Арбитражный апелляционный суд не вправе подготавливать предложения по совершенствованию законов

Обновлено: 28.06.2024

Существует вероятность, что арбитражный суд субъекта при рассмотрении дела может допустить ошибку. Арбитражный апелляционный суд (далее – ААС) призван осуществлять работу по проверке и исправлению судебных ошибок судов первой инстанции. ААС является единственной вышестоящей инстанцией, которая обладает полномочиями по проверке фактических обстоятельств дела, исследует дополнительно представленные доказательства, имеющие значение для дела, дает им оценку, а также проверяет соответствие выводов, указанных в решении нижестоящего суда, и обстоятельств дела. Никакая другая инстанция такими полномочиями не наделена.

Законодательная база

Компетенция 9ААС

Согласно статье 27 АПК РФ ААС, как и всем другим судам арбитражной системы, подведомственны дела по экономически спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

В настоящий момент в РФ действуют 21 арбитражный апелляционный суд (далее - ААС). Каждый ААС осуществляет проверку судебных актов определенной группы субъектов РФ (например, 1 ААС осуществляет проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Владимирской области, Республики Марий Эл, Республики Мордовия, Нижегородской области, Чувашской Республики – Чувашии).

В силу особого статуса города Москвы, имеющего статус города федерального значения (отдельного субъекта РФ), 9 ААС осуществляет проверку судебных актов, принятых Арбитражным судом города Москвы.
В остальном компетенция 9 ААС суда совпадает с любым другим ААС.

В наиболее общем виде полномочия ААС обозначены в части 1 статьи 24.1 Закона о судебной системе РФ, а именно: рассмотрение дел в качестве суда апелляционной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Согласно статье 33.3 Закона об арбитражных судах в РФ к полномочиям 9 ААС относится:

1. Проверка законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным Арбитражным судом города Москвы в первой инстанции, при повторном рассмотрении дела.

Это является основным полномочием 9 ААС. Здесь важно отметить несколько существенных моментов. Во-первых, ААС проверяет только те акты, которые не вступили в законную силу, в противном случае обжаловать такой акт необходимо в кассационной инстанции. И во-вторых, возможно повторное рассмотрение дела по правилам суда первой инстанции (статья 266 АПК РФ), то есть при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства ААС по имеющимся и дополнительно представленным доказательствам вправе повторно рассматривать дело.

2. Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов.

Под вновь открывшиеся обстоятельства понимают юридические факты, существовавшие в момент рассмотрения дела и имеющие существенное значение для его разрешения, которые не были и не могли быть известны заявителю или суду.

Пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам допускается при соблюдении ряда условий:

- вновь открывшиеся обстоятельства существовали на момент рассмотрения дела и вынесения по его существу судебного решения;

- значение таких обстоятельств для разрешения спора является существенным, а в ряде случаев решающим. Оценку значения открывшихся обстоятельств для существа спора производит суд апелляционной инстанции.
В случае отсутствия такого характера обстоятельств, суд отказывает в принятии заявления о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам;

- отсутствие каких-либо сведений или информации о существовании указанных обстоятельств как у суда первой инстанции, принявшего решение по делу, так и у участников процесса.

В отличие от иных процессуальных полномочий апелляционного суда, в данном случае производится пересмотр судебных актов, вступивших в законную силу (статья 309 АПК РФ).

3. Обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом в апелляционной инстанции.

В случае, если ААС в ходе рассмотрения дела посчитает, что та или иная норма не соответствует или нарушает положения Конституции РФ, то он имеет право обратиться в Конституционный Суд РФ за разъяснением.

4. Изучение и обобщение судебной практики.

Данное полномочие ААС направлено на выработку единообразия в судебной практике при применении законодательства. Изучая практику, выявляются ошибка в правоприменении, пробелы в праве, исправление которых сделает позицию разных территориальных судов одинаковой при рассмотрении схожих правовых ситуаций.

5. Подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов.

В ходе рассмотрения пересмотра дел ААС могут выявлять несоответствие одних норм права другим, их противоречие между собой. Выявив такую коллизию норм права, ААС может выступить с предложением о внесении изменений в существующее законодательство с целью ее устранения.

6. Анализ судебной статистики.

В ходе своей деятельности ААС осуществляет анализ судебной практике на предмет различных аспектов: количество актов, отменяющих решение нижестоящего суда, количество актов, оставляющих решение суда первой инстанции в силе, количество апелляционных жалоб по конкретной категории споров и др. Анализ статистических данных о деятельности арбитражных судов имеет целью всестороннюю оценку показателей их деятельности, определение приоритетных направлений в деятельности каждого конкретного суда, а также категорий дел, составляющих наибольшее количество дел, рассматриваемых данным судом. Анализ статистики также способствует определению приоритетных направлений в реформировании действующего законодательства.

Итоги рассмотрения апелляционной жалобы 9ААС

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы ААС:

1) оставляет решение нижестоящего суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения;

2) отменяет или изменяет решение нижестоящего суда полностью или в части и принимает по делу новый судебный акт;

3) отменяет решение полностью или в части и прекращает производство по делу либо оставляет исковое заявление без рассмотрения полностью или в части.

  • президиума арбитражного апелляционного суда;
  • судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
  • судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

В составе арбитражного апелляционного суда федеральным законом могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного апелляционного суда.

  • проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции, повторно рассматривая дело;
  • пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  • обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, применённого или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанции;
  • изучает и обобщает судебную практику;
  • подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
  • анализирует судебную статистику.

Президиум арбитражного апелляционного суда действует в составе председателя арбитражного апелляционного суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей. Судьи арбитражного апелляционного суда, входящие в состав президиума арбитражного апелляционного суда, утверждаются Пленумом Верховного Суда РФ по представлению председателя арбитражного апелляционного суда.

Президиум арбитражного апелляционного суда:

  • утверждает по представлению председателя арбитражного апелляционного суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда;
  • рассматривает другие вопросы организации работы суда;
  • рассматривает вопросы судебной практики;
  • созывается председателем этого суда по мере необходимости и правомочен решать вопросы при наличии большинства членов президиума.

Постановления президиума арбитражного апелляционного суда принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов президиума и подписываются председателем арбитражного апелляционного суда. Члены президиума не вправе воздерживаться от голосования. В арбитражном апелляционном суде могут создаваться судебные коллегии, которые утверждаются президиумом суда из числа судей этого суда по представлению председателя суда, которые возглавляют председатели – заместители председателя суда.

Председатель суда в случае необходимости вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии. Судебные коллегии арбитражного апелляционного суда проверяют в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции, повторно рассматривая дело, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику.

Заместители председателя арбитражного апелляционного суда являются судьями, осуществляют процессуальные полномочия, установленные АПК РФ, и в соответствии с распределением обязанностей возглавляют судебные коллегии, постоянные судебные присутствия вне места постоянного пребывания арбитражного апелляционного суда, организуют деятельность структурных подразделений аппарата арбитражного апелляционного суда. В случае отсутствия председателя арбитражного апелляционного суда его полномочия по поручению председателя осуществляет один из заместителей председателя.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдалённых местностях, а также с учётом количества дел, рассматриваемых арбитражными апелляционными судами в отдельных местностях, в составе арбитражных апелляционных судов федеральным законом могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания этих судов, которые являются обособленным подразделением соответствующего арбитражного апелляционного суда вне места постоянного пребывания этого суда, и осуществляют его полномочия.

Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.

В настоящее время создано 20 (с Первого по Двадцатый) арбитражных апелляционных судов, проверяющих судебные акты арбитражных судов субъектов Российской Федерации. Например, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляет проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Башкортостан, Курганской области, Оренбургской области, Челябинской области.

Состав арбитражного апелляционного суда

президиума арбитражного апелляционного суда;

судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

В составе арбитражного апелляционного суда по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного апелляционного суда.

Полномочия арбитражного апелляционного суда

проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции, повторно рассматривая дело;

пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанции;

изучает и обобщает судебную практику;

подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

анализирует судебную статистику.

Президиум арбитражного апелляционного суда

1. Президиум арбитражного апелляционного суда действует в составе председателя арбитражного апелляционного суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей.

См. текст пункта в предыдущей редакции

2. Судьи арбитражного апелляционного суда, входящие в состав президиума арбитражного апелляционного суда, утверждаются Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению председателя арбитражного апелляционного суда.

Судебные коллегии арбитражного апелляционного суда

1. В арбитражном апелляционном суде могут создаваться судебные коллегии, которые утверждаются президиумом суда из числа судей этого суда по представлению председателя суда.

2. Судебные коллегии возглавляют председатели - заместители председателя суда.

3. Председатель суда в случае необходимости вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии.

4. Судебные коллегии арбитражного апелляционного суда проверяют в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции, повторно рассматривая дело, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику.

Председатель арбитражного апелляционного суда

1. Председатель арбитражного апелляционного суда является судьей и осуществляет процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

2. Председатель арбитражного апелляционного суда:

1) организует деятельность арбитражного апелляционного суда;

2) распределяет обязанности между заместителями председателя арбитражного апелляционного суда;

3) формирует из числа судей арбитражного апелляционного суда судебные составы;

4) созывает президиум арбитражного апелляционного суда и председательствует на его заседаниях, а также выносит на рассмотрение президиума вопросы, отнесенные настоящим Федеральным конституционным законом к ведению президиума;

5) осуществляет общее руководство аппаратом арбитражного апелляционного суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда;

6) представляет арбитражный апелляционный суд в отношениях с государственными, общественными и иными органами;

7) осуществляет другие полномочия, установленные настоящим Федеральным конституционным законом.

3. Председатель арбитражного апелляционного суда издает приказы и распоряжения.


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Высший Арбитражный суд Российской Федерации Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции. В Российской Федерации двадцать арбитражных апелляционных судов.

Арбитражный апелляционный суд действует в составе:

Президиума арбитражного апелляционного суда, который:

  • утверждает по представлению председателя арбитражного апелляционного суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда;
  • рассматривает другие вопросы организации работы суда;
  • рассматривает вопросы судебной практики.

Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, которые:

  • проверяют в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции, повторно рассматривая дело, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.

В составе арбитражного апелляционного суда по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного апелляционного суда.

Арбитражный апелляционный суд выполняет следующие полномочия:

  • проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции, повторно рассматривая дело;
  • пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  • обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанции;
  • изучает и обобщает судебную практику;
  • подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
  • анализирует судебную статистику.

Председатель арбитражного апелляционного суда является судьей и осуществляет процессуальные полномочия, установленные АПК РФ. Заместители председателя арбитражного апелляционного суда являются судьями и осуществляют процессуальные полномочия, установленные АПК РФ.

Высший Арбитражный суд Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФ наделен следующими полномочиями.

1) рассматривает в первой инстанции:

  • дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с ФЗ их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов;
  • дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;
  • экономические споры между РФ и субъектами РФ, между субъектами РФ;

2) рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в РФ;

3) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

4) «обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности указанных в Конституции РФ, законах, иных нормативных актов и договоров «;

обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

5) изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;

6) разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

7) ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах;

8) осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения;

9) решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РФ;

10) решает вопросы образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов;

11) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ, настоящим законодательством.

2. Высшему Арбитражному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения.

3. По вопросам внутренней деятельности арбитражных судов в РФ и взаимоотношений между ними Высший Арбитражный Суд РФ принимает регламент, обязательный для арбитражных судов в Российской Федерации.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации действует в составе:

  • Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
  • судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов в РФ, он действует в составе:

  • Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • заместителей Председателя;
  • судей Высшего Арбитражного Суда РФ.

В заседаниях Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ вправе принимать участие депутаты (члены) Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, министр юстиции РФ, председатели арбитражных судов. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ в заседаниях Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ могут принимать участие судьи арбитражных судов, представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, научных учреждений, других организаций и граждане.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ пополняет следующие полномочия:

  • рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики;
  • решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой;
  • решает вопросы об обращении в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров; избирает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ секретаря Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ из числа судей Высшего Арбитражного Суда РФ сроком на три года.

Один и тот же судья может быть избран секретарем Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ неоднократно; утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ членов судебных коллегий и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда РФ, а также судей, входящих в состав Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ и т.д.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ действует в составе

  • Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • заместителей Председателя;
  • председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда РФ.

В заседаниях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ вправе принимать участие Генеральный прокурор РФ. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ в заседаниях могут принимать участие Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, министр юстиции РФ, председатели, заместители председателей, судьи арбитражных судов и другие лица.

Полномочиями Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ являются:

  • рассмотрение в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации;
  • рассмотрение отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды в Российской Федерации.

В Высшем Арбитражном Суде РФ создаются судебные коллегии из числа судей Высшего Арбитражного Суда РФ, которые утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

Они выполняют следующие функции:

  • рассматривают дела в первой инстанции;
  • изучают и обобщают судебную практику;
  • разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
  • анализируют судебную статистику.

В судебных коллегиях Высшего Арбитражного Суда РФ образовываются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию. Они формируются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ, их возглавляют председатели, утверждаемые Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ сроком на три года.

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ является судьей и осуществляет процессуальные полномочия, установленные АПК РФ. Он имеет следующие полномочия:

  • организует деятельность Высшего Арбитражного Суда РФ и системы арбитражных судов в РФ;
  • созывает Пленум и Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ и председательствует на их заседаниях, а также выносит на рассмотрение Пленума и Президиума вопросы, отнесенные к ведению ФКЗ;
  • осуществляет общее руководство аппаратом Высшего Арбитражного Суда РФ, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • распределяет обязанности между заместителями Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • формирует из числа судей Высшего Арбитражного Суда РФ судебные составы Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • выносит на обсуждение Совета председателей арбитражных судов вопросы, отнесенные к ведению ФКЗ;
  • представляет Высший Арбитражный Суд РФ в отношениях с государственными, общественными и иными органами;
  • осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством. Издает приказы и распоряжения, вправе принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства РФ.
  • Заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ являются судьями и осуществляют процессуальные полномочия, установленные АПК РФ, в соответствии с распределением обязанностей возглавляют судебные коллегии, организуют деятельность структурных подразделений аппарата Высшего Арбитражного Суда РФ и системы арбитражных судов в РФ.

При Высшем Арбитражном Суде РФ действует Совет председателей арбитражных судов как совещательный орган, который рассматривает вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов в РФ.

Для реализации решений Совета председателей арбитражных судов Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ издает приказы и распоряжения.

При Высшем Арбитражном Суде РФ образован Научно-консультативный совет, в который входят учёные, юристы, практики, специалисты в области предпринимательства и экономической деятельности. Совет разрабатывает и представляет на рассмотрения Пленума рекомендации по вопросам, связанным с формированием практики применения законов и иных нормативных правовых актов и разработкой предложений по их совершенствованию.

Читайте также: