Возвращается ли субсидия при продаже квартиры

Обновлено: 17.05.2024

Получением субсидии на приобретение жилой площади обладают граждане, установленные Законодательством РФ. В такую категорию входят лица, нуждающиеся в улучшение условий или претендующие в рамках городских программ, в т. ч. по Москве. При этом алгоритм продажи квартир по субсидии наделен рядом нюансов, о которых следует знать при планировании покупки недвижимости.

Субсидия на квартиру

Можно ли продать квартиру, купленную по субсидии

В Москве для получения жилого помещения по социальной субсидии действуют следующие нормативно-правовые акты:

При расчете социальной помощи органы опираются на нормы жилого пространства. Каждый регион определяет для себя самостоятельно учетную норму площади на человека. В среднем цифры таковы:

В учет принимаются также следующие факторы, влияющие на размер нормы предоставления:

  • возможность оформления пособия в качестве дополнительных денег;
  • семья обладает излишками жилого пространства, находящегося в собственности;
  • семья числится, как многодетная и испытывает потребность в улучшении условий или состоит в городском списке для содействия;
  • если в многодетной семье есть лица младше 18 лет, то по желанию, органы предоставляют помощь в объеме нормативной цены объекта;
  • наличие в семье инвалида;
  • наличие у одного из членов семьи почетных званий или выслуги лет.

Строительные компании предлагают клиентам решать задачи, связанные с приобретением субсидированных объектов жилья. Гражданам предоставляется выбор аккредитованного жилья, в т. ч. с возможностью оформления ипотечного договора.

К сведению: срок действия сертификата в Москве составляет 3 месяца. По завершении этого периода, заявитель повторно собирает документы и ожидает очереди. В регионах сроки на реализацию сертификата могут быть увеличены или уменьшены. Например, в Санкт-Петербурге срок действия свидетельства — 12 месяцев, а в Перми — 9 месяцев.

Возможности покупки

На сегодняшний день существует список категорий населения, обладающимх право претендовать на получение социальной помощи. Они закреплены федеральным и региональным законодательством. Для уточнения возможности получения субсидии необходимо обращаться в территориальную администрацию.

В большинстве регионов России льготы могут получить следующие лица:

  • лица, занятые на работе в федеральных ведомствах;
  • сотрудники Администрации Президента России;
  • служащие СБ;
  • лица, работающие в законодательных органах власти;
  • служащие судебной власти

Примечательно, что для продажи недвижимости, оформленной с участием социальных денег, необходимо учесть следующие нюансы:

Возможности продажи

Способ продажи квартиры, приобретенной в рамках программы субсидирования, зависит от того, были ли использованы заемные средства.

Если квартира была приобретена за наличный расчет, то есть при покупке были использованы средства субсидии и наличные собственные денежные средства, то совершить сделку не составит труда.

Если жилое помещение было приобретено с использованием заемных средств, и взятый ипотечный кредит еще не погашен, то придется соблюсти ряд нюансов. Такая квартира тоже должна приобретаться в ипотеку. То есть покупателю должен быть одобрен ипотечный кредит и в момент совершения купли-продажи, с согласия банка, обязательства по погашению долга переходят на нового владельца. Новый владелец может, при наличии возможности, погасить долг сразу или выплачивать в соответствии с графиком.

Большая проблема при продаже квартиры может возникнуть в случае выделения долей детям. Если несовершеннолетние дети владеют долей в недвижимости, то такая сделка в обязательном порядке совершается после одобрения ее органами опеки. Кроме того, родители обязаны предоставить взамен продаваемых долей недвижимость не хуже.

Схема проведения сделки

Можно ли продать квартиру, купленную по субсидии

Принимая решение о продаже квартиры, собственнику следует подготовиться к тяжелому бюрократическому процессу. В первую очередь проводится оценка недвижимости. Услуги заказываются в специализированной компании. Сотрудник организации проведет экспертизу и выдаст документы.

Далее, подготавливаются юридические бумаги по продаже квартиры, купленной с субсидией. Этим процессом допускается заниматься самостоятельно или обратиться в агентство недвижимости. При выборе второго варианта, необходимо оформить доверенность в нотариальной конторе.

По завершении подготовки, приступают к поиску клиентов, затем оформляется договор купли-продажи. Таким образом, процедура реализация жилья с субсидированными средствами практически не отличается от стандартной схемы.

Порядок оформления

Оформление квартиры, купленной с помощью государственных денежных средств, предоставленных в рамках субсидии наделено алгоритмом. При соблюдении пошаговой инструкции, можно снизить вероятность риска и допущения ошибок. Однако эксперты советуют проходить эту процедуру совместно с юридическими консультантами.

Выбор жилой площади

Можно ли продать квартиру, купленную по субсидии

Покупатель выбирает интересующий объект недвижимости. На этой стадии возможно заключение предварительного договора или предоставление задатка. На этой стадии подготавливают необходимые документы, например, справки о прописанных лицах, об отсутствии задолженностей по коммунальным платежам, свежие выписки об объекте недвижимости и пр.

При продаже квартиры в ипотеку необходимо заказать оценку объекта, без нее ни один банк не выдаст кредитные средства.

Оформление договора

На стадии подписания договора на приобретение квартиры, гражданин вправе внести личные деньги или воспользоваться ипотекой. Затем, документы направляются на регистрацию.

Получение пакета документов

Клиент получает выписку о праве собственности на объект недвижимости, договор купли-продажи с отметкой о регистрации и, в случае использования кредитных средств, кредитный договор, прошедший регистрацию в органах Росреестра.

При использовании заемных средств, полученные документы следует отнести в банк для проведения дальнейших расчетов с продавцами.

Риски для продавца квартиры

Можно ли продать квартиру, купленную по субсидии

О рисках продажи квартиры приобретенной по субсидии для продающей стороны эксперты могут говорить только в индивидуальном порядке. Тем не менее, есть отрицательные аспекты при заключении такой сделки:

  • квартиры приобретенные с использованием ипотечных средств достаточно сложно продать, пока не исполнены обязательства. Необходимо согласие банка и одобрение ипотеки покупателю;
  • необходимость подготавливать бумаги для представления их в органы опеки, если дети являются собственниками;
  • повторно получить денежные средства по программе субсидирования нельзя.

Дополнительно, могут возникнуть следующие отрицательные факторы:

  1. Наличие финансов у потребителя. При планировании сделки не рекомендуется опираться на наличие свидетельства. Для подтверждения платежеспособности клиента, следует запросить банковскую выписку.
  2. Риск отзыва субсидированных средств. Такие ситуации возможны, если ведомство выявило факт нарушений со стороны очередника.
  3. Необходимость проверки законности сделки. Если стороны ответственно подходят к подписанию договора, то затруднений это не вызовет. Продавец и покупатель должны подготовить — выписки из регистрационного журнала, справку из ЕГРН и другие бумаги.

Процедура приобретения жилья для покупателя не сопряжена с рисками. Но, как и для продавца, процесс наделен неудобствами со стороны бюрократической системы.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

3 декабря 2018, 20:05 Дек 28, 2021 12:45 Льготы всем Ссылка на текущую статью


БУДУ ПОКУПАТЬ КВАРТИРУ НА СУБСИДИЮ ВЫДЕЛЕННУЮ ГОСУДАРСТВОМ. ОФОРМЛЯТЬ ДОЛЖНА ТОЛЬКО НА СЕБЯ. А МОГУ ЛИ ПОСЛЕ СДЕЛКИ ПРОПИСАТЬ К СЕБЕ СВОИХ ДЕТЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Если квартира будет оформлена в Вашу собственность, то Вы вправе регистрировать там кого угодно.

Содержание

Содержание

  • Понятие имущественных субсидий и требования к их получению
  • Направления использования налогового вычета
  • Как рассчитать сумму вычета с учетом субсидии
  • Причины отказа в налоговом вычете
  • Оформления налогового вычета: порядок
  • Способы оформления налогового вычета
  • Порядок оформления имущественного вычета
  • За какие годы оформляется налоговый вычет в 2022 году
  • Топ-5 популярных вопросов по вычетам

На приобретение жилья, его строительство и ремонт граждане страны вправе получать субсидии, предоставление которых предусматривается некоторыми федеральными проектами, программами субъектов РФ и местных органов самоуправления. В статье расскажем про налоговый вычет при использовании субсидии, рассмотрим, каков порядок его оформления, возможные причины отказа.

Понятие имущественных субсидий и требования к их получению

Под субсидиями подразумеваются денежные средства, выделяемые государством гражданам страны безвозмездно для того, чтобы те смогли сделать лучше теперешние жилищные условия. Предоставление подобной помощи зависит от:

  • общей суммы доходов, которыми располагает семья;
  • количества ее членов;
  • факта наличия недвижимости в собственности или отсутствия таковой;
  • цены кв. м жилья в конкретном населенном пункте;
  • площади в расчете на одного члена семьи.

Влияют также такие факторы:

  1. Возможность самостоятельной оплаты первого взноса.
  2. Возраст членов семьи, где они работают или учатся.
  3. Сколько на иждивении детей до 18.

Направления использования налогового вычета

Право на обретение льготы, а именно, частичного возврата денег при приобретении жилья, зафиксировано законодательством. Благодаря возвращенному налогу можно покрыть некоторую часть уплаченных средств на:

  1. Постройку нового дома.
  2. Покупку земли, на которой он стоит.
  3. Приобретение жилой недвижимости или доли в ней.
  4. Оплату процентов по взятым на покупку или строительство жилья займам, кредитам.

Важно! Построенный (купленный) дом или квартира, земля должны располагаться в пределах РФ.

Как рассчитать сумму вычета с учетом субсидии

Вычет рассчитывается по той же ставке, что и НДФЛ – 13%. Основой для его определения выступает:

  • Стоимость жилищного объекта.
  • Затраты на стройматериалы, составление проектов и смет, подключение ко всем коммуникациям или создание собственных (автономных) источников энергии, используемых в современном быту.
  • Затраты на погашение ипотеки (проценты).

Величина налогового вычета не превышает два миллиона рублей. Денежная сумма, которую возможно вернуть, построив жилье или купив его – 260 тыс. руб. (2 млн.·13%). Если недвижимость приобретена парой, находящейся в официальном браке, то на вычет могут претендовать оба супруга. Его сумма, как правило, распределяется пропорционально объему дохода каждого из них. При расчете льготы учитываются только средства собственные, потраченные гражданином. Сумма субсидий вычитается.

Пример 1. В 2016 Лавров С. Ю. выкупил квартиру в новом доме за 3 млн. руб. Его заработок за тот же год составил 600 тыс., уплачено НДФЛ – 78 тыс., выделена субсидия в сумме 180 тыс. руб.

  • Сумма НДФЛ, подлежащая возврату, составляет 260-180 = 80 тыс.
  • За 2016 он сможет получить на свой счет 78 тыс. руб., остаток (2 тыс.) – в 2022.

Причины отказа в налоговом вычете

Претендовать на вычет возможно при соблюдении таких условий:

Критерии Получение (+) или отказ (-) в льготе
Расположение купленного жилья и земли в пределах РФ +
Получение официальных доходов, с которых уплачен НДФЛ +
Предоставление 3-НДФЛ +

Рассчитывать на возврат части подоходного налога могут не все. Государственные органы не предоставят вычет по таким причинам:

  • студентам;
  • военнослужащим;
  • сиротам до 24 лет;
  • нерезидентам РФ, которые не платят НДФЛ в казну страны

Важно! Возвращать НДФЛ разрешено неоднократно. Если сумма уплаченного налога за год не дотягивает до 260 тыс. руб., остаток не сгорает, как было до 2014 года, а перечислится в следующие периоды.

Оформления налогового вычета: порядок

Последовательность действий включает прохождение нескольких этапов:

У собственника новенькой, только построенной квартиры, появляется право на получение субсидии и оформление налогового вычета на ремонт. Покупать жилье на первичном рынке можно без опаски, поскольку вычет налогов практически обеспечен (при соблюдении всех остальных критериев, о которых сказано выше).

Способы оформления налогового вычета

Представить документы на получение налогового вычета возможно несколькими способами:

Незамедлительное получение денег;

Увеличение дохода ежемесячно на 13%;

Оформление большего количества документов;

Работа в течение года не на одного работодателя;

Для того, чтобы реально рассчитывать на частичный возврат налога, человек должен сам заплатить за жилье. Это означает, что у него имеется счет в банке, с которого и проводятся все расчеты. Если это невозможно, следует оформить поручение или доверенность на перевод средств. В этом случае представителем налогоплательщика будет юридический держатель денег.

Поручение или доверенность следует представить в налоговую. Возврат НДФЛ возможно получить сразу за три (но не более) года. Важно! Наиболее оптимальным отрезком времени для обращения в налоговую выступает февраль-март. Этот период отличается сравнительно небольшой загруженностью специалистов.

Порядок оформления имущественного вычета

Перечень документов, необходимый для того, чтобы оформить вычет налогов, солидный. Для получения права на льготу нужно подготовить:

  1. ИНН.
  2. Паспорт.
  3. Справка 2-НДФЛ (от всех работодателей, если было несколько рабочих мест).
  4. Документ, подтверждающий покупку.
  5. Акт приема-передачи собственнику дома или квартиры.
  6. Свидетельство регистрации права собственности.
  7. Заявление на получение льготы.

При выплате вычета работодателем, дополнительно необходимо подготовить:

  • Уведомление руководителю.
  • Все реквизиты работодателя.

При предоставления заявления на вычет в налоговую, нужны:

В случае покупки дома или квартиры в общую собственность, необходимы и такие документы:

  • Брачное свидетельство.
  • Заявление о необходимости распределить вычет между супругами.

При оформлении покупки на человека, вышедшего на заслуженный отдых, понадобится пенсионное удостоверение. Возврат налога за ребенка, не достигшего 18, нуждается в предъявлении свидетельства о его рождении и о праве на собственность. Рассчитывая на льготу относительно денежных средств по уплаченным процентам, нужно иметь в наличии:

  • Заверенную копию кредитного договора.
  • Справку (оригинал) об удержанной сумме по процентам за год.

Не исключено, что по требованию налогового инспектора придется представить выписки, чеки, другие документы, подтверждающие величину оплаты кредита.

За какие годы оформляется налоговый вычет в 2022 году

Право на получение льготы сохраняется три года, для пенсионеров – четыре. Недвижимость может быть приобретена и более трех лет назад. Следует учитывать такие нюансы:

  1. Подавать пакет документов позволяется с того года, в котором было оформлено право на выкупленное жилье.
  2. Когда пройдет три года после получения документов собственника, в справке для вычета следует указывать заработки этого периода, а для пенсионеров – доход последних четырех лет.

Форма 3-НДФЛ в 2017 году оформляется за доходами 2014-2016, для пенсионеров (и неработающих, и работающих) – 2013-2016 годы. Бланки 3-НДФЛ меняются ежегодно. Оформление налогового вычета за текущий год станет возможным только в 2022. По заработку за 2017 документы на льготу подаются до 2022 года включительно.

Топ-5 популярных вопросов по вычетам

Вопрос №1. Семья выполнила ремонт в новом доме в 2016 году, а двумя годами раньше она оформила право собственности – в 2014. Насколько реально получить возврат налогов?

Вычет на покрытие стоимости ремонта возможен тогда, когда в соглашении на покупку оговорено, что дом продавался без отделки.

Вопрос №2. Когда подается заявление и остальные документы на возвращение уплаченного налога касательно кредитных процентов? Ежегодно?

Допускается подача документов единожды за несколько лет. Тогда в декларацию включаются все проценты, которые пришлось отдать за эти годы. Так поступать выгодно при полном использовании основного вычета. При этом сумма процентов, которые выплачиваются по ипотеке, сравнительно небольшая.

Вопрос №3. Совершеннолетний ребенок имеет право на то, чтобы писать заявление на получение налогового вычета?

После достижения совершеннолетия человек вправе претендовать на льготу в общем порядке. Как только пройдет год после того, как ребенок начнет получать доход и платить налоги, можно оформлять вычет.

Вопрос №4. Квартира находится в собственности двоих. Кто вправе получить вычет налога?

Все собственники, купившие долю за личные средства, может оформлять вычет. Его величина зависит от суммы вложенных денег.

Вопрос №5. Квартира новостройке приобретена в 2016 году. Подавать в налоговую декларацию необходимо за какой год?

Форма 3-НДФЛ всегда предоставляется по итогам минувшего года. В данной ситуации ее следует подавать в начале 2017. Вычет, вне зависимости от того, в каком именно месяце сделана покупка, будет предоставлен за весь год.

Современные цены на жилую недвижимость переваливают за семизначные числа. По сравнению с ними величина налогового вычета в 260 тыс. не кажется значительной. Но ее достаточно на частичную оплату ремонта. К тому же, деньги гражданину будут платить налоговые органы. Обычно, они только отбирают.


Продавая квартиру, многие собственники избегают покупателей, использующих субсидию. Реализация государственной программы вызывает сомнения. Объективных оснований для опасения здесь нет. Следует лишь внимательно ознакомиться с нюансами такой сделки.

Решение о предоставлении жилищной субсидии принимают местные (муниципальные) органы власти на основании представленных получателем документов. Это способ государственной поддержки, обеспеченный соответствующим образом. Сумма субсидии значится в полученном гражданином (семьей) сертификате.

Обратите внимание! Денежные средства не предоставляются в форме наличных выплат. Когда получатель субсидии представит все сведения о предполагаемой сделке купли-продажи, будет проверена ее законность и соответствие условиям государственной программы. Только после этого денежные средства будут перечислены на указанный получателем счет.

Итак, подобрав подходящий вариант, владелец сертификата должен обосновать свой выбор перед муниципалитетом, выдавшим документ. Если предстоящая сделка будет одобрена, можно начинать оформление.

Предоставляемая субсидия обычно не покрывает всей стоимости приобретаемого жилья. В договоре указывают, какая часть суммы оплачивается с помощью субсидии, а какую покупатель вносит самостоятельно.

Договор купли-продажи обязательно должен указывать на оплату с использованием средств государственной поддержки.

Продавая квартиру получателю субсидии, продавец должен быть готов к отсрочке оплаты. Денежные средства на его счет поступят только через определенное время после регистрации сделки. Этот срок может длиться до двух месяцев. Таковы условия финансирования.

Нередко продавцов недвижимости смущает большая задержка в оплате, ведь обычный договор купли-продажи предполагает немедленный расчет. Если перечисление средств вызывает сомнения, продаваемую квартиру можно оформить в качестве залога до полной оплаты ее стоимости покупателем.

Субсидии от государства на покупку квартиры.

Необходимые документы

Готовясь к продаже квартиры с использованием программы субсидирования, владельцу следует подготовить:

  • собственный паспорт,
  • документ, подтверждающий права собственника на объект недвижимости,
  • кадастровый паспорт жилья и технический план,
  • справку о состоянии расчетов с коммунальными службами, сведения о лицевом счете. Все задолженности должны быть погашены.

Условия государственной программы могут предусматривать необходимость предоставления дополнительных документов, например, документа об оценке недвижимости.

Цель таких процедур – исключение нарушения интересов несовершеннолетних граждан, обеспечение их прав на достойные условия проживания (ст. 60 Семейного кодекса РФ).

Если речь идет о продаже одним из супругов квартиры, которая приобреталась во время нахождения в браке, необходимо заверить у нотариуса согласие второго супруга на эту сделку (ст. 34 СК РФ и ст. 256 ГК РФ).

Посмотрите видео. Все о субсидии на жилье:

Форма договора и его регистрация

Документ о купле-продаже должен соответствовать требованиям статей 434 и 550 ГК РФ.

Закон обязывает стороны пройти процедуру государственной регистрации сделки. Если это условие не соблюдено, договор не считается заключенным, перехода права собственности не происходит (статьи 551 и 558 ГК РФ).


До 2017 г. подтверждением прав на приобретенную недвижимость служило свидетельство о праве собственности. Теперь такую функцию выполняет выписка из Единого государственного реестра. Порядок введен Федеральным законом № 360-ФЗ от 03.07.2016 г., внесшим изменения в отдельные законодательные акты.

Переход права собственности сопровождается составлением сторонами акта приема-передачи. Этот документ, согласно ст. 556 ГК РФ, фиксирует состояние недвижимости и подтверждает его соответствие условиям договора.

Государственная регистрация сделки купли-продажи производится на основании заключенного сторонами договора о передаче права собственности.

Если для оплаты части стоимости квартиры используется сертификат на получение субсидии, общая форма договора не меняется.

В тексте должны присутствовать следующие условия:

  • реквизиты продавца и покупателя,
  • данные, идентифицирующие недвижимость в качестве предмета сделки (адрес, основные характеристики),
  • взаимные обязанности и права,
  • порядок исполнения сторонами обязательств,
  • последствия возникновения непредвиденных обстоятельств.


Отмена субсидии при задолженности по капремонту.

Что положено малоимущим семьям, читайте тут.

Сертификат для оплаты стоимости квартиры может использоваться следующими способами:

  • погашать всю стоимость недвижимости, указанную в договоре,
  • погашать часть стоимости с доплатой из средств покупателя,
  • погашать часть стоимости с доплатой за счет средств ипотечного кредита.

Обычно размера субсидии недостаточно для полной оплаты приобретаемой недвижимости. Покупателю приходится доплачивать оставшуюся сумму самостоятельно. В связи с этим оплата стоимости квартиры происходит в два этапа. Сначала происходит перечисление банком субсидии с использованием банковской ячейки. Затем покупатель производит доплату оставшейся суммы. Порядок подробно излагается сторонами в договоре.

Если гражданин заключает с банком договор ипотечного кредитования, субсидия играет роль первоначального взноса. Сертификат передается в банк, где он будет храниться до полного исполнения обязательств по кредиту.

Продавец может потребовать предоставления дополнительных гарантий оплаты путем оформления залога квартиры до получения средств субсидии. Покупатель может не согласиться на подобное условие. Сторонам следует обсудить эту возможность дополнительно. Если они придут к согласию, соответствующий пункт вносится в договор.

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец договора купли-продажи квартиры с использованием средств материнского капитала:





Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

Сроки перечисления денежных средств


Риски для продавца

В целом, риск продавца нельзя назвать высоким, но некоторые отрицательные моменты при оплате сертификатом присутствуют:

  • получение средств из бюджета требует дополнительного времени, по сравнению с использованием собственных средств покупателя,
  • необходимы сбор документов и получение одобрения местной администрации,
  • муниципалитет вправе отказать в одобрении сделки, тогда она срывается. Продавцу придется снова выставлять недвижимость на продажу,
  • сертификат не является достаточным подтверждением наличия полной суммы средств у покупателя. Рекомендуется попросить представить выписку из лицевого счета,
  • иногда возможен отказ в предоставлении субсидии. Местные власти вправе сделать это при наличии нарушений в получении сертификата. Для продавца такое решение означает отказ от договора,
  • чистота сделки требует дополнительной проверки. От владельца квартиры потребуются такие документы: копия домовой книги или выписка из нее, выписка из ЕГРН, справка о состоянии лицевого счета и пр.

Все перечисленные сложности не свидетельствуют о наличии высокой степени риска при заключении сделки. Основные неудобства касаются увеличения сроков оплаты и необходимости сбора дополнительных документов.

Субсидия на строительство жилого дома в сельской местности.

Возврат субсидии государству

Предоставление субсидии – это безвозмездная поддержка государства, возврату полученные средства не подлежат. Такая помощь предоставляется гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Получение сертификата влечет за собой снятие с соответствующего учета.

От получателей субсидии требуется оформить сделку согласно всем требованиям закона.

Знайте! Получение субсидии не предполагает возврата полученных средств, однако в ряде случаев закон обязывает получателей вернуть выделенные им деньги. Условия зависят от формы государственной поддержки в каждом случае.

Средства материнского капитала подлежат возврату в таких ситуациях:

  • квартира была приобретена, но в течение полугода детям покупателя не были выделены в ней обязательные доли,
  • квартира была продана, взамен приобретено другое жилье, в котором дети долей не получили.

Военнослужащие, получившие субсидию, обязаны ее вернуть только в случаях, когда:

  • был оформлен целевой заем на жилье, не погашенный к моменту увольнения со службы,
  • целевой заем на жилье до увольнения не предоставлялся.

Если военнослужащий вновь вернется к службе после увольнения, денежные средства ему возвращаются.

Посмотрите видео. Как купить квартиру на материнский капитал:

Читайте также: