Закон земли это естественное право в стране в которой живет народ

Обновлено: 27.03.2024

Окончание. Начало в № 1

Природа идеи возникновения прав человека

Никто не должен быть сам себе судьей и сам для себя устанавливать право.

Кодекс Юстиниана, книга 3, глава 1

Право не может существовать без правоведов, которые каждодневно совершенствуют его.

Дигесты, книга 1, глава 2

Право должно быть главным образом приспособлено к тому, что случается часто и легко, а не совсем редко.

Дигесты, книга 1, глава 3

Таким образом, предшественниками французских просветителей, на которых чаще всего ссылаются как на основоположников нового взгляда на общество и человека, были английские философы ХVII-ХVIII столетий – прежде всего Джон Локк и Томас Гоббс. Так, Локк считает права и свободы человека первичной ценностью, а законодательные ограничения этих прав и свобод – вторичными, основанными на соглашении. Напротив, Гоббс утверждает, что воля государства (суверена), выраженная в законах, важнее свободы отдельного гражданина – в противном случае наступает хаос и начинается борьба всех против всех. Свобода, по Гоббсу, распространяется лишь на те случаи жизни, которые не регулируются законом.

Таким образом, в последней четверти ХVIII века идеи философов-просветителей начали воплощаться в политическую практику. Сначала это произошло в Северной Америке, где тринадцать английских колоний восстали против короля и объявили в своей декларации независимости о намерении создать новое государство, основанное на принципах свободы и равенства всех граждан.

Датой Французской революции считается 14 июля 1789 года. В этот день народ Парижа взял штурмом королевскую крепость-тюрьму Бастилию и вынудил правительство Людовика ХVI согласиться с ограничением королевской власти и с правом созванного им народного представительства – Генеральных штатов, объявивших себя к этому моменту Национальным собранием, – реформировать управление страной. Но по-настоящему новый порядок вещей был закреплен лишь полтора месяца спустя, когда Национальное собрание приняло основополагающий документ революции – Декларацию прав человека и гражданина.

как свобода, справедливость, достоинство?

С тех пор, как изобрели право, ни один человек не может чувствовать себя защищенным от несправедливости.

Право стремится стать таким порядком, которому будет следовать не в силу боязни наказания, а просто в силу сознания его необходимости и разумности.

Обсуждая вопрос о правах человека, неизбежно сталкиваешься с этой проблемой, ибо принято считать, что поскольку позитивные права происходят из позитивного законодательства, то и естественные права, или права человека, происходят из естественного законодательства. Правомочность одного зависит от правомочности другого.

Осознание этого факта в послевоенный период еще более укрепило социальную ориентацию либеральных демократий. Во многих странах встал вопрос о конституционном закреплении соответствующих общественных и в первую очередь государственных гарантий для граждан. Встал и вопрос о включении их в нормы международного права.

Исторические портреты мыслителей, развивающих идеи естественного права и правовой свободы

Самыми выдающимися представителями этого направления являлись:

Аристотель – великий древнегреческий мыслитель, ученый и философ. Он был ученым-энциклопедистом: посвятил свои труды естественным и гуманитарным наукам. Для развития теории права большое значение имело его учение о двух видах справедливости – уравнивающей и распределяющей. Уравнивающая основана на арифметическом равенстве и годится для гражданско-правовых сделок, для возмещения ущерба, назначения наказания: сколько дал, столько и получил, сколько потерял, столько и возместили и т.д. Распределяющая справедливость предполагает справедливым деление общих благ по достоинству того или иного члена общества.

Джон Локк – великий английский философ (1632-1704 гг.). В учении о праве он развивал теорию естественного права и исходил из того, что естественное право как закон природы выражает разумность человеческой натуры и поэтому требует мира и безопасности для всего человечества. Среди основных прав человека Локк называет право собственности, право на жизнь и свободу.

Кант развивает три категории права: естественное, которое имеет в качестве источника самоочевидные бесспорные принципы, положительное, установленное законодателем, и справедливость – притязание, не обеспеченное законом и принуждением. Происхождение государства Кант связывал с общественным договором. Все отдельные лица, составляющие народ, заключают такой договор в целях общей выгоды и в соответствии с моральным императивом. Тем самым они отказываются от внешней свободы, чтобы тотчас обрести ее в качестве членов государства. Право же должно надежно гарантировать реализацию этой обретенной в государстве свободы, неизбежно должно быть принудительным и регулировать внешнюю форму поведения людей, независимо от моральных мотивов. Только таким образом, по мнению Канта, можно достичь того, чтобы право стало обязательным для всех, принудительностью и регулированием поступков, а не мыслей и чувств, чем занимается мораль.

Право – совокупность установленных или санкционированных государством обязательных для всех норм поведения, соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.

Право есть мера свободы – дает определение наша современная наука.

Государство – основное учреждение политической системы общества. Осуществляет управление обществом через систему центральных и местных органов государственной власти и государственного управления.

Общество – совокупность людей, объединенных на определенной ступени исторического развития теми или другими производственными отношениями, определяющими собою все другие общественные отношения.

Общество – выделяющееся из природы системное образование, представляющее собой исторически изменяющуюся жизнедеятельность людей, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, организаций, общностей и групп отдельных индивидов.

Общество состоит из огромного количества составляющих его элементов и подсистем, которые обновляются и находятся в обновляющихся связях и взаимодействиях. Таким образом, одни исследователи рассматривают общество на уровне действующих в нем организаций (государства, церкви, системы образования и т.д.); другие – сквозь призму взаимодействия социальных общностей. Человек входит в общество через коллектив, являясь членом нескольких коллективов (трудового, хорового, танцевального и так далее). Общество представляется как коллектив коллективов.

Свобода – возможность проявления субъектом своей воли на основе сознания законов развития природы и общества.

Свобода – независимость, отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность всего общества или его членов.

Естественное право (ЕП) – это комплекс всех правил и прав, которые исходят из природы человека. Они не зависят от объективизма людского мышления. Это явление носит обобщенный характер. Его используют в юриспруденции и философии. Несмотря на это, естественное право – это некий антипод положительному праву, ведь оно является предельно идеализированным для социума. В чем же суть естественно-правовой теории права?

История становления естественно-правовой теории права – авторы и представители концепции

Неписанное право, представленное в качестве научного течения, обладает продолжительной историей. Главнее положения этой теории были сформированы еще в древности. Его авторами и представителями были такие великие люди:Локка, Руссо, Монтескье, Гольбаха, Радищев. Как сравнивать характеристики позитивного и естественного права узнайте тут.

22-600x450.jpg

Сторонники и приверженцы концепции выражали свою идею, каждая из которых была занесена в их работы. Неписанным правом стал обладать человек, который получил конституционное подтверждение во всех современных правовых странах.

Еще в Древнем Риме юристы, используя гражданское право народов, рассматривали (ЕП), как комплекс законов природы и природного порядка вещей. Еще Цицерон утверждал, что закон определенной страны, выступающий в разрез (ЕП), не стоит рассматривать, как закон.

Позитивный правовой процесс предполагает сбой правовое явление, которое исходит из норм, принятых страной, а еще в источниках правового процесса. Вне закона, вне правовых обычаев, прецедентов положительное право отсутствует.

23.jpg

Рассматривая цивилизованный социум с точки зрения (ЕП) теории, отсутствуют основания для противопоставления неописанного и положительного права. Причина в том, что последнее защищает права гражданина. В результате создается одна общечеловеческая система правого регулирования сотрудничества в социуме.Теория (ЕП) стала известной в 17-18 вв. Последователями теории стали:Густав Гуго, Карл Савиньи, Фридрих Пухта.

(ЕП) лучше всего рассматривать на примере жизнь. Как только человек родился, он уже обладает этим правом и живет, реализуя его. В таком случае право на жизнь носит естественно-биологический характер.

Суть теории, ее развитие, сторонники и приверженцы

В основе рассматриваемой теории положено не только положительное права. Имеет место общее для всех граждан (ЕП), которое устанавливается над позитивным. Сюда стоит отнести право на жизнь, справедливость, безопасность. Все они находятся в полном распоряжении у человека.

24-6-600x450.jpg

Они приобретаются от момента его рождения и должны быть обязательно реализованы. Источник расположен не в законе, а в самой природе человека. Процесс формирования неписанного права очень длительный. Про современные подходы к пониманию права расскажет этот материал.

В ходе его развития были определены конкретные положения, которые и определяют суть теории:

  1. Право и закон – это не идентичные понятия.
  2. Законы создают люди, а принимают государственные органы.
  3. Право – это явление, которое может реализовано отдельно от закона, обладает природным характером. Представляет собой комплекс высших моральных ценностей. К ним можно отнести свободу, равенство, честность.
  4. Право и мораль – это идентичные понятия, в основе права лежат моральные ценности.
  5. Не во всех случаях законы тождественны (ЕП).
  6. Права гражданина обладают природным характером, принадлежат ему с самого рождения и не находятся в зависимости от воли законодателя.

К достоинствам рассматриваемой теории стоит отнести:

  • прогрессивность;
  • признание за гражданином его гарантированных прав и свобод;
  • официально принятые законопроекты не во всех случаях соответствуют (ЕП);
  • допускает необходимость приведения всех законопроектов согласно с нравственными ценностями: свобода и справедливость.

Больше информации о сущности естественно правовой теории права далее на видео.

К минусам теории стоит отнести следующее:

  1. Прямое диктование права и морали.
  2. Является полной противоположностью позитивного и неписанного права. Причина в том, что имеются формально-определенные юридические нормы.
  3. Сильно преувеличено.
  4. Каждый человек понимает идею справедливости по-своему.
  5. Роль страны в правовом процессе отрицается.

Возможно вам так же будет интересно узнать про экономическую теорию прав собственности Капелюшникова. Вся подробная информация содержится в данной статье.

Узнать больше про естественную теорию происхождения права, можно прочитав данную статью.

Что собой представляет предмет отрасли трудового права, можно узнать из данной статьи.

Так же важно знать всё про регулятивную функцию права.

Раньше (ЕП) не имело такой широкой популярности, как сейчас. Поэтому у него такой длительный путь становления. Сегодня используют этот вид права в философии, ведь под этим термином понимается комплекс прав и свобод, которые были образованы из природы человека и не пересекаются с правовыми законами, прецедентами и обычаями.

Нормативистский подход к пониманию права

Нормативистская теория права в наиболее полной степени была сформулирована в XX в. Представителями ее были: Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и другие.

Основные идеи данного учения заключаются в следующем:

1) исходным (в частности, для концепции Кельзена) является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится “основная (суверенная) норма”, принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы;

2) по Кельзену, право – это сфера должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в “чистом виде”, вне связи с политическими, социально-экономическими и другими оценками;

3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты – решения судов, договоры, предписания администрации, которые также включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

Достоинства:

– верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, обращается внимание на необходимость иерархии правовых норм по степени их юридической силы;

– нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов;

– признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.

Недостатки:

– представителей данной теории критикуют за увлеченность формальной стороной права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т.п.), за то, что они недооценивали связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами;

– признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами, и однозначно произвольными.

Естественно-правовая теория зарождалась в античности (софисты, стоики, римские юристы), однако наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII – XVIII вв. Представителями ее являются Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев и другие.

Главными идеями этого учения выступают следующие:

1) в рамках данной доктрины разделяется право и закон. Наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, “естественное” право, свойственное человеку от рождения. Это данные от природы неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью, собственность), которые выступают критериями права позитивного;

2) право по существу отождествляется с моралью. По мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы;

3) источник прав человека содержится не в законодательстве, а в самой “человеческой природе”, права даются либо от рождения, либо от Бога.

Достоинства:

– это прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались первые буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;

– сторонниками естественно-правовой теории верно замечено, что законы могут быть и неправовыми, но они должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.;

– провозглашает источником прав человека либо природу, либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.

Недостатки:

– данное понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) умаляет его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма затруднительно;

– такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.

640-1.jpg

ТолкованиеЕстественно-правовая концепция права

В XVII—XVIII в. в. теория естественного права получает развитие в трудах Г. Гроция, Б. Спинозы (Голландия), Т. Гоббса, Д. Локка (Англия), Вольтера, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Руссо (Франция), А. Н. Радищева (Россия) и др. В эпоху буржуазно-демократических революций она обогащается гуманистической концепцией прав человека. Признание прав человека (на жизнь, свободу. неприкосновенность, частную собственность и др.) естественными и неотчуждаемыми явилось основополагающим в понимании природы естественного права.

Сущность теории естественного права в ее современном понимании заключается в том, что идеи (естественного равенства и свободы, справедливости, признание неотчуждаемого характера прав человека) выступают первоначальным, главным компонентом права. В этом смысле нормы или действия способны лишь с той или иной степенью достоверности отразить то, что выражают эти идеи. Пониманию природы (сущности) права способствует различение права позитивного и права естественного.

Соответственно своим содержанием естественное право охватывает такие естественные права, как право на жизнь, свободу, равенство, неприкосновенность, частную собственность, достоинство, безопасность, справедливость, право на сопротивление несправедливой власти и другие, вытекающие из естественного порядка вещей, их экономического уклада жизни, духовно-культурной среды обитания людей, естественно-природных условий жизнедеятельности человека. Признание и защита этих прав является главной задачей всякого государства.

С формально-юридической точки зрения естественное право выражается через правовые идеи, принципы права. С учетом это естественно-правовой подход к праву позволяет: во-первых, соизмерять ценность права в соответствии с тем, насколько полно его нормы и институты отражают своим содержанием права и свободы человека и гражданина, и охраняют их специфическими юридическими средствами; во-вторых, проводить различие между правом и законом. Из чего следует, что: а) право не сводимо к закону. Закон лишь одна из форм его выражения; б) не всякий закон является выражением права. Господствовать в общественной жизни должен лишь тот закон, который основан на праве, т.е. обладает качеством правового закона; в) право первично по отношению к государству; г) государство должно выражать в законе право и т.д.

Отмеченные преимущества правопонимания, как верно замечено (В. В. Лазарев), должны быть дополнены ответами на следующие вопросы. Как реализуются нормы естественного права в том случае, если они, скажем, вступают в противоречие с действующим законодательством? Как должен поступать правоприменитель в случае такого рассогласования? Каким образом это следует соотносить с требованиями законности? Очевидно, что для правоприменителя должны существовать юридически определенные ответы на все эти вопросы.

В современном общетеоретическом правоведении фундаментальные естествено-правовые взгляды правопонимания находят отражение в различных правовых школах, в частности, в так называемой либертатной концепции права.

Представляется, что естественное право, равным образом, как и право позитивное, обладает регулятивными свойствами. Однако в механизме действия права естественному праву отводится особая роль: оно выполняет функции общеправовых принципов.

Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС . под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка . 2003 .

peop11.jpg

Суть теории естественных прав

Теория врожденности основополагающих человеческих прав получила свое развитие с приходом христианства. В такое версии источником наделения человеческого существа правами выступал господь бог, причем права эти соответствовали библии. Женщина признавалась низшим существом, а сама природа человеческая- греховной, требующей раскаяния и исправления.

Особую значимость теория естественного права приобрела в средневековой Англии, на ее основе сложилась правовая система страны и действует до настоящего времени. Человеческая природа при этом рассматривалась как изначально негативная, разрушительная (Гоббс) либо положительная созидательная (Локк).

Французская революция использовала теорию естественных прав в обосновании Декларации прав и свобод. В такой трактовке естественные врожденные права были обоснованием права позитивного, нормативно-правовых норм.

Современная теория естественных прав расширила как само это понятие, так и сферу применения. Неотъемлемыми признаются не только личные права индивидуума, но и политические (право на выборы, на участие в партиях, митингах), и социальные (на труд, на пенсии и пособия).

Положительные стороны теории естественного права

Теория естественных прав, ее наличие и развитие имеет ряд позитивных сторон:

  • Именно теория естественного права стала основой правового государства. Большинство современных Конституций демократических государств закрепляют за гражданами естественные права. При этом признание факта врожденности означает отсутствие необходимости их доказывать и обосновывать.
  • Естественные права противопоставляются правам писанным, установленным человеческими организациями (парламентами). Позитивное право устанавливает конкретные права и обязательства граждан, а также предусматривает ответственность за их нарушение либо несоблюдение. При этом верховенство над позитивными нормами имеет именно Конституция, с основными естественными правами, а Конституционный суд признается наивысшим.
  • Теория естественного права стала обоснованием для создания демократического государства. Речь идет о теории договорного права. Индивидуум, обладающий комплексом естественных прав, часть из них передает государственным органам. Он платит налоги для содержания государственного аппарата, соответственно требуя защиты своих прав. Такое делегирование подразумевает выборность органов власти и наличие аппарата принуждения. При этом соблюдается главный принцип естественных прав – равенство всех граждан и разумность пользования правами и полномочиями.
  • Теория естественного права как принцип равенства и справедливости легла в основу судебной системы прецедентного права (английского). Суд рассматривает каждое дело индивидуально и принимает решение исходя из жизненной ситуации. При этом аналогичные ситуации разрешаются одинаково, по справедливости.
  • Теория естественных прав легла в основу права на самооборону, необходимую оборону и крайнюю необходимость. Суть этих юридических терминов сводится к тому, что человек имеет право защищать себя сам, доступными адекватными способами, в том числе с применением оружия. Он может также защищать свое жилье, семью, имущество и других граждан от противоправных деяний.

Важным является субъективный фактор, то есть видение ситуации индивидуумом. Например, можно применять оружие против группы нападающих лиц, не имеющих оружия. Либо с оружием защищать свое жилье от незаконного проникновения посторонних субъектов.

ludid2.jpg

Отрицательные стороны теории естественного права

Негативные стороны теории естественного права:

  • Теория естественных прав не имеет четкого объективного выражения. Различные деятели, ученые и философы по-разному трактуют как источник происхождения естественных прав, так и их перечень. Эти понятия со временем менялись и являются предметом дискуссии в наше время. Сами права объединяет одно свойство – неотъемлемость от личности. Размытость естественных прав в противовес правам позитивным (писаным) приводит к возможности злоупотребления ними. Например, конституционно закреплено право на жизнь. Возникает спор в обществе о том, есть ли права на смерть у человека. Не только право на самоубийство, на аборт, но и на эвтаназию. Не прекращается обсуждение прав сексуальных. Патологические сексуальные наклонности в различных государствах вызывают различное отношение. Здесь естественным сексуальным правам противопоставляются нормы морали: обнаженные в интернете, гомосексуализм, садомазохизм, легализация проституции. Аргументация представителей о том, что они таковы от рождения и никому не вредят, соответствует теории естественных прав, но противоречит нормам морали.
  • Естественными правами аргументируют свое существование авторитарные (фашистские) режимы. Превосходство одной нации или расы (в США – отношение к чернокожим) преподносится как свойство изначально установленное. Равенство и справедливость здесь возможны лишь между личностями идентичными. Такие вспышки авторитарности берут свое начало еще со времен экспансии Рима до н.э. Разграничение прав граждан и неграждан, проживающих в одном государстве, широко распространено в современных исламских государствах (Катар, ОАЭ).

Таким образом, теория естественного права не потеряла актуальность в нашем обществе и является серьезным аргументом в правовых дискуссиях

Читайте также: