Все земледельческие орудия труда общие нет частной собственности это какая община

Обновлено: 17.05.2024

Дальнейшее совершенствование навыков земледельческих работ и выращивания животных, последующее появление более производительных орудий труда позволяют создавать значительный по объему избыточный продукт. Он продолжает оставаться в общинной собственности. Но для нужд общины его эффективно используют, главным образом старейшины, формально, с общего согласия. Такая ситуация становится стимулом для индивидуальных накоплений. Проще всего это было осуществить в специализированных охотничьих и собирательских общинах. Лучших охотников и собирателей поощряли оставлением у них части добытого избыточного продукта. Тем самым рождается трудовой характер распределения. Так лучшие трудящиеся получали возможность стать богаче других.

В земледельческих общинах трудовой характер распределения возможен был при разделе общинного поля на индивидуальные участки и появлении дворохозяйства как хозяйственной ячейки.

В общинах, где развитие получает престижная экономика, эту сферу труда начинают монополизировать мужчины, так как она дает возможность начать делать индивидуальные накопления за счет участия в престижном обмене. В данных обществах даже начинают появляться патрилокальные поселения. Даже в материнских семьях большую роль играли мужчины-братья.

Поскольку племена объединяли большое количество родов, то при заключении брака всегда появлялся выбор. Женщинами дорожили как важной рабочей силой, поэтому уход ее в другой род приводил к ослаблению своего рода. В связи с этим за потерю рабочей силы требуется возмещение: отработки на общественном поле или в других сферах труда. Развитие престижной экономики создает форму брачного выкупа. Появляется традиция добрачных сговоров родственников (утробный сговор, колыбельный, или люлечный, сговор).

Стремление к престижу можно было удовлетворить за счет обогащения. Поэтому на стадии перехода от матрилокальности и матрилинейности к патрилокальности и патрилинейности происходит распределение земельных участков между семьями, которые превращаются в хозяйственную ячейку – дворохозяйство. Это, в свою очередь, формирует соседскую общину, так как меняются отношения внутри рода. Основными становятся трудовые усилия внутри дворохозяйства. Даже если представители данного дворохозяйства не принадлежат к главному роду и не могут в силу этого претендовать на высокий статус в племени, они, накопив значительные богатства, за счет дарообменных отношений могут создать значительную группу друзей и оказывать влияние на принятие решений. Имущественное положение человека в общине начало определять его социальный статус.

В литературе часто встречается указание, что формирование соседской общины создает частную собственность. Самое общее различие между обособленной и частной собственностью заключается в том, что с помощью первой продолжает создаваться регулярный избыточный продукт, используемый для потребления и накопления, в обмене он используется эпизодически; вторая (частная) форма собственности создает прибавочный продукт, используемый целенаправленно для обмена и накопления богатства за счет этого. Можно сказать, что предпосылки формирования частной собственности появились в сфере престижной экономики. Обособленная собственность представляет собой частное владение в рамках общинной собственности. Поскольку важная черта частной собственности – это право полного распоряжения земельным участком вплоть до его продажи, то частная собственность на землю в чистом виде отсутствовала даже на этапе древнейших цивилизаций. Главным распорядителем земли оставалась соседская община, которая должна была гарантировать своим членам стабильное существование.

Появление соседской общины привело к изменению отношений в ней. В условиях обособленной собственности сотрудничество из сферы обмена переносится в сферу производства. Хозяйственной ячейкой становится дворохозяйство (оно же ячейка потребления). Община выполняет функции хозяйственного организма, регулирует экономические отношения между дворохозяйствами. Социальным организмом, который регулирует отношения между общинами, становится племя.

Мы познакомились с тем, как начиналась наука о первобытном обществе. Теперь мы вправе спросить: а как же выглядело первобытное общество в целом и каковы его отличительные черты?

Весь первоначальный период человеческой истории, начиная с появления древнейших обезьянолюдей свыше 2 млн. лет тому назад и кончая возникновением первых классовых обществ, ученые называют эпохой первобытнообщинного строя или эпохой доклассового общества. Самой главной и самой важной особенностью первобытнообщинного строя было отсутствие частной собственности, эксплуататоров и эксплуатируемых, богачей и бедняков. Люди доклассового общества жили сравнительно немногочисленными и относительно самостоятельными группами — общинами. Все члены общины были равны, все без исключения участвовали в общественном производстве, сотрудничая друг с другом и помогая друг другу в беде. Выстоять в борьбе с суровой природой могли только такие первобытные коллективы, внутри которых взаимная солидарность, сплоченность и взаимопомощь преобладали над враждебностью, взаимным недоверием и эгоизмом.

Свой современный вид люди приобрели 70 — 50 тыс. лет назад. Первые самые древние скелеты людей современного вида были найдены в пещере Кроманьон во Франции. Поэтому их и принято называть кроманьонцами.

1060-1.jpg

Скульптурные изображения животных, найденные в пещере на территории Франции. Верхний палеолит.

Огромное количество костей, найденное археологами на стоянках кроманьонцев, доказывает, что они были охотниками на крупных зверей: оленей, мамонтов, зубров, медведей, горных козлов. Кроманьонцы и их ближайшие потомки создали изумительные наскальные изображения животных, впервые открытые в Испании в пещере Альтамира, а позже обнаруженные в десятках других пещер и гротов Европы, в том числе и в Каповой пещере Южного Урала.

Судя по находкам археологов, люди верхнего палеолита умели сооружать прочные, постоянные зимние жилища. Для каркаса таких жилищ они использовали не только жерди, но также кости и бивни мамонтов, рога северных оленей. Сверху каркас накрывали ветвями, дерном или шкурами.

Изучение жилищ и стоянок показало, что жизнь первобытных общин людей верхнего палеолита была во многом похожа на жизнь родовых общин аборигенов Австралии, бушменов Южной Африки или охотничьих племен индейцев Северной Америки. Поэтому ученые и пришли к выводу, что именно тогда, в верхнем палеолите, возник род — тот самый род, который Морган открыл вначале у ирокезов, а затем и у других культурно отсталых народов. А раз так, то, следовательно, кроманьонцы и их потомки жили также родовыми общинами.

Члены родовой общины, как уже говорилось, не могли брать себе жен внутри общины. Поэтому всякая родовая община всегда поддерживала дружеские отношения с другими родовыми общинами, с которыми она обменивалась супругами. Тем самым отношения родства возникали и между общинами, еще более расширяя рамки сотрудничества и взаимной поддержки.

С ростом численности людей ускорилось их расселение по земному шару. Люди того времени были прежде всего охотниками на крупных животных — сильные, смелые и выносливые, презиравшие опасность и склонные к долгим странствиям. Крепко сплоченные коллективы родовых общин расселились по всем континентам, кроме Антарктиды. Именно тогда, 30—40 тыс. лет назад, люди заселили ранее не освоенную человеком территорию: северные области Европы и Азии, американский континент, Австралию.

Со временем многие группы охотников и собирателей осели по берегам рек и океанскому побережью, где научились ловить рыбу, ракообразных, моллюсков. Огромные, протянувшиеся порой на многие сотни метров, кучи раковин и пищевых отбросов и сейчас напоминают нам об этих далеких временах.

15—10 тыс. лет назад люди изобрели лук и стрелы, приручили собаку. Продуктивность охоты резко увеличилась. На той же площади могло теперь кормиться гораздо больше людей.

Вначале люди старались селиться вблизи зарослей дикорастущих съедобных растений. Затем они стали оберегать эти заросли от животных, птиц и сорняков. Наконец, наблюдая, как развиваются растения, они начали закапывать в землю их семена. Отсюда уже был один шаг и до взрыхления почвы палкой.

С такой примитивной обработки земли и началось земледелие. Оседлая жизнь создала условия и для приручения животных. Вскормленные в неволе дикие поросята, щенята, телята и козлята привязывались к своим хозяевам и навсегда оставались около человека, а затем и размножались в неволе.

Люди намеренно оставляли на развод только самых сильных, крупных и ручных животных. К тому же земледелец мог выделить часть урожая для подкормки домашних животных. Так возникло скотоводство.

В эпоху неолита люди, как и прежде, продолжали жить родовыми общинами. Однако земледельческие и скотоводческие родовые общины во многом были непохожи на родовые общины охотников и собирателей. Во-первых, общины могли теперь производить гораздо больше средств существования, поэтому они стали гораздо многолюднее. Во-вторых, труд земледельца и скотовода требовал четкой, продуманной организации работ, чтобы не были пропущены сроки посадки, прополки и т. д. Трудовая деятельность общины значительно усложнилась: общинное хозяйство нуждалось теперь в хранилищах для собранного урожая, в хлевах для скота, в земледельческих орудиях, в средствах доставки урожая с поля домой, во всевозможной посуде и прочей утвари, в дровах для очагов и печей. Поэтому в общинах стали выделяться вожди и старейшины, главной обязанностью которых становится организация и распределение всех работ и руководство жизнью общины, в том числе и военная ее организация. Вожди и старейшины были также главными хранителями трудовых навыков и секретов, опыта и знаний, выработанных и накопленных предшествующими поколениями.

Со временем вожди и старейшины незаметно поднимались над рядовыми общинниками. Позже они присвоили себе право распоряжаться имуществом всей общины и даже вещами отдельных общинников.

Древнее, основанное на полном равенстве, единство родовой общины начало тем самым расшатываться. Этому способствовало и развитие техники: более совершенные средства труда все чаще позволяли отдельной семье обходиться в своем хозяйстве без помощи других общинников. Появились также семьи, которые из поколения в поколение всецело были заняты тем, что изготовляли для общины посуду или орудия труда, одежду или украшения, дома или лодки и т. п. Взамен община обеспечивала умельцев всем необходимым. Так возникло ремесло. Рост производства, развитие ремесла вели к тому, что сначала между общинами, а позже и внутри их устанавливался регулярный обмен всевозможными продуктами труда. В то же время более совершенная техника давала возможность отдельным семьям существовать независимо от общины. Со временем появились богатые и бедные семьи. Естественно, что в первую очередь богатели семьи вождей и старейшин, у которых для этого было больше возможностей.

Богатые общинники стремились сами распоряжаться своим имуществом. Так стала формироваться частная собственность, неизвестная доклассовому обществу и несовместимая с ним.

Узы родства постепенно перестали быть главными связями между общинниками. Богатые и знатные стремились объединить свои силы для защиты своих богатств и своей власти от рядовых общинников, хотя бы они и оставались их родственниками. Положение и место человека в обществе все больше определялось не тем, к какому роду, а значит, и общине он принадлежал, а тем, богат он или беден, знатен или нет. Прежнему равенству и коллективизму доклассового общества пришел конец. Внутри его уже созрели социальные силы, которым суждено было окончательно его разрушить.

Толчком к этому послужило открытие плавки и обработки металлов, сначала меди и олова, а затем и железа. Впервые это произошло, вероятнее всего, в Западной Азии около 5 тыс. лет назад. Металлические орудия оказались намного эффективнее орудий из камня, дерева и кости. Земледельцы и скотоводы стали производить теперь гораздо больше средств существования.

Общественная жизнь еще больше усложнилась. Выделился привилегированный слой лиц, взявших в свои руки все управление общественной жизнью. Для содержания этой общественной верхушки вводят налоги, которые в случаях необходимости взимаются силой. Но сила использовалась не только внутри общества и не только для его защиты от врагов. Война превратилась теперь в выгодный промысел. Военнопленных, которых раньше убивали, теперь стали обращать в рабов — при возросшей производительности труд раба был выгоден.

Так постепенно и незаметно для самих участников этих процессов в обществе образовался класс рабов и произошло разделение свободных на эксплуататоров и эксплуатируемых. Началась эпоха нового, классового общества.


Соседская община была формацией более сложной, чем родовая община в первобытной социальной организации.

Можно сказать, что соседская община — переходная ступень между родовым обществом и классовым. Как же появилась соседская община?

Причины формирования

Предпосылок для появления новой общественной формации было несколько:

  • Первобытные племена с течением времени разрастались, и кровная связь между составляющими их родами и отдельными членами переставала осознаваться;
  • Переход от охоты и собирательства и скотоводству и земледелию ускорил разделение земель между частями больших племён;
  • Совершенствование орудий труда, в частности — появление металлических средств обработки земли, сделали возможным индивидуальное возделывание участка в противовес групповому.

Таким образом, переход от родового строя к соседскому был объективным следствием человеческого развития.

Уклад соседской общины

Независимо от того, как называлась древнерусская соседская община в каждом отдельном случае, все они имели множество сходных административных и хозяйственных черт. Каждая отдельная семья обзаводилась собственным жилищем, имела свою пашню и покосы, отдельно рыбачила и отправлялась на охоту.

В собственности каждой семьи были луга и пашни, жилища, домашние животные, орудия труда. Леса, реки были общими, сохранялись также угодья, принадлежавшие всей общине.

Соседская община: одна из первоначальных форм социальной организации человечества

Постепенно власть старейшин утрачивалась, зато усилилось значение мелких хозяйств. В случае необходимости люди не отправлялись за помощью к далеким родственникам. Домовладельцы всей округи сходились вместе и на вече решали важные вопросы. Глобальный интерес заставлял выбирать ответственного за решение проблемы — выборного старейшину.

Ученые не пришли к единому мнению относительно того, как называлась древнерусская соседская община. Скорее всего, в разных землях она именовалась по-разному. До наших времен дошли два названия славянской соседской общины — задруга и вервь.

Понятие соседской формы организации населения

Среди главных признаков соседской общины следует выделить:

  • общую территорию;
  • общее пользование землёй;
  • отдельные семейства;
  • подчинение общинным органам управления социальной группой.

Территория сельской общины была строго ограничена, но территории с лесами, пастбищами, озёрами и реками вполне хватало на то, чтобы вести индивидуальное скотоводство и земледелие. Каждая семья такой формы общественного строя владела своим участком земли, пашней, орудиями труда и скотом, а также обладала правом на определённую долю общинной собственности.

Организация, включённая в общество в качестве подчинённого элемента, выполняла только частично общественные функции:

  • накапливала производственный опыт;
  • организовывала самоуправление;
  • регулировала землевладение;
  • сохраняла традиции и культы.

Человек перестал быть родовым существом, для которого связь с общиной имела большое значение. Люди теперь становились свободными.

Расслоение общества

Соседская община у восточных славян дала начало формированию социальных классов. Начинается расслоение на богатых и бедных, выделение правящей верхушки, которая укрепляла свою власть за счет военных трофеев, торговли, эксплуатации более бедных соседей (батрачество, а позднее — и рабство).

Из самых обеспеченных и влиятельных домовладык начинает формироваться знать — чадь нарочитая, которая состояла из таких представителей соседской общины:

Старейшины — представляли собой административную власть;

Вожди (князья) — осуществляли полный контроль над материальными и человеческими ресурсами общины в период военного времени;

Волхвы — духовная власть, которая базировалась на соблюдении общинных обрядов и на поклонении языческим духам и богам.

Важнейшие вопросы решались по-прежнему на сходке старейшин, но постепенно право принимать решения перешло к вождям. Князья в соседской общине опирались на свою дружину, которая со временем приобрела черты профессионального военного отряда.

Прообраз государственности

Родоплеменная знать, успешные купцы и наиболее обеспеченные общинники становились знатью, господствующим классом. Земля стала ценностью, за котороую стоило сражаться. В ранней соседской общине более слабых землевладельцев прогоняли с нужных земельных наделов. В период зарождения государственности крестьяне оставались на земле, но при условии, что они будут платить налоги. Богатые землевладельцы эксплуатировали своих более бедных соседей и пользовались рабским трудом. Патриархальное рабство возникало за счет пленных, захваченных в военных набегах. За пленников из знатных родов требовали выкуп, бедные попадали в рабство. Позднее рабами богатых землевладельцев становились разорившиеся крестьяне.

Соседская община: одна из первоначальных форм социальной организации человечества

Изменение формы общественного устройства повлекло за собой укрупнение и консолидацию соседских общин. Образовывались племена и племенные союзы. Центрами союзов были грады — хорошо укрепленные поселения. На заре возникновения государственного строя восточные славяне имели два крупных политических центра — Новгород и Киев.

Эпоха первобытного строя характеризуется несколькими формами общественной организации. Период начался с родовой общины, в которую объединялись кровные родственники, ведущие в дальнейшем общее хозяйство.

Родовая община не только сплачивала родных друг другу людей, но и помогала выживать им с помощью совместной деятельности.

Поскольку процессы производства начали делиться между собой, в общине началось разделение на семьи, между которыми распределялись общинные обязательства. Это привело к тому, что появилась частная собственность, которая ускорила разложение родовой общины, терявшей дальние родственные связи. С окончанием этой формы общественного строя появилась соседская община, определение которой строилось уже на других принципах.

\u043c\u0435\u0441\u0442\u043e \u0440\u0430\u0441\u0441\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u2013 \u0417\u0435\u043c\u043b\u0435\u0434\u0435\u043b\u044c\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 \u043f\u043b\u0435\u043c\u0435\u043d\u0430\n\u0441\u0435\u043b\u0438\u043b\u0438\u0441\u044c \u0432 \u043b\u0435\u0441\u043e\u0441\u0442\u0435\u043f\u044f\u0445, \u0431\u043e\u043b\u043e\u0442\u0438\u0441\u0442\u044b\u0445 \u043c\u0435\u0441\u0442\u0430\u0445, \u0435\u0441\u043b\u0438 \u0431\u044b\u043b \u043b\u0435\u0441, \u0432 \u043b\u0435\u0441\u0430\u0445. \u0421\u043a\u043e\u0442\u043e\u0432\u043e\u0434\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435\n\u043f\u043b\u0435\u043c\u0435\u043d\u0430 \u0436\u0438\u043b\u0438 \u0432 \u044e\u0436\u043d\u044b\u0445 \u0441\u0442\u0435\u043f\u044f\u0445, \u0432 \u0442\u0443\u043d\u0434\u0440\u0435.\u00a0 \u00a0

\u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u043e\u0435 \u0437\u0430\u043d\u044f\u0442\u0438\u0435 \u0437\u0435\u043c\u043b\u0435\u0434\u0435\u043b\u044c\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0445 \u043f\u043b\u0435\u043c\u0435\u043d \u043f\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u044f\u043b\u043e\n\u0441\u043e\u0431\u043e\u0439 \u0437\u0435\u043c\u043b\u0435\u0434\u0435\u043b\u0438\u0435, \u043d\u043e \u0438\u043d\u043e\u0433\u0434\u0430 \u044d\u0442\u043e \u0431\u044b\u043b\u043e \u0442\u0430\u043a\u0436\u0435 \u043e\u0445\u043e\u0442\u0430, \u0441\u043a\u043e\u0442\u043e\u0432\u043e\u0434\u0441\u0442\u0432\u043e, \u0431\u043e\u0440\u0442\u043d\u0438\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e,\n\u0441\u043e\u0431\u0438\u0440\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u043e, \u0430 \u0441\u043a\u043e\u0442\u043e\u0432\u043e\u0434\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 \u043f\u043b\u0435\u043c\u0435\u043d\u0430 \u0437\u0430\u043d\u0438\u043c\u0430\u043b\u0438\u0441\u044c \u0440\u0430\u0437\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435\u043c \u0441\u043a\u043e\u0442\u0430 \u0438 \u043e\u0445\u043e\u0442\u043e\u0439.\u00a0

\u0436\u0438\u043b\u0438\u0449\u0435 \u0437\u0435\u043c\u043b\u0435\u0434\u0435\u043b\u044c\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0445 \u043f\u043b\u0435\u043c\u0435\u043d \u043f\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u044f\u043b\u043e\n\u0441\u043e\u0431\u043e\u0439 \u0443\u043a\u0440\u0435\u043f\u043b\u0435\u043d\u043d\u044b\u0435 \u0437\u0435\u043c\u043b\u044f\u043d\u043a\u0438, \u043f\u043e\u043b\u0443\u0437\u0435\u043c\u043b\u044f\u043d\u043a\u0438 \u0438\u043b\u0438 \u0446\u0435\u043b\u044b\u0435 \u0438\u0437\u0431\u044b \u043d\u0430 \u043f\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u043d\u043d\u043e\u043c \u0444\u0443\u043d\u0434\u0430\u043c\u0435\u043d\u0442\u0435,\n\u0430 \u0441\u043a\u043e\u0442\u043e\u0432\u043e\u0434\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 \u043f\u043b\u0435\u043c\u0435\u043d\u0430 \u0436\u0438\u043b\u0438 \u0432 \u044e\u0440\u0442\u0430\u0445, \u043a\u0438\u0431\u0438\u0442\u043a\u0430\u0445 \u0438 \u0447\u0443\u043c\u0430\u0445, \u0442\u043e \u0435\u0441\u0442\u044c \u0432 \u043f\u0435\u0440\u0435\u043d\u043e\u0441\u0438\u043c\u044b\u0445\n\u0434\u043e\u043c\u0430\u0445.\u00a0

\u043e\u0440\u0443\u0434\u0438\u044f \u0442\u0440\u0443\u0434\u0430 \u0437\u0435\u043c\u043b\u0435\u0434\u0435\u043b\u044c\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0445 \u043f\u043b\u0435\u043c\u0435\u043d \u0431\u044b\u043b\u0438 \u043f\u043b\u0443\u0433\u0438,\n\u0441\u043e\u0445\u0438, \u0441\u0435\u0440\u043f\u044b \u0438 \u0431\u043e\u0440\u043e\u043d\u044b \u0438 \u0432\u0441\u0435 \u0447\u0442\u043e \u043d\u0443\u0436\u043d\u043e \u0432 \u0438\u0445 \u0440\u043e\u0434\u0435 \u0434\u0435\u044f\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438, \u0430 \u0441\u043a\u043e\u0442\u043e\u0432\u043e\u0434\u044b \u0438\u0441\u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u043e\u0432\u0430\u043b\u0438\n\u0441\u0431\u0440\u0443\u0438 \u0438 \u0430\u0440\u043a\u0430\u043d\u044b.\n\n\u00a0

\u0433\u043b\u0430\u0432\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0443\u043a\u0442\u044b \u0437\u0435\u043c\u043b\u0435\u0434\u0435\u043b\u044c\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0445 \u043f\u043b\u0435\u043c\u0435\u043d \u0431\u044b\u043b\u0438\n\u043f\u0440\u0435\u0434\u043c\u0435\u0442\u043e\u043c \u0442\u043e\u0433\u043e, \u0447\u0442\u043e \u0437\u0435\u043c\u043b\u0435\u0434\u0435\u043b\u044c\u0446\u044b \u043f\u0440\u043e\u0438\u0437\u0432\u043e\u0434\u044f\u0442 \u2013 \u0437\u043b\u0430\u043a\u0438, \u0430 \u0437\u043d\u0430\u0447\u0438\u0442 \u0445\u043b\u0435\u0431, \u043a\u0430\u0448\u0438,\n\u043f\u043e\u0445\u043b\u0435\u0431\u043a\u0438, \u0440\u044b\u0431\u0430 \u0438 \u043c\u0435\u0434 \u0438 \u0442\u043e, \u0447\u0442\u043e \u0443\u0434\u0430\u043b\u043e\u0441\u044c \u043f\u043e\u0439\u043c\u0430\u0442 \u043d\u0430 \u043e\u0445\u043e\u0442\u0435. \u0421\u043a\u043e\u0442\u043e\u0432\u043e\u0434\u044b \u0435\u043b\u0438 \u043c\u043e\u043b\u043e\u043a\u043e,\n\u0441\u044b\u0440, \u0442\u0432\u043e\u0440\u043e\u0433, \u043c\u044f\u0441\u043e, \u0442\u043e \u0435\u0441\u0442\u044c \u0442\u043e, \u0447\u0442\u043e \u0438\u043c \u0434\u0430\u0432\u0430\u043b\u043e \u0441\u043a\u043e\u0442\u043e\u0432\u043e\u0434\u0441\u0442\u0432\u043e \u0438 \u043e\u0445\u043e\u0442\u0430. ">]" data-test="answer-box-list">

briochetina

Характеристика древних земледельческих и скотоводческих племен

место расселения – Земледельческие племена селились в лесостепях, болотистых местах, если был лес, в лесах. Скотоводческие племена жили в южных степях, в тундре.

основное занятие земледельческих племен представляло собой земледелие, но иногда это было также охота, скотоводство, бортничество, собирательство, а скотоводческие племена занимались разведением скота и охотой.

жилище земледельческих племен представляло собой укрепленные землянки, полуземлянки или целые избы на постоянном фундаменте, а скотоводческие племена жили в юртах, кибитках и чумах, то есть в переносимых домах.

орудия труда земледельческих племен были плуги, сохи, серпы и бороны и все что нужно в их роде деятельности, а скотоводы использовали сбруи и арканы.

главные продукты земледельческих племен были предметом того, что земледельцы производят – злаки, а значит хлеб, каши, похлебки, рыба и мед и то, что удалось поймат на охоте. Скотоводы ели молоко, сыр, творог, мясо, то есть то, что им давало скотоводство и охота.

Читайте также: