Что показывает судебная практика по пункту 4

Обновлено: 13.05.2024

Водителя, который пользуется автомобилем в связи с инвалидностью, если поймали в первый раз — только штраф, но за второй раз — лишение.

Важно понимать, что это не все инвалиды, пользующиеся автомобилем, а только те, которые пользуются машиной в связи с инвалидностью.

Кстати, в то время всеми автомобилями СССР управляли не водители, а шофёры 1, 2 и 3 класса. Я такого шофёра 3 класса знал.

автошкола в СПб недорого

Про льготы на встречку.

ветераны и участники Второй мировой войны, а также граждане, приравненные к ним;

узники концлагерей, которым на момент пребывания в них еще не исполнилось 18 лет;

дети-инвалиды с врожденными заболеваниями опорно-двигательного аппарата;

граждане, получившие инвалидность вследствие радиоактивного облучения.

Судебная практика ВС говорит, что не лишат прав, если выехал на встречную полосу в случае крайней необходимости.

Согласно статье 2.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости.

Следовательно, лишить прав за встречку нельзя, когда водитель выехал на встречную полосу, чтобы избежать лобового столкновения, т.е. при крайней необходимости (ст.2.7 КоАП РФ). Подробнее об этом здесь .

Вообще лишить прав по ст. 12.15 ч.4 КоАП РФ нельзя:

Нарушителя, который на момент совершения административного правонарушения не получал водительского удостоверения или срок его действия истек.

Во-вторых, штраф или лишение. На сколько могут лишить прав по ч.4 ст.12.15 КоАП.

За выезд на встречную полосу в 2020г. предусмотрено лишение прав на срок от четырёх до шести месяцев или штраф. Если выехали на встречку второй раз за год — только лишение на 1 год.

Самое главное, когда по ч.4 ст.12.15 КоАП штраф, а не лишение. Судебная практика.

Совершили выезд на встречку в первый раз, все ранее совершённые административные правонарушения (пьянка, выезд на встречку, превышение скорости и т.д.) погашены, а штрафы оплачены. В этом случае даже не обязательно признавать вину суд на 99.9 % не лишит — наложит штраф 5 000 рублей;

Поймали на встречке камеры видеонаблюдения — только штраф 5 000 рублей.

В случае фиксации административного правонарушения предусмотренного ч.1 — 4, ч.5 cт. 12.15 КоАП РФ, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи) начальник ГИБДД, его заместитель, начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель выносят — только штраф 5 тысяч рублей ;

Выехали на встречку при объезде препятствия (объезд стоящего на остановке автобуса, затор, яма, ДТП и т.п.) — только штраф 1000-1500 рублей.

Кто может лишить прав по ч.4 ст.12.15 КоАП. судебная практика.

Верховный суд и судебная практика говорит, что посадить вас на велосипед или моторную лодку (лишить прав) может только суд, так как лишают прав только в суде. Что говорить на суде при лишении прав здесь. Начальник ГИБДД, инспектор ГИБДД или какой-либо другой начальник лишить прав не может. Если лишили прав на автомобиль, то на моторную лодку прав не лишат смотри здесь.

Более того, права за нарушения Правил дорожного движения с 2014 года на месте правонарушения не изымаются ни за встречку, ни за пьянку, ни за совершение ДТП по ст. 12.24 КоАП РФ или 264 УК РФ.

Если суд лишил прав, то вы обязаны их сдать сами. Полиция может изъять права на дороге только для проведения экспертизы на их подлинность, если их терзают смутные сомнения и есть подозрения, что они поддельные.

Какие случаи выезда на встречную полосу квалифицируются по ст. 12.15 ч.4 КоАП РФ.

Это действия водителя, связанные с нарушением требований ПДД РФ, а также дорожных знаков или разметки, повлекшие выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления (за исключением случаев объезда препятствия (пункт 1.2 ПДД РФ), которые квалифицируются по ч.3 ст 12.15 КоАП РФ), подлежат квалификации по ч.4 ст.12.15 КоАП.

В каких случаях судебная практика и Правила дорожного запрещают выезжать на встречную полосу:

а) на любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева (пункт 9.1(1) ПДД РФ);

б) на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения (пункт 9.2 ПДД РФ);

в) на дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, средняя из которых используется для движения в обоих направлениях, запрещается выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения (пункт 9.3 ПДД РФ);

г) не допускается обгон движущегося впереди транспортного средства, производящего обгон или объезд препятствия либо движущегося впереди по той же полосе и подавшего сигнал поворота налево, а также следующего позади транспортного средства, начавшего обгон; маневр обгона также запрещен, если по его завершении водитель не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу (пункт 11.2 ПДД РФ);

д) запрещается обгон на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной; на пешеходных переходах; на железнодорожных переездах и ближе чем за сто метров перед ними; на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях; в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью (пункт 11.4 ПДД РФ);

е) запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед железнодорожным переездом транспортные средства (абзац восьмой пункта 15.3 ПДД РФ);

ж) запрещается выезжать на трамвайные пути встречного направления (пункт 9.6 ПДД РФ);

з) поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения (пункт 8.6 ПДД РФ).

Кроме того, в силу пункта 3.2 ПДД РФ запрещен обгон транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом либо транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств) (например, организованной транспортной колонны).

Изучив судебную практику Верховный суд в 2019г. разъяснил, что действия водителя, выехавшего на полосу, предназначенную для встречного движения, с соблюдением требований ПДД РФ, однако завершившего данный маневр в нарушение указанных требований, также подлежат квалификации по ст.12.15 ч.4 КоАП.

Теперь, если обгон начал в разрешённом месте, а закончил в запрещённом — лишение или штраф . Раньше можно было поспорить, и, иногда, получалось вернуть права за отсутствием состава правонарушения. Теперь судебная практика прекратила все споры.

Про дорожные знаки и разметку по ч.4 ст.12.15 судебная практика .

ВС разъяснил нижестоящим судам, что в том случае, если объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, выражается в выезде на полосу, предназначенную для встречного движения, в нарушение требований дорожного знака или дорожной разметки, при рассмотрении дела необходимо иметь в виду, что такой знак/разметка (в том числе временные) должен/должна быть установлен/нанесена в соответствии с законодательством Российской Федерации и зафиксирован/зафиксирована на схеме (проекте) организации дорожного движения (в том числе временных).

При возникновении в ходе рассмотрения дела сомнений в законности установки тех или иных дорожных знаков и (или) нанесения той или иной дорожной разметки судьей может быть истребована соответствующая схема (проект).

Эти же требования были и раньше. Но вы сами должны заявить ходатайство, чтобы схема организации дорожного движения была истребована. Пример из судебной практики нашего адвоката за далёкий 2012г., когда ему удалось в Приморском районном суде Санкт-Петербурга отменить постановление мирового судьи 172 судебного участка о лишении прав по ч.4 ст.12.15 КоАП при объезде стоящего на остановке автобуса.

В данном случае адвокат Петров С.В. истребовал из Дирекции организации дорожного движения (ДОДД) г. Санкт-Петербурга схему организации движения на ул. Шаврова у дома 21, где водителю вменялся выезд на встречную полосу при объезде стоящего на остановке автобуса. Из схемы ДОДД следовало, что показания инспектора ГИБДД, его рапорт и нарисованная им же схема, доказывающая нарушение водителем ПДД, не соответствуют действительности и противоречат показаниям водителя. Постановление мирового суда было отменено, а права вернули водителю.

Об обгоне ч.4 ст.12.15 судебная практика .

Необходимо также иметь в виду, что обгон тихоходных транспортных средств не может быть квалифицирован по части ст. 12.15 ч.4 КоАП РФ в случаях, когда водитель в зоне действия дорожного знака 3.20 произвел обгон транспортного средства, для которого заводом-изготовителем установлена максимальная скорость не более тридцати километров в час, в том числе при отсутствии на нем опознавательного знака, информирующего участников дорожного движения о принадлежности данного транспортного средства к тихоходным транспортным средствам. В данном случае водитель совершил маневр в соответствии с требованиями указанного дорожного знака, в связи с чем он не может быть привлечен к административной ответственности за бездействие собственника (владельца) тихоходного транспортного средства, не установившего на этом транспортном средстве соответствующий опознавательный знак в нарушение требований пункта 8 Основных положений.

В то же время действия водителя, совершившего в зоне действия знака 3.20 обгон механического транспортного средства, двигавшегося со скоростью не более тридцати километров в час, но не являющегося по своим конструктивным особенностям тихоходным транспортным средством, подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.

О дорожной разметке ч.4 ст.12.15 судебная практика .

Постановлением Правительства РФ от 28.06.2017 N 761 запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.

1.1 – разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств;

1.3 – разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих четыре полосы движения и более;

1.11 – разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений на участках дорог, где перестроение разрешено только из одной полосы; обозначает места, предназначенные для разворота, въезда и выезда со стояночных площадок и тому подобного, где движение разрешено только в одну сторону.

Горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части) устанавливает определенные режимы и порядок движения. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении. Горизонтальная разметка может быть постоянной или временной. Постоянная разметка имеет белый цвет , кроме линий 1.4, 1.10 и 1.17 желтого цвета , а временная – оранжевый цвет.

1.4 – обозначает места, где запрещена остановка. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаком 3.27 и наносится у края проезжей части или по верху бордюра;

1.10 – обозначает места, где запрещена стоянка. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаком 3.28 и наносится у края проезжей части или по верху бордюра;

1.17 – обозначает остановки маршрутных транспортных средств и стоянки такси.

Встречка в картинках.

Приводим разъяснения ГИБДД по выезду на встречную полосу, данные в 2013г. Они полностью соответствуют разъяснениям Пленума Верховного суда и актуальны на 2021г., только штрафы в 2021г. изменились (стали больше). В таблице указаны штрафы на 2013г. Новые можно посмотреть в КоАП РФ.

ч.4 ст.12.15 КоАП судебная практика

Судебная практика Верховного суда по ст.12.15 ч. 4 КоАП РФ.

Если в протоколе об административном правонарушении сотрудник ГИБДД вменил водителю только п. 11.1 ПДД РФ (Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения) административная ответственность по ст. 12.15 ч.4 КоАП РФ не наступает, т.к. она наступает только за совершение действий, которые связаны с нарушением водителем требований ПДД, дорожных знаков или разметки, повлекшим выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления только в тех случаях, когда это прямо запрещено Правилами дорожного движения.

Верховный суд пояснил, что пункт 11.1 ПДД РФ является общей нормой и не содержит запрета на выезд на полосу встречного движения, а значит, нарушение этого пункта не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст.12.15 ч.4 КоАП РФ.

В вышеуказанном случае водитель может быть привлечён только за нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней – ст. 12.15 ч.1 КоАП РФ. На 2020 год предусмотрен штраф в размере одной тысячи пятисот рублей.

Если в протоколе об административном правонарушении сотрудник ГИБДД вменил Водителю, что он совершил выезд в нарушение ПДД РФ на полосу, предназначенную для встречного движения, при наличии дорожной разметки 1.14.1 (пешеходный переход), дорожных знаков 5.19.1, 5.19.2 (пешеходный переход) и 5.15.7 (направление движения по полосам), не связанный с объездом препятствия, чем нарушил требования п.п. 1.3, 9.1 ПДД РФ — административная ответственность по ст. 12.15 ч.4 КоАП РФ не наступает, т.к.:

согласно п. 1.3 ПДД РФ участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил дорожного движения, сигналов светофоров, знаков и разметки, и не может влечь ответственность по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.

согласно же п. 9.1 ПДД количество полос для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения, на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается ширина проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств). Следовательно, п. 9.1 ПДД РФ также не содержит прямого запрета выезда на полосу встречного движения. Данный пункт направляет водителей, чтобы им было легче ориентироваться на дороге в том случае, если на дороге отсутствует разметка и нет знаков особых предписаний.

15 января 2019г. Заместитель председателя Санкт-Петербургского городского суда пояснил , что вменение в вину нарушения п.п. 1.3, 9.1 ПДД РФ не может влечь ответственность по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, т.к. само по себе нарушение дорожной разметки 1.14.1 (пешеходный переход), как и дорожных знаков 5.19.1, 5.19.2, обозначающих пешеходный переход, не может влечь ответственность по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.

Нарушением может быть только совершение обгона на пешеходном переходе, что запрещено п. 11.4 ПДД РФ.

Из вышеизложенного следует, что квалификация действий Водителя по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ не может считаться законной и обоснованной и подлежит отмене.

Из приведённых решений судов следует, что, если в протоколе об административном правонарушении или постановлении суда не указано нарушение каких требований ПДД РФ (разметка и (или) дорожные знаки) нарушил Водитель, то вменять выезд на встречную полосу нельзя.

Читайте также: