Являются ли деньги собственностью государства

Обновлено: 17.05.2024

Правовая природа безналичных денежных средств всегда вызывала дискуссии, точка в которых не поставлена. Как только безналичные денежные средства не понимались: имущественное право требования к банку; трансформируемое право-вещь, имеющее двойственную природу; запись по счету, иное имущество. Неясная природа безналичных денежных средств создавала неопределенность в вопросе определения вида права о принадлежности этих средств субъекту: конструкция вещного, обязательственного права или смешанная.

Безналичные денежные средства отнесены в системе объектов гражданских прав к иному имуществу наряду с имущественными правами. Таким образом, в ГК РФ безналичные денежные средства и имущественные права – это самостоятельные разновидности иного имущества. Снимает ли это вопросы относительно природы права о принадлежности безналичных денежных средств субъекту? Или порождает еще более новые интерпретации?

Забежим несколько вперед принятия 3-го блока поправок в ГК РФ.

Согласно ч.ч. 1-6 ст. 36.1. ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат права на денежные средства, находящиеся на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытом в кредитной организации, и сформированные за счет взносов на капитальный ремонт, процентов, уплаченных в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате таких взносов, и начисленных кредитной организацией процентов за пользование денежными средствами на специальном счете. Доля собственника помещения в многоквартирном доме в праве на денежные средства, находящиеся на специальном счете, пропорциональна суммарному размеру взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственником такого помещения и предшествующим собственником такого помещения.

Право собственника помещения в многоквартирном доме на долю денежных средств, находящихся на специальном счете, следует судьбе права собственности на такое помещение.

При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме доля нового собственника такого помещения в праве на денежные средства, находящиеся на специальном счете, равна доле в праве на указанные денежные средства предшествующего собственника такого помещения.

Собственник помещения в многоквартирном доме не вправе требовать выделения своей доли денежных средств, находящихся на специальном счете. При приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю такого помещения переходит доля в праве на денежные средства, находящиеся на специальном счете.

В статье не конкретизируется, что речь идет о праве собственности на денежные средства, находящиеся на специальном счета, только праве (правах) собственников помещений в МКД. Какой это вид права не ясно. Но режим права используется общей долевой собственности на общее имущество МКД. По сути, денежные средства для капительного ремонта МКД, находящиеся на специальном счете, и сформированные собственниками помещений, представляют собой один из элементов общего имущества МКД (хотя в ст. 36 ЖК РФ – такой элемент не включили, но перечень общего имущества не закрыт), с распространением на него режима, аналогичного праву общей долевой собственности, но без обозначения этого права, как права собственности.

Теперь, когда в ГК РФ безналичные денежные средства отделены от имущественных прав – можно ли однозначно говорит о конструкции права собственности на безналичные денежные средства, а не о праве на право? или поглощении вещного права конструкцией имущественного права требования?

И отличаются ли по своей правовой природе такие объекты, как безналичные денежные средства и денежные средства, находящиеся на специальном счете, как элемент общего имущества МКД, учитывая принцип неделимости всего комплекса этого общего имущества?

Или может быть на безналичные денежные средства возникает какое-то особое имущественное право? Ни вещное, ни обязательственное? О каком праве идет речь в ст. 36.1. ЖК РФ?

Не только граждане, но и профессионалы - судьи региональных судов часто путаются в ответах на сложные вопросы о разделе имущества после развода. Поэтому разъяснение, которое дал Верховный суд по одному из "земельных" споров, может оказаться особенно полезным владельцам семейных соток.

Деление нажитого при разводе вызывает вопросы и у судей. Фото: Photoxpress

Дележ общего имущества супругов нередко становится сложной правовой проблемой. Особенно если речь идет о разделе не купленной, а полученной когда-то бесплатной земли.

Ведь местная власть в советские годы выделяла участки под сады и огороды не на какую-то конкретную семью, а на гражданина, работника предприятия или организации. Теперь у абсолютного большинства дачников эти сотки оформлены в собственность. А как их делить при разводе? Как общее имущество? Но какое же оно общее - по документам его получал один человек.

История, которой занялся Верховный суд, началась банально - в районный суд обратилась гражданка с иском. В нем была просьба - сначала расторгнуть брак, а потом разделить совместно нажитое имущество пополам между супругами.

Имущество состояло из двух участков земли, снегохода, автомобиля и двух домов, один из которых был жилой, а второй стоял недостроенный.

Суд первой инстанции иск гражданки удовлетворил частично - брак он расторг, жилой дом поделил пополам. В остальном иске было отказано. Апелляция с таким решением согласилась.

Отказ в разделе участков районный суд объяснил следующим образом - по Семейному кодексу земля, о которой идет речь в споре, не относится к общему имуществу супругов, поскольку бывший муж получил сотки по так называемой "безвозмездной сделке".

После такого решения пришлось недовольной бывшей половине дойти до Верховного суда РФ, отстаивая свои права. В Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ аргументы недовольной истицы изучили и сказали, что заявительница права, а их коллеги приняли решение "с существенными нарушениями норм материального права".

И вот как объяснил свою позицию высокий суд. Он начал с Семейного кодекса РФ. Там есть несколько статей, посвященных общему имуществу супругов. Так, в статье 34 СК перечислено, что относится к этому общему имуществу супругов и что к нему не относится. Все доходы и все купленное в браке, не важно, на кого оно оформлено и кто вносил деньги - общее.

Кроме вещей и денег общими считаются движимое и недвижимое имущество, паи, ценные бумаги, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или другие коммерческие организации.

Не будет считаться общим имущество, принадлежащее каждому из супругов до вступления в брак. И будет личным добро, полученное в период брака в дар, по наследству или по так называемым "безвозмездным сделкам". Об этом сказано в 36-й статье Семейного кодекса РФ.

Из материалов этого судебного спора Верховный суд увидел, что два участка супругов образовались из одного участка, который получил бывший супруг еще в далеком 1984 году от органов местного самоуправления для садоводства в "бессрочное пользование".

Позже мужчина на эти сотки оформил право собственности. За двадцать с лишним лет брака некогда единый участок земли был по семейным обстоятельствам разделен на два участка.

Далее Верховный суд РФ перешел к Гражданскому кодексу.

Там в статье 8 сказано, что гражданские права и обязанности возникают в том числе из договоров и "иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но и не противоречащих ему". А также из актов государственных органов и органов местного самоуправления.

Таким образом - делает вывод Верховный суд РФ - законодатель разграничивает в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей договоры (сделки), акты государственных органов и органов местного самоуправления и не относит последние к безвозмездным сделкам.

Верховный суд РФ подчеркнул важное обстоятельство - бесплатная передача земли одному из супругов во время брака на основании акта органа местного самоуправления не может являться основанием его отнесения к личной собственности этого супруга.

Вывод Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда звучит следующим образом.

Поскольку право собственности у бывшего супруга на спорные участки земли возникло не на основании безвозмездной сделки, то выводы местных судов об отнесении этого спорного имущества к личной собственности ответчика в порядке 36-й статьи Семейного кодекса РФ противоречит положениям закона.
По мнению Верховного суда РФ, при таких обстоятельствах у местных судов не было никаких оснований для отказа истице в ее просьбе. А именно - разделить поровну между бывшими супругами эти земельные участки.

Государственные или частные банки России в 2021 году: где лучше хранить деньги

Что такое государственные банки России

Основное отличие государственного банка от частного в том, что основным собственником компании является РФ. Контроль эффективности работы и экономических показателей возложен на госорганы. Центробанком также владеет государство, стране принадлежит 100% его активов. Банк России регулирует, управляет и следит за балансом финансового рынка страны. История деятельности института с похожими функциями началась еще в дореволюционный период: в 1860 году основан Государственный банк Российской империи. Главная особенность такого банка в том, что он не работает с частными клиентами, тут нельзя оформить ипотеку или взять кредит на покупку автомобиля.

Для того чтобы сделать банковскую систему более надежной, обеспечить необходимый уровень доверия у населения, и были созданы коммерческие банки, подконтрольные государству. Активы таких финансовых компаний полностью или частично находятся на балансе страны. Основные цели деятельности госбанков:

  • развитие экономики России;
  • стабилизация финансовой ситуации в стране;
  • защита национальной валюты - рубля;
  • финансово-кредитная политика в интересах граждан;
  • сдерживание темпов инфляции.

Список госбанков России (контрольный пакет)

Чтобы оказывать существенное влияние на деятельность банка, государство должно быть собственником более половины его активов. Такими активами являются акции финансово-кредитной компании. Владея контрольным пакетом ценных бумаг эмитента, можно управлять его экономическими показателями, ставить планы развития и разрабатывать политику взаимодействия с клиентами.

Перечень основных государственных банков в 2021 году:

  • СберБанк (основной собственник ЦБ РФ);
  • ВТБ (более 60% акций владеет Федеральное агентство по управлению госимуществом);
  • Россельхозбанк (компания со 100% финансовым участием государства);
  • Ак Барс Банк (собственниками являются госорганы и Республика Татарстан);
  • РНКБ банк (принадлежит полностью государству).

К государственным банкам относят также ВЭБ, Новикомбанк, Почта банк, Связь-банк и банк ЧБРР.

Госбанки не обязательно основаны государством изначально. В категорию госбанков попадают и те, которые были ранее частными коммерческими структурами, но затем Россия выкупила более 50% их капитала в виде ценных бумаг. Часто это не является инициативой собственника, заработать на такой сделке трудно. Решение о продаже принимается в безвыходной ситуации, когда компании угрожает банкротство и отзыв лицензии. Продолжить банковскую деятельность удастся после того, как на баланс поступят деньги от покупателя. Примеры банков, прошедших процедуру санации:

Государство как участник договора купли-продажи расплачивается с долгами проблемного банка бюджетными средствами, но взамен полностью контролирует его дальнейшую работу.

Банки, акции которых принадлежат государству (не контрольный пакет)

Государство владеет акциями банков не только напрямую, но и через подконтрольные ему организации и холдинги. То есть в учредительных документах указаны данные предприятия, но оно не относится к частному бизнесу, а является госкомпанией.

ПРИМЕР:

К банкам, которые косвенно контролирует государство, относится довольно значительная часть компаний. Среди наиболее известных:

  • МСП банк (более 71% акции держит Росимущество, остальные – ВЭБ);
  • ВБРР (холдинг Роснефть владеет 84% ценных бумаг банка);
  • РГС банк (на 96% принадлежит госбанку "Открытие");
  • Кредит Урал банк (100% акций у Газпромбанка);
  • БМ-банк (полностью находится под контролем ВТБ);
  • Сетелем банк (79% активов держит Сбербанк).

Контрольный пакет в терминологии фондовой биржи – это 50% акций + 1. На российском финансовом рынке существуют банки, где участие тех или иных госструктур в капитале частной компании ниже этого значения. Так, Республика Татарстан владеет около 8% акций Акибанка, Ростех держит на балансе 16% ценных бумаг банка Заречье, банк Екатеринбург на 29% принадлежит администрации одноименного города, а банк Казани – на 39%.

Какие гарантии дает статус госбанка

Частному клиенту или владельцу бизнеса важно, чтобы его средства были максимально защищены. Размещение денег в госбанке позволит снизить финансовые риски.

В России, кроме государственных банков, есть сильные частные финансово-кредитные компании. К примеру, Альфа-банк - классический коммерческий банк, и он более чем на 99% принадлежит АБ Холдингу. Отсутствие вливания бюджетных денег не сделало его за годы работы менее надежным и привлекательным для клиентов. Также внимания заслуживает успешная деятельность на российском рынке представительств зарубежных финансовых гигантов: Юникредит банк, Росбанк или Райффайзенбанк.

В 2021 году банковская система страны достигла такого уровня устойчивости, что клиент может выбирать любой банк и не опасаться, что его деньги прогорят. Суммы до 1,4 млн рублей застрахованы в АСВ, и их возврат владельцу гарантирован законом. С осени 2020 года для отдельных жизненных ситуаций лимиты денежных средств на счетах в банках увеличены до 10 млн рублей. Пользоваться банковскими продуктами с каждым годом становится все безопаснее. Поэтому граждане стали менее придирчиво относиться к выбору финансовой компании. Теперь банк, в котором будут храниться накопления, не обязательно должен быть государственным.

Итоги:

Портал Работа.ру, входящий в экосистему Сбера, провел среди 5000 пользователей опрос, чтобы узнать сколько россиян планируют выполнять трудовые обязанности в период с 31 декабря по 9 января. Во время государственных выходных работать намерены 47% граждан. В 2020 году их доля была равна 54%, а в 2019-м ; 58%. Из числа людей, которые не планируют отдыхать на каникулах, 31% будет выходить на службу по графику 5/2. 24% сообщили, что намерены работать по сменам. Каждый пятый самостоятельно определяет время для выполнения служебных обязанностей. Часть респондентов отметила, что в графике труда в праздники возможны изменения. 56% опрошенных считают, что наиболее востребованными на каникулах продавцы и кассиры магазинов. 49% отметили, что скорее всего много работы будет у курьеров. 45% респондентов думают, что труд медиков особо важен в праздничный период. 38% участников предположили, что на праздниках вырастет спрос на услуги водителей. 33% граждан уверены, что востребованными в это время станут официанты и повара. Каждый четвертый ответил, что прибавиться работы у аниматоров. Графу Другое; отметили 7% опрошенных. Они сочли, что на выходных начеку должны быть пожарные, сотрудники правоохранительных органов, специалисты по электросетям и ремонту. Источник: сервис Работа.ру.

Что происходит с вещами и собственностью человека, у которого нет наследников? Как вернуть себе право на имущество, которое отошло государству? Рассказываем, почему и как имущество становится выморочным

Фото: Shutterstock

Квартира, ценные бумаги или драгоценности — все это окажется в собственности государства или муниципалитета, если владелец умер и не оставил наследников. Но это далеко не единственный случай, когда имущество объявляется выморочным. Разбираемся, почему квартира может стать выморочной и как этого избежать.

Что такое выморочное имущество

Выморочное имущество — это вся собственность или ее часть, которая никому не перешла по наследству [1] после смерти правообладателя. Такие ситуации возникают по нескольким причинам. Например, когда умерший не имел наследников ни прямой, ни второй очереди. В таком случае принадлежавшее ему имущество называется выморочным и переходит в собственность государства. Но бывают и более сложные ситуации. В частности, когда человек написал завещание, в котором намеренно отказал всем близким в своем наследстве. Бывают случаи, когда только часть имущества признается выморочным.

Государству могут отойти жилье или коммерческая недвижимость, земля, ценные бумаги и другие ценные вещи, а также интеллектуальная собственность.

Признание имущества выморочным

Может быть несколько причин, по которым после смерти владельца некому будет передать его собственность. И чаще всего требуется, чтобы совпали несколько обстоятельств:

  • умерший не оставил завещания;
  • у него не было наследников либо о них неизвестно;
  • наследники сами отказались от своей доли;
  • потенциальные наследники есть, но они не прошли процедуру оформления наследства в положенные сроки;
  • граждане, которые должны наследовать имущество по закону или по завещанию, признаны недостойными [2];
  • наследники не могут вступить в права по причине гибели и возможности применить право представления. Эта возможность возникает, когда непосредственный наследник уже умер или погиб одновременно с наследодателем. В таком случае право на имущество переходит дальше. Но если у потенциального наследника на момент смерти не оказалось никого, кому можно передать это право, имущество в итоге остается бесхозным и уходит государству [3].

Срок наследования выморочного имущества

Если у человека нет наследников или они не имеют права на наследство, имущество переходит в государственную собственность, а некоторые объекты, например земли или недвижимость промышленного или хозяйственного назначения, могут перейти муниципальному образованию. Муниципалитет, в отличие от обычных граждан, по закону не имеет права отказаться от наследования, даже если хочет.

О том, куда попадет имущество, объявляется в день открытия наследства. Согласно закону, это происходит, когда оформляются официальные бумаги о смерти. Таким образом, получается, что процедура признания имущества выморочным может начаться сразу же. Но для этого муниципалитету нужно предпринять некоторые действия, чтобы оформить собственность.

Фото:Shutterstock

Но что делать, если обнаруживается наследник — дальний родственник или спрятанное завещание? Как вернуть имущество законным наследникам? Согласно Гражданскому кодексу РФ, у наследников есть полгода, чтобы вступить в свое право. Даже если муниципалитет начал процедуру оформления имущества выморочным, наследник может у нотариуса заявить свое право на наследство.

Нередки ситуации, когда наследник игнорирует это право, продолжая пользоваться имуществом своего близкого и не торопясь оформлять наследство. В таком случае спустя полгода имущество все равно получит статус выморочного, и доказывать свое право на него придется уже через суд.

Как вернуть выморочное имущество

Если наследник узнал о смерти родственника спустя шесть месяцев или просто не успел заявить о своем праве на имущество, не обойтись без суда. Нужно будет доказывать, что срок не был выдержан по уважительной причине. Для разбирательства придется собирать документы, которые подтвердят, что у наследника не было возможности вступить в наследство. Такими доказательствами могут быть медицинские заключения о болезни, справки с места работы о командировках, показания свидетелей или другие документы.

Если суд признает право наследника, то необходимо будет как можно скорее передать решение нотариусу и вступить в право наследства. Далее потребуется пройти процедуру переоформления собственности.

Как оформляется выморочное имущество

Процесс передачи выморочного имущества непосредственно тем органам, которые будут им владеть, описан в документе Минфина [4]. Сначала Росимущество или его территориальное подразделение у нотариуса получает свидетельство о праве на наследство. Далее оно попадает в налоговые органы, после чего проходит оценку.

Только после этих действий объект наследства попадает на официальные торги, в рамках которых любой может выкупить имущество. Таким образом можно приобрести, например, квартиру. Но даже учитывая, что часто цена на торгах получается ниже рыночной, всегда есть риск, что у такого имущества объявится наследник и возникнут сложности с оформлением права собственности и судебные тяжбы.

Главные мысли

Откуда взялся взгляд, что государство кормит народ и дает ему различные блага? Он взялся из советского понимания государства.

В чем особенность бывшей советской системы? Государство в финансовом смысле не зависело от налогоплательщиков. Советская экономика — это нефтяная и рентная экономика, которая существует за счет того, что она просто добывает нефтяные ресурсы, перерабатывает их, продает и полученные богатства каким-то образом перераспределяет. Люди в виде бизнеса и налогоплательщиков нужны постольку-поскольку, скорее как рабочая сила.

Поэтому до сих пор многие чиновники, даже не старые в этой системе, генерируют подобные высказывания о том, что государство с барского плеча дает людям блага.


С другой стороны, есть масса людей, которые считают, что они налогоплательщики, что это они наняли менеджеров-чиновников. Это мировоззрение происходит из new public managment (нового публичного администрирования) — приближения модели госуправления к стандартам бизнеса. То есть когда множество акционеров, владеющих акциями, сообща выбирает топ-менеджера, и он должен за соответствующее вознаграждение выполнять те показатели, которые им бы хотелось.


Важно отметить, что подобная ситуация есть практически во всех странах Европы. Насколько эффективно тратятся эти деньги — вопрос другой. Мы можем отмечать, что в Дании, а также в Скандинавских странах, на которые любят кивать наши чиновники, тоже высокие налоги. Там государство тоже берет на себя всю социальную сферу. Но возможностей влиять на бюджет у датчанина или шведа гораздо больше, чем у нас. И качество получаемых услуг также выше. И если они недовольны качеством получаемых услуг, у них есть способ выразить это недовольство.

У нас этих способов практически нет. Обычно подсказывают выход: если не нравится, иди в платную школу, поликлинику и так далее. К сожалению, нельзя обратиться в платную полицию, платный суд или платную тюрьму.


Когда мы говорим, что все в государстве народное, это верно. Но народное — чье? Вы с одними интересами, мы с другими, а дядя Вася — с третьими. Согласовать их очень сложно. Это возможно, когда в стране есть развитые институты для этого: местное самоуправление, дворовые сообщества, представленные в парламенте группы по интересам и так далее. Когда принимается более-менее компромиссное решение, с которым уже потом работает местная власть. Когда этого нет, говорить, что деньги народные, можно, но по факту это останется пустой фразой, если у вас нет возможности это право реализовывать.

Проблема Беларуси еще и в том, что нет идеологии, которая нас бы стимулировала к тому, чтобы строить прекрасную Беларусь будущего, а с другой стороны — и на себя поработать сложно.

Выходит, что мы столько лет стоим на перепутье, когда мы не отпустили устаревшую систему и не приобрели новую. Наши политические кризисы — это как раз и отражение того, что нет народного единства, нет цели, ради чего сделать усилие.


Больше трети доходов бюджета Беларуси составляют налоги на добавленную стоимость и подоходный налог. Постепенно налоговая часть бюджета движется от советской модели экономики к западной (назовем ее так), когда наполнение бюджета все больше и больше зависит от богатых предприятий и граждан, а не только от перекачивания нефти и взимания пошлин за ее транспортировку.

Белорусы имеют не так много рычагов влияния на бюджет, но и они все довольно номинальны: позвонить на прямую линию, обратиться в Минфин, прийти на прием к чиновникам. Но это все не обеспечивает системного учета обратной связи со стороны граждан. Он должен обеспечиваться на всех стадиях бюджетного процесса, начиная от формирования, что нужно. Затем на стадии обсуждения и сведения этого в бюджет (местный, республиканский и так далее). Потом на этапе исполнения и этапе контроля.


В идеальной модели предполагается, что у граждан, групп граждан, гражданского общества есть возможности как минимум все это видеть и знать, иметь возможность прийти как минимум послушать, а то и представить свои предложения. Но кроме этого — иметь возможность влиять на процесс в виде экспертного участия, написания каких-то документов, предложений ко всем этим вопросам. Все это, к сожалению, в Беларуси не работает.

И пока никакой политической воли на большее вовлечение граждан в процесс принятия и формирования бюджета нет.

Модель распределения бюджета во многих европейских странах предполагает решение местных вопросов на местном уровне. В Беларуси ситуация обратная: все деньги стекаются в центр, а уже оттуда центр (часто далеко не справедливо) распределяет их по областям и районам, не давая особенной свободы по распределению финансов. Районам приходится практически выклянчивать деньги у центра и согласовывать с ним каждый шаг.


Это остаток старой советской системы, не отвечающий современным реалиям. Да, если государство торговало сырьем и другими ресурсами и они поступали сразу в центр, то логично их оттуда центру и распределять. Но сейчас ресурсы поступают от местных предприятий и граждан, сейчас это как раз деньги налогоплательщиков. Поэтому их нужно оставлять на том уровне, где они и создались.

Если государство берет на себя всю ответственность за жизнь граждан, то не взращивает ли оно таким образом инфантилизм в обществе? Но ведь государству это невыгодно? Утверждение довольно спорное, потому что само государство не однородное и в нем также есть разные группы влияния, которым выгодно разное. Кому-то выгодны инфантильные граждане, а кому-то нет. Здесь и у граждан есть ресурс ко взрослению, и у чиновников также.

Таймлайн

01:02—04:15. Что такое государство?

04:15—07:09. Откуда появилось убеждение, что государство кормит народ?

07:09—09:56. Правильно ли мы рассуждаем, говоря о том, что деньги налогоплательщиков?

09:56—12:35. Чем плоха или хороша установка, что государство всех кормит?

12:35—15:47. В чем правы белорусы, которые говорят, что каждый кустик на территории страны принадлежит и им? И как реально мы можем повлиять на распределение бюджета?

15:47—20:50. Каким образом в нынешних реалиях должно выглядеть распределение бюджета и участие белорусов в нем?

20:50—22:00. Что дает человеку сопричастность к бюджетной политике страны?

22:00—25:46. Государство, которое берет на себя сверхответственность за граждан, растит инфантилов? Или это инфантильные люди создают почву для появления такого государства?

25:46—30:07. Какая может быть установка у здорового и зрелого белоруса по отношению к бюджету и своей стране?

Читайте также: