Что является профессиональным сообществом адвокатов созданное для оказания юридической помощи

Обновлено: 02.05.2024

Когда речь заходит о профессионализме подобного сообщества, то ожидается наличие у его членов полного юридического образования, а также непосредственного осуществления ими деятельности адвокатского характера. Последняя направлена на оказание абсолютно квалифицированной юридической помощи юридическим либо физическим лицам. Именно такой момент отличает саму адвокатуру от иных общественных объединений, которые по статье 13, 30 Конституции РФ были созданы для протекции личных интересов. Адвокатура вовсе не является политической организацией, поскольку она определяет права, свободы и интересы лиц, вне зависимости от их идеологии юридическими средствами и определенными способами защиты.

Деятельность адвокатов имеет прямое публичное начало, так как она направлена на защиту интересов социума. Но, при этом адвокатура не входит в базовую систему органов государственной власти и органов муниципального самоуправления. Также, подобная деятельность является институтом гражданского общества. Призвание ее кроется в обеспечении реализации конституционного права абсолютно каждого гражданина на оказание юридической помощи. По этому, адвокатура, как вид правозащитного института являет собой негосударственный орган правоохранительного характера.

К слову, если сравнивать государственные органы и адвокатуру, то первые оказывают полноценную правовую помощь гражданам в рамках осуществления своих основных функций, а вторая была специально создана с целью протекции прав и законных интересов физических и юридических лиц. То, что существует необходимость профессионального адвокатского общества было отмечено Конституционным Судом РФ.

Адвокатура не имеет никакого отношения к некоммерческим образованиям, потому что деятельность адвокатов не может быть предпринимательствой. За предоставление профессиональной помощи адвокаты не получают абсолютно никакой прибыли, они получают вознаграждение, что и является их оплатой труда.

Адвокатура представляет собой институт гражданского общества. Она являет собой профессиональное адвокатское сообщество, которое обеспечивает предоставление квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам, с целью защиты их прямых прав, личных свобод и интересов, а также в целях протекции возможности доступа к правосудию.

Правовая основа деятельности адвокатуры

Правовую базу процесса организации и деятельности адвокатуры составляют Конституция и Закон о деятельности адвокатов. Базовый закон адвокатуры создает понятие и содержание следующих моментов:

  • адвокатская деятельность;
  • базовые права и обязанности адвоката;
  • порядок и условия получения адвокатского статуса;
  • организационную и правовую структуру организации адвокатуры.

Когда речь идет о законах и нормативных актах права, которые регламентируют отношения в сфере деятельности адвокатов, стоит выделить два пункта:

  1. отраслевое процессуальное законодательство, которое устанавливает права процессуального характера;
  2. обязанности определенных участников процесса, в качестве которых могут выступать сами адвокаты.

Кодекс профессиональной этики адвоката регламентирует обязательные для абсолютно каждого адвоката базовые правила поведения. Согласно статьи 1 вышеуказанного Кодекса, к деятельности адвокатуры правового характера относится Общий кодекс правил для адвокатов. Последний был принят на заседании в городе Страсбург в октябре 1998 году.

Основные задачи, которые возложены на адвокатуру, строго обусловлены положениями Конституции об обеспечении каждому гражданину полного права на квалифицированную помощь юридического характера. Разнообразие правовых проблем, которые появляются у физических и юридических лиц, порождают постановку перед адвокатурой задач на оказание разных видов юридической помощи.

Непосредственные задачи адвоката

Посредством выполнения задач, которые возложены на адвоката, он обязан:

  • предоставлять консультации и справки по правовым вопросам, как в форме устного изложения, так и в письменной;
  • составлять различные правовые документы, такие как: жалобы, заявления, ходатайства;
  • представлять прямые интересы доверителя в судопроизводстве Конституции;
  • участвовать в качестве представителя доверителя в судопроизводстве гражданского и административного судопроизводства;
  • выступать в роли представителя или защитника доверителя в судопроизводстве уголовного характера, относительно дел административных правонарушений;
  • выступать в роли представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, коммерческом суде международного характера и других органах решения конфликтных моментов;
  • представлять интересы от лица доверителя в органах власти государственного вида, органах местного управления, общественных объединениях и иных организациях;
  • выступать в качестве представителя доверителя в органах государственной власти, судах и органах правоохранительного характера иностранных государств, судебных органах международного характера;
  • играть роль представителя доверителя в исполнительном производстве, и при прямом исполнении уголовного наказания;
  • выступать, как представитель доверителя в правоотношениях налогового характера.

Вышеуказанные виды помощи юридического характера не являются исчерпывающими. Закон дает адвокату прямое право оказывать иную юридическую помощь, которая не запрещена федеральным законом. В осуществлении адвокатом прямой юридической деятельности есть строгие ограничения. Адвокат не имеет никакого права воплощать полномочия государственных правоохранительных органов. Он не будет заниматься детективной деятельностью частного характера или предоставлять нотариальные услуги, которые также имеют юридические особенности.

Принципы адвокатской деятельности

Организация и деятельность адвокатуры исходят из определенных принципов, которые содержат нормативный характер и обеспечивают нужное выполнение стоящих перед самим адвокатами заданий. К подобным заданиям относятся:

  • абсолютная законность;
  • полная независимость;
  • строгое самоуправление;
  • слаженная корпоративность;
  • прямое равноправие адвокатов.

Стоит заметить, что Кодекс этики профессионализма адвоката говорит о том, что сотрудничество с органами, осуществляющими деятельность оперативно-розыскного характера, в ходе осуществления самой адвокатской деятельности, категорически несовместимо с адвокатским статусом.

Вне рамок адвокатской деятельности может осуществлять деятельность по урегулированию спорных моментов. Сюда входят также третейские судьи, в качестве медиатора, а также участие их в благотворительных проектах других институтов гражданского общества, которые прямо предусматривают оказание юридической помощи на абсолютно безвозмездной основе.

Действия со стороны законности, как базового общеправового принципа подразумевает точнейшее и строгое исполнение законов, а также иных нормативных и правовых актов адвокатами.

Адвокат представляет собой независимого профессионального советника по вопросам права. Он может принимать поручение на оказание юридической помощи, если оно имеет заведомо противозаконный характер. Для оказания помощи юридического характера адвокат вправе действовать различными методами, если они не противоречат закону. Однако, участвуя в самом процессе судопроизводстве в роли представителя либо защитника, адвокат ограничен в своих возможностях и может использовать исключительно те полномочия, которые прямо предусмотрены законом процессуального характера. Закон требует, чтобы, в обязательном порядке, адвокатская деятельность осуществлялась на базе появившегося между адвокатом и доверителем соглашения об юридической помощи. Лишь в случаях, перечисленных в законодательных документах, адвокатские услуги могут оказываться абсолютно бесплатно без заключения соответствующего договора.

Для адвокатуры одним из критериев законности является полнейший профессионализм ее деятельности, который означает строгую обязанность адвоката честно, добросовестно, квалифицированно, и активно выступать с протекцией прав, свобод и законных интересов доверителей, опираясь на Конституцию, законы и Кодексы профессиональной этики адвокатов.

Абсолютная независимость представителей адвокатуры подразумевает запрет любого вмешательства или препятствия процессам законной адвокатской деятельности. Подобный принцип имеет как международное, так и правовое начало. В своей профессиональной деятельности адвокату нужно действовать в интересах своего доверителя, и в этом смысле он зависим от его волеизъявления. Но, зависимость подобного рода не является категорически безусловной. Закон и профессиональная нравственность адвоката гораздо выше воли доверителя. Никакие пожелания, требования или указания доверителя, направленные на несоблюдение закона или правил профессиональной этики, не могут быть воплощены адвокатом. Хотя, адвокат и вовсе не может занимать позицию и действовать вопреки воле доверителя, он может отступить от этого пункта. Такой принцип может иметь место исключительно если он убежден в наличии самооговора своего подзащитного. Кодекс профессиональной адвокатской этики рассматривает независимость относительно профессионализма адвоката как абсолютно необходимое условие доверия к нему, а также убежденность доверителя в порядочности, честности и добросовестности адвоката, как необходимые условия доверия к нему.

Независимость деятельности адвокатуры

Независимость адвокатуры проявляется посредством достаточно обширного круга базовых и полномочий самого адвоката в делах процессуального характера, а также гарантиями независимости каждого адвоката, которые были строго предусмотрены законом:

  • абсолютной невозможностью привлечения адвокатского лица к каким-либо ответственным действиям за выраженное мнение, которое прозвучало при осуществлении адвокатской деятельности;
  • недопущение требования от адвокатов прямых сведений, которые имеют связь с оказанием юридической помощи по каждому конкретному делу (адвокатская тайна);
  • пребывание адвоката, членов его семьи и личного имущества под протекцией государства.

В ходе своей профессиональной деятельности адвокат обязан проводить свои действия в прямых интересах своего доверителя. Именно в подобном смысле он полностью является зависимым от волеизъявления последнего.Такая зависимость вовсе не является безусловной. Закон и понятие нравственности в адвокатской профессии выше воли самого доверителя. Ни одни пожелания, требования либо указания доверителя, которые направлены на грубое несоблюдение закона или правил профессиональной этики, не могут быть приведены в исполнение адвокатом. Но, адвокатское лицо не имеет права занимать позицию и выполнять действия против воли доверителя. Юрист вполне вправе отступить от вышеуказанного правила, в том случае, если он убежден в наличии самооговора для своего подзащитного. Кодекс профессиональной адвокатской этики рассматривает независимость в профессиональном плане, как необходимое условие доверия к нему.

Независимость в адвокатской системе связана со следующими ключевыми моментами:

  • несуществующая возможность привлечения адвокатского лица к какому-либо виду ответственности (кроме гражданско-правовой перед доверителем) за выраженное им при осуществлении адвокатской деятельности мнение;
  • попытки недопущения требования от адвокатов сведений, которые связанные с оказанием юридической помощи по специфическим делам (иными словами-адвокатская тайна);
  • случаи, когда адвокат, члены его семьи и имущества пребывают под защитой государства;
  • иммунитетом процессуального характера, при условии уголовного преследования.

Самоуправление адвокатуры

Процесс самоуправления адвокатуры проявляет себя в существовании и деятельности специально созданных для этого органов регулирования управленческих моментов адвокатурой, которые, зачастую, образуются из уже давно действующих юристов. Данные органы в абсолютно индивидуальном порядке вправе принимать решения относительно закрытых вопросов адвокатского сообщества, а также имеют связь с делами адвокатуры. Полноценное участие органов власти государственного характера в процессе управлении юридическими моментами ограничивается выполнением регистрационной функции (ведение реестра адвокатов, выдача удостоверения адвоката, регистрация адвокатских образований и т.п.).

Понятие корпоративности как базовый принцип организации и деятельности адвокатуры определяет ее как специфический вид профессионального общества, обладающего особой внутренней организацией, которая строго объединяет адвокатов.

Для всех адвокатов общим фактором представляется строгая преданность интересам профессионального характера. Последняя подразумевает квалифицированное оказание правовой помощи в целях сохранения прав, свобод и интересов физических и юридических лиц. Сама же корпоративность адвокатского сообщества обеспечивается полнейшей добровольностью приобретения и прекращения адвокатского статуса, дисциплиной в коллективах и профессиональной этикой.

Корпоративность адвокатуры

Одна из базовых задач адвокатуры, как отдельной корпорации кроется в протекции общих интересов и полной целостности сообщества адвокатского характера. Для обязательного обеспечения приведения в действие задачи такого рода, органы непосредственного управления адвокатурой наделены функцией представления и протекции адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях. От них зависит контроль за адвокатской подготовкой профессионального характера и, при необходимости, ведение дисциплинарного производства.

Для поддержания единой сплоченности корпоративного характера Кодекс профессиональной этики адвокатов предполагает, что адвокаты обязательно должны выстраивать свои отношения в коллективе на базе уважения друг к другу и соблюдения всех профессиональных прав. Адвокат должен упускать употребление выражений, которые не описывают честь, достоинство или репутацию другого адвокатского лица, а также нужно отходить от критики того, насколько правильными являются действия и консультации коллег.

Базовые положения принципа адвокатского равноправия, в первую очередь, распространяются на их деятельность, как профессионалов.

К примеру, сегодня законодательство устанавливает абсолютное единообразие правового статуса адвоката относительно правового объема и сферы его применения. Это происходит на всей территории Российской Федерации, абсолютно вне зависимости от места регистрации адвоката.

Принято считать, что практически все адвокаты имеют специализацию на предоставлении юридических услуг в каких-либо отраслях права или на ведении специфических категорий дел, таких как: дтп, преступления экономического или общеуголовного характера, дел, которые касаются семейных разбирательств или наследства, арбитражных судов. Вне зависимости от специализации, общего стажа работы, иных признаков, которые являются отличительными, все адвокаты имеют равные процессуальные права.

Принципы адвокатского равноправия

Внутри адвокатского социума существует равноправие адвокатов. Проявляется последнее на различных конференциях, где абсолютно каждый адвокат имеет равные возможности в отношении обсуждения и решения вопросов разного рода. Все адвокаты, которые занимают должности в структуре управления адвокатурой, наделены дополнительным набором полномочий, которые необходимы для функций управления.

Стоит заметить, что исключение из правил составляет положение о том, что только адвокат, имеющий стаж более пяти лет, может обладать правом привлечения стажера для выполнения конкретных поручений. Последние происходит исключительно на договорной основе.

Здравствуйте, коллеги. Приглашаю обсудить, каким, на ваш взгляд, должен быть научный комментарий ст. 48 Конституции РФ, чтобы он отвечал своему предназначению, т.е. мог сориентировать по теме юриста или грамотного человека без юридического образования, помог понять правовую регламентацию хотя бы в первом приближении?

Чтобы разговор состоялся предметный, представляю мой набросок комментария, и прошу высказаться по следующим вопросам (по любому из них, какой сочтете посильным и интересным для себя):

1. Какие значимые аспекты темы, юридические проблемы автор упустил, не отразил в этом тексте? Почему вы считаете их важными?

2. Приемлема ли структура материала, последовательность изложения? Или что-то следует изменить?

4. Какие неточности, ошибки вы заметили? Где?

5. Может быть, какие-то фрагменты изложены слишком подробно, и их следует сократить (по жанру такой комментарий не может быть длинным; краткость и ёмкость – вот идеальное сочетание)?

6. Допускаю также, что иные фрагменты излишне лаконичны и оставляют без раскрытия важные проблемы. Какие это фрагменты, на ваш взгляд?

7. Меняют ли толкование ст. 48 Конституции РФ изменения, внесенные в неё Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ (одобренные, как вы помните, 1 июля 2020 г. на всенародном голосовании)? Если да, что и почему меняется?

Какие иные замечания, предложения по теме хотели бы сделать? Мне всё будет интересно и полезно (надеюсь).

СТАТЬЯ 48

1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Комментарий к статье 48.

1. Часть 1 ст. 48 Конституции РФ гарантирует каждому квалифицированную юридическую помощь. Речь идет не только о гражданах России, но и лицах без гражданства, гражданах и подданных иных государств, проживающих или пребывающих на территории нашей страны. Право на квалифицированную юридическую помощь имеют также юридические лица, ведущие свою деятельность на территории России.

Коммерческие и некоммерческие организации, которые регулярно испытывают потребность в получении квалифицированной юридической помощи, вправе вводить в свои структуры юридические подразделения и их укомплектовывать лицами, имеющими юридическое образование, достаточный опыт и специализирующимися на актуальных направлениях юридической деятельности. Такие организации, при необходимости, направляют своих работников-юристов на семинары и курсы повышения квалификации, чтобы поддерживать их подготовку в актуальном состоянии. Если образовательный процесс осуществляется в учреждении, прошедшем государственную аккредитацию и имеющем соответствующую лицензию, расходы на обучение сотрудников относятся на счет прочих расходов, связанных с производством и реализацией (ст. 264 Налогового кодекса РФ). К ним применяется льготная ставка налогообложения.

Адвокатура является профессиональным сообществом юристов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. 3 ст. 9 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ). Такой порядок в определенной степени гарантирует независимость адвокатов и возможность активной защиты доверителей.

3. В некоторых пределах квалифицированную юридическую помощь физическим лицами и организациям оказывают нотариусы, которые в защиту прав и законных интересов клиентов совершают нотариальные действия от имени Российской Федерации. В рамках этой деятельности они проводят правовой анализ представленных документов и полученной от клиентов информации, консультируют их по вопросам применения норм законодательства, готовят для них проекты юридически значимых документов. Как и адвокаты, нотариусы имеют высшее юридическое образование и для допуска к нотариальной деятельности сдают квалификационный экзамен. При этом они должны обладать стажем работы по юридической специальности не менее пяти лет и соответствовать ряду иных требований (ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).

Здоровая конкуренция на рынке юридических услуг обеспечивает их надлежащее качество и приемлемую стоимость, доступность.

Как правило, бесплатная юридическая помощь оказывается гражданам России. В отдельных случаях, предусмотренных федеральными законами и международными договорами Российской Федерации, такая помощь предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Бесплатная юридическая помощь предоставляется в трех основных видах: 1) правовое консультирование в устной и письменной форме; 2) составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; 3) представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены законодательством.

Предусматривается функционирование как государственной, так и негосударственной систем оказания такой помощи.

Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются: 1) федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения; 2) органы исполнительной власти субъектов РФ и подведомственные им учреждения; 3) органы управления государственных внебюджетных фондов; 4) государственные юридические бюро. Государственные юридические бюро вправе привлекать к оказанию бесплатной юридической помощи адвокатов и (или) иных субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь.

Объем бюджетных ассигнований из федерального бюджета для обеспечения государственных гарантий реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи, а также обеспечение финансирования этих расходов определяется Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяют орган исполнительной власти соответствующего субъекта, ответственный за оказание бесплатной юридической помощи, и его компетенцию, а также подведомственные ему учреждения, иные организации, входящие в государственную систему бесплатной юридической помощи на территории субъекта Российской Федерации, установление их компетенции, в том числе решение вопросов об учреждении и обеспечении деятельности государственных юридических бюро. Также указанные органы государственной власти определяют размер и порядок оплаты труда адвокатов и иных субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, компенсации их расходов на оказание бесплатной юридической помощи и реализуют ряд иных полномочий в этой сфере.

Право на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан: 1) малоимущие граждане; 2) инвалиды I и II группы; 3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации; 4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей; 5) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации; и ряд иных категорий остро нуждающихся и слабо защищенных граждан.

Негосударственная система бесплатной юридической помощи формируется на добровольных началах. Участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи являются юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и другие) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи. Последние могут создавать некоммерческие организации, адвокаты, адвокатские образования, адвокатские палаты субъектов Российской Федерации, нотариусы, нотариальные палаты.

Поскольку такие действия направлены на выявление уличающих лицо, в отношении которого ведется уголовное преследование, фактов и обстоятельств, ему должна быть безотлагательно предоставлена возможность обратиться за помощью к адвокату (защитнику) и заключить с ним соглашение об оказании юридической помощи. Тем самым обеспечиваются условия, позволяющие этому лицу получить должное представление о своих правах и обязанностях, о выдвигаемом против него обвинении а, следовательно, эффективно защищаться, и гарантирующие в дальнейшем от признания недопустимыми полученных в ходе расследования доказательств (ч. 2 ст. 50 Конституции РФ).

6. Если обвиняемый уклоняется от явки в орган предварительного расследования или суд, если обвиняемый объявлен в розыск – всё это не лишает его права на помощь адвоката (защитника). Последнего может пригласить сам обвиняемый либо иные лица по его поручению либо согласию. Адвокат вступает в уголовное дело в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и ордера. При этом никто не вправе требовать от него дополнительных документов и проверять волеизъявление обвиняемого (ч. 4 ст. 49 УПК РФ; Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 14.01.2020 № 46-УДП19-42).

7. Положение ч. 2 ст. 48 Конституции РФ корреспондируется со ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также ст. 5 и 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которым каждому арестованному или задержанному сообщаются незамедлительно причины ареста и предъявляемое обвинение, и обеспечивается право на безотлагательное решение судом вопроса о законности задержания и справедливое публичное разбирательство дела при предоставлении возможности защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника.

С этого момента – когда уголовное преследования становится безусловным и очевидным ‑ в уголовно-процессуальном законодательстве предусмотрены дополнительные гарантии права на получение помощи защитника. В соответствие с ч. 4 ст. 50 УПК РФ если в течение 24 час. с момента задержания подозреваемого или заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу явка защитника, приглашенного задержанного, невозможна, то дознаватель или следователь принимает меры по назначению защитника в порядке, определенном советом Федеральной палаты адвокатов.

Кроме того, для отдельных категорий подозреваемых и обвиняемых с этого момента участие защитника является обязательным: для несовершеннолетних; тех, кто не владеет языком, на котором ведется производство по делу; тех, кто в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту; и некоторых иных (ч. 1 ст. 51 УПК РФ). В этих случаях, если защитник не приглашен самим подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем, а также другими лицами по поручению или с согласия подозреваемого, обвиняемого, то дознаватель, следователь или суд обеспечивает участие защитника в уголовном судопроизводстве (ч. 3 ст. 51 УПК РФ).

Если дознание или предварительное следствие не производились, то защитник допускается к участию в деле с момента принятия его судом к своему производству.

8. Вознаграждение адвокатам, участвующим в уголовном деле по назначению, выплачивается из федерального бюджета. Размер вознаграждения определяется Постановлением Правительства РФ[4] и, как правило, ежегодно корректируется вслед за инфляцией. Работа в ночное время, выходные и праздничные дни оплачивается по повышенным ставкам. Однако участие защитника по назначению не является для обвиняемого безвозмездным при любых обстоятельствах. Суммы, выплачиваемые адвокату, участвующему в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя или суда, относятся к процессуальным издержкам (п. 1 ч. 2 ст. 131 УПК РФ) и по общему правилу при вынесении обвинительного приговора взыскиваются с осужденного (ст. 132 УПК РФ), если только обвиняемый не заявил об отказе от защитника. В случае же реабилитации обвиняемого (подсудимого) процессуальные издержки возмещаются за счет средств федерального бюджета.

9. В отличие от подозреваемого и обвиняемого, потерпевший и гражданский истец в уголовном процессе не наделены правом ходатайствовать о предоставлении им адвоката в качестве представителя по назначению. При этом они не всегда имеют материальную возможность пригласить адвоката по своему выбору, в том числе и потому, преступление причинило им значительный материальный и иной вред[5].

В связи с этим потерпевший и гражданский истец имеют право прибегнуть к помощи не только адвоката, но и любого лица, которое, по их мнению, вполне способно оказать достаточную юридическую помощь, и ходатайствовать об участии этого лица в уголовном процессе в качестве их представителя (Определение Конституционного Суда РФ от 05.12.2003 № 446-О[6]; Определение Конституционного Суда РФ от 05.02.2004 № 25-О[7]).

Вместе с тем правоведы уже давно высказывают идею об уравнивании в правах обвиняемого и потерпевшего и наделении последнего права ходатайствовать перед органами предварительного расследования и судом о предоставлении ему адвоката в качестве представителя по назначению. Такой порядок наилучшим образом соответствовал бы ч. 1 ст. 48 Конституции РФ, а также её ст. 52, гарантирующей потерпевшим доступ к правосудию, и ч. 3 ст. 123, устанавливающей, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В качестве первого шага в этом направлении было правильно наделить таким правом потерпевших, пострадавших от тяжких преступлений против жизни и здоровья, а в дальнейшем расширять круг потерпевших, обладающих указанным правом, по мере улучшению финансовых возможностей государства.

[1] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 1997 года по делу о проверке конституционности части четвертой статьи 47 УПК РСФСР.

[5] Об этой проблеме см.: Скобликов П.А. Уголовно-правовая защита пострадавших от преступлений. ‑ М.: Юристъ, 2004.

[6] Определение Конституционного Суда РФ от 05.12.2003 № 446-О «По жалобам граждан Л.Д. Вальдмана, С.М. Григорьева и региональной общественной организации "Объединение вкладчиков "МММ" на нарушение конституционных прав и свобод рядом положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

В адвокаты в три этапа: Минюст показал новую концепцию регулирования юррынка

Минюст опубликовал новый вариант концепции регулирования рынка профессиональной юрпомощи. Обновленная программа предусматривает введение адвокатской монополии в России с 1 января 2023 года. В документе подробно расписано, как можно будет получить адвокатский статус в упрощенном порядке и какие требования будут предъявляться к иностранным юристам. За внедрение большей части нововведений будут отвечать Минюст и ФПА.

Первый этап: новые законы

Из опубликованного документа следует, что концепция будет реализовываться в три этапа. На первом из них в 2018 году собираются разработать нормативные акты по нескольким направлениям:

1) Создать возможности для выбора адвокатами существующих организационно-правовых форм коммерческих организаций, чтобы вести адвокатскую деятельность.

2) Обеспечить адвокатам возможность работать по трудовому договору с адвокатскими образованиями.

3) Детализировать режим налогообложения адвокатов и адвокатских образований в зависимости от той организационной формы, которую они выберут.

4) Обеспечить адвокатским образованиям возможность использовать средства индивидуализаци и участвовать в госзакупках.

5) Ввести правило о том, что иностранные юристы и защитники смогут оказывать в России юрпомощь только после регистрации в специальном реестре, который будет вести Минюст. Иностранцы смогут консультировать в нашей стране только по вопросам права своего зарубежного государства, если там власти дают аналогичную возможность для российских адвокатов (принцип взаимности).

6) Ввести правило о том, что иностранцы смогут получить статус адвоката в РФ, если они имеют высшее юридическое образование вуза России, СССР или иностранного университета той страны, где действует принцип взаимности с Россией.

7) Ввести требование к адвокатским образованиям, которое запретит прямой или косвенный контроль иностранных лиц над ними.

В документе указано, что для достижения перечисленных целей потребуется внести изменения в целый ряд актов: Закон об адвокатуре, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Налоговый кодекс, в процессуальное законодательство и законодательство о госзакупках. На первом этапе реализации Концепции для укрепления статуса адвоката планируется при участии ФПА разработать предложения, которые будут обеспечивать повышение эффективности адвокатской деятельности: дальнейшее развитие института адвокатского запроса, защиты адвокатской тайны, упрощение процедур подтверждения работы адвокатов по назначению.

Второй этап: упрощенный экзамен не для всех

В 2019 году должен пройти второй этап реализации концепции, в рамках которого планируется разработать законы, регулирующие временный упрощенный порядок перехода юристов в адвокатуру. Чтобы получить адвокатский статус по облегченному механизму, надо будет успешно пройти тест на знания только законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре. Упрощенный порядок будет действовать в переходный период до 1 января 2023 года для тех специалистов, кто соответствует общим требованиям Закона об адвокатуре и одновременно отвечает ряду дополнительных критериев.

Всем остальным юристам придется сдавать квалификационный экзамен на получение статуса адвоката в общем порядке. Авторы концепции указывают на то, что сдачу экзамена надо сделать удобной и технологичной с использованием интернета. Разработкой такой системы займется ФПА. Правила предоставления статуса адвоката как в упрощенном порядке, так и в общем предстоит унифицировать, сделать максимально прозрачными и публичными. Их должны будут совместно утвердить ФПА и Минюст. Вопрос с уплатой взносов при вступлении в адвокатуру тоже предстоит упростить. Разработчики документа предлагают установить единый необременительный размер таких сумм.

В перспективе планируется предусмотреть преференции для адвокатских образований, которые оказывают помощь pro bono. В частности, наличие такой практики у адвокатов могут сделать обязательным условием для участия в гостендерах на оказание юруслуг. Число адвокатов будет стремительно расти, поэтому ФПА в 2019 году придется создать все условия для эффективной и системной работы квалификационных комиссий адвокатских палат субъектов РФ.

Финальный аккорд: сроки могут продлить

Последний этап реализации Концепции собираются провести за 3 года – с 2020 по 2022 год. За это время собираются принять в адвокатуру в упрощенном порядке всех желающих, которые отвечают заявленным требованиям. С 1 января 2023 года представительство во всех судах вправе будут осуществлять только адвокаты, а также госслужащие, муниципальные служащие, инхаусы в интересах своих компаний, законные представители, руководители организаций и НКО.

Кроме того, с этой же даты только адвокаты и адвокатские образования смогут оказывать юридическую помощь в РФ на возмездной основе. Всем юркомпаниям придется до этого времени привести свои фирменные наименования, учредительные документы, партнерские соглашения, трудовые договоры, а также соглашения с доверителями в соответствие с новыми правилами Закона об адвокатуре, и получить статус адвокатских образований.

Во время третьего этапа ФПА и Минюст будут вести мониторинг тех результатов, которые удалось достичь с 2018 по 2020 год в процессе реализации поставленных задач:

Если в ходе мониторинга выяснится, что к 1 января 2023 года численность адвокатов не обеспечивает потребностей граждан и организаций в получении квалифицированной юрпомощи либо имеются иные проблемные аспекты, то срок третьего этапа реализации концепции могут увеличить.

Тем временем сегодня Законодательный комитет Госдумы по итогам своего заседания рекомендовал принять в первом чтении законопроект, который предлагает альтернативные правила представительства для юристов в российских судах (см. "Представителей в судах обяжут иметь высшее юридическое образование"). Его автором является депутат Госдумы, председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

О законопроекте

Его идея состоит в том, чтобы прописать в законе требования о наличии специального образования у тех, кто хочет представлять чьи-либо интересы в суде. При этом представитель гражданина или организации должен иметь присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности или получить образование по программе с государственной аккредитацией. К иностранным гражданам законопроект предъявляет точно такие же требования.

С текстом законопроекта № 273154-7 "Об осуществлении представительства сторон в судах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" можно ознакомиться здесь.

Исходя из смысла и содержания отдельных норм закона, комментариев, предлагаемых в научной литературе и практикующими юристами можно выделить следующие признаки квалифицированности юридической помощи.

1. Принадлежность к кругу субъектов, наделенных правом оказывать гражданам квалифицированную юридическую помощь в соответствии с законом.

Указанием на признаки, определяющие юридическую помощь как квалифицированную, можно считать определение круга субъектов, наделенных правом оказывать такую помощь гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи [1]. К ним отнесены:

  • федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, оказывающие юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции;
  • федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, оказывающие гражданам, нуждающимся в социальной поддержке и социальной защите юридическую помощь в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера и представляющие интересы граждан в судах, государственных и муниципальных органах и организациях;
  • государственные юридические бюро;
  • адвокаты;
  • нотариусы.

К выводу, что основными субъектами оказания квалифицированной юридической помощи являются адвокатура и нотариат, можно прийти и анализируя законодательство и правоприменительную практику.

2. Наличие высшего юридического образования у лица, оказывающего юридическую помощь.

3. Наличие соответствующей квалификации у лица, оказывающего юридическую помощь.

4. Принадлежность лица, оказывающего юридическую помощь, к соответствующему профессиональному сообществу.

Принадлежность лица к профессиональному сообществу является важным критерием для признания квалифицированности помощи, им оказываемой. Как указывает Н.М. Кипнис, конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи гарантируется не только созданием (институционализацией) профессионального сообщества адвокатов, но и установлением государством принципов деятельности этого сообщества, которые защищают его от произвольного вмешательства в деятельность по оказанию юридической помощи [4].

5. Соблюдение лицом, оказывающим юридическую помощь, профессиональных стандартов и этических норм.

6. Возможность сохранения конфиденциальности информации, полученной при оказании юридической помощи.

7. Непрерывное повышение квалификации лицом, оказывающим юридическую помощь.

Итак, только наличие всех в совокупности указанных признаков позволяет говорить, что юридическая помощь, оказываемая конкретным лицом, действительно является квалифицированной.

[1] Закон РФ “О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации” от 21.11.2011 № 324-ФЗ

[2] Постановление Конституционного суда РФ “По делу о проверке конституционности ч.5 ст.59 АПК РФ в связи с запросами Государственного собрания – Курултая республики Башкортостан, губернатора Ярославской области, Арбитражного суда Красноярского края, жалобами ряда организаций и граждан” от 16.07.2004 № 15-П

[3] Белик В.Н. Правовые аспекты реализации конституционного права на квалифицированную юридическую помощь // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. № 7

[4] Кипнис Н.М. Корпоративная независимость адвокатуры как гарантия конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи // Адвокатура. Государство. Общество: Сборник материалов Всероссийских научно-практических конференций 2004-2005 гг. М., 2006. С.98

[5] Резник Г.М. “К вопросу о квалифицированном содержании понятия “Квалифицированная юридическая помощь” // Адвокат. 2007. № 4

[6] Васьковский Е.В. Организация адвокатуры. Историко-догматическое исследование. СПб, 1983. Ч.2: Исследование принципов адвокатуры. С.182

[7] Основные принципы, касающиеся роли юристов, приняты VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Гавана, 27 августа – 7 сентября 1990 г.

[8] Единая методика профессиональной подготовки и переподготовки адвокатов и стажеров адвокатов, утверждена Советом ФПА 30.11.2007

Читайте также: