Является ли собственность источником политической власти

Обновлено: 27.04.2024

Понятие власти является одним из центральных в политологической науке и даёт ключ к пониманию сущности политических институтов, политических объединений, движений и процессов, самой политики. Власть служит основой, объектом и движущей силой политики. Борьба за власть является характерной чертой политической жизни любого общества.

Политическая власть представляет собой специфическую форму общественных отношений между большими группами людей, реальную способность определенного класса, социальной группы, индивида проводить свою волю, выраженную в политике. Политическая власть – основополагающая категория политологии. Она дает ключ к пониманию сущности и предназначения политической сферы общества.


  1. По субъектам власти: партийная, народная, президентская, парламентская и т.д.

  2. По режиму: демократическая, авторитарная, деспотичная и т.д.

  3. По легальности: законная и вне закона.

  4. По легитимности: поддерживается народом и нет

Сущность политической власти, ее экономические, социальные, правовые, духовно-нравственные и психологические основания.

Отличительные признаки политической власти: 1. Затрагивает интересы больших групп людей, всегда носит общественный характер, ибо политика начинается там, где миллионы. 2. Выражается в руководстве обществом экономически господствующих классов, социальных групп и слоев. 3. Выражается через функционирование политических институтов, между которыми и внутри которых она распределяется. 4. Проявляется в наличии особой группы, социального слоя людей, профессионально занятых управленческим трудом и осуществляющих властную волю. 5. Влияет на поведение людей через убеждения, авторитет, принуждение, вплоть до прямого насилия. 6. Проявляется в процессе подготовки, принятия и реализации политических решений.

В политической власти можно выделить три элемента: директивный – наличие приказа и соответствующих действий; функциональный – обеспечение определенной потребности социального целого, в масштабах которого она осуществляется; коммуникативный – обмен информацией, налаживание взаимопонимания и эффективного общения между участниками властных отношений

Общепризнанным источником власти является сила. Однако сама сила также имеет определенные источники. Источниками силы могут быть богатство, занимаемое положение, владение информацией, знания, опыт, особые навыки, организация. Поэтому обобщенно можно сказать, что источник власти – это совокупность социальных факторов, создающих преобладающую, доминирующую, господствующую волю. Иными словами, это экономические, социальные, психологические основы политической власти.

Характерные признаки и источники власти.

Отличительные признаки политической власти: 1. Затрагивает интересы больших групп людей, всегда носит общественный характер, ибо политика начинается там, где миллионы. 2. Выражается в руководстве обществом экономически господствующих классов, социальных групп и слоев. 3. Выражается через функционирование политических институтов, между которыми и внутри которых она распределяется. 52 4. Проявляется в наличии особой группы, социального слоя людей, профессионально занятых управленческим трудом и осуществляющих властную волю. 5. Влияет на поведение людей через убеждения, авторитет, принуждение, вплоть до прямого насилия. 6. Проявляется в процессе подготовки, принятия и реализации политических решений.

Характерные признаки государственной власти: 1. Суверенитет, её верховенство на всей территории страны и независимость в международных отношениях. 2. Выступает в качестве силы, концентрированно выражающей и символизирующей общество в целом. 3. Обладает монополией на легальное использование силы, физического принуждения. 4. Имеет специальный сложный аппарат (механизм) управления всем обществом, который представляет собой совокупность разнообразных органов и материальных средств, необходимых для выполнения задач и функций государственной власти. 5. Обладает исключительным правом на нормирование жизни всего общества, правом на издание законов и норм, обязательных для всего населения. 6. Имеет право на взимание налогов и различного рода сборов, имеющих для населения всеобщую обязательность.

Основные виды и средства осуществления власти, формы ее проявления и реализации.

Виды политической власти выделяются по различным основаниям: по формационному и классовому признакам (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая, власть в классовом и бесклассовом обществе); по отношению к социальному развитию (прогрессивная и регрессивная, динамическая и застойная, оптимистическая и пессимистическая, рациональная и иррациональная); по количественному признаку (единоличная, олигархическая, полиархическая); по функциям органов власти (законодательная, исполнительная и судебная); по правовому признаку (законная и незаконная, легальная и нелегальная, легитимная и нелегитимная); по институциональному признаку (государственная, партийная и др.); по средствам и методам осуществления власти в обществе (тоталитарная, авторитарная, демократическая).

2 вида форм государственного управления:

- формы реализации исполнительной власти – внешние формы;

- формы внутриорганизационной внутриаппаратной работы (внутренние формы).

1) Правовые – связанные с установлением, применением и защитой норм административного права.


  • Формы проявления

  • Бигменство

  • Доминирование

  • Социальный контроль

  • Руководство

  • Организация

Ресурсы властного воздействия - средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта власти на объект в соответствии с его целями: важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.д.); средства, способные влиять на внутренний мир, мотивация человека; средства, с помощью которых человека можно лишить его ценностей, например, жизни, здоровья, имущества и т.д

Утилитарные ресурсы – это материальные и социальные блага, связанные с повседневными интересами людей.

Принудительные ресурсы – это меры административного наказания, судебного преследования, силового принуждения.

Нормативные ресурсы включают средства воздействия на сознание человека, на формирование его убеждений, ценностных установок, на мотивацию его поведения.

Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления: средства производства, земля, полезные ископаемые, продукты питания, деньги как их всеобщий эквивалент.

Социальные ресурсы – это понижать или повышать социальный статус человека, его место в социальной стратификации.

Культурно-информационные ресурсы – это знания и информация, а также средства их производства и распространения: институты науки и образования, СМИ и др.

Силовые ресурсы – это оружие и средства физического принуждения, а также специально подготовленные для их применения люди.

Современные концепции власти.

Биологическая (Ф. Ницше) Власть – это механизм обуздания биологической агрессии, заложенной в человеке

Бихевиоризм (Ч. Мерриам, Г. Лассуэль) В основе поступков человека лежит стремление к власти, это доминирующий мотив политической активности

Психоаналитическая (З. Фрейд, К. Хорни) Власть – это способ господства бессознательного над человеческим сознанием

Структурно-функциональная (Т. Парсонс) Власть – это отношение неравноправных субъектов, чье поведение обусловлено выполняемыми ролями (например, роль управляющих или управляемых)

Социальная конфликтология (потенциально-волевая) (К. Маркс.) Власть – это господство и подчинение, возможность или способность политического субъекта осуществлять (навязывать) свою волю

Дуалистическая(М. Дюверже) Власть двойственна: 1) инструмент господства; 2) средство интеграции
Формы организации власти, разновидности власти.

В тоталитарном обществе в основе механизма политической власти лежит система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества, его экономической, политической, социальной, духовной и даже бытовой жизни власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат и возглавляемый политическим лидером, вождем.

Авторитарная политическая власть по своим характерным чертам признакам и механизму функционирования занимает как бы промежуточное положение между тоталитарной и демократической властями. С тоталитарной властью её роднит, прежде всего, диктаторский, не ограниченный законами характер властвования, с демократической - наличие автономных нерегулируемых властью общественных сфер, например, экономики и частной жизни людей, сохранение элементов гражданского общества.

Демократическая власть - воплощает в себе идеи самоуправления и партиципации (участия) - главным образом на местном уровне и на производстве, и представительства - в масштабах всего общества. Это по существу репрезентативная (представительная) демократическая власть, базирующаяся на либеральных ценностях и принципе плюрализма. Реально она существует в двух своих основных формах: парламентаризма - системы правления, основанной на верховенстве власти парламента, делегированной ему народом; президентского правления, в которой верховная власть принадлежит президенту страны, избираемому всенародным голосованием, парламентом, либо каким-нибудь особым институтом.

Под источниками власти понимается то, что дает власти исходное начало, ее силу и действенность. В общем плане источником власти является народ, его потребности, интересы, воля. В российской Конституции подчеркнуто, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Выделяют также конкретные источники политической власти, такие, как законодательство о власти, воля властвующих, общественные потребности в самоорганизации людей и другие.

Ресурсы политической власти – это потенциальные возможности, средства власти, которые она использует в процессе осуществления своих полномочий, функций. Ресурсы власти многообразны и разнообразны. В зависимости от этапа общественно - политического развития конкретной страны и политического режима ресурсы власти существенно различаются между собой. Они изменчивы, подвижны. На ранних этапах общественного развития источником и ресурсом власти выступала сила. На стадии капиталистического развития превалировало богатство и деньги. В постиндустриальных странах знания и информация становятся основным ресурсом развития производства, власти и общества в целом. Информационная революция рассматривается в качестве предпосылки антропологической революции.

Ресурсами политической власти могут выступать также различные конкретные организационные, традиционные, образовательные и иные факторы. Среди них: занимаемая должность, престижное образование, личностные связи, биографичесڐؐՠданные, имидж, общественно - политический и иной опыт и многие другие потенциальные и реальные возможности и способности человека, организации, политического института.

Политология. Словарь. — М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Политология. Словарь. — РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Ресурсы и источники политической власти" в других словарях:

Власть — (Authority) Определение власти, природа власти, структура политической власти Информация об определении власти, природа власти, структура политической власти Содержание Содержание: Природа политической . Власть как общественное явление как… … Энциклопедия инвестора

Грузинская Советская Социалистическая республика — (Сакартвелос Сабчота Социалистури Республика) Грузия (Сакартвело). I. Общие сведения Грузинская ССР образована 25 февраля 1921. С 12 марта 1922 по 5 декабря 1936 входила в состав Закавказской федерации (См. Закавказская… … Большая советская энциклопедия

Япония — гос во в Вост. Азии. В первой половине I тыс. н. э. известна как страна Ямато. Название от этнонима ямато, который относился к союзу племен, живших в центр, части о. Хонсю, и означал люди гор, горцы . В VII в. для страны принимается название… … Географическая энциклопедия

Модернизация — (Modernization) Модернизация это процесс изменения чего либо в соответствии с требованиями современности, переход к более совершенным условиям, с помощью ввода разных новых обновлений Теория модернизации, типы модернизации, органическая… … Энциклопедия инвестора

Суверенитет — (Sovereignty) Суверенитет это независимость государства от других стран Суверенитет России и его проблемы, суверенитет Украины, суверенитет республики Беларусь, суверенитет Казахстана, суверенитет Чечни, Проблемы суверенитета стран Европы,… … Энциклопедия инвестора

Азия — (Asia) Описание Азии, страны, государства Азии, история и народы Азии Информация об азиатских государствах, история и народы Азии, города и география Азии Содержание А́зия — самая большая часть света, образует вместе с материк Евразию … Энциклопедия инвестора

Швеция — (Sweden) История Королевства Швеция, физико географическая характеристика Швеции Экономика Швеции, культура Швеции, образование в Швеции, достопримечательности Швеции, Стокгольм Содержание Содержание Раздел 1. История . Раздел 2. Географическое… … Энциклопедия инвестора

Ближний и Средний Восток — обширный регион на стыке Азии, Африки и Европы, включающий также акватории Средиземного и Красного морей и Персидского залива. На юге он отделен от Тропической Африки пустыней Сахара, на севере его границы проходят на широте Черного к Каспийского … Географическая энциклопедия

Государство — (Country) Государство это особая организация общества, обеспечивающая единство и целостность, гарантирующая права и свободы граждан Происхождение государства, признаки государства, форма государственного правления, форма государственного… … Энциклопедия инвестора

Египет — Арабская Республика Египет, Миср, гос во на С. В. Африки и на Синайском п ове Азии. Название Египет известно с III тыс. до н. э. Оно восходит к др. егип. Кипет черная земля , что противопоставляло долину Нила с ее плодородной почвой красной земле … Географическая энциклопедия

В политической науке принято выделять экономические, социальные, юридические, административно-силовые и культурно-информационные основания власти и, соответственно, ее ресурсы.

Экономические основания власти составляют господствующие формы собственности, объем валового национального продукта на душу населения, стратегически важные природные ресурсы, золотой запас страны, устойчивость национальной валюты, объем запасов жизненно важных материальных ценностей и т. п. Очевидно, что улучшение показателей, характеризующих состояние перечисленных факторов, составляют экономические ресурсы власти.

Социальные основания власти – это те слои и группы населения, на которые власть опирается. Разумеется, таковыми в первую очередь выступают те социальные субъекты, на реализацию интересов которых прежде всего ориентируется правящая группа. В целях своего упрочения власть может предпринимать определенные шаги по расширению численности таких групп, по повышению их социального статуса, созданию более благоприятных условий для развития их общественной активности. В то же время укреплению власти способствуют действия по расширению социальной базы правящей группы, привлечению на ее сторону самых различных социальных сил. Важным ресурсом власти являются мероприятия по повышению занятости населения, а также жизненного уровня различных социальных слоев.

Юридические основания власти есть та совокупность законов, других нормативных правовых актов, в соответствии с которыми власть сформирована и на которые она опирается в своей практической деятельности. Как и по отношению к предыдущим основаниям, каждая правящая группа стремится использовать такой ресурс упрочения своего положения, как расширение и совершенствование юридической базы своей деятельности. Значение этого ресурса власти особенно возрастает в переходные периоды общественного развития, когда прежнее законодательство не в полную меру отвечает новым реалиям жизни. Своевременное же устранение расхождений между законодательством и потребностями общественной жизни означает усиление оснований власти.

Административно-силовые основания власти образуют учреждения государства, обеспечивающие жизнедеятельность страны, ее внутреннюю и внешнюю безопасность. К ним относятся институты исполнительной власти, органы безопасности, разведки и внутренних дел. Без этих опор никакая государственная власть немыслима. Соответственно ресурсом власти выступают мероприятия по совершенствованию деятельности такого рода органов государства, улучшению их организационной структуры, технической оснащенности и т. п. Как административно-правовой ресурс власти могут выступать незадействованные в данный момент средства физического воздействия или мероприятия по переоснащению техническими средствами соответствующих органов.

Культурно-информационные основания власти включают в себя совокупность учреждений, сохраняющих и накапливающих культурные ценности и информационный потенциал страны. К таким учреждениям можно отнести системы учета и хранения национального культурного достояния, специальные центры по сбору и обработке различных видов стратегической информации, международные и национальные компьютерные сети, средства коммуникации и информации. Совершенствование их деятельности есть путь усиления оснований власти, повышения ее эффективности.

Некоторые авторы в качестве самостоятельных или дополнительных ресурсов власти называют также язык убеждения, чувства (особенно национальные и религиозные). Конечно, язык может служить в качестве ресурса власти, и эта его роль возрастает в переходные периоды или в дни важных политических кампаний. В зависимости от степени своей рациональности и эмоциональности язык может стать эффективным средством внушения, вызова страха или интереса. С помощью языка можно активизировать такие чувства, как ненависть, негодование, зависть, восторг, выступающие дополнительными факторами властного воздействия.

Приведенный перечень оснований и ресурсов власти не является исчерпывающим. Власть может иметь под собой самые различные основания и использовать всевозможные средства. Здесь уместно будет заметить, что каждый источник и ресурс власти имеет свои условия реализации и предел эффективности, свои наиболее удобные объекты и время действия.

  • Феномен власти-собственности — термин социальной антропологии и социальной философии, обозначающий право верховного правителя надобщинного коллектива распоряжаться всем его достоянием от его имени и в его интересах. Общество, где функционирует этот институт, не знает собственности, оно основано лишь на власти правителя. В этом случае высшая власть нередко сакрализована.

Смысл концепции заключался в том, что тысячелетиями вне антично-буржуазного Запада формировалась власть старших в управляемыми ими коллективах от патриархальной семейно-клановой группы до деревенской общины, а затем и племени, что привело к возникновению урбанистической цивилизации и государственности.

Принцип устоявшейся тысячелетиями власти старших привёл к оформлению всевластия правителя при отсутствии представления о собственности, а затем и к всеобщему признанию бесправными подданными верховной собственности носителя власти. Иными словами, не частная собственность привела усложнявшиеся общества вне Запада к классам и государствам, не отношения производства сыграли при этом, на чём настаивал марксизм, решающую роль. Главным был социполитический процесс, происходивший безо всяких частных собственников. Он создал отношения власти, привёл к самоорганизации усложнившегося и численно разросшегося общества и к появлению государства как института, основанного на чётком расслоении общества на управителей и управляемых. Общество, в котором существует этот институт, не знает никакой собственности, основанной на праве, оно стоит на абсолютной власти правителя. Феномен власти-собственности Васильев считает имманентной специфической сущностью, квинтэссенцией всех неевропейских обществ в истории. Несмотря на то, что со временем в развивавшихся государственных образованиях Востока, вплоть до великих его империй, в результате процесса приватизации появлялась и порой играла даже важную роль частная собственность, эта собственность там всегда была искусственно оскоплена, то есть ограничена в своих возможностях и строго контролировалась государством. Естественно, это препятствовало возникновению буржуазии как самодеятельного слоя.

Связанные понятия

Теория насилия — одна из распространённых теорий происхождения государства и права. Наиболее видные её сторонники — немецкий философ и экономист Евгений Дюринг (1833—1921), польский социолог и государствовед Людвиг Гумплович (1838—1909), Карл Каутский (1854—1938) и другие. Основной принцип теории насилия заключается в том, что главная причина возникновения государства и права лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племён.

Теория элит — концепция, предполагающая, что народ в целом не может управлять государством и эту функцию берёт на себя элита общества.

Госуда́рственный социали́зм (нем. Staatssozialismus), в истории экономических учений и политологии — классификационная группа, в которую относятся теории перехода к социализму осуществляемого путём частных реформ, активного вмешательства государства в экономику и социальные отношения, огосударствления средств производства и т. п., не предполагая изменения основ реформируемого строя.

Капитали́зм — экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, юридическом равенстве и свободе предпринимательства. Главным критерием для принятия экономических решений является стремление к увеличению капитала, к получению прибыли.

Дистрибутизм — идеология, которая зародилась и развивалась в Европе в конце XIX — начале XX века. Основанием для неё послужило социальное учение католической церкви, изложенное, в частности, в папских энцикликах Льва XIII Rerum Novarum и Quadragesimo Anno Пия XI.

Полити́ческая вла́сть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение и действия граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.

Безгосударственное общество — общество, не управляемое государством. Анархия является разновидностью такого общества, где, помимо государства, отсутствует любая иерархия, включая этническую, экономическую, религиозную, идеологическую и сексуальную. Однако даже если какое-либо безгосударственное общество не является, строго говоря, анархией, обычно в таких обществах всё равно нет сосредоточения власти, а если такая власть есть, то она ограничена. Имеющий власть в таком обществе обычно не удерживает.

Феодали́зм (от лат. feudum — лен, феодальное землевладение) — система правоотношений в обществе, образовавшаяся в конце VI века, свойственная некоторым государственно организованным добуржуазным обществам.

Нау́чный социали́зм — в марксизме научное обществоведение и научная теория преобразования общества. Научный социализм является теорией социальной революции, а марксизм как политическое явление тождественен понятию "научный социализм".

Историческая школа права — течение в юриспруденции первой половины XIX века. Зародилось и получило наибольшую известность в Германии.

Исторический материализм — направление философии истории, разработанное К. Марксом и Ф. Энгельсом. Сущность этого направления заключается в материалистическом понимании диалектического развития истории человеческих обществ, которая является частным случаем всеобщего естественного исторического процесса. Это направление наследует философии истории Гегеля, поэтому его яркой особенностью является единство теории развития и методологии познания общества.

Теория жизненного пространства — одна из основополагающих теорий геополитики, согласно которой государство рассматривается как живой организм, который рождается и развивается, естественным образом стремясь к территориальному расширению.

Национа́льное госуда́рство (госуда́рство-на́ция) — конституционно-правовой тип государства, означающий, что оно (государство) — форма самоопределения и организации той или иной нации на определённой суверенной территории и выражает волю этой нации.

Права́ челове́ка — такие правила, которые обеспечивают защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека. В своей совокупности основные права образуют основу правового статуса личности.

Отмира́ние госуда́рства — одно из положений классического марксизма, постулировавшее, что при коммунизме происходит постепенное исчезновение государства.

Биополитика (англ. biopolitics) в широком смысле — совокупность приложений наук о жизни (биологии, генетики, экологии, эволюционной теории и др.) в политической сфере.

Госуда́рство — политическая форма организации общества на определённой территории, политико-территориальная суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны.

Большинство политических и культурных явлений до нового времени имело универсальный, а не национальный характер. Громко заявив о себе в конце XVIII века в связи с революциями в Америке и Франции и приведя к распаду европейские империи и колониальные системы в XIX и XX веках, национализм по сей день остаётся одной из ведущих мировых идеологий.

Тоталитари́зм (от лат. totalis — весь, целый, полный; лат. totalitas — цельность, полнота) — политический режим, подразумевающий полнейший (тотальный) контроль государства над всеми аспектами общественной и частной жизни.

Маркси́зм — философское, экономическое и политическое учение, основанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Существуют различные интерпретации учения Маркса, связанные с различными политическими партиями и движениями в общественной мысли и политической практике. Политический марксизм является одним из вариантов социализма наряду с левым анархизмом (см. Социальный анархизм), христианским социализмом и не принимающей марксизма частью демократического социализма и социал-демократии.

Имитационная демократия (управляемая демократия, англ. Guided democracy, манипулируемая демократия, декоративная демократия, квазидемократия, псевдодемократия) — форма устройства политической системы государства, при которой, несмотря на формально демократическое законодательство и формальное соблюдение всех выборных процедур, фактическое участие гражданского общества в управлении государством и влияние общества на власть (обратная связь) мало или минимально. Имитационная демократия, как правило.

Хозяин — в русской экономической традиции собственник, обладающий определённым набором нравственных установок.

Гегемо́ния (др.-греч. ηγεμονία — предводительство, управление, руководство) — политическое, экономическое, военное первенство, превосходство, контроль одного государства над другим.

Кочево́е госуда́рство — термин, принятый в исторической литературе для обозначения особой формы организации власти, присущей обществам кочевого типа. Основой такого государства была не инфраструктура (караванные пути и города (поселения) центры торговли и ремесел) на определённой территории (которая также не исключалась), а стратегически важное значение земли, обладание которой давало основу существования государства. Земля была нужна прежде всего для прокорма скота. Как показывает история, государства.

Азиа́тский спо́соб произво́дства (нем. Asiatische Produktionsweise) (АСП) — в марксизме — особый способ производства и соответствующая ему общественно-экономическая формация, выявленная на основе изучения характера общественных отношений прежде всего в Турции, Египте, Китае.

Культурный империализм — практика продвижения, выделения и искусственного привнесения культуры одного общества в другое. Обычно свою культуру привносит и продвигает большая, экономически или военно мощная нация. Культурный империализм может быть как активной, формальной политикой, так и общим отношением. Исследованиями культурного империализма как формы невоенной гегемонии занимаются теоретики постколониализма, в частности его основатель Эдвард Саид. Понятие культурного империализма было введено.

Третья всемирная теория — система взглядов (теория) лидера ливийской Зелёной революции Муаммара Каддафи, противопоставляемая им коммунизму Маркса и капитализму Адама Смита. Муаммар Каддафи выдвинул системную идею общественного устройства, которая нашла частичное воплощение в Ливии.

Общественно-экономическая формация — в марксизме — стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею. Не существует формационных ступеней развития производительных сил, которым не соответствовали бы обусловленные ими типы производственных отношений.

Либерали́зм (от лат. liberalis — свободный) — философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека.

Немецкая идеология — философская работа К. Маркса и Ф. Энгельса. Состоит из двух томов. Написана с ноября 1845 года по август 1846 года, но Маркс и Энгельс не нашли издателя. Впервые полностью опубликована в 1932 году в Москве под редакцией Д. Рязанова.

Политический реализм — направление (школа) в политике, и парадигма в теории международных отношений и политологии, основанная Гансом Моргентау. Направление основывалось на традиции, восходящей к Никколо Макиавелли и Томасу Гоббсу.

Челове́чество — совокупность всех людей. Ввиду высокого уровня социального развития, антропологические различия между людьми дополняются культурными (в значительно большей степени, чем у других социальных животных). Человечество неразрывно связано с культурой, созданной на протяжении всего времени существования человечества и подвергающейся изменениям в ходе его развития.

Минархизм (англ. minarchism; от лат. minimus — наименьший + др.-греч. ἄρχη — начало, власть) — учение о том, что функции и полномочия государства должны быть минимальными, ограничиваясь защитой свободы и собственности каждого гражданина или человека, пребывающего на территории государства. Минархизм, наряду с анархо-капитализмом, является одной из двух ветвей либертарианской политической философии. В отличие от анархо-капиталистов, минархисты считают допустимым налогообложение, при условии, что налогов.

Приблизительно с 594 по 321 г. до н. э. в Афинском полисе существовала демократическая форма правления. Её называют первой в мире демократической системой. Любой гражданин имел право (и даже обязанность) участвовать в работе Народного собрания. Как отмечают, в эпоху расцвета афинской демократии около трети граждан одновременно занимали ту или иную государственную должность. Разделения властей в современном понимании не было. По мнению доктора юриспруденции Карлин Романо, опыт афинской демократии.

источники власти

В процессе эволюции человеческого познания некоторые социальные атрибуты приобрели совершенно иной характер. Уже во времена Средневековья люди осознавали тот факт, что ресурсы, земли, богатство – это все второстепенные дополнения истиной ценности, сокрытой от невнимательного взора. Она является мощнейшим оружием в руках умельца, и в то же время разрушительной силой, когда её использует непрофессионал. Название этой ценности - власть. Начиная с эпохи Возрождения, абсолютно все войны велись с целью установления господства. По сути, все государства искали власть, которая позволила бы стоять выше остальных стран. На сегодняшний день это понятие приобрело совершенно другую окраску. Власть стала доступной не только государствам, но и отдельным личностям. Что касается политической, государственной власти суверена, державы, то она имеет свои структуры, источники, а также характерные особенности, которые будут описаны в статье далее.

Расшифровка термина

Возникновение власти

Английская версия власти

единственный источник власти

Немецкая интерпретация

Совершенно иной подход к рассмотрению власти был предложен немецкими учёными. Они предположили, что единственный источник власти - это социальные структуры или индивид. Другими словами, акцент направлен не на авторитет государства, а на влияние некоторых общественных формирований, состоящих из людей разных классовых групп. Такой подход во многом обусловлен тенденциями коммунизма и национал-социализма, которые процветали на территории германоязычных государств.

Российские особенности власти

Источники власти

Когда мы говорим об источниках власти, что имеется в виду? В данном случае подразумевается государственная власть, потому что субъективная возможность управлять окружающим миром есть практически у каждого. Все известные источники были выделены из работ психологов, философов, политиков и других учёных, занимающихся вопросом изучения феномена власти. Существует три классических источника, которые выдвинул Вебер, а именно:

1) Непосредственное насилие в любой форме его проявление.

2) Характер социальных связей, основанных на авторитете, который подкреплён верой.

источник государственной власти

3) Право.

Представленные источники власти имеют реальный исторический фундамент. Например, насилие является наиболее примитивным источником власти, к которому человечество прибегало на ранних этапах развития. Однако существует квалифицированный вид насилия, подкреплённый юридическим смыслом. Подобную мысль предложил Никколо Макиавелли. Он считал, что источник власти и суверенитета – это государство. В процессе своей деятельности оно может прибегать к насилию, если присутствует государственный интерес.

Во многом оправдывает себя авторитет как источник власти. Лучше примером является семья, координатором отношений, а также бесспорным лидером которой является домовладелец, или же отец. При этом все остальные члены семьи не имеют большого количества прав. Все строится на воле отца. Подобную власть можно наблюдать в преступных формированиях. Воля организатора, главы, дона или другой центральной личности является неоспоримой.

Право как современный источник власти

  • исполнительная,
  • законодательная,
  • судовая.

Нужно отметить тот факт, что правовая власть – это показатель наличия демократии в том или ином государстве.

Политическая власть

Если рассматривать власть с позиции государства, то политическая власть является способностью одного лица или группы координировать деятельность сложного социально-политического механизма – державы. При этом единственный источник власти - не обязательно народ. В государствах с антидемократическим режимом вполне может быть основным источником насилие.

Политическая власть имеет свои функции (мотивационная, управленческая, культурная, мобилизационная), а также специальные субъекты и объекты своего влияния. Основным ресурсом политической власти являются люди, потому что именно благодаря их деятельности или бездействию может существовать тот или иной политический режим. В процессе деятельности политическая власть поддерживается за счёт специальных методов влияния на объект, например, принуждение, применение силы, манипуляция и т.п.

Политическая власть в РФ

Это вполне доказывается наличием многих демократических институтов. Но чрезмерная сила органов безопасности и правопорядка показывает развитость метода государственного принуждения. Таким образом, можно сделать вывод, что власть в РФ исходит как от народа, так и от государства в лице силовых органов. Подобное является совершенно неприемлемым, потому что нескольких источников власти в одном государстве быть попросту не может, так как в будущем возможно столкновение интересов народа и государства.

Заключение

В статье мы рассмотрели суть и основные особенности понятия "власть". Были также описаны источники власти, различающиеся между собой объектом и характером влияния на него. В заключение стоит отметить, что власть – это важная составляющая современного мира, однако она не должна быть всепоглощающей. Нельзя выделить какой-либо основной источник этого сложного феномена, потому что каждый из них имеет свои негативные и позитивные моменты.

Читайте также: