горько.

Таджикские

Ложь, направленная к доброй цели, лучше правды, возбуждающей вражду.

Дорога извилиста — истина пряма.

Едина правда: если рассечёшь, её любая половина — ложь.

Ложь — униженье, правда — спасенье.

Правдивое слово лучше драгоценного камня.

Правдивое слово никому не вредит.

Турецкие

Благородный — хвалит, подлый — порицает.

Справедливое слов выгонит правду из Багдада.

Когда появляется правда, ложь бежит прочь.

Туркменские

Кривда отстанет, правда перегонит.

Скажешь правду — побьют.

У правды нет приятелей.

Удмуртские

У истины одна дорога, а у лжи много.

Ложь стоит на одной ноге, а правда — на двух.

Уйгурская

Лучше ложь, приносящая пользу, чем правда, сеющая раздоры.

Узбекские

Глаз правдивее уха.

Лгун правду скажет — ложью обернётся.

Побьют за правду, полюбят за кривду.

Ложь хоть и принесёт тебе сперва пользу, зато потом вредом обернётся; а правда, если и причинит тебе поначалу вред, потом пользой станет.

О мнимой праведности, ярлыках и вердиктах

— Отец Павел, возможен ли суд без осуждения, можно ли кого-то судить, не осуждая? И в чем разница?

— А где сам факт суда? Христос ведь ее не осудил.

— Что значит судить? И я не осуждаю тебя. Иди и больше не греши (Ин 8:21). Суд был произведен. Мы видели, что произошла оценка ее деятельности. Оценка и осуждение — это разные вещи.

— А в чем разница?

Когда мы ощущаем себя на голову выше окружающих — всех этих негодяев, преступников и прелюбодеев, — нам гораздо комфортнее, нежели когда мы осознаем свое непотребство. Именно здесь, в попытке ложного самоутверждения, и рождается у нас желание осудить. Унижая, опуская, компрометируя других, мы можем ощутить свое некое величие на фоне всех остальных, таких нехороших.

— Значит, между гордостью и осуждением — непосредственная связь?

— Прямая зависимость! Чем человек более горделив, тем больше он осуждает остальных. Чем человек смиреннее, имеет более покаянный настрой души, тем менее он склонен к тому, чтобы рассуждать о ком-то другом. Мнение о себе является подосновой гордости, как и подосновой осуждения.

Святые отцы не раз подчеркивали, что главная добродетель христианина — это рассудительность. То есть способность проводить анализ — если говорить современным языком — ситуации, поступков и так далее. При этом они категорически запрещали осуждать человека.

Развести проблему осуждения и рассуждения очень просто. Когда мы осуждаем человека, мы отождествляем его личность с тем осуждаемым нами поступком, который был совершен. Мы претендуем на знание глубинной внутренней сущности, сути это человека. Мы говорим, кто это: это не человек, это вор, блудник, хам.

И что самое плохое, тем самым закрываем ему саму возможность для дальнейшего изменения. Если мы сказали, что он вор, отождествили два понятия, соответственно, если он не будет вором, он уже не будет собой. Однако это вовсе не значит, что в случае, если перед нами очевидно неправильные поступки, мы должны закрывать на них глаза и не называть вещи своими именами. Да, он украл. Но он не вор.

— Как разделить личность человека и его дела на практике? А просто надо заглянуть внутрь самого себя. Каждый сам себя очень сильно любит. И при этом мы часто ненавидим поступки, которые совершаем. В то же самое время это не приводит нас к искренней ненависти и отрицанию самого себя как такового. И если быть честным по отношению к самому себе, то дела человека и саму личность легко разделить.

Это один подход. А второй подход связан с тем, что не осуждает согрешившего человека только тот, кто сам знает, что такое покаяние, и понимает, как легко впасть в любой грех, когда от человека по той или иной причине отступает ограждающая милость Божия, когда он оказывается перед очень тяжелым выбором. Лучшее лекарство от осуждения — это осознание своей греховности, понимание того, что нет такого греха, который бы ты не мог совершить, если для этого были бы созданы соответствующие условия.

Вопрос осуждения связан с внутренним позиционированием человека в жизни. Когда он видит реальность такой, какая она есть, он не посмеет осуждать других, потому что у него нет для этого достаточной информации.

— Значит, самый действенный способ борьбы с помыслами осуждения — это обращение к себе?

— Да. Очень часто любимым местом осуждения других в приходской жизни становится. исповедь. Здесь происходит недопонимание самой сути покаяния: человек приходит на исповедь не для того, чтобы принести некий вызревший плод переосмысления своего отношения к жизни, а пожаловаться Богу и священнику на то, какие вокруг него плохие люди; если бы вокруг были все хорошие, добрые, ласковые, прощающие, послушные, то и он бы никогда не совершил того, что совершил! Это тоже очень показательно. И я боюсь, что это одна из хронических болезней как людей, недавно переступивших порог Церкви, так и тех, кто находится в ней уже давно.

Писание — о смысле заповеди

— А в Ветхом Завете эта заповедь имела такое же значение, как и с приходом Христа?

— Конечно же, нет. Заповедь неосуждения является важнейшей частью Нагорной проповеди Спасителя, в которой мы видим, что Христос сознательно противопоставляет весь широкий спектр ветхозаветных предписаний тем новым горизонтам, которые Он предлагает своим последователям. Это касается брака, развода, мести, и в том числе осуждения.

Согласно Ветхому Завету, Бог делегировал еврейскому народу право судить для того, чтобы удержать этот народ в определенных, вполне жестких и понятных, рамках праведности.

Точно так же сегодня мы говорим, что если общество лишить судебной системы, то градус преступности и криминальной составляющей не понизится, а существенно повысится. Потому что сдерживающие элементы — то, что сдерживает вседозволенность и разгул, — исчезают.

Та же ситуация наблюдалась и в Ветхом Завете.

Осуждение было необходимо для того, чтобы таким образом пусть внешне, формально, но все же сдерживать распространение греха. Христос же, не отрицая необходимости внешних границ, уходит в глубину, к первоистокам и причинам неправильных поступков людей.

Когда человек любит, когда он всю свою жизнь, все свои мотивы согласует с позицией любви к Богу и ближнему, ему уже эти границы не просто не нужны, они начинают мешать. Он их не переступит никогда, но не потому что боится наказания: он боится потерять ту самую любовь, которая для него является основным содержанием жизни.

О злорадстве, доверии и церковном суде

— Есть ли такие вещи, которые люди не считают осуждением, но они таковым являются?

Когда вокруг меня все плохие, тут есть для меня два очень утешительных момента. Первый: если я такой же грешник, как они, я уже не одинок. Второй: если я хотя бы чуть-чуть не такой, как они, чуть-чуть выше и лучше, то я уже ощущаю себя почти супергероем на фоне всех этих негодяев. Это для человека приятно. И до тех пор, пока глаза человека не откроются на то, какой он есть на самом деле, он постоянно будет скатываться в эту яму осуждения.

— Есть ли взаимосвязь между осуждением, видением себя и верой?

Хочется отметить один очень важный момент: когда человек может быть готов вынести всю правду о самом себе? Если человек вдруг увидит себя без прикрас, таким, какой он есть в данный момент его жизни, и при этом отождествит себя со всеми совершенными им грехами, недолжными поступками, преступлениями, для него единственный выход — повеситься. Потому что тем самым человек ставит крест на самом себе — если у него нет веры. Для того чтобы не допустить отчаяния при видении бездны своего непотребства, нужна сильная вера. Вера как состояние преданности Богу, абсолютного доверия и безграничной надежды на милость Божию. Бог — величайший педагог, поэтому Он человеку открывает меру его греховности в той степени, в какой человек может понести своей верой.

И чем больше человек укрепляется в вере, тем больше ему открывается грехов. И наоборот. Когда человек ослабляется в вере, его грехи беспокоят его все меньше. Господь их прикрывает, скрывает, иначе человек впадет в жуткое отчаяние и безнадежность.

— А как же церковный суд — ведь это орган, который как раз призван судить, выносить суждение?

— Вопрос можно расширить. Помните притчу Христа о пшенице и плевелах? Так вот, до тех пор, пока всё растет вместе — до жатвы — необходимо сделать так, чтобы те, кто не хотят соблюдать рамок Божественного закона, не становились тормозом для тех, кто хочет жить по-Божьему.

— Не является ли отлучение от Церкви окончательным вердиктом?

— Отлучение от Церкви — это общецерковное признание полной несовместимости с Церковью. Но такие случаи настолько редки, что их можно сосчитать по пальцам. И то я не сомневаюсь, что, если бы преданные анафеме захотели вернуться, все эти отлучения были бы сняты. Это крайняя мера, во-первых, она исключительна, во-вторых, она свидетельствует о каком-то пределе ухода человека от состояния, в котором он может измениться и покаяться, о каком-то глобальном ожесточении, застывании человека в грехе и его очевидной неспособности измениться. Но таких случаев, повторюсь, единицы.

Очень важный момент: христианство смотрит на человека в постоянной динамике. И такое видение сразу в корне исключает осуждение, потому что любое осуждение — это фиксация, остановка. А остановка у нас только одна — это Божий Окончательный — и потому Страшный — суд.

Даже с того момента, когда душа человека разлучилась с его телом, когда, казалось бы, уже ничего нельзя сделать, мы все равно продолжаем говорить, что его участь не решена. Есть Церковь, которая за него молится, есть ближние, которые будут благотворить в память об этом усопшем, — и всё это имеет свое значение для души усопшего. И мы знаем из множества свидетельств, что происходит благотворное воздействие на души тех, кто сам уже не может измениться. Но то, что он оставил на земле, уже работает на него, помимо его воли, его желания.

— Стало быть, окончательный суд только один?

Альтернатива: равнодушие?

— Может ли неосуждение быть притворством? Встречались ли Вы с такими случаями в Вашей пастырской практике, когда человек заставлял себя думать, что все хорошие, пытался не осуждать, сдерживался, а в результате происходил внутренний надлом?

— Мне не приходилось с такой ситуацией встречаться. Возможно, что это немного надуманная проблема. Когда человек других не осуждает, это связано не с тем, что он закрывает глаза на их поведение, а с тем, что он себя лучше видит. Это не та ситуация, когда человек надевает розовые очки и пытается видеть все в розовом свете — ничего подобного! Неосуждающий человек слишком хорошо себя видит, чтобы осуждать других. Поэтому он и других видит гораздо лучше.

Когда человек смотрит вокруг себя и старается все плохое, что видит в людях, не принимать во внимание, и наоборот, концентрироваться на лучшем, что есть — так это же позиция Бога! Бог именно так на нас и смотрит. Лучшее, что в нас есть, Он стремится разными способами умножить, раздуть тлеющие угольки добра под грудами пепла в нашей душе. Раздуть для того, чтобы этот разгорающийся огонь поглотил и выжег все худшее, неспособное к жизни.

В одном из писем святителя Феофана мне встретились слова, которые и самого святителя ярко характеризуют, и задают правильный вектор по отношению к другим людям. Он говорил, что чем дольше живет, тем больше убеждается, что плохих людей нет. На какой-то глубине все люди добры — потому что любой человек хочет блага. А все злое, что есть в людях, — случайное и наносное. Как только мы сможем проникнуть в святая святых любого человека, даже самого плохого, закоренелого преступника, мы все равно там увидим какое-то добро.

— Может ли быть праведным негодование, направленное на другого человека?

— Праведным негодование, направленное на другого человека, не может быть никогда. А вот на его поступок — может.

Гнев нам дан как способность быстрой, оперативной реакции души на недолжное — такова единая позиция у святых отцов. Еще до того, как мы поняли, что мы столкнулись с недолжным, срабатывает гнев и нас от этого остерегает. Это врожденный инстинкт самосохранения души. Другое дело, что в состоянии греха эта Богом данная способность с легкостью обращается нами не на грех, а на людей.

— Как же поступить в такой ситуации?

— Ни в коем случае не оправдывая его поступка, необходимо погрузить ребенка в такое море любви, чтобы острое ощущение стыда выжгло саму возможность повторения подобной ситуации. Мы должны не его потопить в нашем гневе, а помочь обратить его собственный гнев на греховный поступок, чтобы таким образом в его душе образовался своего рода духовный иммунитет. И тогда он никогда больше так не поступит — не потому, что до смерти боится испепеляющего гнева родителей, а потому что знает, что такое — сгорать от стыда. И как тяжело переживать любовь, прощающую тебя за твой мерзкий поступок!

— Когда мы читаем о том, как Христос выгнал торговцев из храма, здесь речь идет о праведном гневе?

— Конечно. Они знали, что находятся там, где не имели права, знали, что совершают беззаконие. Ведь законом Моисея было запрещено внутри двора Храма заниматься коммерцией — для этого существовали другие места за пределами храма. Но, естественно, это было не столь выгодно торговцам и менялам.

По законодательству Моисея смертный грех — это тупиковая ветка. Человек совершил смертный грех — и все, пути обратно нет, он должен быть убит — чтобы другим было неповадно, и зараза греха не стала распространяться дальше. А Христос все эти тупиковые ветки вскрывает и дает возможность исправления дальнейшей жизни — потому что Он ради одной заблудшей овцы оставляет целое стадо, лишь бы ее найти и спасти.

Он — не политик и не экономист, а Сама Безграничная Любовь, для которой и одна душа, и сто, и тысяча, и миллион душ имеют одинаковое бесценное значение.

— Можно ли осудить человека с любовью?

— Нельзя. Можно осудить поступок с любовью. В моей жизни были такие случаи, когда мои поступки оказывались осужденными другими людьми с огромной любовью. И их, как правило, я никогда больше не совершал. Это очень тяжелое состояние: быть уверенным в том, что тебя бесконечно любят, и в то же самое время понимать, что твой поступок точно так же бесконечно осуждают. Появляется огромный, испепеляющий стыд, который является предохранителем, гарантом того, что ты больше так не поступишь.

 (300x199, 18Kb)

В справедливости этой русской поговорки мне, как юристу, приходилось убеждаться не раз. Разумеется, это не означает, что в суде торжествует неправда. Просто именно в суде чаще всего приходится доказывать свою правоту. Очень часто одна из сторон лжёт, а другая сторона вынуждена доказывать истину.

Самое трудное – убедить человека говорить правду. Если истец лжёт, очень трудно заставить его признать свою неправоту, тем более, что он не даёт подписку об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, какую дают свидетели.

Но самое печальное, когда лгут сами судьи. То есть они понимают, что творят несправедливость и беззаконность, но делают это. Мне неоднократно приходилось добиваться в кассационной инстанции (горсуде) отмены незаконных решений судей первой инстанции, и я даже писал в квалификационную коллегию. Одна судья уволилась после того, как я добился отмены двух её решений в горсуде. Теперь она работает адвокатом.

Я всегда думаю: чем оправдывают себя люди, когда лгут, когда сознательно творят неправду? Ведь должно же быть у них какое-то самооправдание?! Ни один человек не может жить без положительной самооценки. Даже преступник считает себя незаслуженно обиженным.
Но самое интересное не в юридическом доказывание истины, а в мотивах преступления, в психологическом самооправдании преступника.

Но часто бывает, что у каждого своя правда. И каждый требует справедливости. И каждый по-своему прав. Однако мне всегда удавалось решить вопрос мирно – через заключение мирового соглашения – когда после долгих судебных заседаний спорящие стороны наконец понимали, что лучше по правде и мирно, чем через суд и войной.

Когда слышишь такие правильные слова, приятно сознавать, что в одно время учился на юридическом факультете с нынешним президентом России. Хотя я специализировался на кафедре уголовного права, а он на кафедре гражданского права.

Однажды мне довелось помогать жильцам дома, которые решили обратиться в суд в связи с постоянными протечками и прорывами труб отопления (причём я всегда помогаю бескорыстно). Жильцы отказались платить квартплату, поскольку владелец дома не делал ремонт. Суд длился четыре года. Дело дважды слушалось в горсуде. Такое трудно представить, но судьёй были утеряны(!) находящиеся в деле в прошитом и пронумерованном виде некоторые исковые заявления. В ходе процесса одна из истиц умерла. Но в итоге всё кончилось заключением мирового соглашения со списанием долгов по квартплате.

Ежегодно около 40% приговоров, вынесенных российскими присяжными, отменяются на основании допущенных процессуальных нарушений. Об этом в конце января заявил председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев. Он предположил, что у судей, которые ведут дела с присяжными, недостаточный профессиональный уровень. Суды присяжных гораздо чаще, чем профессиональные судьи, выносят оправдательные приговоры – около 20%.

Однажды я защищал в суде престарелую учительницу, которую директор школы решил уволить за несколько месяцев до её выхода на пенсию. Видимо, у директора совсем не было совести, раз он решился на такое. Мне удалось убедить суд, что приказ об увольнении незаконен и несправедлив. Хотя часто бывает, что всё по закону, но абсолютно несправедливо. Особенно это касается трудовых споров, связанных с увольнением.

Как-то я помогал мальчику, которого покусал ротвейлер. Хозяева собаки долгое время не хотели признавать факт, что их собака покусала подростка. И мне пришлось ходить по различным инстанциям, чтобы установить факт причинения телесных повреждений. В конце концов, хозяева собаку усыпили, но деньги так и не выплатили.

К сожалению, суд часто является не местом выяснения истины, а местом выяснения отношений, особенно в делах о разводе.
Как-то я помогал в деле о расторжении брака, которое длилось целых семь(!) лет. Отец пытался добиться, чтобы ребёнка оставили с ним. И добился. Но для этого ему потребовалось семь лет, четыре судьи рассматривали это дело, незаконные решения три раза отменяли в горсуде, одна судья уволилась, другая умерла вскоре после вынесения окончательного решения.

Я ещё в детстве понял, что нужно хорошо знать свои права и законы, чтобы защищать себя от неправды. Хотя вообще-то я не хотел становиться юристом, и поступал на философский факультет.

Что испытывает судья, когда выносит несправедливое решение от лица государства? чем оправдывает себя? Несовершенством закона? Понимает ли, какую берёт на себя ответственность?
Я иногда вспоминаю судебный процесс над Иосифом Бродским, которого обвинили в тунеядстве только за то, что он нигде не работал, хотя стихи его печатались в журналах, и жил он на 80 копеек в день. О чём думала судья Савельева, вынося заведомо несправедливый приговор, чем оправдывала себя, обвиняя будущего нобелевского лауреата в том, что он жил на сумму, чуть большую, чем содержание в тюрьме?

Однажды прочитал в газете, как молодая неопытная судья, долго не расспрашивая, вполне законно приговорила торгующего у метро афганца-инвалида к штрафу с конфискацией. Парень ничего не сказал. А на следующий день пришел в суд и нанёс судье тридцать шесть ударов ножом. И никакая охрана не помогла. Двое детей судьи остались сиротами.

О мнимой праведности, ярлыках и вердиктах

— Отец Павел, возможен ли суд без осуждения, можно ли кого-то судить, не осуждая? И в чем разница?

— А где сам факт суда? Христос ведь ее не осудил.

— Что значит судить? И я не осуждаю тебя. Иди и больше не греши (Ин 8:21). Суд был произведен. Мы видели, что произошла оценка ее деятельности. Оценка и осуждение — это разные вещи.

— А в чем разница?

Когда мы ощущаем себя на голову выше окружающих — всех этих негодяев, преступников и прелюбодеев, — нам гораздо комфортнее, нежели когда мы осознаем свое непотребство. Именно здесь, в попытке ложного самоутверждения, и рождается у нас желание осудить. Унижая, опуская, компрометируя других, мы можем ощутить свое некое величие на фоне всех остальных, таких нехороших.

— Значит, между гордостью и осуждением — непосредственная связь?

— Прямая зависимость! Чем человек более горделив, тем больше он осуждает остальных. Чем человек смиреннее, имеет более покаянный настрой души, тем менее он склонен к тому, чтобы рассуждать о ком-то другом. Мнение о себе является подосновой гордости, как и подосновой осуждения.

Святые отцы не раз подчеркивали, что главная добродетель христианина — это рассудительность. То есть способность проводить анализ — если говорить современным языком — ситуации, поступков и так далее. При этом они категорически запрещали осуждать человека.

Развести проблему осуждения и рассуждения очень просто. Когда мы осуждаем человека, мы отождествляем его личность с тем осуждаемым нами поступком, который был совершен. Мы претендуем на знание глубинной внутренней сущности, сути это человека. Мы говорим, кто это: это не человек, это вор, блудник, хам.

И что самое плохое, тем самым закрываем ему саму возможность для дальнейшего изменения. Если мы сказали, что он вор, отождествили два понятия, соответственно, если он не будет вором, он уже не будет собой. Однако это вовсе не значит, что в случае, если перед нами очевидно неправильные поступки, мы должны закрывать на них глаза и не называть вещи своими именами. Да, он украл. Но он не вор.

— Как разделить личность человека и его дела на практике? А просто надо заглянуть внутрь самого себя. Каждый сам себя очень сильно любит. И при этом мы часто ненавидим поступки, которые совершаем. В то же самое время это не приводит нас к искренней ненависти и отрицанию самого себя как такового. И если быть честным по отношению к самому себе, то дела человека и саму личность легко разделить.

Это один подход. А второй подход связан с тем, что не осуждает согрешившего человека только тот, кто сам знает, что такое покаяние, и понимает, как легко впасть в любой грех, когда от человека по той или иной причине отступает ограждающая милость Божия, когда он оказывается перед очень тяжелым выбором. Лучшее лекарство от осуждения — это осознание своей греховности, понимание того, что нет такого греха, который бы ты не мог совершить, если для этого были бы созданы соответствующие условия.

Вопрос осуждения связан с внутренним позиционированием человека в жизни. Когда он видит реальность такой, какая она есть, он не посмеет осуждать других, потому что у него нет для этого достаточной информации.

— Значит, самый действенный способ борьбы с помыслами осуждения — это обращение к себе?

— Да. Очень часто любимым местом осуждения других в приходской жизни становится. исповедь. Здесь происходит недопонимание самой сути покаяния: человек приходит на исповедь не для того, чтобы принести некий вызревший плод переосмысления своего отношения к жизни, а пожаловаться Богу и священнику на то, какие вокруг него плохие люди; если бы вокруг были все хорошие, добрые, ласковые, прощающие, послушные, то и он бы никогда не совершил того, что совершил! Это тоже очень показательно. И я боюсь, что это одна из хронических болезней как людей, недавно переступивших порог Церкви, так и тех, кто находится в ней уже давно.

Писание — о смысле заповеди

— А в Ветхом Завете эта заповедь имела такое же значение, как и с приходом Христа?

— Конечно же, нет. Заповедь неосуждения является важнейшей частью Нагорной проповеди Спасителя, в которой мы видим, что Христос сознательно противопоставляет весь широкий спектр ветхозаветных предписаний тем новым горизонтам, которые Он предлагает своим последователям. Это касается брака, развода, мести, и в том числе осуждения.

Согласно Ветхому Завету, Бог делегировал еврейскому народу право судить для того, чтобы удержать этот народ в определенных, вполне жестких и понятных, рамках праведности.

Точно так же сегодня мы говорим, что если общество лишить судебной системы, то градус преступности и криминальной составляющей не понизится, а существенно повысится. Потому что сдерживающие элементы — то, что сдерживает вседозволенность и разгул, — исчезают.

Та же ситуация наблюдалась и в Ветхом Завете.

Осуждение было необходимо для того, чтобы таким образом пусть внешне, формально, но все же сдерживать распространение греха. Христос же, не отрицая необходимости внешних границ, уходит в глубину, к первоистокам и причинам неправильных поступков людей.

Когда человек любит, когда он всю свою жизнь, все свои мотивы согласует с позицией любви к Богу и ближнему, ему уже эти границы не просто не нужны, они начинают мешать. Он их не переступит никогда, но не потому что боится наказания: он боится потерять ту самую любовь, которая для него является основным содержанием жизни.

О злорадстве, доверии и церковном суде

— Есть ли такие вещи, которые люди не считают осуждением, но они таковым являются?

Когда вокруг меня все плохие, тут есть для меня два очень утешительных момента. Первый: если я такой же грешник, как они, я уже не одинок. Второй: если я хотя бы чуть-чуть не такой, как они, чуть-чуть выше и лучше, то я уже ощущаю себя почти супергероем на фоне всех этих негодяев. Это для человека приятно. И до тех пор, пока глаза человека не откроются на то, какой он есть на самом деле, он постоянно будет скатываться в эту яму осуждения.

— Есть ли взаимосвязь между осуждением, видением себя и верой?

Хочется отметить один очень важный момент: когда человек может быть готов вынести всю правду о самом себе? Если человек вдруг увидит себя без прикрас, таким, какой он есть в данный момент его жизни, и при этом отождествит себя со всеми совершенными им грехами, недолжными поступками, преступлениями, для него единственный выход — повеситься. Потому что тем самым человек ставит крест на самом себе — если у него нет веры. Для того чтобы не допустить отчаяния при видении бездны своего непотребства, нужна сильная вера. Вера как состояние преданности Богу, абсолютного доверия и безграничной надежды на милость Божию. Бог — величайший педагог, поэтому Он человеку открывает меру его греховности в той степени, в какой человек может понести своей верой.

И чем больше человек укрепляется в вере, тем больше ему открывается грехов. И наоборот. Когда человек ослабляется в вере, его грехи беспокоят его все меньше. Господь их прикрывает, скрывает, иначе человек впадет в жуткое отчаяние и безнадежность.

— А как же церковный суд — ведь это орган, который как раз призван судить, выносить суждение?

— Вопрос можно расширить. Помните притчу Христа о пшенице и плевелах? Так вот, до тех пор, пока всё растет вместе — до жатвы — необходимо сделать так, чтобы те, кто не хотят соблюдать рамок Божественного закона, не становились тормозом для тех, кто хочет жить по-Божьему.

— Не является ли отлучение от Церкви окончательным вердиктом?

— Отлучение от Церкви — это общецерковное признание полной несовместимости с Церковью. Но такие случаи настолько редки, что их можно сосчитать по пальцам. И то я не сомневаюсь, что, если бы преданные анафеме захотели вернуться, все эти отлучения были бы сняты. Это крайняя мера, во-первых, она исключительна, во-вторых, она свидетельствует о каком-то пределе ухода человека от состояния, в котором он может измениться и покаяться, о каком-то глобальном ожесточении, застывании человека в грехе и его очевидной неспособности измениться. Но таких случаев, повторюсь, единицы.

Очень важный момент: христианство смотрит на человека в постоянной динамике. И такое видение сразу в корне исключает осуждение, потому что любое осуждение — это фиксация, остановка. А остановка у нас только одна — это Божий Окончательный — и потому Страшный — суд.

Даже с того момента, когда душа человека разлучилась с его телом, когда, казалось бы, уже ничего нельзя сделать, мы все равно продолжаем говорить, что его участь не решена. Есть Церковь, которая за него молится, есть ближние, которые будут благотворить в память об этом усопшем, — и всё это имеет свое значение для души усопшего. И мы знаем из множества свидетельств, что происходит благотворное воздействие на души тех, кто сам уже не может измениться. Но то, что он оставил на земле, уже работает на него, помимо его воли, его желания.

— Стало быть, окончательный суд только один?

Альтернатива: равнодушие?

— Может ли неосуждение быть притворством? Встречались ли Вы с такими случаями в Вашей пастырской практике, когда человек заставлял себя думать, что все хорошие, пытался не осуждать, сдерживался, а в результате происходил внутренний надлом?

— Мне не приходилось с такой ситуацией встречаться. Возможно, что это немного надуманная проблема. Когда человек других не осуждает, это связано не с тем, что он закрывает глаза на их поведение, а с тем, что он себя лучше видит. Это не та ситуация, когда человек надевает розовые очки и пытается видеть все в розовом свете — ничего подобного! Неосуждающий человек слишком хорошо себя видит, чтобы осуждать других. Поэтому он и других видит гораздо лучше.

Когда человек смотрит вокруг себя и старается все плохое, что видит в людях, не принимать во внимание, и наоборот, концентрироваться на лучшем, что есть — так это же позиция Бога! Бог именно так на нас и смотрит. Лучшее, что в нас есть, Он стремится разными способами умножить, раздуть тлеющие угольки добра под грудами пепла в нашей душе. Раздуть для того, чтобы этот разгорающийся огонь поглотил и выжег все худшее, неспособное к жизни.

В одном из писем святителя Феофана мне встретились слова, которые и самого святителя ярко характеризуют, и задают правильный вектор по отношению к другим людям. Он говорил, что чем дольше живет, тем больше убеждается, что плохих людей нет. На какой-то глубине все люди добры — потому что любой человек хочет блага. А все злое, что есть в людях, — случайное и наносное. Как только мы сможем проникнуть в святая святых любого человека, даже самого плохого, закоренелого преступника, мы все равно там увидим какое-то добро.

— Может ли быть праведным негодование, направленное на другого человека?

— Праведным негодование, направленное на другого человека, не может быть никогда. А вот на его поступок — может.

Гнев нам дан как способность быстрой, оперативной реакции души на недолжное — такова единая позиция у святых отцов. Еще до того, как мы поняли, что мы столкнулись с недолжным, срабатывает гнев и нас от этого остерегает. Это врожденный инстинкт самосохранения души. Другое дело, что в состоянии греха эта Богом данная способность с легкостью обращается нами не на грех, а на людей.

— Как же поступить в такой ситуации?

— Ни в коем случае не оправдывая его поступка, необходимо погрузить ребенка в такое море любви, чтобы острое ощущение стыда выжгло саму возможность повторения подобной ситуации. Мы должны не его потопить в нашем гневе, а помочь обратить его собственный гнев на греховный поступок, чтобы таким образом в его душе образовался своего рода духовный иммунитет. И тогда он никогда больше так не поступит — не потому, что до смерти боится испепеляющего гнева родителей, а потому что знает, что такое — сгорать от стыда. И как тяжело переживать любовь, прощающую тебя за твой мерзкий поступок!

— Когда мы читаем о том, как Христос выгнал торговцев из храма, здесь речь идет о праведном гневе?

— Конечно. Они знали, что находятся там, где не имели права, знали, что совершают беззаконие. Ведь законом Моисея было запрещено внутри двора Храма заниматься коммерцией — для этого существовали другие места за пределами храма. Но, естественно, это было не столь выгодно торговцам и менялам.

По законодательству Моисея смертный грех — это тупиковая ветка. Человек совершил смертный грех — и все, пути обратно нет, он должен быть убит — чтобы другим было неповадно, и зараза греха не стала распространяться дальше. А Христос все эти тупиковые ветки вскрывает и дает возможность исправления дальнейшей жизни — потому что Он ради одной заблудшей овцы оставляет целое стадо, лишь бы ее найти и спасти.

Он — не политик и не экономист, а Сама Безграничная Любовь, для которой и одна душа, и сто, и тысяча, и миллион душ имеют одинаковое бесценное значение.

— Можно ли осудить человека с любовью?

— Нельзя. Можно осудить поступок с любовью. В моей жизни были такие случаи, когда мои поступки оказывались осужденными другими людьми с огромной любовью. И их, как правило, я никогда больше не совершал. Это очень тяжелое состояние: быть уверенным в том, что тебя бесконечно любят, и в то же самое время понимать, что твой поступок точно так же бесконечно осуждают. Появляется огромный, испепеляющий стыд, который является предохранителем, гарантом того, что ты больше так не поступишь.

Читайте также: