Что сделал сократ когда ему вынесли несправедливый судебный приговор

Обновлено: 03.05.2024

Текст публикуется по электронному варианту, предоставленному И. И. Маханьковым и А. А. Столяровым, 2001 г.
Перевод С. И. Соболевского под ред. А. А. Столярова.

Что речь, по мыс­ли авто­ра, не име­ет в его сочи­не­нии доми­ни­ру­ю­ще­го зна­че­ния, вид­но уже из его соб­ст­вен­но­го заяв­ле­ния, что он при­во­дит ее не цели­ком, а толь­ко выдерж­ки из нее, дока­зы­ваю­щие неви­нов­ность Сокра­та перед бога­ми и людь­ми.

Все эти воз­ра­же­ния едва ли име­ют боль­шое зна­че­ние.

Рас­смот­рим теперь деталь­ные воз­ра­же­ния отри­ца­тель­ной кри­ти­ки.

[Повод напи­са­ния. Раз­го­вор Сокра­та с Гер­мо­ге­ном. Уте­ше­ние дру­зей. Пред­ска­за­ние. Заклю­че­ние]

( 1) Сле­ду­ет, мне кажет­ся, упо­мя­нуть так­же о том, что думал Сократ о защи­те и о кон­це жиз­ни, когда его при­зва­ли к суду. Об этом писа­ли и дру­гие, и все ука­зы­ва­ли на вели­че­ст­вен­ную гор­дость его речи: из это­го вид­но, что дей­ст­ви­тель­но так гово­рил Сократ. Но, так как они не разъ­яс­ни­ли, что он тогда уже счи­тал смерть для себя пред­по­чти­тель­нее жиз­ни, то гор­дость его речи пред­став­ля­ет­ся не вполне разум­ной. ( 2) Одна­ко Гер­мо­ген 1 , сын Гип­по­ни­ка, его друг, сооб­щил о нем такие подроб­но­сти, из кото­рых вид­но, что эта гор­дая речь соот­вет­ст­во­ва­ла его убеж­де­ни­ям. Гер­мо­ген, по его сло­вам, заме­тив, что Сократ гово­рит обо всем боль­ше, чем о сво­ем деле, ска­зал:

( 3) — Не сле­ду­ет ли одна­ко, Сократ, поду­мать тебе и о том, что гово­рить в свою защи­ту?

Сократ спер­ва отве­чал:

— А раз­ве, по-тво­е­му, вся моя жизнь не была под­готов­кой к защи­те?

— Как это? — спро­сил Гер­мо­ген.

— Я во всю жизнь не сде­лал ниче­го неспра­вед­ли­во­го: это я счи­таю луч­шей под­готов­кой к защи­те.

( 4) — Раз­ве ты не зна­ешь афин­ских судов? — ска­зал опять Гер­мо­ген. — Часто судьи, раз­дра­жен­ные речью, выно­сят смерт­ный при­го­вор людям ни в чем не винов­ным; часто, напро­тив, оправ­ды­ва­ют винов­ных, пото­му что они сво­и­ми реча­ми раз­жа­ло­бят их, или пото­му, что они гово­рят им при­ят­ные вещи.

— Конеч­но, знаю, кля­нусь Зев­сом, — воз­ра­зил Сократ, — два­жды уже я про­бо­вал обду­мы­вать защи­ту, но мне про­ти­вит­ся бог 2 .

( 5) — Уди­ви­тель­но! — ска­зал Гер­мо­ген.

— Раз­ве ты нахо­дишь уди­ви­тель­ным, — ска­зал Сократ, — что и по мне­нию бога мне уже луч­ше уме­реть? Раз­ве ты не зна­ешь, что до сих пор я нико­му на све­те не усту­пал пра­ва ска­зать, что он жил луч­ше меня? У меня было чув­ство в выс­шей сте­пе­ни при­ят­ное, — что вся жизнь мною про­жи­та бла­го­че­сти­во и спра­вед­ли­во; таким обра­зом, я и сам был дово­лен собою, и нахо­дил, что окру­жаю­щие тако­го же мне­ния обо мне. ( 6) А теперь, если еще про­длит­ся мой век, я знаю, мне при­дет­ся выно­сить невзго­ды ста­ро­сти, — буду я хуже видеть, хуже слы­шать, труд­нее будет мне учить­ся ново­му, ско­рее буду забы­вать, чему научил­ся преж­де. Если же я буду заме­чать в себе ухуд­ше­ние и буду ругать сам себя, какое будет мне удо­воль­ст­вие от жиз­ни? ( 7) Но, может быть, и бог по мило­сти сво­ей дару­ет мне воз­мож­ность окон­чить жизнь не толь­ко в над­ле­жа­щий момент, но и воз­мож­но лег­че. Если при­го­вор будет обви­ни­тель­ный, то, несо­мнен­но, мне мож­но будет уме­реть такой смер­тью, кото­рую люди, ведаю­щие это дело, счи­та­ют самой лег­кой, кото­рая достав­ля­ет мень­ше все­го хло­пот дру­зьям и воз­будит боль­ше все­го сожа­ле­ния об уми­раю­щем. Когда чело­век не остав­ля­ет в уме окру­жаю­щих впе­чат­ле­ния о чем-то недо­стой­ном и непри­ят­ном, а увяда­ет с телом здо­ро­вым и с душой, спо­соб­ной любить, раз­ве мож­но, чтобы он не воз­буж­дал сожа­ле­ния? ( 8) Пра­вы были боги, кото­рые тогда были про­тив того, чтобы я обду­мы­вал речь, когда мы счи­та­ли необ­хо­ди­мым отыс­ки­вать вся­че­ски сред­ства к оправ­да­нию. Ведь если бы я это­го добил­ся, то, несо­мнен­но, вме­сто того, чтобы теперь же оста­вить жизнь, я при­гото­вил бы себе необ­хо­ди­мость уме­реть или в стра­да­ни­ях от болез­ней или от ста­ро­сти, в кото­рую сте­ка­ют­ся все невзго­ды и кото­рая совер­шен­но без­ра­дост­на. ( 9) Нет, кля­нусь Зев­сом, Гер­мо­ген, я к это­му даже и стре­мить­ся не буду; напро­тив, если судьям непри­ят­но слу­шать мои объ­яс­не­ния о том, сколь­ко пре­крас­ных даров, по мое­му мне­нию, выпа­ло мне на долю и от богов и от людей и какое мне­ние я имею сам о себе, то я пред­по­чту уме­реть, чем, уни­жен­но выпра­ши­вая, как нищий, при­бав­ку к жиз­ни, иметь в бары­шах гораздо худ­шую жизнь вме­сто смер­ти.

( 10) При­няв такое реше­ние, рас­ска­зы­вал Гер­мо­ген, Сократ в ответ на обви­не­ние сво­их про­тив­ни­ков, буд­то он не при­зна­ет богов, при­зна­вае­мых государ­ст­вом, а вво­дит дру­гие, новые боже­ства, и буд­то раз­вра­ща­ет моло­дежь, высту­пил на суде и ска­зал:

( 11) — А я, афи­няне, преж­де все­го, удив­ля­юсь тому, на каком осно­ва­нии Мелет 3 утвер­жда­ет, буд­то я не при­знаю богов, при­зна­вае­мых государ­ст­вом: что я при­но­шу жерт­вы в общие празд­ни­ки и на народ­ных алта­рях, это вида­ли все, бывав­шие там в то вре­мя, да и сам Мелет мог бы видеть, если бы хотел. ( 12) Что каса­ет­ся новых божеств, то как мож­но заклю­чать о введе­нии их мною на осно­ва­нии моих слов, что мне явля­ет­ся голос бога, ука­зы­ваю­щий, что сле­ду­ет делать? Ведь и те, кото­рые руко­во­дят­ся кри­ком птиц и слу­чай­ны­ми сло­ва­ми людей, дела­ют выво­ды, оче­вид­но, на осно­ва­нии голо­сов 4 . А гром? Неуже­ли будет кто сомне­вать­ся, что он есть голос или вели­кое пред­ве­ща­ние? 5 Жри­ца на тре­нож­ни­ке в Дель­фах 6 раз­ве не голо­сом воз­ве­ща­ет волю бога? ( 13) Что бог зна­ет напе­ред буду­щее и пред­ве­ща­ет его, кому хочет, и об этом все гово­рят и дума­ют так же, как я? Но они име­ну­ют пред­вест­ни­ков буду­ще­го пти­ца­ми, слу­чай­ны­ми сло­ва­ми, при­ме­та­ми, пред­ска­за­те­ля­ми, а я назы­ваю это боже­ст­вен­ным голо­сом и думаю, что, назы­вая так, употреб­ляю выра­же­ние более близ­кое к истине и более бла­го­че­сти­вое, чем те, кото­рые при­пи­сы­ва­ют пти­цам силу богов. Что я не лгу на бога, у меня есть еще такое дока­за­тель­ство: мно­гим дру­зьям я сооб­щал сове­ты и ни разу не ошиб­ся.

( 14) Услы­шав это, судьи ста­ли шуметь: одни не вери­ли его рас­ска­зу, а дру­гие и завидо­ва­ли, что он удо­сто­ен от богов боль­шей мило­сти, чем они. Тогда Сократ ска­зал опять:

— Ну так послу­шай­те даль­ше, чтобы, у кого есть охота, те еще боль­ше не вери­ли, что боги ока­за­ли мне такой почет. Одна­жды Хере­фонт 7 вопро­шал обо мне бога в Дель­фах, и бог в при­сут­ст­вии мно­гих изрек, что нет чело­ве­ка более бес­ко­рыст­но­го, спра­вед­ли­во­го, разум­но­го.

( 15) Когда судьи, услы­шав это, конеч­но, еще боль­ше ста­ли шуметь, Сократ опять ска­зал:

( 20) — Но, кля­нусь Зев­сом, — отве­чал Мелет, — я знаю тех, кого ты уго­во­рил слу­шать­ся тебя боль­ше, чем роди­те­лей.

— Согла­сен, — ска­зал Сократ, — в вопро­се о вос­пи­та­нии: вопрос этот, как все зна­ют, меня инте­ре­су­ет. Одна­ко отно­си­тель­но здо­ро­вья люди боль­ше слу­ша­ют­ся вра­чей, чем роди­те­лей; в Народ­ном собра­нии, как извест­но, все афи­няне слу­ша­ют­ся боль­ше разум­ных ора­то­ров, чем род­ст­вен­ни­ков. Да ведь и при выбо­рах в стра­те­ги не отда­е­те ли вы пред­по­чте­ние пред отца­ми и бра­тья­ми и, кля­нусь Зев­сом, даже пред сами­ми собой тем, кого счи­та­е­те глав­ны­ми зна­то­ка­ми в воен­ном деле?

— Да, Сократ, — заме­тил Мелет, — пото­му что это­го тре­бу­ют обще­ст­вен­ный инте­рес и обы­чай.

( 21) — В таком слу­чае, — про­дол­жал Сократ, — не кажет­ся ли тебе стран­ным еще вот что: во всех дей­ст­ви­ях луч­шие зна­то­ки поль­зу­ют­ся не толь­ко рав­но­пра­ви­ем, но и пред­по­чте­ни­ем, а я за то, что неко­то­рые счи­та­ют меня све­ду­щим в таком полез­ном для людей искус­стве, как вос­пи­та­ние, под­вер­га­юсь с тво­ей сто­ро­ны обви­не­нию в уго­лов­ном пре­ступ­ле­нии?

( 22) Конеч­но, было ска­за­но боль­ше это­го самим Сокра­том и дру­зья­ми, гово­рив­ши­ми в его поль­зу, но я не имел в виду пере­дать все про­ис­хо­див­шее на суде: мне доста­точ­но было пока­зать, что Сократ выше все­го ста­вил оправ­дать­ся от обви­не­ния в нече­стии по отно­ше­нию к богам и в неспра­вед­ли­во­сти по отно­ше­нию к людям; молить об осво­бож­де­нии от каз­ни он не нахо­дил нуж­ным, а, напро­тив, пола­гал, что ему уже пора уме­реть. ( 23) Что тако­во имен­но было его мне­ние, ста­ло еще оче­вид­нее, когда было окон­че­но голо­со­ва­ние в его деле. Когда ему пред­ло­жи­ли назна­чить себе штраф 10 , он ни сам не назна­чил его, ни дру­зьям не поз­во­лил, а, напро­тив, даже гово­рил, что назна­чать себе штраф — это зна­чит при­знать себя винов­ным. Потом, когда дру­зья хоте­ли его похи­тить из тюрь­мы, он не согла­сил­ся и, кажет­ся, даже посме­ял­ся над ними, спро­сив, зна­ют ли они какое место за пре­де­ла­ми Атти­ки, куда не было бы досту­па смер­ти.

( 24) По окон­ча­нии суда Сократ ска­зал:

— Одна­ко, афи­няне, те, кто подучил свиде­те­лей давать лож­ную при­ся­гу и лже­свиде­тель­ст­во­вать про­тив меня, и те, кто послу­шал­ся их, долж­ны созна­вать свое нече­стие и неспра­вед­ли­вость. А мне поче­му чув­ст­во­вать себя уни­жен­ным теперь боль­ше, чем до осуж­де­ния, раз не дока­за­на моя винов­ность ни в одном пунк­те обви­не­ния? Не было обна­ру­же­но, что я при­но­сил жерт­вы каким-либо новым богам вме­сто Зев­са и Геры и дру­гих богов, свя­зан­ных с ними, или что при клят­ве я назы­вал дру­гих богов. А моло­дых людей как я могу раз­вра­щать, когда я при­учаю их к пере­не­се­нию трудов и уме­рен­но­сти? ( 25) Что же каса­ет­ся пре­ступ­ле­ний, кото­рые кара­ют­ся смерт­ной каз­нью, — свя­тотат­ства, про­ры­тия стен 11 , похи­ще­ния людей 12 , государ­ст­вен­ной изме­ны, то даже сами про­тив­ни­ки не гово­рят, что я в чем-нибудь из это­го вино­вен. Таким обра­зом, мне по край­ней мере кажет­ся стран­ным, в чем вы усмот­ре­ли с моей сто­ро­ны пре­ступ­ле­ние, заслу­жи­ваю­щее смерт­ной каз­ни. ( 26) Но даже и неспра­вед­ли­вый смерт­ный при­го­вор не заста­вит меня чув­ст­во­вать себя уни­жен­ным: он позо­рит не меня, а тех, кто поста­но­вил его. Уте­ша­ет меня еще и Пала­мед 13 , смерть кото­ро­го похо­жа на мою: даже и теперь еще он вдох­нов­ля­ет поэтов на пес­но­пе­ния, гораздо более пре­крас­ные, чем Одис­сей, винов­ник его неспра­вед­ли­вой каз­ни. Точ­но так же и мне, я уве­рен, засвиде­тель­ст­ву­ет гряду­щее вре­мя, как свиде­тель­ст­ву­ет про­шед­шее, что я нико­го нико­гда не оби­жал, нико­го не испор­тил, а, напро­тив, при­но­сил поль­зу людям, вед­шим со мною беседы, уча их бес­плат­но како­му мог доб­ру.

( 27) После этой речи он ушел; весе­лье выра­жа­лось, вполне соот­вет­ст­вен­но тому, что он гово­рил, в его лице, осан­ке, поход­ке. Заме­тив, что его спут­ни­ки пла­чут, он ска­зал:

— Что это? Вы толь­ко теперь пла­че­те? Раз­ве не зна­е­те, что с само­го рож­де­ния я осуж­ден при­ро­дой на смерть? Да, если бы мне при­хо­ди­лось поги­бать безвре­мен­но, когда течет сча­стье, то, несо­мнен­но, надо бы было горе­вать мне и рас­по­ло­жен­ным ко мне людям; если же я кон­чаю жизнь в ту пору, когда ожи­да­ют­ся в буду­щем раз­ные невзго­ды, то я думаю, что всем вам надо радо­вать­ся при виде мое­го сча­стья.

( 28) При­сут­ст­во­вав­ший при этом, горя­чо пре­дан­ный Сокра­ту, но про­сто­душ­ный чело­век, некий Апол­ло­дор 14 , ска­зал:

— Но мне осо­бен­но тяже­ло, Сократ, что ты при­го­во­рен к смерт­ной каз­ни неспра­вед­ли­во.

Сократ, гово­рят, погла­дил его по голо­ве и ска­зал:

— А тебе, доро­гой мой Апол­ло­дор, при­ят­нее было бы видеть, что я при­го­во­рен спра­вед­ли­во, чем неспра­вед­ли­во?

И при этом он улыб­нул­ся.

( 29) Увидав про­хо­див­ше­го мимо Ани­та 15 , Сократ, гово­рят, ска­зал:

— Он гор­дит­ся, как буд­то совер­шил какой-то вели­кий, слав­ный подвиг, пре­дав меня смерт­ной каз­ни за то, что я, видя, каких вели­ких поче­стей удо­сто­и­ли его сограж­дане, ска­зал, что не сле­ду­ет ему учить сына коже­вен­но­му делу. Как жалок он! Вид­но, он не пони­ма­ет, что кто из нас совер­шил дела более полез­ные и слав­ные на веч­ные вре­ме­на, тот и победи­тель! ( 30) Но и Гомер при­пи­сы­ва­ет неко­то­рым людям при кон­це жиз­ни дар пред­виде­ния буду­ще­го; хочу и я сде­лать одно пред­ска­за­ние. Я встре­тил­ся одна­жды на корот­кое вре­мя с сыном Ани­та; мне пока­за­лось, что он — чело­век даро­ви­тый; поэто­му я нахо­жу, что он не оста­нет­ся при том раб­ском заня­тии 16 , к кото­ро­му его пред­на­зна­чил отец; а за неиме­ни­ем хоро­ше­го руко­во­ди­те­ля он впа­дет в какую-нибудь гнус­ную страсть и, конеч­но, дале­ко пой­дет по пути поро­ка.

( 31) Сло­ва эти оправ­да­лись: моло­дой чело­век полю­бил вино, ни днем, ни ночью не пере­ста­вал пить и в кон­це кон­цов стал ни на что не год­ным — ни для оте­че­ства, ни для дру­зей, ни для себя само­го. Таким обра­зом, Анит, как вслед­ст­вие сквер­но­го вос­пи­та­ния сына, так и по слу­чаю сво­его соб­ст­вен­но­го нера­зу­мия, даже и по смер­ти име­ет дур­ную сла­ву.

( 32) А Сократ таким воз­ве­ли­че­ни­ем себя на суде навлек на себя зависть и этим еще более спо­соб­ст­во­вал сво­е­му осуж­де­нию. Мне кажет­ся, участь, выпав­шая ему на долю, была мило­стью богов: он поки­нул наи­бо­лее тяже­лую часть жиз­ни, а смерть ему доста­лась самая лег­кая. ( 33) Вме­сте с тем он выка­зал силу духа: при­дя к убеж­де­нию, что уме­реть ему луч­ше, чем про­дол­жать жить, он, как вооб­ще не про­ти­вил­ся доб­ру, так и перед смер­тью не выка­зал мало­ду­шия; напро­тив, радост­но ожи­дал ее и при­нял.

( 34) Итак, раз­мыш­ляя о муд­ро­сти и вели­чии духа его, я не могу не пом­нить о нем, а пом­ня не могу не вос­хва­лять. Если кто из людей, стре­мя­щих­ся к нрав­ст­вен­но­му совер­шен­ству, поль­зо­вал­ся обще­ст­вом чело­ве­ка еще более полез­но­го, чем Сократ, того я счи­таю вели­чай­шим счаст­лив­цем.


В книгу вошли теоретические исследования А. Турена - известного французского социолога, критика классической социологии.

Расскажите о нашей библиотеке своим друзьям и знакомым, и Вы сделаете хорошее дело.

Произведения4 911
Биографии2 004
Библиографии10 251
Словари161
Словарные статьи1 244 714

Глава шестая
Сократ и проблема гражданского повиновения

1. Судебный процесс над Сократом

По ходу изложения мы неоднократно говорили о причинах и обстоятельствах, повлекших за собой преследование философа в судебном порядке. Поэтому начнем с того, что назовем имена тех, кто возбудил судебный процесс против Сократа: молодой и честолюбивый Мелет, посредственный трагический поэт; Анит — владелец кожевенных мастерских, влиятельное лицо в демократической партии, заклятый враг софистов, к которым он причислял Сократа. Этот приверженец авторитета традиций видел в деятельности Сократа посягательство на религию и мораль, угрозу идеалам государственной и семейной жизни. Третьим обвинителем был оратор Ликон. [1]

Сократ не переставал подвергать критике некоторые стороны афинской демократии, в частности, нападал на практику выбора должностных лиц по жребию. Критику Сократа многие были склонны расценивать как подрыв государственного строя. Таким образом, мотивы, которыми руководствовались обвинители Сократа, были по преимуществу политическими. Однако выдвигать их в качестве основания для обвинения, помимо всего прочего, не позволяла и амнистия, объявленная восстановленной демократией (Аристотель. Афинская полития. XIV. 39. 5).

Итак, весной 399 г. до н. э. Сократ предстал перед одной из 10 палат суда присяжных (гелиэи). В состав суда входило 6 тысяч человек, из которых 5 тысяч были действительными и 1 тысяча запасными судьями. Выбор судей (гелиастов) происходил ежегодно по жребию из числа граждан не моложе 30 лет по 600 человек от каждой из 10 фил Аттики. Судебная палата, где разбиралось дело Сократа, состояла из 500 человек, точнее 501, поскольку к четному количеству судей присоединяли еще одного, приемного, для получения нечетного числа при голосовании.

Справедливости ради следует сказать, что Анит и другие обвинители не жаждали крови Сократа, не добивались его смерти. Они были бы вполне удовлетворены, если бы Сократ, не подвергнутый аресту, добровольно удалился из Афин и на суд не явился. Но вопреки предупреждению Анита, он пошел на суд, вполне сознавая грозящую ему опасность.

В первой части (Платон. Апология. 17 a-35 d) речи Сократ говорит о своих прежних и нынешних обвинителях: первые из них — это те не известные ему люди, которые по своему невежеству, зависти или злобе распространили измышления о том, что он занимается натурфилософскими проблемами, т. е. тем, что находится под землею и что на небесах, и учит тому, как выдавать ложь за правду. Отвергая это обвинение, Сократ заявляет, что, во-первых, он не видит ничего предосудительного в исследовании натурфилософских проблем; во-вторых, он может найти сколько угодно свидетелей, в том числе среди его судей, которые подтвердят его непричастность к такого рода исследованиям; в-третьих, воспитание людей он считает полезным делом, но если воспитателями считать софистов, т. е. тех, кто берет плату за обучение, то всем известно, что он никакой платы за свои беседы не брал и в роли учителя никогда не выступал.

Затем Сократ переходит к своим новым обвинителям (Аниту, Мелету и Ликону) и указывает на необоснованность обоих пунктов их обвинения: развращение молодежи и непризнание богов. Сократ говорит, что нелепо считать его развратителем молодежи и одновременно признавать, что все остальные граждане, в том числе судьи или сами обвинители, никого не развращают. Даже если допустить, что он кого-нибудь развратил, то требуется доказать, что это развращение было умышленным; невольного же развратителя к суду не привлекают, а наставляют и исправляют (Там же. 24-26 а).

В практике судопроизводства греческих полисов было принято, чтобы обвиняемый после признания его виновным сам предлагал себе меру наказания, которую он заслуживает в собственных глазах. Это право, предоставляемое подсудимому, не будучи формально апелляцией, давало возможность смягчить наказание. Оно свидетельствует о гуманности судопроизводства афинян. Суд же присяжных выбирал между двумя (предложенными обвинителем и обвиняемым) мерами. Третий вариант исключался. Так вот, вместо назначения себе какого-либо наказания Сократ предложил нечто совершенно неожиданное для суда.

  • 4 Понятно, что пересчет мины на нынешний курс доллара (рубля, драхмы) является весьма условным, очень приблизительным.

Возбудив недовольство и гнев многих судей неуместным предложением о назначении ему бесплатного обеда, Сократ не нашел поддержки и своему предложению об уплате штрафа. Суд присяжных вынес ему смертный приговор большинством уже в 80 голосов (Диоген Лаэрций. П. 42).

Обычно смертный приговор приводился в исполнение сразу же после его вынесения, но в случае с Сократом исполнение приговора было отложено на 30 дней в связи со следующим обстоятельством. Ежегодно афиняне отправляли на остров Делос к храму Аполлона священное судно с дарами, исполняя клятву Тезея, данную им богу Аполлону после уничтожения чудовища Минотавра на Крите и избавления Афин от уплаты дани (семь юношей и семь девушек, отдаваемых на съедение Минотавру) критскому царю Миносу. Со дня отплытия священного посольства и до его возвращения в Афины смертная казнь запрещалась.

2. Гражданин и закон

Г. Янг подробно анализирует каждый из четырех аргументов, которые четко выдвинули Законы против предполагаемого намерения Сократа убежать из Афин, т. е. против предложения Критона о побеге Сократа из тюрьмы. Несмотря на пространный и несколько замысловатый характер изложения материала, проведенный автором, анализ заслуживает внимания.

Второй довод говорит о том, что Сократ находится по отношению к Государству и Законам в такой же зависимости, как раб перед хозяином и как ребенок перед своими родителями — их отношения неравноправны, поэтому Сократ должен подчиниться решению суда (50 d—51 с). Государство нашло справедливым приговорить Сократа к смертной казни. Следовательно, попытка Сократа спасти свою жизнь бегством будет несправедливым деянием. Далее, в рассматриваемом аргументе проводится аналогия между родителями и ребенком, а также между господином и рабом, однако в остальных местах диалога о детях говорится как о пугливых и непоследовательных несмышленышах (46 с, 49 b), а о рабах — как о презренных существах (52 d; см. также 53 е). Следуя этой аналогии, можно доказать, что если Сократ, вопреки воле Государства, совершит побег из тюрьмы, он уподобится ребенку или рабу; но так как Сократ не хочет этого, он не совершит побега, не нарушит своих обязательств перед Государством, породившим и воспитавшим его. Однако весь смысл анализируемого аргумента как раз в том и заключается, что быть неравноправным ребенком или рабом не так уж плохо, чтобы Сократ выступал против такого положения вещей: он должен стремиться принять ограничения, вытекающие из его положения. Все это, замечает Г. Янг, является натяжкой, если не явной непоследовательностью, которая заставляет задуматься над тем, столь ли убедителен второй аргумент, каким он представляется с первого взгляда (Young. P. 18).

Сократ умер. Его смерть запечатлела его личность в памяти поколений. Она в значительной степени определила влияние его личности и учения на все последующие времена.

Заключение
Духовное наследие Сократа

Гнетущая политическая атмосфера, создавшаяся в Афинах] после казни Сократа, побудила Платона и некоторых других последователей философа покинуть Афины. Многие же из афинян, по-видимому, верили (или хотели верить), что, казнив всем известного Сократа, они укрепили демократию, веру в олимпийских богов и хорошие нравы. Вернувшись в Афины несколько лет спустя, ученики и последователи Сократа развернули широкую литературную деятельность вокруг личности и философского творчества своего учителя. Так возникла сократическая литература, одна из задач которой состояла в реабилитации Сократа в глазах современников и потомков.

В самом деле, как быть, если индивидуальное сознание сталкивается с общественным, если совесть одного идет вразрез с убеждением многих? Что делать, если мнение одного из граждан противоречит интересам государства, его требованиям? Как поступить тем, теоретическая и практическая деятельность которых вызывает недоверие и вражду со стороны окружающих людей? Какой приговор можно вынести человеку, обвиненному в подрыве устоев общественной и семейной жизни, если к тому же он решительно отказывается от какого-либо компромисса с людьми, считающими его деятельность разрушительной и даже пагубной? Словом, как быть, если один идет наперекор всем и считает истиной то, что, по мнению остальных, является опасным заблуждением?

Сократу, учившему, что главный вопрос жизни есть вопрос о добре и зле и что человек при всех ситуациях может и должен выбирать добро, была предоставлена возможность, причем на личном примере, доказать осуществимость того, чему он учит. На суде ему предстоял выбор: прекратить философствование и сохранить жизнь или под страхом смерти продолжать свою деятельность. Для Сократа отказ от своей миссии был равносилен отказу от жизни, ее смысла. Он выбрал смерть. Для таких цельных и честных натур, как Сократ, иной альтернативы не было. На это указывал еще Гегель. Точка зрения Гегеля разделялась Т. Гомперцем (с. 83) и другими учеными. Она находит сторонников и в настоящее время.

Исходя из того, что сложившиеся в данную эпоху социальные институты и идейные структуры исторически оправданы, Гегель был склонен преувеличивать право старого на существование. Точнее, соотнеся право старого и право нового, он ставил бытие нового в зависимость от суда над ним старого, требовал, чтобы новое оправдалось перед старым. Отсюда одинаковое признание двух прав, признание двоякой справедливости. Но одинаковое признание двух прав, как и двух истин, мало кого может удовлетворить. Не могло удовлетворить оно и Гегеля, прославлявшего всемирную историю как единый процесс. Чтобы выйти из этого положения, он представил конфликт Сократа с его эпохой как феномен трагедии.

Между тем осуждение Сократа — не только трагедия, но и событие в общечеловеческой истории (а также факт нравственного порядка), подлежащее суду истории. Тот, кто признает, что с именем Сократа связан новый этап в истории философской мысли, не может оправдать приговора над ним. С этой точки зрения, неприемлема и половинчатая позиция, занятая Гегелем в вопросе о справедливости приговора. Притупив остроту вопроса ссылкой на трагическое проявление справедливости в истории, на столкновение двух равных прав в ту или иную эпоху, Гегель пришел к выводу о, так сказать, невиновной виновности Сократа и предложил примириться с приговором.

Столкнувшись с относительным характером этических понятий, Сократ пытался найти нечто постоянное, нечто субстанциональное в нравственности. Отсюда и его поиски общих этических определений, что считается его огромной заслугой в истории философской мысли.

Сократовский диалого-диалектический метод предполагает свободу человека и основывается на демократической идее о том, что человек есть существо ответственное, способное познать истину и принимать решения на свой собственный страх и риск.

Сократ провозгласил: добродетель есть знание. Но не всякое вообще знание, а лишь добра и зла, — знание, которое ведет к правильным, добродетельным поступкам. На этом основании он пришел к выводу о том, что никто не зол по своей воле, а лишь по неведению. Этические парадоксы Сократа положили начало непрекращающейся и по сей день полемике об отношениях знания и добродетели, науки и нравственности.

Приложение
Слово об учителе*

Но такой переход возможен лишь на фоне могучего мифа, каким он и оставался в культуре Древней Греции и каковой трудно изъять и из современной человеческой жизни; к нему мы невольно возвращаемся, читая блестящее философское сочинение Ф. X. Кессиди о жизни и идеях Сократа, имя которого давно стало легендой. Да и сами события приобретают мифопоэтическую реальность: книга, которую Кессиди прислал в Россию (Ростов-на-Дону, а потом, исправленную и дополненную, в Санкт-Петербург) из Греции (Афин), некогда прочитанные им блестящие лекции в Ростовском государственном университете, которые происходили до его отъезда в Грецию. Надо сказать, что Феохарий Кессиди все эти годы не теряет связи со своими многочисленными друзьями и учениками, которые по-прежнему любят его и встречаются с ним во время его ежегодных приездов в Москву или же общаются с ним в письмах и по телефону.

Эта книга далеко не подводит итог творческим размышлениям автора, она скорее говорит нам о том, с мыслителем какого уровня мы имеем дело. Книга Кессиди о Сократе, в своем расширенном, теперешнем виде, еще не известная русскоязычному читателю, уже публиковалась во Франции (1982 г.), Греции (1984 г.), Чехии (1980 г.), Эстонии (1987 г.). Феохарий Харлампиевич Кессиди, доктор философских наук, профессор, член-корреспондент Афинской академии (основанной Платоном), академик Академии гуманитарных исследований и Академии гуманитарных наук, член ряда научных советов, достойно представлял Академию наук СССР (тогда он работал старшим научным сотрудником в Институте философии АН СССР) на международных форумах, в частности, на международных конгрессах, посвященных Аристотелю и Демокриту (Греция, 1978 и 1983 гг.). Им написано и опубликовано гораздо больше: более двухсот работ по различным областям философского знания, преимущественно по проблемам древнегреческой философии. Труды автора вышли в свет на пятнадцати языках мира.

А затем была защита, которая прошла успешно, было выступление Кессиди, где перед членами диссертационного совета при Ростовском государственном университете уважаемый профессор разнес в пух и прах теорию рабовладельческого экономического базиса античной культуры. Впрочем, в РГУ всегда царила атмосфера творческого настроя и свободомыслия. С этого времени Кессиди стал настоящим другом ростовчан.

Вскоре последовал его очередной приезд в Ростов, когда он выступил с лекциями перед аспирантами и студентами РГУ. Было неформальное общение с академиком Ю. А. Ждановым, профессорами В. Е. Давидовичем, Е. Я. Режабеком, В. П. Яковлевым, которым он и до сих пор не забывает передавать приветы. Но постоянно рядом с маститым ученым находились молодые преподаватели: Геннадий Драч — ваш покорный слуга, и Александр Ерыгин. А среди слушателей были и те, которые в дальнейшем стали широко известны своими научными трудами, общественной и политической деятельностью — среди них Людмила Косарева (безвременно ушедшая), Эмилия Волкова, Тамара Матяш, Владимир Басин, Петр Мостовой.

А затем были наши встречи в Москве, уютная квартира Ф. X. Кессиди в Кропоткинском переулке, гостиная, где мы неизменно отмечали мой приезд в Москву, и кабинет хозяина, где меня уже ждали свежие книги, которые получал маститый ученый из-за рубежа, давая ознакомиться с ними своим молодым коллегам. Кессиди разработал особый маршрут прогулок по Москве, где мы, избегая городского шума, могли спокойно обменяться мнениями о прочитанном.

Г. В. Драч, доктор философских наук, профессор, декан философского факультета Ростовского государственного университета

Суд над Сократом (рассказывает историк Алексей Кузнецов)

Весной 399 года до нашей эры Сократ предстал перед одной из 10 палат суда присяжных (гелиэи). В состав суда входило 6 тысяч человек, из которых 5 тысяч были действительными и 1 тысяча запасными судьями.

Выбор судей (гелиастов) происходил ежегодно по жребию из числа граждан не моложе 30 лет по 600 человек от каждой из 10 фил Аттики. Судебная палата, где разбиралось дело Сократа, состояла из 500 человек, точнее 501, поскольку к четному количеству судей присоединяли еще одного, приемного, для получения нечетного числа при голосовании.

Стоит отметить, что Анит и другие обвинители не жаждали крови Сократа, не добивались его смерти. Они были уверены, что суда вообще не будет: Сократ, не подвергнутый аресту, добровольно удалится из Афин и на суд не явится. Но все вышло иначе…

ФОТО 1.jpg


Бюст Сократа в музее Ватикана

С. Бунтман: Интересно, а какие мотивы были у обвинителей? Например, у того же Анита?

Сократ проповедовал свободу воли. Он исходил из того, что человек — это микрокосмос, поэтому многое он может позволить себе решать сам. Но вот в чем парадокс: во время Пелопоннесской войны Сократ внешне вел себя в соответствии с отеческими нравами. Он не обязан был идти в армию, однако пошел, добровольно, причем в чуть ли не самую физически тяжелую ее часть, в гоплиты. Это требовало большой выносливости, здоровья. И он сражался, принял участие в трех крупнейших баталиях. А в одном сражении, оставшись совершенно один, вынес с поля боя раненого, поразив своим мужеством и афинян, и спартанцев. То есть Сократ был человеком, который во всех отношениях соответствовал той самой идее гражданина-воина, но при этом постоянно подчеркивал, что делает он это не в стаде, не потому, что идут все, а потому, что это его личный, свободный выбор.

С. Бунтман: Давайте теперь пройдемся по пунктам обвинения. Как все происходило? Итак, Сократ не верил в городских богов…

А. Кузнецов: Сразу отметим, что в то время с городскими богами вообще все было довольно сложно. Неразбериха в умах, горечь поражения и все прочее приводили к тому, что все больше и больше в городе получали распространение чуждые афинянам культы: фракийско-фригийские, северо-восточные, суровые. Точно сказать, какой из них на тот момент был официальным, сложно. Но Сократу-то предъявляли другого бога — его демония. Что это такое? Ну, что-то вроде ангела-хранителя, руководителя, который дает советы, личного оракула.

Но главным, конечно, пунктом обвинения было обвинение в развращении юношей…

ФОТО 2.jpg


Сократ и Алкивиад кисти Антона Петтера

С. Бунтман: Что имелось в виду?

Возможно, будь у Сократа профессиональный защитник, все сложилось бы по-другому, но философ защищал себя сам. Защищал, как известно, абсолютно не в традиции того времени. Всю историю он старался свести к философскому спору с лирическими и нелирическими отступлениями. У зрителей, у значительной части гелиастов, среди которых в основном были люди достаточно простые, возникало ощущение, что Сократ пытается заболтать все это дело, что он юлит, уворачивается вместо того, чтобы дать прямые ответы на прямые вопросы.

Затем, уже в процессе, возникли еще два обвинения. Первое совершенно удивительное: Сократа обвинили в неуважении к великой греческой литературе и в критике великих поэтов, в первую очередь Гомера и Гесиода.

И второе обвинение, которое также периодически всплывало, заключалось в том, что Сократ был признан врагом демократии и дурным гражданином. Нет, его поведение на войне не давало ни малейшего повода для обвинения, однако в остальном философ был пассивен.

Естественно, решение суда было не в пользу Сократа. Он был признан виновным при соотношении голосов 281 против 220.

С. Бунтман: Ну, не совсем критично.

А. Кузнецов: Да. Шанс смягчить наказание еще был, однако Сократ им не воспользовался.

ФОТО 3.jpg


Смерть Сократа. Жак-Луи Давид, 1787 год

В чем, собственно, дело? В практике судопроизводства греческих полисов было принято, чтобы обвиняемый после признания его виновным сам предлагал себе меру наказания, которую он заслуживает в собственных глазах. После этого суд присяжных выбирал между двумя (предложенными обвинителем и обвиняемым) мерами. Tertium non datur.

С. Бунтман: Ну, это совершенно явный вызов обществу, насмешка. Его только что большинством голосов признали виновным, а он требует награды за то, в чем его обвиняют.

А. Кузнецов: И еще одна вещь, которая, видимо, тоже очень раздразнила судей: Сократ не давил на жалость, демонстративно пренебрегал правилами, приличиями, нормами. О чем речь? В Афинах существовала определенная традиция поведения обвиняемого в суде: он должен был, опустив голову, просить прощения, пускать слезу (вспомним, например, Перикла). При этом все это должно было происходить на фоне плачущих жены и детей.

С. Бунтман: Известный сюжет: на кого же ты нас покидаешь, кормилец? Как же мы, сироты, без тебя будем?

А. Кузнецов: Да. Сократ этого не сделал. У него было трое сыновей, жена Ксантиппа, но все они по его приказу остались сидеть дома. Отсюда и результат второго голосования: 360 против 141.

С. Бунтман: То есть суд присяжных вынес Сократу смертный приговор?

А. Кузнецов: Да.

С. Бунтман: Была ли возможность амнистии?

А. Кузнецов: Нет. Приговор гелиэи был окончательным.

Однако казнь Сократа не была совершена сразу же. Почему? Дело в том, что в это время на остров Делос к храму Аполлона афиняне отправили священное судно с дарами (один из греческих ритуалов), и пока корабль был в пути, смертная казнь запрещалась.

За это время ученики Сократа подготовили побег. Осуществить его было несложно, но философ наотрез отказался, оставшись верным отеческим законам.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов


Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Суд идет. О судебных процессах прошлого: от античности до новейшей истории предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тридцать тиранов были правителями, поставленными в Афинах спартанским военачальником Лисандром. Они правили очень жестоко и в течение менее чем одного года казнили около полутора тысяч афинян. Однако вскоре их при поддержке союзных Фив сверг полководец Фрасибул. Большинство из тридцати были убиты в течение года после лишения власти.


Процесс Сократа (современная литография)

Государственного обвинения в Афинах не существовало. Обвинение мог выдвинуть любой полноправный гражданин, который при этом давал клятву в том, что говорит правду. В задачу архонта басилевса входило установить, имеет ли обвинение под собой какие-либо основания, и передать дело на рассмотрение суда.

Еще в VI веке до н. э. великий реформатор Солон ввел в государственное устройство афинского полиса широкое демократическое начало. Одним из наиболее ярких его проявлений стала гелиэя — суд, состоящий из шести тысяч выборных судей (пять тысяч были действующими, тысяча — запасными). Судьей мог быть любой свободный житель Афин старше тридцати лет. За свою деятельность судьи получали небольшую плату. Для рассмотрения конкретного дела собиралась многочисленная коллегия: так, незначительные гражданские иски рассматривались составами из двухсот одного судьи, для уголовных дел требовалось еще более представительное собрание. Решение принималось тайным голосованием. Во избежание подкупа состав судей определялся жребием непосредственно перед началом процесса. Время, отведенное на рассмотрение дела, строго фиксировалось при помощи специального водяного устройства; судебная сессия продолжалась в течение светового дня (Сократа судили зимой, и длительность процесса определили в девять с половиной часов).

Имели ли обвинения, выдвинутые против Сократа, под собой какие-либо основания? Несомненно. Взаимоотношения философа с традиционным пантеоном олимпийских богов были, мягко говоря, неоднозначными. Сегодня нам трудно обоснованно судить о воззрениях мудреца на религию (от Сократа не осталось ни одной собственноручно написанной строчки, о его учении мы знаем только по рассказам учеников — в первую очередь Платона и Ксенофонта — и отзывам недоброжелателей, например, великого драматурга Аристофана), но ясно одно: представления Сократа о божественном начале расходились с общепринятыми. По сути он, вполне возможно, и не покушался на религиозные устои (по крайней мере, в суде он будет отстаивать именно этот тезис). Однако малограмотным в большинстве своем гелиастам в ходе судебных прений стало очевидно, что у Сократа имеется собственный взгляд на некие общеизвестные понятия — а это, по их представлениям, было крайне предосудительно. Ведь всего за тридцать пять лет до процесса над Сократом за одно предположение, что солнце — не божество, а раскаленный камень, философа Анаксагора приговорили к смерти, и только заступничество всесильного на тот момент Перикла спасло ему жизнь.

Еще более серьезным представлялся афинянам пункт о развращении юных умов. Обвинители напомнили горожанам, что учениками Сократа в свое время были три ненавистных им человека: предатель Алкивиад, великий полководец, перешедший на службу к спартанцам, фактический лидер проспартанских Тридцати тиранов Критий и его помощник Харикл. Многие соглашались с мнением, что это неспроста и что учитель несет ответственность за последующее поведение своих учеников, даже если он и не склонял их к предательству интересов родного города напрямую. Кроме того, многих судей — людей зрелого возраста, — по-видимому, вообще раздражала популярность Сократа у молодежи: его явно считали ответственным за то, что двадцатилетние балбесы дерзят и не уважают старших.

Приговор гелиэи — смертная казнь — был вынесен подавляющим большинством голосов, триста шестьдесят против ста сорока одного. Интересно, что за него проголосовали около сотни судей, в первом туре высказавшихся за невиновность мудреца…

Сократу еще почти месяц пришлось дожидаться смерти: в Афинах смертные приговоры не приводились в исполнение в период, когда на остров Делос к храму Аполлона отправлялась праздничная делегация. За три дня до ее возвращения один из почитателей философа, Критон, предложил ему побег в плодородную Фессалию, где знаменитого афинянина готовы были принять и спрятать. Вполне вероятно, это устроило бы и большинство жителей Афин: многие из них уже пришли в себя и полагали, что суд погорячился.

Раньше, вослед Платону, принято было считать, что Сократа отравили цикутой. Однако современные историки и врачи пришли к выводу, что, скорее всего, это был болиголов пятнистый (Conīum maculātum), ядовитые свойства которого были хорошо известны грекам.

Читайте также: