Что такое вспомогательные суда

Обновлено: 28.03.2024

Служебно-вспомогательные суда представляют относительно небольшую по тоннажу, но весьма многочисленную по номенклатуре группу судов (плавучих средств), обслуживающих флот, портовое хозяйство, водные пути и акватории.

Служебно-вспомогательные суда разделяют на: вспомогательные суда и служебные суда.

К вспомогательным судам относят: буксиры, перегрузочные суда (плавучие зерноперегружатели, нефтеперекачивающие и зачистные станции), снабженческие суда (бункеровщики, раздатчики, суда-водолеи, суда для приёма загрязнённой воды и мусора), сюда же относят плавучие пристани и дебаркадеры. Буксиры, относящиеся к классу вспомогательных судов, не имеют принципиальных отличий от транспортных буксиров. Их разделяют на морские и рейдовые, портовые и для внутренних водоемов. Буксиры, особенно портовые, отличаются малой длиной, обеспечивающей необходимые им маневренные качества, и большой остойчивостью.

Служебные суда подразделяются на суда специального назначения, обслуживающие суда и административно-служебные суда.

Суда специального назначения — это суда, специально построенные или переоборудованные, и имеющие на борту специальное оборудование, связанное с его назначением, а также специальный персонал. К этой группе относятся научно-исследовательские суда, экспедиционные суда, гидрографические суда и учебные суда.

В число научно-исследовательских входят суда для комплексных океанических исследований и для проведения геофизических и гидробиологических исследований. Научно-исследовательские суда бывают различных типов и размеров.

Учебные суда служат для проведения учебной плавательной практики курсантов и студентов морских учебных заведений. Эти суда бывают парусными, парусно-моторными и с механическим двигателем.

Обслуживающие суда включают ледоколы (линейные, обеспечивающие морскую проводку и портовые, используемые в зимнее время для продления сроков плавания в замерзающих портах), медико-санитарные (плавучие госпитали, медицинские суда), плавучие гостиницы, суда-выставки, спасательные суда, пожарные суда, лоцманские суда, плавучие маяки и посыльно-разъездные суда.

Ледоколы служат для поддержания навигации в зимнее время. В зависимости от района плавания ледоколы бывают портовые, морские и речные. Особую группу составляют арктические линейные ледоколы, обеспечивающие проводку караванов судов по Северному морскому пути. Ледоколы имеют два-три кормовых винта и нередко один-два носовых. Носовые винты несколько ухудшают ходовые качества ледокола на свободной воде, однако при ходе по льду они засасывают воду из-подо льда, облегчая тем самым его продавливание (ледоколы форсируют лед толщиной более 1 метра, продавливая его носовой частью, имеющей наклонный подрез). Корпус ледокола отличается особой прочностью. Для освобождения ледокола, зажатого льдами, его раскачивают с помощью перекачки воды в специальные креновые и дифферентные цистерны, расположенные по бортам и в оконечностях судна. Наиболее эффективными являются атомоходы, которые практически не имеют ограничений в районе плавания. Ледокол несет на борту вертолет, выполняя, таким образом, самостоятельную ледовую разведку.

Спасательные суда служат для оказания помощи судам, потерпевшим аварию в море. Они имеют специальное оборудование для ликвидации последствий аварии и для буксировки.

Пожарные суда - это небольшие суда, снабженные мощными водяными насосами и другими средствами пожаротушения; они используются для борьбы с пожарами на судах и кораблях, стоящих в порту.

Лоцманские суда - это небольшие мореходные катера, предназначенные для доставки лоцмана на судно и снятия его с судна.

Плавучие маяки - специально построенные самоходные и несамоходные суда, которые являются навигационными ориентирами при плавании в узкостях и на подходах к портам, каналам и рекам.

Административно-служебные суда включают инспекторские (рыбонадзорные, суда для охраны заповедников), милицейские, пограничные, таможенные суда и правительственные яхты.

По назначению суда делятся на две основные группы: транспортные и технические. Транспортные – это грузовые, пассажирские и буксирные, которые приводят в движение несамоходные плавучие средства. Технические – это плавсредства обеспечивающие безопасность движения по внутренним водным путям, а также лоцманские, плавучие магазины, причалы и понтоны.

Компания ОАО "Белсудопроект" спроектирует речные суда любого назначения (от небольших яхт и катеров для частного пользования, до барж-площадок и земснарядов для технических нужд).
Примеры наших работ смотрите в разделе "Наши проекты".

По способу поддержания на воде

Они бывают следующих разновидностей: на воздушной подушке, на подводных крыльях, глиссирующие с плоским днищем и двухкорпусные катамараны.

По способу передвижения

Бывают самоходные (способные двигаться самостоятельно с помощью силовой установки), несамоходные или буксируемые, и стояночные. К стояночным относятся понтоны, дебаркадеры, то есть все средства, которые стоят без движения.

По району плавания

Плавательные средства двух видов: для внутреннего и смешанного судоходства. Для смешанного плавания применяют суда типа река-море.

По типу двигателя

По типу двигателя бывают модели с двигателем внутреннего сгорания и дизель — электрическим. Атомоходы и парусный флот во внутренних водных путях не применяются.

По типу движителя

По способу движителя плавательные средства бывают винтовые (в качестве движителя используют винт). До сих пор применяются системы с колесными движителями, а также водометные, крыльчатые и воздушные (с воздушной подушкой).

По материалу корпуса

Для самоходных плавсредств корпуса изготавливаются из металла. Катера могут изготавливаться из стеклопластика. Мелкие лодки и карбасы делают из дерева. А стояночные средства: дебаркадеры, плавпричалы изготавливают с железобетонными корпусами.

Технические речные суда – классификация

ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕЧНЫЕ СУДА

Технический водный речной транспорт предназначен для обеспечения безопасности движения по внутренним водным путям. Условно классифицируются на группы: для техобслуживания портов и транспортного флота, для работ по обеспечению безопасности судоходных путей, для добывания и перевозки строительных материалов, специального назначения.

Кроме того, по назначению выделяют следующие группы: вспомогательные, земснаряды, обслуживающие, суда для обстановки, специальные.

Вспомогательные суда

Они предназначены для обслуживания транспортного флота, обеспечения его безостановочного движения. Для безопасной проводки в опасных для плавания местах применяют лоцманское сопровождение. Доставку лоцмана на борт производят лоцманские катера.

При швартовке в портах в стесненных условиях, а также при отходе от причала используют помощь от портовых и рейдовых буксиров. Противопожарные и спасательные катера применяются при возникновении на борту аварийной ситуации или пожара.

Заправка, снабжение и очистка от грязных вод производится на ходу с помощью специальных судов: очистных станций, бункеровщиков воды и топлива, а для связи с берегом при необходимости, можно вызвать служебно-разъездной катер. Для продления навигации и вскрытия льдов применяют речные ледоколы.

Данный тип используется для обеспечения необходимой глубины судоходного пути для обеспечения безопасного движения. Когда дно реки песчаное или песчано-гравийное, то для работ по дноуглублению применяют землесосные снаряды или землечерпалки. Это могут быть многочерпаковые или одночерпаковые штанговые снаряды, снаряды грейферного типа.

Для разработки скальных грунтов применяют скалодробильные устройства. Для очистки фарватера от нагромождений применяют плавучие краны и русло-выправительные агрегаты.

Обслуживающий флот

Мотозавозни производят переустановку якорей землесосов, а грунтоотвозная шаланда осуществляет перевозку поднятой земснарядов пульпы к месту отвала. Мусоросборщики производят сбор отходов с плавательных средств, а также загрязненных подсланевых вод.

С помощью плавучих перегружателй выполняется выгрузка песка из барж на берег. А при возникновении каких-либо неисправностей, для устранения к борту могут подойти специальные плавмастерские.

Обстановочные суда

Их главная функция – это слежение за глубинами судового хода, установкой буев и бакенов для навигационного ограждения, за гидрологическим состоянием рек. К ним относятся: промерные, тральные, буевницы, специальные катера для постановки буев, лодки для наблюдения за экологической обстановкой водного пути и обстановочные многофункциональные катера.

Специальные технические

К судам специального назначения относятся те, которые должны постоянно стоять у берега, служить как причалы, для удовлетворения хозяйственных потребностей. К ним относятся: дебаркадеры и плавучие причалы, брандвахты для отдыха экипажа земснарядов, плавучие гостиницы, где все оборудовано для приема гостей. Для обслуживания проходящего грузового водного транспорта используются плавмагазины, а для перевоза крупногабаритных грузов несамоходные понтоны.

Транспортные речные суда – классификация

ТРАНСПОРТНЫЕ РЕЧНЫЕ СУДА


ТРАНСПОРТНЫЙ РЕЧНОЙ ФЛОТ

Транспортный флот это основа всего речного транспорта, он предназначен для перевозки грузов и пассажиров. Немалый объем в общем грузообороте занимают пассажирские перевозки.

Пассажирский водный транспорт

В зависимости от назначения и продолжительности поездки пассажирские суда классифицируют на 4 группы: для длительных поездок, для пригородных, для местных и для передвижения внутри города.

К пассажирскому транспорту относятся также паромы и плавучие дома. Паромы используют в тех местах, где нет мостов. Они предназначены для транзита пассажиров, автомобилей и прочего багажа с одного берега на другой. Транспортные средства размещаются на палубе, а пассажиры в надстройке.

Грузовой водный транспорт

Грузовой флот осуществляет основную транспортировку на внутренних водных путях и с выходом в море, для речного транспорта со смешанным районом плавания. Речной транспорт производит перевоз наливных (танкера) и других грузов (сухогрузные), на самоходных и несамоходных (баржах) транспортных средствах.

Сухогрузные самоходные суда или грузовые теплоходы

Теплоходы применяются для транспортировки леса, различных насыпных материалов: уголь, цемент, зерно, строительные материалы. Немалую долю в общем объеме перевозок составляют штучные вещи: автомобили, контейнеры, различные станки и оборудование машиностроительной отрасли и многое другое.

Грузовые трюмы могут закрываться специальными люками или быть открытыми. Теплоходы с открытыми трюмами применяют для транзита грузов не боящихся намокания.

Для уменьшения времени стоянки во время разгрузки применяют теплоходы-площадки. Они не имеют трюмов, а весь груз размещается на грузовой палубе.

Для транспортировки скоропортящихся продуктов используют теплоходы с закрытыми трюмами, оборудованные рефрижераторными установками. Они способны поддерживать в течение рейса определенную температуру, обеспечивающую сохранность.

Кроме того для перевоза некоторых вещей применяют теплоходы специального назначения: автомобилевозы, контейнеровозы и цементовозы.

Несамоходные сухогрузные суда, баржи

Грузоподъемность такого транспорта от 200 до 4500 тонн. По оснащению грузовых трюмов они могут быть открытого и закрытого типа. Широко используются баржи площадки и баржи тентового типа. Для уменьшения стоимости перевоза, они формируются в секционный состав и буксируются одним буксиром толкачем.

Еще один вид, это саморазгружающие баржи, их выгрузка производится способом кренования. Бункерные баржи используются для транспортировки леса, а также песка и гравия, который добывается со дна рек. Помещений для экипажа на них нет, для замены руля установлены стабилизаторы.

Наливные суда, танкера

Танкера используются для жидких и газообразных веществ: нефть, топливные смеси, мазут, а также воду, молоко. Танкера для транспортировки нефтепродуктов в зависимости от перевозимых грузов и пожарного оборудования бывают 2-х категорий: для продуктов с температурой вспышки до 45º С, для продуктов повышенной вязкости.

Немалый объем от перевозок жидких грузов занимают несамоходные наливные танкера, баржи. Требования по безопасности к наливным несамоходным танкерам такие же, как и к самоходным.

Речные танкера обычно изготавливают универсальными, чтобы они могли перевозить любые наливные вещества, только при транзите другого вида груза необходимо произвести зачистку.

Толкачи-буксиры

На реках они в основном буксируются толканием, кроме плотов, которые буксируются на тросе. В зависимости от назначения они могут быть буксирами плотоводами, буксиры для сухогрузных и наливных барж и буксиры для толкания составов.

По условиям применения буксиры бывают рейдовые, местные и транзитные. А по времени работы – линейные, местные и шлюзовые.

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2001, N 22, ст. 2125; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 15, ст. 1519; N 45, ст. 4377; 2005, N 52 (ч. 1), ст. 5581; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 46, ст. 5557; N 50, ст. 6246; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418; N 30 (ч. 2), ст. 3616; N 49, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 30; N 29, ст. 3625; 2010, N 27, ст. 3425; N 48, ст. 6246; 2011, N 23, ст. 3253; N 25, ст. 3534; N 30 (ч. 1), ст. 4590, ст. 4596; N 45, ст. 6335; N 48, ст. 6728)* приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Правила ведения судовой роли.

2. Признать утратившими силу приказы Министерства транспорта Российской Федерации:

* "Российская газета", 2012, N 94.

Регистрационный N 25169

Правила ведения судовой роли
(утв. приказом Минтранса РФ от 2 мая 2012 г. N 122)

ГАРАНТ:

См. Правила ведения судовой роли на судах внутреннего водного транспорта, утвержденные приказом Министерства транспорта РФ от 26 февраля 2018 г. N 72

1. Правила ведения судовой роли (далее - Правила) разработаны в соответствии с пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации"*(1) и стандартом 2.6 Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 года*(2) (далее - Конвенция).

2. Судовая роль служит основным документом, требуемым государственными властями и содержащим данные о количестве и составе экипажа при приходе и отходе судна*(3).

3. Настоящие Правила устанавливают единый порядок ведения судовой роли и являются обязательными для работников Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта, Федерального агентства по рыболовству, администраций морских портов, государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства, капитанов морских портов, российских судовладельцев, капитанов морских судов, судов рыбопромыслового флота и судов смешанного (река - море) плавания (далее - суда), плавающих под Государственным флагом Российской Федерации.

4. Судовая роль в соответствии с формой 5 ФАЛ ИМО Дополнения 1 к Конвенции представляется капитаном судна по прибытии судна в морской порт (далее - порт) или выходе судна из порта портовым властям, органам пограничного контроля, а также органам, осуществляющим контроль за входом (выходом) членов экипажей судов на территорию порта.

5. При выходе судна из порта допускается предъявление судовой роли, представленной по прибытии судна в порт, если не произведены изменения в составе экипажа судна.

6. Судовая роль содержит следующие сведения:

название и номер судна, присвоенный Международной морской организацией;

государство флага судна;

порт и дата прибытия;

последний порт захода;

2) о членах экипажа судна и иных лицах, указанных в пункте 7 настоящих Правил:

фамилия, имя, отчество (или имена);

дата и место рождения;

вид и номер документа, удостоверяющего личность.

7. В судовую роль вносятся сведения о лицах, входящих в состав экипажа судна, а также:

об учащихся учебных заведений, направленных на данное судно для прохождения плавательной практики;

о работниках федеральных органов исполнительной власти и работниках организаций, находящихся в ведении этих органов, а также о представителях судовладельца, командируемых для работы на судах;

о детях в возрасте 12-16 лет, выходящих в море на борту судна с членами экипажа судна, являющимися их законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами или попечителями), внесенных в паспорта моряка данных лиц в соответствии с пунктом 5 Положения о паспорте моряка*(4).

Указываемые в судовой роли должности на судне учащихся учебных заведений и лиц, командируемых на суда, определяются судовладельцем, имеющим право комплектовать экипаж судна.

8. Судовая роль заполняется на судне:

при прибытии судна в российский порт или убытии судна из российского порта - на русском языке;

при прибытии судна в иностранный порт или убытии судна из иностранного порта - на английском языке.

При небольшой численности экипажа судна допускается заполнение судовой роли одновременно на русском и английском языках.

9. Судовая роль заполняется с использованием машинописных средств или от руки разборчивым почерком чернилами черного цвета.

10. Графы судовой роли заполняются следующим образом:

1) "фамилия, имя и отчество (или имена)" - в соответствии с записью в документе, удостоверяющем личность;

а) на судах заграничного плавания - в соответствии с записью о служебном положении на судне в паспорте моряка, в ином документе, выданном в соответствии с Конвенцией о национальных удостоверениях личности моряков (Конвенция N 108)*(5) или в мореходной книжке;

б) на судах, не являющихся судами заграничного плавания, - в соответствии с приказом (распоряжением) судовладельца о назначении лица членом экипажа судна;

3) "гражданство", "дата и место рождения" - по данным, указанным в паспорте моряка или ином документе, удостоверяющем личность;

4) "вид и номер документа, удостоверяющего личность":

а) на судне заграничного плавания:

для гражданина Российской Федерации - серия и номер паспорта моряка или удостоверения личности моряка, выданного в соответствии с требованиями Конвенции, пересматривающей Конвенцию 1958 года об удостоверениях личности моряков (Конвенция N 185)*(6), и паспорта, по которому граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию;

для иностранного гражданина или лица без гражданства - серия и номер удостоверения личности моряка или иного действительного документа, необходимого для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"*(7), и статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"*(8);

б) на судне, не являющемся судном заграничного плавания:

для гражданина Российской Федерации - серия и номер удостоверения личности моряка, выданного в соответствии с требованиями Конвенции, пересматривающей Конвенцию 1958 года об удостоверениях личности моряков (Конвенция N 185), или документа, удостоверяющего личность на территории Российской Федерации;

для иностранного гражданина или лица без гражданства - серия и номер удостоверения личности моряка или иного действительного документа, удостоверяющего личность и признаваемого в Российской Федерации в этом качестве, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

11. Судовая роль при прибытии судна в порт и при выходе судна из порта заверяется капитаном судна и судовой печатью.

*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2001, N 22, ст. 2125; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 15, ст. 1519; N 45, ст. 4377; 2005, N 52 (ч. 1), ст. 5581; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 46, ст. 5557; N 50, ст. 6246; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418; N 30 (ч. 2), ст. 3616; N 49, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 30; N 29, ст. 3625; 2010, N 27, ст. 3425; N 48, ст. 6246; 2011, N 23, ст. 3253; N 25, ст. 3534; N 30 (ч. 1), ст. 4590; ст. 4596; N 45, ст. 6335; N 48, ст. 6728; "Российская газета", 2012, N 94, N 136.

*(2) Конвенция вступила в силу для СССР 5 марта 1967 г.

*(4) Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 1508 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 49, ст. 5598; 2002, N 28, ст. 2865; 2007, N 43, ст. 5212; 2011, N 51, ст. 7526).

*(5) Ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 июня 1969 г. N 3962-VII (Ведомости Верховного Совета СССР, 1969, N 28, ст. 240).

*(6) Ратифицирована Федеральным законом от 25 ноября 2006 г. N 194-ФЗ "О ратификации Конвенции, пересматривающей Конвенцию 1958 года об удостоверениях личности моряков (Конвенции N 185)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 48, ст. 4944).

*(7) Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст. 4029; 1998, N 4, ст. 531; N 30, ст. 3606; 1999, N 26, ст. 3175; 2003, N 2, ст. 159; N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 27, ст. 2877; N 31 (ч. 1), ст. 3420; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 29; N 3, ст. 410; N 49, ст. 6071; N 50, ст. 6240; 2008, N 19, ст. 2094; N 20, ст. 2250; N 30 (ч. 1), ст. 3583; N 30 (ч. 2), ст. 3616; N 49, ст. 5735, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 30; N 7, ст. 772; N 26, ст. 3123; N 52 (ч. 1), ст. 6407, ст. 6413, ст. 6450; 2010, N 11, ст. 1173; N 15, ст. 1740, ст. 1756; N 21, ст. 2524; N 30, ст. 4011; 2010, N 31, ст. 4196; N 52 (ч. 1), ст. 7000; 2011, N 1, ст. 16; N 1, ст. 28; N 1, ст. 29; N 13, ст. 1689; N 15, ст. 2021; N 17, ст. 2321; N 30 (ч. 1), ст. 4578, ст. 4589; N 50, ст. 7339, ст. 7340, ст. 7342.

*(8) Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3032; 2003, N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4437; 2006, N 30, ст. 3286; 2007, N 1, ст. 21; N 2, ст. 361; N 49, ст. 6071; N 50, ст. 6241; 2008, N 19, ст. 2094; N 30, ст. 3616; 2009, N 19, ст. 2283; N 23, ст. 2760; N 26, ст. 3125; N 52, ст. 6450; 2010, N 21, ст. 2524; N 30, ст. 4011, N 31, ст. 4196; N 40, ст. 4969; N 52 (ч. 1), ст. 7000; 2011, N 1, ст. 29, ст. 50; N 13, ст. 1689; N 17, ст. 2318, ст. 2321; N 27, ст. 3880; N 30 (ч. 1), ст. 4590; N 47, ст. 6608; N 49 (ч. 1), ст. 7043; N 49 (ч. 5), ст. 7061; N 50, ст. 7342, ст. 7352.

Установлены новые правила ведения судовой роли.

Судовая роль - это документ, содержащий сведения о количестве и составе экипажа при приходе и отходе судна. В частности, в ней указываются название и номер судна, государство флага, позывной сигнал, порт и дата прибытия, последний порт захода.

Судовая роль заполняется на судне при прибытии в российский порт или убытии из него на русском языке, в иностранный порт - на английском. Документ можно составить от руки или с помощью машинописных средств. Приведен порядок его заполнения.

Судовая роль представляется капитаном судна портовым властям, органам пограничного контроля, а также органам, контролирующим вход (выход) членов экипажей судов на территорию порта.

Прежние правила утратили силу.

Приказ Минтранса РФ от 2 мая 2012 г. N 122 "Об утверждении Правил ведения судовой роли"

Регистрационный N 25169

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 17 августа 2012 г. N 189

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2001, N 22, ст. 2125; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 15, ст. 1519; N 45, ст. 4377; 2005, N 52 (ч. 1), ст. 5581; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 46, ст. 5557; N 50, ст. 6246; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418; N 30 (ч. 2), ст. 3616; N 49, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 30; N 29, ст. 3625; 2010, N 27, ст. 3425; N 48, ст. 6246; 2011, N 23, ст. 3253; N 25, ст. 3534; N 30 (ч. 1), ст. 4590, ст. 4596; N 45, ст. 6335; N 48, ст. 6728)* приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Правила ведения судовой роли.

2. Признать утратившими силу приказы Министерства транспорта Российской Федерации:

* "Российская газета", 2012, N 94.

Регистрационный N 25169

Правила ведения судовой роли
(утв. приказом Минтранса РФ от 2 мая 2012 г. N 122)

ГАРАНТ:

См. Правила ведения судовой роли на судах внутреннего водного транспорта, утвержденные приказом Министерства транспорта РФ от 26 февраля 2018 г. N 72

1. Правила ведения судовой роли (далее - Правила) разработаны в соответствии с пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации"*(1) и стандартом 2.6 Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 года*(2) (далее - Конвенция).

2. Судовая роль служит основным документом, требуемым государственными властями и содержащим данные о количестве и составе экипажа при приходе и отходе судна*(3).

3. Настоящие Правила устанавливают единый порядок ведения судовой роли и являются обязательными для работников Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта, Федерального агентства по рыболовству, администраций морских портов, государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства, капитанов морских портов, российских судовладельцев, капитанов морских судов, судов рыбопромыслового флота и судов смешанного (река - море) плавания (далее - суда), плавающих под Государственным флагом Российской Федерации.

4. Судовая роль в соответствии с формой 5 ФАЛ ИМО Дополнения 1 к Конвенции представляется капитаном судна по прибытии судна в морской порт (далее - порт) или выходе судна из порта портовым властям, органам пограничного контроля, а также органам, осуществляющим контроль за входом (выходом) членов экипажей судов на территорию порта.

5. При выходе судна из порта допускается предъявление судовой роли, представленной по прибытии судна в порт, если не произведены изменения в составе экипажа судна.

6. Судовая роль содержит следующие сведения:

название и номер судна, присвоенный Международной морской организацией;

государство флага судна;

порт и дата прибытия;

последний порт захода;

2) о членах экипажа судна и иных лицах, указанных в пункте 7 настоящих Правил:

фамилия, имя, отчество (или имена);

дата и место рождения;

вид и номер документа, удостоверяющего личность.

7. В судовую роль вносятся сведения о лицах, входящих в состав экипажа судна, а также:

об учащихся учебных заведений, направленных на данное судно для прохождения плавательной практики;

о работниках федеральных органов исполнительной власти и работниках организаций, находящихся в ведении этих органов, а также о представителях судовладельца, командируемых для работы на судах;

о детях в возрасте 12-16 лет, выходящих в море на борту судна с членами экипажа судна, являющимися их законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами или попечителями), внесенных в паспорта моряка данных лиц в соответствии с пунктом 5 Положения о паспорте моряка*(4).

Указываемые в судовой роли должности на судне учащихся учебных заведений и лиц, командируемых на суда, определяются судовладельцем, имеющим право комплектовать экипаж судна.

8. Судовая роль заполняется на судне:

при прибытии судна в российский порт или убытии судна из российского порта - на русском языке;

при прибытии судна в иностранный порт или убытии судна из иностранного порта - на английском языке.

При небольшой численности экипажа судна допускается заполнение судовой роли одновременно на русском и английском языках.

9. Судовая роль заполняется с использованием машинописных средств или от руки разборчивым почерком чернилами черного цвета.

10. Графы судовой роли заполняются следующим образом:

1) "фамилия, имя и отчество (или имена)" - в соответствии с записью в документе, удостоверяющем личность;

а) на судах заграничного плавания - в соответствии с записью о служебном положении на судне в паспорте моряка, в ином документе, выданном в соответствии с Конвенцией о национальных удостоверениях личности моряков (Конвенция N 108)*(5) или в мореходной книжке;

б) на судах, не являющихся судами заграничного плавания, - в соответствии с приказом (распоряжением) судовладельца о назначении лица членом экипажа судна;

3) "гражданство", "дата и место рождения" - по данным, указанным в паспорте моряка или ином документе, удостоверяющем личность;

4) "вид и номер документа, удостоверяющего личность":

а) на судне заграничного плавания:

для гражданина Российской Федерации - серия и номер паспорта моряка или удостоверения личности моряка, выданного в соответствии с требованиями Конвенции, пересматривающей Конвенцию 1958 года об удостоверениях личности моряков (Конвенция N 185)*(6), и паспорта, по которому граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию;

для иностранного гражданина или лица без гражданства - серия и номер удостоверения личности моряка или иного действительного документа, необходимого для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"*(7), и статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"*(8);

б) на судне, не являющемся судном заграничного плавания:

для гражданина Российской Федерации - серия и номер удостоверения личности моряка, выданного в соответствии с требованиями Конвенции, пересматривающей Конвенцию 1958 года об удостоверениях личности моряков (Конвенция N 185), или документа, удостоверяющего личность на территории Российской Федерации;

для иностранного гражданина или лица без гражданства - серия и номер удостоверения личности моряка или иного действительного документа, удостоверяющего личность и признаваемого в Российской Федерации в этом качестве, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

11. Судовая роль при прибытии судна в порт и при выходе судна из порта заверяется капитаном судна и судовой печатью.

*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2001, N 22, ст. 2125; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 15, ст. 1519; N 45, ст. 4377; 2005, N 52 (ч. 1), ст. 5581; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 46, ст. 5557; N 50, ст. 6246; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418; N 30 (ч. 2), ст. 3616; N 49, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 30; N 29, ст. 3625; 2010, N 27, ст. 3425; N 48, ст. 6246; 2011, N 23, ст. 3253; N 25, ст. 3534; N 30 (ч. 1), ст. 4590; ст. 4596; N 45, ст. 6335; N 48, ст. 6728; "Российская газета", 2012, N 94, N 136.

*(2) Конвенция вступила в силу для СССР 5 марта 1967 г.

*(4) Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 1508 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 49, ст. 5598; 2002, N 28, ст. 2865; 2007, N 43, ст. 5212; 2011, N 51, ст. 7526).

*(5) Ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 июня 1969 г. N 3962-VII (Ведомости Верховного Совета СССР, 1969, N 28, ст. 240).

*(6) Ратифицирована Федеральным законом от 25 ноября 2006 г. N 194-ФЗ "О ратификации Конвенции, пересматривающей Конвенцию 1958 года об удостоверениях личности моряков (Конвенции N 185)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 48, ст. 4944).

*(7) Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст. 4029; 1998, N 4, ст. 531; N 30, ст. 3606; 1999, N 26, ст. 3175; 2003, N 2, ст. 159; N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 27, ст. 2877; N 31 (ч. 1), ст. 3420; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 29; N 3, ст. 410; N 49, ст. 6071; N 50, ст. 6240; 2008, N 19, ст. 2094; N 20, ст. 2250; N 30 (ч. 1), ст. 3583; N 30 (ч. 2), ст. 3616; N 49, ст. 5735, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 30; N 7, ст. 772; N 26, ст. 3123; N 52 (ч. 1), ст. 6407, ст. 6413, ст. 6450; 2010, N 11, ст. 1173; N 15, ст. 1740, ст. 1756; N 21, ст. 2524; N 30, ст. 4011; 2010, N 31, ст. 4196; N 52 (ч. 1), ст. 7000; 2011, N 1, ст. 16; N 1, ст. 28; N 1, ст. 29; N 13, ст. 1689; N 15, ст. 2021; N 17, ст. 2321; N 30 (ч. 1), ст. 4578, ст. 4589; N 50, ст. 7339, ст. 7340, ст. 7342.

*(8) Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3032; 2003, N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4437; 2006, N 30, ст. 3286; 2007, N 1, ст. 21; N 2, ст. 361; N 49, ст. 6071; N 50, ст. 6241; 2008, N 19, ст. 2094; N 30, ст. 3616; 2009, N 19, ст. 2283; N 23, ст. 2760; N 26, ст. 3125; N 52, ст. 6450; 2010, N 21, ст. 2524; N 30, ст. 4011, N 31, ст. 4196; N 40, ст. 4969; N 52 (ч. 1), ст. 7000; 2011, N 1, ст. 29, ст. 50; N 13, ст. 1689; N 17, ст. 2318, ст. 2321; N 27, ст. 3880; N 30 (ч. 1), ст. 4590; N 47, ст. 6608; N 49 (ч. 1), ст. 7043; N 49 (ч. 5), ст. 7061; N 50, ст. 7342, ст. 7352.

Установлены новые правила ведения судовой роли.

Судовая роль - это документ, содержащий сведения о количестве и составе экипажа при приходе и отходе судна. В частности, в ней указываются название и номер судна, государство флага, позывной сигнал, порт и дата прибытия, последний порт захода.

Судовая роль заполняется на судне при прибытии в российский порт или убытии из него на русском языке, в иностранный порт - на английском. Документ можно составить от руки или с помощью машинописных средств. Приведен порядок его заполнения.

Судовая роль представляется капитаном судна портовым властям, органам пограничного контроля, а также органам, контролирующим вход (выход) членов экипажей судов на территорию порта.

Прежние правила утратили силу.

Приказ Минтранса РФ от 2 мая 2012 г. N 122 "Об утверждении Правил ведения судовой роли"

Регистрационный N 25169

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 17 августа 2012 г. N 189

Читайте также: