Что позволяет назвать реформы 1861 1874 либеральными а утверждение судебных

Обновлено: 13.05.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

1. Реформы 60-70-х гг. XIX века носили либеральный характер, т.к.

а) были направлены на сохранение прежних порядков

б) были направлены на укрепление авторитета Александра II

в) были направлены на укрепление самодержавия

г) способствовали улучшению жизни в стране и расширению прав граждан

2.Согласно утвержденному 1 января 1874г. уставу общий срок службы в сухопутных войсках устанавливался

а) в 15 лет, из них 6 лет действительной службы, 9 лет – в запасе

б) в 15 лет, из них 5 лет действительной службы, 10 лет – в запасе

в) в 12 лет, из них 6 лет действительной службы, 6 лет – в запасе

г) в 12 лет действительной службы

3. Правом выбора в городскую думу пользовались

а) все без исключения граждане, достигшие совершеннолетия

б) мужчины, достигшие 25 лет и платившие городские налоги

в) мужчины, достигшие 21 года и платившие городские налоги

г) мужчины, достигшие 21 года

4. Деятельность земств была направлена на

а) осуществление контроля за уплатой налогов

б) укрепление позиций дворян в деревне

в) улучшение положения широких народных масс

г) решение неограниченного круга вопросов

5. Высшей судебной инстанцией являлся

б) Судебная палата

в) суд присяжных

6. Основные положения военной реформы разрабатывались под руководством

7. К реформам Александра II не относилась

8. Установите соответствие между историческим деятелем и сферой его деятельности

1) генерал-губернатор, начальник Верховной распорядительной комиссии;

2) министр внутренних дел, исполняющий обязанности с 1861г.;

3) военный министр, участник разработки положений военной реформы 1874г.;

4) генерал, Председатель Редакционных комиссий;

5) министр просвещения, участник разработки положений реформы в области просвещения.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

9. Установите соответствие между датой и событием

А) городская реформа

В) покушение на Александра II члена тайной революционной организации Д.Каракозова

Г) открытие Военно-юридической академии

Д) одобрение Александром II проекта Лорис-Меликова

Е) утверждение нового устава для университетов, устанавливающего их автономию

Ж) открытие Морской академии

И) на вооружение русской армии были приняты винтовки-берданки

К) реформирование военно-учебных заведений

1) 19 февраля 1861г.

9) 1 марта 1881г.

10) 1 января 1864г.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

10. Установите соответствие между реформой и временем ее проведения

В) реформа в области народного образования

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

11. Установите соответствие между термином и его определением

Б) правовое государство

Д) гражданское общество

1) идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам;

2) это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций;

3) форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху;

4) один из видов обжалования не вступивших в законную силу решений суда в уголовном и гражданском процессе;

5) выборные органы местного самоуправления

6) государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права;

7) общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека, выступающее за минимизацию вмешательства государства в жизнь людей;

8) изменение, преобразование.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

12. Расположите в хронологической последовательности события

А) проведение городской реформы

В) проведение военной реформы

Г) одобрение Александром II проекта Лорис-Меликова

Д) проведение судебной реформы

13. Назовите черты, характеризующие русскую армию после проведения военной реформы

2) отмена телесных наказаний

3) рекрутские наборы

4) всесословная воинская повинность

5) военная служба продолжалась 25 лет

6) вооружение гладкоствольными ружьями

7) сокращение срока действительной службы

8) расширение сети военных учебных заведений

14. Назовите, кто согласно военной реформе не подлежал призыву на военную службу

1) единственные сыновья в семье

2) единственные кормильцы семьи

3) представители дворянского сословия

4) представители народов Севера, Средней Азии, часть жителей Кавказа и Сибири

5) граждане, имеющие высшее образование

15. Назовите черты, характеризующие судебную систему на основе новых судебных уставов 1864г.

Преобразования в Российской империи 60-70-х годов позапрошлого века называют либеральными реформами. Стержневым событием долговременного процесса стала Великая крестьянская реформа 1861 года. Она определила курс дальнейших буржуазных переустройств и реорганизаций, взятый правительством Александра II. Нужно было реорганизовывать политическую надстройку, перестраивать суд, армию и многое другое.

Тернистый путь реформ

Таким образом, понимание Александром II острой необходимости проведения крестьянской реформы подвело его в ходе осуществления замысла к проведению комплекса преобразований во всех сферах общественной жизни России. Сам того не желая император делал шаги в направлении к буржуазной монархии, в основе которой был переход к индустриальному обществу, рыночной экономике и парламентаризму. Убийство царя в марте 1881 г. повернуло движение страны в иную сторону.

Военная, образовательная, крестьянская и судебная реформы были главными преобразованиями, проведёнными в России в 60 – 70-х годах века, и благодаря им страна преодолела свою существенную отсталость от передовых держав.

Впрочем, реформы Александра II были не столь идеальны и проходили не столь гладко, как это должно было быть. Аристократический характер российского общества в определённой степени сохранялся даже после того, как были проведены столь желанные либеральные реформы.

Что такое либерализм

Либерализмом называют направление общественно-политической и философской мысли, провозглашающее права и свободы человека высшей ценностью. Влияние на человека государства и других структур, в том числе религии, в либеральном обществе обычно ограничивается конституцией. В экономике либерализм выражается в неприкосновенности частной собственности, свободе торговли и предпринимательства.

Причины либеральных реформ

Основная причина либеральных реформ – отставание России от передовых европейских стран, к середине XIX века ставшее особенно ощутимым. Другая причина – крестьянские восстания, количество которых резко возросло к середине 1850-х годов; народные выступления угрожали существующему государственному строю и самодержавной власти, поэтому положение необходимо было спасать.

Предпосылки реформ

Задачи реформ

Реформа управления земствами и городами

Дворянство после отмены крепостного права обеспокоилось усилением своей роли в политической жизни страны. Правительство реформаторов чутко уловило настроения правящего сословия и разработало земскую, а немногим позднее и городскую реформы.

  • Распорядительные органы земское собрание губернии и земское собрание уезда
  • Исполнительные органы земская управа губернии и земская управа уезда.
  • Глава городской думы и управы – Городской голова.
  • Распорядительный орган – Городская дума.
  • Исполнительный орган – Городская управа.
  • Открытие и финансирование школ, больниц и богаделен;
  • Помощь голодающим в недородные годы;
  • Устройство местного промышленного производства;
  • Агрономия и ветеринария;
  • Статистика.
  • Городское благоустройство.
  • Развитие местного производства и торговли.
  • Организация работы рынков города.
  • Образование и здравоохранение.
  • Установление санитарных норм и введение противопожарных мер.

Членов земского собрания (гласных) выбирали раз в три года по группам избирателей (куриям):

  • прямые в земледельческой и городской;
  • многостепенные в крестьянской.

Гласных избирали раз в четыре года. Трехразрядная избирательная система (мелкие, средние и крупные налогоплательщики). Избирательные права имели учреждения и ведомства, светские и религиозные учреждения, вносившие сборы в бюджет города.

Основными принципами земской и городской реформ были:

  1. Обособление местного самоуправления от административной власти.
  2. Выборность органов управления и всесословное представительство.
  3. Самостоятельность в финансово-хозяйственных вопросах.

Демократичная судебная реформа

Организационные принципы суда

Несменяемость и независимость судей.

Разграничение полномочий судов.

Введение института присяжных заседателей.

Создание института судебных следователей.

Введение института нотариусов.

Выборность отдельных судебных органов.

Следствие по политическим делам — прерогатива жандармерии.

Смертные приговоры могут выносить Сенат и военный суд.

Изменение системы наказаний (отмена клеймления и телесных наказаний для женщин).

Император, имел право корректировать решения всех судов через меры административного воздействия.

Назревшая реформа армии

Опыт Крымской войны показал, что России необходима массовая армия располагающая нужными резервами и подготовленный офицерский корпус. Остро назрело перевооружение армии и переустройство системы военного управления. Реформа начала готовиться еще в 1861 г. и была реализована в 1874 г. следующими шагами:

  1. Создано 15 военных округов.
  2. Учреждение сети военно-учебных заведений.
  3. Введены новые воинские уставы.
  4. Оснащение армии новыми образцами оружия.
  5. Отмена рекрутской системы.
  6. Введение всеобщей воинской повинности для комплектования армии.

В результате значительно повысилась боеспособность русской армии.

Реформа образовательной сферы

  • доступности образования для всех сословий;
  • монополии государства и церкви в сфере образования, разрешением земствам, общественным объединениям и частным лицам открывать образовательные заведения;
  • равенства полов, открытием высших курсов для женщин;
  • расширения автономии университетов.

Реформа затронула все три образовательные ступени и была значимой для развития страны.

Попутные реформы

Кроме знаковых реформ были попутно проведены:

Финансовая реформа 1860 – 1864 гг., заключавшаяся в преобразовании банковской системы и усиления роли министерства финансов.

Налоговая реформа проявилась в отмене винных откупов, во введении косвенных налогов и определении пределов земского обложения.

Цензурная реформа отменяла предварительный просмотр произведений, но вводила систему санкций после публикации.

Либеральные реформы Александра II: плюсы и минусы

Создавалась единая система судов, при этом все сословия уравнивались перед законом. Судебные заседания стали публичными, а также получали освещение в средствах массовой информации. Стороны теперь имели право пользоваться услугами негосударственных адвокатов.

Реформа провозглашала равенство всех групп населения в правах. Отношение государства к человеку теперь формировалось на основе его поступков, а не происхождения.

Реформа была непоследовательной. Для крестьян создавались особые волостные суды со своей системой наказаний, в которую входили и побои. Если рассматривались политические дела, то административные репрессии применялись даже в случае, если приговор был оправдательным.

Были внесены изменения в систему местного самоуправления. Были назначены выборы в земские и уездные управы, которые проходили в два этапа. Местное правительство назначалось на четырёхлетний срок.

Земства занимались вопросами начального образования, здравоохранения, налогообложения и т. д. Местным органам власти предоставлялась определённая автономия.

Большинство мест в земских органах власти занимали дворяне, крестьян и купцов было мало. Вследствие этого все вопросы, затрагивающие интересы крестьян, решались в пользу помещиков.

Рекрутский набор заменён всеобщей воинской повинностью, охватывающей все сословия. Были созданы военные округа, основан главный штаб.

Новая система позволяла сократить численность армии в мирное время и оперативно собрать большое войско в случае необходимости. Проведено масштабное перевооружение. Создана сеть военных училищ, образование в которых было доступно представителям всех сословий. Отменены телесные наказания в армии.

Юридически устанавливалась личная независимость крестьянина, также ему выдавался определённый земельный надел в постоянное пользование с последующим правом выкупа.

Устаревшее и изжившее себя крепостное право было окончательно ликвидировано. Появилась возможность существенно поднять уровень жизни сельского населения. Благодаря этому удалось устранить опасность крестьянских бунтов, ставших в 1850-е годы обычным явлением в стране. Реформа позволила договориться и с помещиками, которые оставались полноправными владельцами всех своих угодий, за исключением небольших участков, выделяемых для крестьян.

Сохранялся оброк, который крестьяне обязаны были платить помещику в течение нескольких лет за право пользования землёй, размер оброка помещик имел право устанавливать по своему усмотрению.

Вводилась система реальных училищ, в которых, в отличие от классических гимназий, упор делался на преподавание математики и естественных наук. Было создано значительное количество исследовательских лабораторий.

У народа появилась возможность получать разностороннее и более светское образование, осваивать науки в их современном (на то время) состоянии. Кроме того, начали открываться курсы высшего образования для женщин. Плюсом для правящего класса стало устранение опасности распространения революционных идей, поскольку молодёжь теперь получала образование в России, а не на западе.

Выпускникам реальных училищ было ограничено поступление в высшие специальные учебные заведения, а в университет они не могли поступить вовсе.

Вводилась система городского самоуправления, в том числе городские Дума, управа и избирательное собрание.

Реформа позволяла населению городов обустраивать своё городское хозяйство: строить дороги, инфраструктуру, кредитные учреждения, пристани и т. д. Это позволило оживить торговое и промышленное развитие страны, а также приобщить население к гражданской жизни.

Городская реформа носила откровенно националистический и конфессиональный характер. Среди депутатов городской думы число нехристиан не должно было превышать трети, а городской голова не должен был быть евреем.

Итоги реформ

Значение реформ

Как уже отмечалось, реформа 1861 г. стала отправной точкой для преобразований практически во всех сферах жизни России. Необходимость подобных преобразований диктовалось той фундаментальной ролью, которую играло в дореформенный период крепостное право. После отмены крепостничества и изменения на новых началах экономической и социальной базы общества требовалось внести коррективы во все общественные институты — структуру управления, просвещение, суд, финансы, систему комплектования армии и др. Все эти сферы должны были приспосабливаться к новым условиям — стремительному развитию капиталистических отношений, постепенному стиранию граней между сословиями, выходу на общественную арену миллионов бывших крепостных, получивших гражданские права.

Введение принципов выборности, самоуправления, независимости от администрации и всесословности, на которых базировалась земская реформа, было значительным шагом вперед по пути общественного прогресса. Однако сохранялись и существенные пережитки. Так, благодаря неравной системе выборов (различные общественные группы голосовали отдельно — по куриям) правительство искусственно создавало в земствах перевес дворян. В 1860-е гг. дворяне составляли 42 % уездных и 74 % губернских гласных. Председателями земских собраний по должности являлись главы сословных дворянского самоуправления — уездные и губернские предводители дворянства. Серьезно мешала работе земства и ограниченность его компетенции, которая сводилась к решению местных, преимущественно хозяйственных вопросов.

Непосредственным продолжением земской реформы стало введение в 1870 г. органов городского самоуправления с хозяйственной компетенцией. Согласно данной реформе каждые четыре года в 509 городах России население избирало городскую думу, которая формировала исполнительный орган — городскую управу. Руководил думой и управой городской голова. К выборам допускались все сословия, но высокий имущественный ценз значительно ограничивал круг избирателей: так, в Москве в него входило лишь 3,4 % населения.

Судебная реформа. Наделение бывших крепостных гражданскими правами, создание миллионов самостоятельных крестьянских хозяйств и усложнение в связи с этим общественно-правовых отношений настоятельно требовало преобразования судебной системы. В 1864 г. была проведена судебная реформа, которую разрабатывали лучшие юристы того времени — С. И. Зарудный, Д. А. Ровинский, К. П. Победоносцев. Много сделал для подготовки и проведения реформы министр юстиции Д. Н. Замятнин. Необходимость преобразований определялась крайней архаичностью российских судов. Дореформенные суды носили сословный характер, что выглядело явным анахронизмом после отмены крепостного права. Следствие вела полиция, которая нередко запугивала, истязала обвиняемых. Суд вершился безгласно, в отсутствие обвиняемого, лишенного защиты, на основании канцелярских сведений о деле, нередко — по указанию начальства и под влиянием взятки.

При разработке судебной реформы были приняты меры к тому, чтобы оградить новый суд как от коррупции, так и от давления со стороны начальства. Судьям было назначено высокое жалование. Вводилась несменяемость судей, гарантировавшая независимость от администрации (вначале этот принцип распространялся и на судебных следователей, однако вскоре был отменен под давлением противников судебной реформы). К числу недостатков судебной реформы относилось также сохранение особого сословного суда (по мелким проступкам и правонарушениям) для крестьянства и духовенства, невозможность обжаловать в суде действия чиновников.

Военные реформы. Военная сфера всегда была важнейшей для самодержавия, и преобразования в этой области находились под пристальным вниманием самодержца. Инициатором военных реформ стал один из ближайших соратников Александра II военный министр Д. А. Милютин, яркий представитель либеральной бюрократии, брат Н. А. Милютина. В ходе военных реформ, проводившихся свыше десяти лет, было централизовано и упорядочено управление войсками. Страна была разделена на пятнадцать военных округов, непосредственно подчиненных военному министру. Военные суды и учебные заведения (военные гимназии, юнкерские училища) сближались по устройству с соответствующими гражданскими учреждениями.

В 1874 г. рекрутчина, лежавшая на податных сословиях, была заменена всеобщей воинской повинностью. Ежегодно из всех мужчин, достигших 20 лет, правительство по жребию отбирало необходимое число новобранцев (обычно 20–30 % призывников). В армии служили шесть лет и девять лет состояли в запасе, на флоте — семь лет и три года в запасе. Значительные льготы давались по образованию. Выпускник начальной школы служил четыре года, средней — полтора года, высшей — полгода. Неграмотных призывников обучали во время службы. Это стимулировало рост грамотности в стране. Солдатская служба из сословной повинности превращалась в исполнение общегражданского долга. Вместо николаевской муштры в войсках стремились воспитывать сознательное отношение к службе.

Финансовая реформа. Убытки, понесенные казной в ходе Крымской войны, проведение выкупной операции, переустройство народного хозяйства — все это требовало упорядочить и преобразовать устаревшую финансовую систему Российской империи. Были введены точный учет и публикация государственных доходов и расходов, что позволило укрепить доверие к российской финансовой системе в глазах зарубежных кредиторов и инвесторов. Винные откупа, при которых частные лица покупали у казны право на продажу крепких спиртных напитков в определенных округах, заменялись акцизной системой — все, кто хотел, могли заниматься торговлей в этой сфере, платя казне определенный налог. Учреждались Государственный банк и Государственный контроль в качестве независимой ревизионной инстанции.

Реформы в сфере образования. Развитие капиталистических отношений в экономике, деятельность новых судов и органов местного самоуправления, внедрение новых порядков армии делали насущной задачей максимально широкое развитие образования. Поэтому реформы не могли не затронуть систему учебных заведений. Важнейшую роль в проведении реформ сферы образования играл близкий соратник великого князя Константина Николаевича, министр народного просвещения А. В. Головнин.

По уставу 1863 г. университетам возвращалась отобранная у них при Николае I автономия. Вводилась выборность ректора, деканов, профессоров. Университетский совет стал сам решать все научные, учебные и административно-хозяйственные вопросы, а представитель правительственной администрации — попечитель учебного округа — лишь наблюдал за его работой. Вместе с тем студенты (в отличие от профессуры) корпоративных прав не получили, что вело к напряженности в университетах, периодическим студенческим волнениям.

Гимназический устав 1864 г. объявлял средние учебные заведения открытыми для представителей всех сословий и вероисповеданий. Чтобы максимально полно учесть потребности страны в специалистах разного профиля, вводилось два типа гимназий. В классических глубже изучались гуманитарные, в реальных — естественные и точные науки. Было положено начало созданию высших и средних учебных заведений для женщин.

Значение Великих реформ. Преобразования 1860–1870-х гг. существенно изменили облик России, что дало современникам повод называть их Великими. В ходе проведения реформ миллионы бывших крепостных, получив гражданские права, включались в общественную жизнь.

Был сделан важный шаг к сближению сословий, а в перспективе — к утверждению гражданского равенства всех подданных Российской империи. По оценкам историков, в эти годы в России происходило становление гражданского общества (т. е. общества самостоятельного, живущего независимой от государства жизнью) и правового государства (системы, в которой деятельность власти ограничена законом).

Каждая из реформ 1860–1870-х гг. внесла значительный вклад в совершенствование системы общественных отношений в России. Новый суд — в целом скорый и правый — укреплял гражданский порядок, воспитывал в населении чувство законности, приучал к соблюдению правовых норм. Благодаря деятельности земств в деревне появились врачи, агрономы, ветеринары. Открывались начальные школы, проводились широкомасштабные статистические исследования, позволившие получить более точные данные о социально-экономическом развитии России. Расширение свободы слова, преподавания, научного поиска стало основой для успехов российской науки и способствовало росту политической культуры общества.

От реформ к реакции. Александр II, сыгравший в проведении реформ очень важную роль, все же до конца не понимал их конечной цели и смотрел на них главным образом прагматически — как на средство укрепления финансовой, военной, международной мощи империи. Он не сознавал, что преобразования должны исходить из общей идеи и сомкнуться в единую систему. Когда острый кризис миновал, реформы застопорились. В обществе же не нашлось силы, способной к ровному, длительному и конструктивному давлению на власть, а либеральные бюрократы — при всей их энергии и способностях — все-таки составляли в правительстве меньшинство.

Будучи храбрым человеком, Александр II был в то же время боязлив и мнителен как политик. Первые всплески общественного недовольства, неизбежные после долгих лет сурового николаевского режима, подорвали его веру в реформы. Между тем их никак нельзя было бросать на полпути — требовалось логическое завершение и прежде всего привлечение общества к государственным делам, введение общероссийского представительного органа. Без этого нарастание общественно-политических конфликтов было неизбежно.

Противоречия в правительственной политике начались очень рано. Уже в апреле 1861 г. в угоду консервативным силам был уволен фактический автор крестьянской реформы Н. А. Милютин. На пост министра внутренних дел, игравшего в правительстве ключевую роль, был назначен консервативный политик П. А. Валуев. Он не был врагом реформ, но считал, что в новой России преобладание должно получить дворянство как самый культурный и консервативный слой. Исходя из своих идей, Валуев начал искоренять заложенные Милютиным принципы всесословности и расширения прав крестьянства.

Осенью 1861 г. правительство существенно ограничило права студентов. Ответом на эту меру стали студенческие волнения в Московском, Петербургском, Казанском университетах. Проводя глубокие преобразования в России, Александр II отверг давно назревшие реформы на западной окраине империи — в Польше. Лишь в 1861 г. наместником сюда был назначен великий князь Константин Николаевич, началась подготовка реформ, но время было упущено. В 1863 г. в Польше разразилось восстание, подавленное вооруженной силой. Все это способствовало нарастанию консервативных настроений в правительстве.

Сознавая, что реформы нуждаются в развитии, влиятельные политики Валуев и Константин Николаевич выдвинули проекты созыва общероссийского представительства с совещательными правами. Однако эти проекты были отвергнуты царем. Правительство неуклонно теряло инициативу в проведении преобразований, утрачивало доверие общества.

Правительство постепенно стало отбирать у общества права, дарованные в годы реформ. Были наложены существенные ограничения на деятельность земств и печати. Дела по политическим преступлениям изымались из ведения новых судов. Лиц, заподозренных властями в неблагонадежности, стали ссылать вовсе без суда (административная ссылка). В классических гимназиях под руководством Д. А. Толстого насаждалось механическое изучение мертвых языков — латыни и древнегреческого, а реальные гимназии превратили в реальные училища, доступ из которых в университеты был затруднен.

Попытка повернуть вспять общественно-политическое развитие страны после глубоких преобразований во всех сферах жизни вызвала многочисленные конфликты и острое недовольство общества. Недостатки крестьянской реформы, начавшие выявляться к 1870 м гг., и связанное с ними бедственное положение народа, социальная и идейная нестабильность, неизбежные в период кардинальных перемен, усугублялись безынициативностью правительства. К середине 1870-х гг. в России назрел новый общественный кризис, в ходе которого радикальное крыло революционного движения — революционеры-народники — перешло к террористической борьбе.

1 марта 1881 г. Правительство попыталось подавить недовольство ужесточением репрессий. Значительная часть империи фактически была объявлена на военном положении, но результатов эта политика не принесла, поскольку в тогдашней России очень многие тайно или явно сочувствовали революционерам. После того как император едва не погиб от взрыва в Зимнем дворце (февраль 1880 г.), у власти с диктаторскими полномочиями был поставлен видный военачальник М. Т. Лорис-Меликов. Боевой генерал оказался гибким политиком. Упорядочив и ужесточив преследование террористов, он пошел на уступки умеренным слоям общества. Реже стали внесудебные репрессии, терпимее отношение к земству и печати.

Потребности капиталистического развития требовали реформировать и упорядочить все сферы жизни феодальной России — в частности, и финансы, совершенно расстроенные за время Крымской войны. В 1860 г. Александр II повелел отменить с 1 января 1863 г. откупную систему, при которой отдавался на откуп частным лицам сбор косвенных налогов с населения за соль, табак, вино и т.д. Вместо откупов, изобиловавших злоупотреблениями, была введена более цивилизованная акцизная система, которая регулировала поступление косвенных налогов в казну, а не в карманы откупщиков. В том же 1860 г. был учрежден единый Государственный банк России (вместо прежнего многообразия кредитных учреждений) и упорядочен государственный бюджет: впервые в стране начала публиковаться роспись доходов и расходов.

Глубже и радикальнее финансовых были реформы 60-х годов в области народного образования и печати, тоже продиктованные потребностями капиталистического развития. Промышленность, транспорт, сельское хозяйство, торговля нуждались в квалифицированных специалистах не меньше, чем государственный и административный аппарат. Для царизма важно было при этом обеспечить идеологическую обработку россиян в верноподданническом духе. Вместе с тем он вынужден был считаться с небывалым ранее давлением оппозиции, которая требовала демократизировать высшую школу и смягчить цензуру.

18 июня 1863 г. был принят новый университетский устав. Он возвращал университетам автономию, впервые дарованную при Александре I в 1804 г. и отмененную в 1835 г. при Николае I. /209/

С 1863 г. все вопросы жизни любого университета (включая присуждение ученых степеней и званий, заграничные командировки ученых, открытие одних и закрытие других кафедр) решал его Совет, а должности ректора, проректоров, деканов, профессоров становились выборными, как в 1804—1835 гг.

Более радикальными были преобразования в армии, которые растянулись на 12 лет, с 1862 по 1874, но столь взаимосвязаны, что специалисты обычно воспринимают их как единую военную реформу. Троякая причина заставила царизм реформировать армию. Прежде всего, сказалось поражение России в Крымской войне, донельзя обнажившее порочность феодальной системы комплектования и содержания войск, их военно-техническую слабость. Революционный подъем в стране побуждал самодержавие укреплять армию как главную свою опору. Наконец, требовалось упорядочить расходы на армию, которая не только в 1856 г., когда она насчитывала 2,2 млн. человек, но и к 1861 г., сокращенная до 1,5 млн. солдат, оставалась самой крупной армией мира.

Преодолевая сопротивление крепостнической оппозиции во главе с победителем Шамиля фельдмаршалом А.И. Барятинским, Милютин осуществил 12-летний цикл военных преобразований. /211/

Главным из всех военных преобразований стала реформа комплектования армии. 1 января 1874 г. был принят закон, который заменял систему рекрутских наборов всеобщей воинской повинностью. Если раньше, с 1705 г., воинскую повинность отбывали в порядке рекрутских наборов только податные сословия (крестьяне, рабочие, ремесленники), то теперь ее должно было отбывать все мужское население империи с 20 лет, без различия сословий. Поскольку мужчин, достигших 20 лет, было намного больше, чем требовалось для призыва, зачислялись на действительную службу лишь 25—30 % от их числа: например, в 1874 г. из 725 тыс. человек, подлежавших призыву, были призваны 150 тыс., в 1880 г. из 809 тыс.—212 тыс., в 1900 г. из 1150 тыс.—315 тыс. Остальные призывники освобождались от службы — по состоянию здоровья, семейному положению и по жребию. До половины их оставались дома по семейным льготам (единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье при малолетних братьях и сестрах и т.д.).

Закон 1874 г. значительно сократил сроки военной службы: вместо 25-летней рекрутчины, для солдат — 6 лет действительной службы, после чего их переводили в запас на 9 лет, а затем в ополчение; для матросов — 7 лет действительной службы и 3 года запаса[]. Лица с образованием служили еще меньше: окончившие вузы — 6 месяцев, гимназии — 1,5 года, начальные школы — 4 года. Фактически 6—7 лет служили только неграмотные, но они-то и составляли тогда абсолютное большинство (80 %) призывников. Новый закон позволял государству держать в мирное время уменьшенную кадровую армию с запасом обученных резервов, а в случае войны, призвав запас и ополчение, получить массовую армию.

Все реформы 1861—1874 гг. преобразовали экономический, социальный и политический уклад российского государства так, что началось его превращение из феодальной в буржуазную монархию. Крестьянская реформа 1861 г. изменила экономический базис страны. Россия твердо встала на путь капиталистического развития. Реформы 1862—1874 гг. (в особенности земская, городская, судебная и военная) привели в соответствие с новым базисом старую политическую надстройку. Отныне Россия быстрее, чем когда-либо ранее, пошла вперед к высотам мировой цивилизации. Однако ни одна из реформ 1861—1874 гг. не стала в полной мере последовательной. Каждая из них сохранила в себе остатки феодальной старины, что ограничивало ее прогрессивность, осложняло ход национального развития России после 1861 г. и, по сравнению с открывшимися возможностями, замедляло его.

Еще более апологетична либеральная историография других реформ: судебной (М.А. Филиппов, И.В. Гессен), земской (Б.Б. Веселовский), городской (К.А. Пажитнов). Военные реформы до 1917 г. серьезно не изучались.

. Новый воинский устав 1888 г. установил 5-летний срок действительной службы и 13-летний в запасе для всех родов войск.

. Потрясающая картина социальных, нравственных и профессиональных язв, разлагавших армию пореформенной России, представлена в повести А.И. Куприна "Поединок".

. Подробно об этом см.: Чернуха В. Г. Внутренняя политика царизма с середины 50-х до начала 80-х гг XIX в. Л., 1978. С. 40-42.

. Литвак Б.Г. Переворот 1861 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива М., 1991. С 284.

. См.: Иванюков И.И. Падение крепостного права в России. СПб., 1882; Джаншиев Г.А. Эпоха великих реформ. СПб., 1892; Корнилов А.А. Крестьянская реформа. СПб., 1905.

. См.: Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. М., 1954; его же.Проведение в жизнь крестьянской реформы. М., 1958; его же. Военные реформы1860-1870-х гг. в России. М., 1952.

. См.: Дружинин Н.М. Русская деревня на переломе (1861 - 1880). М., 1978,Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. М., 1984.

. См.: Гармиза В.В. Подготовка земской реформы 1864г. М., 1957; Виленский Б.В. Судебная реформа и контрреформа в России. Саратов, 1969.

. См : Нардова В. А. Городское самоуправление в России в 60-х - начале 90-х годов XIX в. Правительственная политика. Л., 1984; Коротких М.Г. Самодержавие и судебная реформа 1864 г. в России. Воронеж, 1989; Чернуха В.Г. Правительственная политика в отношении печати (60-70-е годы XIX в.). Л., 1989.

. См.: Field D. The End of Serfdom. Harward, 1976; Keiser F. Das Russische Justizreformvon 1864. Leiden, 1972.

Восхождение на царский престол Александра II, предпосылки и подготовка его реформ 1861-1874 годов. Основные положения крестьянской реформы 1861 года. Рассмотрение содержания и значения судебной, земской, городской, образовательной и военной реформ.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 28.02.2014
Размер файла 28,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание

1. Александр II. Предпосылки реформ и их подготовка

2. Основные положения крестьянской реформы 1861 года

3. Судебная реформа 1864 года

4. Земская реформа 1864 года

5. Городская реформа

6. Реформа системы образования и цензуры

7. Военная реформа

1. Александр II. Предпосылки реформ и их подготовка

После смерти Николая I (18 февраля 1855 г.) императорский престол занял его старший сын Александр II (1855 -- 1881 гг.). Наследник получил прекрасное образование. Его главным наставником был известный поэт В.А. Жуковский, стремившийся привить своему подопечному не только литературный вкус, но и воспитать в нем гуманизм и уважение к личности. К военной муштре В.А. Жуковский относился как к неизбежному злу. Другие преподаватели были под стать Жуковскому: М.М. Сперанский учил Александра Николаевича основам права и государственного строительства, Е.Ф. Канкрин знакомил его с финансами, академик К.И. Арсеньев преподавал историю и статистику, барон А. Жомини излагал историю военного искусства. Учебный процесс был так интенсивен и насыщен, что наследник иногда даже жаловался на свою тяжелую судьбу.

Таким образом, к моменту восшествия на престол 36-летний наследник уже имел определенный опыт государственной деятельности.

Современники в один голос утверждали, что Александр II не был убежденным либералом. В душе он являлся таким же сторонником неколебимого самодержавия, как его отец. Однако корону новый император получил в слишком ответственный и сложный момент русской истории. Кризис назрел. Позор Крымской войны (1853 -- 1856 гг.) заставил даже самых рьяных ретроградов (например, М.П. Погодина) осознать необходимость широких и глубоких общественных преобразований. Безусловная заслуга императора Александра II состоит в том, что у него хватило мужества решиться на реформы, достало государственного ума разработать (вместе с талантливыми помощниками) их план, а также силы воли для реализации задуманного.

В марте 1859 г. в дополнение к Главному комитету были сформированы Редакционные комиссии, получавшие и анализировавшие все проекты, составленные в губернских комитетах. Таким образом, они собирали материал для выработки общего положения о крестьянах. Руководство редакционными комиссиями царь доверил члену Госсовета Я.И. Ростовцеву однако основную часть работы выполнял его первый помощник (убежденный либерал) Н.А. Милютин. Общероссийский проект отмены крепостного права был готов летом 1859 г.

В 1859 -- 1860 гг. в Петербурге результаты работы редакционных комиссий обсуждали депутаты от губернских дворянских комитетов. Многие из них по-прежнему выступали против освобождения крестьян или за освобождение их без земли. Император упорно высказывался за проект, подготовленный Н.А. Милютиным и его коллегами.

17 февраля 1861 г. одобренный всеми инстанциями проект лежал на столе императора.

2. Основные положения крестьянской реформы 1861 года

- вступать в обязательственные отношения, заключать договоры и подряды с казной и частными лицами;

- приобретать в собственность движимое и недвижимое имущество;

- переходить в другие сословия;

- свидетельствовать в суде, выступать поручителями, подавать исковые заявления.

Как и опасалось правительство, оглашение Манифеста вызвало в некоторых губерниях крестьянские волнения. Наиболее крупными из них стали выступления в с. Бездна (охватившее Казанскую губернию) и в с. Кандеевка (ставшее центром возмущения в Тамбовской и Пензенской губерниях) весной 1861 г.

По данным статистики, в результате крестьянской реформы свободу получили около 23 млн. человек. К 1878 г. 9,86 млн. крестьян выкупили 33, 728 млн. десятин. У 115 тыс. помещиков осталось во владении 69 млн. десятин земли. К 1881 г. во временнообязанном состоянии находилось около 15% крестьян.

3. Судебная реформа 1864 года

Судебная система дореформенной России совершенно не отвечала требованиям цивилизованного общества. Суд был закрытый, сословный, отсутствовала адвокатура и соответственно состязательность процесса. Судьи находились в полной зависимости от администрации.

-- Бессословность суда (равенство всех перед законом);

-- Независимость суда (отделение суда от администрации и неподотчетность его исполнительной власти);

-- Несменяемость судей (никто не может отстранить судью от должности без решения суда);

-- Состязательность судебного процесса (отделение судебной власти от обвинения (прокурора) и участие в процессе защитника (адвоката));

-- Гласность суда (открытость суда, публика и журналисты имеют право присутствовать на процессе);

-- Введение в окружных судах института присяжных заседателей на уголовных процессах.

Кардинальному изменению подверглись не только принципы судопроизводства, но и вся судебная система. Устанавливались да типа судов: мировые суды и общие суды. Мировые суды состояли из одного человека (мирового судьи) и рассматривали незначительные уголовные правонарушения (хулиганство, оскорбление, мелкие кражи и т.д.) и гражданские дела, сумма исков которых не превышала 500 рублей. Приговор, вынесенный мировым судьей, мог быть обжалован на съезде мировых судей данного судебного округа. Мировые судьи избирались земскими собраниями или городскими думами. Существовал имущественный ценз (15 тыс. рублей) и образовательный ценз -- не ниже среднего (гимназического).

Общие суды были представлены на следующих уровнях (инстанциях):

-- окружные и городские суды;

-- судебные палаты (по гражданским и уголовным делам);

-- Сенат (департаменты по гражданским и уголовным делам).

Состав суда (один председатель и два члена суда) назначался государем пожизненно. Судья получал высокое жалование и не зависел от государственной администрации.

-- предварительное дознание, осуществляемое полицией или жандармами;

-- предварительное расследование обстоятельств дела вели судебные следователи, после чего прокурор давал делу ход или закрывал его;

-- судебное рассмотрение, в котором принимали участие прокурор и адвокат;

В гражданском процессе принимали участие адвокаты (присяжные или частные поверенные), действовавшие от имени истца и ответчика. Заключение по итогам прений делал прокурор, суд выносил приговор.

Сенат являлся высшей кассационной инстанцией по гражданским и уголовным делам.

Ученые единодушны во мнении, что судебная реформа стала самой радикальной и, одновременно, самой удачной из всех Великих реформ Александра II (1855 1881 гг.). В результате Россия получила судебную систему, ничем не уступавшую тем, что существовали в передовых странах Европы и в США. Юридические факультеты университетов стали пользоваться особой популярностью. На всю страну гремели имена талантливых адвокатов Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасовича и др. Огромное уважение завоевал своими речами и статьями известнейший юрист А.Ф. Кони, занимавший должности прокурора, а позже - председателя суда. Целую серию судебных очерков написал прекрасный журналист В.М. Дорошевич. В конце XIX -- начале XX вв. активно развивается российское правоведение. Выдающимися теоретиками права были Г.Ф. Шершеневич, Л.И. Петражицкий, С.А. Муромцев, П. И. Новгородцев и др.

4. Земская реформа 1864 года

Отмена крепостного права (1861 г.) обусловила реформу системы местного самоуправления.

-- губернские и уездные земские собрания, обладавшие распорядительной властью;

-- губернские и уездные земские управы, сконцентрировавшие в своих руках исполнительные полномочия.

Выборы в земское собрание осуществлялись в трех куриях:

а) землевладельческой (помещики);

б) городской (преимущественно купечество);

в) сельская (крестьяне).

Если для первых двух курий существовал высокий имущественный ценз, то депутаты от сельской курии проходили в земство посредством трехступенчатых выборов (сельский сход -- волостной сход -- съезд выборщиков от сельских обществ). К 1878 г. земства были открыты в 35 из 59 российских губерний. По подсчетам историков среди гласных (членов земств) насчитывалось 46,7% дворян, 34,3% крестьян, 10,2 купцов, 6,1% духовенства и 2,7% представителей других сословий.

Земское собрание и управу возглавляли выборные председатели. Срок действия земских органов устанавливался в 3 года. Члены (гласные) губернского земского собрания избирались на заседаниях уездных земских собраний.

По замыслу властей земства не имели политических функций. В круг их обязанностей входило:

-- организация экономической жизни на подведомственной им территории;

-- контроль за сохранностью общественного имущества, содержание существующих и строительство новых дорог;

-- организация страхования местного населения;

-- организация здравоохранения и санитарного контроля;

-- организация народного просвещения (без права изменения содержания образования);

-- организация и обустройство благотворительных учреждений.

Деятельность земств финансировалась за счет специально введенного налога.

5. Городская реформа

Правительство Александра II вырабатывало новое Городовое положение с 1862 по 1866 гг. Его обсуждение в Государственном Совете и принятие было отложено из-за покушения Д. Каракозова на императора (4 апреля 1866 г.).

Утверждение Городового положения состоялось только 16 июля 1870 г. В соответствии с этим законом была создана новая система городского самоуправления:

-- городская дума (распорядительный орган власти)

-- городская управа (исполнительный орган власти).

Дума и управа возглавлялись городским головой, которого утверждал в должности губернатор или министр внутренних дел. Городской голова обладал достаточно широкими полномочиями. Он, к примеру, мог наложить вето на решения городской управы.

Все избиратели городских органов самоуправления (мужчины, достигшие 25 лет) делились на три курии: крупные, средние и мелкие налогоплательщики. Каждая из курий платила 1/3 городских налогов и поставляла в думу равное с другими число гласных (депутатов). Таким образом преимущество было у состоятельных горожан.

Дума и управа избирались на 4 года, при этом 0,5 состава городской управы менялась через два года.

Функции городского самоуправления были в целом идентичны функциям земств. Городские органы следили за сохранностью общественного имущества (памятники, здания и др.), дорог, мостов, канализации, организовывали благотворительные учреждения, больницы, школы, контролировали торговую, промышленную, ремесленную и финансовую деятельность.

Городская дума имела право назначения специальных местных налогов (с трактиров, с извозного промысла, с аукционов, с собак и др.). На собранные деньги городское самоуправление осуществляло свою деятельность.

6. Реформа системы образования и цензуры

Выпускник гимназии имел право поступать в университет. 18 июня 1863 г. по инициативе министра просвещения А.В. Головнина был утвержден новый университетский устав. В полной мере восстанавливалась автономия высших учебных заведений. Управление университетом перешло в руки ученых советов, которые избирали ректоров, приглашали преподавателей, разрабатывали учебные программы и т.д. Только ректор мог допустить на территорию университета войска и полицию. Формировалась и система высшего женского образования. В 1872 г. открыты высшие женские курсы в Москве, в 1878 г. -- в Петербурге.

Так или иначе, деятельность правительства Александра II в области просвещения и цензуры принесла колоссальную пользу российскому обществу. Самым лучшим доказательством тому является необычайный расцвет отечественной культуры в пореформенный период. Достаточно вспомнить имена С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, Д.И. Менделеева, А.С. Попова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и др.

реформа крепостное право

7. Военная реформа

Еще император Александр I задумывался о способах сокращения военных расходов при одновременном повышении боеспособности армии. С этой целью в свое время были созданы военные поселения, принесшие намного больше вреда, чем пользы. Необходимость широкомасштабной военной реформы стала очевидной после поражения России в Крымской войне 1853 -- 1856 гг. Западные государства сильно обогнали Россию, которой для сохранения статуса великой державы теперь нужно было приложить максимальные усилия.

В 1857 г. правительство упразднило военные поселения.

Инициатором и главным проводником систематических армейских преобразований стал известный своими либеральными взглядами генерал Д.А. Милютин (старший брат Н.А. Милютина), назначенный в 1861 г. на должность военного министра. Реформа проводилась с 1861 по 1874 гг. Вот ее основные мероприятия:

-- административные преобразования. Реорганизация военного министерства, создание Главного штаба и 15 военных округов -- все это способствовало более оперативному руководству войсками;

-- перевооружение армии. Гладкоствольное оружие заменялось нарезным (винтовки Бердана). Артиллерию составили стальные пушки, заряжавшиеся с казенной части;

-- постепенное сокращение численности армии (с 1864 по 1867 гг. в среднем на 30%);

-- усовершенствование системы военного образования. Создавались военные гимназии. В некоторые из них имели право поступать представители разных сословий. В 1864 г. открыты первые юнкерские училища для подготовки младших офицеров;

-- изменение системы боевой подготовки войск. Гораздо больше внимания стало уделяться занятиям, моделирующим обстановку реального сражения, разбирались различные варианты поведения офицеров и солдат в сложных ситуациях, отрабатывалось взаимодействие смежных родов войск. При этом Д.А. Милютин требовал от своих подчиненных, чтобы они воспитывали в солдатах самоуважение, инициативу, чувство ответственности за выполнение задачи;

-- сделаны первые шаги по организации новых родов войск. Создаваемые железнодорожные войска должны были ускорить мобилизацию и обеспечить быструю доставку частей в район боевых действий;

-- проведена реорганизация казачьих войск;

-- старая военная форма заменена на новый вариант, гораздо более удобный и практичный в условиях реального боя.

Переоценить значение военной реформы 1861 -- 1874 гг. сложно. При общем сокращении расходов на армию удалось создать современные вооруженные силы, доказавшие свою высокую боеспособность в русско-турецкой войне 1877 -- 1878 гг.

Подобные документы

Оценки крестьянской реформы 1861 года, ее основные этапы: разработка, проведение и итоги. Анализ и сущность преобразований 60 - 70-х годов XIX века: земской, городской, судебной, военной, финансовой; реформ в области просвещения, печати и церкви.

дипломная работа [68,4 K], добавлен 27.11.2008

Начало царствования Александра II и предпосылки реформаторской деятельности. Принципы его внешней и внутренней политики. Проведение и суть крестьянской реформы 1861 г. Необходимость проведения реформ самоуправления (земской и городской реформ) и их суть.

курсовая работа [63,7 K], добавлен 08.01.2011

Предпосылки проведения реформ. Крестьянская реформа 1861 г. в удельной и государственной деревне, ее значение. Буржуазные реформы 1863-1874 гг.: в области местного самоуправления; судебная реформа; финансовая; военная; в народном образовании и печати.

реферат [45,9 K], добавлен 07.12.2007

Вступление на российский престол Александра II. Создание секретного комитета для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян и проведение крестьянской, городской, судебной, военной, финансовой и земской реформ. Размер земельного надела.

реферат [33,5 K], добавлен 13.01.2012

Экономические, политические и иные предпосылки проведения крестьянской реформы 1861 года в российском государстве. Процесс подготовки и проведения реформы, положения основных законодательных актов. Историческое значение крестьянской реформы 1861 года.

Читайте также: