Является ли фотография интеллектуальной собственностью

Обновлено: 24.04.2024

Анастасия Ивлеева не только известная телеведущая, но и популярный блогер. У нее 13 млн подписчиков в Инстаграм и успешное шоу на YouTube, которое регулярно смотрят миллионы человек / Instagram @_agentgirl_

Использование новых технологий в культуре приводит к появлению новых видов произведений искусства, единственная форма выражения для которых – цифровая: компьютерное искусство, мультимедийный арт, видеоигры и т. д., говорит управляющий партнер Deloitte Legal в СНГ Анна Костыра. Особенность новых форматов, по ее словам, – смешение: часто работы создаются коллективами авторов и вовлекают в процесс самого зрителя.

Новые объекты на стыке технологий появляются, в частности, с помощью синтеза привычных объектов авторских прав, объясняет Кирилл Митягин, партнер Nevsky IP Law. Например, интерактивное кино по действующему законодательству – это мультимедийный продукт. Но в зависимости от выбора пользователя получаются разные варианты фильма, описывает Митягин, та же история с компьютерными играми: само прохождение игры пользователем может стать самостоятельным объектом прав и имеет коммерческий потенциал – достаточно вспомнить, какая аудитория у стримов (трансляций) компьютерных игр. Эти моменты сейчас не урегулированы, указывает он.

$432 500

Это серьезный вызов для существующей правовой системы. В конкурентной среде ценность творческого объекта составляет заложенная в нем идея, а формы его выражения могут различаться, говорит Костыра. Авторское право охраняет материальное воплощение результата творчества. Значит, нужны новые правовые механизмы, которые позволят защищать концепции творческих проектов, объясняет она.

Право на творчество в соцсетях

Яркий пример – спорные ситуации, связанные с публикацией контента в соцсетях. Тексты постов, фото, музыка, видео, прикрепленные файлы защищаются авторскими правами, говорит советник Tomashevskaya & Partners Роман Янковский. Но пользователь, регистрируясь, дает соцсети и другим пользователям неисключительную лицензию на использование этой информации (это позволяет делать репосты, переразмещать контент от имени других пользователей и т. д.).

Сегодня защита прав на аккаунт эффективнее через модератора соцсети, чем в суде. Но компании должны озаботиться формализацией процессов ведения своих аккаунтов, говорит Костыра: например, добавить создание и администрирование аккаунта в должностную инструкцию работника и отдельно закрепить его обязанность в случае увольнения передать эти функции работодателю.

О чем спор

Нейросеть-модератор

Альтернатива защите авторских прав в соцсетях post factum – запрет на загрузку контента, нарушающего авторские права. Это возможно с помощью снятия цифровых отпечатков – характерных признаков файлов, идентифицирующих их копии, считает Янковский. Ряд сервисов используют цифровые отпечатки добровольно. Например, YouTube в ContentID.

Важен баланс интересов пользователей и платформ, считает директор по юридическим вопросам Avito Виктор Топадзе. Важно различать смежные права на создаваемую платформой базу данных (подразумевают запрет неавторизованного извлечения и последующего использования материалов из базы данных) и авторские права на пользовательский контент (такие права, как правило, принадлежат пользователю).

Творчество с искусственным интеллектом

Эксперты выделяют три категории объектов, которые только обсуждаются в контексте интеллектуальной собственности: творчество искусственного интеллекта, права на автоматически собранную информацию и на большие данные (big data).

Искусственный интеллект, по словам директора по правовым инициативам ФРИИ Александры Орехович, – это программа для ЭВМ и постоянно пополняемая база данных. Российское законодательство однозначного ответа на вопрос, является ли то, что создано искусственным интеллектом, результатом творчества, не дает, говорит она. Нейросети не создают объект интеллектуальных прав, ведь они если и совершают акт творчества, то в отдельности от их создателя, считает старший юрист юридической практики КПМГ в России и СНГ Филипп Дубовик.

Блокчейн для прав

Одно из решений для защиты прав на интеллектуальную собственность – цифровые сервисы фиксации данных на основе блокчейна, говорит Вадим Субботин, руководитель отдела разработки проекта MoviesChain by tvzavr (платформа, напрямую связывающая независимых кинематографистов со зрителями). Например, технология распределенного реестра дает доступ к актуальной информации об интеллектуальной собственности любому пользователю интернета без участия третьих лиц, это обеспечивает безопасность, прозрачность и доказуемость прав, объясняет он. Так, через личный кабинет блокчейн-платформы MoviesChain by tvzavr правообладатель может получить статистику о своем контенте в режиме реального времени. MoviesChain работает по принципу, заложенному в IPChain, объясняет Кричевский. Работающие на основе IPChain сервисы максимально расширили возможности для защиты интеллектуальной собственности, говорит он: задепонировать, защитить и вовлечь в экономический оборот любые объекты позволяет сервис n’RIS, а цифровое патентование осуществляет Online Patent.

Возможность использовать цифровые сервисы фиксации прав – большой шаг навстречу интеграции современных технологий в правовую среду и дополнительный инструмент для защиты интеллектуальных прав, говорит Костыра. Впрочем, отмечает она, такие сервисы пока нуждаются в популяризации.

В законе (статья 1259 Гражданского кодекса) указано, что объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Даже если в нем нет новизны, уникальности или оригинальности результата интеллектуальной деятельности, это не говорит о том, что объект не является объектом авторского права. Не играет также роли, является ли, например, автор профессиональным фотографом или нет, снимает на профессиональную технику или на мобильный телефон. Все это не имеет никакого значения при признании фотографий объектом авторского права. С момента создания фотографии человек, сделавший снимок, считается автором произведения.

Сразу оговоримся, что мы будем говорить преимущественно о фотографиях, но видео, аудио и даже географические карты тоже являются объектами авторских прав. Правила их использования и порядок защиты по большей части одинаковы для любых объектов. С полным списком можно ознакомиться здесь (ст. 1259 ГК), но помните, что он не исчерпывающий.

Нет, не нужно. Человек признается автором, если его творческим трудом создано произведение. И автором он считается по факту создания произведения. В законе сказано, что автором может быть только физическое лицо, а юридическое лицо может быть правообладателем.

Автору надо знать о презумпции авторства, которая гласит, что автором является тот, чье имя указано рядом с произведением в качестве автора, если кто-то не докажет иное. Если автор каждый раз при использовании своих фотографий ставит копирайт, то это поможет ему доказать, что именно он является автором.

Среди некоторых авторов популярна процедура депонирования произведений. Депонирование — это фиксация авторских прав на произведения. Это можно сделать в нотариате, в Российском авторском обществе и даже через онлайн-сервисы. В России работает система web-депозитария для сайтов: информация размещается в специальном архиве для объектов интеллектуальной собственности, представленных в электронном виде.

Но депонирование фотографий не является стопроцентным доказательством авторства, а лишь фиксирует на определенный момент заявление человека о том, что он является автором какого-то произведения.

Любой автор должен знать, какие у него есть права. Это необходимо для того, чтобы грамотно их реализовывать и эффективно защищать в случае нарушения. Можно выделить три большие группы прав:

а) личные неимущественные права;
б) исключительное право на произведение;
в) иные права, в том числе право на вознаграждение за использование произведения.

Разберем подробнее, что относится к этим правам.

К личным неимущественным правам относятся:

  • право авторства (право признаваться автором произведения). Это право означает, что никто не может присвоить ваше авторство себе;
  • право автора на имя (право использовать или разрешать использование фотографии под своим именем, псевдонимом или без указания имени);
  • право на неприкосновенность (нельзя без согласия автора вносить в его произведение изменения, сокращения и дополнения, добавлять в произведение иллюстрации, предисловия, послесловия, комментарии или пояснения);
  • право на обнародование (право сделать произведение общедоступным или дать на это согласие).

б) Исключительное право на произведение

Это право использовать чужое произведение в любой форме и любым способом. Форм использования произведения всего 11 (в зависимости от категорий авторского права). В случае с фотографией это распространение, публикация, переработка и размещение в интернете. Передавая права на использование произведения, автор определяет объем такого использования, способы, сроки и другие условия. Например, если автор договорился с пользователем об использовании фотографий только на сайте, а потом увидел их еще в журнале, то это нарушает права автора.

Автор владеет исключительным правом на произведение в течение всей жизни и еще 70 лет после смерти, начиная с 1 января года, следующего за годом смерти. После того, как пройдут 70 лет после смерти автора, произведение переходит в общественное достояние. Это означает, что любой человек может его свободно использовать без получения согласия и выплаты вознаграждения. Но право авторства, право на имя и право на неприкосновенность произведения должны соблюдаться в любом случае. После смерти автора право разрешать использование произведений может перейти к его наследникам.

в) Иные права, в том числе право на вознаграждение за использование произведения

Автору произведения также принадлежат право на вознаграждение за служебное произведение, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства. Разберем подробнее право на вознаграждение за служебное произведение.

Авторские права на произведения науки, литературы или искусства принадлежат автору, если он создал их, выполняя свои трудовые обязанности. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если в трудовом договоре нет никаких исключений.

Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использовать это произведение, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение возвращается автору. Но если это произошло, то автор имеет право на вознаграждение.

Право на вознаграждение за произведение, созданное автором на работе, неотчуждаемо и не переходит по наследству, но права автора по договору, заключенному им с работодателем, и не полученные автором доходы переходят к наследникам.

— Что будет, если я просто скачаю картинку из интернета (например, из Гугл картинок)?

Согласно части 2 статьи 1228 Гражданского кодекса Российской Федерации, автору результата интеллектуальной деятельности принадлежит право авторства, а в случаях, предусмотренных Кодексом, право на имя и иные личные неимущественные права.

В соответствии с частью 3 статьи 1228 Гражданского кодекса Российской Федерации, исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом.

Использование произведения науки, литературы и искусства любыми способами, как указанными, так и не указанными в пп. 1-11 п. 2 ст. 1270 ГК РФ, в коммерческих и некоммерческих целях, допускается только с согласия автора или иного правообладателя, за исключением случаев, когда ГК РФ допускает свободное использование произведения.

Вместе с тем, по смыслу указанной статьи, информационная телекоммуникационная сеть интернет не является местом, открытым для свободного посещения, в связи с чем ссылка на данную норму Гражданского кодекса Российской Федерации является ошибочной̆.

Если мы говорим только о сохранении картинки, то в данном случае речь идет о таком виде использования произведения как воспроизведение, поскольку согласно ст. 1270 ГК РФ воспроизведением считается запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ.

Согласно статье 1273 ГК РФ допускается воспроизведение гражданином при необходимости и исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения. Соответственно просто скачивание картинки из интернета в личных целях без дальнейшего использования в иных целях не является нарушением авторских прав.

Что касается дальнейшего использования картинки в коммерческих целях, то согласно п. 1 ст. 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности (статья 1233), если ГК не предусмотрено иное. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Другие лица не могут использовать соответствующий результат интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными ГК), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается ГК.

Судебная практика

Цитирование

Ст. 1274 ГК РФ предполагает свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях (в том числе, цитирование).

Судебная практика

Постановление Суда по интеллектуальным правам от 1 августа 2016 г. N С01-598/2016 по делу N А40-122618/2015 . Использование произведений в качестве иллюстраций в развлекательной телепередаче без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения является неправомерным.

Переход в общественное достояние

Произведения науки, литературы или искусства переходят в общественное достояние после прекращения действия исключительного права, независимо от того были они обнародованы или нет. Согласно ст. 1282 ГК РФ, произведения (в т.ч. картинки), которые перешли в общественное достояние, могут быть использованы без ограничения, но это не отменяет неимущественных авторских прав, таких как право на имя автора и неприкосновенность произведения. Соответственно, дополнять, комментировать произведения, являющиеся общественным достоянием, без согласия автора или его правопреемников нельзя. По общему правилу исключительные права действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. При этом необходимо отметить, что популярность произведения не указывает на то, что результат творческого труда автора является общественным достоянием и может свободно использоваться любым лицом, в том числе в агитационных материалах, без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.

Судебная практика

Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав ( утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23 сентября 2015 г .)

При рассмотрении дела судом установлено, что избирательным объединением политической партии изготовлен агитационный материал в виде четырех баннеров и двенадцати сити-бордов, в том числе с изображением мужчины в берете со звездой и развивающимися волосами в черно-белом цвете. Данный агитационный материал разрешен к использованию. В основе изображения использована фотография кубинского государственного деятеля Эрнесто Че Гевары, автором которой является кубинский фотограф Альберто Корда (Альберто Диас Гутьеррес), умерший 25 мая 2001 г. Кадр был сделан 5 марта 1960 г., а в 1967 году фотография была распространена в Европе итальянским издателем Джанджакомо Фельтринелли. В 1968 году ирландский художник Джим Фицпатрик создал стилизованный черно-красный постер (плакат) данной фотографии, который фактически в настоящее время является одним из часто копируемых изображений Че Гевары.

Таким образом, авторами изображения Че Гевары являются иностранные граждане А. Корда и Д. Фицпатрик, впервые свои произведения они обнародовали за пределами Российской Федерации. Фотография и постер (плакат) с изображением Че Гевары являются объектами авторского права и обнародованы при жизни авторов. Авторские права А. Корды и Д. Фицпатрика, в том числе право авторства, имя автора, неприкосновенность произведения, подлежат защите.

Имеется также общедоступная информация о том, что право на фотографию с изображением Че Гевары принадлежит дочери Д. Корды и используется в сотрудничестве с правительством Кубы, защищено торговой маркой под N VA-1-276-975.

Суд справедливо расценил агитационные материалы с изображением Че Гевары как нарушение законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и, как следствие, отменил регистрацию списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением отделения политической партии.

Суд указал, что сама по себе популярность произведений А. Корды и Д. Фицпатрика не указывает на результат творческого труда автора как на общественное достояние, ибо, по смыслу ст. 7 и 18 Бернской конвенции, произведение может стать общественным достоянием вследствие истечения срока охраны или вследствие истечения ранее предоставленного произведению срока охраны. При этом срок охраны фотографических произведений не может быть короче 25 лет со времени создания такого произведения. Срок же охраны, предоставляемой после смерти автора, и сроки, предусмотренные п.п. 2-4 ст. 7 данной конвенции, начинают течь со дня смерти автора или со дня наступления события, указанного в этих пунктах, но продолжительность этих сроков исчисляется только с 1 января года, следующего за годом смерти или годом наступления такого события. Автор фотографии Че Гевары А. Корда умер в 2001 году, поэтому двадцатипятилетний срок охраны авторского права на фотографию не истек. В отношении плаката, созданного Д. Фицпатриком, также не истек срок охраны, поскольку, согласно Бернской конвенции, он составляет все время жизни автора и 50 лет после его смерти.

Создание карикатур или пародий

Согласно ст. 1274 ГК РФ, создание произведения в жанре пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этих пародий либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.

Стоит также упомянуть о том, что любое использование изображения человека (фото, видео или портрета) допускается только с его согласия ( статья 152.1 Гражданского кодекса РФ).

Лицензии на фотоконтент.jpg

— А если из бесплатного фотобанка, то это точно безопасно? Или есть нюансы?

Pixabay

Unsplash

Unsplash предоставляет безотзывную, неисключительную всемирную лицензию на авторские права на загрузку, копирование, изменение, распространение, исполнение и использование фотографий с Unsplash бесплатно, в том числе в коммерческих целях, без разрешения или ссылки на фотографа или Unsplash. Эта лицензия не включает право компилировать фотографии из Unsplash для репликации аналогичного или конкурирующего сервиса.

Необходимо также учитывать, что часто бесплатные фотостоки вместо фотографий, на размещение которых получено согласие фотографа, размещают другие, найденные на просторах интернета. Такое использование будет признаваться нарушением.

— Всеми любимый Pinterest. Можно?

— А если я возьму фото с какого-нибудь сайта и подпишу, что он источник?

Как уже упоминалось, ст. 1274 ГК РФ предполагает свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях (в том числе, цитирование). Однако в судебной практике выработались некоторые критерии, при которых подобное использование может считаться цитированием.

  1. Произведение используется в информационных, научных, учебных или культурных целях;
  2. Указан автор произведения;
  3. Указан источник заимствования;
  4. Объем копирования произведения соответствует целям цитирования.

— И последний вопрос. Например, я продаю продукцию компании Bosch. Или пишу про обустройство квартиры мебелью ИКЕА. Могу ли я на сайте производителя скачать изображения? Или нужно отправлять запрос на использование материалов?

Нужно уточнять данный вопрос у правообладателя, смотреть пользовательское соглашение на сайте конкретного производителя. Можно вставить картинку из внешнего источника, то есть использовать embed-код и разместить у себя. Тогда технически фотография будет размещаться на сайте автора, но пользователи смогут с ней ознакомиться.

Читайте также: