Земельный процесс содержание и виды земельно процессуального производства

Обновлено: 16.05.2024

Землеустройство — это комплексное понятие. Под землеустроительным процессом понимается целый комплекс программ и направлений государственного, федерального и муниципального масштаба по рационализации, поддержке состояния и охране земель. Данные о текущем состоянии земель постоянно обновляются и фиксируются в реестровых записях.

Землеустройство — это один из инструментов государственной поддержки земельного фонда. Частные собственники не могут инициировать подобные мероприятия. Однако, если вы планируете приобрести землю у государства, провести землеустроительную процедуру придется в обязательном порядке.

Отвечают за землеустройство только те компании, которые специализируются конкретно в этой сфере работ. Привлечь своих специалистов вряд ли получится. Но если по результатам проведенного землеустройства обнаружится, что на участке земли есть обременения, то такие ограничения пользования надлежит сразу же снять. В этом вам поможет специалист по имущественному праву.

Что представляет собой процедура землеустройства

Землеустройство — это целый комплекс управленческих мер и превентивных направлений, поддерживающих и сохраняющих земельные наделы в России. Вот что входит в программу мероприятий:

  • учреждение землеустроителей — специализированных компаний и предприятий, основанных с целью изучения, рационализации и охраны земельного фонда;
  • перераспределение земли по принципу экономической эффективности и экологической стабильности;
  • проектирование и разграничение земель;
  • инженерные и картографические работы;
  • проведение исследовательской деятельности по изучению состояния земель;
  • формирование базовых методологических основ ведения работ с землей государственного и частного назначения;
  • разработка землеустроительных документов;
  • ведение реестров и информационных справочников;
  • проведение межхозяйственного и внутрихозяйственного регулирования.

По сути, землеустройство — это исследование, измерение, проектирование, расчет и анализ земельных ресурсов. Цель работы землеустроителей — сохранение земельного фонда и определение возможностей для его рационального использования. Отдельная работа ведется по предотвращению нарушений земельных правоотношений.

Землеустройство бывает межхозяйственным (территориальным) и внутрихозяйственным. Дифференциация ведется по типу границ наделов. Межхозяйственное землеустройство определяет границы участков с несколькими пользователями.

Измерение и дальнейшее исследование таких наделов ведет к выделению новых и преобразованию эксплуатируемых земельных участков. Внутрихозяйственное землеустройство — это освоение новых специфических территорий сельскохозяйственного направления.

Землеустроители не только определяют границы внутрихозяйственных участков, но и занимаются схематизаций и планированием земель, проработкой программ рационализации, поддержки и сохранности земельных наделов, а также систематизацией земель в реестрах и кадастрах.

Еще одна важная функция — отраслевое перераспределение земель: перевод земельных участков под промышленное, экономическое и инфраструктурное строительство. Помимо прочего, землеустройство направлено на сохранение особых ресурсов — земель коренных народов и ценных наделов.

Как проводится землеустройство

Как выглядит землеустройство на практике? Вы приобретаете земельный участок, который абсолютно непригоден к эксплуатации. Его нужно исследовать, измерить, в некоторых случаях размежевать, оценить состояние. И только после этого можно приступать к возделыванию и эксплуатации земли. Весь этот комплекс работ и является землеустройством.

Но есть один серьезный момент — собственники земли не вправе самостоятельно проводить землеустроительные процедуры. Владельцы земельных участков могут выступить с инициативой землеустройства и передать ее на рассмотрение в органы государственной власти или местного самоуправления — надлежит подать ходатайство в специальный комитет по вопросам землевладения. Только в их юрисдикции принятие решения о проведении таких работ. Основанием для землеустройства также является решение судебных органов.

А вот юридические лица и ИП, использующие участки для своих коммерческих целей, могут организовывать землеустройство без получения специальных разрешений. Между заказчиком и компанией, осуществляющей услуги по анализу и измерению наделов, заключается соответствующий договор.

Землеустройство для частных собственников состоит в основном из измерительных процедур — определения площади, границ и координат надела, межевания, топографической и аэросъемки. По заказу владельца землеустроители могут провести и аналитическую работу — оптимизировать земельные ресурсы и предложить наиболее эффективные варианты возделывания и использования участка.

По результатам измерительных и исследовательских процедур разрабатывается землеустроительная документация — планы, карты, атласы, технические паспорта, текстовые отчеты. Оформлением технических документов занимается кадастровая служба. Все эти регистры являются прямым основанием для регистрации прав собственности на земельный надел.

Особыми методами землеустройства являются разного рода съемки (кадастровая, аэросъемка), почвенные и экологические исследования, топография, межевание.

Межевание проводится с целью выделения и изучения границ земельных наделов. Отметим еще раз, инициировать и провести все эти работы просто для изучения состояния земли у частного собственника не получится. Для проведения измерения нужно получать специальное разрешение.

В то же время законодательством определены обязательные случаи проведения землеустройства:

  1. Для определения нарушенных и поврежденных земель (эрозии почвы от ветра, воды, оползней, селей, технических загрязнений).
  2. Для проведения и расчета границ объектов землепользования.
  3. Для осуществления восстановительных и консервационных работ в отношении земельных участков.

Землеустройство государственных земель перед их непосредственным переоформлением в частную собственность проводится в несколько этапов.

Первая часть — это инвентаризация земельных наделов. Таким образом выявляется фактический объем работ. Далее определяются именно те части, которые будут переданы в пользование частным владельцам.

Заключительный этап землеустройства — это измерительные процедуры и оформление технической документации. Все документы, карты, планы и паспорта должны быть зафиксированы в Едином государственном реестре недвижимости.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.



Пресс-центр


Публикации о Росреестре


Что такое земельный надзор и земельный контроль?

Что такое земельный надзор и земельный контроль?

Согласно действующему законодательству земля и ее ресурсы являются основным достоянием народа. Земля имеет особую социальную ценность как недвижимость. С целью справедливого распределения и целевого использования земель ведется государственный земельный контроль (надзор).

Муниципальный земельный контроль представляет собой деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства РФ, законодательства субъекта РФ, связанных с объектами недвижимости, по которым возникают земельные правоотношения. За нарушение данных требований предусмотрена административная и иная ответственность. Так, пункт 3 статьи 72 ЗК РФ указывает на требования, предъявляемые к собственникам земельных участков в рамках осуществления контрольных функций со стороны муниципалитета.

Земельный кодекс РФ выделяет несколько видов такого контроля. Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль за расположенными в границах городского округа объектами недвижимости, по которым возникают земельные правоотношения. Органы местного самоуправления городских поселений осуществляют данный контроль в отношении объектов недвижимости, расположенных в границах городских поселений. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют соответствующий контроль в отношении расположенных на межселенной территории района объектов недвижимости, по поводу которых возникают земельные правоотношения, а также в отношении объектов недвижимости, расположенных в границах сельских поселений, входящих в состав данного района, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта РФ данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.

Земельный контроль проводится органами местного самоуправления с целью сбора наиболее полных и актуальных данных, которыми в дальнейшем смогут воспользоваться другие государственные органы для пресечения земельных правонарушений. Благодаря этим действиям обеспечивается рациональное использование природных ресурсов, а процедура учета и контроля становится максимально прозрачной и открытой.

Органы местного самоуправления осуществляют земельный надзор путем реализации своих полномочий, в круг которых входит:

– соблюдение норм использования земель, их целевого назначения;

– исключение самовольного захвата земель и их использования без необходимой документации;

– сбор достоверной информации о состоянии участков;

– предотвращение порчи земель сельскохозяйственного назначения;

– совершение действий, направленных на улучшение угодий;

– контроль за исполнением предписаний по устранению правонарушений;

– приведение участков в состояние, позволяющее использовать их согласно целевому назначению.

Порядок проведения муниципального надзора предполагает осуществление инспекторских проверок согласно установленному плану работ. Основанием для этого служит распоряжение руководства уполномоченного органа.

Следует отметить, что могут возникнуть и внеплановые проверки. Основанием для их проведения служат:

– обнаружение данных, которые подтверждают факт нарушения земельного законодательства;

– получение от государственных органов или местной администрации, физических или юридических лиц сведений о нарушении норм земельного законодательства.

Согласно регламенту муниципальный земельный контроль в отношении физических лиц проводится не чаще, чем раз в 2 года. Проверки юридических лиц осуществляются согласно установленному плану работ или при поступлении сведений о совершаемом правонарушении.

Как отмечалось выше, проверки проходят в соответствии с установленным планом, который утверждается на предстоящий год. План проверок физических лиц по муниципальному земельному контролю, а также юридических лиц, составляют органы местного самоуправления.

Следует отметить, что если конкретный земельный участок подвергся плановой проверке, а соседний участок – нет, то это не означает, что его упустили из виду. Вероятно, его включат в последующий план, предусматривающий график проведения таких проверок. Таким образом, проверка исполнения земельных норм в тот или иной момент может затронуть любого гражданина, проживающего на данной территории.

Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что муниципальный земельный контроль в отношении физических лиц, организаций и госорганов осуществляется уполномоченными должностными лицами. Сотрудникам администрации выдаются специальные удостоверения, подтверждающие их полномочия.

В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством РФ предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора. В качестве дополнений к акту необходимо прилагать фотографические таблицы, замеры площади и другие доказательства, подтверждающие факт правонарушения.

Для эффективного выполнения своих обязанностей уполномоченные органы составляют проверочные листы по муниципальному земельному контролю (только при проведении плановой проверки в отношении юридических лиц). В этот документ входит список вопросов, ответы на которые следует получить в рамках одной проверки.

Главная цель инспектирования муниципалитетом земельных правоотношений состоит в обеспечении исполнения со стороны различных юридических лиц, их руководства, а также должностных и физических лиц законодательных требований относительно земельных участков, а также соблюдении мер по охране эксплуатации земель.

Читайте также: