Что в решениях европейского суда по правам человека определяется как меры индивидуального характера

Обновлено: 18.05.2024

Соловьева Т.В., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса Саратовской государственной академии права.

Рассмотрены виды и свойства постановлений Европейского суда по правам человека. Выделены два вида постановлений и описаны их специфические свойства.

Ключевые слова: Европейский суд по правам человека, постановление, пилотное постановление, исполнимость, нормативность, обязательность, реализация.

Decisions of the European Court of Human Rights: the properties and types

This article deals with the types and properties of the decisions of the European Court of Human Rights. The author distinguishes two types of decisions by the European Court of Human Rights and considers their specific properties.

Key words: European Court of Human Rights, resolution, the pilot resolution, feasibility, regulatory, commitment, implementation.

В настоящее время количество жалоб, поданных гражданами России в Европейский суд по правам человека (далее - ЕСПЧ), увеличивается, соответственно растет число вынесенных постановлений ЕСПЧ, которые необходимо реализовать, т.е. привести в действие и выполнить содержащиеся в них указания. Реализация постановлений ЕСПЧ - тема актуальная, поскольку зачастую процесс приведения в действие данных актов сопряжен с многочисленными трудностями.

Постановления ЕСПЧ представляют собой итоговый акт суда как результат правосудной деятельности. Данные акты отличаются от национальных итоговых судебных постановлений по характеру, форме и содержанию, кроме того, им присущи специфические свойства.

Особенность реализации постановлений ЕСПЧ связана с порядком их вынесения и свойствами, которыми обладают эти акты. Хотя порядок принятия данных актов может быть охарактеризован как судебный, они исходят не от иностранного суверенного государства, а от межгосударственного образования иного рода, воле которого государства подчиняют себя добровольно, участвуя в международных соглашениях . Иными словами, постановления ЕСПЧ имеют надгосударственный характер. Это означает, что они принимаются особым органом, не входящим в национальную систему органов государственной власти. Предметом рассмотрения ЕСПЧ является жалоба определенного лица, ответчиком по которой выступает государство. Влияние постановлений ЕСПЧ распространяется не только на государство - ответчика по конкретной жалобе, но и на другие государства, в которых обнаруживается схожая проблема. Фактически ЕСПЧ контролирует законное функционирование всех государств - членов Совета Европы, не вмешиваясь напрямую в их деятельность, указывает на обнаруженные недостатки, которые нарушают права и затрагивают законные интересы граждан.

См.: Зайцев Р.В. Признание и приведение в исполнение в России иностранных судебных актов. М., 2007. С. 135.

Что касается формы, то постановление ЕСПЧ имеет особую структуру и состоит из трех частей:

  1. процедуры, где указываются общие сведения о рассматриваемом деле;
  2. фактов, где подробно излагаются фактические обстоятельства дела, имеющие отношение к делу нормы национального законодательства, выдержки из судебных решений и административных органов государства - ответчика по жалобе;
  3. вопросов права, где детально исследуются все правовые вопросы, существенные для окончательных выводов суда .

Отличительная черта содержания постановлений ЕСПЧ от национальных судебных решений - наличие декларации (предписания). Постановления ЕСПЧ всегда выносятся в "декларативной" форме, т.е. они ограничиваются объявлением того, в чем состоит нарушение Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) в отдельно взятом деле . Они не содержат конкретных указаний на меры, которые должно принять государство-ответчик для ликвидации выявленного нарушения Конвенции.

См.: Лобов М.Б. Решения Европейского суда по правам человека: правовые последствия для государств - членов Совета Европы // Стандарты Совета Европы в области прав человека применительно к положениям Конституции Российской Федерации. Избранные права. М., 2002.

Как правило, констатация нарушения норм Конвенции и весьма расплывчатые формулировки рекомендуемых к принятию мер содержатся в большинстве постановлений ЕСПЧ.

Если самой констатации нарушения Конвенции недостаточно, принимаются специальные пилотные постановления. Цель такой процедуры - содействие скорейшему и наиболее эффективному устранению сбоев, затрагивающих права человека, а также побуждение государства-ответчика к разрешению большого количества индивидуальных дел, вытекающих из той же структурной проблемы на национальном уровне, что соответствует принципу субсидиарности, который лежит в основе конвенционной системы .

См.: Бурдов против России (N 2): Постановление Европейского суда по правам человека // Российская хроника Европейского суда: Приложение к Бюллетеню Европейского суда по правам человека. Спец. вып. 2009. N 4. С. 79 - 106.

В результате принятия пилотного постановления в рамках отдельного дела выявляются системные проблемы, приведшие к нарушению Конвенции, и выдаются предписания принять необходимые меры для исправления ситуации. Пилотное постановление помогает рассматривать аналогичные дела в ускоренном порядке. Все жалобы, которые поступают после принятия такого постановления, будут замораживаться на год, чтобы дать государству время устранить проблему путем создания эффективного средства правовой защиты и достигнуть со всеми заявителями мировых соглашений .

См.: Ковлер А.И. Наш человек в Европе // ЭЖ-Юрист. 2009. 26 янв.

Отличительная особенность пилотного постановления в том, что в нем используется возможность "нормативного" предписания, т.е. ЕСПЧ выдает предписание законодателю о неизбежности внесения изменений в закон .

Например, в первом пилотном Постановлении ЕСПЧ "Бурдов против России" (N 2) указано, что власти государства-ответчика обязаны ввести в течение 6 месяцев со дня вступления постановления в силу в соответствии с п. 2 ст. 44 Конвенции эффективное внутреннее средство правовой защиты или комбинацию таких средств, которые обеспечат адекватное и достаточное возмещение в связи с неисполнением или несвоевременным исполнением решений национальных судов с учетом конвенционных принципов, установленных в прецедентной практике ЕСПЧ. Таким образом, ЕСПЧ дал четкое нормативное предписание, предусмотрев определенные санкции в случае его неисполнения.

Учитывая изложенное, мы можем говорить о том, что ЕСПЧ имеет полномочие принимать два вида окончательных постановлений по жалобам заявителей, которые отличаются характером содержащихся в них предписаний: при вынесении прецедентных постановлений используются декларативные рекомендации (предусматривающие право выбора средств для приведения их в действие), а при вынесении пилотных постановлений - нормативные предписания (четко устанавливающие способ приведения их в действие). В связи с этим предлагаем все постановления ЕСПЧ условно делить на две группы: ординарные (прецедентные, принимаемые по большинству дел) и неординарные (пилотные, принимаемые в исключительных случаях).

Следует обратить внимание на присущие данным актам свойства - как общие, характерные и для национальных судебных решений, так и особенные, присущие только постановлениям ЕСПЧ. Рассмотрим те общие свойства, которые, по нашему мнению, определяют специфику их реализации.

Учитывая, что решения ЕСПЧ практически не подвергаются ревизии иными судебными инстанциями, сформулированные правила автоматически становятся частью не только системы международно-правового регулирования процессуальных отношений, но и национальных систем права . В частности, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Поэтому можно выделить такое свойство постановлений ЕСПЧ, как нормативность. Следовательно, данные акты должны реализовываться не только как правоприменительные, но и как нормативные.

См.: Женетль С.З. Акты Европейского суда как источник административно-процессуальных и административно-процедурных норм // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. N 12. С. 15.

Кроме того, постановления ЕСПЧ обладают свойством нормативности постольку, поскольку рассматриваются в качестве составной части нормативного содержания Конвенции. Поэтому избежать обращения к практике ЕСПЧ при применении Конвенции невозможно .

См.: Глазкова М.Е. Значение прецедентной практики Европейского суда по правам человека для отправления правосудия по гражданским делам в Российской Федерации // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2007. N 1. С. 153 - 162.

Согласно Федеральному закону от 30.03.1998 N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" постановления ЕСПЧ, принимаемые в отношении Российской Федерации, являются составной частью ее правовой системы. Из пункта 1 ст. 46 Конвенции следует, что решения ЕСПЧ имеют обязательный характер. Однако необходимо определить, все ли постановления ЕСПЧ, принятые по результатам рассмотрения и разрешения гражданских дел, обязательны для России.

Исходя из буквального смысла, приведенное положение предполагает обязательность для России лишь той части практики ЕСПЧ, которая формируется при рассмотрении дел в связи с нарушениями Российской Федерацией своих конвенционных обязательств. Готовность государств - участников Конвенции добровольно следовать практике ЕСПЧ, сформированной при рассмотрении дел в отношении иных государств, подчеркивает не общеобязательность и нормативность таких решений конвенционно-судебного органа в рамках конкретного дела, а степень собственного усмотрения государств при решении вопроса о признании таких решений ЕСПЧ как имеющих для них обязывающий характер .

См.: Бондарь Н.С. Конвенционная юрисдикция Европейского суда по правам человека в соотношении с компетенцией Конституционного суда РФ // Журнал российского права. 2006. N 6. С. 113 - 127.

Обязывающее значение решений ЕСПЧ также как бы раздваивается: по конкретным спорам оно распространяется по общему правилу на те государства - участники Конвенции, которые выступали стороной в споре; для государств, не участвовавших в деле, такие решения обязательны лишь в части содержащегося в них официального (нормативного) толкования конвенционных положений, приобретающих значение правовых позиций суда.

Обязательность прецедентной практики ЕСПЧ следует из официального признания Россией юрисдикции суда по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней . Обязательность подкреплена коллективным международным механизмом принуждения.

См.: Султанов А.Р. Влияние на право России Конвенции о защите прав человека и основных свобод и прецедентов Европейского суда по правам человека // Там же. 2007. N 12. С. 85 - 92.

В рамках Конвенции решениям международного судебного органа впервые был придан строго обязательный характер и впервые была установлена процедура систематического контроля за их исполнением со стороны межправительственного органа. Таким образом, в истории международного правосудия был создан не только собственно юрисдикционный механизм, определяющий, что есть право (лат. juris dictio - говорить право), но и механизм, способный обеспечить реализацию данного права . Кроме того, Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" указал, что применение судами Конвенции должно осуществляться с учетом практики ЕСПЧ во избежание любого нарушения Конвенции.

См.: Лобов М.Б. Указ. раб.

Из свойства обязательности судебного акта вытекает еще одно - исполнимость. Применительно к постановлениям ЕСПЧ это означает необходимость органа государственной власти или должностного лица, которому оно адресовано, привести судебный акт в действие. Данное свойство постановлений ЕСПЧ проявляется особенно, что связано с их природой. Если в обычном судебном решении всегда указывается порядок его исполнения, то в постановлении ЕСПЧ не уточняется, какие меры необходимо принять для устранения выявленного нарушения. В ответ на ходатайства заявителей указать в самом решении меры индивидуального или общего характера, необходимость принятия которых вытекает из установленного нарушения их прав, ЕСПЧ с неизменным постоянством отмечал, что Конвенция не дает ему такого права, и всегда строго ограничивался констатацией нарушения .

ЕСПЧ исходит из того, что национальный судья лучше знает национальное законодательство, местные условия, обстоятельства дела и т.д., и тщательно избегает конкуренции в этом отношении. На себя он берет прерогативы верховного оракула только в области толкования и применения Конвенции.

Иными словами, ЕСПЧ, констатируя факт нарушения Конвенции, предоставляет государству определенную свободу в выборе средств для устранения выявленного нарушения. Такой порядок обусловлен наличием суверенитета у каждого государства и невозможностью вмешательства в его деятельность.

Следовательно, свойство исполнимости постановлений ЕСПЧ безусловно при выплате строго определенной материальной компенсации и условно при определении мер индивидуального и общего характера.

Еще одним свойством, которым обладают акты ЕСПЧ, является доступность, которая означает не только возможность масштабного распространения самих текстов документов на территории определенного государства, но и необходимость их перевода на государственный язык страны-ответчика.

При применении норм Конвенции Российская Федерация должна принимать во внимание всю практику ЕСПЧ, в том числе ту, которая была сформирована по делам, рассмотренным до присоединения России к Конвенции. Только такой подход поможет избежать России признания новых нарушений Конвенции. Однако для этого прежде всего нужно обеспечить доступность актов ЕСПЧ . Постановления ЕСПЧ выложены в открытом доступе в Интернете на официальных языках Конвенции - английском и французском, что затрудняет процесс их реализации в России.

См.: Султанов А.Р. Указ. раб. С. 91.

Вопрос об официальном опубликовании решений ЕСПЧ в Российской Федерации также остается открытым. Логично предложить для обнародования такие издания, как "Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации" и "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации". Несмотря на возражения отдельных ученых, юридико-технические нормы и атрибуты ЕСПЧ восприняты Конституционным судом РФ, теперь очередь за судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Полагаем, что для обеспечения свойства доступности постановлений ЕСПЧ необходимо в официальном государственном печатном органе (например, в "Российской газете") приводить следующие сведения на русском языке: название постановления ЕСПЧ, краткое изложение фактов дела, вопросы права и резолюцию по делу.

Помимо перечисленных выше, постановления ЕСПЧ имеют особое свойство, которое присуще только им, а именно безапелляционность, т.е. невозможность обжалования государственными органами. Это связано с тем, что ЕСПЧ является абсолютно независимым, и никто не вправе оспаривать законность и обоснованность его решений. Государство либо принимает акт ЕСПЧ и реализует его в определенных формах, либо не соглашается с ним и отказывает исполнять его, что влечет негативные последствия как для граждан (например, приостанавливается рассмотрение жалоб по аналогичным выявленным нарушениям Конвенции), так и для государства-ответчика (например, оно может быть исключено из Совета Европы).

Безусловно, постановления ЕСПЧ подлежат исполнению государством-ответчиком, что подтверждается их надгосударственным характером и свойствами (нормативность, исполнимость, доступность, обязательность и безапелляционность).

Выделение отдельных видов постановлений ЕСПЧ позволяет определить наиболее эффективные мероприятия, которые помогут полно реализовать каждое из них.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Прежде всего стоит разобраться, что такое Европейский Суд по правам человека ( European Court of Human Rights или ЕСПЧ) - это международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства — члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, включающий все вопросы, относящиеся к толкованию и применению конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц.

Его юрисдикция распространяется на Россию с 5 мая 1998 года.

Общий порядок движения дела после вынесения Европейским Судом окончательного постановления по делу таков: материалы дела передаются в Комитет министров Совета Европы, на который возложена задача надзора за исполнением постановлений Европейского Суда. В состав комитета Министров входят министры иностранных дел государств-участников Конвенции. Постановления Европейского Суда исполняются государством ответчиком посредством принятия индивидуальных, общих и срочных мер.

Индивидуальные меры. Меры по исполнению постановления Европейского Суда должны, в первую очередь, положить конец нарушению и, насколько это возможно, устранить его негативные последствия для заявителя жалобы. Последнее может обозначать необходимость выплаты сумм, присужденных Европейским Судом в качестве справедливой компенсации или сумм, определенных сторонами в мировом соглашении. В случае просрочки выплаты таких сумм начисляется пеня.

Если денежная компенсация не решает вопрос адекватного устранения последствий нарушения, Комитет Министров обеспечивает, чтобы соответствующие органы власти предприняли любые другие индивидуальные меры, которые могут потребоваться для устранения последствий нарушения. Иногда дополнительные рекомендации по этому поводу даются уже в самих судебных постановлениях Европейского Суда.

Кроме того, в ряде постановлений Европейский Суд указывал на необходимость восстановления общения в наилучших интересах ребенка между детьми и их родителями, отделенными от них без необходимости. Например, если дети переданы на воспитание в приемную семью или похищены другим родителем.

В делах, касающихся экстрадиции, Европейский Суд указывал на необходимость воздержаться от высылки лица, в результате которой заявитель может быть подвергнут риску пыток или жестокого обращения или угрожающим жизни обстоятельствам в стране высылки, либо требовать эффективного расследования обстоятельств причинения пыток, жестокого обращения или исчезновения заявителя.

Исполнение постановлений также требует принятия общих мер по предотвращению нарушений, аналогичных тем, которые были выявлены Европейским Судом в форме внесения изменений в законодательство, создания прецедентного права или принятия других видов мер. Европейский Суд считает обеспечение эффективности национальных средств правовой защиты важнейшей задачей. В тех случаях, когда национальные органы власти непосредственно приводят в исполнение постановления и правовую практику Европейского Суда, для проведения необходимых изменений и принятия эффективных внутригосударственных средств правовой защиты часто бывает достаточно публикации и распространения таких постановлений включая переведенных и с комментариями, где это необходимо.

Другими примерами может служить принятие законодательных актов для предотвращения произвольного прослушивания телефонных переговоров, снятие неоправданных ограничений свободы мнения журналистов и т.д.

Что касается позиции самого Европейского Суда относительно реализации выносимых им постановлений, то он полагает, что конкретные средства, с помощью которых в рамках национальной правовой системы будет исполняться возлагаемое на государство-ответчика в соответствии со ст. 46 Конвенции правовое обязательство, избираются, по общему правилу, самим государством-ответчиком при условии, что эти средства будут совместимы с выводами, содержащимися в соответствующем постановлении Европейского Суда.

Производство по делам в Европейском Суде может длиться значительные промежутки времени – от нескольких месяцев до нескольких лет. Несмотря на это, национальное судебное производство так же может продолжаться. При рассмотрении некоторых дел:

в особенности по жалобам на нарушение Статьи 2 Конвенции - "право на жизнь" и Статьи 3 - "запрет пыток, бесчеловечного и унижающего человеческое достоинство обращения",

судебная система соответствующего государства участника Конвенции может обеспечить лишение заявителя гражданства и его высылку из страны прежде, чем соответствующая жалоба будет удовлетворена в Европейском Суде.

Другим примером необходимости принятия срочных мер может служить указание властям на необходимость проведения немедленного независимого медицинского обследования лица, страдающего тяжелым заболеванием и содержащегося под стражей с целью определения наличия необходимости его содержания в условиях следственного изолятора (Амиров против Российской Федерации, жалоба № 51857/13, Постановление от 20 апреля 2013 г.).

В таких обстоятельствах ст. 39 Регламента Европейского Су- да позволяет ему обратиться к государству с просьбой прекратить внутреннее вмешательство.

Таким образом, срочные меры принимаются только в исключительных обстоятельствах, когда выявлен серьезный и реальный риск нанесения заявителю необратимого ущерба. Как правило, такие меры применяются на срок производства по делу в Европейском Суде.

Как указывалось выше, обширные полномочия Европейского Суда по толкованию Конвенции и ряд резонансных дел, имеющих политическую окраску, а также ряд коллизий, возникших при толковании объема прав человека между Европейским Судом и Конституционным Судом, привели к принятию Постановления от 14 июля 2015 г. № 21-П, которое предусматривает механизм блокирования некоторых постановлений Европейского Суда:

Конституционный Суд указал, что если Европейский Суд, толкуя в процессе рассмотрения дела какое-либо положение Конвенции, придает используемому в нем понятию другое, нежели его обычное, значение либо осуществляет толкование вопреки объекту и целям Конвенции, то Российская Федерация вправе отказаться от его исполнения как выходящего за пределы обязательств, добровольно принятых на себя при ратификации Конвенции. Соответственно, постановление Европейского Суда не будет считаться обязательным для исполнения, если в результате толкования конкретного положения Конвенции, на котором основано данное постановление, разойдется с принципом суверенного равенства и уважения прав, присущих суверенитету, а также принцип невмешательства во внутренние дела государств.

Конституционный Суд указывает, что не будет поддерживать данное Европейским Судом толкование Конвенции, если именно Конституция Российской Федерации

как правовой акт, обладающий высшей юридической силой в правовой системе России, более полно по сравнению с соответствующими положениями Конвенции в их истолковании Европейским Судом обеспечивает защиту прав и свобод человека и гражданина, в том числе в балансе с правами и свободами иных лиц ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации.

Механизм блокирования постановлений Европейского Суда в национальном судопроизводстве будет применяться следующим образом:

суд общей юрисдикции, рассматривающий заявление стороны по делу о пересмотре дела ввиду новых обстоятельств, установив, что ранее Конституционный Суд признал не нарушающими конституционные права заявителя в его конкретном деле, обращается в Конституционный Суд о конституционности соответствующих норм. Конституционный Суд, в свою очередь, окончательно разрешит этот вопрос.

Иная ситуация: органы государственной власти Российской Федерации, к компетенции которых относится обеспечение применения Конвенции как международного договора Российской Федерации, приходят к выводу о том, что имеет место противоречие между толкованием определенного права между Европейским Судом и Конституционным Судом, а действия и решения, которые требуются для исполнения постановления Европейского Суда, могут привести к нарушению положений Конституции Российской Федерации. По официальному запросу уполномоченных субъектов Конституционный Суд в целях устранения неопределенности в понимании этих положений применительно к возможности исполнения постановления Европейского Суда и принятия мер индивидуального и общего характера, направленных на обеспечение выполнения Конвенции, выносит свое суждение.

Таким образом, Конституционный Суд взял на себя роль медиатора, который стремится, как указано в постановлении, избежать серьезных осложнений в отношениях России не только с Европейским Судом, но и с Советом Европы в ситуации, при которой поста- новление Европейского Суда предполагает внесение в российское законодательство изменений, чреватых нарушением закреп- ленных Конституцией прав и свобод человека и гражданина, причем, как указывает Конституционный Суд, гораздо более существенным, нежели те, против которых возражал Европейский Суд.

В то же время Конституционный Суд выражает готовность к поиску правомерного компромисса ради поддержания европейской системы защиты прав человека, но определение степени своей готовности он оставляет за собой, поскольку границы компромисса в данном вопросе очерчивает для него Конституция Российской Федерации. Доказательством этой готовности является последовательная имплементация Конституционным Судом положений Конвенции и постановлений Европейского Суда в российскую правовую систему.

Понравилась эта статья ❓ — подпишитесь етесь и поставьте лайк👍 . Это сильно поможет развитию канала.

Все чаще российские предприниматели, подвергшиеся уголовному преследованию, ищут справедливости в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ). Он представляет собой международный орган правосудия, юрисдикция которого распространяется на все государства, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1953 года. Россия ратифицировала указанную Конвенцию 30 марта 1998 года.

Приведем свежие примеры обращения в ЕСПЧ.

Александр Рубцов и Гайдик Балаян обратились в суд ЕСПЧ с жалобой на то, что российские судебные органы незаконно поместили предпринимателей в СИЗО, нарушив, тем самым, ст.5 Конвенции. ЕСПЧ согласился с доводами бизнесменов, указав, что предварительное расследование длилось слишком долго, а оснований помещать Рубцова и Балаяна в следственный изолятор у российских судов не было. Европейский суд присудил каждому обратившемуся по 5000 евро в качестве моральной компенсации.

Владимир Барсуков подал жалобу в ЕСПЧ на то, что в период нахождения в колонии с 2007 по 2012 год он не получал достаточного и качественного медицинского обслуживания. ЕСПЧ посчитал, что имело место бесчеловечное и унижающее человеческое достоинство обращение по отношению к бизнесмену (ст.3 Конвенции), а также нарушение его права на эффективное средство правовой защиты (ст.13 Конвенции). Барсуков добился компенсации в 15000 евро.

Как подать жалобу в ЕСПЧ против России?

Обращение в ЕСПЧ возможно в следующих случаях:

Порядок подачи и рассмотрения жалобы в ЕСПЧ в 2018 году таков:

  1. Подготовительные действия, включающие в себя попытки разрешить спорный вопрос в России.
  2. Заполнение специального формуляра жалобы. Жалоба может быть составлена на русском языке, но для ускорения процесса рекомендуется использовать французский или английский язык. Для заполнения используется официальный формуляр жалобы, утверждённый в 2016 году. Порядок заполнения жалобы регламентируется Правилом 47 Регламента ЕСПЧ и Инструкцией по заполнению формуляра жалобы, утверждённой ЕСПЧ. Также основные требования к жалобе установлены Практическим руководством по критериям приемлемости жалобы для ЕСПЧ.
  3. Подготовка документации, подтверждающей доводы потерпевшего. По экономическим преступлениям это все вступившие в силу судебные акты по делу: решения первой инстанции, апелляционные, кассационные, надзорные жалобы. Прикладывать документы, приобщенные ранее к уголовному делу (например, бухгалтерскую документацию), не нужно. Важное значение имеет ссылка на решения ЕСПЧ по аналогичным жалобам, в идеале необходимо сослаться на два и более решения.
  4. Отправка оригиналов бумаг в ЕСПЧ по почте. Если все документы оформлены верно, секретариат Суда связывается с гражданином и объявляет об открытии досье по жалобе, а также сообщает его номер.
  5. Рассмотрение жалобы ЕСПЧ. Это многоэтапный процесс, который может занять от нескольких недель до нескольких лет (предельного срока рассмотрения жалобы в ЕСПЧ не установлено). Так, на срок рассмотрения влияют уровень приоритета жалобы, сложность дела, количество вопросов, на которые судьям необходимо ответить, заявления сторонами дела ходатайств о предоставлении дополнительного времени на подготовку доказательств и многих других факторов.
  6. Принятие ЕСПЧ решений и постановлений по делу. Тексты актов публикуются на официальном сайте суда.

По истечении 3 месяцев с момента вступления в силу акта ЕСПЧ гражданин открывает счет, на который перечисляется сумма компенсации. В России такая компенсация считается доходом и облагается налогом по ставке 13 %. Уплачивать его гражданин должен самостоятельно.

Вынесенный ЕСПЧ акт является основанием для возобновления уголовного дела ввиду вновь открывшихся обстоятельств. В частности, такое возможно, если Европейский Суд выяснит, что право человека на справедливое судопроизводство было нарушено. Пересмотр приговоров и прочих судебных актов осуществляется Президиумом ВС РФ по представлению Председателя ВС РФ в течение месяца с момента поступления такого представления.

Соответствующая информация о решении ЕСПЧ может быть сообщена самим осужденным или его представителем. Об этом прямо сказано в ч.5 ст.415 УПК РФ. Для осужденных это реальная возможность смягчить наказание или вовсе отменить приговор.

В Российской Федерации законодательно установлена и существует процедура, позволяющая государству не исполнять решения ЕСПЧ при его расхождении с нормами Конституции России; то есть, установлен приоритет Конституции России при коллизии с нормами международного права и окончательно установлена роль Конституции РФ как закона, обладающего высшей юридической силой на территории Российской Федерации.

Как подготовиться к суду ЕСПЧ?

Поскольку жалобы ЕСПЧ рассматривает дистанционно, очень важно корректно заполнить формуляр, то есть бланк жалобы и подготовить все документы. В противном случае секретариат попросит заявителя переделать бумаги или дослать недостающие экземпляры, что значительно затягивает сроки рассмотрения обращения. А если потерпевшее лицо будет затягивать с ответами суду, то досье по жалобе будет уничтожено, так как судьи посчитают, что субъект утратил интерес к жалобе.

Важно!

Граждане, готовящие жалобу самостоятельно, могут нечетко формулировать свои доводы, из-за чего обращение признается неприемлемым и не подлежит рассмотрению. В частности, потерпевшие часто забывают о том, что ЕСПЧ рассматривает только дела, связанные с нарушением положений Конвенции 1953 года.

Отсюда следует, что жалобу в ЕСПЧ, а также все документы, прикладываемые к ней, должен готовить только опытный адвокат по уголовным делам. В этом случае жалоба гарантированно будет признана приемлемой и принята к производству: прошедшие строгий отбор обращения, как мы выяснили ранее, в 96 % случаев достигают нужного результата.

Кроме того, адвокат:

  1. Проведет подготовительную работу, а именно постарается урегулировать вопрос во всех возможных российских судебных инстанциях.
  2. Соберет все бумаги, подтверждающие доводы потерпевшей стороны.
  3. Оценит перспективы обращения в ЕСПЧ.
  4. Будет вести всю переписку с ЕСПЧ по поводу жалобы.
  5. Добьется возобновления уголовного дела ввиду новых обстоятельств (если того требует ситуация).

Возможно, если в российских органах правосудия не удалось добиться правды, следует обратиться в ЕСПЧ.

Читайте также: