Чем занимается суд ес

Обновлено: 15.05.2024

Люди во все времена стремились к объединению. Этот факт подтверждается длительной историей становления государств, родившихся из некогда существовавших племенных семей или общин. С течением времени расширение социальных формаций доказало эффективность людских объединений, которая проявляется в процессе регулирования общественных отношений. Но координирование деятельности масс – это не столько теоретический, сколько практический вопрос, требующий глубокой оценки и оперативного решения.

Суть в том, что общество не является однородным. В него входят люди разных этнических групп, верований, рас и т.п. Управление ими должно осуществляться на основе всеобщего влияния. Другими словами, координировать необходимо все общество в целом, а не его отдельные группы. Долгое время люди не могли найти подходящий регулятор социальных отношений. Однако таковым стало право, эффективность которого возрастает с каждым днем.

Стоит отметить, что в современном мире право приобрело несколько видовых ответвлений. Помимо этого, представленная категория распространяет свое действие на различных субъектов. Достаточно интересным является право ЕС (Европейского Союза). Эта структура объединяет в своем составе большое количество нормативных правил. При этом в ЕС разработан довольно мощный механизм защиты субъектов права от любого рода нарушений. Данную задачу осуществляет Суд Европейского союза, об особенностях и деятельности которого пойдет речь далее в статье.

суд европейского союза

ЕС – понятие и состав

Суд Европейского союза – это лишь орган, существование которого обусловлено наличием обширной супергосударственной структуры. Таковой на сегодняшний день является Европейский союз. По своей сути, ЕС – это экономико-политическое объединение стран, которое было создано для координации общей деятельности и достижения определенных целей.

Организационная эффективность Европейского союза находится на довольно высоком уровне. Другими словами, страны ЕС, список которых представлен ниже, выигрывают от участия в объединении, так как оно прямо влияет на их экономический статус. К тому же участие в Союзе подразумевает наличие открытых границ, что существенно облегчает международную торговлю.

Итак, в ЕС на сегодняшний день входят такие страны:

  • Австрия.
  • Бельгия.
  • Болгария.
  • Великобритания.
  • Венгрия.
  • Германия.
  • Греция.
  • Дания.
  • Ирландия.
  • Испания.
  • Италия.
  • Кипр.
  • Латвия.
  • Литва.
  • Люксембург.
  • Мальта.
  • Нидерланды.
  • Польша.
  • Португалия.
  • Эстония.
  • Румыния.
  • Словакия.
  • Словения.
  • Финляндия.
  • Франция.
  • Швеция.
  • Чехия.

Что касается деятельности упомянутого объединения, то она является регулируемой. Право ЕС затрагивает большую часть вопросов, которые возникают в процессе повседневной деятельности экономико-политической структуры. Поэтому для более детального её изучения необходимо разобраться в особенностях юридической системы категории.

право ес

Право Европейского союза

Страны ЕС, список которых постоянно пополняется, в своей деятельности регулируются специальными юридическими нормами. Таким образом, право Европейского союза – это специфическая по своей сути система, которая влияет на процесс евроинтерграции стран участниц объединения, а также отвечает за эффективность функционирования его властных структур.

Существует несколько точек зрения по поводу принадлежности данной категории. Многие ученые утверждают, что право ЕС – это самостоятельная система, которая объединяет в себе ключевые юридические аспекты как международной системы, так и систем государств-участниц. Другие представители науки говорят о существовании категории на уровне международного института. Но, как бы там ни было, отрицать самостоятельность права ЕС нельзя по нескольким причинам:

  • оно имеет собственную структуру;
  • право Евросоюза базируется на определенных принципах;
  • его действие распространяется на конкретных участников;
  • право ЕС закреплено в отдельной законодательной базе.

Как мы понимаем, наличие юридической системы обуславливает необходимость правосудия, которое будет защищать возможности его субъектов. В Европейском союзе существует система правосудия, действенность которой проявляется в работе специальной инстанции.

страны ес список

Институт судебной власти Европейского союза

Конечно, управление 28 странами, входящими в состав ЕС, невозможно без наличия специальных органов, в задачи которых входит решение определенных споров. Другими словами, в любой структуре должен присутствовать институт правосудия.

Если говорить конкретно о Европейском союзе, то в этом объединении подобный институт существует и, что самое главное, функционирует много лет. Его история начинается с 1952 года, когда был основан Суд Европейского объединения угля и стали. Позднее данный орган был переименован в Суд Европейских сообществ. За время своего существования инстанцией было рассмотрено большое количество дел различного характера. На сегодняшний день Суд Европейского союза, точнее, его деятельность регулируется нормами Лиссабонского договора, датируемого 2007 годом. В соответствии с этим нормативным актом представленный орган имеет свою компетенцию и определенные функции. Месторасположением Суда Европейского союза является город Люксембург.

месторасположением суда европейского союза является город

Состав ведомства

Каждый из представленных элементов отвечает за рассмотрение или же ведение дел определенного характера. Этот же факт обуславливает наличие различных функций в каждом отдельном случае.

полномочия суда европейского союза

Суд как основной элемент институт правосудия ЕС

Город Люксембург является местом расположения основного ведомства, которое уполномочено рассматривать споры в пределах возможностей, делегированных Европейским союзом. Суд данного формирования представляют собой высшую инстанцию в системе института правосудия ЕС. Заседания суда проводятся в двух обусловленных организацией формах: пленарные и в палатах. Компетенция органа является достаточно широкой на сегодняшний день. Этот факт обусловлен громоздкостью экономико-политической структуры Европейского союза и его нормативной базы. Руководство органом осуществляется председателем, которым на сегодняшний день является Кун Ленартс.

Структура Суда

Представленный орган является систематизированным. Его организационная структура состоит из трех основных элементов. Первым является председатель. Это должностное лицо объединяет в себе функции целого института управления Судом Европейского союза. Он избирается на 3 года посредством тайного голосования участников инстанции. Основной задачей председателя является распределение дел между структурными подразделениями суда и координация их производства. Структурными элементами также являются палаты и пленумы. Они существуют для повышения оперативности рассмотрения производств. При этом наиболее важные дела разбираются именно на заседаниях пленума.

Состав органа

Конечно, город Люксембург известен благодаря судьям, а не самой инстанции. Ведь именно они реализуют определенные функции и задачи в рамках своих полномочий. Состав Суда довольно обширный. В нем работает 28 членов на сегодняшний день, то есть по одному человеку от каждой страны-участницы Евросоюза. Помимо этого, существует такая должность, как генеральный адвокат. Их в составе Суда ЕС предусмотрено 8 человек. Следует также отметить наличие аппарата и судебного секретаря в структуре органа.

институт судебной власти европейского союза

Полномочия Суда Европейского союза

Любой орган власти имеет ряд основных направлений деятельности, которые нужно в обязательном порядке реализовать. Но для этого ведомство наделяется определенными полномочиями, то есть свободой действия в той или иной сфере. Суд Европейского союза в данном случае не является исключением. Он также наделен рядом полномочий, которые обуславливают наиболее важные функции органа. Полномочия закреплены в Договоре о Европейском союзе. Согласно его положениям, Суд имеет право:

  • рассматривать исковые заявления стран-участниц по факту нарушения иными подобными субъектами прав, предписанных нормативными актами ЕС;
  • контролировать деятельность основных институтов Европейского союза на предмет компетентности и законности при решении определенных вопросов;
  • толковать нормы права ЕС по просьбе заинтересованных сторон;
  • оценивать законность нормативных актов, выдаваемых органами объединения, а также их эффективность в процессе регулирования тех или иных отношений;
  • рассматривать возникающие споры между непосредственно Европейским союзом как целостным субъектом и его отдельными элементами;
  • выдавать заключения консультативного характера по тем или иным международно-правовым договорам;
  • производить кассацию на решения Трибунала.

Обращение в орган

Как мы видим, деятельность судебной инстанции Европейского союза включает массу интересных моментов. Широта его компетенции поясняется огромной территорией объединения и наличием большого количества участников, которые являются, в свою очередь, сформированными и самостоятельными странами. При этом деятельность суда распространена строго на субъектов ЕС. Другими словами, жалоба в Европейский Суд может быть подана лишь той стороной, которая входит в объединение. Этот специфический фактор является одной из главных особенностей упомянутой в статье системы органов.

Основные сведения о Трибунале

Государства Европейского союза вправе обращаться в специальный орган системы правосудия объединения. Таковым можно назвать Трибунал. Несмотря на свое звучное название, орган не рассматривает дела, связанные каким-либо образом с войной и т.п. Тем не менее полномочия Трибунала не менее широкие, нежели у Суда ЕС. В своей деятельности элемент осуществляет рассмотрение дел о возмещении убытков, об анализе правомочности и законности актов органов ЕС, о возникших спорах о бездействии определенных институтов объединения и Европейского центрального банка и т.п. Компетенция Трибунала закреплена различными договорами объединения, что говорит о её легитимности.

государства европейского союза

Что такое специализированный трибунал?

Заключенный в 2001 году Ниццкий договор предусматривает существование еще одной инстанции правосудия в ЕС. Специализированные трибуналы представляют собой специфические органы, занимающиеся рассмотрением особых дел. Как правило, таковыми являются споры, возникающие в сфере службы и по вопросам интеллектуальной собственности. Таким образом, деятельность специализированных трибуналов имеет особый характер и распространяется на ограниченный круг функциональных вопросов.

Существует ли 4-й элемент системы правосудия ЕС?

Многие ученые свидетельствуют о том, что структура специальных органов в Европейском союзе имеет в своем составе большее число элементов, нежели те, которые закреплены в положениях официальных документов. На сегодняшний день многие правоведы причисляют к судебной системе ЕС национальные органы правосудия стран-участниц. Данный вопрос является действительно спорным, так как в числе полномочий титульных ведомств Европейского союза нет координации национальных судов.

Заключение

Итак, мы рассмотрели понятие, особенности и полномочия Суда Европейского союза, которые предусмотрены действующими нормативными документами этого объединения. В данном случае нужно отметить, что деятельность представленного органа ЕС хоть и является урегулированной и эффективной, она все равно требует внесения определенных изменений и модернизации.

Орган наднационального правосудия со штаб-квартирой в Люксембурге следит за единым толкованием правил и норм Евросоюза. Он состоит из трех палат.

Здание Суда Европейских сообществ в Люксембурге

Название "Суд Европейских сообществ" досталось наднациональному органу правосудия ЕС в наследство от Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по атомной энергии, учрежденных в 1957 году. Для них он был общим судебным органом, уже тогда имевшим штаб-квартиру в Люксембурге. В связи с поставленными перед Судом Европейских сообществ задачами многие называют его Европейским судом или Судом ЕС.

Однако главная трудность для стороннего наблюдателя состоит в том, чтобы не перепутать Суд Европейских сообществ в Люксембурге с Европейским судом по правам человека в Страсбурге. Ведь Страсбургский суд следит за исполнением Европейской конвенции о защите прав человека государствами, ее подписавшими.

Палаты Суда Европейских сообществ

В здании Суда Европейских сообществ

В здании Суда Европейских сообществ

Суд Европейских сообществ был учрежден в 1951 году вместе с созданием Европейского объединения угля и стали, положившего начало нынешнему Евросоюзу. За шесть десятилетий эта организация выросла с шести до 28 членов, намного шире стали ее полномочия. Чтобы "разгрузить" Европейский суд, который начал свою работу в 1952 году, в помощь ему в 1988 году был учрежден Суд или Трибунал первой инстанции Европейских сообществ. Его первое заседание состоялось в 1989 году.

Суд Европейских сообществ следит за единообразным толкованием и соблюдением правил и норм, принятых в ЕС. Кроме того, он призван разрешать споры между органами Евросоюза, между органами ЕС и государствами-членами, организациями или между странами Евросоюза.

В Суде первой инстанции Европейских сообществ рассматриваются иски стран ЕС против Европейской комиссии или против некоторых правовых актов Европейского Совета (в него входят главы государств и правительств стран ЕС). В суд первой инстанции могут обратиться граждане и юридические лица с иском против решений или упущений органов ЕС.

Symbolbild Hammer im Gerichtssaal

Пример тому - жалоба концерна Microsoft на штраф в размере 497 миллионов евро, наложенный на него Еврокомиссией за злоупотребление позицией безусловного лидера на европейском рынке программного обеспечения. В сентябре 2007 года Суд первой инстанции Европейских сообществ подтвердил правомочность этого штрафа.

В обеих палатах Европейского суда работают 28 судей (по одному из каждой страны ЕС). Кроме того, членов непосредственно Суда Европейских сообществ поддерживают 8 генеральных адвокатов.

Еще одной палатой Европейского суда в Люксембурге является учрежденный в 2004 году Европейский трибунал гражданской службы, разрешающий споры между органами ЕС и их сотрудниками.

Контекст

Справка: Суд Европейских сообществ работает не только для граждан ЕС

Суд Европейских сообществ известен как Европейский суд и как Суд ЕС. Орган наднационального правосудия работает в Люксембурге и следит за единым толкованием правил и норм Евросоюза, которые касаются не только граждан ЕС. (07.04.2010)

В Брюсселе не верят, что Янукович сможет добиться отмены санкций

Требуя разморозить активы в странах ЕС, соратники Януковича повторяют путь окружения экс-президента Египта Мубарака, которому добиться этого не удалось. (06.08.2014)

Янукович намерен доказать в суде ЕС, что он "легитимный президент"

Экс-президент Украины Виктор Янукович, который скрывается в России, требует в суде ЕС признать его отстранение от должности незаконным и отменить санкции Евросоюза против него. (04.08.2014)

Европейский суд: хранение телекоммуникационных данных противоречит праву ЕС

Европейский суд в Люксембурге объявил, что телекоммуникационные компании не имеют права хранить данные пользователей в течение продолжительного времени. (08.04.2014)

Также по теме

Brüssel, Europaviertel, Europäische Kommission, Berlaymont-Gebäude Das 1963 bis 1967 erbaute Berlaymont-Gebäude in Brüssel ist der Sitz der Europäischen Kommission. Es liegt am östlichen Rand der Stadt Brüssel an der rue de la Loi/Wetstraat. *** Brussels Europaviertel European Commission Berlaymont building The Berlaymont building in Brussels, built 1963 to 1967, is the seat of the European Commission It is located on the eastern outskirts of the city of Brussels on rue de la Loi Wetstraat

Еврокомиссия запускает юридическую процедуру в отношении Польши 22.12.2021

У Польши есть два месяца, чтобы ответить на письмо с официальным уведомлением Еврокомиссии. В Брюсселе считают, что постановления КС Польши нарушают "общие принципы автономии и примата права ЕС".

Verfassungsgericht der Republik Ungarn in Budapest, Ungarn *** Constitutional Court of the Republic of Hungary in Budapest Hungary PUBLICATIONxINxGERxSUIxAUTxHUNxONLY 1065515819

Конституционный суд Венгрии подтвердил верховенство права ЕС 10.12.2021

Премьер-министр Венгрии Орбан требовал от Конституционного суда страны признать незаконность решения Европейского суда по беженцам.

15.06.2019 Ein Schild mit der Aufschrift «Cour de Justice de l

Суд ЕС счел законным включение ХАМАС в список террористических организаций 23.11.2021

Суд в Люксембурге постановил, что более низкая инстанция - Европейский суд общей юрисдикции - допустила ошибку, отменив четыре акта Совета ЕС по ХАМАС.

Создание Европейского суда по правам человека связано с обеспечением исполнения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой в 1950 г.

ЕСПЧ – международная судебная инстанция по рассмотрению обращений, связанных с нарушением прав человека.

В 1959 году был основан Европейский суд по правам человека, компетенция суда позволяет рассматривать жалобы граждан государств, членов Совета Европы, а также государств, ратифицировавших Европейскую конвенцию. Судебный орган находится во Франции в г. Страсбурге. В компетенцию европейского суда по правам человека входит вынесение постановлений в отношении жалоб, поданных индивидуальными заявителями или государствами о нарушении Конвенции.

Структура ЕСПЧ

Количество судей должно быть равно количеству участников Конвенции. ЕСПЧ состоит из 47 судей. Протокол № 14 гласит, что судьи могут быть избраны на 9 лет. Судейский состав избирается ПАССЕ из перечня, включающего три кандидатуры, который подает каждое государство

Вспомогательным органом суда является Секретариат ЕСПЧ. В состав Секретариата входят юристы, администрация, технические работники, переводчики.

На должность судей избираются люди с высокими моральными качествами и высоким уровнем профессионализма, обладающие общепризнанным авторитетом Судьи не могут быть переизбраны на другой период.

Дела в суде рассматривают Комитеты, куда входят три судьи, Палаты, куда входят семь судей и Большая палата, состоящая из семнадцати судей.

В Суде проходят Пленарные заседания, куда приглашаются все судьи Суда. В компетенции Пленарного заседания находятся: выборы Председателя, его заместителей, Председателей палат, а также утверждение состава палат, выборы Грефье и его заместителей.

Грефье – должностное лицо Суда, в обязанности которого входит составление официальных отчетов, редактирование документов. Это секретарь высших судебных мест.

В суде работают четыре секции, образованные на Пленарном заседании. Рассмотрением дел и вынесением решений по существу занимаются Палаты Суда и Большая палата.

Дело для рассмотрения передается в одну из Секций, которая, в свою очередь, образует Палату, куда входят Председатель Секции, судья от страны – стороны по делу, и пять человек, представителей секции, назначенных председателем.

Для рассмотрения дел в Большой палате необходимо присутствие судьи от страны, необходимого количества судей. Председательствует в Большой палате Председатель Суда или его заместитель. В юрисдикции Большой палаты находятся самые сложные дела ЕСПЧ.

Комитеты образуются сроком на один год и решают вопросы о приемлемости жалобы по требованиям Конвенции. Задачей Комитетов является не рассмотрение жалобы по существу, а проверка по критериям. Три судьи принимают решения по типовым делам, где правоприменение Суда явно прослеживается.

Суд может обратиться с просьбой к Комитету об уменьшении числа судей в палате для более продуктивного рассмотрения дел.

Грефье руководит деятельностью Секретариата ЕСПЧ, ведущего переписку с заявителями, помогающего судье-докладчику по делу.

Россия ратифицировала Протокол № 14 к Конвенции в 2010 году, в него внесены изменения в контрольный механизм Конвенции. Применение Протокола осуществляется наряду с процедурами совершенствования функционирования ЕСПЧ для укрепления стабильности его Регламента. Комитеты министров Совета Европы контролируют использование финансовых средств и обеспечение подбора персонала Секретариата.

Процессуальные нормы рассмотрения жалоб в ЕСПЧ принимаются в форме международного договора, подлежащего ратификации, или выраженным государственным согласием на его обязательность.

Если Россия является одной из сторон спора, а судья – не член Комитета, Россия имеет право требовать предоставления судье возможности замещения одного из членов Комитета.

Компетенция ЕСПЧ

В компетенцию суда входит прием жалоб от физических лиц, неправительственных организаций, групп частных лиц, которые стали объектами нарушений Конвенции. Суд не всегда считает дело подлежащим рассмотрению, лишь после использования всех внутренних средств защиты с точки зрения права. Здесь действует критерий исчерпанности.

По отношению к России ЕСПЧ признал достаточным для подачи жалобы рассмотрение дела судом первой и кассационной инстанций, надзорная инстанция эффективной не признана.

В Конвенции сказано, что Суд может принять дело к рассмотрению в течение полугода с момента принятия решения национальным судебным органом. Данный срок является пресекательным и лишает возможности рассчитывать на объявление жалобы приемлемой. Бывают отдельные случаи, когда ЕСПЧ принимает жалобу без вступившего в силу решения национального суда, если судопроизводство затягивается намеренно.

В полномочия Европейского суда по правам человека входит не принимать жалобу, если она анонимна или аналогична уже рассмотренной жалобе. Суд может объявить неприемлемой любую жалобу индивидуального порядка, если она несовместима с положениями Конвенции.

Если Суд определил жалобу приемлемой он:

  • рассматривает дело с представителями заинтересованных сторон, осуществляет расследование, если это необходимо;
  • способствует миролюбивому решению вопроса на основе положений Конвенции.

Заседания Суда носят открытый характер. Если дело рассматривается против государства, в заседаниях должен принимать участие судья от этого государства. Лица – участники судебных заседаний ЕСПЧ обеспечены иммунитетом от судебного разбирательства.

Страны не препятствуют поездкам участников с целью присутствия в Суде и их возвращению.

Руководствуясь положениями Конвенции Суд может объявить о ее нарушении. Если внутреннее право высокой договаривающейся стороны может устранить это нарушение лишь частично, Суд имеет право присудить компенсационные выплаты потерпевшей стороне.

По просьбе Комитета министров ЕС суд может вынести консультативное заключение, касающееся толкования положений Конвенции. Решение Суда является окончательным и не обжалуется.

Если нарушение, которое признано судом, продолжает иметь негативные последствия для заявителя, принимаются индивидуальные меры во внутреннем праве. Государство-ответчик возмещает расходы заявителя, возобновляет разбирательство по делу.

В 2004 году Комитетом министров ЕС была принята Декларация, в которой сказано об обеспечении эффективности исполнения Конвенции на национальном и европейском уровнях. Исполнение решения Суда контролируется Комитетом министров.

Государства имеют обязательства исполнять решения ЕСПЧ в добровольном порядке. Они принимают меры индивидуального и общего характера. Если Комитет министров констатировал факт отказа государства от исполнения решения Суда, он фиксирует невыполнение обязательств.

Меры общего характера сложны в определении и осуществлении. Чтобы решение ЕСПЧ было исполнено, а меры общего характера приняты, необходима большая аналитическая работа с целью выявления причин, которые привели к нарушениям. Это могут быть противоречия между законодательством и Конвенцией, отступление от законодательства, присутствие субъектного фактора.

Постановления Суда

Относительно правовой природы постановлений Суда одни ученые признают их прецедентный характер, другие настаивают на идеологическом компоненте, в виде рекомендаций национальным органам. Постановления ЕСПЧ не являются прецедентными.

Прецедент – это решение суда или административного органа по конкретному делу, которое создает новую норму права, становящуюся обязательной при рассмотрении аналогичных ситуаций.

Индивидуальность, новизна, обязательность – признаки, характеризующие прецедент как источник права.

Российская Федерация признает юрисдикцию Европейского Суда обязательной.

Высокие договаривающиеся стороны обязаны исполнять постановления Суда, где они являются сторонами.

ЕСПЧ не является создателем новых норм права, он проверяет соблюдение Конвенции и обязательств, взятых на себя государствами. Постановления ЕСПЧ не являются источником права.

В статье про судебные инстанции ( здесь ) были рассмотрены только инстанции, которые существуют в РФ. В целом во всех государствах схожая ситуация по инстанциям, но есть один суд, который стоит над остальными, и к которому прислушиваться должны все государства (которые члены Совета Европы) без исключения.

Это Европейский суд по правам человека (англ. European Court of Human Rights, или фр. Cour européenne des droits de l’homme).

Несколько фото ЕСПЧ

Чем же он так примечателен и чем заслужил такое право быть над всеми?

Об этом и статья.

Общая информация

Европейский суд по правам человека (он же ЕСПЧ) - это международный судебный орган Совета Европы, созданный в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (кому интересно, ссылка на текст Конвенции здесь ). Суд контролирует соблюдение прав и основных свобод человека всеми государствами участниками путем рассмотрения жалоб на их нарушения. ЕСПЧ является высшей судебной инстанцией по вопросам соблюдения государствами участниками своих обязательств в соответствии с Конвенцией.

Число судей равно числу стран-участников, то есть на данный момент 47 судей (по одному судье от каждой страны). Судьи избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы и имеют срок полномочий 9 лет.

Страны-участники: Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Молдавия, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сан-Марино, Северная Македония, Сербия, Словакия, Словения, Соединенное королевство (это Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия), Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония.

История создания ЕСПЧ

4 ноября 1950 года в Риме десятью государствами-членами Совета Европы (Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Франция) была принята Конвенция о защите прав человека и основных свобод (вступила в силу 3 сентября 1953 года).

21 января 1959 года для обеспечения соблюдения обязательств по Конвенции был создан Европейский суд по правам человека (есть сведения и о других датах создания и открытия суда) для рассмотрения жалоб о нарушениях Конвенции.

Изначально существовало три органа (Европейская комиссия по правам человека, сам Европейский суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы). С 1 ноября 1998 года Европейская комиссия и Европейский суд были объединены, в Европейский суд по правам человека, который существует и по сей день.

Месторасположение ЕСПЧ - Дворец прав человека в Страсбурге (Франция) , где расположен и Совет Европы.

Юрисдикция ЕСПЧ распространяется на РФ с 5 мая 1998 года.

Чем именно занимается ЕСПЧ?

Чтобы понять функции ЕСПЧ, надо вспомнить о Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

А именно, что это за Конвенция и почему она так важна для ЕСПЧ, если даже сам суд образован в соответствии с этой Конвенцией?

Конвенция устанавливает неотъемлемые права и свободы каждого человека и обязывает страны, ратифицировавшие (то есть принявшие) эту Конвенцию, гарантировать признанные права каждому человеку, который является их поданным.

И в соответствии с этой Конвенцией в ведении ЕСПЧ находятся все дела по вопросам, касающиеся применения положений Конвенции.

  • межгосударственные , то есть любая из стран-участников может передать в ЕСПЧ вопрос о предполагаемом нарушении положений Конвенции;
  • индивидуальные , то есть от любого гражданина, являющегося поданным любой страны-участника, либо от неправительственной организации или группы частных лиц, которые полагают, что их права нарушены по тем вопросам, которые признаны Конвенцией;
  • консультативные заключения , то есть вопросы толкования положений Конвенции (как в РФ Конституционные Суды).

Вообще перечень вопросов, рассматриваемых ЕСПЧ, достаточно обширен, и по видам нарушений принято выделять такие группы:

Личные права:

  • право на жизнь;
  • запрещение смертной казни;
  • запрещение пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращение или наказание человека;
  • запрещение рабства и принудительного труда;
  • право на уважение частной жизни;
  • право на имущество;
  • право на свободу передвижения;
  • право на вступление в брак и создание семьи;
  • право на образование;
  • право на свободу мысли, совести и религии.

Социально-политические права:

  • право на свободу слова, свободу выражения мнения и информации;
  • право на свободу собраний и объединений в общественные организации, право на создание профсоюзов;
  • право на свободные выборы;
  • запрещение высылки граждан из своей страны;
  • запрещение массовой высылки иностранцев;
  • запрещение дискриминации в пользовании правами;
  • запрещение злоупотребления правами;
  • права иностранцев.

Судебно-процедурные права:

  • право на свободу и личную неприкосновенность;
  • право на справедливое судебное разбирательство;
  • наказание исключительно на основании закона;
  • запрещение лишения свободы за долги;
  • запрещение применения обратной силы закона;
  • право на эффективные средства правовой защиты;
  • право на обжалование приговоров, право не быть судимым или наказанным дважды;
  • право на компенсацию в случае судебной ошибки (реабилитация).

Хочу напомнить, что РФ ратифицировала Конвенцию в 1998 году. То есть, приняла и утвердила все ее положения, в том числе и перечисленные. Вообще Конвенция достаточно интересная, полезно знать.

Как обратиться в ЕСПЧ?

Как правило, ЕСПЧ принимает дело к рассмотрению только в том случае, если заявителем были исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты (в РФ это суды первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, подробнее в статье про инстанции, здесь ), и в течение 6 месяцев с даты принятия последнего судебного акта.

Жалоба в ЕСПЧ подается в письменной форме в одном экземпляре, содержащем подлинную подпись заявителя или его представителя (анонимные жалобы к производству не принимаются. Если жалобу подписывает представитель, к жалобе обязательно должен быть приложен подлинник доверенности). Остальные документы представляются в копиях. К жалобе следует прилагать только те документы, которые имеют непосредственное отношение к жалобе.

По общему правилу датой подачи жалобы в ЕСПЧ является дата сдачи жалобы в почтовую организацию, которая определяется по почтовому штемпелю на конверте.

Как правильно составить жалобу?

Жалобу надо составлять на специальном формуляре (формуляр на русском языке здесь ). Жалоба должна содержать всю информацию, которая предусмотрена в соответствующих разделах жалобы.

Есть правила для составления индивидуальных жалоб, в соответствии с которыми в жалобе должны быть обязательно указаны:

  • полное ФИО, дата рождения, гражданство, пол, род занятий, адрес заявителя;
  • полное ФИО, род занятий, адрес представителя, если подписывает жалобу представитель;
  • наименование стран-участников Совета Европы, на действия которых подана жалоба;
  • краткое изложение фактов;
  • краткое изложение предполагаемого нарушения Конвенции и доказательства этого;
  • краткое подтверждение того, что соблюдены условия для подачи жалобы (прошли все инстанции и не прошло 6 месяцев с даты принятия последнего судебного акта);
  • цель жалобы (что хочет заявитель, или как устранить нарушение его прав);
  • в приложении обязательно должны быть копии судебных и иных решений, связанные с целью жалобы.

В случае несоблюдения жалобы этим требованиям, жалоба не принимается к рассмотрению. Однако есть исключения, в части личных прав (право на жизнь, запрещение пыток, рабства, принудительного труда, и право на свободу и личную неприкосновенность). В таких случаях все правила оформления жалобы соблюдать не обязательно (но желательно).

В случае принятия жалобы к производству, все судебные процедуры должны быть на одном из официальных языков суда (английский или французский). До принятия жалобы к производству сама жалоба и общение с судом может быть как на официальном языке суда, так и на одном из официальных языков стран-участников Совета Европы (для РФ - русский). По ходатайству суд может разрешить при рассмотрении дела использовать и далее официальный язык одной из стран-участников (РФ - русский).

Судебные акты ЕСПЧ

По результатам рассмотрения жалоб ЕСПЧ принимает решения (в виде постановлений), в которых делает вывод о том, имело ли место нарушение прав, признанных Конвенцией.

Если нарушение прав имело место быть, ЕСПЧ может присудить государство-ответчика к выплате пострадавшему лицу материального и нематериального ущерба, а также к возмещению судебных расходов.

Судебные акты ЕСПЧ не могут быть обжалованы в другие судебные инстанции, и вступают в законную силу через 3 месяца с даты принятия. В то же время стороны по делу могут обратиться в суд с требованием о пересмотре дела. В таком случае судебный акт вступит в силу после того, как Большая палата ЕСПЧ (состоит из 17 судей и в полномочия входит пересмотр судебных актов ЕСПЧ) вынесет новое постановление (или откажет в пересмотре, если не найдет оснований для пересмотра).

ЕСПЧ своим судебным актом не вправе обязать государство-ответчика к каким-либо действиям (например, принять конкретное решение, изменить административную практику, пересмотреть внутригосударственное законодательство). Судебный акт только устанавливает нарушение прав. Санкции (экономические или юридические) за неисполнение решений ЕСПЧ не предусмотрены.

РФ - единственная страна Совета Европы, где законодательно (с 2015 года) установлено право властей не исполнять решение ЕСПЧ. По состоянию на начало 2019 года из 2380 судебных актов ЕСПЧ в отношении РФ было исполнено только 608 решений.

В РФ решения ЕСПЧ несут только процессуальные последствия. То есть, если ЕСПЧ признает нарушение прав со стороны РФ в отношении конкретного гражданина, это будет являться основанием для возобновления производства по делу в суде РФ. Но принимать к сведению судебные акты ЕСПЧ в РФ обязаны.

Вместе с тем, решения ЕСПЧ действуют только при условии их подчиненности высшей юридической силе Конституции РФ. То есть, исполнение на территории РФ решений ЕСПЧ, которые противоречат Конституции РФ, исключено.

В целом, ЕСПЧ достаточно интересный суд, но в статье изложены только основные моменты, связанные с ним. Если кого заинтересовало узнать больше о деятельности суда, на их официальном сайте есть методический материал по ЕСПЧ. Ссылка на методический материал

В заключение,

ЕСПЧ создан в целях защиты и сохранения прав граждан. Которые нарушаются повсеместно. И полезно знать, что помимо судов РФ существует еще один механизм защиты права.

Можно гордиться РФ, ведь по статистике именно РФ с большим отрывом лидирует по сумме выплаты компенсаций (по состоянию на 2019 год сумма выплат составила 28 547 005 евро. Статистика на 2019 год, так как в 2020 году пандемия, локдаун, закрытые границы, поправки в Конституцию РФ и прочее, что повлияло на статистику). Для справки, на втором месте Италия (16 964 113 евро), на третьем месте Венгрия (5 391 826 евро).

Также РФ лидирует по числу повторяющихся дел, рассмотренных ЕСПЧ и переданных на контроль Комитета Совета Европы (222 дела). При этом общий показатель незаконченных повторяющихся дел на конец 2019 года составил для РФ 1444 дела (для сравнения, Турция - 534 дела, Украина - 472 дела).

В этой статье рассматривается вся судебная система Европейского Союза , официальное название которой - Суд Европейского Союза . Его не следует путать с Европейским судом ( ECJ или официально просто Судом ), который является высшей инстанцией этой судебной системы.


Суд Европейского Союза (EUGH; CVRIA, также КУРИЯ , латынь для официального здания) с местонахождением в Люксембурге является одним из семи органов в Европейском союзе ( ст.19. Договор ЕС ). С момента вступления в силу Лиссабонского договора вся судебная система ЕС называется Судом Европейского Союза .

Судебная система Европейского Союза состоит из следующих независимых судов :

  • Европейский суд (СЕС, часто называемый также Суд Европейских сообществ ),
  • Генеральный суд Европейского союза (ГКЦ, ранее известный как (Европейский) суд первой инстанции ) и
  • в специализированных судах ; До сентября 2016 года единственным специализированным судом на сегодняшний день был Суд по делам государственной службы Европейского Союза .

Оглавление

Развитие и структура

Европейский суд был введен в Сообществе угля и стали в 1952 году , первоначально очень ограниченными компетенциями и начал свою деятельность в 1953 году. Первоначально в его состав входили по одному судье от каждого государства-члена, поэтому в 28 странах ЕС в нем было 28 судей. У вас есть одиннадцать генеральных адвокатов, которые готовят решения. В 1989 году был создан Суд первой инстанции , который теперь называется Судом Европейского Союза . У него также был один судья от государства-члена, но не было генеральных адвокатов. В 2019 году это число было увеличено до двух судей на государство-член.

В 2005 году был учрежден суд по делам государственной службы Европейского Союза как первый специализированный суд , который занимается только разбирательствами по делам государственной службы между служащими Европейского Союза и Союза. Он состоит из семи членов и, следовательно, требует принципа ротации между государствами-членами, что иногда приводит к проблемам. По состоянию на октябрь 2014 года две должности оставались вакантными, поскольку штаты не могли договориться (по состоянию на июнь 2015 года). В 2015 году было решено передать полномочия Трибунала по гражданской службе Генеральному суду. Трибунал государственной службы был распущен 1 сентября 2016 года.

Все инстанции и суды вместе вынесли решение по около 28 000 исков с момента его основания (по состоянию на конец 2014 года).

задачи

Процедура нарушения

Процедура нарушения будет регулироваться в статьях 258 до 260 TFEU . Согласно этой процедуре, как Комиссия ЕС (так называемое надзорное действие , статья 258 ), так и одно из государств-членов (так называемое действие государства , статья 259 ) могут заявлять о нарушениях законодательства ЕС государством- членом .

Судебное разбирательство по делу о нарушении, инициированное Комиссией, играет важную роль в поддержании правового порядка Союза (ранее: правового порядка Сообщества). Как хранитель договоров , Комиссия принципиально обязана принимать меры против объективных нарушений законодательства ЕС государствами-членами. В случае надвигающегося или уже существующего нарушения контракта Комиссия не обязана немедленно инициировать процедуру, но может сначала попытаться достичь мирового соглашения путем переговоров . Сама процедура делится на предварительную и судебную:

Таким образом, внесудебное предварительное производство по существу является предварительным условием приемлемости подачи иска в Европейский суд . Он служит для дальнейшего прояснения фактов и официальных слушаний государства-члена. Предсудебное и судебное разбирательства должны касаться одного и того же предмета спора, так что предупреждающее письмо уже определяет предмет любого будущего разбирательства.

После подачи иска Европейский суд решает , нарушило ли государство-член ЕС закон . Если Суд отвечает на этот вопрос утвердительно, соответствующее государство-член должно принять меры, вытекающие из решения Суда. Если, по мнению Комиссии, государство-член не приняло мер, требуемых постановлением Европейского суда, оно попросит его представить заключение. Если, по мнению Комиссии, государство-член по-прежнему не выполняет решение, оно снова выдает мотивированное заключение последнему, в котором перечисляются моменты, по которым государство-член не выполняет решение Европейского суда. и устанавливает крайний срок реализации необходимых мер. Если государство-член не выполнит этот запрос в установленный срок, Комиссия может снова передать дело в Европейский суд, который может наложить штраф в виде штрафа и / или штрафа, который сочтет целесообразным в конкретном случае ( Статья 260 ДФЕС, так называемое второе производство по делу о нарушении ).

Порядок предварительного определения

Процедура предварительного решения по статье 267 ДФЕС предназначена для обеспечения единообразного применения и действительности законодательства ЕС . Национальные суды могут направлять предварительные вопросы о толковании законодательства ЕС или действительности вторичного права в Европейский суд. Если национальный суд принимает решение в последней инстанции, он обязан сделать ссылку. Вопрос должен иметь решающее значение для принятия решения, то есть иметь влияние на суть дела . Обязательство представить может быть опущено, если вопрос в смысле теории acte clair уже получил надежную судебную практику Европейского суда. Если национальный суд нарушает обязательство по представлению, это может представлять собой отказ в правах. В Федеративной Республике Германии нарушение права на отправление правосудия ( основного права на правосудие ) в соответствии с пунктом 1 статьи 101 предложения 2 Основного закона может быть заявлено в контексте конституционной жалобы в Федеральное правительство. Конституционный суд (BVerfG).

В деле 2 BvR 424/17 19 декабря 2017 г. BVerfG постановил, что вопросы, вызывающие сомнения относительно применения и толкования законодательства Союза, должны быть переданы в Европейский Суд судами последней инстанции, чтобы избежать права на обращение к судье. из статьи 101, абзац 1, предложение 2 GG, а также их обязательство по представлению в соответствии со статьей 267 абзац 3 ДФЕС в неприемлемой форме. Основанием для этого дела послужило решение Высшего ганзейского областного суда (OLG), который в конечном итоге нес ответственность, об экстрадиции румынского гражданина в его родную страну на основании европейского ордера на арест . В своей аргументации Ганзейский высший земельный суд основывался на существующей прецедентной практике Европейского суда, согласно которой государства-члены ЕС принципиально обязаны исполнить ордер на арест и могут отказаться от исполнения приговора только в исключительных обстоятельствах. OLG не сочло это так в настоящем деле. Однако BVerfG установил, что Ганзейский высший земельный суд независимо разработал право Союза с его толкованием и, таким образом, превысил дискреционные полномочия специализированных судов. В отличие от юридического заключения ганзейского высшего регионального суда, СЕС уже не окончательно выяснен вопросов , имеющих отношения к решению в отношении минимальных требований и оценках основного закона ЕС условий содержания из статьи 4 GRC . Кроме того, с самого начала не исключался риск бесчеловечного или унижающего достоинство обращения с заявителем.

Иск об аннулировании

Иск об аннулировании согласно статье 263 и статье 264 TFEU ​​служит правовому контролю за деятельностью органов и других органов (например, агентств ) Европейского Союза. Его цель - проанализировать акт органа ЕС, например, принятие директивы.

допустимость

Иск об аннулировании может быть подан государствами-членами, органами Европейского Союза и другими физическими и юридическими лицами.

Любой акт союзного органа, имеющий внешнее воздействие, рассматривается как предмет действия. Однако согласно статье 275 (1) ДФЕС общая внешняя политика и политика безопасности в принципе освобождены от судебного контроля.

Допустимость иска об аннулировании также требует, чтобы истец имел право подать иск. Что касается этого требования, статья 263 ДФЕС проводит различие между разными истцами. Привилегированные заявители, в число которых входят государства-члены, Европейский парламент, Совет и Комиссия, всегда имеют право подать иск в соответствии со статьей 263 (2) TFEU. На них действует неопровержимая презумпция, что они происходят в интересах защиты закона. Истцы с частичной привилегией, включая Счетную палату, Европейский центральный банк и Комитет регионов, имеют право подать иск, если они утверждают, что оспариваемая мера нарушает их собственное право. Более строгие требования предъявляются к физическим и юридическим лицам, не являющимся органами Европейского Союза. Они имеют право обратиться в суд, если атакованный акт направлен против истца как адресата. Так обстоит дело, например, с индивидуальным решением. Если истец атакует меру, имеющую характер регулирования, он имеет право подать иск, если эта мера на него напрямую влияет. Это применимо, если это может повлиять на его права без дальнейшего правоприменения. В других случаях данная мера также должна индивидуально повлиять на истца. Согласно формуле Плаумана Европейского суда , это применимо, если истец индивидуализирован оспариваемой мерой, как адресат. При таком строгом толковании прецедентное право хочет избежать популярных судебных процессов и предотвратить перегрузку слишком большим количеством судебных процессов.

Согласно статье 263 (6) ДФЕС, иск должен быть подан в течение двух месяцев с момента уведомления о мере или того, что истец узнал о ней.

В соответствии со статьей 256 TFEU ​​в сочетании со статьей 51 Статута Европейского суда, как правило, Европейский суд принимает решения по первой инстанции и Европейский суд по апелляции по иску.

Для действий по аннулированию, направленных против органа Европейского Союза, который не является одним из институтов, в уставе органа может быть предусмотрена предварительная процедура (например, обязательство передать дело в Европейскую Комиссию до подачи иска ) .

Обоснование

Иск является обоснованным, если есть основание для признания его недействительным.

Правовые последствия

Если иск об аннулировании обоснован, Европейский Суд объявляет оспариваемый акт недействительным в соответствии со статьей 264 (1) ДФЕС посредством редакционного решения. Это может быть ограничено частью акта, если оно может быть разумно разделено и основание для признания недействительным относится только к части акта.

Субсидиарное действие

Действие субсидиарности - это особая форма аннулирования. Он взимается государством-членом, которое утверждает, что принцип субсидиарности был нарушен законодательным актом.

Действия за бездействие

Иск о бездействии в соответствии со статьей 265 TFEU ​​может быть использован для установления того, что Европейский Совет , Совет , Комиссия , Парламент , Европейский центральный банк или орган Европейского Союза (например, агентства ), который не является частью этих институтов уже не в состоянии осуществить конкретный правовой акт по введению в действие. В юридической практике иски о бездействии используются сравнительно редко.

допустимость

Государства-члены, органы Европейского Союза и частные лица имеют право обращаться в суд. Согласно статье 256 TFEU в сочетании со статьей 51 Статута EUGH, Европейский суд обычно принимает решения в первой инстанции, а Европейский суд - во второй инстанции.

Если действие направлено против Европейского парламента, Европейского совета, Совета, Комиссии или Европейского центрального банка, предметом иска в соответствии со статьей 265 (1) предложение 1 TFEU является непринятие меры, если это могло представляют собой нарушение договора. То же самое применяется в соответствии со статьей 265 (1) предложение 2 TFEU, если действие направлено против другого органа в Союзе. Согласно пункту 3 статьи 265 ДФЕС, существуют особенности, если частное лицо обращается в суд. Это может быть направлено только против того факта, что орган Союза не принял юридически обязательные меры против него.

Если частное лицо подает в суд, оно должно иметь право подать иск. Это применимо, если упущение напрямую и индивидуально повлияло на него. Требования для этого соответствуют требованиям индивидуального иска о признании недействительным . Пока к ним не предъявлены иски за бездействие, поэтому они отклонены как недопустимые.

Обоснование

Иск является обоснованным, если ответчик допустил нарушение своих обязанностей.

Правовые последствия

Если иск обоснован, суд определит, что ответчик действовал вопреки договору, допустив бездействие. Таким образом, согласно статье 266 (1) ДФЕС, последний обязан предпринять необходимые действия.

Иск о возмещении убытков

Что касается договорной ответственности , в соответствии с пунктом 1 статьи 340 ДФЕС применяются положения национального законодательства, применимые к договору. Суды Европейского Союза принимают решения по этим вопросам в соответствии со статьей 272 TFEU ​​только в том случае, если это предусмотрено арбитражной оговоркой. Если такая арбитражная оговорка не заключена, суды стран-участниц принимают решение в соответствии со статьей 274 ДФЕС.

Согласно статье 256 TFEU, Европейский суд обычно принимает решения в первой инстанции, а Европейский суд - во второй инстанции.

Судопроизводство по делам государственной службы

Согласно статье 270 TFEU, суды разрешают правовые споры между Европейским Союзом и его учреждениями, с одной стороны, и его должностными лицами и другими служащими, с другой. Более подробные положения содержатся в Положениях о персонале и условиях найма Европейского Союза. Согласно статье 256 TFEU, Суд по делам государственной службы Европейского Союза принимал решения в первой инстанции, а Европейский суд - во второй до августа 2016 года . После упразднения Трибунала по государственной службе ЕС в 2016 году Генеральный суд Европейского Союза (EGC) снова вынес решение в первой инстанции по юридическим спорам между ЕС и его сотрудниками с сентября 2016 года . На основании запроса от первого Защитника Генерального в Европейском суде , то Европейский суд по справедливости может пересмотреть решение о Европейском суде .

особенности

В выполнении задач Суда Европейского Союза есть или были некоторые особенности.

Общая внешняя политика и политика безопасности

В области общей внешней политики и политики безопасности суды Европейского Союза практически не обладают какой-либо компетенцией, и Лиссабонский договор не изменил этого. Только против ограничительных мер, введенных Советом Европейского Союза, субъекты данных могут подавать в суд.

Зона безопасности, свободы и справедливости

Компетенция судов Европейского Союза также была ограничена в области 3-го уровня (правосудие и внутренние дела или сотрудничество полиции и судебных органов по уголовным делам ). В принципе, общие положения о юрисдикции судов применяются со времен Лиссабонского договора . Но есть еще некоторые особенности:

Читайте также: