Что сильнее в катерине страх божьего суда или жажда счастья

Обновлено: 18.05.2024

Создание проблемной ситуации:

? Кто является центральным персонажем пьесы? (Катерина).

? Как вы представляете себе характер этой героини? Катерина - сильная или слабая личность, по-вашему?

В русском литературоведении существуют диаметрально противоположные взгляды на образ Катерины:

? Так какая же она, Катерина: сильная, целеустремленная - или слабая, неуверенная в своих силах, раздираемая противоречиями? (Вопрос на доске.)

Попробуем разобраться в этом на сегодняшнем уроке.

Что же считают грехом жители Калинова?

(Дикой - резкое или грубое слово,

Феклуша - сладкую еду,

а Кабанова вообще видит грех в каждом неугодном ей поступке).

Мы видим, что грех калиновцев - грех на бытовом, житейском уровне. О духовной стороне жизни никто и не вспоминает. Создается только видимость города христианского, живущего под страхом греха.

? Может быть, поэтому искренне верующая в Бога Катерина чувствует себя в этом городе как в чужом? Что она считает страшным грехом?

(Грех в мыслях - любовь к другому мужчине при живом муже).

? Почему же сложился у Катерины подобный образ мыслей, отличный от других, где истоки её отношения к жизни? (Этому способствовало ее воспитание в семье). (Проверка домашнего задания - левая часть таблицы на доске.)

Принципы родного дома Катерины

Принципы дома Кабановых

отказ от своей воли

чувство собственного достоинства

отсутствие духовных начал

искренняя вера в Бога

попрёки и подозрения

Главное - жить согласно своей душе

Главное - подчинить, не дать жить по-своему

Мы видим, что в Катерине действительно воплощена красота душевная, которая не была воспринята Калиновом. Катерина единственная соединяла в себе оба начала — добро и красоту. Довод в пользу мнения Добролюбова. (На доске): У Катерины - цельный характер.

И вдруг - целостность натуры и характера нарушается под гнетом конфликта между долгом и чувством к чужому мужчине.

Но самое интересное, что в терзаниях Катерины ее муж Тихон почти не занимает никакого места - повинившись перед людьми, она снимает с себя вину перед ним. (Текст по ролям: финал д. 4, явл.6.)

Катерину разрывает, с одной стороны, долг жить безгрешно, долг перед Богом, с другой - чувство горячей любви к мужчине. Довод в пользу мнения Писарева. (На доске): Долг перед Богом / любовь к Борису - душевные муки. (Текст д.2, явл.10.)

?Как думаете, что же составляет стержень нравственности Катерины? (Вера в Бога). Довод в пользу мнения Добролюбова. (На доске): Стержень нравственности Катерины - вера в Бога.

Действительно, она над своей волей, над собой признает только волю Бога, в отличие от Тихона, для которого воля матери - это воля Бога. Неслучайно он говорит, отказываясь от своей воли и полностью подчиняясь воле матери. (Текст д.1, явл. 5.)

Но такая беззаветная преданность Богу, которую мы видим у Катерины - признак патриархальных нравов старинной Руси. Следование традициям - вещь хорошая.

?Что ж, действительно, Кабаниха - это вполне симпатичная, рассудительная, хорошая хозяйка?

Давайте представим себе, что мы оказались случайными свидетелями разговора Кабановой со своим сыном и услышали ее наставления об отношениях в семье. (Текст д.2 явл.З)

? Что же мы видим в семье Кабановых?

(На доске-2 часть таблицы.) Сопоставление таблиц.

Воля-неволя Условие воли

Воля Смерть Кабановой


Довод в пользу мнения Писарева. (На доске): Воля Катерины требует либо жизни на свободе, либо смерти.

Мы видим, что воля, свобода Катерины уже предполагают чей-то трагический конец, не обязательно хозяйки дома. Напряжение возрастает.

? Какое представление о любви сложилось у Кабановой?

(Для Кабановой допустима только "любовь в законе", любовь, основанная на страхе и покорности, остальное же есть грех. Так обнаруживается её "домострой", где собственно любви нет места.)

? Какое представление о любви сложилось у Тихона?

(Для Тихона любовь самодостаточна. К тому же, любовь молодого Кабанова проверяется, с одной стороны, его свободой (которую он ценит выше), с другой - честью. Когда обнаруживается, что Тихон обесчещен с точки зрения общепринятой морали, а не только Калинова, он не обрушивается вместе со всеми на неверную с гневом и презрением, а "хочет обнять ее". Глубина и подлинность его чувства проясняются ещё больше, когда он вместо "жажды крови" противника обнаруживает глубокое понимание его и проявляет даже что-то вроде сочувствия к своему более счастливому сопернику.)

? Как любит Катерина? Одинаково ли проявляется её любовь к разным героям пьесы?

Самое противоречивое представление о любви видим у Катерины. Тихона, как ей кажется, она любит, так как жалеет, как Варвара жалеет саму Катерину. Но любит она Бориса, к которому жалости никакой не испытывает, хотя её избранник в не меньшей степени жертва домашней тирании. Так проявляются как минимум два типа любви: любовь-долг и любовь-страсть, или, в другой терминологии, любовь христианская и языческая страсть. Довод в пользу мнения Писарева. (На доске): Противоречивая любовь: любовь- долг и любовь-страсть.

? Какой же грех уже совершила Катерина? (При живом муже полюбила другого.)

На примере первого свидания Катерины и Бориса уже можно проследить её путь от желанной святости к не менее желанному, но страшному греху. (Текст д.З, сцена 2, явл. 3.)

Довод в пользу мнения Писарева. (На доске): Противоречие между страстностью Катерины и попыткой христианского смирения.

Этот путь приобретает не только психологическое, но и пространственное выражение.

Посмотрите, как Островский скомпоновал пространство пьесы (кстати, по аналогии с мировой осью, которая одним концом ориентирована на звездное небо, а противоположным - на преисподнюю).

космос Кулигина (северное сияние, комета, звездная даль]

небо, затянутое тучами высокий берег

дом Кабановой овраг

Небо - для грозы.

Дом Кабановой - для нелюбви и муки.

Овраг - для греха.

Омут - для смерти.

Перед нами - перевернутый конус: вольная космическая бездна, небесный рай - и речная яма, в которой (по преданию) черти водятся, и впрямь преисподняя, ад.

Красота Катерины, которая является таким же природным явлением, что и красота звездного неба, есть грех (по мнению сумасшедшей барыни), который ведет в омут, в ад.

Страстная натура Катерины не позволяет ей покорно нести свой крест — вину за грех прелюбодеяния. Она, вместо того чтобы искупить совершённый грех, впадает в грех ещё более тяжкий - грех самоубийства.

? Как вы думаете, почему искренне верящая в Бога Катерина решается на этот шаг?

Дело в том, что она изменяет не столько мужу, сколько Богу, - вот почему она уже не считает себя вправе оставаться пусть грешной, но искренне верящей. Её путь - это трагедия неизбежного и вынужденного ухода от Бога. Самоубийство - это не столько уход из жизни, сколько знак отречения от Христа.

?Как вы думаете, не лучше было бы попытаться Катерине дать отпор Кабанихе и городским порядкам, заставить ее уважать свою личность и свои чувства? Может, и не было бы тогда такого трагического финала?

?Какой же вывод можно сделать после наших сопоставлений? (Мнения Добролюбова и Писарева.)

Вывод урока: Катерина — страстная, противоречивая натура, трагедия которой — это трагедия несостоявшейся святой.

Домашнее задание: Герцен писал о пьесах Островского: «И однако, как низко ни пал этот мир, что-то говорит нам, что для него есть ещё спасение,



Роман "Преступление и наказание" написан Достоевским после каторги, когда взгляды писателя приняли религиозную окраску. Убежденный, что ни в каком устройстве общества невозможно избегнуть зла, что зло исходит из души человека, автор романа отвергал революционный путь преобразования общества. Поднимая вопрос лишь о нравственном усовершенствовании каждого человека, писатель обратился к религии.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова – два главных героя романа, предстающие как два встречных потока. Их мировоззрение составляет идейную часть произведения. Соня Мармеладова – нравственный идеал Достоевского. Она несет с собой свет надежды, веры, любви и сочувствия, нежности и понимания. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Она твердо убеждена в том, что никто не может добиваться счастья, как своего, так и чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил.

Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах. Они, как два противоположных полюса, но не могут существовать друг без друга. В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Мармеладовой – идея смирения и покаяния. Соня – высоконравственная, глубоко верующая женщина. Она верит в глубокий внутренний смысл жизни, ей непонятны идеи Раскольникова о бессмысленности всего существующего. Она видит во всем предопределение Бога, верит, что от человека ничего не зависит. Ее истина – Бог, любовь, смирение. Смысл жизни для нее заключается в великой силе сострадания и сочувствия человека человеку.

Раскольников же страстно и беспощадно судит мир разумом горячей бунтарской личности. Он не согласен мириться с жизненной несправедливостью, и отсюда его душевные мучения и преступление. Хотя Сонечка, также как и Раскольников, переступает через себя, она все же переступает не так, как он. Она приносит в жертву себя другим, а не губит, не убивает других людей. И в этом воплотились мысли автора о том, что человек не имеет права на эгоистическое счастье, он должен терпеть, и через страдание достигать истинного счастья.

По мысли Достоевского, человек должен чувствовать ответственность не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Вот почему Соня чувствует, что и она виновата в совершенном преступлении Раскольникова, вот почему так близко к сердцу она принимает его поступок и разделяет его судьбу.

Именно Соне открывает Раскольников свою страшную тайну. Ее любовь возродила Родиона, воскресила его к новой жизни. Это воскрешение выражено в романе символически: Раскольников просит Соню прочитать из Нового завета евангельскую сцену воскрешения Лазаря и смысл прочитанного соотносит с собой. Тронутый сочувствием Сони, Родион второй раз идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал. Просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь, целовать землю и каяться перед всем народом. В этом совете Сони отражена мысль самого автора, стремящегося подвести своего героя к страданию, а через страдание – к покаянию и искуплению вины.

Некрасов

Правда, порою Некрасову, восхищавшемуся вообще всякой жертвой, всяким подвижничеством, свойственно не выходить за рамки евангельского мировидения. Как, например, в стихотворении "Влас" или в поэме "Княгиня Волконская" (там, где речь идет о подвиге жен декабристов). Это чутко уловил Ф.М. Достоевский, назвавший стихотворение "Влас" "великим" и сказавший по поводу этого стихотворения: "Так хорошо, что точно и не Вы писали".

Как бы то ни было, не остается никакого сомнения в том, что Некрасов как поэт нацелен на воспевание подвига, жертвы и покаяния. Сюжеты многих некрасовских стихотворений оказываются проникнутой житийным пафосом. Судьба человека предстает как житие подвижника. Однако, противоречивость миросозерцания поэта отражается и на неоднородности "житий", представленных в его произведениях.

Первый и, может быть, наиболее характерный тип "житий" дают у Некрасова те герои, которых условно можно обозначить в рамках православной терминологии, как "кающиеся грешники". Это, по сути дела, персонажи, наиболее близкие Некрасову по религиозному его миросозерцанию: он, прежде всего, ощущал себя человеком грешным, но кающимся в своих грехах, желающим искупить их пред лицом Бога и людей. Это герои, которые однажды смогли резко переменить свою жизнь, свой образ мыслей, совершить жертвенный подвиг.

Прежде всего, здесь следует назвать стихотворение "Влас". Уже в третьей строфе стихотворения звучат слова: "великий грешник". Далее перечисляются грехи, которые, по признанию Церкви, "вопиют к Небу" об отмщении ("второе с нищего сдерет. брал с родного, брал с убогого"). В итоге Власу в бреду во время смертной болезни дано было увидеть ад, - что, как и во многих описанных в житийной литературе случаях, привело к полному духовному перерождению:

Роздал Влас свое имение,

Сам остался бос и гол

И сбирать на построение

Храма Божьего пошел.

Перед нами, несомненно, поэтический вариант жития, в основе которого: грех - покаяние через тяжелую, близкую к смерти болезнь, - духовное воскресение.

Стоит обратить особое внимание на тот факт, что Некрасову мало выдержать в стихотворении эту в общем понятную схему. Для него очень важно показать аскезу жертвенности, а не только самое стремление к жертве. Отсюда упоминание о тридцати годах скитаний, о питании через подаяние, строгое соблюдение обета, звон железных вериг. Власа в конце стихотворения окружает ореол не только покаяния, но и добровольного мученичества. Стихотворение "Влас" дает образец чисто православного "кающегося грешника". Причем этот грешник - "разбойник", человек, разорявший других людей.

School-литера

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Островский
  4. Трагедия совести в пьесе Гроза

В своем произведении Островский описал купеческую семью, в которой дочь Екатерина росла в достатке. Родители разрешали Екатерине делать самостоятельный выбор, и она в праве была делать, то, что она хочет. Девушке предоставили полную свободу, и она росла в семье, где царит любовь и уважение друг к другу. Екатерина выросла очень честной и достойной девушкой. Она сохранила в себе самые хорошие человеческие качества. Екатерина трепетно относилась к религии и всегда молилась. Девушка видела все прекрасное в молитвах.

Когда Екатерина выходит замуж, то попадает в семью мужа, которая полная противоположность ее семье. Там правила всем купчиха Кабаниха. Она очень любила властвовать над всеми и считала, что страх это самый хороший предмет управления. Екатерине пришлось нелегко, ведь девушка, привыкшая к свободе, теперь вынуждена подчиняться. В семье мужа Екатерины все были безвольными и бездушными. Девушку постоянно обижали, и она хотела найти помощи у мужа, но он, к сожалению боялся свою мать и не поддержал Екатерину.

Девушка чувствует себя одинокой и нелюбимой и влюбляется в племянника Бориса. Любовь к Борису дает Екатерине крылья и легкость, которой ей так давно не хватало. В какой-то момент Екатерина стала ощущать себя грешницей и угрызения совести ее мучали до последнего дня жизни. Она осознавала, что нельзя замужней девушке так себя бездумно вести, но ничего не могла с этим поделать.

Катерину начинает мучать совесть, и она говорит о том, что скоро умрет. Она мучается от того что ей приходится всех обманывать, ведь ее любовь к мужу это вранье. Девушка до последнего мучается и считает себя грешницей, ведь Екатерина очень требовательна к себе. Во время грозы Екатерина собирается, покается, потому считает, что разгневала Бога. Она не боится, что гроза ее убьет, а боится, что умрет грешницей. Девушка решает покончить жизнь самоубийством и таким образом очистится от греха. После смерти Екатерины в семье Кабанихи все рушится. С под гнета Кабанихи потихоньку начинают выбираться Варвара и Тихон. Смерть девушки прошла недаром, она освобождает себя от земных мучений.

Сочинение Трагедия совести в произведение Гроза

В произведении описывается жизнь одной из русских купеческих семей провинциального городка.

Главная героиня пьесы – Катерина, скромная девушка, выросшая в атмосфере родительской любви и свободомыслия, стремящаяся к духовному совершенству и имеющая честную и прямую натуру. Девушка не приемлет ложь и пытается найти высшее совершенство увлекаясь ежедневными молитвами.

Катерина, выйдя замуж за сына купчихи Кабанихи, попадает в абсолютно иные жизненные условия, поскольку оказывается под гнетом жестокой и бездушной свекрови, славящейся своим самодурством и издевательствами над близкими. Бессердечная Кабаниха использует в давлении на домочадцев ее властное оружие – страх, который, по ее мнению, составляет основу взаимоотношений в семье.

Муж Катерины, Тихон, с детства находящийся в роли безвольного сына своей властной мамаши, не пытается защитить жену от нападок Кабанихи, покорно выносит измывательства матери и по отношению к себе, и по отношению к Катерине. Позиция Тихона, не желающего противостоять жестокости Кабанихи, лишь усиливает драматизм положения Катерины в семье.

Девушка вынуждена существовать в обстановке притворства, жестоких нравов, лжи, в полном одиночестве, ощущая душевные страдания и муки.

Утешением в несчастной жизни Катерины становится ее влюбленность в молодого человека, племянника зажиточного купца Дикого, Бориса. Любовь к мужчине окрыляет девушку, которая испытывает ощущение эмоционального подъема, возвышения над земными проблемами, представляя себя вольной птицей с расправленными крыльями. Но охватившее Катерину чувство любви заставляет впоследствии девушку испытывать муки совести, считая себя падшей грешницей, обманувшей собственного мужа. Женщина осознает приближение трагического конца, катастрофы, предчувствуя беду.

Не выдержав душевной боли и жаждав избавиться от совестных страданий, Катерина решается открыться Тихону и просит у него покаяния. Возлюбленный Борис отвергает девушку, советуя ей покориться выбранной женской доле.

Понимая, что ее жизнь закончена, впереди лишь кара господняя, Катерина совершает самоубийство, выбрав его в качестве единственного способа избавления от нравственных и душевных мук.

Муки совести одолевают не только главную героиню пьесы. После ее гибели совесть начинает мучить и ее мужа, поскольку Тихон понимает, что именно Кабаниха виновна в случившейся с Катериной трагедии, и с гневом высказывает матери накопившуюся в душе мучительную боль.

Поступок Катерины послужил причиной изменения сложившихся устоев купеческого дома: сестра Тихона Варвара покидает родной дом в надежде обрести свободу от опостылевшей матери, Тихон перестает быть серой безмолвной мышью перед Кабанихой, а сама купчиха начинает ощущать постепенное падение своего авторитета перед домочадцами, прислугой и вынуждена провести остаток своей жизни в монастыре.

Повествуя о судьбе молодой русской женщины, стремящейся к свободе, любви, правде, писатель раскрывает силу женской натуры, не смирившейся и неспособной к жизни во лжи и притворстве, и познавшей трагедию совести.

Другие сочинения: ← Темное царство в пьесе Гроза↑ ОстровскийТрагедия Катерины в драме Гроза →

  • Автор: А. Н. Островский
  • Произведение: Гроза
  • Это сочинение списано 67 492 раз

Посмотрите эти сочинения

Энциклопедия Школьника – содружество русского слова и литературы

Детство Катерины


Катерина. Иллюстрация С. Герасимова

Образ Катерины резко отличается от всех остальных образов. В ней чрезмерно развито стремление к свободе. Причиной этому – её детство, где родители не ограничивали свою дочь жёсткими патриархальными рамками, позволяли делать ей самостоятельный выбор относительно её действий.

Просыпалась Катя рано, умывала своё лицо родниковой водой, ходила вместе с матерью в церковь на утреннюю службу, а затем принималась за какую-нибудь работу под рассказы богомолок, которые часто бывали в их доме.

И вот из этой доброй привольной обстановки она попала в атмосферу дома Кабановых, где всё основано на страхе, обмане и беспрекословном повиновении. Главой этого семейства была новоиспечённая свекровь Катерины, Марфа Игнатьевна Кабанова, которая держала всех домочадцев в ежовых рукавицах. Она была настоящим деспотом и тираном, для которого не имеют значения чувства и желания других людей.

Характер Катерины

Среди всех героев пьесы у Катерины самый сильный характер. Её упрямая и непокорная натура не могла мириться с тем, что противоречило её идеалам.

Самой важной чертой характера Катерины является искренность, её нежелание жить во лжи. Она не хочет, да и не умеет притворяться, врать, лицемерить, хитрить. Неоспоримым подтверждением этому является признание Катерины в совершённой измене. Окружающие могли бы никогда не узнать этого, если бы она сама им об этом не рассказала. На самом деле не гроза и не страх возмездия побудили Катерину открыть всем правду, она просто не могла больше терпеть душевные муки, испытываемые от осознания своей греховности. Такая жизнь для неё была хуже смерти. Катерина всегда стремилась к свободе, и все-таки обрела её, но какой ценой.

Речь Катерины

В образе Катерины особое внимание уделяется её речи. Многогранность её внутреннего мира отображается в её монологах, именно в них раскрываются её переживания, мотивы всех поступков. Её воспоминания и манера говорить указывают на возвышенность духовного мира.

Катерина и Кабаниха


Кабаниха и Феклуша. Иллюстрация С. Герасимова

Кабаниха – совершенно другой человек. В произведении она выступает антиподом Катерины. Она была вполне довольна порядками, установленными в их мире, ведь остальные беспрекословно подчинялись ей, до тех пор, пока в их доме не появилась Катерина, отказывающаяся терпеть её грубость и жестокость. Именно поэтому невестка так неприятна Марфе Игнатьевне. Между ними назревает неизбежный конфликт, который доходит до своего апогея после признания главной героини в совершенной измене. Катерина понимает, что обратной дороги для неё больше нет, поэтому принимает решение умереть. А Кабаниха ничуть не опечалена этим выбором, ведь теперь некому будет ей противостоять.

Судьба Катерины


Иллюстрация А. Парамонова

Катерина – молодая и красивая женщина, которая по воле злого рока стала женой Тихона, сына зажиточной купчихи Кабанихи. Марфа Игнатьева – полноправная хозяйка дома, властная и не терпящая возражений. У Катерины в этом доме нет никаких прав, она не вольна распоряжаться даже своей собственной судьбой. Единственной её отрадой являются воспоминания о безвозвратно ушедшем детстве, проведённом в родительском доме, где её любили. Там она жила окружённая заботой и лаской своей матери. Родители предоставляли Катерине полную свободу выбора, не ограничивая её желания.

Совершенно иной была жизнь в доме Кабановых. Каждый день был полон оскорблений и унижений. Катерина шага не могла ступить без согласия Кабанихи. От мужа она не видит ни поддержки, ни понимания, потому что он сам во всём подчиняется своей матери. Здесь никому не нужны искренние чувства, поэтому нерастраченная любовь толкнула Катерину на измену. В Борисе она нашла то, чего ей так сильно не хватало всё это время.

Черты характера

Катерина была искренней, доброй, не терпела лицемерия и обмана. Самой главной чертой её характера можно назвать честность перед самой собой. В доказательство этому можно привести в пример сцену отъезда Тихона, когда Кабаниха хотела, чтобы её невестка выла от тоски, но Катерина не могла притворяться. Она считала, что в первую очередь, нужно прислушиваться к порывам своей души, а не безвольно следовать обычаям.

Когда Катерина поняла, что любит Бориса, сразу же призналась ему в своих чувствах, не желая их таить. Она пыталась бороться с самой собой, но любовь оказалась сильнее. А впоследствии об этой любви узнали и все остальные, из уст самой Катерины, когда она была уже не в силах испытывать душевные муки от осознания собственной греховности. Публичное покаяние свидетельствует о глубине благородной натуры главной героини, о её решительности и нравственном величии.

Взаимоотношения с Борисом

Образ Катерины раскрывается в полной мере через любовную линию сюжета. Борис – это приехавший из Москвы по делам своего наследства племянник Дикого. Чувства между ним и Катериной вспыхивают внезапно. Катерина старается с ними бороться, потому что она набожная девушка и свято чтит клятву, данную во время своего венчания, но любовь оказывается сильнее.

Варвара, которой Катерина открыла своё сердце, устроила встречу влюбленным. И затем их роман продолжается всё время, пока Тихон находится в отъезде. Узнав о его приезде, Борис отказывается от дальнейших встреч, и просит сделать так, чтобы эта связь сохранилась в тайне. Вот только Катерина не такой человек. Она не может обманывать ни окружающих, ни саму себя. После того, как выясняется, что любовь Бориса неискренняя, Катерина принимает решение покаяться перед людьми. А затем, не найдя ожидаемого успокоения от этого раскаянья, бросается в реку с обрыва.

Жизнь до замужества

Катерина светлый человек с поэтичной возвышенной душой. Она мечтательница с замечательно развитым воображением. До замужества она жила свободно: молилась в церкви, занималась рукоделием, слушала рассказы богомолок, видела сказочные сновидения. Автор ярко представляет стремление героини к духовности и красоте.

Религиозность

Выйдя замуж, поселившись в доме Кабановых, она чувствует себя как птица в клетке. Будучи человеком, сильным по характеру, Катерина обладает чувством собственного достоинства. В доме Кабанихи, где все делается словно поневоле, ей тяжело. Как тяжело принять глупость и слабохарактерность собственного мужа. Вся их жизнь строится на обмане и подчинении.

Прикрываясь заповедями божьими, Кабанова унижает и оскорбляет домочадцев. Вероятнее всего столь частые нападки на невестку связаны с тем, что она чувствует в ней соперницу, способную противостоять ее воле.

Варе Катерина признается, что если жизнь ее станет совсем невыносимой, терпеть она не станет – бросится в Волгу. Еще в детстве, когда родители чем-то обидели ее, она уплыла на лодке по Волге одна. Я думаю, что река для нее – символ свободы, воли, простора.

Жажда свободы и любви

Жажда свободы в душе Катерины смешивается с жаждой истинной любви, не знающей границ и преград. Попытки сохранить отношения с мужем ни к чему не приводят – она не может уважать его из-за его слабого характера. Влюбившись в Бориса – племянника Дикого – она мнит его человеком добрым, интеллигентным и воспитанным, сильно отличающимся от окружающих. Он притягивает ее своей непохожестью, и героиня отдается своим чувствам.

Впоследствии ее начинает мучать осознание своей греховности. Ее внутренний конфликт обуславливается не только убежденностью в грехе перед Богом, но и перед собой. Представления Катерины о морали и нравственности не позволяют ей спокойно относиться к тайным любовным встречам с Борисом и обману мужа. Таким образом, страдания героини неизбежны. Из-за возрастающего чувства вины, девушка признается во всем своей семье как раз во время надвигающейся грозы. В громе и молнии ей видится настигающая Божья кара.

Разрешение внутреннего конфликта

Внутренний конфликт Катерины не может разрешиться ее признанием. От невозможности примирить свои чувства и мнение о себе окружающих она кончает жизнь самоубийством.

Несмотря на то, что лишение себя жизни – это грех, Катерина думает о христианском всепрощении и уверена, что ее грехи отмолит тот, кто ее любит.

Характеристика Катерины в пьесе Гроза кратко, образ с цитатами героини драмы для сочинения в таблице (10 класс)

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.

Полное имя — Катерина Петровна Кабанова.

Возраст — не указано, молодая женщина.

Род занятий — без определенного рода деятельности.

Семья — мать, супруг Тихон Кабанов, свекровь Кабанова (Кабаниха), золовка Варвара.

Социальное положение — мещанка.

Происхождение — родом из состоятельной мещанской семьи.

Воспитание — воспитана родителями в любви, взаимном уважении, в любви к Господу.

Образование — весьма посредственное домашнее образование, традиционное для женщин того времени.

Внешность — красивая молодая женщина.

Характер — решительная, свободолюбивая, честная, мечтательная, религиозная, совестливая.

Положительные черты — преданная, честная, одухотворенная, добрая.

Отрицательные черты — эмоциональная, непоследовательная, идёт на поводу собственных эмоций, но не разума.

Автор — А. Н. Островский.

Цитатная характеристика

Описание Катерины с цитатами позволит раскрыть её образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Полное имя героини — Катерина Петровна Кабанова.

Источник: Действие третье, сцена 2, явление 2

Источник: Действие третье, сцена 2, явление 3

Катерина вышла замуж не по любви, будучи юной девушкой.

Источник: Действие второе, явление 2

Катерина — замужняя женщина, которая навеки привязана к своему мужу. Её супруг — Тихон Кабанов.

Источник: Действие второе, явление 2

«Тихон Иваныч Кабанов, ее сын.

Источник: Действие второе, явление 2

У Катерины нет детей, и этот факт её очень огорчает.

Источник: Действие второе, явление 8

Внешность

Катерина — молодая красивая женщина.

Источник: Действие четвертое, явление 6

У Катерины красивая улыбка, которая словно освещает её лицо изнутри.

Источник: Действие третье, сцена, 2, явление 2

Черты характера и поступки

Будучи невесткой злобной, тираничной Кабанихи, Катерина всячески пытается её задобрить, сгладить конфликты между ними. Она не выносит постоянное противостояние, склоки и раздоры.

Источник: Действие первое, явление 5

Катерина — цельная натура, не привыкшая ко лжи и лицемерию.

Источник: Действие первое, явление 5

Источник: Действие второе, явление 2

У Катерины нежная душа, её глубоко задевают обидные, несправедливые слова Кабанихи.

«Катерина. Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?

Кабанова. Эка важная птица! Уж и обиделась сейчас.

Источник: Действие первое, явление 5

В семье мужа Катерина чувствует себя глубоко несчастным человеком. Ей хочется превратиться в птицу, чтобы покинуть постылый дом, в котором ей никогда не видать счастья.

Источник: Действие первое, явление 7

Источник: Действие первое, явление 7

Источник: Действие первое, явление 7

Источник: Действие пятое, явление 3

Жизнь Катерины до замужества была совсем иной: лёгкой, беспечной, весёлой.

Источник: Действие первое, явление 7

Катерина — рукодельница, она умеет шить, вышивать, любит занять себя делом.

Источник: Действие первое, явление 7

Источник: Действие второе, явление 8

Катерина, так же, как и её мать, была глубоко верующим, религиозным человеком. Она часто ходила в церковь, получая истинное удовольствие от церковной службы, а в их доме находили приют странницы и богомолки.

Источник: Действие первое, явление 7

Источник: Действие первое, явление 7

Катерина — впечатлительная натура с богатым воображением.

Источник: Действие первое, явление 7

Источник: Действие первое, явление 7

Источник: Действие второе, явление 8

У Катерины тонкая душа, способная предчувствовать грядущие события. Героиня ощущает, что вскоре с ней случится нечто непоправимое.

Источник: Действие первое, явление 7

Источник: Действие первое, явление 7

Спасение от тяжелой, безрадостной жизни в доме Кабанихи Катерина находит в любви к другому мужчине.

Источник: Действие первое, явление 7

Катерина очень боится грозы, точнее, внезапной смерти от грозы без покаяния.

Источник: Действие первое, явление 9

Источник: Действие первое, явление 9

Катерина — эмоциональный, импульсивный человек, способный совершать необдуманные поступки.

Источник: Действие второе, явление 2

Катерина вышла замуж за Тихона без любви, и оттого её семейная жизнь очень несчастна.

«Варвара. Ну, а парни поглядывали на тебя?

Катерина. Как не поглядывать!

Варвара. Что же ты? Неужто не любила никого?

Катерина. Нет, смеялась только.

Варвара. А ведь ты, Катя, Тихона не любишь.

Катерина. Нет, как не любить! Мне жалко его очень!

Источник: Действие второе, явление 2

Несмотря на скромный и мягкий, миролюбивый нрав, Катерина отличается большой решительностью.

Источник: Действие второе, явление 2

Катерина чувствует себя одиноким, никому не нужным человеком, которому не к кому обратиться за помощью и утешением.

Источник: Действие второе, явление 4

Катерина не способна сопротивляться своим чувствам, страсти. Она готова пожертвовать собственным спокойствием ради непродолжительного любовного упоения.

Источник: Действие второе, явление 10

Источник: Действие второе, явление 10

Любовь к Борису делает Катерину слабой, безвольной женщиной.

«…Катерина. Ну, как же ты не загубил меня, коли я, бросивши дом, ночью иду к тебе.

Борис. Ваша воля была на то.

Источник: Действие третье, сцена 2, явление 3

Источник: Действие третье, сцена 2,явление 3

Будучи верующим человеком, Катерина понимает, какой тяжкий грех берёт на себя, соглашаясь на связь с Борисом.

Источник: Действие третье, сцена 2, явление 3

Источник: Действие третье, сцена 2, явление 3

Катерина находит в себе силы взять ответственность за свой поступок и признать, что сама согласилась на греховную связь с Борисом.

Источник: Действие третье, сцена 2, явление 3

Будучи человеком со стойкими нравственными принципами, Катерина не способна лгать и изворачиваться. Она не в состоянии обманывать мужа и при всей семье признаётся в своей измене.

Источник: Действие четвертое, явление 6

Признавшись в любовной связи с Борисом, Катерина переживает не за себя, а, прежде всего, за своего возлюбленного.

Источник: Действие пятое, явление 2

Источник: Действие пятое, явление 3

Катерину терзает совесть: она не может простить себе содеянного греха. Её душа не может найти себе покоя, и героиню все чаще посещают мысли о смерти.

Источник: Действие пятое, явление 2

Источник: Действие пятое, явление 2

Источник: Действие пятое, явление 2

Источник: Действие пятое, явление 4

Катерине не даёт покоя не только совесть, но и члены её семьи, которые постоянно допекают её упреками и не дают спокойной жизни.

Источник: Действие пятое, явление 2

Источник: Действие пятое, явление 4

Не в силах жить в разладе с собственной совестью, постоянным ощущением собственной греховности, Катерина решает покончить жизнь самоубийством. Она падает с обрыва в Волгу и погибает.

Источник: Действие пятое, явление 6

Воспитание

Родители воспитывали Катерину в большой любви. Они давали ей полную свободу, прислушивались к её желаниям, не заставляли выполнять грязную работу.

Источник: Действие первое, явление 7

Характеристика Катерины другими героями

Кабанов

Тихон любит свою жену и считает, что у неё нет за душой каких-либо страшных грехов, с которыми невозможно смириться.

Источник: Действие четвертое, явление 4

Тихон видит, какой совестливой, безответной является его жена, и даже после известия о её измене он не способен обидеть Катерину, причинить ей сильную боль.

Источник: Действие пятое, явление 1

Борис

Борис отмечает, что Катерина, как и все местные замужние женщины, ограничена в своих действиях, несвободна.

Источник: Действие третье, сцена 1, явление 2

Борис восхищен Катериной, её лучезарной улыбкой.

Источник: Действие третье, сцена, 2, явление 2

Подробная характеристика Бориса.

Кабанова

Кабанова считает Катерину плохой женой, поскольку та не воет демонстративно и не причитает при расставании с ним.

«Кабанова. Ты вот похвалялась, что мужа очень любишь; вижу я теперь твою любовь-то. Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, ничего.

Катерина. Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить!

Источник: Действие второе, явление 7

Кабанова считает Катерину хитрой и лицемерной женщиной и не верит в её искренность и прямоту.

«Борис …Что свекровь-то?

Источник: Действие пятое, явление 3

Подробная характеристика Кабанихи (Марфа Игнатьевна Кабанова).

Варвара

Варвара, как никто другой, знает, как тяжело Катерине живется в доме Кабанихе, и искренне жалеет её.

«Катерина. Так ты, Варя, жалеешь меня?

Источник: Действие первое, явление 7

Варвара жалеет Катерину и за то, что та слишком рано вышла замуж и не успела нагуляться в девичестве.

Источник: Действие второе, явление 2

Наблюдательная Варвара отмечает, что Катерина не любит супруга Тихона: её сердце принадлежит другому мужчине.

Источник: Действие второе, явление 2

После совершённой измены Катерина меняется: муки совести не дают ей покоя, и она сильно страдает.

Источник: Действие четвертое, явление 3

Варвара считает Катерину чудной, не такой как все, и ожидает от неё самых неразумных поступков.

Источник: Действие второе, явление 2

Источник: Действие четвертое, явление 3

Подробная характеристика Варвары.

Кулигин

После смерти Катерины Кулигин рад, что душа молодой женщины находится не во власти её мучителей — жестокосердных родственников.

Источник: Действие пятое, явление 7

Подробная характеристика Кулигина.

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Катерины вместе!

Биография

Детские и юношеские годы Катерины были счастливыми и безмятежными. Она росла в любви, ласке, заботе, никогда не знала никаких запретов и ограничений. Мать души не чаяла в дочери, которую наряжала, словно куклу, и не допускала к грязной работе.

В родительском доме Катерина приобщилась и к религии, в которой видела большое счастье и утешение. Девушка часто ходила с матерью в церковь, много молилась от чистого сердца. В их доме всегда находилось место и доброе слово для странниц и богомолок.

Счастливая жизнь Катерины, наполненная любовью, красотой и гармонией, резко изменилась после замужества. Её супругом стал купеческий сын Тихон Кабанов, которого она совсем не любила. Жизнь в доме Кабановых резко отличалась от привычной жизни в родительских стенах. Здесь царили жестокость, лицемерие, недоверчивость, жадность, невежество. Нездоровая атмосфера давила на Катерину, душила её. Она честно пыталась полюбить мужа, но задавленный властной матерью Тихон был не способен на сильные чувства.

Острое чувство одиночества толкнуло Катерину в объятия Бориса, однако их кратковременная связь не сделала героиню счастливой. Её потревоженная совесть не давала ей покоя, и она призналась в измене Тихону и его матери. Последняя стала изводить невестку, и та, не найдя ни в ком поддержки и устав от тяжёлой, беспросветной жизни, решила покончить жизнь самоубийством, бросившись с обрыва в Волгу.

Образ Катерины

С детства Катерина не знала ни запретов, ни насилия, ни ограничения свободы. Её личность сформировалась в гармоничной, располагающей атмосфере, и все свои идеалы героиня намеревалась воплотить и в семейной жизни. Однако в доме мужа были совсем иные порядки, и некогда весёлая, жизнерадостная Катерина быстро увяла, утратила интерес к происходящему: она не понимала, в чем значение её личности, каков смысл её жизни. Даже религия, которая раньше приносила так много радости, уже не утешала героиню.

Катерина готова была подчиниться разумным патриархальным правилам, однако у Кабановых было совершенно извращённое понятие о них. Ложь, лицемерие, бесконечные попреки — всё, что видела Катерина в новой семье. Неудивительно, что в её душе зародилось отвращение, а природная потребность в любви вылилась в связь с Борисом.

Будучи глубоко верующим человеком, Катерина не смогла в полной мере ощутить радость от нового чувства, воспринимая его как страшный грех. Трагедия совести Катерины заключается в том, что после совершённой измены она призналась во всем мужу и свекрови без надежды на понимание и прощение и тем самым обрекла себя на бесконечные скандалы. Раздавленная нравственно, героиня видела решение всех своих проблем в добровольном уходе из жизни.

Образ Катерины в оценке Добролюбова

Речевая характеристика Катерины

Характеристика речи Катерины полностью отражает сущность героини, её внутренний мир. В основе её речи лежит народное просторечие, устная поэзия, церковно-житейская литература.

Речь Катерины указывает на возвышенность её духовного мира, в котором немалое место занимает религия. Героиня часто упоминает в речи имя Господа, её пугает собственная греховность.

5 фактов о Катерине

Вывод

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развернутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Сочинения Характеристика Варвары из пьесы Гроза кратко, образ с цитатами героини для сочинения в таблице

Сочинения Характеристика князя Верейского из романа Дубровский кратко, образ с цитатами героя для сочинения в таблице (6 класс)

Читайте также: