Что представляет собой магистратура в судебной системе некоторых каких зарубежных стран

Обновлено: 23.04.2024

Суд занимает особое место среди юридических учреждений, так как он представляет собой особую ветвь власти государства — судебную. Наличие подобной власти вкупе с законодательной и исполнительной является признаком демократического государства.

Основные принципы судебной власти в зарубежных странах

Главным назначением судебной власти является охрана граждан от произвола, исходящего как от других граждан, так и от государства и его органов/должностных лиц.

На основе этого формируется следующее определение судебной власти.

Судебная власть — самостоятельная и ни отчего не зависящая сфера публичной власти, представляющая собой комплекс полномочий, направленных на осуществление правосудия, а также систему госорганов, которые реализуют подобные полномочия.

Судебная власть отличается своей особой спецификой, которая выделяет ее в сравнении с законодательной и исполнительной властью государства. Судебная власть не занимается созданием нормативно-правовых актов — она применяет те акты, которые были приняты двумя остальными ветвями власти. Статус этой власти закреплен в конституции государства — в ней имеются специальные разделы/главы, посвященные основам судебной власти, принципам судебной организации и деятельности. Особенности судебной власти находятся в тесной связи с правовой системой государства.

Основные признаки и полномочия судебной власти

К признакам судебной власти относятся следующие:

  • исключительность — под этим подразумевается, что правосудие может осуществляться исключительно судом;
  • особый статус должностных лиц (то есть судей) — к кандидатам на такие должности предъявляются повышенные требования, судьи являются независимыми, неприкосновенными и несменяемыми;
  • конкретный характер — суд рассматривает и принимает решение только по конкретным делам/спорам, которые возникают в ходе различных общественных конфликтов;
  • судебная власть выполняется в особой процессуальной форме, которая устанавливается законодательно;
  • большое значение в рассмотрении дела имеет внутреннее убеждение судей, которое формируется на базе их жизненного опыта, а также их правосознание;
  • судебная власть может иметь принадлежность не к конкретному учреждению, а к судебной коллегии;
  • реализация судебной власти осуществляется посредством приговора (уголовные дела) или решения (гражданские иски) — то есть актами государственного принуждения особой формы;
  • за судебной деятельностью ведется особый контроль, который должен пресекать какое-либо вмешательство в правосудие и в оценку судебных решений.

В демократическом обществе социальная роль судебной власти выражается в обеспечении господства права в различных юридических конфликтах, включая имеющих отношение к государству. Исходя из этого судебная власть наделяется следующими полномочиями (которые не имеют две остальные ветви):

  • лишение свободы гражданина (а также его жизни) за соответствующие преступления;
  • изъятие собственности как у физлиц, так и у юрлиц;
  • роспуск политических партий;
  • влияние на государственные органы с требованием отмены их решений и возмещения ущерба лицам, который был причинен в ходе незаконных действий должностных лиц;
  • лишение родительских прав;
  • и многое другое.

В законодательстве многих стран также присутствует особый состав преступления — неуважительное отношение к суду. Подобный проступок подлежит строгому наказанию.

Функции судебной власти

К функциям судебной власти относятся следующие:

  • осуществление правосудия;
  • судебный контроль законности применения процессуальных мер принуждения, а также их обоснованности;
  • толкование норм права;
  • официальное подтверждение фактов юридического значения;
  • ограничение правосубъектности юрлиц и физлиц.

Судебную власть как независимую ветвь характеризует судейское самоуправление.

Судейское самоуправление выражается в наличии высших квалификационных судейских коллегий.

Только эти коллегии могут заниматься решением вопросов, касающихся отстранения судей от работы, наложения взысканий, повышения или перевода судей.

Можно сказать, что положение судебной власти в некотором смысле противоречиво. С одной стороны — она обладает большой силой, так как может пользоваться мерами, недоступными ни исполнительной, ни законодательной власти. Однако с другой стороны — она относительно слаба, так не имеет непосредственной поддержки избирателей (в отличии от законодательной власти). Правда, в некоторых странах граждане могут избирать судей судов низшего ранга и народных избирателей. При этом судебная власть не имеет силовых механизмов, как исполнительная власть. Сила судебной власти выражается в неуклонном исполнении закона, уважительном отношении к судебному решению и признании его непререкаемости.

§ 2. судебные органы и судебные системы

Состав судебных органов. Судебные учреждения могут включать различных государственных служащих: прокуроров (при судах), судебных следователей, работников канцелярии судов, секретарей судебных заседаний и т.д. Судьи, прокуроры, судебные следователи обобщенно во многих странах называются магистратами, остальные — это служащие судебных учреждений. Магистраты в том или ином качестве могут участвовать в судебном процессе (например, прокуроры, поддерживающие обвинение), но главная роль в судебном заседании принадлежит судье (судьям), если даже народные заседатели имеют равные с судьей процессуальные права.

К судье предъявляются высокие требования, что связано с предоставленными ему полномочиями, в том числе по решению судеб людей.

Судья должен отвечать профессиональным требованиям (высшее юридическое образование и, как правило, определенный стаж работы на других юридических должностях), обладать высокими моральными качествами (не только отсутствие судимости, но и незапятнанная репутация), иметь определенный жизненный опыт (обычно в законе предусматривается повышенный возраст для занятия должности судьи).

Число судей в тех или иных судебных учреждениях может сильно различаться. В штате районных, межмуниципальных судов, судов судебных округов, рассматривающих дела по первой инстанции, может быть до 10 и более судей, в каждом из пяти высших специальных федеральных судов в Германии работает в среднем 21 судья, в Верховном суде США — 9 судей, Японии — 15, Индии — 17.

Суды формируются различными способами. Во многих штатах США судьи избираются гражданами. В странах тоталитарного социализма судьи низших судов также избираются гражданами или представительными органами, а вышестоящих — представительными органами (например, областные суды — областными советами, обычно на пять лет). В большинстве стран судьи назначаются, но в высших судах обычно это происходит при участии различных ветвей власти. В США федеральные судьи (включая председателя Верховного суда) назначаются Президентом с согласия Сената, в Японии члены Верховного суда назначаются императором по представлению кабинета министров (главный судья) и кабинетом (остальные судьи). В Италии и Франции судьи назначаются по конкурсу органами судейского самоуправления — верховными советами магистратуры, в Великобритании — лордом-канцлером (по существу, министром юстиции) без конкурса, но по совету состоящей при нем комиссии (ее состав не оглашается), в Нидерландах — монархом (на деле правительством, а точнее, министром юстиции), в Мексике судьи штатов назначаются законодательными собраниями штатов. Судьи назначаются либо пожизненно, но практически занимают должность до достижения определенного возраста (в Великобритании они обязаны подать в отставку по достижении 72 лет, в Японии — 65), либо на определенный срок (обычно первый раз на срок пять — десять лет, а второй раз — пожизненно). Судьи могут быть досрочно смещены с должности за совершение преступлений, за недостойное, порочащее поведение, но делается это в особом порядке — органами судейского самоуправления или при их участии.

К кандидатам на должности магистратов, особенно на должности судей, как отмечалось, предъявляются высокие требования. Повышенный возраст иногда определяется законом (по конституции Украины — не менее 25 лет), в отдельных случаях — обыкновениями (во Франции не принято назначать судьей лицо моложе 40 лет). В некоторых странах предусмотрена необходимость для занятия должности судьи пройти предварительные ступени. Во многих странах лица, претендующие на должность судьи, сдают специальный экзамен.

Статус судей. Выше уже говорилось о некоторых элементах статуса судей, в том числе о порядке их назначения и смещения. Важнейшим элементом статуса судей является принцип несменяемости. Это означает, что судья не может быть смещен с должности досрочно, до наступления установленного законом предельного возраста, за исключением случаев, когда он совершил преступление или недостойно вел себя (принцип: судья остается в должности, пока хорошо себя ведет), но может уйти в отставку по собственному желанию. Смещение судьи с должности может быть осуществлено только органами судейского самоуправления, они же принимают решение о возбуждении уголовного дела в отношении судьи (в тоталитарных странах такие органы обычно не создаются). Несменяемость означает также, что смена партии у власти не влияет на положение судей. В странах тоталитарного социализма судьи, как и депутаты, могут быть досрочно отозваны избирателями, их избравшими, или соответствующими представительными органами.

Судьи независимы и подчиняются только закону. Признаются принципы их деполитизации и департизации. Как правило, судьи не могут состоять в политических партиях, участвовать в политических акциях, забастовках. На судей распространяется принцип несовместимости должностей: они не могут заниматься другой оплачиваемой работой, торговой и промышленной деятельностью. В судебных учреждениях исключаются родственные связи.

Виды судебных органов. Существует несколько видов судебных и квазисудебных органов, т.е. органов, осуществляющих некоторые задачи правосудия.

По существу, роль общественных судов, но более авторитетных и с более широкими полномочиями, в США выполняют так называемые административные судьи, существующие при учреждениях, а в Великобритании — административныетрибуналы. И те и другие обычно относятся к административным судам, но не составляют единой системы административной юстиции, как, например, во Франции или Италии. Кроме того, они рассматривают не только чисто административные дела, но и другие вопросы (в Великобритании — трудовые, налоговые споры, споры о квартплате, вопросы, связанные со здравоохранением, и др.). Членами трибуналов являются не государственные служащие, а общественные деятели, юристы. Из этой же категории нередко подбираются административные судьи в США, но последние обычно являются служащими данного учреждения. Решения административных судей и трибуналов могут быть обжалованы в суд (государственный), а в США — отменены начальником учреждения.

3) Специальные суды: военные (для военнослужащих), суды по делам малолетних, трудовые, по земельным и водным спорам, претензионные, коммерческие (по торговым делам) и др. Судьи в этих судах иногда помимо юридического имеют и другое образование (например, педагогическое в судах по делам малолетних), в судах по трудовым спорам судьями нередко являются профсоюзные деятели. Дела в таких судах рассматриваются в коллегии профессиональных судей, без заседателей, процесс ускорен, они обычно не имеют системы вышестоящих аналогичных судов, а нередко являются как бы отделениями при общих судах. Однако в некоторых странах система специальных судов имеет иерархическую структуру (например, в Германии).

Иногда некоторые из специальных судов (например, военные) рассматриваются как общие суды, в других — как отделения общих судов (например, суды для малолетних). Среди специальных судов есть особые высшие суды, например, Государственный трибунал в Польше для суда над высшими чиновниками, аналогичные суды (Высший суд правосудия и Суд правосудия) есть во Франции и Сенегале, в Финляндии с 1999 г. учрежден особый суд импичмента для суда над президентом, канцлером юстиции, парламентскими омбудсманами, министрами, членами Верховного и Высшего административного судов.

4) Мусульманские суды, которые рассматривают дела только по тем вопросам, которые указаны в священных книгах (Коране и сунне) и только среди единоверцев.

5) Суды обычного права — племенные суды, в которых участвуют вожди, старейшины. Они рассматривают споры между соседями, споры об использовании земли, лесов, пастбищ, некоторые вопросы семейного права на основе обычаев племени. Уголовные дела такие суды рассматривать не могут. Их решения не признаются, если они противоречат законам. Решения племенных судов можно обжаловать в суд общей юрисдикции.

Особое место занимают конституционные суды, а также суды, рассматривающие вопросы конституционной ответственности высших должностных лиц (например, Высокий суд правосудия во Франции). В некоторых странах действуют церковные суды, которые рассматривают дела священников, но могут налагать также наказания на прихожан (покаяние, отлучение от церкви). Конституции запрещают создание чрезвычайных судов, т.е. таких, которые образуются в ином порядке, чем определено конституцией и законами, действуют вне правил судебной процедуры, а иногда и применяют наказания, не предусмотренные уголовным кодексом. Однако в условиях военных режимов такие суды обычно создаются.

Модели судебных систем. Можно выделить четыре модели судебных систем: англо-американскую (англосаксонскую), романо-германскую (европейскую континентальную), социалистическую и мусульманскую.

В англосаксонской модели обычно существует единая система судов во главе с верховным судом (правда, в США есть отдельная федеральная система и система судов штатов, но каждая из них возглавляется одним органом — верховным судом федерации или верховным судом штата). В англосаксонской модели широко используется судебный прецедент, что несколько снижает роль законодательства. Судья пассивен в судебном процессе, он лишь ведет заседание и в уголовных делах не решает вопроса о виновности, поскольку полномочия судьи и присяжных разделены (вопросы факта, т.е. о виновности, решают присяжные заседатели, вопросы права — т.е. назначение наказания, определение формы ответственности по гражданским делам — решает судья или судьи).

Для социалистической модели характерны: выборность всех судей и народных заседателей; равенство прав судей и народных заседателей;

совпадение границ административно-территориальных единиц и судебных округов (специальные судебные округа не создаются). Избранный местным советом суд действует на его же территории, в границах этой же территории действует и соответствующий орган коммунистической (правящей) партии. На практике в странах тоталитарного социализма на суды распространяется положение о руководящей роли этой партии.

Мусульманская модель имеет персональный характер: мусульманскому суду подлежат только единоверцы или лица, согласившиеся на такой суд; народных заседателей, ассизов, присяжных не существует; процесс осуществляется по канонам шариата со специфическими формами ответственности и в гражданском, и в уголовном праве. В некоторых мусульманских странах процедуры обжалования судебных решений не существует, можно лишь обращаться к имаму — высшему духовному лицу, которым по совместительству обычно является монарх, но в некоторых странах, например в Нигерии, существуют вышестоящие мусульманские суды.

Во всех государствах, за исключением совсем небольших, например Науру, Тувалу, где население составляет менее 10 тыс. человек, действует несколько различных звеньев общих судов. Сначала рассматривают дело суды первой инстанции (мировые судьи, полицейские суды, районные суды, суды судебных округов и др.). В большинстве стран второй инстанцией являются особые апелляционные или высокие суды (в странах тоталитарного социализма такого звена нет), куда можно обращаться с жалобой на решение суда первой инстанции. Последнее звено — кассационные суды. Это либо вышестоящий суд, либо верховные суды, иногда официально называющиеся кассационными. Они заседают только в составе профессиональных судей (без народных и присяжных заседателей), но не рассматривают факты, доказательства, а проверяют дело только с точки зрения соблюдения закона в судебном процессе (иногда и до него, например в ходе предварительного следствия).

Описанная выше схема в ряде стран имеет свои особенности. Верховные суды могут рассматривать отдельные дела, предусмотренные конституцией или законом, в первой инстанции, иногда даже с участием присяжных или народных заседателей (уголовные дела), Суды первой инстанции рассматривают большинство уголовных и гражданских дел, но не все: некоторые дела подсудны вышестоящим судам. Мировые судьи единолично рассматривают менее значительные уголовные дела, а также гражданские дела с небольшой суммой иска.

Судейское самоуправление. Как отмечалось, судебная власть имеет специальный орган, призванный контролировать поведение судей, решать вопросы об их назначении, перемещении, повышении в должности, дисциплинарной ответственности магистратов (судей, прокуроров, судебных следователей). Этот орган инспектирует суды, представляет кандидатуры для назначения на судейские должности или сам назначает судей (Испания). Он называется по-разному. В Италии, Франции, Румынии это Высший совет магистратуры, в Болгарии — Высший судебный совет, в Албании — Верховный совет правосудия, на Украине — Высший совет юстиции, в Испании — Высший совет судебной власти. Обычно в состав такого органа входит председатель верховного (кассационного) суда, высшего административного суда, министр юстиции, генеральный прокурор; часть его членов может быть назначена главой государства (в ряде стран по предложению палат парламента), часть избирается на общегосударственном съезде судей (особенно это практикуется в постсоциалистических странах). Существуют также квалификационные коллегии судебной власти.

В зарубежных государствах действуют различные юридические учреждения: органы дознания и расследования, прокуратура, суд, нотариат, адвокатура и т.д. Суд среди них занимает особое место, поскольку является носителем особой ветви власти - судебной.

Если законодательная и исполнительная власти возлагаются конституциями на один-два высших государственных органа, либо на главу государства или парламент, либо на главу государства или правительство, то значительно сложнее обстоит дело с судебной властью.

Каждый судебный орган, независимо от места в судебной систе-ме, разрешает конкретные дела совершенно самостоятельно, руко-водствуясь исключительно законом и правосознанием и является носителем судебной власти. Вся совокупность судов именуется юс-тицией (от лат. justitia - справедливость).

Деятельность суда по разрешению правовых конфликтов называется юрисдикционной, а предметная и пространственная сфера такой деятельности - юрисдикцией (лат. jurisdictio - судебное разби-рательство; судебный округ).

Именно юрисдикционная деятельность судов представляет собой правосудие, то есть вынесение подлинно правовых решений по разбираемым конфликтам. Оно достигается только при применении специальных процессуальных норм, призванных гарантировать в судебном процессе права человека и облегчить по каждому рассматриваемому делу установление истинных его обстоятельств.

Судебная власть - это инструмент, посредством которого право воздействует на общественные отношения. Инструмент не единственный, но главнейший в конфликтных случаях.

Из всех властей судебная власть - слабейшая: она не опирается на волеизъявление избирателей, как законодательная власть, и не распо-

лагает силовыми структурами для принуждения, как власть исполнительная.

Одна сила судебной власти в уважении цивилизованного общества к праву и к суду. Недаром в западных странах юристы не сразу могут взять в толк, о чем идет речь, когда мы спрашиваем их о последствиях неисполнения судебных решений. Они не могут себе представить, как это возможно - не исполнить решение суда.

Судебная власть в отличие от законодательной власти не издает общих правил поведения за исключением судебного прецедента. Она не занимается и исполнительно-распорядительной деятельностью. Государственная власть суда имеет четко выраженный конкретный характер. Суды рассматривают и решают конкретные дела и споры, возникающие в результате различных в обществе кон-фликтов (имущественные иски, уголовные дела, трудовые споры, жалобы граждан на действия чиновников).

Как известно, судебная власть принадлежит не судебному учреждению, а судебной коллегии, которая рассматривает дело в соответствии с требованиями установленной судебной процедуры в некоторых странах по УПК или ГПК (гражданско-процессуальному кодексу). Как правило, коллегия состоит из профессиональных судей. Так, три-пять профессиональных судей рассматривают некоторые гражданские иски, а один, два или три судьи и 6-9-12-14 при-сяжных заседателей рассматривают уголовные дела. Причем при-сяжные решают лишь вопрос о виновности или невиновности под-судимого, а меру наказания определяет судья.

Вся деятельность суда призвана обеспечивать господство права, в том числе и по отношению к государству. В этой связи суд обладает такими полномочиями, которых не имеет ни законодательная, ни тем более исполнительная власть. Суд на основе закона, принимая решение, может лишить человека свободы и даже жизни за совер-шение преступления, распустить политическую партию, отобрать у юридических или физических лиц собственность, лишить недос-тойного родителя родительских прав и др.

Судебная власть как независимая ветвь предполагает судейское самоуправление. Только высшие советы магистратуры, общегосударственные советы судей, высшие квалификационные судейские коллегии могут решать вопросы об отстранении судей от работы, повышении их в должности и перевода на другое место работы, о наложении на них взысканий.

Формирование судов происходит различными способами.

ховный суд назначается президентом с согласия сената. В Италии и Франции судьи назначаются по конкурсу органами судейского самоуправления - верховными советами магистратуры, в Великобритании - лордом-канцлером (по существу, министром юстиции) без конкурса, но по совету состоящей при нем комиссии, состав которой не оглашается.

Назначаются судьи либо пожизненно, но практически занимают должность до достижения определенного возраста. Например, в Великобритании до 72 лет, в Японии до 65 лет, а после чего обязаны подать в отставку, либо на определенный срок, на 5-10 лет. В то же время судьи могут быть досрочно смещены с должности за недостойное, порочащее поведение или даже за совершение преступлений, однако делается это в особом порядке - органами судейского самоуправления, либо при их участии.

В связи с предоставленными судьям полномочиями, в том числе по решению судеб людей, к ним предъявляются высокие требования. Очевидно, что судья должен отвечать профессиональным требованиям, т.е. иметь высшее юридическое образование и иметь определенный стаж работы на других юридических должностях, обладать высокими моральными качествами (незапятнанная репутация и отсутствие судимости), иметь определенный жизненный опыт для чего, например, во Франции судьями назначаются лица не моложе 40 лет.

Статус судей определяется важнейшим принципом их несменяе-мости. Это означает, что судья не может быть досрочно смещен с должности, за исключением случаев, когда он недостойно вел себя или совершил преступление. Одновременно он может уйти в от-ставку по собственному желанию.

Известен также и принцип: судьи независимы и подчинены только закону. В то же время признаются принципы их деполитизации.

Существует несколько видов судебных органов, которые осуществляют определенные задачи правосудия.

1) Общие суды - суды общей юрисдикции, рассматривающие гражданские и уголовные дела, трудовые споры и др.

первоначальное звено: мировой судья, полицейский судья, участ-ковый судья и т.д.;

основное звено: окружной суд, трибунал и т.п.;

апелляционное звено: апелляционный суд, высокий суд и т.п.;

верховное звено: кассационный суд, верховный суд, высший суд и т. п.

Эта примерная схема в каждой стране конкретизируется по- своему, и какого-то из отмеченных звеньев может и не быть.

Суды общей юрисдикции составляют основу судов четырех систем: англосаксонской (англо-американской), европейско-континентальной (романо-германской), социалистической и мусульманской.

Англосаксонская судебная система - эта система судов общей юрисдикции во главе с верховным судом, в работе которых широко используется судебный прецедент, несколько снижающий роль законодательства.

Здесь в судебном процессе судья пассивен, он только ведет заседание, а в уголовных делах, поскольку полномочия судьи и присяжных разделены, не решает вопроса виновности. Решение присяжных о виновности подсудимого принимается большинством или единогласно. В зависимости от вердикта присяжных судья назначает подсудимому наказание или оправдывает его. Одновременно судья может и оспорить вердикт в вышестоящем суде.

Социалистическая судебная система определяется выборностью всех судей и народных заседателей; равенством прав судей и народных заседателей; совпадением границ судебных округов и административно-территориальных единиц.

Мусульманская судебная система строго персонифицирована: в мусульманском суде рассматриваются дела только единоверцев или лиц, согласившихся на такой суд; процесс осуществляется по канонам шариата; здесь нет присяжных и народных заседателей; в большинстве мусульманских стран процедуры обжалования судебных решений не существует.

Вместе с тем в некоторых странах, например, в Нигерии, существуют вышестоящие мусульманские суды, куда можно подать апелляционное обжалование.

Специальные суды: трудовые, по земельным и водным спорам, военные (для военнослужащих), коммерческие (по торговым делам), претензионные, суды по делам малолетних. В таких судах дела рас-сматриваются в коллегии профессиональных судей, без заседателей. Они, как правило, не имеют вышестоящих подобных себе судов. В то же время, например, в Германии система специальных судов имеет иерархическую структуру, при которой можно подать апелляционное обжалование в вышестоящий специальный суд.

Административные суды, рассматривающие споры граждан с органами государства в лице чиновников по вопросам управления в связи с нарушением прав граждан. Суды такого рода иногда образуются при министерствах и других органах управления, но, как правило, составляют единую систему административных судов. Так, во Франции, Швеции и других странах имеются верховные административные суды.

Суды обычного права - это племенные суды, в работе которых принимают участие вожди, старейшины, военачальники.

Они рас-сматривают споры взрослых членов племени по вопросам использования пастбищ, земли, лесов и даже некоторые вопросы семейных отношений на основе обычаев племени. Решения этих судов можно обжаловать в судах общей юрисдикции.

Конституционные суды в странах континентальной Европы за-нимают особое место в судебной системе, которые в некоторых кон-ституциях рассматриваются в разделах, посвященных не судебной власти, а конституционным гарантиям (Италия, Франция).

В странах, воспринявших англосаксонскую правовую систему (США, Япония, Индия и др.), функции конституционного контроля (надзора) возложены на верховные суды общей юрисдикции.

Численный состав конституционных судов обычно невелик: во Франции, Румынии, Македонии, Словении, Монголии - 9 человек, в

Бразилии, Венгрии, Хорватии - 11, в Болгарии, Бельгии, Испании, Польше - 12, в Греции, Португалии - 13, в Австрии - 14, в Италии - 15, в Германии - 16 членов. Как видим, никакой корреляции с численностью населения соответствующей страны здесь нет.

Во многих странах для судей конституционных судов (советов) установлены единые сроки полномочий, как правило, длительные и сопровождаемые запрещением повторного избрания (назначения) в конституционный суд, чтобы избираемые не попали в зависимость от избирающих или назначающих. Например, в Монголии и Португалии срок полномочий установлен в 6 лет, в Словакии - 7, в Хорватии, Колумбии, Польше - 8, в Македонии - 9, в Германии - 12 лет. В целом ряде стран, в таких как Австрия, Бразилия, Бельгия, этот срок не установлен.

Главной из категорий дел, подведомственных конституционным судам можно считать процедуру проверки конституционности законов.

Вместе с тем конституционные суды решают и многие другие, подведомственные только им задачи.

Таким образом, описанная выше схема в целом ряде стран имеет некоторые особенности. Так, верховные суды могут рассматривать отдельные дела, определяемые законом, в первой инстанции, иногда даже с участием присяжных или народных заседателей (в уголовных делах). Суды первой инстанции рассматривают большинство граж-данских и уголовных дел, но не все: некоторые из них подсудны вышестоящим судам. Мировые же судьи единолично рассматривают менее значительные уголовные дела, а также гражданские дела с небольшой суммой иска.

Судебная власть осуществляется судьей единолично или же судебной коллегией, действующей в особом судебном процессе. Осуществляя правосудие, судебная власть вводит государственное насилие в цивилизованные рамки, гарантируя законопослушных граждан от опасности попасть под колеса государственной машины. В то же время судебной власти необходимо избегать политического влияния на ее деятельность. По логике, такое влияние должно быть

Однако в жизни все значительно сложнее и конечно же полная деполитизация судебной власти практически невозможна.

Объем конституционного регулирования судебной власти бывает в различных странах не одинаков. В качестве тенденции можно отметить увеличение места, отводимого этой ветви власти в консти-туциях демократических стран, где наряду с законодательной и ис-полнительной властями, как правило, в качестве самостоятельной выделяется судебная.

Конституции обычно устанавливают виды судебных систем или судов и обязательно указывают на принципы их деятельности, к числу которых можно отнести следующие принципы:

Отправление правосудия только законно установленными судами с запрещением чрезвычайных судов. Другие должностные лица и органы государства не вправе присваивать себе функции правосудия.

Независимость судей и подчинение их только закону. Ни одно должностное лицо или государственный орган не вправе указывать суду, как ему следует решить то или иное уголовное или гражданское дело; судьи выносят свои решения по конкретным делам на основе закона и правосознания.

Несменяемость судей - они не могут быть смещены или перемещены без своего согласия иначе как по решению высшей власти, причем им гарантируются особые возможности защиты. Например, в США федерального судью можно уволить досрочно только в порядке импичмента .

Коллективное отправление правосудия с участием народа, прежде всего в качестве присяжных. Мировой судья может рассматривать единолично лишь мелкие правонарушения.

Свобода доступа к суду. Например, нельзя отказать в приеме иска по причине неясности закона или его отсутствия. Суд может отклонить рассмотрение иска только по причинам неподведомст-венности или неподсудности, в других же случаях он обязан при-нять и рассмотреть его.

Гласность, публичность, открытость судебных заседаний. Вопреки этому принципу, т.е. проводить закрытые заседания, суды могут лишь в двух случаях, если в процессе затрагиваются вопросы государственной тайны или интимные отношения сторон.

Ведение судопроизводства на языке, понятном сторонам, или с обеспечением им переводчика за счет государства.

Возможность обжалования и пересмотра судебного решения (приговора) путем апелляции, когда вышестоящий суд пересматривает дело по существу с новой проверкой ранее рассмотренных и вновь представленных доказательств и выносит свое решение, отменяя тем самым решение суда нижестоящего. При кассационном порядке вышестоящий суд проверяет только соблюдение закона ниже-стоящим судом, не вдаваясь в существо дела, и только в рамках заявленной жалобы. Если в кассационном порядке решение нижестоящего суда отменено вышестоящим, то дело заново рассматривается обычно тем же нижестоящим судом, но в новом составе судей. При ревизии, которая сочетает черты апелляции и кассации (при ревизии можно не только проверять законность и обоснованность решения нижестоящего суда, но и вернуть дело на новое рассмотрение, как при кассации) вышестоящий суд может проверить решение нижестоящего даже не будучи связанным жалобой, в порядке надзора.

Ответственность государства за судебную ошибку. Государство обязано возместить юридическому или физическому лицу ущерб, который причинен ему ошибочным судебным решением. В этом случае государство имеет право на регрессный иск - на возмещение виновником тех сумм, которые оно выплатило пострадавшему, но только тогда, когда вина судьи будет бесспорно доказана.

Конституции многих демократических государств закрепляют и некоторые особые принципы в сфере уголовного процесса - гарантии правосудия, поскольку при расследовании в уголовном процессе судебное принуждение проявляется особенно жестко. К этим принципам можно отнести: право пользоваться помощью адвоката с момента задержания или ареста, например, в США об этом говорит правило Миранды; право на бесплатную юридическую помощь в установленных законом случаях; право обвиняемого на рассмотре-ние дела с участием присяжных заседателей, которые решают во-прос о его виновности или невиновности; презумпция невиновно-сти: каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда; при осуществлении

правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона; никто не может быть осужден повторно за одно и то же преступление; закон, отягчающий или устанавливающий ответственность, обратной силы не имеет.

В некоторых актах конституционного права упоминаются различные должностные лица и органы, одной из задач которых является содействие судебной власти. Это следующие должностные лица и органы: прокуроры, следователи, адвокаты, судебная полиция, судебные исполнители.

Более подробное их полномочие регулируется специальными законами (законом о прокуратуре, законом о нотариате и др.).

Прокуратура - это орган, функции которого обычно заключаются в уголовном преследовании лиц, совершивших преступные деяния, в поддержании публичного обвинения в суде, зачастую в надзоре за законностью предварительного расследования преступлений и за законностью содержания лиц в местах лишения свободы.

По занимаемому месту прокуратурой в системе государственных органов можно выделить четыре группы государств:

государства, где прокуратура находится в составе министерства юстиции, например, в США, Франции, Польше, Японии;

государства, где прокуратура включена в состав судейского корпуса (магистратуры) и находится при судах, например, в Испании, Италии;

государства, где прокуратура выделена в отдельную систему и подотчетна парламенту, например, в социалистических и постсоциалистических странах, соответственно, КНДР и Словакия;

государства, где прокуратура вообще отсутствует, например, Великобритания. Здесь генеральный атторней возглавляет адвокатский корпус, представители которого в необходимых случаях выступают на судебных процессах в качестве обвинителей. Адвокатура - это объединение высококвалифицированных юристов, профессионально оказывающих юридическую помощь юридическим и физическим лицам. Она существует как независимая и самоуправляющаяся организация, например, в США. Одновременно коллегии адвокатуры состоят при окружных и высших судах, например, во Франции и Германии.

Судебная полиция действует при судах. Так, ст. 129 Конституции Румынии предусматривает судебную полицию, находящуюся на

службе судебных инстанций. Эти полицейские, как правило, обеспечивают порядок в зале заседания, охраняют обвиняемых, выполняют различные распоряжения судей.

Судебные исполнители выполняют решения судов, например, в части, касающейся гражданско-правовых отношений (они производят опись имущества и др.).

Следственные органы находятся в системе судебной власти и осуществляют предварительное производство по уголовным делам, как об этом говорится в ст. 128 болгарской Конституции.

Нотариусы удостоверяют и свидетельствуют совершаемые сдел-ки, юридические факты, события, выполняют некоторые досудеб-ные функции. В то же время часть вторая ст. 137 Конституции Сло-вении упоминает о нотариате как независимой службе, регулируе-мой законом.

Одна из целей Ташаббус – улучшение правового образования – близка и дорога моему сердцу, и, на мой взгляд, особенно важна для содействия утверждения принципа верховенства права в Узбекистане. Однако я надеюсь, что эти заметки будут полезны не только для планирующих магистратуру за рубежом студентов и юристов Узбекистана, но и других стран Центральной Азии и СНГ.

В этой статье я поделюсь более общими, предварительными размышлениями и советами касательного решения обучаться на магистратуре по праву в Великобритании и США. В последующих заметках я напишу непосредственно о моем опыте в Оксфорде и Вашингтоне. Для удобства читателя, я построила эти статьи-заметки в форме часто-задаваемых вопросов.

Что такое магистратура по праву?

Это вторая академическая степень по праву, которая в большинстве случаев предполагает, что вы уже получили диплом юриста. Программа магистратуры обычно длится год, если студент обучается на дневном отделении или два года на вечерних/летних интенсивных курсах. Частью программы является в некоторых случаях обязательное, а в некоторых по выбору, требование написания магистерской дипломной работы.

В США и в Великобритании магистратура по праву сокращенно называется LLM (от латинского LegumMagister). За исключением некоторых английских университетов, таких как Оксфорд к примеру, где магистратура в зависимости от того в какой стране студенты получили свои дипломы юриста подразделяется на 1) MagisterJuris (MJur) для студентов обученных в романо-германской правовой системе и на 2) BachelorofCivilLaw (BCL) для юристов обученных в англосаксонской системе общего права. Многие зарубежные магистратуры специализируются в отдельных отраслях права, таких как, к примеру, Налоговое Право, Международное Право, Экологическое Право, Право Интеллектуальной Собственности и т.д.

Нужна ли зарубежная магистратура?

К сожалению, этот вопрос мне редко кто задает, но я, тем не менее, отвечу на него, так как считаю что любой студент-юрист, серьезно задумывающийся о своей профессиональной карьере должен тщательно взвесить свое решение обучения за рубежом. Зачастую считается, что магистратура в западной стране престижна и обязательна, вне всякого сомнения, но очень мало внимания уделяется вопросу о том, как эта степень вписывается в долгосрочные карьерные планы и как она оправдывает огромные финансовые затраты. Без щедрой стипендии или гранта покрывающего и стоимость программы и немалые расходы на проживание, осилить эти затраты по карману лишь очень немногим в Узбекистане.

Существует множество причин, почему тысячи юристов со всего мира приезжают, к примеру, в США для обучения на магистратуре. Одни делают это для престижа и надеются после окончания устроиться на высокооплачиваемую работу у себя дома или на международном уровне. Другие мечтают иммигрировать или просто пожить несколько лет в Америке и надеются, что магистратура позволит им получить минимальную квалификацию для прохождения обязательного для американских юристов адвокатского экзамена и впоследствии найти работу по специальности. Третьи хотят получить международный опыт или улучшить свои языковые навыки. А некоторые планируют получить специализацию в необычной отрасли права, недоступной дома или делают это для профессорской или преподавательской карьеры. Вне зависимости, какая причина вдохновила ваше решение, я очень советую относиться к зарубежной магистратуре не как к престижной самоцели, но и глубоко задуматься о том, как она вписывается в ваши планы на пять-десять лет после завершения обучения.

Когда лучше делать магистратуру?

Я уехала из Узбекистана в Англию через пару месяцев после окончания УМЭДа, потом в течение месяца после окончания Оксфордского университета я начала обучение в Вашингтоне. В моем случае помимо всего прочего на мое решение повлияли немаловажные личные и семейные факторы, и в конечном итоге все сложилось замечательно. Несмотря на это, я советую поработать хотя бы пару лет по специальности, прежде чем подавать на магистратуру за рубежом. Такой подход не только увеличит шансы поступления в лучшие зарубежные ВУЗы, но и даст возможность получить пользу от программы на более качественном уровне. Я помню, как во время семинаров в Оксфорде я с восхищением слушала рассуждения моих более опытных сокурсников и сожалела, что я не могу внести вклад в обсуждения с позиции опытного практикующего юриста. Кстати в этой связи, мой опыт в юридической клинике при УМЭДе пригодился для создания более четкой картины жизненных ситуаций, к которым применялись обсуждаемые нами теоретические вопросы.

Как магистратура, полученная в стране с англо-саксонской системой применима в Узбекистане?

В результате глобализации мы живем в мире тесно связанным и зависимым от всех эго субъектов. Поэтому наличие международного опыта становится более ценным для юристов, чем когда-либо раньше, особенно если вы планируете работать на частную юридическую фирму с иностранными клиентами, международную организацию или такие государственные учреждения как Министерство Иностранных Дел Республики Узбекистан или Министерство Внешнеэкономических Связей. Такие плюсы зарубежной магистратуры как специализация в определенной отрасли права и понимание как работает англосаксонская правовая система, помогут быть более подготовленными для взаимоотношений с зарубежными клиентами, бизнес или политическими партнерами и представителями противоположной стороны юридического процесса.

Другой, побочный но немаловажный плюс от магистратуры в США или Великобритании – это возможность существенно улучшить навыки юридического письма. В университетах Узбекистана очень мало значения уделяется умению грамотно составлять юридические документы и судебные прошения. В ВУЗах стран англо-саксонской системы права, напротив, навыкам юридического письма придается огромное значение. Это и неудивительно, поскольку практически все процессуальные и материальные вопросы должны быть детально и убедительно представлены перед судьей в письменной форме, который полагается на письменные аргументы сторон в своем также детальном и обоснованном письменном судебном заключении. Это судебное заключение после публикации становится важным источником прецедентного права.

Американские юридические факультеты используют различные методики и формулы построения юридических аргументов, таких как, к примеру, IRAC (с англ. сокр.: Вопрос, Правило, Аргумент и Вывод). Поэтому во время магистратуры зарубежные студенты могут по желанию, а в некоторых программах в обязательном порядке, выбрать предметы, которые фокусируются на юридическом письме. Само собой разумеется, что умение грамотно и убедительно выразить юридическую точку зрения поможет вам в общении с клиентом, в суде или в представлении интересов клиентов на международном уровне.

Какую программу выбрать?

Когда столько много университетов предлагают программы обучения на магистратуре, можно совершенно растеряться от количества выбора. Ответ кажется очевидным, что для осведомленного выбора, прежде всего, необходимо собрать как можно больше доступной в интернете информации о различных университетах, узнать всю подноготную. Однако, вы будете удивлены как мало абитуриенты знают о зарубежных университетах, в которые подают свои документы.

А как насчет грантов и стипендий?

Помимо государственных программ, таких как Великобританская стипендия Чивнинг или Американская Маски, практически каждый Американский или Великобританский университет имеет два типа стипендий: стипендии, основанные на заслугах (обычно имеют специальное название, к примеру, стипендия имени Томаса Бургенталя) и более распространенные стипендии, основанные на финансовой нужде. Во время заполнения заявки на стипендию основанной на финансовой нужде (которая в зависимости от университета – подается или одновременно с документами на учебу или после того как вы поступили) будьте готовы ответить на ряд вопросов о ваших личных и семейных доходах.

Как увеличить шансы на поступление?

Прежде всего, конечно же, важны оценки и результаты экзаменов по TOEFL и IELTS. Помимо этого (и в отсутствие практического опыта как юриста) опыт стажировки, волонтерской работы или клинической работы поможет вам выделиться из толпы. Многие американские студенты с раннего возраста вовлечены в различные волонтерские и общественные работы. Представители комиссии по отбору абитуриентов ожидают от иностранных юристов подобные лидерские и альтруистические качества. Однако в этом отношении важно чтобы ваше формальное и неформальное юридическое образование гармонично сочеталось с выбранной вами отраслью права, а не создавало впечатление, что вы сами толком не понимаете, чего хотите. Вам нужно представить убедительную картину о том, кто вы есть и почему вы желаете учиться на этой программе.

И последнее, многие абитуриенты недооценивают важность содержания сочинений, резюме или письменных образцов аналитического письма, которые университеты требуют написать как часть заявки. Помните, ваше умение излагать свои мысли и письменные навыки – важны и должны блистать сквозь каждое предложение.

Читайте также: