Что означает уровень охраны 3 на судах

Обновлено: 16.05.2024

Пройти данный тест онлайн можно по ссылке ниже:

Тест по ОСПС (ISPS)

Воспользуйтесь поиском, чтобы найти интересующий вас вопрос. Достаточно ввести одно слово или часть его, чтобы фильтр заработал.

Количество отображаемых вопросов: 125 .

Правильные ответы отмечены знаком .

При обнаружении подозрительного предмета отойти на безопасное расстояние 3-5 метров и доложить о находке.

Нести непрерывную радиовахту на дежурном канале УКВ и специальных каналах вызова береговой помощи при пиратском нападении.

Верно ли утверждение, что личный контактный досмотр входящих на судно лиц может осуществляться лицом (лицами), специально указанными в Плане охраны судна, независимо от пола посетителя:

При возникновении конфликта между требованиями безопасности (Safety) и охраны (Security) в ходе судовых операций, каким требованиям капитан должен отдавать приоритет?

В случае, если пираты установили контроль над судном, какая форма поведения представляется Вам наиболее подходящей?

Не позволять пиратам прикасаться к органам управления судовой энергетической установкой и другого оборудования.

При наличии подозрений о наличии наркотических веществ на судне капитану и SSO следует руководствоваться:

По требованиям Конвенции ПДНВ члены экипажа, имеющие специальные обязанности по охране, должны обладать следующими знаниями:

Знание процедур проведения проверок и освидетельствований и по управлению деятельностью, указанной в Плане охраны судна.

Знание планов действий в чрезвычайных ситуациях, связанных с охраной, а также процедур ответных действий на угрозы или нарушения охраны.

Если судно подверглось атаке сомалийских пиратов, которые находятся в дистанции более 2-х кабельтовых, рекомендуется:

Послать сигнал бедствия через цифровую селективную систему вызовов (DSC) и, при наличии, через Inmarsat-C.

Активировать Систему судовой тревоги (SSAS), которая подаст сигнал тревоги офицеру по безопасности компании и государству флага.

Постарайтесь сохранять спокойствие, не отвечать на радиовызовы, так как обмен может быть подслушан пиратами.

Объявляется на промежуток времени, в течение которого существует повышенный риск влияющего на защищенность происшествия.

Установить порядок взаимодействия экипажа судна и правоохранительных государственных органов по обеспечению безопасности.

В отношении судна, которое, на основании информации, предоставленной перед заходом в порт, признано несоответствующим требованиям Главы XI-2 SOLAS и части А Кодекса ОСПС, могут быть предприняты следующие шаги:

Является нарушением режима охраны судна, о котором нужно немедленно доложить лицу командного состава судна, ответственному за охрану.

Не должно вызывать подозрений, так как посетителей слишком много, и сопровождать каждого не практично.

На промежуток времени, в течение которого происшествие, связанное с нарушением охраны вероятно или неминуемо.

На судно прибыли технические специалисты для выполнения ежегодного обслуживания гирокомпаса. Укажите действие, которое является нарушением процедур охраны:

Специалистов сопроводили в помещение ходового мостика и показали местонахождение гирокомпаса и распределительного щита, от которого он запитан.

Специалистов оставили в помещении ходового мостика, объяснив, как вызвать вахтенного помощника по окончании работ.

Если судно подверглось атаке сомалийских пиратов, которые находятся в дистанции более 2-х кабельтовых, рекомендуется:

Все члены экипажа, за исключением тех, чье присутствие требуется на мостике, или в машинном отделении, должна собраться в безопасной точке сбора или цитадели, если такая построена, чтобы иметь максимальную возможную защиту от огня, если пираты подойдут на расстояние, пригодное для применения оружия.

Разместить людей на открытых палубах, чтобы продемонстрировать нападающим многочисленность судового экипажа.

Если позволяет состояние моря, попробовать изменить курс так, чтобы подставить приближающийся скиф под ветер/волну.

Является ли обязательным использование УКВ радиостанций вахтенными, осуществляющими патрулирование палубы судна, стоящего на якоре:

Использовать радиосвязь не рекомендуется, так как злоумышленники могут перехватить передаваемую информацию.

Все члены экипажа должны лечь на палубу, закрыть голову руками, держа их на виду; ни в коем случае не делать движений, которые могут быть восприняты, как агрессивные.

Потребовать от членов подразделения предъявить удостоверения личности и сделать запись в журнал посетителей.

Системы охранного телевидения. Укажите, какое из приведенных устройств являются объективами видеокамер:

Наркотики обнаруживаются современными техническими средствами, которыми легко можно оборудовать суда.

Основы знаний необходимости проверок, калибровки и обслуживания систем и оборудования охраны, особенно, при нахождении судна в море.

Основы знаний международной политики в области охраны на море и ответственности правительств, компаний и отдельных лиц.

В случаях единовременной замены более 25 % экипажа лицами, в течение трех последних месяцев не принимавшими участия в каких-либо тренировках (drills) на данном судне тренировка должна проводиться:

Технические средства охраны. Система контроля и управления доступом. Укажите, на какие приборы более всего похож прибор, приведенный на рисунке:

Обычные меры охраны, выполняемые судовым экипажем, во время получения судовых запасов могут включать:

Скорейшую погрузку и безопасное размещение судовых запасов на судне с последующей проверкой того, что запасы соответствуют заказу.

Единовременной замене более 25 % экипажа лицами в течение трех последних месяцев не принимавшими участия в каких-либо тренировках на данном судне.

Квалификацию степени риска того, что будет предпринята попытка нарушить охрану или произойдет любое подозрительное действие или обстоятельство, угрожающее обеспечению охраны судна.

Уровень подготовки экипажа судна по вопросам охраны, включая периодичность проведения тревог и учений.

После успешного прохождения курса по подготовке лиц, имеющих обязанности специально по охране судна, моряк получает сертификат установленного образца.

Цель курса - получение знаний, предусмотренных программой, для выполнения обязанностей соответственно Плану охраны судна. Не ограничиваясь нижеперечисленным, слушатель должен пройти обучение и обладать достаточным знанием и способностью выполнять вмененные ему обязанности, включая следующее:

- знание современных видов угроз охране судна;

- распознание и обнаружение оружия, опасных веществ и устройств;

- распознание характерных признаков и типов поведения лиц, могущих создать угрозу защищенности;

- уловки, применяемые для обхода мер по охране;

- приемы обращения и управления людскими массами;

- охранная связь;

- порядок реагирования на чрезвычайные обстоятельства и планы действий в прогнозированных ситуациях;

- эксплуатация оборудования и систем охраны;

- испытание, калибровка и, при нахождении в море, техническое обслуживание оборудования и систем охраны;

- приемы проведения проверок, контроля и наблюдения за обстановкой;

- методы контактного досмотра людей, личного имущества, багажа, груза и судовых запасов.

Программа курса:

Вступление.

Политика относительно безопасности на море.

Обязанности по охране судна.

Оценка состояния охраны судна.

Оборудование по охране судна.

Идентификация угрозы, распознание и реагирование.

Действия относительно обеспечения охраны судна.

Готовность к чрезвычайным обстоятельствам. Учеба и тренировки.

Обеспечение охраны судна.

После прохождения обучения слушатель должен достигнуть уровня компетентности (минимальные требования) по вопросам:

- поддержание условий, изложенных в Плане охраны судна;

- опознание рисков и угроз охране;

- проведение на судне регулярных проверок охраны;

- надлежащее использование оборудования и систем охраны.

В ходе прохождения обучения слушатель должен получить следующие знания:

-знание терминов по охране на море и их определений, включая элементы, которые могут относиться к пиратству и вооруженному ограблению;

- знание международной политики в области охраны на море и ответственности правительств, компаний и назначенных лиц, включая рабочее знание элементов, которые могут относиться к пиратству и вооруженному ограблению;

- знание уровней охраны и их воздействие на меры и процедуры охраны на судах и портовых средствах;

- знание процедур проведения учений и занятий по соответствующим конвенциям, кодексам и циркулярным письмам ИМО, включая относящиеся к пиратству и вооруженному ограблению;

- знание планов действий в чрезвычайных ситуациях, связанных с охраной;

- знание способов, используемых с целью обойти меры по охране, включая используемые пиратами и вооруженными грабителями;

- знания позволяющие распознавать потенциальные угрозы охране;

- знание, позволяющее распознать оружие, опасные вещества и устройства, а также ущерб, который они могут причинить;

- знание процедур ответных действий на угрозы или нарушения охраны, включая положения по поддержанию важнейших операций взаимодействия судно/порт и включая также рабочее знание тех, которые могут относиться к пиратству и вооруженному ограблению;

- знание процедур проведения проверок и освидетельствований и по управлению деятельностью, указанной в Плане охраны судна;

- знание об управлении неорганизованной массой людей и способах контроля, если необходимо;

- знание способов физического досмотра и ненавязчивых проверок;

- знание способов контроля районов ограниченного доступа;

- знание способов контроля за доступом на судно и в районы ограниченного доступа на судне;

- знание способов эффективного наблюдения за палубой и за районами вокруг судна;

- знание способов проверок, связанных с грузом и судовыми запасами;

- знание способов контроля за посадкой, высадкой и допуском лиц при их нахождении на судне и за их вещами;

- знание общего характера различных типов оборудования и систем охраны, включая те, которые могли бы быть использованы в случае нападений пиратов и вооруженных грабителей и их ограничений;

-знание необходимости проверок, калибровки и обслуживания систем и оборудования охраны, особенно при нахождении судна в море.

Существующие угрозы охране:

- терроризм;

- пиратство;

- вооруженное ограбление;

- воровство;

- нелегальные мигранты;

- контрабанда.

После трагических событий в сентябре 2011 года в декабре 2012 года были приняты поправки к Конвенции SOLAS и Кодекс по охране судов и портовых средств (ISPS Code). 1 июля 2004 года поправки и Кодекс вступили в силу.

С принятием поправок и Кодекса появились следующие определения:

- SHIP\PORT INTERFACE (взаимодействие судна с портом)- означает взаимные действия, когда судно прямо и непосредственно вовлечено в операции, включающие движение людей, грузов или продуктов с помощью портовых средств на судно или с судна.

- PORT FACILITY (портовое средство) – это территория, определяемая Договаривающимся правительством или назначенной властью, где имеют место взаимные действия между судном и портом. Сюда включаются районы такие, как якорные стоянки, места ожидания, подходы с моря.

-SHIP TO SHIP ACTIVITY (взаимодействие между судами) – означает любые действия, не относящиеся к портовым средствам, которые включают передвижения грузов или людей с одного судна на другое.

- DESIGNATED AUTHORITY (назначенный орган власти) – означает организацию или администрацию, определенную Договаривающимся правительством, как ответственную за обеспечение применение Главы Х1-2 в отношении безопасности портовых сооружений и взаимодействия судно-порт со стороны портовых средств.

-INTERNATIONAL SHIP AND PORT FACILITY SECURITY (ISPS Code)- означает: Международный Кодекс по охране судов и портовых средств, состоящий из части А (положения которой должны рассматриваться как обязательные) и части В (положения которой должны рассматриваться как рекомендательные)

-SECURITY INCIDENT (инцидент связанный с охраной) – означает любое подозрительное действие или обстоятельство, угрожающее безопасности судна или любым операциям судно-порт или судно-судно.

-DECLARATION OF SECURITY (Декларация об охране) – означает соглашение между судном и портовым средством или другим судном о разграничении полномочий и ответственности по вопросам охраны.

-RECOGNIZED SECURITY ORGANIZATOIN ( признанная в области охраны организация) – (признанная в области охраны организация) – означает организацию с соответствующей компетенцией в области охраны и обладающую соответствующими знаниями судовых и портовых операций.

-SHIP SECURITY PLAN (План охраны судна) – означает план, составленный для обеспечения на борту судна мер, предназначенный для защиты судна, людей, груза, судовых запасов от нанесения ущерба.

-PORT FASILITY SECURITY PLAN (План охраны портовых средств) – означает план, составленный для обеспечения применения мер для защиты портовых средств и судов, находящихся в порту от нанесения ущерба.

- SHIP SECURITY OFFICER (офицер по охране судна) – означает лицо на борту судна, подотчетное капитану, назначенное Компанией, как ответственное за охрану судна, включая применение и поддержание судового плана охраны и за связь с офицером Компании по охране и офицером по охране порта.

-COMPANY SECURITU OFFICER (офицер Компании по охране) – означает лицо, назначенное Компанией для обеспечения действий по проведению оценки охраны судна, составлению Плана по охране судна, представлению его на утверждение, а также для связи с офицерами охраны портов и офицерами по охране судов.

-PORT FACILITY SECURITY OFFICER(офицер по охране портовых средств – означает лицо, назначенное Компанией ответственным за создание, применение, пересмотр и поддержание плана по охране портовых средств и для связи с офицерами по охране судов и компаний.

-SECURUTY LEVEL(уровень охраны) – означает характеристику степени риска нарушения охраны.

-SECURITY LEVEL 1(уровень охраны 1) – означает уровень, при котором минимальные защитные и охранные меры поддерживаются постоянно, как нормальное эксплуатационное состояние.

-SECURITY LEVEL 2(уровень охраны 2) – означает уровень, при котором соответствующие дополнительные меры защиты и охраны должны поддерживаться на период времени существования риска нарушения.

-SECURITY LEVEL 3(уровень охраны 3) – означает уровень, при котором дальнейшие специфические защитные и охранные меры должны поддерживаться в течении отрезка времени, когда имеется большая вероятность или угроза инцидента связанного с охраной.

ОБЩИЕ ПРИЕМЫ ОБХОДА МЕР ПО ОХРАНЕ СУДНА:

На всех судах предпринимаются определенные меры по противодействию возможным преступным деяниям, в том числе террористического характера. Поэтому, прежде чем предпринять какие-либо противозаконные действия преступники пытаются определить слабые места охраны – технического, организационного или субъективного характера. Для этого они осуществляют следующие действия:

- Проверка бдительности экипажа какими-либо действиями в обход установленного порядка (проникновение на борт судна без документов, с фальшивыми документами , доставка на борт предметов и попытка их спрятать и.т.д.)

- Попытки проноса на судно запрещенных предметов.

- Попытки установить дружеские отношения с членами экипажа с целью получения сведений о системе охраны судна.

- Попытки лиц нелегально остаться на борту судна с поиском места укрытия.

ПРИЗНАКИ НАЛИЧИЯ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ У ЧЕЛОВЕКА:

Без металлодетектора трудно обнаружить визуально наличие на теле человека огнестрельного и холодного оружия. Однако, на практике не просто спрятать оружие под одеждой так, чтобы не было видно ни малейших признаков.

Косвенными признаками наличия скрытого оружия являются:

- явная, недвусмысленная округлость застегнутого пиджака ;

- наличие на человеке одежды, не соответствующей времени года;

- наличие у людей больших сумок, баулов, свертков и.т.д.

- неадекватное поведение (человек ведет себя нервозно, часто оглядывается без причин, прячет глаза, уводит взгляд).

На предыдущем занятии рассмотрели цели курса, рассмотрели существующие угрозы безопасности и охране, ознакомились с определениями, касающихся охраны на море, распознание и обнаружение оружия, опасных веществ и предметов, уловки, применяемые для обхода мер охраны. Вкратце ознакомились с деятельностью ММО, направленной на минимизацию ущерба связанного с нарушением охраны на море.

Для выполнения обязанностей по охране судна согласно Плана охраны судна члены экипажа должны знать смысл различных уровней охраны и вытекающие отсюда требования, порядок действий при чрезвычайных обстоятельствах и планы действий в спрогнозированных ситуациях. Для выполнения этих требований должны регулярно проводиться учения и тренировки.

Охрана судна – не допустить посторонних на судно, не допустить доставки на борт оружия, взрывчатых и других опасных веществ и предметов (доставленных нелегально), либо другими словами – не допустить умышленных действий, которые могут нанести ущерб судну, грузу, людям, а также не допустить захват, угон судна. Для этого необходимо осуществлять:

- контроль доступа на судно;

- контроль посадки людей на судно и контроль доставки их имущества;

-контроль при получении снабжения, при проведении грузовых операций;

- контроль за участками ограниченного доступа;

- наблюдение за палубой и районом вокруг судна;

- обеспечение наличия средств связи;

Владельцы плавсредств охраняли их, как только появились плавсредства. До первого июля 2004г. каждый судовладелец в силу своих возможностей, требований обеспечивал охрану своих плавсредств. 1 июля 2004 года вступил в действие ISPS code ( Кодекс охраны судов и портовых средств) и Х1-2 глава SOLASа. Охрана судна стала регламентироваться этими документами, в частности Планом по охране судна. План по охране разрабатывается индивидуально для каждого судна в зависимости от его типа, характера груза, районов плавання, портов заходов. Предварительно проводится оценка охраны, составляется документ, где указываются уязвимые места с точки зрения нарушения охраны.

Разработчики ISPS coda построили физическую охрану судна в зависимости от установленного уровня охраны. Регламентируется три уровня охраны: Security Level 1,Security Level 2, Security Level 3.

В зависимости от установленного уровня охраны осуществляются меры по охране.

Первый уровень – обыкновенная судовая жизнь. Постоянно действуют

минимальные меры по охране:

-- проверка документов на трапе;

-- проверка документации при получении снабжения;

-- проверка документации при грузовых операциях;

-- контроль за местами ограниченного доступа;

-- контроль доступа на судно.

Второй уровень – существует риск нарушения охраны. При этом принимаются дополнительные меры на период времени существования угрозы охране. Конкретные дополнительные меры по охране принимаются в зависимости от угрозы нарушения охраны.

Третий уровень –происшествие произошло либо оно неминуемо. Применяются специфические защитные и охранные меры на период действующей угрозе.

При всех уровнях охраны требуется прежде всего проявление бдительности:

-- при стоянке в порту тщательно проверять документы на трапе, обращать внимание на поведение лиц, которое может свидетельствовать о возможной угрозе охране(неестественность ,нервозность, попытки пройти в места ограниченного доступа и.т.д.), наличие безхозных предметов, сумок, коробок.

-- не оставлять без внимания попытки выяснить у экипажа меры по охране судна, найти место для создания тайника.

Охрана судна (не допустить посторонних на судно, не допустить нелегальной доставки на борт оружия, взрывчатых и других опасных веществ и предметов наносящих ущерб), разбита на элементы (операции).

Для каждого элемента, на которые разбита охрана судна, разработаны меры по охране для каждого уровня охраны.

- Доступ на судно.

Планом охраны должны быть предусмотрены меры охраны, относящиеся ко всем местам и средствам доступа на судно. В их число включаются:

Цель работы:Изучить состав и назначение Плана охраны судна в соответствии с международными и национальными требованиями.

Содержание отчёта:Отчёт должен содержать обоснование Плана охраны судна,его цели и задачи в соответствии с Кодексом ОСПС и Российским законодательством,описать структуру Плана по всем уровням охраны.

1.Международные и национальные требования и рекомендации по разработке Плана.

2.Основные цели Плана.

3.Уровни охраны судна по различным операциям на судне.

4.Структура и разделы плана.

5.Контроль защищённости судна.

6.Полномочия и ответственность капитана в соответствии с Планом.

7.Участки ограниченного доступа по трём уровням охраны судна.

Теоретические сведения к Практической работе:

Каждое судно должно иметь на борту одобренный Администрацией Компании План охраны судна. Никакие изменения одобренного плана, касающиеся охраны судна и охранного оборудования, не должны задействоваться до тех пор, пока соответствующие поправки к плану на будут одобрены Администрацией (или от ее имени признанной в области охраны организацией).

Основные цели Плана:

1)своевременная подготовка экипажа к осуществлению мер, обеспечивающих готовность быстро и эффективно реагировать на возможные акты терроризма, а также к принятию мер по их предотвращению;

2) предоставление рекомендаций капитану, лицу командного состава, ответственному за охрану судна, по выполнению мероприятий для различных уровней охраны, использованию процедур и инструкций применительно к охране как на судне, так и во взаимоотношениях судна с судоходной Компанией, портовыми средствами, организациями и властями, несущими ответственность за охрану.

Судовой план охраны готовится с учетом вероятных рискованных ситуаций, с которыми может столкнуться судовой экипаж, его способности и подготовки, возможности установления безопасных охраняемых зон на судне и средств наблюдения и обнаружения, которые имеются на судне.

План должен содержать три уровня охраны:

уровень охраны 1 означает обычный уровень, при котором постоянно должны поддерживаться минимальные соответствующие меры по обеспечению охраны;

уровень охраны 2 означает повышенный уровень, при котором из-за повышенного риска происшествия, в течение некоторого периода времени должны поддерживаться соответствующие дополнительные меры по обеспечению охраны;

уровень охраны 3 означает исключительный уровень, при котором в некотором ограниченном промежутке времени, в течение которого происшествие вероятно или неминуемо, должны поддерживаться дальнейшие особые меры по обеспечению охраны, хотя иногда невозможно определить конкретную цель нападения. При этом уровне охраны судно должно следовать указаниям, поступившим от тех, кто проводит ответные действия, связанные с происшествием или его угрозой. В плане охраны судна должны быть подробно изложены меры охраны, которые могут быть предприняты судном в тесном взаимодействии с теми, кто осуществляет ответные действия, и с портовым средством.

План охраны судна разрабатывается на основе руководства, представленного в части В Кодекса ОСПС.

План должен содержать следующее:

• подробное изложение организационной структуры охраны судна;

• подробное изложение взаимоотношений судна с Компанией, портовыми средствами, другими судами и соответствующими властями, несущими ответственность за охрану;

• подробное изложение мер по предотвращению того, чтобы на судне не оказались предназначенные для применения против людей или портов оружие, опасные вещества и устройства, на перевозку которых нет полномочий;

• перечисление участков ограниченного доступа и мер по предотвращению несанкционированного доступа к ним;

• подробное описание мер по предотвращению несанкционированного доступа на судно;

• процедуры ответных мер при угрозе происшествия или несанкционированных действиях, включая положения по поддержанию критически важных операций на судне или во взаимодействии судно/порт;

• подробное изложение мер охраны, предусмотренных для 3-хуровней охраны

• порядок эвакуации в случаях угрозы или при нарушении охраны;

• обязанности и область ответственности всех членов экипажа судна, привлеченного к охране;

• процедуры аудиторской проверки деятельности по охране;

• процедуры проведения процесса обучения, тренировок и учений по плану;

• процедуры периодического пересмотра плана и приведения его на уровень современности на основании опыта или изменившихся обстоятельств;

• сведения о лице командного состава, ответственного за охрану судна;

• сведения о должностном лице Компании по охране, включая его контактный адрес, который доступен круглосуточно;

• процедуры проведения проверки, испытаний, калибровки и технического обслуживания всего судового оборудования охраны, если оно имеется;

• частоту проведения испытаний или калибровки любого судового оборудования охраны, если оно имеется;

• указание мест размещения точек запуска судовой системы оповещения;

План охраны судна подвергается регулярным (на плановой основе) пересмотрам (обзорам) и внутренним аудиторским проверкам не реже одного раза в год. Целями обзора и внутренней аудиторской проверки являются:

• проверка соответствия плана своему назначению, а также требованиям международных и национальных стандартов, норм и правил;

• оценка правильности и эффективности предусмотренных мероприятий по охране судна;

• выявление недостатков и несоответствий плана и выработка предложений по их устранению;

• выработка предложений по совершенствованию плана и приведение его на уровень современности на основании опыта эксплуатации или изменившихся обстоятельств;

Полномочия и ответственность капитана. Капитан обладает исключительными полномочиями в принятии решений по обеспечению безопасности и охраны судна, а также обращению к Компании или любому правительству за помощью, если она требуется.

Капитан, располагая предоставленными ему полномочиями и неся всю полноту ответственности за охрану и безопасность судна, судового персонала, груза и имущества, обеспечивает:

• организацию службы на судне, предусматривающую эффективные предупредительные или адекватные ответные меры при угрозе происшествия или несанкционированных действиях;

• распределение обязанностей, полномочий и ответственности судового персонала, вовлеченного в охрану;

• регулярное рассмотрение плана охраны судна на предмет его соответствия своему назначению на основе оценки охраны судна;

• плановое проведение учений и тревог по морской безопасности и охране судна.

Практическая работа №1.2 Контроль доступа на судно и защищённости судна.

-Изучить цели и задачиконтроля доступа на судна и защищённости судна в соответствии с Кодексом ОСПС.

Отчёт должен содержать обоснование подготовки персонала Компании и членов судового экипажа,его цели и задачи по контролю доступа на судно и защищённости судна в соответствии с Кодексом ОСПС и Планом охраны судна.

1.Какими правовыми актами устанавливаются требования к подготовке берегового персонала и членов судового экипажа в отношении контроля доступа на судна и защищённости судна .

2.Изложить вопросы и требования по которым осуществляется контроля доступа на судно .

3.Изложить требования к участкам ограниченного доступа.

4.Изложить требования контролю защищенности судна.

Теоретические сведения к Практической работе:

Контроль доступа на судно. Планом охраны судна должно предусматриваться ограничение доступа на судно, а также регистрация и контроль всех, кто привлекается к работе на судне в порту или на якоре. Это осуществляет вахтенный матрос у трапа судна в соответствии с должностной инструкцией и вахтенный начальник.

Планом охраны судна должны быть предусмотрены меры охраны, относящиеся ко всем средствам доступа на судно, а именно:

- посадочным трапам и аппарелям;

- посадочным дверям, бортовым иллюминаторам, окнам и лацпортам;

- швартовным тросам и якорным цепям;

Для каждого уровня охраны планом охраны судна должно быть установлено, какие средства должны применяться, чтобы удостоверить личности посетителей в целях допуска их на судно и для того, чтобы допущенные лица могли беспрепятственно оставаться на нем.. В плане должны быть предусмотрены положения, которые бы обеспечивали регулярное приведение пропускных систем к уровню текущих требований и принятие дисциплинарных мер при нарушении установленного порядка.

Планом охраны судна должны быть определены меры по контролю доступа на судно по трём уровням охраны .

Участки ограниченного доступа на судно. В плане охраны судна должны быть определены участки ограниченного доступа, которые должны вводиться на судне, указаны их границы, время применения ограничений, меры, которые должны применяться для контроля доступа на них по трём уровням охраны, а также меры, которые должны применяться для контроля деятельности внутри этих участков.

Участки ограниченного доступа устраиваются для:

• предотвращения несанкционированного доступа на судно;

• защиты пассажиров, экипажа судна и персонала портового средства или иных органов, уполномоченных находиться на судне;

• защиты важных, с точки зрения охраны, участков на судне;

• защиты груза и судовых запасов от самовольных действий.

Все участки ограниченного доступа должны маркироваться, ясно указывая на то, что доступ на них ограничен, и что несанкционированное нахождение в пределах участка является нарушением режима охраны. Следует рассмотреть вопрос об установлении специальных систем контроля доступа на такие участки. Порты, иллюминаторы и окна, которые могут служить путями доступа, должны быть надежно закрыты и иметь, по возможности, ламинированное остекление. Крышки иллюминаторов должны быть закрыты, а барашки обтянуты. Внутренние двери на таких участках, обеспечивающие непосредственный доступ к ключевым местам, таким как мостик, радиорубка, машинное отделение и каюта капитана, должны быть усилены и должны иметь специальные системы контроля доступа и автоматической аварийно-предупредительной сигнализации.

В число участков ограниченного доступа могут включаться:

• ходовой мостик, машинные отделения и иные посты управления;

• посты управления противопожарным оборудованием и системами;

• помещение рулевой машины;

• помещение подруливающего устройства;

• помещения, где находится оборудование и системы охраны и обнаружения, а также органы управления ими и системой оповещения;

• помещения вентиляционной системы и системы кондиционирования воздуха, а также иные аналогичные помещения;

• помещения, откуда есть доступ к цистернам с питьевой водой, насосам или клапанным коробкам и трубопроводам;

• помещения провизионных кладовых и холодильных установок;

• помещения, содержащие опасные грузы или опасные вещества;

• помещения, где находятся грузовые насосы и органы управления ими;

• грузовые помещения и помещения для судовых запасов;

• жилые помещения экипажа;

• любые другие участки, куда должен быть ограничен доступ в целях поддержания защищенности судна, установленные должностным лицом Компании, ответственным за охрану, на основании проведения оценки охраны судна.

На участках ограниченного доступа могут находиться только:

• члены экипажа, несущие вахту в этих помещениях;

• судовой персонал, за которым закреплено заведование этого оборудования или помещения;

• обслуживающий и ремонтный береговой персонал в сопровождении вахтенного или ответственного по заведованию;

• должностные лица государства порта, осуществляющие контроль системы охраны и имеющие на то полномочия, в сопровождении членов экипажа.

Наблюдение за обработкой груза и доставкой судовых запасов и снабжения. Эта мера направлена на:

• предотвращение самовольных действий с грузом;

• предотвращение приема и хранения на судне груза, не намеченного к перевозке;

• предотвращение приема судовых запасов и снабжения без проверки;

• предотвращение самовольных действий с судовыми запасами и снабжением.

Контроль защищенности судна. Экипаж судна должен иметь возможность следить за обстановкой на борту в целом, за участками ограниченного доступа на судне, и за участками вокруг судна. Это можно реализовывать с помощью:

• вахтенных, охранников и палубных дозорных;

• автоматических устройств обнаружения вторжения и средств слежения за обстановкой.

В темное время суток и при ограниченной видимости на судне в порту, на якоре или на ходу должны освещаться палубы, места доступа на судно и его наружный контур без создания помех для требуемых навигационных огней и без нарушения требований безопасности мореплавания.

В дополнение к основной системе освещения используются стационарные или переносные светильники интенсивного света (прожекторы) для освещения территории, подозрительных лиц, транспортных средств или плавсредств, приближающихся к судну.

Планом охраны судна должны быть определены процедуры и оборудование, необходимые при каждом уровне охраны, а также средства, гарантирующие, что оборудование для слежения за обстановкой будет способно действовать непрерывно, с учетом возможного воздействия погодных условий или перерывов в подаче электропитания.

Угроза для судов при нахождении в море. Капитанам судов, при следовании в районах, где известны случаи нападения, Компанией судна должны даваться конкретные рекомендации относи­тельно действий, которые должны ими предприниматься при уровнях охраны 1—3. Правительства, в чьих территориальных морях проходит плавание или при намерении войти в их территориальное море, должны предлагать судам следующие рекомендации:

• изменить маршрут или отсрочить намеченный проход;

• идти конкретным курсом или следовать в конкретную точку;

• взять на борт дополнительный персонал или оборудование;

• участвовать в координации прохода, прибытия в порт или отхода из порта, чтобы сделать возможным сопровождение патрульным судном или самолетом (вертолетом).

После успешного прохождения курса по подготовке лиц, имеющих обязанности специально по охране судна, моряк получает сертификат установленного образца.

Цель курса - получение знаний, предусмотренных программой, для выполнения обязанностей соответственно Плану охраны судна. Не ограничиваясь нижеперечисленным, слушатель должен пройти обучение и обладать достаточным знанием и способностью выполнять вмененные ему обязанности, включая следующее:

- знание современных видов угроз охране судна;

- распознание и обнаружение оружия, опасных веществ и устройств;

- распознание характерных признаков и типов поведения лиц, могущих создать угрозу защищенности;

- уловки, применяемые для обхода мер по охране;

- приемы обращения и управления людскими массами;

- охранная связь;

- порядок реагирования на чрезвычайные обстоятельства и планы действий в прогнозированных ситуациях;

- эксплуатация оборудования и систем охраны;

- испытание, калибровка и, при нахождении в море, техническое обслуживание оборудования и систем охраны;

- приемы проведения проверок, контроля и наблюдения за обстановкой;

- методы контактного досмотра людей, личного имущества, багажа, груза и судовых запасов.

Программа курса:

Вступление.

Политика относительно безопасности на море.

Обязанности по охране судна.

Оценка состояния охраны судна.

Оборудование по охране судна.

Идентификация угрозы, распознание и реагирование.

Действия относительно обеспечения охраны судна.

Готовность к чрезвычайным обстоятельствам. Учеба и тренировки.

Обеспечение охраны судна.

После прохождения обучения слушатель должен достигнуть уровня компетентности (минимальные требования) по вопросам:

- поддержание условий, изложенных в Плане охраны судна;

- опознание рисков и угроз охране;

- проведение на судне регулярных проверок охраны;

- надлежащее использование оборудования и систем охраны.

В ходе прохождения обучения слушатель должен получить следующие знания:

-знание терминов по охране на море и их определений, включая элементы, которые могут относиться к пиратству и вооруженному ограблению;

- знание международной политики в области охраны на море и ответственности правительств, компаний и назначенных лиц, включая рабочее знание элементов, которые могут относиться к пиратству и вооруженному ограблению;

- знание уровней охраны и их воздействие на меры и процедуры охраны на судах и портовых средствах;

- знание процедур проведения учений и занятий по соответствующим конвенциям, кодексам и циркулярным письмам ИМО, включая относящиеся к пиратству и вооруженному ограблению;

- знание планов действий в чрезвычайных ситуациях, связанных с охраной;

- знание способов, используемых с целью обойти меры по охране, включая используемые пиратами и вооруженными грабителями;

- знания позволяющие распознавать потенциальные угрозы охране;

- знание, позволяющее распознать оружие, опасные вещества и устройства, а также ущерб, который они могут причинить;

- знание процедур ответных действий на угрозы или нарушения охраны, включая положения по поддержанию важнейших операций взаимодействия судно/порт и включая также рабочее знание тех, которые могут относиться к пиратству и вооруженному ограблению;

- знание процедур проведения проверок и освидетельствований и по управлению деятельностью, указанной в Плане охраны судна;

- знание об управлении неорганизованной массой людей и способах контроля, если необходимо;

- знание способов физического досмотра и ненавязчивых проверок;

- знание способов контроля районов ограниченного доступа;

- знание способов контроля за доступом на судно и в районы ограниченного доступа на судне;

- знание способов эффективного наблюдения за палубой и за районами вокруг судна;

- знание способов проверок, связанных с грузом и судовыми запасами;

- знание способов контроля за посадкой, высадкой и допуском лиц при их нахождении на судне и за их вещами;

- знание общего характера различных типов оборудования и систем охраны, включая те, которые могли бы быть использованы в случае нападений пиратов и вооруженных грабителей и их ограничений;

-знание необходимости проверок, калибровки и обслуживания систем и оборудования охраны, особенно при нахождении судна в море.

Существующие угрозы охране:

- терроризм;

- пиратство;

- вооруженное ограбление;

- воровство;

- нелегальные мигранты;

- контрабанда.

После трагических событий в сентябре 2011 года в декабре 2012 года были приняты поправки к Конвенции SOLAS и Кодекс по охране судов и портовых средств (ISPS Code). 1 июля 2004 года поправки и Кодекс вступили в силу.

С принятием поправок и Кодекса появились следующие определения:

- SHIP\PORT INTERFACE (взаимодействие судна с портом)- означает взаимные действия, когда судно прямо и непосредственно вовлечено в операции, включающие движение людей, грузов или продуктов с помощью портовых средств на судно или с судна.

- PORT FACILITY (портовое средство) – это территория, определяемая Договаривающимся правительством или назначенной властью, где имеют место взаимные действия между судном и портом. Сюда включаются районы такие, как якорные стоянки, места ожидания, подходы с моря.

-SHIP TO SHIP ACTIVITY (взаимодействие между судами) – означает любые действия, не относящиеся к портовым средствам, которые включают передвижения грузов или людей с одного судна на другое.

- DESIGNATED AUTHORITY (назначенный орган власти) – означает организацию или администрацию, определенную Договаривающимся правительством, как ответственную за обеспечение применение Главы Х1-2 в отношении безопасности портовых сооружений и взаимодействия судно-порт со стороны портовых средств.

-INTERNATIONAL SHIP AND PORT FACILITY SECURITY (ISPS Code)- означает: Международный Кодекс по охране судов и портовых средств, состоящий из части А (положения которой должны рассматриваться как обязательные) и части В (положения которой должны рассматриваться как рекомендательные)

-SECURITY INCIDENT (инцидент связанный с охраной) – означает любое подозрительное действие или обстоятельство, угрожающее безопасности судна или любым операциям судно-порт или судно-судно.

-DECLARATION OF SECURITY (Декларация об охране) – означает соглашение между судном и портовым средством или другим судном о разграничении полномочий и ответственности по вопросам охраны.

-RECOGNIZED SECURITY ORGANIZATOIN ( признанная в области охраны организация) – (признанная в области охраны организация) – означает организацию с соответствующей компетенцией в области охраны и обладающую соответствующими знаниями судовых и портовых операций.

-SHIP SECURITY PLAN (План охраны судна) – означает план, составленный для обеспечения на борту судна мер, предназначенный для защиты судна, людей, груза, судовых запасов от нанесения ущерба.

-PORT FASILITY SECURITY PLAN (План охраны портовых средств) – означает план, составленный для обеспечения применения мер для защиты портовых средств и судов, находящихся в порту от нанесения ущерба.

- SHIP SECURITY OFFICER (офицер по охране судна) – означает лицо на борту судна, подотчетное капитану, назначенное Компанией, как ответственное за охрану судна, включая применение и поддержание судового плана охраны и за связь с офицером Компании по охране и офицером по охране порта.

-COMPANY SECURITU OFFICER (офицер Компании по охране) – означает лицо, назначенное Компанией для обеспечения действий по проведению оценки охраны судна, составлению Плана по охране судна, представлению его на утверждение, а также для связи с офицерами охраны портов и офицерами по охране судов.

-PORT FACILITY SECURITY OFFICER(офицер по охране портовых средств – означает лицо, назначенное Компанией ответственным за создание, применение, пересмотр и поддержание плана по охране портовых средств и для связи с офицерами по охране судов и компаний.

-SECURUTY LEVEL(уровень охраны) – означает характеристику степени риска нарушения охраны.

-SECURITY LEVEL 1(уровень охраны 1) – означает уровень, при котором минимальные защитные и охранные меры поддерживаются постоянно, как нормальное эксплуатационное состояние.

-SECURITY LEVEL 2(уровень охраны 2) – означает уровень, при котором соответствующие дополнительные меры защиты и охраны должны поддерживаться на период времени существования риска нарушения.

-SECURITY LEVEL 3(уровень охраны 3) – означает уровень, при котором дальнейшие специфические защитные и охранные меры должны поддерживаться в течении отрезка времени, когда имеется большая вероятность или угроза инцидента связанного с охраной.

ОБЩИЕ ПРИЕМЫ ОБХОДА МЕР ПО ОХРАНЕ СУДНА:

На всех судах предпринимаются определенные меры по противодействию возможным преступным деяниям, в том числе террористического характера. Поэтому, прежде чем предпринять какие-либо противозаконные действия преступники пытаются определить слабые места охраны – технического, организационного или субъективного характера. Для этого они осуществляют следующие действия:

- Проверка бдительности экипажа какими-либо действиями в обход установленного порядка (проникновение на борт судна без документов, с фальшивыми документами , доставка на борт предметов и попытка их спрятать и.т.д.)

- Попытки проноса на судно запрещенных предметов.

- Попытки установить дружеские отношения с членами экипажа с целью получения сведений о системе охраны судна.

- Попытки лиц нелегально остаться на борту судна с поиском места укрытия.

ПРИЗНАКИ НАЛИЧИЯ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ У ЧЕЛОВЕКА:

Без металлодетектора трудно обнаружить визуально наличие на теле человека огнестрельного и холодного оружия. Однако, на практике не просто спрятать оружие под одеждой так, чтобы не было видно ни малейших признаков.

Косвенными признаками наличия скрытого оружия являются:

- явная, недвусмысленная округлость застегнутого пиджака ;

- наличие на человеке одежды, не соответствующей времени года;

- наличие у людей больших сумок, баулов, свертков и.т.д.

- неадекватное поведение (человек ведет себя нервозно, часто оглядывается без причин, прячет глаза, уводит взгляд).

На предыдущем занятии рассмотрели цели курса, рассмотрели существующие угрозы безопасности и охране, ознакомились с определениями, касающихся охраны на море, распознание и обнаружение оружия, опасных веществ и предметов, уловки, применяемые для обхода мер охраны. Вкратце ознакомились с деятельностью ММО, направленной на минимизацию ущерба связанного с нарушением охраны на море.

Для выполнения обязанностей по охране судна согласно Плана охраны судна члены экипажа должны знать смысл различных уровней охраны и вытекающие отсюда требования, порядок действий при чрезвычайных обстоятельствах и планы действий в спрогнозированных ситуациях. Для выполнения этих требований должны регулярно проводиться учения и тренировки.

Охрана судна – не допустить посторонних на судно, не допустить доставки на борт оружия, взрывчатых и других опасных веществ и предметов (доставленных нелегально), либо другими словами – не допустить умышленных действий, которые могут нанести ущерб судну, грузу, людям, а также не допустить захват, угон судна. Для этого необходимо осуществлять:

- контроль доступа на судно;

- контроль посадки людей на судно и контроль доставки их имущества;

-контроль при получении снабжения, при проведении грузовых операций;

- контроль за участками ограниченного доступа;

- наблюдение за палубой и районом вокруг судна;

- обеспечение наличия средств связи;

Владельцы плавсредств охраняли их, как только появились плавсредства. До первого июля 2004г. каждый судовладелец в силу своих возможностей, требований обеспечивал охрану своих плавсредств. 1 июля 2004 года вступил в действие ISPS code ( Кодекс охраны судов и портовых средств) и Х1-2 глава SOLASа. Охрана судна стала регламентироваться этими документами, в частности Планом по охране судна. План по охране разрабатывается индивидуально для каждого судна в зависимости от его типа, характера груза, районов плавання, портов заходов. Предварительно проводится оценка охраны, составляется документ, где указываются уязвимые места с точки зрения нарушения охраны.

Разработчики ISPS coda построили физическую охрану судна в зависимости от установленного уровня охраны. Регламентируется три уровня охраны: Security Level 1,Security Level 2, Security Level 3.

В зависимости от установленного уровня охраны осуществляются меры по охране.

Первый уровень – обыкновенная судовая жизнь. Постоянно действуют

минимальные меры по охране:

-- проверка документов на трапе;

-- проверка документации при получении снабжения;

-- проверка документации при грузовых операциях;

-- контроль за местами ограниченного доступа;

-- контроль доступа на судно.

Второй уровень – существует риск нарушения охраны. При этом принимаются дополнительные меры на период времени существования угрозы охране. Конкретные дополнительные меры по охране принимаются в зависимости от угрозы нарушения охраны.

Третий уровень –происшествие произошло либо оно неминуемо. Применяются специфические защитные и охранные меры на период действующей угрозе.

При всех уровнях охраны требуется прежде всего проявление бдительности:

-- при стоянке в порту тщательно проверять документы на трапе, обращать внимание на поведение лиц, которое может свидетельствовать о возможной угрозе охране(неестественность ,нервозность, попытки пройти в места ограниченного доступа и.т.д.), наличие безхозных предметов, сумок, коробок.

-- не оставлять без внимания попытки выяснить у экипажа меры по охране судна, найти место для создания тайника.

Охрана судна (не допустить посторонних на судно, не допустить нелегальной доставки на борт оружия, взрывчатых и других опасных веществ и предметов наносящих ущерб), разбита на элементы (операции).

Для каждого элемента, на которые разбита охрана судна, разработаны меры по охране для каждого уровня охраны.

- Доступ на судно.

Планом охраны должны быть предусмотрены меры охраны, относящиеся ко всем местам и средствам доступа на судно. В их число включаются:

Читайте также: