Выберите методы науки земельное право эксперимент нормирование дедукция санация
Обновлено: 24.04.2024
Землеустроительную экспертизу часто назначают при рассмотрении в судах общей юрисдикции гражданских дел, связанных с разрешением земельных споров. Частое нарушение земельных прав связано с неправильным формированием земельного участка, в том числе подготовкой землеустроительной и другой документации, противоречащих требованиям законодательства.
По статистике имущественных споров именно земельные споры являются самой распространённой категорией. В судебном процессе перед судьёй встаёт огромное множество таких технических вопросов, ответ на которые могут дать лишь специальные исследования. Данный факт определяет необходимость проведения независимой судебной землеустроительной экспертизы.
C 2018 г. объектами землеустройства являются:
- территории субъектов РФ и их части;
- территории муниципальных образований и их части.
Землеустроительная экспертиза (земельная экспертиза) – процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных землеустроительных знаний в области геодезии и кадастра объектов недвижимости, правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок.
Это определение выводит землеустроительную экспертизу за рамки землеустройства.
Когда нужна землеустроительная экспертиза?
Землеустроительную экспертизу назначают при рассмотрении судебных споров:
- о предоставлении и изъятии земельных участков органами исполнительной власти;
- с органами кадастрового учета по отказам в осуществлении кадастрового учета земельных участков и их частей или изменений исходных сведений;
- по отказам в регистрации прав на землю;
- о разделе и объединении земельных участков;
- о местоположении выделяемых участков в счет долей и земель сельскохозяйственного назначения;
- об определении порядков пользования земельными участками;
- о признании прав собственности на участки
- об установлении положения границ земельных участков на местности;
- иные споры и разногласия.
Стороны и другие лица, участвующие в деле по земельному спору, имеют право: просить суд назначить производство судебной землеустроительной экспертизы, просить поручить её производство конкретному эксперту или экспертной организации, заявлять отвод эксперту (п. 2 ст. 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации – далее ГПК РФ).
Решение о назначении и производстве экспертизы принимается только судьей. Землеустроительная экспертиза сегодня является дорогостоящим исследованием, поэтому судья старается примирить спорящие стороны путем заключения мирового соглашения.
Что является объектами землеустроительной экспертизы?
- земельные участки и их части;
- границы земельных участков;
- геодезические координаты земельных участков и иных объектов недвижимости, эксплуатация которых предусмотрена или не предусмотрена на данном земельном участке;
- правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок (свидетельство о государственной регистрации права на землю, кадастровый паспорт на земельный участок, постановления о предоставлении земельных участков в пользование, графические материалы - планы участков, рабочие чертежи с привязкой к местности, акты об отводе границ земельных участков, сведения об имеющихся обременениях земель участка (сервитут), и прочие);
- межевой план или землеустроительное дело;
- материалы топографических съемок;
- зоны с особыми условиями использования территорий;
- территориальные зоны в соответствии с правилами землепользования и застройки;
- иные объекты
Кто может быть экспертом при производстве судебных землеустроительных экспертиз?
Проводить землеустроительные экспертизы могут кадастровые инженеры, обладающие соответствующим аттестатом, а также юридические лица, имеющие лицензию на осуществление геодезических работ.
Как показывает судебная практика, экспертизу, как правило, доверяют именно кадастровым инженерам.
Эксперт должен иметь знания в области землеустройства и кадастра, а также геодезии и картографии.
Эксперты используют специальные технические средства и научные методики, которые позволяют ответить на все вопросы, поставленные судом. Полный перечень требований, предъявляемых к эксперту, приведен в ст. 13 ФЗ № 73.
Какую методику используют эксперты?Определенной методики или техники экспертного исследования для проведения судебной землеустроительной экспертизы к настоящему времени еще не существует.
Поэтому, каждый эксперт-землеустроитель путем проб и ошибок выводит для себя определенный порядок действий при работе (свою методику или технику). Условно методику проведения землеустроительной экспертизы можно разделить на две группы: геодезический и документальный.
Геодезический метод заключается в изучении участка, проведения замеров с помощью специальных измерительных приборов и создании плана участка с применением специализированных компьютерных программ.
Документальный метод состоит в анализе имеющихся документов на это недвижимое имущество и, при необходимости, вынесении вердикта о необходимости их корректировки.
В процессе исследования эксперт формирует информационную основу, включающую следующие критерии анализа:
1. Фактическая площадь исследуемого участка.
2. Соответствие установленной фактической площади участка и заявленной в правоустанавливающей документации.
3. Установление факта наложения границ исследуемых земельных участков.
4. Определение состава имущества на земельном участке.
5. Соответствие действительного расположения имущества его местонахождению, внесенному в документацию.
6. Расчет совокупной площади пересеченных частей исследуемых земельных участков.
7. Установление площади участка, свободного от застройки / занятого постройками.
8. Возможность осуществления строительства объекта недвижимости на исследуемом участке.
9. Правомочность землеустроительных работ, произведенных на участке.
10. Условия соблюдения вида разрешенного использования земельного участка согласно Правилам землепользования и застройки.
Каковы этапы проведения землеустроительной экспертизы?
Землеустроительная экспертиза осуществляется в три этапа:
Подготовительный этап
Исследовательский этап (полевой)
Камеральный этап (оформление экспертного заключения)
Уяснение экспертной задачи
Осмотр, описание объекта; экспертный осмотр земельных участков начинается со знакомства со сторонами и их представителями.
Заключение эксперта регламентируется ст. 86 ГПК РФ и состоит из трех основных частей: вводной, исследовательской и выводов.
Изучение материалов дела, нормативной и справочной литературы
Полевые измерения – получение характеристик земельных участков с помощью специальных приборов. Эксперт проводит топографическую съемку и фотосъемку объекта исследования, определяет параметры, характеризующих его пространственное положение.
Предварительное исследование представленной документации
По результатам топографической съемки может составляться топографический план участка местности или абрис.
После выводов эксперта располагаются Приложения. В приложения могут входить: графические изображения, сметы, таблицы с координатами, графики, копии документов об образовании экспертов, копии документов о поверке инструментов, фототаблицы.
Сравнение полученных пространственных параметров объекта с нормативными и правовыми допусками
На каждом листе приложения ставится подпись эксперта или экспертов, а также печать экспертной организации. Заключение эксперта оформляется в двух экземпляра.
Одна из самых сложный проблем – определение местоположения характерных точек объекта исследования. Наиболее точным и универсальным способом является геодезическое описание местоположения с помощью координат поворотных точек границ земельного участка в установленной системе координат. В кадастровой системе России геодезической основой кадастра является государственная геодезическая сеть (ГГС) и создаваемые в установленном Правительством Российской Федерации порядке геодезические сети специального назначения.
Что такое сложившийся порядок пользования и почему он важен при проведении землеустроительной экспертизы?
Эксперт обязан учитывать данный аспект при проведении землеустроительной экспертизы, а также при изучении материалов дела. Сложившийся порядок пользования земельным участком определяется наличием административно-правового акта или иного документа о закреплении за собственником права на земельный участок.
В судебной практике необходимо учитывать сложившийся порядок пользования как одно из главных доказательств на право владения и пользования земельным участком именно в определенных границах, а также при подтверждении эти границ экспертным заключением.
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27 июля 2018 г. N РН-09-01-36/15783 "Разъяснения по правилам рекультивации и консервации земель"
Обзор документа
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27 июля 2018 г. N РН-09-01-36/15783 "Разъяснения по правилам рекультивации и консервации земель"
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования сообщает о вступлении в силу с 20.07.2018 постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель", которым утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее - Правила).
Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (п. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 2 Правил).
В ходе консервации земель проводятся мероприятия по уменьшению степени деградации земель, предотвращению их дальнейшей деградации и (или) негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, осуществляемые при прекращении использования нарушенных земель. Консервация земель проводится, если устранение негативных последствий путем рекультивации земель невозможно в течение 15 лет (п.п. 2, 7 Правил).
В соответствии с п. 5 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1, Росприроднадзор осуществляет государственный земельный надзор, в том числе за соблюдением обязанностей по рекультивации земель при:
разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые;
осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;
после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.
На основании п. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.
В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и не установлены, то обязанности по рекультивации земель возлагаются на собственников земельных участков, иных обладателей прав на земельные участки, а также на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (в отношении земель, не предоставленных гражданам или юридическим лицам, и в иных случаях) (п. 4 Правил).
Рекультивация земель должна осуществляться в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель (п. 8 Правил).
Проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель или в виде отдельного документа в иных случаях (п. 10 Правил). Требования к содержанию проекта рекультивации земель предусмотрены в п. 14 Правил.
Проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности подлежат государственной экологической экспертизе на основании подпункта 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
Иные проекты рекультивации земель, которые разработаны в виде отдельных документов, подлежат согласованию с правообладателями земельных участков, а также с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, в случае проведения рекультивации земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 15 Правил).
Согласование проектов рекультивации земель с Росприроднадзором Правилами не предусмотрено.
Сроки, в которые необходимо разработать проект рекультивации земель и приступить к рекультивации земель, определяются в соответствии с решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (п. 26 Правил).
Лица обязаны приступить к рекультивации земель в соответствии с утвержденным проектом в срок не позднее, чем 7 месяцев со дня совершения действия (окончания деятельности), в результате которых произошла деградация земель, либо со дня выявления деградации земель, в случаях, если:
решением, договором или проектной документацией срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены;
произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании;
произошло нарушение земель в результате природных явлений.
В выдаваемых Росприроднадзором предписаниях о необходимости проведения рекультивации земель необходимо предусматривать требования разработать проект рекультивации и начать работы по рекультивации в течение 7 месяцев со дня получения предписания (с целью обеспечения возможности согласования проекта) (п. 26 Правил).
При завершении работ по рекультивации, консервации земель лицом, обеспечившим проведение работ, подписывается акт о рекультивации земель, консервации земель с приложениями, соответствующий требованиям п. 30 Правил. Копия акта в 30-дневный срок подлежит представлению в Росприроднадзор (п. 31 Правил).
В случаях, когда работы по рекультивации, консервации земель выполнены с отступлением от утвержденного проекта рекультивации, проекта консервации земель или с иными недостатками, в результате которых не обеспечено соответствие качества земель требованиям, установленным п. 5 Правил, лицо, выполнившее такие работы, обязано безвозмездно устранить имеющиеся недостатки (п. 33 Правил).
Приложение: 13 л.
Временно исполняющий обязанности Руководителя | Р.Х. Низамов |
Обзор документа
С 20 июля 2018 г. действуют утвержденные Правительством РФ Правила проведения рекультивации и консервации земель. Приведены разъяснения по отдельным нормам.
В частности, если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков, то обязанности по рекультивации земель возлагаются на собственников земельных участков, иных обладателей прав на земельные участки, а также на органы исполнительной власти и местного самоуправления (в отношении земель, не предоставленных гражданам или юрлицам, и в иных случаях).
Рекультивация земель должна проводиться по специальному проекту. Он подготавливается в составе проектной документации на возведение, реконструкцию объекта капстроительства, если такие мероприятия приведут к деградации земель или в виде отдельного документа в иных случаях.
Проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I-V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения упомянутых отходов, подлежат государственной экологической экспертизе.
Согласование проектов рекультивации земель с Росприроднадзором не предусмотрено.
Лица обязаны приступить к рекультивации земель в соответствии с утвержденным проектом в срок не позднее чем 7 месяцев со дня совершения действия (окончания деятельности), в результате которых произошла деградация земель, либо со дня выявления деградации земель в отдельных случаях.
По итогам мероприятий оформляется акт.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Читайте также: