Что будет с судебными приставами в 2022 году

Обновлено: 25.04.2024

Ежегодно в России регистрируется более 100 млн исполнительных дел (при населении около 144 миллиона). Они связаны с причинами различной задолженности: по кредитам, ипотеке, алиментам, жилищно-коммунальным платежам и прочим. Как правило, дело попадает судебным приставам, если неуплата продолжительностью более 90 дней. Судебные приставы для погашения долга, в первую очередь, ищут банковские счета, источники доходов. И только если их нет, они будут описывать и реализовывать имущество.

Важный для должников Федеральный закон № 234-ФЗ подписан 29.06.2021 (начнет действовать 01.02.2022), он касается прожиточного минимума должника, который будет защищен от того, чтобы его изымали судебные приставы.

В самом законе содержится несколько поправок:

  • одна из них касается ст. 446 Гражданского процессуального кодекса (ГПК РФ);
  • все остальные — Федерального закона "Об исполнительном производстве" № 229-ФЗ.

Поправки в ст. 446 ГПК РФ

В статье перечисляется имущество, находящееся в собственности должника, которое не могут отобрать за долги. Поправки дополняют ее запретом на взыскания части денежных средств с дохода (зарплаты, прибыли, полученной при выполнении работы по договорам и т. д.), которая составляет сумму, равную прожиточному минимуму трудоспособного населения РФ (12 702 руб. на 2021 год). Если должник относится к группе, для которой прожиточный минимум установлен выше, то берется в расчет он.

Поправки № 229-ФЗ

Закон № 229-ФЗ регулирует все, что касается принудительного исполнения актов судов, других органов. Это дает право передавать другим лицам, организациям денежные средства, имущество должников, которые имеют задолженность, но не погашают её.

Перечислим самые важные изменения, касающиеся закона "Об исполнительном производстве":

  • Сделан акцент на сохранении доходов должника таким образом, чтобы оставалось не ниже уровня прожиточного минимума каждый месяц.
  • Введена обязанность для должника обратиться к судебным приставам и указать реквизиты счета, с которого не будут списывать сумму так, чтобы она превышала остаток по счету прожиточный минимум за месяц, доход нужно подтвердить (список документов не установлен). Без заявления списание будет проводиться без учета остатка в сумме прожиточного минимума.
  • Должник вправе через суд потребовать оставлять сумму превышающую прожиточный минимум, если у него есть иждивенцы.
  • Условия сохранения на счете средств в сумме прожиточного минимума должны быть указаны в постановлении судебного пристава, банк обязан их исполнить.
  • Исключения: право сохранять прожиточный минимум не будут иметь граждане, которые:
    • задолжали по алиментам;
    • должны возместить вред, причинённый здоровью, или в связи с утратой кормильца;
    • должны возместить ущерб, нанесенный в результате преступления.

    Плюсы и коллизии закона

    Плюсы закона: он может помочь должникам разобраться с "кредитной кабалой". Минусы: не все категории граждан могут этим воспользоваться. В этой части в ст. 446 ГПК РФ и изменениями в законе "Об исполнительном производстве" есть противоречие. Одни поправки говорят о том, что правом могут воспользоваться все, другие — выделяют категории должников, которым эти нововведения недоступны.

    С одной стороны, понятно, что истцам по алиментам, возмещению вреда здоровью нужно получать денежные средства сейчас (растить детей, оплачивать лечение). С другой стороны, их должник остается в стрессовой ситуации (не рассматриваем случай, когда скрывают доход), что не способствует тому, что он "встанет на ноги" и избавится от "кредитной кабалы".

    Ещё одним сложным для должников моментом является возможность списывать со счетов все накопления, кроме прожиточного минимума в последнем периодическом поступлении. Возможно, гражданин попал в ситуацию, которая не позволила ему вовремя снять заработную плату со счета.

    Наконец, вызывает вопросы пункт о возможности через суд оставлять средства больше прожиточного минимума. При этом нет информации о процессуальном порядке подачи и рассмотрения такого заявления.

    С законом 29.06.2021 № 234-ФЗ можно ознакомиться на сайте правовой информации.

    ФССП — это орган исполнительной власти. Данная служба обязана обеспечивать исполнение судебных постановлений. Как всякая госструктура, она периодически подвергается реформам, направленным на улучшение ее работы и улучшение материального состояния служащих.

    ⌚ Суть реформы и преимущества силовой структуры

    Решение перевести приставов в силовые структуры вызвано низким правовым положением судебных приставов в иерархии госструктур России. В настоящее время у пристава есть некоторые полномочия представителя власти. Он имеет право применить оружие и физическую силу. Это свидетельствует о том, что пристав по своему положению не просто чиновник. Но сотрудники ФССП не имеют таких же полномочий, как у сотрудников правоохранительных органов, не обладают офицерскими званиями. Новый закон устраняет все эти недоработки в законодательстве.

    Основная суть реформы состоит в том, что с начала 2020 года служба ФССП приобретает статус силовой структуры. Благодаря новому статусу и будут проведены положительные преобразования этой организации, такие как:

    • значительное повышение зарплаты;
    • улучшение пенсионного обеспечения;
    • повышение социальной защищенности служащих;
    • различные льготы, присущие силовым структурам.

    Согласно новому статусу требования к работе судебных приставов вырастут, но будет значительно улучшаться материальное положение всех работников этой службы.

    Аналитики утверждают, что после того, как судебные приставы стали силовой структурой, их уровень доходов приблизится к доходам сотрудников МВД. Согласно реформе теперь на итоговый заработок служащих ФССП окажет влияние доплата за офицерское звание. Эксперты утверждают, что точно такое формирование зарплаты, как в 2020 году, будет действительно и в 2021 году, и в дальнейшем.

    👴 Уменьшение пенсионного возраста ФССП

    Новый закон полностью изменит пенсионное обеспечение этой категории служащих. У сотрудников ФССП оно станет таким же, как у военнослужащих. Каждый сотрудник ведомства сможет выйти на пенсию отслужив на службе 20 лет или достигнув возраста 45 лет. Ожидаемый средний размер пенсий в ФССП значительно возрастет.

    👀 Надзор над финансовыми организациями

    Данный законопроект разрабатывается Министерством Юстиции РФ. Этот закон будет устанавливать порядок действий по возврату просроченной задолженности физических лиц. Контроль над этим планируют практически полностью отдать ФССП. Закон может вступить в силу с первого января 2021 года.

    С 2016 года и в настоящее время момент ФССП контролирует деятельность профессиональных коллекторов. Предполагается, что в 2021 году ФССП будет осуществлять контрольно-надзорные полномочия в области возврата просроченной задолженности физлиц также над банками, операторами связи, микрофинансовыми организациями. Если закон вступит в силу, количество контролируемых организаций может вырасти до 43,350 тыс, из которых:

    • 1,9 тыс. — микрофинансовые организации;
    • 800 — кредитные организации;
    • 200 — операторы связи;
    • 250 — региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами;
    • 2,1 тыс. — кредитные потребительские кооперативы;
    • 900 — сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;
    • 12,9 тыс. — ресурсоснабжающие организации;
    • 4 тыс. — ломбарды;
    • 20 тыс. — управляющие компании.

    По причине увеличения количества контролируемых организаций будет происходить значительное расширение штата работников ФССП. Таким образом, в результате расширения полномочий ФССП к 2021 году значительно увеличится и зарплата судебных приставов.

    💰 Рост заработной платы ФССП

    Досрочный выход на пенсию и довольно высокая зарплата делают эту работу более привлекательной. Но есть уже предпосылки, что будут рассматриваться некоторые правила создания дополнительных стимулирующих выплат для стимулирования работников. Эти выплаты будут в виде премии лучшим работникам. Также запланирована индексация ЗП в 2021 году. Но эти предложения пока только в проектах, они еще не утверждены на законодательном уровне.

    🏦 Создание единого банка данных ФССП

    Благодаря созданию такой информационной системы, каждый желающий может получить сведения о состоянии своих данных по какому-либо исполнительному документу. Вместо того чтобы проводить время в очередях перед кабинетами приставов, каждый может узнать о решении своего вопроса на сайте, а также о сумме имеющейся задолженности. На сайте есть возможность погасить свою задолженность через Интернет с использованием банковской карты.

    🈂️ F.A.Q. по ФССП

    🌐 Может ли судебный пристав ограничивать выезд должника за рубеж?

    Да, пристав может вынести такое решение при наличии непогашенных задолженностей по алиментах, причинению имущественного ущерба, долгов свыше 30000 рублей и сроком больше двух месяцев и еще ряде случаев.

    🎫 Будут ли дальше расширяться полномочия ФССП?

    На данный момент в статье представлена полная информация о расширении полномочий и нет других сведений.

    🏠 Правда ли, что ФССП сможет проводить ревизию ремонта?

    Соответствующий законопроект в данный момент разрабатывается министерством юстиции и предусматривает проверку жилого помещения в многоквартирном доме судебными приставами, когда есть данные о нарушениях при перепланировке и ремонтных работах по установке газового оборудования. Но до реализации еще очень далеко и не факт, что данный закон будет принят.

    ⚭ Правда ли, что самый частий тип долгов — по алиментам?

    Действительно, количество судебных производств по алиментам неуклонно растет, но самое большое количество долгов граждан — по потребительским кредитам.

    💡 Что в итоге?

    Таким образом, реформа ФССП прежде всего обеспечила переход данного ведомства в статус силовых структур, и вследствие этого происходит в первую очередь повышение заработной платы и сокращение пенсионного возраста. Это основные моменты данной реформы, которые задают направление на дальнейшую реорганизацию в 2021 году. По мере появления последних новостей об ФССП мы будем обновлять статью.

    Последний год был напряженным, особенно в сфере финансов. Люди теряли доходы, лишались работы и возможности платить по обязательствам, а поэтому в первые месяцы нового года вопрос, что ждет должников, стоит остро и особенно нервирует тех, кто столкнулся с финансовыми трудностями в 2020-м. Не переживайте: лучше давайте разбираться.

    Содержание статьи

    Как изменилась ситуация за 2020 год

    Чего ожидать людям, имеющим проблемную задолженность

    Что предпримет государство, как поведут себя банки, можно предполагать, но утверждать с уверенностью нельзя. Финансисты думают, что нас ждет совершенствование кредитного законодательства, но не полная амнистия и прощение долгов. Как и всегда, самое надежное решение — по возможности справляться своими силами, а не ожидать необоснованных улучшений. Конечно, стоит наблюдать за изменениями в законах и пользоваться возможными послаблениями, но проверять условия надо внимательно — если понять их неправильно, можно столкнуться с негативными последствиями. В любом случае стоит знать, чего ожидать заемщикам от кредиторов — и от каких именно.

    От банков

    Банковские организации тоже несут убытки на фоне кризиса, что особенно заметно в сегменте потребительского кредитования. В 2021 году возможен рост процентных ставок или ужесточение условий для выдачи кредита. Но одновременно с этим кредиторы пытаются сделать условия привлекательнее для действующих заемщиков. Банку и самому невыгодно, если человек прекращает платить. Поэтому, если кредитор видит, что клиент испытывает трудности, он все чаще идет навстречу:

    • предлагает отсрочки и кредитные каникулы;
    • снижает размер выплат за счет увеличения срока — это называется реструктуризацией;
    • рефинансирует кредит по новой процентной ставке.

    Кредитная история после таких мер не портится, но такие программы работают, к сожалению, только для людей, которые до этого не имели просрочек. Если вы попали в сложную ситуацию раньше, возможно, стоит договариваться с кредитором индивидуально — программы разрабатывают и для людей с просроченными задолженностями.

    От коллекторов

    Работать с коллекторскими агентствами заемщику может быть даже выгоднее, чем с банком. Коллекторы, купившие кредит по договору цессии, не назначают дополнительные штрафы и пени, а также могут списывать и прощать часть задолженности. Как и банкам, им выгоднее, если клиент платит, пусть даже небольшую сумму, — поэтому агентства часто предлагают заемщикам индивидуальные гибкие условия погашения. Например, ЭОС всегда принимает сторону клиента и помогает разработать схему платежей, которая не обременит его.

    От судебных приставов

    Если же дело дошло до исполнительного производства и задолженностью занимаются приставы, то в 2021 году ФССП, скорее всего, возобновит активную деятельность. В прошлом году сотрудники службы были ограничены в своих действиях из-за событий, вызванных эпидемией, однако в 2021 году их работа входит в обычное русло. Предполагается, что активнее всего приставы будут действовать по отношению к заемщикам крупных банков: те регулярно напоминают ФССП об исполнительных производствах на своих должников. Но даже из такой ситуации можно найти выход, если постараться договориться с приставами о графике погашения, который удобен всем. Есть и еще одно изменение, позитивное: поправки в статью 446 ГПК запретят приставам общаться с третьими лицами без письменного согласия и арестовывать в счет задолженности домашних животных. Раньше арест кота или собаки был стандартной практикой, теперь хозяева смогут не бояться за питомцев.

    Как вести себя в новых обстоятельствах

    Так же, как и всегда: стараться не паниковать, не совершать необдуманных поступков, и не игнорировать проблемы. Даже из сложной ситуации можно найти выход: об этом говорят тысячи клиентов ЭОС, которые избавились от задолженности с нашей помощью. Относитесь к своим кредитам со всей ответственностью, старайтесь не допускать новых просрочек и погашать те, что уже есть, так быстро, как сможете. Скорее всего, кредиторы будут готовы помочь и предложить особые условия: главное — не бойтесь идти на контакт и помните, что любые проблемы можно решить.

    Если у Вас возникли вопросы, то мы готовы предложить анонимную консультацию. Воспользуйтесь услугой анонимный звонок и просто начните диалог с оператором. Доверительные отношения между оператором ЭОС и клиентом — залог успешного разрешения финансовых проблем.

    Как работает анонимный звонок?

    Позвоните на номер анонимной линии ЭОС
    8 800 775 02 04
    с 8:00 до 20:00 мск

    Задайте все интересующие Вас вопросы

    Получите консультацию оператора

    Анонимная горячая линия.
    Проконсультируйтесь по вопросам погашения задолженности в компании ЭОС, не раскрывая личных данных.

    Алексей Смирнов

    Какие документы имеют силу исполнительных

    Кроме судебных приказов, исполнительных листов или постановлений приставов в бухгалтерию могут поступать иные документы — заявления работников на удержания или нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов.

    Обязан ли бухгалтер удерживать из зарплаты алименты на основании таких документов или документы госорганов имеют приоритет? Давайте разбираться.

    Удержания из зарплаты возможны только в случаях, которые предусмотрены ТК РФ и федеральными законами (ст. 137 ТК РФ). Удержать можно не более 20 %, а в отдельных случаях — не более 50 % зарплаты. Удерживать до 70 % зарплаты можно только в исключительных ситуациях (ст. 138 ТК РФ). Но ограничения действуют только тогда, когда деньги удерживаются по решению работодателя или уполномоченных органов.

    Заявление работника об удержании из заработной платы — это не исполнительный документ, даже если там поручается удерживать алименты (ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, далее — Закон № 229-ФЗ).

    Если работник пишет заявление об удержании, то это не удержание, а добровольное распоряжение зарплатой, и ограничения по удержаниям тут не действуют.

    Отсюда следует два вывода.

    Другое дело, если в бухгалтерию поступает не заявление, а нотариально удостоверенное соглашение (или его копия) об уплате алиментов. Это полноценный исполнительный документ (ст. 12 Закона № 229-ФЗ). Он имеет такую же силу, как судебные приказы, исполнительные листы и постановления приставов.

    Какой документ важнее

    Прямого ответа на этот вопрос в Законе № 229-ФЗ нет. Но есть два правила:

    • Начинать удержания надо с даты получения исполнительного документа (ст. 98 Закона № 229-ФЗ). Это правило действует независимо от того, первый это документ по работнику или нет.
    • Работодатель распределяет взысканные суммы между взыскателями без учёта того, когда какой исполнительный документ поступил (п. 3 ст. 111 Закона № 229-ФЗ).

    Таким образом, не нужно ставить исполнительные документы в очередь: они должны исполняться одновременно. Как только поступает новое постановление, нужно сразу проводить по нему удержания наравне с уже имеющимися исполнительными листами.

    Как работники хитрят и что делать бухгалтеру

    Итак, дано. Максимальный размер удержания ограничен по ТК РФ. А сами исполнительные документы ранжируются: требования второй очереди удовлетворяются после того, как будут полностью удовлетворены требования первой очереди. Очевидно, что если сумма требований больше лимита, кто-то из кредиторов второй-третьей-четвертой очереди останется ни с чем.

    В какой очерёдности удовлетворяются требования взыскателей (ст. 111 Закона № 229-ФЗ)

    • Алименты
    • Возмещение вреда, причиненного здоровью
    • Возмещение вреда в связи со смертью кормильца
    • Возмещению ущерба, причиненного преступлением
    • Компенсация морального вреда
    • Выплата выходных пособий и оплата труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору
    • Выплата вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности

    Зная это, работники хитрят: приносят в бухгалтерию судебный приказ или нотариальное соглашение об уплате алиментов с суммой взысканий минимум 50 % от зарплаты и блокируют удержания в пользу банков и налоговой. Всё удержанное получает супруга сотрудника в качестве алиментов на детей.

    Разводиться для этого не обязательно. Семейный кодекс не связывает право детей на алименты с совместным проживанием и семейными отношениями матери и отца. Супруги могут быть женаты и жить вместе — но в любой момент обратиться за алиментами в суд. Или пойти к нотариусу и заключить соглашение об уплате алиментов. При этом размер алиментов по соглашению может быть больше, чем установил бы суд, — 50 или даже 70 % от заработка.

    Это типичное злоупотребление правом (ст. 10 ГК РФ). Но у бухгалтерии нет полномочий переоценивать судебные решения или нотариальные соглашения. А значит, пока они не отменены, бухгалтер имеет полное право не удерживать деньги по исполнительным документам 2-4 очереди, если лимит взыскания (ст. 137 ТК РФ) уже достигнут при удержании алиментов.

    Каков максимум для удержания

    Несколько взысканий разной очерёдности

    В общем случае можно удерживать по исполнительным документам до 50 % зарплаты (ст. 138 ТК РФ и ст. 99 Закона № 229-ФЗ). Но есть пять ситуаций, когда удержать можно до 70 % заработка (ст. 138 ТК РФ):

    1. Отбывание исправительных работ.
    2. Взыскание алиментов на несовершеннолетних детей;
    3. Возмещение вреда, причиненного здоровью другого лица;
    4. Возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца;
    5. Возмещение ущерба, причиненного преступлением.

    Начинаем с выплат первой очереди: бухгалтер удерживает треть заработка и направляет эту сумму на уплату алиментов. Требование выполнено, а лимит ещё не выбран, значит, можно удовлетворить требование второй очереди.

    Требование второй очереди — долг по ЖКХ — удовлетворяется из неизрасходованного лимита, и это ⅙ заработка: ½ -⅓ = ⅙.

    Бухгалтерия будет удерживать так деньги каждый месяц, пока не будет выплачен весь долг поставщику коммунальных ресурсов — или пока не прекратится взыскание алиментов (п. 2 ст. 99 Закона № 229-ФЗ).

    Алименты на детей и взрослых

    Алименты могут устанавливаться не только на несовершеннолетних детей, но и на содержание родителей, братьев, сестёр, бывшего супруга (ст. 87, 90, 93 Семейного кодекса РФ). Отличить такие алименты просто: они всегда устанавливаются не в проценте к заработку, а в твердой сумме.

    Нюанс в том, что все алименты относятся к первой очереди. Но алименты на несовершеннолетних детей можно взыскивать в пределах 70 % от заработка (ст. 138 ТК РФ, п. 3 ст. 99 Закона № 229-ФЗ). А алименты на родителей и бывших супругов взыскиваются в пределах 50 % от жалования. Это вызывает проблемы, если с работника надо одновременно удержать оба типа алиментов.

    Но поскольку алименты на взрослых всегда устанавливаются в твердой сумме, а на детей чаще всего в виде процента от заработка, то перед началом удержания оба требования надо привести к общему знаменателю — посчитать сумму на каждого из детей в этом месяце с учётом заработка и доли алиментов.

    На Ивана Григорьевича имеется три исполнительных документа на взыскание алиментов: на сына в размере ⅙ заработка, на дочь в размере ¼ заработка и на бывшую супругу в размере 5000 руб. ежемесячно. Заработная плата сотрудника составляет 20 000 руб., и он имеет право на стандартный вычет по обоим детям. Рассчитаем удержания.

    Сначала определим базу для удержания: деньги удерживаются из суммы, оставшейся после уплаты НДФЛ (п. 1 ст. 99 Закона № 229-ФЗ). В нашем случае база составит 17 764 руб. (20000 − (20000 − 1400 × 2) × 13 %).

    Теперь начнем расчёт.

    1. Определим твердые суммы, которые причитаются каждому из взыскателей: супруга — 5000 руб., дочь — 4441 руб. (17 764 × 1/4), сын — 2960,67 руб. (17764 × 1/6).
    2. Общая сумма удержания 12401,67 руб. (5 000 + 4 441 + 2 960,67), что больше половины заработка (17 764 × 50 % = 8882).
    3. Удержим половину заработка (8 882 руб.) и распределим эту сумму между всеми тремя взыскателями пропорционально их требованиям:
    • доля супруги: (8 882 / (5 000 + 4 441 + 2 960,67)) × 5000 = 3 580,97 руб.;
    • доля дочери: (8 882 / (5 000 + 4 441 + 2 960,67)) × 4 441 = 3 180,62 руб.;
    • доля сына: 8 882 / (5 000 + 4 441 + 2 960,67)) × 2 960,67 = 2 120,41 руб.
    1. Поскольку дети получили меньше той суммы, которая была определена на первом шаге, то производится дальнейшее удержание в пределах 70 % заработка, т.е. удерживается еще 2 100,64 руб. ((4 441 − 3 180,62) + (2 960,67 − 2 120,41)) из возможных к доудержанию 3 552,8 руб. (17 764 × 70 % − 8882). Данные деньги отправляются только детям.

    Итого супруга получит 3 580,97 руб., дочь 4 441 руб., сын 2 690,67 руб. А работнику к выплате причитается 6 951,36 руб. И при этом у него появится задолженность по алиментам в пользу супруги в размере 1 419,03 руб.

    Если бы удержанной в пределах 70 % от заработка суммы не хватило для полного расчета с детьми, то соответствующая сумма также делилась бы между ними пропорционально их требованиям.

    Лимиты и плата за перевод сумм взыскателю

    Иногда с работника взыскивается также плата за перевод денег в пользу взыскателя: банковские и почтовые комиссии (п. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ). Удерживать их в пределах лимитов или сверх того?

    Взыскивать эти суммы за пределами лимитов нельзя (ст. 138 ТК РФ). А значит, если работник не согласен добровольно компенсировать стоимость перевода (например, подать заявление на добровольное удержание из зарплаты), то бухгалтеру придётся уменьшить сумму взыскания по исполнительному документу. В результате на стоимость перевода за работником будет образовываться задолженность по исполнительному листу — её нужно будет удержать из последующих выплат.

    Удержания из больничных

    С больничных удержания по исполнительным листам тоже проводятся: в перечне исключений — необлагаемых госпособий — пособия по временной нетрудоспособности не значатся (пп. 9 п. 1 ст. 101 Закона № 229-ФЗ). Вопрос в другом — как удерживать. Ведь сама организация выплачивает только часть пособия — за первые три дня. А за остальные дни деньги работнику присылает ФСС.

    Этот вывод подтверждают разъяснения территориальных отделений ФСС. Специалисты ФСС по Тамбовской области поясняют, что ФСС удержит деньги из пособия, если в отделение поступит исполнительный лист, судебный приказ или соглашение об уплате алиментов. Обратиться в отделение Фонда должен получатель алиментов или служба судебных приставов. Работодатель не обязан ни уведомлять ФСС об исполнительных листах, ни пересылать в отделение ФСС их копии.

    Неприкасаемый минимум

    С февраля 2022 года вступят в силу поправки в Закон № 229-ФЗ, согласно которым должники смогут защитить от взыскания доход в размере прожиточного минимума. Но подобная поблажка распространяется лишь на деньги, находящиеся на банковских счетах. К удержаниям, которые производятся бухгалтериями по месту работы, новшества не применяются.

    Таким образом, на работе бухгалтера новые правила никак не скажутся. Как и ранее, при удержании средств из зарплаты он должен будет руководствоваться требованиями исполнительного документа и применять ограничения (50 или 70 процентов) в зависимости от вида требования.

    Алексей Крайнев, налоговый юрист

    Не пропустите новые публикации

    Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

    Цели развития сервиса ФССП

    • повышение осведомленности сторон исполнительного производства;
    • повышение прозрачности работы судебного пристава для сторон исполнительного производства;
    • упрощение порядка предъявления исполнительных документов взыскателями на исполнение;
    • упрощение процесса подачи заявлений, жалоб, ходатайств в Федеральную службу судебных приставов России (ФССП).


    Новый подход к идентификации должника

    В настоящее время порядка 50% исполнительных документов, поступающих в ФССП, не содержат однозначного уникального идентификатора должника (указываются только Ф.И.О., дата и место рождения). В итоге, судебному приставу-исполнителю приходится запрашивать необходимые сведения у:

    • налоговых органов;
    • органов, осуществляющих госрегистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Росреестр);
    • других органов, обладающих соответствующей информацией.

    А это существенно увеличивает сроки исполнительного производства.

    Кроме того, законодательство РФ не предусматривает наличия у гражданина единого идентификатора. Для однозначной идентификации физлиц используют ряд идентификаторов:

    • паспортные данные;
    • ИНН;
    • страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) и др.

    Одна из причин ошибочной идентификацией должников по исполнительным производствам – указание в исполнительных документах, выданных на основании судебных решений, ограниченного перечня идентификаторов. Их просто недостаточно для однозначной идентификации гражданина при исполнении органами и организациями (в первую очередь банками и работодателями) запросов и постановлений судебных приставов-исполнителей.

    Ошибочная идентификация гражданина приводит к:

    • обращению взыскания на доходы;
    • ограничениям в отношении имущества не должников по исполнительным производствам.
    • расширен перечень требований, предъявляемых к исполнительным документам;
    • закреплена необходимость указания в них одного из уникальных идентификаторов должника-гражданина (СНИЛС/ИНН, серия и номер паспорта/ серия и номер водительского удостоверения/серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства).

    Кроме того, предусмотрено обязательное указание в заявлении о вынесении судебного приказа, судебном приказе, исковом заявлении и исполнительном документе одного из идентификаторов (см. выше во врезе).

    При отсутствии у гражданина-взыскателя возможности указать в заявлении о вынесении судебного приказа/исковом заявлении дату и место рождения, один из идентификаторов ответчика (должника) на это он указывает в заявлении. И такую информацию истребует уже суд.

    Законопроектом предусмотрено, что ФССП для выяснения идентификаторов должника и взыскателя (СНИЛС/ИНН/ серия и номера документа, удостоверяющего личность) на основании исполнительного документа у соответствующих органов может запрашивать такие сведения с использованием государственных информационных систем.

    Более того, для уведомления должника и взыскателя приставы могут запрашивать у операторов связи номера телефонов должника и взыскателя.

    Срок предоставления указанными органами и организациями запрошенных сведений – в течение 1 суток с момента поступления запроса.

    Также предусмотрено использование единой системы межведомственного электронного взаимодействия для информационного обмена с банками и иными кредитными организациями, налоговыми органами, а также органами госрегистрации прав на имущество (Росреестр и др.).

    Срок передачи банками, кто учитывает права на ценные бумаги и другим организациями сведений о должниках сократят с 7 до 3-х дней с даты получения запроса приставов. Это данные об имуществе, количестве и движении денег на счетах.

    Новый порядок принятия решений

    Если одобрят депутаты и подпишет Президент, будет предусмотрена возможность автоматического принятия решений по вопросам:

    • возбуждения исполнительного производства;
    • отказа в возбуждении исполнительного производства;
    • окончания исполнительного производства;
    • приостановления исполнительного производства;
    • прекращения исполнительного производства;
    • взыскания исполнительского сбора;
    • установления и отмены установленных для должника ограничений, запретов;
    • наложения и снятия арестов;
    • предоставления на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица отсрочки или рассрочки исполнения требований исполнительного документа;
    • обращения и отмены взыскания на денежные средства должника, а также заработную плату и/иные доходы должника.

    Новый способ оформления полномочий представителя

    Не исключено, что полномочия представителя организации на его участия в исполнительном производстве можно будет оформить электронно через ЕСИА. При этом документ нужно заверить усиленной квалифицированной подписью. Подойдёт ЭП руководителя.

    Куда внесут изменения и новые документы

    Установлен отлагательный срок вступления в силу законопроекта, развивающего идею цифрового исполнительного производства – не ранее 1 января 2022 года, а скорее несколько позже. Это связано с подготовкой соответствующей технической базы и необходимостью принятия новых нормативных правовых актов, а также изменением действующих.


    Ещё будут скорректированы:

    Кроме того, будет совершенно новая нормативка. Это приказы ФССП:

    • с требованиями к формату постановления Федеральной службы судебных приставов, вынесенного в форме электронного документа;
    • требованиями к формату электронного уведомления об исполнении постановлений, изготовленных и/или направленных для исполнения;
    • о виде электронной подписи и требованиях к форматам электронных заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб, а также электронных результатов их рассмотрения.

    Можно сделать вывод, что основная цель к 2022 году – создание электронного Реестра исполнительных документов

    Заключение

    Правительство считает, что развитие в России цифрового исполнительного производства и других изменений в этой сфере будет способствовать:

    Читайте также: