Численность профсоюза для проведения коллективных переговоров судебная практика

Обновлено: 28.03.2024

Методические рекомендации по порядку разработки проекта коллективного договора и заключению коллективного договора и Макет коллективного договора (прилагается) разработаны на основе методических рекомендаций, разработанных Министерством труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области и Федерации профсоюзов Новосибирской области и предназначены для практической помощи как профсоюзным организациям, так и работодателям при ведении коллективных переговоров по заключению коллективных договоров в организациях.

Организации могут включать в текст коллективного договора те или иные статьи нормативных правовых актов, а также положения, расширяющие социальные гарантии с учетом финансово-экономических возможностей.

Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях. Коллективный договор обособленного структурного подразделения не должен содержать нормы, ухудшающие положение работников по сравнению с коллективным договором всей организации.

Необходимость заключения коллективного договора вызвана тем, что в условиях многообразия организационно-правовых форм только коллективный договор может обеспечить защиту интересов работников и создать устойчивые отношения между работниками и работодателем организации. Только в коллективном договоре можно учесть особенности деятельности конкретной организации, использовать их ресурсы и возможности в интересах работников, развития производства. Трудовой кодекс и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие трудовые и социально-экономические отношения, предусматривают лишь минимальные гарантии для работников. Более детальное регулирование трудовых отношений переносится на уровень организации или индивидуального предпринимателя и осуществляется с помощью коллективного договора.

Сторонами коллективного договора являются работники и работодатель в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Первичные профсоюзные организации и их органы могут представлять интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем в случаях и порядке, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации.

Если переговоры по заключению коллективного договора ведет профсоюз, то работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией.

При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также, если ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников, работниками на общем собрании (конференции) тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган). Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий (ст. 31 ТК РФ).

Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями.

Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель — индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами (ст. 33 ТК РФ).

Представителем работодателя при заключении коллективного договора в филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях организации является руководитель соответствующего подразделения, а также иное лицо (например, заместитель директора, генеральный директор, член правления) уполномоченные на это работодателем. Представитель работодателя должен быть наделен соответствующими полномочиями, что отражается в приказе, доверенности, заключенном с ним трудовом договоре.

Одним из условий признания юридической силы коллективного договора является документальное подтверждение представительских полномочий сторон коллективного договора. Полномочия профсоюза представлять работников при заключении коллективного договора должны быть закреплены в уставе или положении о первичной профсоюзной организации. Полномочия иных представителей работников оформляются решением собрания (конференции) в соответствии с принятым уставом. Полномочия представителей работодателя на ведение переговоров и заключение коллективного договора должны быть зафиксированы в уставе организации либо в ином правовом акте. Подписывать коллективный договор от имени работодателя должен руководитель организации.

  1. Порядок ведения коллективных переговоров.

Инициатором коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора вправе выступать любая из сторон.

При наличии в организации двух или более первичных профсоюзных организаций ими создается единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора. Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом представитель должен быть определен от каждой профсоюзной организации (ст. 37 ТК РФ).

Образец решения профсоюзного комитета или общего собрания трудового коллектива (конференции)

Профсоюзный комитет или общее собрание трудового коллектива (конференция) постановляет:

Образец письменного уведомления

Профсоюзный комитет или общее собрание трудового коллектива (конференция) предлагает приступить к переговорам по заключению коллективного договора.

В состав комиссии от работников предлагаем следующие кандидатуры: (указываются фамилии).

Решение профсоюзного комитета или общего собрания трудового коллектива (конференции) прилагается.

Образец приказа

О начале переговоров по заключению

На основании решения профсоюзного комитета или общего собрания трудового коллектива (конференции) приказываю:

  1. Приступить к переговорам по заключению коллективного договора.
  2. Для ведения переговоров создать комиссию в составе:

От работников:(фамилии представителей)

От работодателя: (фамилии представителей)

  1. Освободить от основной работы с сохранением средней зарплаты на ___ дней (на время заседания комиссии) следующих членов комиссии: (фамилии членов комиссии).
  2. _____________________ подготовить помещение для ведения переговоров.

Согласовано: Представитель работников

Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров ответа.

Для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора стороны на равноправной основе образуют комиссию из наделенных необходимыми полномочиями представителей (ст. 35 ТК РФ). Состав комиссии, сроки разработки проекта и заключения коллективного договора, место проведения и повестка дня переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками переговоров и оформляются приказом по согласованию с представителями работников. Переговоры ведутся по плану, утвержденному комиссией, и завершаются составлением проекта коллективного договора. Работодатель обязан создать условия для работы комиссии (предоставить помещение, множительную и иную оргтехнику, средства связи).

На заседаниях комиссии ведется протокол, в котором фиксируются предложения представителей сторон и принятые решения.

В ходе переговоров представители каждой стороны вправе проводить консультации, экспертизы, запрашивать необходимые сведения, обращаться к специалистам-экспертам для поиска и выработки правильных решений.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной).

  1. Порядок разработки и заключения коллективного договора.

По завершению переговоров проект коллективного договора передается в структурные подразделения предприятия для обсуждения его содержания на собраниях трудовых коллективов. Работодатель (его представители) обязан обеспечить возможность доведения проекта коллективного договора до каждого работника. Если в ходе обсуждения поступают замечания, предложения, дополнения, то проект дорабатывается. Доработанный единый проект утверждается на общем собрании (конференции) работников организации. Подписание коллективного договора со стороны работников осуществляется представителем работников или всеми участниками единого представительного органа, то есть если при заключении коллективного договора работников представляют несколько профсоюзов, то коллективный договор подписывает каждый представитель. Со стороны работодателя подписание коллективного договора осуществляется руководителем предприятия (представительства, филиала), индивидуальным предпринимателем.

При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии ТК РФ.

  1. Содержание и структура коллективного договора.

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами самостоятельно, без вмешательства других лиц и органов. ТК РФ определен примерный перечень обязательств, которые могут включаться в коллективный договор (ст. 41). Этот перечень не является исчерпывающим, носит рекомендательный характер и имеет целью дать сторонам социального партнерства представление о возможном содержании коллективного договора.

В коллективном договоре могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями, но при определении содержания коллективного договора в конкретной организации необходимо исходить из финансовых возможностей организации и социальных проблем, актуальных для данного производства и коллектива. В случае ухудшения финансового состояния предприятия после принятия коллективного договора, работодатель может выступить с инициативой о внесении изменений и дополнений в коллективный договор. Эти изменения вносятся только по взаимному согласию в порядке, установленном коллективным договором или, если такой порядок не установлен, в порядке, установленном законодательством.

Необходимо соблюдать общие требования, предъявляемые к содержанию коллективного договора и определяющие его соотношение с иными нормативными актами. В соответствии со ст. 9 ТК РФ коллективные договоры не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, предусмотренный законодательством о труде. По сложившейся практике коллективный договор не должен ухудшать положение работников и по сравнению с соглашениями, распространяющими свое действие на данного работодателя и занятых у него работников. В коллективный договор включаются нормативные положения, если в законах и иных нормативных правовых актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре.

Устанавливается коллективным договором:

— системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных;

— системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования;

— порядок и сроки выплаты заработной платы, порядок индексации заработной платы работников;

— конкретные размеры повышения оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

— конкретные размеры оплаты труда за работу в выходные и нерабочие праздничные дни;

— конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время;

— правила внутреннего трудового распорядка;

— применение систем нормирования труда, в том числе порядок введения, замена и пересмотр норм труда;

— перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем;

— продолжительность ежедневной работы (смены);

— порядок работы в ночное время;

— порядок и условия предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков.

Условия коллективного договора, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению. (ст. 50 ТК РФ). Так же коллективный договор не должен ухудшать положение работников по сравнению с генеральным, отраслевым, региональным, территориальным соглашениями, действие которых распространяется на организацию.

Коллективный договор, заключаемый работодателем и работниками организации или индивидуального предпринимателя, распространяется на всех работников организации, индивидуального предпринимателя независимо от членства в профсоюзе и других обстоятельств, в т.ч. режима работы, характера трудовой связи. В частности, коллективный договор распространяется на совместителей, надомников, работников, заключивших срочный трудовой договор. Аналогично коллективный договор, заключенный в обособленном структурном подразделении, распространяется на всех работников соответствующего структурного подразделения. Коллективный договор распространяется также на работников, поступивших на работу после его заключения. (ст. 43 ТК РФ).

В коллективном договоре указывается момент, с которого наступает действие коллективного договора (это может быть момент подписания договора или конкретная дата) и срок на который он заключен. Коллективный договор заключается на срок не более трех лет. Заключение коллективного договора на срок более одного года оправдывает себя в условиях стабильной экономики. По истечении установленного срока стороны должны приступить к переговорам по заключению коллективного договора на новый срок или принять решение о продлении срока действия коллективного договора, но не более чем на три года. ТК РФ предусматривает право сторон неоднократно продлевать действие коллективного договора, что согласуется с практикой социального партнерства, сложившейся как в нашей стране, так и за рубежом, и будет способствовать стабильности коллективно-договорного регулирования.

  1. Внесение изменений в коллективный договор.

Изменение и дополнение коллективного договора могут осуществляться либо в процессе проведения коллективных переговоров, т.е. по правилам его заключения (ст. 37 ТК РФ), либо в порядке, установленном самим коллективным договором.

Выбор одного из двух предлагаемых рассматриваемой нормой вариантов осуществляется представителями сторон. Серьезные изменения, касающиеся принципиальных вопросов, таких как система оплаты и стимулирования труда, социальная программа организации, порядок индексации заработной платы, целесообразно вносить после проведения коллективных переговоров. Незначительные дополнения (изменения) могут быть внесены по согласованию между представителями сторон без коллективных переговоров.

На практике представители сторон поручают комиссии по ведению коллективных переговоров контролировать выполнение коллективного договора и по мере необходимости вносить в него изменения и дополнения.

  1. Контроль за выполнением коллективного договора.

В соответствии с законодательством контроль за выполнением коллективного договора осуществляется сторонами и их представителями, а также органами по труду. В коллективном договоре следует предусмотреть сроки отчета сторон (как правило, два раза в год) о его выполнении на общем собрании (конференции) работников организации, индивидуального предпринимателя с указанием органа, который будет осуществлять контроль за выполнением обязательств коллективного договора. Контроль за выполнением коллективного договора со стороны работников должен осуществлять профсоюзный комитет или иные представители работников. Выполнение обязательств, предусмотренных коллективным договором, контролируется и стороной работодателя (администрацией организации). Функции постоянного контроля за выполнением коллективного договора можно возложить на комиссию по заключению коллективного договора, куда входят представители обоих сторон.

Подписанный сторонами коллективный договор с приложениями в семидневный срок направляется работодателем, представителем работодателя на уведомительную регистрацию в орган по труду администрации муниципального образования района, городского округа по месту нахождения организации.

Уведомительная регистрация проводится для получения информации о количестве и содержании заключенных коллективных договоров и выявлении в коллективных договорах условий, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

О выявленных нарушениях орган по труду сообщает представителям сторон, подписавшим коллективный договор, для внесения необходимых изменений, а также в соответствующую государственную инспекцию труда для усиления контроля за соблюдением трудового законодательства. Государственная инспекция труда может выдавать предписание об устранении нарушения трудовых прав работников.


На практике работодатели в последние годы нечасто сталкивались с коллективными трудовыми спорами. Однако в связи с ростом забастовочного движения они снова могут стать популярными. Разберемся в том, какие споры наиболее ­распространены, в чем их причина и на чью сторону суд встает чаще всего.

К оллективные споры в практике встречаются не так часто, как индивидуальные. О чем спорят с работодателями коллективы работников сегодня и чью сторону суд признает правой, рассмотрим на примерах из практики последних лет.

Трудовое законодательство определяет коллективный трудовой спор как неурегулированные разногласия между работниками и работодателями (или представителями тех и других) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов (ст. 398 ТК РФ).

Рассмотрим коллективные споры по видам их требований на основе изучения судебной практики.

Признать ЛНА недействительным или незаконным

Нередкими стали коллективные споры относительно оспаривания законности локальных актов или их отдельных пунктов. Участником спора от имени работников выступает, как правило, профсоюз. Противником в споре может быть как работодатель, так и прокурор, защищающий ­интересы неопределенного круга лиц.

И если в первом варианте соотношения сторон одинаково возможны решения как в пользу работников (профсоюза), так и в пользу работодателя, то во втором варианте соотношения сторон (профсоюз – прокурор) можно отметить динамику решений судов в пользу требований прокурора, защищающего интересы неопределенного круга лиц, а по сути – ­просто стоящего на страже четкого исполнения закона.

Суд обязал Профессиональный союз авиаработников радиолокации, радионавигации и связи России внести изменения в устав и типовое положение о первичной организации профсоюза, приведя их в соответствие с требованиями законодательства. В частности, суд указал, что оспариваемые прокурором положения противоречат действующему законодательству в части, предусматривающей возможность объявления забастовки авиационным персоналом, осуществляющим деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения (ч. 4 ст. 37 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Жалоба профсоюза на данное решение была оставлена без удовлетворения (решение Савеловского районного суда города Москвы от 07.08.2012; апелляционное определение Московского городского суда от 28.11.2012 по делу № 11-25228).

Признать забастовку незаконной

Работники имеют право на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора (ст. 37 Конституции РФ, ч. 1 ст. 409 ТК РФ). Однако законом установлены определенные требования к порядку принятия решения об объявлении забастовки, порядку ее объявления и ­проведения (ст. 409–413 ТК РФ).

При несоблюдении указанных требований забастовка может быть признана судом незаконной (ст. 413 ТК РФ). Согласно положениям ст. 413 ТК РФ суд вправе рассматривать дела о признании незаконными забастовок – как начавшихся, так и еще не начавшихся, но объявленных. Несмотря на то что сам способ разрешения коллективного трудового спора в виде забастовки не самый популярный, однако работодатели в ситуации начавшейся или грядущей забастовки спешат в суд с ­требованиями признать забастовку незаконной.

Стоит отметить, что суды склонны признавать забастовки незаконными чаще по причине несоблюдения представительным органом работников порядка принятия решения и объявления забастовки (т.е. фактически по формальным признакам), нежели тем основаниям, что ­предусмотрены ст. 55 Конституции РФ и ч. 1 ст. 413 ТК РФ.

Работодатель обратился в суд с иском об оспаривании решения трудового коллектива об объявлении забастовки, признании забастовки незаконной. Суд установил, что забастовка была объявлена более чем за два месяца до ее проведения, что противоречит требованиям и срокам ст. 410 ТК РФ. Учитывая это, суд удовлетворил требования истца-работодателя, признав ее незаконной (решение Ленинградского областного суда от 25.01.2013 по делу № 3-5/2013).

Но не только формальные основания являются причиной признания забастовки незаконной. Бывает, что суд признает ее незаконной по причине принятия решения об объявлении забастовки неуполномоченным органом, при отсутствии достаточного количества голосов за ее проведение и пр.

Статьей 410 ТК РФ предусмотрено, что решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора. Собрание работников данного работодателя считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины от общего числа работников. Конференция работников данного работодателя считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей делегатов конференции (ч. 1 и 3 ст. 410 ТК РФ). При несоблюдении требований указанной нормы законность забастовки работодателю легко оспорить в суде.

Работодатель обратился в суд с иском о признании забастовки незаконной. Суд удовлетворил исковые требования, признав, что были нарушены требования, установленные ТК РФ для организации и проведения забастовки, что в силу ч. 3 ст. 413 ТК РФ является достаточным основанием для признания ее незаконной. Из дела видно, что решение профсоюзной организации об объявлении забастовки в порядке, предусмотренном ст. 410 ТК РФ, ни собранием, ни конференцией работников не принималось. При рассмотрении спора судом установлено, что численность работников составила более 230 человек, однако первичной профсоюзной организацией собрано 68 ­подписей работников в поддержку выдвинутых первичной профсоюзной организацией требований к работодателю, что составляет менее половины работников общества.

Кроме того, из подписных листов не следует, что работники выразили волю на объявление оспариваемой работодателем забастовки. Таким образом, как правильно указал суд в решении, оснований считать, что при направлении требований работников и предупреждении о начале предстоящей забастовки профсоюзный комитет действовал в соответствии с имеющимися у него полномочиями и в интересах всех работников предприятия, не имеется. При этом доказательств того, что первичной профсоюзной организацией принималось решение о выдвижении требований, а профсоюзным комитетом – решение об объявлении забастовки, соответствующее требованиям ст. 410 ТК РФ, ответчиками представлено не было. С учетом вышеизложенных обстоятельств суд признал забастовку незаконной, удовлетворив требования работодателя (решение Ленинградского областного суда от 22.11.2013, определение Верховного Суда РФ от 28.03.2014 № 33-АПГ14-3).

Споры и недоразумения

Довольно часто работники обращаются в суд с исковыми требованиями, по которым суд просто прекращает дело с формулировкой, что данный спор не подлежит рассмотрению как индивидуальный трудовой спор. Например, в ТК РФ отсутствуют нормы, позволяющие работнику оспорить в суде коллективный договор в порядке, установленном для разрешения индивидуальных трудовых споров.

Часть споров заключается в обращении одного работника в интересах всего трудового коллектива без наличия у него полномочий ­представителя.

Согласно ст. 399 ТК РФ правом выдвижения требований обладают работники и их представители, определенные в соответствии со ст. ­29–31 ТК РФ и ч. 5 ст. 40 ТК РФ.

Требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации, утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников, излагаются в письменной форме, ­направляются работодателю.

Статьей 37 ТК РФ предусмотрено три случая, когда профсоюзные организации выступают от имени всех работников данного работодателя:

  • когда две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного ­работодателя, создали единый представительный орган (ч. 2);
  • когда в организации действует первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников (ч. 3);
  • когда на общем собрании (конференции) работников избрана первичная профсоюзная организация, которой поручено вступить в коллективные переговоры от имени работников.

В практике можно встретить случаи, когда работник обращается в суд с иском об оспаривании локального нормативного акта работодателя (который к тому же может и не быть признан судом таковым), хотя это относится к полномочиям представительного органа работников. В подобных спорах инициатор чаще всего не обладает полномочиями выступать от имени всего коллектива либо превышает свои полномочия или явно ошибается в их объеме.

Работница обратилась в суд с иском о признании незаконным и не подлежащим применению приказа работодателя о сокращении штата работников, об отзыве уведомлений работникам об их сокращении. Исковые требования мотивировала тем, что директором предприятия издан приказ о сокращении штата работников, который является незаконным, поскольку вынесен без учета мнения выборного профсоюзного органа, без проведения переговоров с профсоюзом. Кроме того, сокращение штата имеет место в период неразрешенного коллективного трудового спора, что противоречит закону.

Отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из того, что само по себе оспариваемое решение работодателя о возможном сокращении численности или штата работников организации не является локальным нормативным актом, для принятия которого необходим учет мнения представительного органа работников. Поскольку ликвидации организации, полной или частичной приостановки производства, изменения формы собственности на предприятии не производилось, поэтому и не ­требовалось предварительное уведомление профсоюзной организации за три месяца.

Кроме того, оспариваемый приказ не нарушает прав работницы, поскольку не содержит императивных норм о расторжении с ней трудового договора. На момент рассмотрения спора не был издан приказ об увольнении истицы, поэтому работодатель не нарушил нормы ст. 415 ТК РФ о запрете на увольнение работников в связи с их участием в коллективном трудовом споре (решение Подольского городского суда Московской области от 01.06.2010; определение Московского областного суда от 14.09.2010 по делу № 33-17902).

Суд определил, что истец не является надлежащей профсоюзной организацией, которая может выдвигать требования в адрес работодателя относительно проведения коллективных переговоров, заключения или изменения коллективного договора, осуществления контроля за его исполнением от имени работников предприятия. В силу ст. 31 ТК РФ надлежащей профсоюзной организацией является только первичная организация – профсоюз машиностроителей, объединяющая более половины работников завода, являющаяся представителем стороны коллективного договора. Как видно из материалов дела, названный профсоюз машиностроителей не участвовал в принятии решений о выдвижении требований, указанных в письме истца в адрес работодателя от имени всех работников завода. Иной представительный орган, который в соответствии со ст. 31 ТК РФ мог быть сформирован для осуществления полномочий представления интересов всех работников завода, а не представления интересов их незначительной части, не избирался. При таких обстоятельствах суд отказал в удовлетворении заявленных требований (решение Коломенского городского суда Московской области от 11.05.2010; определение Московского областного суда от 01.07.2010 по делу № ­33-12897).

Как видите, в практике по-прежнему встречаются споры о признании забастовок незаконными, что свидетельствует не только о популярности такого способа разрешения коллективного спора, как забастовка, но и о постоянстве стремления работодателей признать любую ­забастовку – и только объявленную, и уже начавшуюся – незаконной.

Исходя из того, что доля индивидуальных споров, выдаваемых за коллективные (и наоборот) стала намного меньше, чем два-три года назад, можно констатировать, что уровень правовой подготовленности ­представительных органов работников стал значительно выше.

Постоянное наличие в общем составе коллективных трудовых споров, совмещающих индивидуальные и коллективные, говорит об общей непрекращающейся тенденции попыток защиты отдельными работниками интересов большинства.

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Комментарий к Ст. 37 Трудового кодекса РФ

1. Коллективные переговоры проводятся соответствующими комиссиями, формируемыми сторонами социального партнерства на равноправной основе (см. ст. 35 ТК РФ и комментарий к ней).

2. Перечень вопросов, являющихся предметом коллективных переговоров, определяется их участниками самостоятельно. Стороны должны учитывать общие правила разграничения полномочий по регулированию трудовых отношений между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, работодателями (см. ст. ст. 6 - 9 ТК РФ и комментарии к ним).

3. Участники переговоров самостоятельно определяют сроки, место и порядок их проведения. Поскольку коллективные переговоры проводятся соответствующими комиссиями, состоящими из лиц, представляющих стороны переговоров (участников переговоров), указанные решения принимаются соответствующей комиссией, определяя порядок ее деятельности.

4. При наличии на локальном уровне нескольких первичных профсоюзных организаций (двух или более), которые в совокупности объединяют более половины работников данного работодателя, эти организации для ведения коллективных переговоров вправе образовать единый представительный орган. Для создания такого органа необходимо принятие соответствующего решения выборным органом каждой из первичных профсоюзных организаций. Если какая-либо из первичных профсоюзных организаций не примет данное решение, но решения будут приняты иными профсоюзными организациями, которые в совокупности объединяют более половины работников данного работодателя, то решение о создании единого представительного органа следует считать состоявшимся.

Формирование данного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза, состоящих на учете в соответствующих организациях профсоюзов. В едином представительном органе должна быть представлена каждая профсоюзная организация, участвовавшая в создании единого представительного органа. В данном случае именно единый представительный орган может выступать инициатором проведения коллективных переговоров.

Первичная профсоюзная организация, которая объединяет более половины работников, занятых у соответствующего работодателя, может выступить инициатором коллективных переговоров вне зависимости от наличия или отсутствия иных профсоюзных организаций.

Когда в профсоюзные организации, действующие у конкретного работодателя, объединены не более половины работников либо если меньшинство работников объединено в профсоюзные организации, участвовавшие в создании единого представительного органа, решение о представительстве принимается непосредственно работниками. Для этого проводится собрание (конференция) работников, которое наделяет полномочиями на представительство в коллективных переговорах какую-либо из первичных профсоюзных организаций либо избирает иного представителя. Соответствующее решение принимается на собрании (конференции) работников тайным голосованием. Поручение представления работников первичной профсоюзной организации возможно только при наличии ее согласия, выраженного в решении выборного органа. Об ином представителе работников см. ст. 31 ТК РФ и комментарий к ней.

5. Порядок определения участников коллективных переговоров, представляющих работников, при проведении переговоров на всех остальных уровнях (федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом, территориальном) аналогичен.

Если на соответствующем уровне действует несколько профсоюзов (объединений профсоюзов), то они также могут создать единый представительный орган. Формирование такого органа осуществляется с учетом количества членов профсоюза (профсоюзов), представляемых соответствующим профсоюзом (объединением профсоюзов). Каждый профсоюз (объединение профсоюзов) должен быть представлен в данном органе. На практике формирование единого представительного органа на рассматриваемых уровнях зачастую осуществляется на основе пропорционального представительства.

Если договоренность о создании единого представительного органа между профсоюзами (объединениями профсоюзов) не достигнута, то право на ведение коллективных переговоров предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов). Не имеет значения, составляет ли данное число членов профсоюза (профсоюзов) большинство работников, занятых на соответствующем уровне: правом на ведение коллективных переговоров обладает профсоюз (объединение профсоюзов), который объединяет большее количество работников по сравнению с другими профсоюзами (объединениями профсоюзов), представляющими работников на соответствующем уровне.

Трудовой кодекс не определяет сроки, в течение которых должна быть достигнута договоренность о формировании единого представительного органа. Как следствие, отсутствует указание на время, по истечении которого наиболее представительный профсоюз (объединение профсоюзов) имеет право на самостоятельное формирование представительного органа. В данном случае следует применять аналогию закона: если единый представительный орган не создан в течение пяти рабочих дней с момента извещения иных профсоюзов (объединений профсоюзов), то ведение коллективных переговоров осуществляет профсоюз, объединяющий наибольшее количество работников.

6. Трудовой кодекс предусматривает обязанность каждой из сторон переговоров представлять другой стороне имеющуюся у нее информацию, необходимую для коллективных переговоров. Такая информация должна быть представлена не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса. Данный запрос необходимо составлять в письменной форме и направлять его другой стороне (сторонам) способом, позволяющим зафиксировать факт его получения другой стороной.

Участники переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров (эксперты, специалисты, посредники), не должны разглашать полученные сведения, если они относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой или иной). О понятии государственной, служебной и коммерческой тайны см. комментарий к ст. 57 ТК РФ. Лица, разгласившие указанные сведения, могут быть привлечены к ответственности, установленной федеральным законом. Участники коллективных переговоров, представляющие работодателя, а также состоящие в трудовых отношениях с профсоюзом (объединением профсоюзов, профсоюзной организацией), могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности (см. гл. 30 ТК РФ и комментарий к ней).

Эти и иные лица, связанные с ведением коллективных переговоров, за данное правонарушение могут быть привлечены к административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности. Статья 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусматривает ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом, при условии, что лицо, разгласившее информацию, получило к ней доступ в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей. Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб., а на должностных лиц - от 4000 до 5000 руб.

В соответствии со ст. 183 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ) к уголовной ответственности за незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую тайну, может быть привлечено лицо, которому она была доверена или стала известна по службе или работе. К этим лицам из числа участников коллективных переговоров могут быть отнесены работники, получившие доступ к соответствующей информации в силу своих трудовых обязанностей вне зависимости от их участия в коллективных переговорах. Уголовная ответственность за разглашение государственной тайны предусматривается ст. 283 УК РФ.

7. Трудовой кодекс не содержит императивных норм относительно сроков проведения коллективных переговоров, осуществляя по данному вопросу лишь косвенное регулирование. В частности, ст. 40 ТК РФ обязывает стороны коллективных переговоров по заключению коллективного договора по истечении трех месяцев со дня начала коллективных переговоров подписать коллективный договор на согласованных условиях. Однако подписание коллективного договора не является основанием для прекращения переговоров, которые могут продолжаться относительно существующих разногласий.

Косвенным ограничителем срока проведения коллективных переговоров выступает также трехмесячный срок освобождения от основной работы лиц, в них участвующих (см. ст. 39 ТК РФ и комментарий к ней).


Социальное партнерство коллективный договор подразумевает как основную форму взаимодействия между работниками и работодателем. Рассмотрим, как оформляют при социальном партнерстве коллективный договор.

Назначение коллективного договора

Среди форм социального партнерства (ст. 27 ТК РФ) коллективный договор назван в числе основных документов, составляемых и принимаемых в результате переговоров между работниками и работодателем по вопросам, регулирующим их взаимодействие в сфере трудовых взаимоотношений.

Колдоговор, содержащий дополнительные по отношению к положениям ТК РФ правила взаимодействия между работодателем и работником, не может быть направлен на ухудшение положения работников (ст. 41 ТК РФ), поэтому устанавливает только такие нововведения, которые это положение с согласия работодателя улучшают.

В нем могут отражаться, например, вопросы, касающиеся:

  • дополнительных отпусков;
  • повышенных размеров пособий;
  • дополнительных гарантий по обучению работников;
  • питания за счет работодателя;
  • льготной системы оплаты проезда к месту проведения отпуска.

Этот документ обычно единый для 1 работодателя, но возможно его создание:

  • для отрасли в целом, к которой относится работодатель;
  • каждого из обособленных подразделений, входящих в структуру работодателя.

Оформление колдоговора зависит от волеизъявления сторон и обязательным не является. Большинство организационных моментов, отражаемых в нем, можно решить с помощью системы организационно-распорядительных документов иного характера: положений, приказов.

На нашем форуме можно обсудить вопрос, возникший у вас по применению любого нормативного документа в сфере трудового законодательства. Так, в этой ветке можно просмотреть обсуждение: обязателен ли коллективный договор для небольших организаций.

Особенности формирования колдоговора

Все основные характеристики документа (его объем, содержание, форму, наличие приложений) стороны переговоров определяют сами в зависимости от целей создания и круга вопросов, попадающих в него.

Чаще всего в колдоговоре отражаются положения, устанавливающие:

  • систему оплаты труда и определяющие ее параметры;
  • возможность выплаты дополнительных компенсаций и пособий;
  • возможность индексации зарплаты в зависимости от роста уровня инфляции;
  • систему премирования;
  • возможность систематического повышения квалификации, получения дополнительного образования и систему материальной поддержки этих процессов;
  • режим труда и отдыха, в т. ч. наличие дополнительных отпусков и их продолжительность;
  • систему мероприятий, дополнительно влияющих на условия охраны труда;
  • льготы по предоставлению питания, служебного транспорта, возможности проведения отпуска;
  • иные гарантии в части защиты интересов работников и членов их семей;
  • круг условий, при выполнении которых работники отказываются от организации забастовок;
  • систему контроля из исполнением колдоговора, ответственность сторон за неисполнение, условия работы представителей работников, порядок внесения изменений в колдоговор и предоставления информации по нему членам коллектива;
  • иные моменты, определенные сторонами переговоров.

Процедурные вопросы

Разработка колдоговора осуществляется комиссией, составленной из представителей работников и работодателя, в порядке, установленном ими самими (ст. 42 ТК РФ). На этот процесс им отводится не более 3 месяцев (ст. 40 ТК РФ).

Разработка и согласование документа становятся результатом коллективных переговоров, ведущихся членами комиссии по вопросам, которые планируется включить в колдоговор. Если по всем вопросам согласие достигнуто, документ подписывается сторонами переговоров и считается заключенным. Если стороны не пришли к согласию по каким-либо вопросам, он подписывается в согласованной части, а по разногласиям составляется соответствующий протокол.

В дальнейшем эти разногласия сторонам придется урегулировать путем проведения последовательно таких процедур (гл. 61 ТК РФ), как:

  • рассмотрение примирительной комиссией;
  • проведение переговоров с участием посредника;
  • вынесение спора на трудовой арбитраж.

Действие заключенного колдоговора распространяется на всех работников соответствующего работодателя (отрасли, подразделения) и продолжается не более 3 лет (ст. 43 ТК РФ). Начинает он действовать либо с даты подписания, либо со дня, специально оговоренного в тексте документа.

По согласованию сторон колдоговор может быть:

  • продлен на срок не более 3 лет;
  • изменен и дополнен.

Не требуется менять его:

  • при изменении наименования работодателя или типа госучреждения;
  • реорганизации работодателя, проведенной как преобразование;
  • смене руководителя работодателя.

Он сохраняет свое действие на протяжении процедур:

  • реорганизации, проводимой как слияние, присоединение или разделение;
  • ликвидации.

При смене собственника колдоговор действует не более 3 месяцев с даты такого изменения. По истечении этого срока, так же как и по завершении реорганизации, проведенной как слияние, присоединение или разделение, договор может быть:

  • заключен в иной редакции;
  • продлен на срок не более 3 лет.

Итоги

Колдоговор — важная составляющая взаимоотношений между работниками и работодателем. Он позволяет не только упорядочить ряд организационных вопросов, но и предоставить работнику некоторые льготы, гарантии и доплаты, увеличивающие его заинтересованность в работе у работодателя, заключившего с работниками такой договор.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: