5 статут международного суда оон это международный договор
Обновлено: 04.05.2024
Учреждён в 1945 году, функционирует в соответствии со Статутом, являющимся неотъемлемой частью Устава ООН, и со своим Регламентом. На Международный суд ООН возложена двойная функция: 1) разрешение в соответствии с международным правом споров, переданных ему на рассмотрение государствами; 2) вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам, запрашиваемых должным образом органами ООН и её специализированными учреждениями. Участниками Статута Международного суда ООН являются все государства - члены ООН. Любое государство, которое является участником Статута, может потенциально передать спор на рассмотрение этого Суда. Международный суд ООН может рассмотреть любой вопрос, который касается международного права. Находится в городе Гаага.
Состав Суда. Суд включает 15 членов, причём в его составе не может быть двух граждан одного и того же государства. Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности ООН из числа лиц, внесённых в список по предложению национальных групп Постоянной палаты третейского суда. Согласно статье 6 Статута Международного суда ООН, каждая группа до выявления кандидатур запрашивает мнение высших судебных установлений, юридических факультетов, правовых высших учебных заведений и академий своей страны, а также национальных отделений международных академий, занимающихся изучением права. Генеральный секретарь ООН составляет в алфавитном порядке список всех лиц, чьи кандидатуры были выставлены на должность судей. Такой список представляется Генеральной Ассамблее и Совету Безопасности ООН, которые голосуют независимо друг от друга. Избранными считаются кандидаты, получившие абсолютное большинство голосов и в Генеральной Ассамблее, и в Совете Безопасности.
Члены Суда избираются на 9 лет и могут быть переизбраны, с тем, однако, что срок полномочий пяти судей первого состава Суда истекает через 3 года, а срок полномочий еще пяти судей - через 6 лет. Члены Суда не могут исполнять никаких политических или административных обязанностей и не могут посвящать себя никакому др. занятию профессионального характера.
Состав судей в целом должен обеспечить представительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем. Этот принцип отражён в следующем распределении мест: 3 члена от Африки, 2 члена от Латинской Америки, 3 члена от Азии, 5 членов от Западной Европы и др. государств (включая Канаду, США, Австралию и Новую Зеландию) и 2 члена от Восточной Европы (включая Россию). В состав Суда всегда входят граждане государств - постоянных членов Совета Безопасности. Члены Суда при исполнении ими судебных обязанностей пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.
Судопроизводство
Суд обычно выполняет свои функции в полном составе (кворум - 9 судей). Однако он может также создавать постоянные или временные (ad hoc) камеры. В целях ускорения разрешения дел Суд ежегодно образует камеру в составе 5 судей, которая по просьбе сторон может рассматривать и разрешать дела в порядке упрощённого судопроизводства.
Сторонами по делам, разбираемым Судом, являются только государства. К его ведению относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями. Суд не может рассматривать споры между международными организациями, заявления частных лиц или корпораций, не вправе принять в производство дела, касающиеся международного уголовного права.
Государства - участники Статута Международного суда ООН могут в любое время заявить, что они признают без особого о том соглашения ipso facto (в силу самого факта) в отношении любого иного государства, принявшего такое же обязательство, юрисдикцию Суда по всем правовым спорам, касающимся: 1) толкования договора; 2) любого вопроса международного права; 3) наличия факта, который представляет собой нарушение международных обязательства; 4) характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международных обязательств. Международный суд ООН может рассматривать дело лишь в том случае, если соответствующее государство определённым образом даст согласие на то, чтобы стать стороной разбирательства в Суде (путём подписания специального соглашения; включением в договор статьи, в которой государство заранее обязуется признать юрисдикцию Суда в случае возникновения спора по поводу применения данного договора; односторонним заявлением о признании обязательной юрисдикции Суда в отношении любого другого государства).
Суд решает переданные ему споры на основании международного права и применяет при этом: международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определённо признанные спорящими государствами; международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных государств в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм. Однако эти условия не ограничивают права Суда разрешать дело ex aequo et bono (по справедливости и по добру), если стороны с этим согласны.
Дела направляют в Международный суд ООН, в зависимости от обстоятельств, нотификацией спец. соглашения или письменным заявлением на имя секретаря Суда. В обоих случаях должны быть указаны предмет спора и стороны. Секретарь немедленно направляет заявление всем заинтересованным лицам. Суд имеет право принять любые временные меры для обеспечения прав каждой из сторон. Впредь до вынесения окончательного решения сообщение о предлагаемых мерах немедленно доводится до сведения сторон и Совета Безопасности ООН.
Государство, которое представляет заявление, именуется заявителем, а др. государство - ответчиком. Государство-заявитель подаёт меморандум, на который государство-ответчик представляет контрмеморандум. Судопроизводство делится на две части: письменное и устное. Письменное судопроизводство состоит из сообщения Суду и сторонам меморандумов, контрмеморандумов и ответов на них, а также всех подтверждающих их бумаг и документов. Устное судопроизводство состоит в заслушивании Судом свидетелей, экспертов, представителей, поверенных и адвокатов. Слушание дела производится публично. Однако стороны могут потребовать закрытого слушания дела.
Решение Суда издаётся в качестве двуязычного документа с французским и английским вариантами и состоит из введения, основания решения Суда, постановляющей части. Решение является обязательным для стран. В соответствии со статьей 94 Устава ООН каждый член ООН обязуется выполнять решение Суда по тому делу, в котором он является стороной. Если решения Суда не выполняются, то др. сторона спора может довести этот вопрос до сведения Совета Безопасности, который вправе принять меры о принудительном выполнении решения Суда.
Консультативные заключения
Суд может давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу по запросу любого учреждения, уполномоченного делать такие запросы самим Уставом ООН или согласно этому Уставу. Вопросы, по которым испрашивается консультативное заключение Суда, представляются Суду в письменном заявлении. ЭКОСОС, Совет по опеке, Генеральный секретарь ООН, а также специализированные учреждения ООН могут запрашивать консультативные заключения Суда с разрешения Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности. Консультативные заключения не имеют обязательной силы. Однако по некоторым международным договорам они признаются решающими для сторон в споре. Суд может отказаться вынести консультативное заключение, если оно будет противоречить его судебному характеру или существенно важным нормам, которыми он руководствуется в своей деятельности, или если такая просьба выходит за рамки полномочий запрашивающего органа. За время существования Суд рассмотрел более 100 дел и вынес свыше 30 консультативных заключений.
Стату́т Междунаро́дного суда́ ООН — неотъемлемая часть Устава ООН, определяет организационные принципы, порядок деятельности, компетенцию и процедуру Международного Суда ООН. Является правовой основой деятельности Суда [1] [2] .
Постоянная палата международного правосудия
Первым международным судебным органом, предназначенным для мирного разрешения споров, была Постоянная палата международного правосудия (ППМП), учреждённая в 1920 г. под эгидой Лиги Наций.
Палата была создана и финансировалась Лигой Наций, тем не менее, Палата не являлась частью Лиги, а её Статут не был частью Статута Лиги. Государство, ставшее членом Лиги, не становилось автоматически стороной статута ППМП. С другой стороны, было подписано несколько сотен договоров, предусматривающих юрисдикцию ППМП по спорам, связанным с этими договорами [3] .
В период с 1922 по 1940 г. ППМП вынесла решения по 29 спорам государств и приняла 27 консультативных заключений, из которых почти все были выполнены. Палата также внесла существенный вклад в развитие международного права. Её деятельность была прервана Второй мировой войной, а затем, в 1946 г., вместе с Лигой Наций Палата была распущена. Преемником Палаты стал Международный суд ООН [1] .
Учреждение Международного суда ООН
Впервые Суд собрался 3 апреля 1946 года во Дворце мира и 6 апреля избрал своего Председателя, Вице-председателя и Секретаря. Первым Председателем Суда был избран судья Хосе Густаво Герреро (Сальвадор), который был Председателем ППМП вплоть до её роспуска. 18 апреля 1946 года Международный Суд провёл своё первое публичное заседание [4] .
Статья 92 устанавливает:
Международный Суд является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Он действует в соответствии с прилагаемым Статутом, который основан на Статуте Постоянной Палаты Международного Правосудия и образует неотъемлемую часть настоящего Устава.
Статья 93 п.1 определяет, что все государства — члены ООН являются ipso facto участниками статута Суда [Комм 1] . В этом состоит существенное отличие от того положения дел, что существовало при Лиге наций, когда государство — член Лиги могло не быть участником статута ППМП [Комм 2] .
Согласно статье 93 п.2, государство, не являющееся членом ООН, также может стать участником статута на условиях, которые определяются в каждом отдельном случае Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности [Комм 3] .
Статья 94 обязывает государства выполнять решения Суда по тем делам, в которых они являются сторонами. В тех случаях, когда какая-либо сторона в деле не выполнит решение Суда, другая сторона может обратиться в Совет Безопасности, который в свою очередь может сделать рекомендации или принять меры для приведения решения в исполнение.
Статья 96 предоставляет Генеральной Ассамблее и Совету Безопасности право запрашивать от Международного Суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу. Другие органы и специализированные организации ООН, получившие соответствующее разрешение Генеральной Ассамблеи, также могут запрашивать консультативные заключения, но лишь по таким юридическим вопросам, которые возникают в пределах их круга деятельности [Комм 4] .
Статут делится на 5 глав и содержит в общей сложности 70 статей.
Статут начинается со статьи 1, провозглашающей:
Международный Суд, учреждённый Уставом Объединенных Наций в качестве главного судебного органа Объединенных Наций, образуется и действует в соответствии с нижеследующими постановлениями настоящего Статута.
Остальные 69 статей сгруппированы в пяти главах:
- Глава I: Организация суда (статьи 2-33)
- Глава II: Компетенция суда (статьи 34-38)
- Глава III: Судопроизводство (статьи 39-64)
- Глава IV: Консультативные заключения (статьи 65-68)
- Глава V: Поправки (статьи 69-70).
ГЛАВА I: Организация Суда
Статьи 2—33 Статута регламентируют организацию Суда.
Статья 32 регулирует вопросы, связанные с денежным содержанием членов Суда и его Председателя, Вице-председателя и Секретаря, а статья 33 определяет, что расходы Суда несут Объединённые Нации.
ГЛАВА II: Компетенция Суда
Статьи 34—38 Статута регламентируют компетенцию Суда.
Статья 34 устанавливает общее положение, согласно которому только государства могут быть сторонами дела, разбираемого судом. Отсюда, в частности, следует, что ООН не имеет права выступать с жалобами перед своим главным судебным органом.
Статья 36 регулирует вопросы юрисдикции Суда по конкретным спорам. В п. 1 и п. 2 данной статьи указаны три способа, с помощью которых в Суде может быть возбуждено дело. К таковым относятся:
- Возбуждение дела по согласию сторон.
- Возбуждение дела на основании ранее заключённого договора, предусматривающего передачу споров определённой категории на рассмотрение Суда путём одностороннего заявления одной из сторон.
- Возбуждение дела на основании заявления государства-участника Статута Суда о признании юрисдикции Суда обязательной в отношении любого другого государства, взявшего на себя такое же обязательство.
ГЛАВА III: Судопроизводство
Статьи главы определяют процедуры и порядок судопроизводства. В качестве официальных языков Суда установлены французский и английский (ст. 39, п. 1). Однако по ходатайству любой из сторон Суд обязан предоставить ей право пользоваться другим языком, помимо французского и английского (ст. 39, п. 3).
ГЛАВА IV: Консультативные заключения
ГЛАВА V: Поправки
Статьи 69 и 70, составляющие главу V, говорят о поправках к Уставу. Так как Статут представляет собой неотъемлемую часть Устава ООН, ст. 69 определяет, что поправки к Статуту вводятся в том же порядке, что и поправки к Уставу. Кроме того, учитывая, что участниками Статута могут быть государства, не состоящие членами ООН, ст. 69 устанавливает, что порядок внесения поправок к Статуту подлежит действию всех правил, установленных в отношении этих государств Генеральной Ассамблеей.
Заключительная статья Статута (ст. 70) предоставляет Суду право самому́ предлагать поправки к Статуту, внося их в письменном виде Генеральному секретарю ООН.
Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К переименованию/24 июля 2012.
Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка и/или правилам именования статей Википедии.
Не снимайте пометку о выставлении на переименование до окончания обсуждения.
Дата постановки — 24 июля 2012.
государства-члены ООН
Нидерланды, Гаага, Дворец мира
Суд функционирует в соответствии со Статутом [2] , который является частью Устава ООН, и своим Регламентом.
Содержание
Общее
Все государства — члены ООН
являются ipso facto участниками
Статута Суда, являющегося
неотъемлемой составной частью
Устава OOH.
Международный суд состоит из 15 независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства, из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права.
Международный суд призван стать одним из ключевых компонентов в стратегии мирного разрешения споров и разногласий между государствами и обеспечения правопорядка и законности в мире.
Суд обслуживают Секретариат, его административный орган. Официальными языками являются английский и французский.
Суд является единственным из шести главных органов ООН, расположенным вне Нью-Йорка.
Консультативные заключения
Помимо судебной, Международный суд осуществляет консультативную функцию. Согласно статье 96 Устава ООН, Генеральная Ассамблея или Совет Безопасности могут запрашивать у Международного суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу. Кроме того, другие органы ООН и специализированные учреждения, которым Генеральная Ассамблея может дать в любое время разрешение на это, могут также запрашивать консультативные заключения Суда по юридическим вопросам, возникающим в пределах их круга деятельности.
Источники права, применяемые Судом
При рассмотрение дела и вынесения решений Суд применяет источники права, которые определены в статье 38 его Статута, а именно
-
и договоры;
- международный обычай;
- общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
- судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по международному праву.
Кроме того, в случае договорённости сторон спора, Суд может разрешать дело на основе принципа ex aequo et bono, то есть по справедливости, не ограничивая себя действующими нормами международного права.
История
Суд начал работу в 1946 году, заменив собой Постоянную палату международного правосудия, которая была учреждена в 1920 году под эгидой Лиги Наций. В октябре 1945 года ППМП на своей последней сессии приняла решение о передачe своих архивов и имущества Суду, который также должен был заседать во Дворце мира в Гааге.
Самый длительный срок исполнения
полномочий судьи принадлежит
Манфреду Ляхсу (Польша),
который являлся судьёй 26 лет.
Самый короткий – 19 месяцев –
Ричарду Бакстеру (США)
31 января 1946 года судьи ППМП ушли в отставку и 5 февраля 1946 года Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности ООН избрали первых членов Международного суда. В апреле 1946 года ППМП была официально распущена, и Суд, собравшись на первое заседание, избрал своим Председателем судью Хосу Густава Герроро (Сальвадор), который был последним председателем ППМС. Первое заседание было проведено 18 апреля 1946 года.
Функции
Я не рискнул бы утверждать, что Суд является самым важным органом Организации Объединённых Наций; однако я думаю, что могу сказать, что в любом случае важнее его органа нет. Видимо, Генеральная Ассамблея является более многочисленной; видимо, Совет Безопасности является более зрелищным … Ваша работа, видимо, будет меньше находиться на виду, однако я убеждён, что она имеет весьма исключительное значение.
— Поль Анри Спаак, Председатель первой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Первое заседание Суда, 1946 год
На Суд возложена двойная функция: разрешение в соответствии с международным правом юридических споров, переданных ему на рассмотрение государствами, и вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам. Согласно статье 96 Устава ООН, Генеральная Ассамблея ООН или Совет Безопасности ООН могут запрашивать у Международного суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу.
Кроме того, другие органы ООН и специализированные учреждения, которым Генеральная Ассамблея может дать в любое время разрешение на это, могут также запрашивать консультативные заключения Суда по юридическим вопросам, возникающим в пределах их круга деятельности.
В настоящее время 4 главных органа ООН, 2 вспомогательных органа Генеральной Ассамблеи, 15 специализированных учреждений ООН и МАГАТЭ (в общей сложности 22 органа) могут запрашивать консультативные заключения Суда.
Средняя продолжительность рассмотрения дела в суде примерно 4 года.
Палаты
Статут предусматривает, что Суд может, по мере надобности, образовать одну или несколько палат (chambers), в составе трёх или более судей, по усмотрению Суда, для разбора определённых категорий дел, например, трудовых дел и дел, касающихся транзита и связи. Он может в любое время образовать палату для рассмотрения отдельного дела, при этом число судей, образующих такую палату, определяется Судом с одобрения сторон. Решение, принятое одной из палат, считается вынесенным самим Судом. Палаты, с согласия сторон, могут заседать и выполнять свои функции в других местах, помимо Гааги. В целях ускорения разрешения дел Суд ежегодно образует палату в составе пяти судей, которая, по просьбе сторон, может рассматривать и разрешать дела в порядке упрощённого судопроизводства. Для замены судей, которые признают для себя невозможным принять участие в заседаниях, выделяются дополнительно два судьи.
Судьи
Средний возраст судей,
работавших в 2000 году,
составлял 66 лет.
Судьи избираются на срок девять лет, с правом переизбрания, Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности ООН, члены которого не обладают правом вето для целей выборов. Эти органы проводят голосование одновременно, но независимо друг от друга.
Для того чтобы быть избранным, кандидат должен получить абсолютное большинство голосов в обоих органах. В целях обеспечения преемственности в составе Суда не все сроки полномочий 15 судей истекают в одно и то же время. Каждые три года проводятся выборы одной трети членов Суда.
Судьи ad hoc
Регламентом Суда предусмотрено, что государство, которое является стороной по рассматриваемому делу и не имеет в составе судей своего гражданина, может выбрать судью ad hoc для этого конкретного дела. Это является правом стороны, а не его обязанностью. При этом такой судья не обязательно должен являться гражданином этого государства. Более того, практика показывает, что в большинстве случаев судьи ad hoc не являются гражданами государства, которое его назначило.
Судья ad hoc, также как и остальные члены суда, приступая к исполнению обязанностей судьи, делает торжественное заявление. Он может принимать участие в принятии решений, основываясь на принципе равенства с остальными судьями. Также он имеет право на вознаграждение за свою работу. Необходимость во введении в судебный процесс судей ad hoc обеспечивает соблюдение одного из главных принципов функционирования Суда — принцип равенства сторон. Часто некоторые судьи ad hoc после завершения рассмотрения дела избирались членами Суда.
Торжественное заявление судьи на первом открытом заседании Суда, на котором он присутствует:
Я торжественно заявляю, что буду выполнять свои обязанности и осуществлять свои полномочия в качестве судьи честно, с преданностью делу, беспристрастно и добросовестно.
Ежегодный оклад членов Международного суда составляет 160 000 долларов США (по состоянию на 2006 год). После выхода на пенсию судьи получают ежегодную пенсию, которая после девятилетнего срока службы составляет половину оклада. Судьи которые проработали 18 лет и более, имеют право на пенсию в размере двух третей от их оклада.
Судьями являются лица из множества частей мира … представляющие разные культуры и, что не менее важно, очень разные правовые системы. У тех, кто не знаком с его работой, всегда возникает один и тот же вопрос: как при этом удаётся проводить согласованные и конструктивные обсуждения? … Ответ заключается в том, что на практике эта проблема практически не возникает … Международное право — это то средство общения, которое понятно людям, говорящим на разных языках, представителям различных культур, рас и религий.
— Сэр Роберт Дженнинг, Председатель Суда (1991—1994 годы) Выступление в Генеральной Ассамблеe ООН, октября 1992 года
Действующие судьи [5]
Имя | Страна | Должность | Год начала полномочий | Год окончания полномочий |
---|---|---|---|---|
Петер Томка | Словакия | Председатель | 2003 | 2021 |
Бернардо Сепульведа Амор | Мексика | Вице-председатель | 2006 | 2015 |
Хисаси Овада | Япония | Судья | 2003 | 2021 |
Ронни Абраам | Франция | Судья | 2005 | 2018 |
Кеннет Кит | Новая Зеландия | Судья | 2006 | 2015 |
Мохаммед Беннуна | Марокко | Судья | 2006 | 2015 |
Леонид Скотников | Россия | Судья | 2006 | 2015 |
Кристофер Гринвуд | Великобритания | Судья | 2009 | 2018 |
Абдулкави Ахмед Юсуф | Сомали | Судья | 2009 | 2018 |
Антониу Аугусту Кансаду Триндади | Бразилия | Судья | 2009 | 2018 |
Сюэ Ханьцинь | КНР | Судья | 2010 | 2021 |
Джоан Донохью | США | Судья | 2010 | 2015 |
Джорджио Гайя | Италия | Судья | 2012 | 2021 |
Джулия Себутинде | Уганда | Судья | 2012 | 2021 |
Работа Суда
Некоторые дела на рассмотрении Суда
Некоторые дела, находящиеся на рассмотрении в Международном суде ООН [6] :
- Проект Габчиково-Надьмарош (Венгрия против Словакии).
- Амаду Садио Диалло (Гвинея против ДР Конго).
- Военные действия на территории Конго (ДР Конго против разных стран).
- Применение Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (Хорватия против Сербии).
- Территориальный и морской спор (Никарагуа против Колумбии).
- Некоторые уголовные разбирательства во Франции (Республика Конго против Франции). заводы на реке Уругвай (Аргентина против Уругвая).
- Морской спор (Перу против Чили).
- Распыление гербицидов с воздуха (Эквадор против Колумбии).
- Применение Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Грузия против России). (запрос консультативного заключения).
- Применение Временного Соглашения от 13 сентября1995 года (Республика Македония против Греции).
- Юрисдикционные иммунитеты государства (ФРГ против Италии).
- Вопросы, касающиеся обязательства выдавать или осуществлять судебное преследование (Бельгия против Сенегала).
- Вопросы, касающиеся юрисдикции и исполнения решений по гражданским и коммерческим вопросам (Бельгия против Швейцарии).
Территориальные споры
Благодаря своей деятельности Суд не только внёс вклад в развитие ряда правовых принципов, регулирующих порядок приобретения и делимитацию территории, но и урегулировал большое число споров между государствами.
В качестве примеров можно привести следующие споры которые рассмотрел Суд.
Так, в 1962 году Суд вынес решение о том, что храм Преах-Вихеар, место паломничества и богослужения кхмеров, находившийся под контролем Таиланда с 1954 года, на самом деле находится на территории Камбоджи и что поэтому Таиланд должен вывести свои полицейские и вооружённые силы и возвратить все предметы, извлечённые из-под руин. Таиланд выполнил решение Суда.
В 1986 году в деле, касающемся пограничного спора между Буркина-Фасо и Мали, стороны полностью признали пограничную линию, установленную специальной палатой, сформированной Судом.
Недавно Суд решил территориальный спор между Ливией и Чадом относительно так называемой полосы Аузу, района площадью 125 тыс. км² в пустыне Сахара, из-за которой эти два государства несколько раз воевали. В 1994 году Суд вынес решение в пользу Чада, и несколько месяцев спустя все ливийские войска, оккупировавшие эту территорию, были выведены под контролем наблюдателей, направленных Советом Безопасности ООН.
В 1999 году Суд также разрешил сложный пограничный спор между Ботсваной и Намибией в отношении острова на реке Чобе площадью 3,5 км². Он постановил, что остров Касикили/Седуду принадлежит Ботсване, и Намибия объявила, что она подчинится этому решению.
22 июня 2010 года суд вынес консультативное заключение по делу о законности объявления независимости Косово, где решил, что декларация независимости Косова не нарушает норм международного права. Однако это заключение не имеет обязательной юридической силы, поскольку рассматриваемый вопрос находится в компетенции Совета Безопасности ООН.
Россия и Международный суд
Советские и российские судьи Международного суда
Судья | Сроки полномочий |
---|---|
Крылов, Сергей Борисович | 1946—1952 |
Голунский, Сергей Александрович | 1952—1953 |
Кожевников, Фёдор Иванович | 1953—1961 |
Корецкий, Владимир Михайлович | 1961—1970 |
Морозов, Платон Дмитриевич | 1970—1985 |
Тарасов, Николай Константинович | 1985—1994 |
Верещетин, Владлен Степанович | 1995—2006 |
Скотников, Леонид Алексеевич | 2006—Настоящее время |
Признание юрисдикции Суда
На протяжении длительного времени СССР и Россия не признавали юрисдикцию Суда.
В 1989 году СССР снял юрисдикционные оговорки к ряду правозащитных международных конвенций, впервые допустив, чтобы на основании этих документов против страны могли выдвигаться требования в Суде. [7] В 2005 году аналогичный шаг был сделан в отношении ряда антитеррористических договоров. [8]
Дело по иску Грузии против России
В 2008—2011 гг. в Суде было рассмотрено первое в истории дело, в котором Россия выступала стороной в споре. Соответствующий иск подан Грузией на основе Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (КЛРД). [9] Грузия утверждает, что, начиная с 1990 года, Россия непосредственно, а также через подконтрольные ей структуры Абхазии и Южной Осетии, осуществляет дискриминацию грузинского населения в этих республиках.
15 октября 2008 года Суд вынес решение, предписав обеим сторонам спора временные меры, которые сводятся к подтверждению их обязательств по указанной Конвенции, восемью голосами (включая итальянского судью, выдвинутого Грузией на должность судьи ad hoc) против семи (включая российского судью). Меньшинство считало, что суд не вправе рассматривать дело, так как не соблюдены правила КЛРД об обязательной досудебной процедуре.
13-17 сентября 2010 года состоялись слушания по вопросу о юрисдикции Суда по рассмотрению данного дела. 1 апреля 2011 года суд опубликовал своё решение [10] , в котором постановил, что он не обладает юрисдикцией для рассмотрения заявления, поданного Грузией 12 августа 2008 года, поскольку не была соблюдена обязательная досудебная процедура, предусмотренная статьёй 22 КЛРД.
18 апреля 2016 года исполняется 70 лет с того дня, как в Гааге (Нидерланды) начал работу Международный Суд ООН.
Международный Суд является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Он разрешает, на основании международного права, юридические споры между государствами и дает консультативные заключения по юридическим вопросам, которые могут быть перед ним поставлены органами или специализированными учреждениями ООН.
Учрежден Уставом ООН, подписанным 26 июня 1945 года в Сан-Франциско (США), вместо существовавшей с 1920 года при Лиге наций Постоянной палаты международного правосудия.
Суд формируется и действует в соответствии со своим Статутом, который является неотъемлемой частью Устава ООН, и своим Регламентом.
Статут Международного суда был подписан 26 июня 1945 года и вступил в силу 24 октября 1945 года.
Свое первое открытое заседание Международный Суд ООН провел 18 апреля 1946 года в Гааге (Нидерланды). Первое дело было представлено на его рассмотрение в мае 1947 года.
Сторонами в рассматриваемых Международным Судом ООН делах могут быть только государства. Суд не обладает уголовной юрисдикцией и не может судить физических лиц (например, военных преступников). Эта задача входит в компетенцию национальных судебных органов, специальных уголовных трибуналов, учрежденных ООН, а также Международного уголовного суда (МУС).
Суд уполномочен рассматривать правовые споры, связанные с нарушением международных договоров и обязательств или возникающие при их толковании; принимать обязательные к исполнению решения по всем спорам, которые передаются государствами на его рассмотрение; давать консультативные, не имеющие обязательной силы, заключения по правовым вопросам по просьбе Генеральной Ассамблеи ООН, Совета Безопасности и других органов ООН с разрешения ГА ООН.
В Суд могут обращаться участники его Статута, в число которых автоматически входят все члены ООН. Государство, не являющееся членом ООН, может стать участником Статута на условиях, определяемых в каждом отдельном случае ГА ООН по рекомендации СБ ООН. Все государства-участники Статута Международного Суда могут быть сторонами в рассматриваемых им делах. Другие государства могут передавать на его рассмотрение дела на условиях, определенных СБ ООН. Кроме того, СБ ООН может рекомендовать передать на рассмотрение Суда любой юридический спор.
Разбирательство возбуждается одним из двух следующих способов:
1) Посредством уведомления о специальном соглашении: специальное соглашение является двусторонним по своему характеру, заключается государствами, желающими совместно представить спор на рассмотрение Суда, и состоит из одного текста вопросов, которые они согласились передать на рассмотрение Суда; любое из этих государств может возбудить разбирательство, уведомив Секретариат об этом соглашении;
2) Посредством заявления: заявление, которое является односторонним по своему характеру, подается государством против другого государства на основе юрисдикционной статьи в договоре или заявлений в рамках системы "факультативной оговорки".
Заявление должно быть более подробным, чем специальное соглашение: государство-заявитель должно указать основания наличия, по его мнению, у Суда юрисдикции, точный характер претензии и представить краткое изложение фактов и оснований, лежащих в основе этой претензии. Секретарь препровождает специальное соглашение или заявление другой стороне и судьям, а также Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций и всем государствам-членам, имеющим право обращаться в Суд.
Он включает дело в общий список Суда и информирует прессу.
Решение Суда является обязательным для соответствующих сторон. Любое государство, независимо от того, является ли оно членом ООН или нет, которое считает, что другая сторона не выполнила решение Суда, может довести этот вопрос до сведения Совета Безопасности. Последний, если признает это необходимым, может сделать рекомендации или решить о принятии мер для приведения решения в исполнение.
В составе Суда 15 судей. Они избираются ГА ООН и СБ ООН, голосующими независимо друг от друга. При назначении обращается внимание на то, чтобы в Суде были представлены основные правовые системы мира. Судьи избираются на девятилетний срок, причем треть состава суда переизбирается каждые три года. Члены Суда не могут исполнять никаких политических или административных обязанностей и выступают в личном качестве, а не как представители государств, гражданами которых они являются, однако в числе судей не может быть более одного гражданина любого государства. К работе суда привлекаются также временные судьи.
Члены Суда при исполнении ими судебных обязанностей пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.
Суд избирает сроком на три года председателя и вице-председателя Суда, которые могут быть переизбраны. Суд назначает своего секретаря.
Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К переименованию/24 июля 2012.
Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка и/или правилам именования статей Википедии.
Не снимайте пометку о выставлении на переименование до окончания обсуждения.
Дата постановки — 24 июля 2012.
государства-члены ООН
Нидерланды, Гаага, Дворец мира
Суд функционирует в соответствии со Статутом [2] , который является частью Устава ООН, и своим Регламентом.
Содержание
Общее
Все государства — члены ООН
являются ipso facto участниками
Статута Суда, являющегося
неотъемлемой составной частью
Устава OOH.
Международный суд состоит из 15 независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства, из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права.
Международный суд призван стать одним из ключевых компонентов в стратегии мирного разрешения споров и разногласий между государствами и обеспечения правопорядка и законности в мире.
Суд обслуживают Секретариат, его административный орган. Официальными языками являются английский и французский.
Суд является единственным из шести главных органов ООН, расположенным вне Нью-Йорка.
Консультативные заключения
Помимо судебной, Международный суд осуществляет консультативную функцию. Согласно статье 96 Устава ООН, Генеральная Ассамблея или Совет Безопасности могут запрашивать у Международного суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу. Кроме того, другие органы ООН и специализированные учреждения, которым Генеральная Ассамблея может дать в любое время разрешение на это, могут также запрашивать консультативные заключения Суда по юридическим вопросам, возникающим в пределах их круга деятельности.
Источники права, применяемые Судом
При рассмотрение дела и вынесения решений Суд применяет источники права, которые определены в статье 38 его Статута, а именно
-
и договоры;
- международный обычай;
- общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
- судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по международному праву.
Кроме того, в случае договорённости сторон спора, Суд может разрешать дело на основе принципа ex aequo et bono, то есть по справедливости, не ограничивая себя действующими нормами международного права.
История
Суд начал работу в 1946 году, заменив собой Постоянную палату международного правосудия, которая была учреждена в 1920 году под эгидой Лиги Наций. В октябре 1945 года ППМП на своей последней сессии приняла решение о передачe своих архивов и имущества Суду, который также должен был заседать во Дворце мира в Гааге.
Самый длительный срок исполнения
полномочий судьи принадлежит
Манфреду Ляхсу (Польша),
который являлся судьёй 26 лет.
Самый короткий – 19 месяцев –
Ричарду Бакстеру (США)
31 января 1946 года судьи ППМП ушли в отставку и 5 февраля 1946 года Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности ООН избрали первых членов Международного суда. В апреле 1946 года ППМП была официально распущена, и Суд, собравшись на первое заседание, избрал своим Председателем судью Хосу Густава Герроро (Сальвадор), который был последним председателем ППМС. Первое заседание было проведено 18 апреля 1946 года.
Функции
Я не рискнул бы утверждать, что Суд является самым важным органом Организации Объединённых Наций; однако я думаю, что могу сказать, что в любом случае важнее его органа нет. Видимо, Генеральная Ассамблея является более многочисленной; видимо, Совет Безопасности является более зрелищным … Ваша работа, видимо, будет меньше находиться на виду, однако я убеждён, что она имеет весьма исключительное значение.
— Поль Анри Спаак, Председатель первой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Первое заседание Суда, 1946 год
На Суд возложена двойная функция: разрешение в соответствии с международным правом юридических споров, переданных ему на рассмотрение государствами, и вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам. Согласно статье 96 Устава ООН, Генеральная Ассамблея ООН или Совет Безопасности ООН могут запрашивать у Международного суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу.
Кроме того, другие органы ООН и специализированные учреждения, которым Генеральная Ассамблея может дать в любое время разрешение на это, могут также запрашивать консультативные заключения Суда по юридическим вопросам, возникающим в пределах их круга деятельности.
В настоящее время 4 главных органа ООН, 2 вспомогательных органа Генеральной Ассамблеи, 15 специализированных учреждений ООН и МАГАТЭ (в общей сложности 22 органа) могут запрашивать консультативные заключения Суда.
Средняя продолжительность рассмотрения дела в суде примерно 4 года.
Палаты
Статут предусматривает, что Суд может, по мере надобности, образовать одну или несколько палат (chambers), в составе трёх или более судей, по усмотрению Суда, для разбора определённых категорий дел, например, трудовых дел и дел, касающихся транзита и связи. Он может в любое время образовать палату для рассмотрения отдельного дела, при этом число судей, образующих такую палату, определяется Судом с одобрения сторон. Решение, принятое одной из палат, считается вынесенным самим Судом. Палаты, с согласия сторон, могут заседать и выполнять свои функции в других местах, помимо Гааги. В целях ускорения разрешения дел Суд ежегодно образует палату в составе пяти судей, которая, по просьбе сторон, может рассматривать и разрешать дела в порядке упрощённого судопроизводства. Для замены судей, которые признают для себя невозможным принять участие в заседаниях, выделяются дополнительно два судьи.
Судьи
Средний возраст судей,
работавших в 2000 году,
составлял 66 лет.
Судьи избираются на срок девять лет, с правом переизбрания, Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности ООН, члены которого не обладают правом вето для целей выборов. Эти органы проводят голосование одновременно, но независимо друг от друга.
Для того чтобы быть избранным, кандидат должен получить абсолютное большинство голосов в обоих органах. В целях обеспечения преемственности в составе Суда не все сроки полномочий 15 судей истекают в одно и то же время. Каждые три года проводятся выборы одной трети членов Суда.
Судьи ad hoc
Регламентом Суда предусмотрено, что государство, которое является стороной по рассматриваемому делу и не имеет в составе судей своего гражданина, может выбрать судью ad hoc для этого конкретного дела. Это является правом стороны, а не его обязанностью. При этом такой судья не обязательно должен являться гражданином этого государства. Более того, практика показывает, что в большинстве случаев судьи ad hoc не являются гражданами государства, которое его назначило.
Судья ad hoc, также как и остальные члены суда, приступая к исполнению обязанностей судьи, делает торжественное заявление. Он может принимать участие в принятии решений, основываясь на принципе равенства с остальными судьями. Также он имеет право на вознаграждение за свою работу. Необходимость во введении в судебный процесс судей ad hoc обеспечивает соблюдение одного из главных принципов функционирования Суда — принцип равенства сторон. Часто некоторые судьи ad hoc после завершения рассмотрения дела избирались членами Суда.
Торжественное заявление судьи на первом открытом заседании Суда, на котором он присутствует:
Я торжественно заявляю, что буду выполнять свои обязанности и осуществлять свои полномочия в качестве судьи честно, с преданностью делу, беспристрастно и добросовестно.
Ежегодный оклад членов Международного суда составляет 160 000 долларов США (по состоянию на 2006 год). После выхода на пенсию судьи получают ежегодную пенсию, которая после девятилетнего срока службы составляет половину оклада. Судьи которые проработали 18 лет и более, имеют право на пенсию в размере двух третей от их оклада.
Судьями являются лица из множества частей мира … представляющие разные культуры и, что не менее важно, очень разные правовые системы. У тех, кто не знаком с его работой, всегда возникает один и тот же вопрос: как при этом удаётся проводить согласованные и конструктивные обсуждения? … Ответ заключается в том, что на практике эта проблема практически не возникает … Международное право — это то средство общения, которое понятно людям, говорящим на разных языках, представителям различных культур, рас и религий.
— Сэр Роберт Дженнинг, Председатель Суда (1991—1994 годы) Выступление в Генеральной Ассамблеe ООН, октября 1992 года
Действующие судьи [5]
Имя | Страна | Должность | Год начала полномочий | Год окончания полномочий |
---|---|---|---|---|
Петер Томка | Словакия | Председатель | 2003 | 2021 |
Бернардо Сепульведа Амор | Мексика | Вице-председатель | 2006 | 2015 |
Хисаси Овада | Япония | Судья | 2003 | 2021 |
Ронни Абраам | Франция | Судья | 2005 | 2018 |
Кеннет Кит | Новая Зеландия | Судья | 2006 | 2015 |
Мохаммед Беннуна | Марокко | Судья | 2006 | 2015 |
Леонид Скотников | Россия | Судья | 2006 | 2015 |
Кристофер Гринвуд | Великобритания | Судья | 2009 | 2018 |
Абдулкави Ахмед Юсуф | Сомали | Судья | 2009 | 2018 |
Антониу Аугусту Кансаду Триндади | Бразилия | Судья | 2009 | 2018 |
Сюэ Ханьцинь | КНР | Судья | 2010 | 2021 |
Джоан Донохью | США | Судья | 2010 | 2015 |
Джорджио Гайя | Италия | Судья | 2012 | 2021 |
Джулия Себутинде | Уганда | Судья | 2012 | 2021 |
Работа Суда
Некоторые дела на рассмотрении Суда
Некоторые дела, находящиеся на рассмотрении в Международном суде ООН [6] :
- Проект Габчиково-Надьмарош (Венгрия против Словакии).
- Амаду Садио Диалло (Гвинея против ДР Конго).
- Военные действия на территории Конго (ДР Конго против разных стран).
- Применение Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (Хорватия против Сербии).
- Территориальный и морской спор (Никарагуа против Колумбии).
- Некоторые уголовные разбирательства во Франции (Республика Конго против Франции). заводы на реке Уругвай (Аргентина против Уругвая).
- Морской спор (Перу против Чили).
- Распыление гербицидов с воздуха (Эквадор против Колумбии).
- Применение Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Грузия против России). (запрос консультативного заключения).
- Применение Временного Соглашения от 13 сентября1995 года (Республика Македония против Греции).
- Юрисдикционные иммунитеты государства (ФРГ против Италии).
- Вопросы, касающиеся обязательства выдавать или осуществлять судебное преследование (Бельгия против Сенегала).
- Вопросы, касающиеся юрисдикции и исполнения решений по гражданским и коммерческим вопросам (Бельгия против Швейцарии).
Территориальные споры
Благодаря своей деятельности Суд не только внёс вклад в развитие ряда правовых принципов, регулирующих порядок приобретения и делимитацию территории, но и урегулировал большое число споров между государствами.
В качестве примеров можно привести следующие споры которые рассмотрел Суд.
Так, в 1962 году Суд вынес решение о том, что храм Преах-Вихеар, место паломничества и богослужения кхмеров, находившийся под контролем Таиланда с 1954 года, на самом деле находится на территории Камбоджи и что поэтому Таиланд должен вывести свои полицейские и вооружённые силы и возвратить все предметы, извлечённые из-под руин. Таиланд выполнил решение Суда.
В 1986 году в деле, касающемся пограничного спора между Буркина-Фасо и Мали, стороны полностью признали пограничную линию, установленную специальной палатой, сформированной Судом.
Недавно Суд решил территориальный спор между Ливией и Чадом относительно так называемой полосы Аузу, района площадью 125 тыс. км² в пустыне Сахара, из-за которой эти два государства несколько раз воевали. В 1994 году Суд вынес решение в пользу Чада, и несколько месяцев спустя все ливийские войска, оккупировавшие эту территорию, были выведены под контролем наблюдателей, направленных Советом Безопасности ООН.
В 1999 году Суд также разрешил сложный пограничный спор между Ботсваной и Намибией в отношении острова на реке Чобе площадью 3,5 км². Он постановил, что остров Касикили/Седуду принадлежит Ботсване, и Намибия объявила, что она подчинится этому решению.
22 июня 2010 года суд вынес консультативное заключение по делу о законности объявления независимости Косово, где решил, что декларация независимости Косова не нарушает норм международного права. Однако это заключение не имеет обязательной юридической силы, поскольку рассматриваемый вопрос находится в компетенции Совета Безопасности ООН.
Россия и Международный суд
Советские и российские судьи Международного суда
Судья | Сроки полномочий |
---|---|
Крылов, Сергей Борисович | 1946—1952 |
Голунский, Сергей Александрович | 1952—1953 |
Кожевников, Фёдор Иванович | 1953—1961 |
Корецкий, Владимир Михайлович | 1961—1970 |
Морозов, Платон Дмитриевич | 1970—1985 |
Тарасов, Николай Константинович | 1985—1994 |
Верещетин, Владлен Степанович | 1995—2006 |
Скотников, Леонид Алексеевич | 2006—Настоящее время |
Признание юрисдикции Суда
На протяжении длительного времени СССР и Россия не признавали юрисдикцию Суда.
В 1989 году СССР снял юрисдикционные оговорки к ряду правозащитных международных конвенций, впервые допустив, чтобы на основании этих документов против страны могли выдвигаться требования в Суде. [7] В 2005 году аналогичный шаг был сделан в отношении ряда антитеррористических договоров. [8]
Дело по иску Грузии против России
В 2008—2011 гг. в Суде было рассмотрено первое в истории дело, в котором Россия выступала стороной в споре. Соответствующий иск подан Грузией на основе Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (КЛРД). [9] Грузия утверждает, что, начиная с 1990 года, Россия непосредственно, а также через подконтрольные ей структуры Абхазии и Южной Осетии, осуществляет дискриминацию грузинского населения в этих республиках.
15 октября 2008 года Суд вынес решение, предписав обеим сторонам спора временные меры, которые сводятся к подтверждению их обязательств по указанной Конвенции, восемью голосами (включая итальянского судью, выдвинутого Грузией на должность судьи ad hoc) против семи (включая российского судью). Меньшинство считало, что суд не вправе рассматривать дело, так как не соблюдены правила КЛРД об обязательной досудебной процедуре.
13-17 сентября 2010 года состоялись слушания по вопросу о юрисдикции Суда по рассмотрению данного дела. 1 апреля 2011 года суд опубликовал своё решение [10] , в котором постановил, что он не обладает юрисдикцией для рассмотрения заявления, поданного Грузией 12 августа 2008 года, поскольку не была соблюдена обязательная досудебная процедура, предусмотренная статьёй 22 КЛРД.
Читайте также: