Заявление на проведение дороги к земельному участку

Обновлено: 27.03.2024

соответствии с законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 17.07.2009 № 145-ФЗ)

Статья 21. Пересечение автомобильных дорог железнодорожными путями

1. Устройство пересечений автомобильных дорог железнодорожными путями на одном уровне (далее - железнодорожные переезды) и на разных уровнях осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о железнодорожном транспорте, федеральным законом о безопасности дорожного движения, требованиями технических регламентов, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 22. Обеспечение автомобильных дорог объектами дорожного сервиса, требования к присоединению стационарных торговых объектов к автомобильным дорогам

(Наименование в редакции Федерального закона от 05.12.2017 № 390-ФЗ)

1. Размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов. Размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться с учетом требований части 8 статьи 26 настоящего Федерального закона.

2. Минимально необходимые для обслуживания участников дорожного движения требования к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода автомобильных дорог (с указанием количества и вида объектов дорожного сервиса), а также требования к перечню минимально необходимых услуг, оказываемых на таких объектах дорожного сервиса, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Обеспечение автомобильной дороги объектами дорожного сервиса не должно ухудшать видимость на автомобильной дороге, другие условия безопасности дорожного движения, а также условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов.

4. В случаях строительства, реконструкции объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального, регионального или межмуниципального либо местного значения, разрешение на строительство выдается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, соответственно федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему федеральным государственным учреждением, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в границах полосы отвода которой планируется осуществить строительство, реконструкцию таких объектов. В случае строительства, реконструкции объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода частной автомобильной дороги, разрешение на строительство выдается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, органом местного самоуправления поселения или городского округа, на территориях которых планируется осуществить строительство, реконструкцию таких объектов, либо, если строительство, реконструкцию таких объектов планируется осуществить на межселенной территории, органом местного самоуправления муниципального района. (В редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 243-ФЗ)

5. В случаях строительства, реконструкции объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги разрешение на строительство выдается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации: (В редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 243-ФЗ)

1) органом местного самоуправления городского поселения, если строительство, реконструкцию таких объектов планируется осуществлять в границах городского поселения; (В редакции Федеральных законов от 18.07.2011 № 243-ФЗ; от 28.11.2015 № 357-ФЗ)

2) органом местного самоуправления муниципального района, если строительство, реконструкцию таких объектов планируется осуществлять на межселенных территориях, а также в границах сельских поселений (за исключением случая, установленного пунктом 21 настоящей части); (В редакции Федерального закона от 28.11.2015 № 357-ФЗ)

21) органом местного самоуправления сельского поселения, если строительство, реконструкцию таких объектов планируется осуществлять в границах сельского поселения (в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений); (Пункт введен - Федеральный закон от 28.11.2015 № 357-ФЗ)

3) органом местного самоуправления городского округа, если строительство, реконструкцию таких объектов планируется осуществлять в границах городского округа. (В редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 243-ФЗ)

6. Объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

7. За оказание услуг присоединения объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам взимается плата на основании заключаемого с владельцами автомобильных дорог договора о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге.

8. При заключении договора о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге владелец автомобильной дороги обязан информировать лиц, с которыми заключается такой договор, о планируемых реконструкции, капитальном ремонте автомобильной дороги и о сроках осуществления ее реконструкции, капитального ремонта.

9. Плата за присоединение объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения рассчитывается исходя из установленных соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления стоимости и объема услуг, оказываемых по договору о присоединении соответствующего объекта дорожного сервиса к соответствующей автомобильной дороге. (В редакции Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ)

10. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет. Капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются в соответствии с классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

11. Реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог на выполнение указанных работ. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам (далее в настоящей статье - технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению). (В редакции Федерального закона от 17.07.2009 № 145-ФЗ)

12. Лица, осуществляющие строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов дорожного сервиса или реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам без разрешения на строительство, без предусмотренного частью 11 настоящей статьи согласия или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельцев автомобильных дорог обязаны прекратить осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса или реконструкции, капитального ремонта и ремонта примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам, осуществить снос незаконно возведенных сооружений, иных объектов и привести автомобильные дороги в первоначальное состояние. В случае отказа от исполнения указанных требований владельцы автомобильных дорог выполняют работы по ликвидации возведенных объектов дорожного сервиса или примыканий с последующей компенсацией затрат на выполнение этих работ за счет лиц, виновных в незаконном возведении таких объектов, сооружений, в соответствии с законодательством Российской Федерации. (Часть введена - Федеральный закон от 17.07.2009 № 145-ФЗ)

13. Положения частей 6 - 12 настоящей статьи применяются к стационарным торговым объектам общей площадью свыше десяти тысяч квадратных метров, присоединяемым к автомобильным дорогам. (Часть введена - Федеральный закон от 05.12.2017 № 390-ФЗ)

Статья 23. Мобилизационная подготовка автомобильных дорог

1. Мобилизационная подготовка автомобильных дорог осуществляется владельцами автомобильных дорог в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения готовности автомобильных дорог для использования в военное время.

2. Организация и обеспечение мобилизационной подготовки осуществляются в отношении:

1) автомобильных дорог федерального значения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;

2) автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) автомобильных дорог местного значения органами местного самоуправления.

Глава 4. Особенности использования земельных участков, предназначенных для размещения автомобильных дорог

Статья 24. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения автомобильных дорог

1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения автомобильных дорог осуществляется в соответствии с земельным законодательством и настоящим Федеральным законом.

2. Предоставление земельных участков, которые находятся в федеральной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, для размещения автомобильных дорог федерального значения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства.

3. Предоставление земельных участков, которые находятся в собственности субъекта Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

4. В целях создания условий для строительства или реконструкции автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения в порядке, установленном земельным законодательством, осуществляется резервирование земель или земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Статья 25. Полоса отвода автомобильной дороги

1. Границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.

2. Порядок подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог федерального значения, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

3. В границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещаются:

1) выполнение работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса;

2) размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса;

3) распашка земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта, за исключением работ по содержанию полосы отвода автомобильной дороги или ремонту автомобильной дороги, ее участков;

4) выпас животных, а также их прогон через автомобильные дороги вне специально установленных мест, согласованных с владельцами автомобильных дорог;

5) установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения;

6) установка информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности.

4. Земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенные для размещения объектов дорожного сервиса, для установки и эксплуатации рекламных конструкций, могут предоставляться гражданам или юридическим лицам для размещения таких объектов. В отношении земельных участков в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенных для размещения объектов дорожного сервиса, для установки и эксплуатации рекламных конструкций, допускается установление частных сервитутов в порядке, установленном гражданским законодательством и земельным законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Земельные участки для размещения объектов дорожного сервиса, установки и эксплуатации рекламных конструкций в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения предоставляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или Государственной компанией "Российские автомобильные дороги" в случае, если автомобильные дороги переданы ей в доверительное управление. (В редакции Федеральных законов от 17.07.2009 № 145-ФЗ; от 11.07.2011 № 193-ФЗ)

41. Допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, установки и эксплуатации рекламных конструкций на условиях частного сервитута. Полномочия собственника земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) при заключении соглашений об установлении частных сервитутов осуществляют владельцы автомобильных дорог. Соглашения об установлении частных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, установки и эксплуатации рекламных конструкций заключаются по согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление данных земельных участков владельцам автомобильных дорог. При этом прекращение права постоянного (бессрочного) пользования данными земельными участками не требуется. (Часть введена - Федеральный закон от 11.07.2011 № 193-ФЗ)

42. Допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации на условиях публичного сервитута. При этом прекращение права постоянного (бессрочного) пользования данными земельными участками не требуется. Решения об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог принимаются органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление данных земельных участков владельцам автомобильных дорог, по заявлениям владельцев инженерных коммуникаций. Решения об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства. (Часть введена - Федеральный закон от 11.07.2011 № 193-ФЗ)

Исчерпывающий перечень документов:

-Заявление на предоставление услуги

-Документ, удостоверяющий личность заявителя (представителя заявителя);

-Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (при обращении за получением услуги представителя заявителя);

-Ситуационный план с привязкой к автомобильной дороге;

-Схема (дислокация) расположения рекламной конструкции, информационных щитов и указателей в плане относительно элементов автомобильной дороги с привязкой к километражу;

-Эскиз рекламной конструкции, информационных щитов и указателей в цвете с фрагментом участка автомобильной дороги;

-Согласованная Схема транспортного обслуживания территории, разработанная на основании транспортного моделирования, в случаях получения согласия на присоединение (примыкание) земельного участка с видом разрешенного использования под малоэтажную многоквартирную жилую застройку (более 3-х домов), среднеэтажную жилую застройку или многоэтажную жилую застройку в Министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов и предоставлении услуги:

Отказ в приеме и регистрации документов:

- Обращение за предоставлением услуги, не предоставляемой Администрацией.

- Обращение за предоставлением услуги без предъявления документа, позволяющего установить личность Заявителя (Представителя заявителя).

- Документы содержат подчистки и исправления текста.

- Документы имеют исправления, не заверенные в установленном законодательством порядке.

- Документы содержат повреждения, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание.

- Документы утратили силу на момент обращения за предоставлением услуги.

- Некорректное заполнение обязательных полей в Заявлении (в форме Заявления (или пояснением к форме Заявления, если форма утверждена) необходимо указать обязательные поля).

- Качество представленных документов не позволяет в полном объеме прочитать сведения, содержащиеся в документах.

- Представлен неполный комплект документов.

- Некорректное заполнение обязательных полей в форме интерактивного запроса РПГУ (отсутствие заполнения, недостоверное, неполное либо неправильное, не соответствующее требованиям, установленным настоящим Административным регламентом).

- Представление электронных копий (электронных образов) документов, не позволяющих в полном объеме прочитать текст документа и/или распознать реквизиты документа.

- Подача заявления и иных документов в электронной форме, подписанных с использованием простой электронной подписи, не принадлежащей Заявителю (представителю Заявителя).

Отказ в оказании услуги:

1. Основаниями для отказа при получении согласия на присоединение (примыкание) к автомобильной дороге объекта, не относящегося к объектам дорожного сервиса, содержащие обязательные технические требования и условия, являются:

- непредставление Заявителем документов

-наличие противоречий в документах и информации;

-обращение Заявителя за предоставлением услуги на земельный участок, в отношении которого ранее по его заявлению (по заявлению его бывшего правообладателя) было выдано согласование, в случаях, если срок действия согласования и технических условий не истек;

-заявитель не является правообладателем земельного участка, к которому запрашивается присоединение;

-присоединение к испрашиваемому участку, границы которого не установлены в соответствии с действующим законодательством, земельный участок в соответствии со сведениями Государственного кадастра недвижимости (далее – ГКН) носит сведения о временном характере;

-указанная в заявлении автомобильная дорога не находится (либо объект не граничит с автомобильной дорогой) в оперативном управлении Администрации.

-нарушение прав собственности на земельные участки третьих лиц в случае организации присоединения (примыкания);

-присоединение (примыкание) препятствует обеспечению сохранности автомобильной дороги (дамбы, мосты, все искусственные сооружения, подходы к ним, тяжеловесный транспорт);

-в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001.№ 136-ФЗ использование земельного участка в заявленных целях запрещено или ограничено;

-невозможность организации общего подъезда к другим земельным участкам в случае устройства примыкания;

-границы земельного участка, непредназначенного для осуществления дорожной деятельности, частично или полностью попадает в границы полосы отвода автомобильной дороги;

-границы земельного участка в черте населенного пункта, в случае наличия утвержденных в установленном порядке красных линий, частично или полностью попадают в пределы красных линий;

-отсутствует схема транспортного обслуживания территории, согласованная с Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, в случаях установленного вида разрешенного использования земельного участка под малоэтажную многоквартирную жилую застройку (более 3-х домов), среднеэтажную жилую застройку или многоэтажную жилую застройку в соответствии с п.10.1.5. настоящего Административного регламента.

2. Основания отказа в предоставлении согласия на установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог содержащие обязательные технические требования и условия, являются:

-непредставление Заявителем документов, указанных в пункте 10.1 Административного регламента;

-наличие противоречий в документах и информации, необходимых для предоставления

услуги, представленных заявителем и/или полученных в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

-установка информационного щита и указателя, а также рекламной конструкции, к объекту капитального строительства, объекту, непредназначенного для осуществления дорожной деятельности, несогласованного с Администрацией;

-установка информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности;

-на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения;

-на одной опоре, в створе и в одном сечении с дорожными знаками и светофорами;

-на аварийно-опасных участках дорог и улиц, на железнодорожных переездах, мостовых сооружениях, в туннелях и под путепроводами, а также на расстоянии менее 350 метров от них – вне населенных пунктов, и 50 метров – в населенных пунктах), непосредственно над въездами в туннели и выездами из туннелей и ближе 10 метров от них; на участках автомобильных дорог и улиц с высотой насыпи земляного полотна более 2 метров;

-на участках автомобильных дорог вне населенных пунктов с радиусом кривой в плане менее 1200 метров, в населенных пунктах – на участках дорог и улиц с радиусом кривой в плане менее 600 метров;

-над проезжей частью и обочинами дорог;

-на дорожных ограждениях и направляющих устройствах;

-на участках автомобильных дорог с расстоянием видимости менее 350 метров – вне населенных пунктов, и 150 метров – в населенных пунктах;

-ближе 25 метров от остановок маршрутных транспортных средств;

-на пешеходных переходах и пересечениях автомобильных дорог в одном уровне, а также на расстоянии менее 150 метров от них – вне населенных пунктов, и 50 метров – в населенных пунктах;

-сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 метров от бровки земляного полотна автомобильной дороги – вне населенных пунктов, и на расстоянии менее 5 метров от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) – в населенных пунктах, до ближайшей грани рекламного щита;

-сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее высоты средства наружной рекламы, если верхняя точка находится на высоте более 10 метров или менее 5 метров над уровнем проезжей части;

3. Основания отказа в предоставлении согласия на прокладку, перенос или переустройства инженерных коммуникаций в границах полосы отвода и придорожных полос автомобильных дорог, содержащие обязательные технические требования и условия, являются:

-наличие противоречий в документах и информации, необходимых для предоставления

услуги, представленных заявителем и/или полученных в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

-наличие в заявлении и документах недостоверной (искаженной) информации;

-коммуникации предполагается прокладывать в полосе отвода автодороги, которая планируется к реконструкции в соответствии со схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, согласно Постановлению Правительства Московской области №230/8 от 25.03.2016

-пересечение с автодорогой коммуникациями под острым углом в соответствии с СП (Пересечения различных подземных коммуникаций с автомобильными дорогами необходимо предусматривать под прямым или близким к нему углом).

-прокладка коммуникаций в насыпях автомобильных дорог (за исключением мест пересечений дороги), а также в конструктивных элементах дороги согласно СП;

-прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций осуществляется к объекту капитального строительства, объекту, непредназначенного для осуществления дорожной деятельности, несогласованного с Администрацией;

-прокладка (переустройство) коммуникаций через автомобильную дорогу предполагается открытым способом (путем вскрытия проезжей части, в случае если вскрытие неаварийное и производится не по аварийному ордеру).

-использовать водоотводные сооружения автомобильных дорог для стока или сброса вод.

-обращение Заявителя за предоставлением услуги на маршрут трассы коммуникации, в отношении которого ранее по его заявлению (по заявлению его бывшего правообладателя) было выдано согласование, в случаях, если срок действия согласования и технических условий не истек.

-заявитель не является владельцем инженерных коммуникаций, а также представителем заявителя, действующего по доверенности.

4.Основания отказа в предоставлении согласия на строительство реконструкции в границах придорожных полос автомобильных дорог объектов капитального строительства, непредназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса (без организации примыкания) в придорожной полосе и (или) полосе отвода, содержащие обязательные технические требования и условия, является:

-непредставление Заявителем документов, указанных в пункте 10.1 Административного регламента;

-наличие противоречий в документах и информации, необходимых для предоставления услуги, представленных заявителем и/или полученных в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

-обращение Заявителя за предоставлением услуги на земельный участок, в отношении которого ранее по его заявлению (по заявлению его бывшего правообладателя) были выдано согласование, в случаях, если срок действия согласования и технических условий не истек;

-заявитель не является правообладателем земельного участка;

-согласование испрашиваемого участка, границы которого не установлены в соответствии с действующим законодательством, земельный участок в соответствии со сведениями ГКН носит сведения о временном характере;

-границы земельного участка, непредназначенного для осуществления дорожной деятельности, частично или полностью попадает в границы полосы отвода автомобильной дороги;

-границы земельного участка в черте населенного пункта, в случае наличия утвержденных в установленном порядке красных линий, частично или полностью попадают в пределы красных линий;

5.Основаниями для отказа в получении согласия на присоединение (примыкания) к автомобильной дороге объекта дорожного сервиса, содержащего обязательные технические требования и условия, является:

-Основания, указанные в пунктах 13.1.1. – 13.1.17 настоящего административного регламента;

-Отсутствие оплаты за присоединение (примыкание) в установленный срок.

-В случае не подтверждения оплаты за получение присоединения (примыкания) к автомобильной дороге объекта дорожного сервиса результат предоставления услуги аннулируется.

Основания для приостановления предоставления услуги отсутствуют.

Размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении услуги:

Максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса:

Максимальный срок ожидания в очереди при получении результата предоставления услуги в МФЦ не должен превышать 15 минут.

Срок регистрации запроса заявителя:

Заявление, поданное в электронной форме через РПГУ до 16:00 рабочего дня, регистрируется в Администрации в день его подачи. При подаче Заявления через РПГУ после 16:00, рабочего дня либо в нерабочий день, регистрируется в Администрации на следующий рабочий день.

Требования к помещениям:

Показатели доступности и качества услуг:

а) степень информированности граждан о порядке предоставления Государственной услуги;

б) возможность выбора Заявителем либо его представителем форм предоставления Государственной услуги;

в) возможность получения Государственной услуги в электронной форме;

г) обеспечение подачи запросов и получение результатов услуги в форме экземпляра электронного документа на бумажном носителе в любом МФЦ МО;

д) обеспечение бесплатного доступа к РПГУ в любом МФЦ;

е) доступность обращения, в том числе для маломобильных групп населения;

ж) соблюдения установленного времени ожидания в очереди;

з) соблюдение сроков предоставления услуги и сроков выполнения административных процедур;

На основании Свидетельства о праве на наследство по закону от 19.05.2009 г., я являюсь собственником земельного участка площадью 305 кв.м., расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Новосибирская, 15.

Земельный участок состоит на кадастровом учете в условных границах под кадастровым номером 36:25:360000:213.

В 2012 г. я обратилась за проведением кадастровых работ для межевания и установления границ моего земельного участка, с последующей его постановкой на кадастровый учет. В ходе выполнения работ, выяснилось, что на мой участок произошло наложение границ смежного участка, расположенного по адресу г. Воронеж, ул. Новосибирская, 17, площадью 592 кв.м., который принадлежит Петрову Василию Васильевичу. Участок ответчика сформирован и поставлен на кадастровый учет 17.05.2010 г. под номером 36:25:3600003:189.

В 2010 г. Петров В.В. не обращался ко мне за согласованием границ земельного участка, в связи с чем я не знала о проводимых межевых работах.

Участок ответчика забором не огорожен, он им не пользуется и не возделывает, строительных работ не проводит.

В силу пункта седьмого статьи 36 Земельного кодекса РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе, описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок (п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона).

Из приведенных правовых положений следует, что на кадастровом учете должны находится индивидуализированные объекты недвижимости.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 26 Закона пересечение границ одного земельного участка с другим является основанием для приостановления осуществления кадастрового учета.

Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении (пункт 6 части 2 статьи 27 Закона).

В результате имеющихся нарушений земельного законодательства участок ответчика был поставлен на кадастровый учет с нарушениями, что выражается в несоответствии расположения земельного участка на местности. Наложение границ участка № 17, принадлежащего Петрову В.В., на мой участок приводит к незаконному лишению меня права собственности на землю, является препятствием в осуществлении прав и законных интересов как собственника земельного участка, в т.ч. в оформлении кадастрового паспорта.

В соответствии со статьей 60 Земельного кодекса РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, а действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В ходе судебного разбирательства я намерена обратиться с ходатайством о проведении судебной землеустроительной экспертизы.

Обязать Петрова Василия Васильевича снять с кадастрового учета земельный участок расположенного по адресу г. Воронеж, ул. Новосибирская, 17, кадастровый номер 36:25:3600003:189.

Установить границы земельного участка площадью 305 кв.м., расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Новосибирская, 15 по границам фактического пользования.

Копия искового заявления

Копия свидетельства о праве собственности на землю

Кадастровый паспорт земельного участка

Копия выписки из ЕГРПН

Копия кадастровой выписки о земельном участке ответчика

Мировому судье судебного участка №3

Железнодорожного района г. Воронежа

394033, г. Воронеж, Ленинский пр-т, 174

Истец: Иванов Иван Иванович, проживает:

394015, г. Воронеж, ул.Ольховая, д.12

Ответчик: : Петров Петр Петрович,

394015г. Воронеж, ул.Ольховая, д.12

Об определении порядка пользования

Я, Иванов Иван Иванович, приобрел право собственности на ½ долю индивидуального жилого дом площадью 155 кв.м., литер А № 12 по ул. Ольховая, г. Воронежа на основании договора купли-продажи от 31.01.2008 года, удостоверенном нотариусом нотариального округа г. Воронежа Сидоровой В.И.

В соответствии с данным договором дом лит. А расположен на земельном участке площадью 600 кв.м.

Вторым совладельцем жилого дома является Петров П.П.

В ст. 1 п. 5 Земельного Кодекса РФ закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии со ст. 35 Земельного Кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.

Аналогичное положение содержится в п.3 ст. 552 ГК РФ, согласно которому при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости.

Следовательно, в силу вышеуказанных положений закона я приобрел право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости.

В настоящее время порядок пользования земельным участком между совладельцами сложился, что подтверждалось наличием заборов, возведенных прежними собственниками и разделяющих земельный участок на два самостоятельных участка.

В связи с этим полагаю необходимым определить порядок пользования земельным участком по сложившемуся порядку пользования, поскольку в соответствии с ним площади выделяемых участков соответствуют размеру долей сособственников дома, предусматривает отдельный выход на участок каждого совладельца из своей части дома с возможностью технического обслуживания своей части дома.

На основании вышеизложенного и в соответствии со ст. ст. 5, 35 Земельного Кодекса РФ, ст. 552 ГК РФ

Определить порядок пользования земельным участком №12 по ул. Ольховая г. Воронежа по сложившемуся порядку пользования, а именно: выделить в пользование мне земельный участок площадью 301 кв.м., Петрову П.П. выделить в пользование земельный участок площадью 299 кв.м.

копия искового заявления

квитанция об уплате госпошлины

копии свидетельств о праве собственности

копия договора купли-продажи

кадастровый план земельного участка

копия плана границ земельного участка

копия технического паспорта

01 марта 2013 г.

Обращаем Ваше внимание, что документ, который Вы сейчас смотрите, может быть юридически не актуальным, не подходить к Вашей ситуации и представлен в качестве примера из реальной практики наших адвокатов.


Сервитутом на проезд к участку называется оговоренное в законодательстве право ограниченного пользования земельным участком (ЗУ), находящегося в чужой собственности. С юридической точки зрения сервитут представляет собой особую форму обременения. Он устанавливается в исключительных случаях, когда без него невозможно обойтись.

Когда может понадобиться?

  • Физическому лицу (частный сервитут).
  • Населению.
  • Органам местного и государственного управления.

Частным сервитутом называется договор между двумя физическими лицами (соседями). Он устанавливается, если возникают следующие причины:

  • Сервитуарий (лицо, в пользу которого установлено обременение) не может попасть на свой участок кроме как через надел соседа.
  • Необходимость установки опор электропередачи и прокладки коммуникаций к участку со смежными границами.

Публичным сервитутом называется обременение в пользу местного населения или госструктур. Основания для его установления могут быть следующие:

  • Проезд или проход граждан к водоему общего пользования.
  • Проезд к водоему общего пользования в целях забора воды.
  • Прогон сельскохозяйственного скота на водопой или выпас.
  • Проведение дренажных работ на ЗУ.
  • Установка геодезических и межевых знаков.
  • Охота, рыболовство, сенокошение, выпас скота на ЗУ собственника в определенные договором сроки.

Подробнее о том, в чем заключаются отличия частного и публичного сервитута, мы рассказываем в отдельном материале.

Подробнее о том, для каких целей и на каких основаниях может возникать сервитут, мы рассказывали в отдельном материале.

Требования к размерам (ст. 262 ГК РФ)


Согласно статье 262 ГК РФ в тех случаях, если участок не огорожен и не имеется знаков, запрещающих передвижения по нему без согласия собственника, граждане могут свободно через него проходить. Если же имеется ограждение, то граждане не имеют права на проход и проезд через надел собственника. Получить они его могут согласно статье 23 ЗК РФ через установление сервитута.

Статья 262 ГК РФ. Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок

  1. Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
  2. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

Размеры проезда или прохода не обозначены в законодательных актах. Как показывает судебная практика, землеустроительная экспертиза при оформлении сервитута рекомендует проезд для автомобильного транспорта размером не менее 2,75 м, пешеходный проход – 1,2 м.

Кто может требовать ограничение для прохода и передвижения по подъездным дорогам?

Подать заявление на ограниченное использование ЗУ собственника могут следующие категории граждан-физлиц:

  • владеющие соседними земельными наделами на правах собственников;
  • получившие соседние ЗУ по наследству;
  • получившие соседние земельные наделы в бессрочное пользование;
  • другие категории землепользователей и землевладельцев, которые без оформления сервитута не могут пользоваться своими правами в отношении своих ЗУ.

Также закон предусматривает такую возможность для органов местного самоуправления, юридических лиц и некоторых государственных учреждений.

Как оформить?


Обременение на соседский участок устанавливается по заявлению заинтересованного лица. Он должен аргументировать, что разрешение на проезд по земле собственника является единственно возможным вариантом использования собственного участка. Установить частный сервитут можно одним из трех способов:

  1. Через добровольный возмездный контракт – в индивидуальном порядке, заключив соглашение с соседом.
  2. Принудительно через судебное разбирательство.

Больше информации о сервитуте и о нюансах его оформления найдете тут.

Обращение к владельцу земельного надела

Если у заинтересованного лица и собственника ЗУ добрососедские отношения, то все предварительные согласования проводятся устно. В других случаях рекомендуется написать письмо с доводами о необходимости сервитуции, подкрепленными ссылками на законодательные акты.

Дополнительным аргументом может быть упоминание возмездного характера обременения: сумма и сроки платежей, которые гражданин готов предоставить за возможность частично использовать ЗУ соседа. Однако платежи не обязательны, если удается договориться о безвозмездном использовании части земли соседа.

Составление соглашения

Перечень документов, необходимых для составления соглашения на проезд к ЗУ, не закреплен законодательно. Однако рекомендуемый список приведен в письме Министерства экономического развития РФ от 3 ноября 2009 г. № Д23-360. Он включает:

  • Сведения о сторонах соглашения: документы, подтверждающие личности обеих сторон и их права собственности/землепользования.
  • Документ, подтверждающий уплату госпошлины.
  • Согласие всех собственников на обременение.
  • Общие данные о ЗУ, на который накладывается обременение: кадастровый номер, местоположение, площадь.
  • Обозначенное на кадастровом плане место, которое предполагается отдать под сервитут.
  • Цели ограниченного пользования чужим ЗУ.
  • Если стороны договорились о возмездном пользовании, то указываются размеры и сроки платежей.
  • Дополнительные обязанности или права, которые стороны считают необходимым учесть.

О том, что такое и как заключается типовой договор сервитута, можете узнать из этого материала.

После оформления соглашение о сервитуте регистрируется в Госреестре.

Установление через судебную процедуру


Если не удается достичь соглашения в частном добровольном порядке, то приходится прибегать к помощи районных или городских судебных инстанций. Спор открывается на основании искового заявления заинтересованного лица. При его составлении должны быть учтены следующие пункты:

  • Личные данные обеих сторон (истца и ответчика).
  • Причины возникновения спора.
  • Варианты ограниченного пользования, которые позволят решить проблему истца.
  • Обоснование срока, на который предполагается ввести сервитут.

Ответчиком всегда выступает собственник ЗУ, арендаторы и землепользователи не имеют достаточных юридических прав на землю и не могут решать означенные вопросы в органах государственной власти.

Суд всестороннее рассматривает все обстоятельства дела. При необходимости назначается экспертиза, которая на месте определяет, какие существуют варианты проезда к участку заявителя, и есть ли необходимость в ограниченном использовании ЗУ ответчика.

Подробнее о том, на каких основаниях можно обратиться в суд и как составить исковое заявление о принудительном установлении сервитута, мы рассказываем в отдельной статье.

Установление через органы местного самоуправления


Этот способ установления сервитута возможен только в общественных целях. Например, если участок собственника перекрывает доступ к водоему общего пользования или на его территории находятся коммуникации ТСЖ, подлежащие ремонту. В таких случаях орган местного самоуправления принимает Постановление о публичном сервитуте. Этого документа достаточно для оформления обременения в Росреестре.

Что нужно, если земля принадлежит муниципалитету?

Сервитут в отношении земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, согласно статье 39.23 ЗК РФ может быть установлен лишь в трех случаях:

  1. Размещение сооружений связи, линейных объектов (трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии, линии связи и электропередач), защитных сооружений и информационных знаков при условии, что они не мешают разрешенному использованию ЗУ.
  2. Для проведения изыскательных работ.
  3. Для проведения работ, связанных с пользованием недрами.

Соглашение о сервитуте муниципальных земель в пользу заинтересованного лица могут заключать не только уполномоченные органы.

Если земли находятся в аренде и землепользовании сроком свыше 1 года, то соглашение заключается с арендатором или землепользователем. Однако есть ограничение – срок налагаемого обременения не должен превышать сроков аренды или безвозмездного землепользования, указанных в договорах этих граждан.

Данные, необходимые для соглашения об установлении земельного сервитута муниципальных земель, прописаны в статье 39.25 ЗК РФ:


  • Кадастровый номер ЗУ.
  • Учетный номер той части участка, где планируется разрешить ограниченное использование.
  • Сведения о сторонах соглашения: документы, подтверждающие личности обеих сторон и их права аренды/землепользования.
  • Основания и цели для установления обременения.
  • На какой срок необходимо установить сервитут (о возможных сроках обременения читайте тут). .
  • Права и обязанности лица, в пользу которого налагается сервитут, на время действия соглашения (какие права и обязанности могут налагаться на обладателя сервитута мы рассказывали тут).
  • Обязанности лица, в пользу которого налагается сервитут, после окончания его действия. Здесь имеется в виду приведение участка в надлежащее состояние, соответствующее его назначению.

Госрегистрация договора

Так как сервитут является формой обременения, устной договоренности для его установления недостаточно – он должен регистрироваться в Госреестре .

  • При добровольном контракте в регистрации соглашения участвуют обе стороны.
  • При принудительном сервитуте, вынесенном по решению суда, для регистрации необходимо участие только заинтересованной стороны. В этом случае регистрация производится на основании судебного акта.

После регистрации сервитута в Росреестре в ЕГРН участка вносятся соответствующие изменения.

Следует помнить, что данный вид обременения не ущемляет прав собственника в отношении владения, использования и распоряжения своим земельным наделом.

Подробнее о процедуре регистрации сервитута мы рассказываем здесь.

Что делать при получении отказа?


В том случае, если собственник не дал согласия на сервитут в добровольном порядке, заинтересованное лицо имеет право подать в суд для вынесения соответствующего решения.

Если же и суд отказал в сервитуте, это не является окончательным решением, при условии, что существуют реальные обоснования для наложения обременения на смежный надел. Лицо, чьи права ущемлены, может повторно подать заявление в суд.

Сервитут на проезд к участку – явление, с которым могут столкнуться многие собственники земли. Зная законы и нормы права в этой области, можно не только защитить свои права, но и получить от данного вида обременения определенную выгоду.


Сервитутом на проезд к участку называется оговоренное в законодательстве право ограниченного пользования земельным участком (ЗУ), находящегося в чужой собственности. С юридической точки зрения сервитут представляет собой особую форму обременения. Он устанавливается в исключительных случаях, когда без него невозможно обойтись.

Когда может понадобиться?

  • Физическому лицу (частный сервитут).
  • Населению.
  • Органам местного и государственного управления.

Частным сервитутом называется договор между двумя физическими лицами (соседями). Он устанавливается, если возникают следующие причины:

  • Сервитуарий (лицо, в пользу которого установлено обременение) не может попасть на свой участок кроме как через надел соседа.
  • Необходимость установки опор электропередачи и прокладки коммуникаций к участку со смежными границами.

Публичным сервитутом называется обременение в пользу местного населения или госструктур. Основания для его установления могут быть следующие:

  • Проезд или проход граждан к водоему общего пользования.
  • Проезд к водоему общего пользования в целях забора воды.
  • Прогон сельскохозяйственного скота на водопой или выпас.
  • Проведение дренажных работ на ЗУ.
  • Установка геодезических и межевых знаков.
  • Охота, рыболовство, сенокошение, выпас скота на ЗУ собственника в определенные договором сроки.

Подробнее о том, в чем заключаются отличия частного и публичного сервитута, мы рассказываем в отдельном материале.

Подробнее о том, для каких целей и на каких основаниях может возникать сервитут, мы рассказывали в отдельном материале.

Требования к размерам (ст. 262 ГК РФ)


Согласно статье 262 ГК РФ в тех случаях, если участок не огорожен и не имеется знаков, запрещающих передвижения по нему без согласия собственника, граждане могут свободно через него проходить. Если же имеется ограждение, то граждане не имеют права на проход и проезд через надел собственника. Получить они его могут согласно статье 23 ЗК РФ через установление сервитута.

Статья 262 ГК РФ. Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок

  1. Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
  2. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

Размеры проезда или прохода не обозначены в законодательных актах. Как показывает судебная практика, землеустроительная экспертиза при оформлении сервитута рекомендует проезд для автомобильного транспорта размером не менее 2,75 м, пешеходный проход – 1,2 м.

Кто может требовать ограничение для прохода и передвижения по подъездным дорогам?

Подать заявление на ограниченное использование ЗУ собственника могут следующие категории граждан-физлиц:

  • владеющие соседними земельными наделами на правах собственников;
  • получившие соседние ЗУ по наследству;
  • получившие соседние земельные наделы в бессрочное пользование;
  • другие категории землепользователей и землевладельцев, которые без оформления сервитута не могут пользоваться своими правами в отношении своих ЗУ.

Также закон предусматривает такую возможность для органов местного самоуправления, юридических лиц и некоторых государственных учреждений.

Как оформить?


Обременение на соседский участок устанавливается по заявлению заинтересованного лица. Он должен аргументировать, что разрешение на проезд по земле собственника является единственно возможным вариантом использования собственного участка. Установить частный сервитут можно одним из трех способов:

  1. Через добровольный возмездный контракт – в индивидуальном порядке, заключив соглашение с соседом.
  2. Принудительно через судебное разбирательство.

Больше информации о сервитуте и о нюансах его оформления найдете тут.

Обращение к владельцу земельного надела

Если у заинтересованного лица и собственника ЗУ добрососедские отношения, то все предварительные согласования проводятся устно. В других случаях рекомендуется написать письмо с доводами о необходимости сервитуции, подкрепленными ссылками на законодательные акты.

Дополнительным аргументом может быть упоминание возмездного характера обременения: сумма и сроки платежей, которые гражданин готов предоставить за возможность частично использовать ЗУ соседа. Однако платежи не обязательны, если удается договориться о безвозмездном использовании части земли соседа.

Составление соглашения

Перечень документов, необходимых для составления соглашения на проезд к ЗУ, не закреплен законодательно. Однако рекомендуемый список приведен в письме Министерства экономического развития РФ от 3 ноября 2009 г. № Д23-360. Он включает:

  • Сведения о сторонах соглашения: документы, подтверждающие личности обеих сторон и их права собственности/землепользования.
  • Документ, подтверждающий уплату госпошлины.
  • Согласие всех собственников на обременение.
  • Общие данные о ЗУ, на который накладывается обременение: кадастровый номер, местоположение, площадь.
  • Обозначенное на кадастровом плане место, которое предполагается отдать под сервитут.
  • Цели ограниченного пользования чужим ЗУ.
  • Если стороны договорились о возмездном пользовании, то указываются размеры и сроки платежей.
  • Дополнительные обязанности или права, которые стороны считают необходимым учесть.

О том, что такое и как заключается типовой договор сервитута, можете узнать из этого материала.

После оформления соглашение о сервитуте регистрируется в Госреестре.

Установление через судебную процедуру


Если не удается достичь соглашения в частном добровольном порядке, то приходится прибегать к помощи районных или городских судебных инстанций. Спор открывается на основании искового заявления заинтересованного лица. При его составлении должны быть учтены следующие пункты:

  • Личные данные обеих сторон (истца и ответчика).
  • Причины возникновения спора.
  • Варианты ограниченного пользования, которые позволят решить проблему истца.
  • Обоснование срока, на который предполагается ввести сервитут.

Ответчиком всегда выступает собственник ЗУ, арендаторы и землепользователи не имеют достаточных юридических прав на землю и не могут решать означенные вопросы в органах государственной власти.

Суд всестороннее рассматривает все обстоятельства дела. При необходимости назначается экспертиза, которая на месте определяет, какие существуют варианты проезда к участку заявителя, и есть ли необходимость в ограниченном использовании ЗУ ответчика.

Подробнее о том, на каких основаниях можно обратиться в суд и как составить исковое заявление о принудительном установлении сервитута, мы рассказываем в отдельной статье.

Установление через органы местного самоуправления


Этот способ установления сервитута возможен только в общественных целях. Например, если участок собственника перекрывает доступ к водоему общего пользования или на его территории находятся коммуникации ТСЖ, подлежащие ремонту. В таких случаях орган местного самоуправления принимает Постановление о публичном сервитуте. Этого документа достаточно для оформления обременения в Росреестре.

Что нужно, если земля принадлежит муниципалитету?

Сервитут в отношении земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, согласно статье 39.23 ЗК РФ может быть установлен лишь в трех случаях:

  1. Размещение сооружений связи, линейных объектов (трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии, линии связи и электропередач), защитных сооружений и информационных знаков при условии, что они не мешают разрешенному использованию ЗУ.
  2. Для проведения изыскательных работ.
  3. Для проведения работ, связанных с пользованием недрами.

Соглашение о сервитуте муниципальных земель в пользу заинтересованного лица могут заключать не только уполномоченные органы.

Если земли находятся в аренде и землепользовании сроком свыше 1 года, то соглашение заключается с арендатором или землепользователем. Однако есть ограничение – срок налагаемого обременения не должен превышать сроков аренды или безвозмездного землепользования, указанных в договорах этих граждан.

Данные, необходимые для соглашения об установлении земельного сервитута муниципальных земель, прописаны в статье 39.25 ЗК РФ:


  • Кадастровый номер ЗУ.
  • Учетный номер той части участка, где планируется разрешить ограниченное использование.
  • Сведения о сторонах соглашения: документы, подтверждающие личности обеих сторон и их права аренды/землепользования.
  • Основания и цели для установления обременения.
  • На какой срок необходимо установить сервитут (о возможных сроках обременения читайте тут). .
  • Права и обязанности лица, в пользу которого налагается сервитут, на время действия соглашения (какие права и обязанности могут налагаться на обладателя сервитута мы рассказывали тут).
  • Обязанности лица, в пользу которого налагается сервитут, после окончания его действия. Здесь имеется в виду приведение участка в надлежащее состояние, соответствующее его назначению.

Госрегистрация договора

Так как сервитут является формой обременения, устной договоренности для его установления недостаточно – он должен регистрироваться в Госреестре .

  • При добровольном контракте в регистрации соглашения участвуют обе стороны.
  • При принудительном сервитуте, вынесенном по решению суда, для регистрации необходимо участие только заинтересованной стороны. В этом случае регистрация производится на основании судебного акта.

После регистрации сервитута в Росреестре в ЕГРН участка вносятся соответствующие изменения.

Следует помнить, что данный вид обременения не ущемляет прав собственника в отношении владения, использования и распоряжения своим земельным наделом.

Подробнее о процедуре регистрации сервитута мы рассказываем здесь.

Что делать при получении отказа?


В том случае, если собственник не дал согласия на сервитут в добровольном порядке, заинтересованное лицо имеет право подать в суд для вынесения соответствующего решения.

Если же и суд отказал в сервитуте, это не является окончательным решением, при условии, что существуют реальные обоснования для наложения обременения на смежный надел. Лицо, чьи права ущемлены, может повторно подать заявление в суд.

Сервитут на проезд к участку – явление, с которым могут столкнуться многие собственники земли. Зная законы и нормы права в этой области, можно не только защитить свои права, но и получить от данного вида обременения определенную выгоду.

Читайте также: