Возможна ли частная собственность без государства

Обновлено: 03.05.2024

1. Теория общественного выбора - это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительствен¬ные учреждения в своих собственных целях.
Да Нет
2. Стремление индивидов к достижению своих частных целей посредством коллективных действий противоречит основным предпосылкам теории общественного выбора.
Да Нет
3. Если предположить, что избиратель действует исключительно исходя из собственного интереса, то можно ожидать, что он вообще откажется от участия в выборах.
Да Нет
4. Рациональные политики, как правило, поддерживают те программы, которые способствуют росту их престижа, даже если они не сопряжены с возможностью увеличения текущего личного дохода.
Да Нет
5. "Экономический человек" максимизирует доход или иные материальные блага
Да Нет
6. Методологический индивидуализм подразумевает:
а) способность разделять бизнес и политику;
б) способность определять приоритеты в общественных интересах;
в) использование политического процесса в личных целях;
г) раскол профсоюзного движения.

7. Концепция "экономического человека" подразумевает:
а) рациональность поведения индивида;
б) стремление избежать участия в политическом процессе любыми доступными способами;
в) оба ответа правильные;
г) нет правильного ответа.

8. К провалам рынка можно отнести:
а) наличие монополий;
б) внешние эффекты;
в) общественные блага;
г) все ответы правильные.

9. Понятие рациональности, используемое в теории общественного выбора, заключается в том, что:
а) человек обладает полной информацией при принятии решений:
б) человек принимает правильные решения;
в) человек предпочитает 100 долл. одному поцелую;
г) ничто из вышеперечисленного неверно.

10. Методология теории общественного выбора основана:
а) на применении к изучению экономических проблем инструментария гуманитарных дисциплин (права, истории, политологии);
б) на применении к изучению гуманитарных проблем инструментария эк. теории;
в) на анализе социологической и политической статистики;
г) на прикладном анализе организационно-экономических проблем пред¬выборных кампаний;
д) правильные ответы (б), (в);
е) правильные ответы (б), (в), (г).

11. "Провалы" государства - это случаи, когда государство не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование частных ресурсов.
Да Нет
12. Рациональные политики, как правило, поддерживают те программы, которые способствуют росту их престижа, даже если они не сопряжены с возможностью увеличения текущего личного дохода.
Да Нет
13. Кривая спроса на общественное благо в отличие от кривой спроса на частное благо имеет положительный наклон.
Да Нет
14. Чисто частное благо - это такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату.
Да Нет
15. Чисто общественное благо - это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами вне зависимости от того, платят люди за него или нет.
Да Нет
16. Возможна ли частная собственность без государства?
Да Нет
17. Фирма по сравнению с государственной структурой экономит на информационных затратах и проигрывает на затратах ведения переговоров.
Да Нет
18. Парламентский суверенитет - это:
а) депутатская неприкосновенность;
6) запрет самороспуска;
в) возможность издавать любой закон;
г) все утверждения неверны.

19. К "провалам" государства относятся:
а) несовершенство политического процесса;
б) ограниченность контроля над бюрократией:
в) неспособность государства полностью предусмотреть и проконтроли¬ровать последствия принятых решений;
г) все ответы правильные.

20. Благо, потребление которого неизбирательно только до определен¬ного уровня потребления, называется:
а) чисто частное благо;
б) чисто общественное благо;
в) перегружаемое общественное благо;
г) исключаемое общественное благо.

21. К несовершенствам политического процесса в условиях демократии можно отнести:
а) лоббизм;
б) логроллинг;
в) поиск политической ренты;
г) все ответы правильные.

22. Какие из перечисленных ниже благ являются чисто общественными:
а) поддержание чистоты в центре Москвы;
б) национальная оборона;
в) пенсионное обеспечение;
г) кабельное телевидение.

23. Определите тип такого блага, как знания:
а) чисто общественное благо;
б) исключаемое общественное благо;
в) перегружаемое общественное благо;
г) чисто частное благо.

24. Бюрократический аппарат необходим для:
а) более эффективного распределения экономических ресурсов;
б) управления процессами, эффективность которых трудно определить рыночными методами;
в) оба предыдущих ответа правильные;
г) оба предыдущих ответа неправильные.

25. Кто реально пользуется основными правами собственника при формально провозглашенной государственной собственности:
а) граждане страны в целом;
б) глава государства;
в) политическая элита;
г) руководство конкретного предприятия;
д) иное (перечислить верные, по Вашему мнению, пункты - плюс . баллов).

26. Опрос избирателей с целью предсказания исхода предстоящих выборов можно считать политико-экономическим экспериментом.
Да Нет
27. Новая политэкономия относится к радикальным экономическим теориям.
Да Нет
28. Пат-анализ - это метод, позволяющий оценить степень взаимовлиния переменных в причинно-следственной модели.
Да Нет
29. Современная либеральная экономическая теория допускает прямое государственное вмешательство в рыночное хозяйство.
Да Нет
30. Политическая экономия отличается от естественных наук невозможностью постановки полностью контролируемого эксперимента.
Да Нет
31. Экономико-математическое моделирование политических процес¬сов стало развиваться:
а) с конца XIX в. (работы К. Викселя);
б) с 1930-х годов (работы Дж. М. Кейнса);
в) в 1950-е годы (работы К. Эрроу);
г) в 1960-1970-е годы (работы Дж. Бьюкенена и Г. Талтока).
32. К школе теории общественного выбора можно отнести такую плеяду ученых, как:
а) Коуз, Норт, Уильямсон;
б) Бьюкенен, Олсон, Нисканен;
в) Фридмен, Хайек, Мельтцер;
г) Веблен, Митчелл, Коммонс.

33. Шарль Жид и Шарль Рист в своей "Истории экономических учений" назвали воззрения Д. С. Милля "индивидуалистически-социалистической программой". К социалистическим элементам предлагаемых Д. С. Миллем реформ можно отнести:
а) уничтожение наемного труда путем его замены кооперативной ассоциацией;
б) предоставление женщинам равных гражданских прав с мужчинами;
в) регулирование рождаемости;
г) национализацию тяжелой промышленности при сохранении самостоятельности мелкого производства.

34. Предложенный К. Поппером принцип фальсифицируемости означает, что:
а) научная теория может основываться на заведомо нереалистичных (сфальсифицированных) предположениях;
б) любая научная концепция должна допускать возможность своего опровержения (фальсификации);
в) исследователь не имеет права подтасовывать (фальсифицировать) факты для доказательства своих взглядов;
г) в развитии общества нет объективных закономерностей, они искусственно создаются (фальсифицируются) учеными.

Право частной собственности – есть правовая форма наделения граждан материальными благами, не допускающая вмешательства распоряжения ими иных лиц. В нижеприведенной статье мы расскажем о том, что такое частная собственность на землю, какими статьями закона регулируется данный правовой аспект.

Алексеев Сергей Артёмович — автор статьи

Право частной собственности на землю

В соответствии со ст. 209 ГК РФ право частной собственности на землю представляет собой совокупность трех правомочий, несущие определенные юридические и физические аспекты:

  • Владение – юридически законное правомочие, дающее возможность обладать определенным имуществом.
  • Пользование – правомочие на эксплуатацию имущества с целью извлечения из него прибыли либо продуктов потребления. Данное правомочие возможно только в случае собственного фактического владения имуществом.
  • Распоряжение - правомочие, дающее возможность определить юридическую принадлежность имущества посредством состояния или назначения (уничтожение, передача по наследству, отчуждение или аренда по договору, залог или обременение, другое).

Согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник имущества вправе самостоятельно выбирать юридическую судьбу своего объекта, основываясь на личных интересах, которые, в свою очередь, не должны противоречить закону и нарушать законные интересы иных лиц.

Общие права собственника земли регулируются ст. 40 Земельного кодекса РФ. Частная собственность на землю может принадлежать на законных основаниях как физическим, так и юридическим лицам. Соответственно, правовой режим предполагает равный доступ всех лиц к приобретению, содержанию и распоряжению землями, находящимися в собственности субъектов. Отметим также, что правом частной собственности на землю могут обладать иностранные граждане, юридические лица или лица без гражданства. Но при этом российский закон ограничивает это право невозможностью быть собственниками земельных долей, а также земель, которые предоставляются для ведения фермерского хозяйства или ведения садоводства, а также земель, находящихся на приграничных и иных особо установленных территориях РФ. В частную собственность может быть передан земельный участок, свободный от законодательных ограничений.

На основании п. 2 ст. 27 ЗК РФ не могут быть переданы в частную собственность и быть объектами любых сделок земли, изъятые из оборота либо ограниченные в обороте, в частности, это касается земель лесного фонда, общего пользования в населенных пунктах и земель, на которых находятся объекты обороны.

Право собственности на участок дает правомочия для распоряжения объектом в назначении, указанном непосредственно в правоустанавливающих документах. Так, земельный участок может быть использован гражданами для ведения фермерского хозяйства, огородничества и садоводства, под индивидуальное жилищное строительство и для ведения предпринимательской деятельности. Имея право собственности на землю, гражданин может передавать объект во временное пользование иным лицам, сдавать в аренду либо отчуждать через договор купли-продажи земельного участка, передавать в объект собственности в качестве взноса в уставной фонд либо залогового имущества, дарить, менять, передавать по договору наследования. Кроме того, собственники земельного участка вправе добровольно отказаться от права владения им либо создать общую собственность с иными лицами посредством объединения земельных участков. Закон вправе ограничить правомочия владения, пользования и распоряжения землей. Вместе с тем, земельный участок, находящийся в частной собственности, может быть изъят в установленном законном порядке для государственных, общественных или муниципальных нужд с компенсацией его стоимости по государственной оценке. При наличии правонарушений собственником земельного объекта, он может быть лишен права частной собственности без компенсации на основании судебного решения.

Право частной собственности на землю возникает с момента регистрации и удостоверяется выпиской из реестра недвижимости. Лица, обладающие правом частной собственности на землю, кроме правомочий, приобретают определенные обязанности:

  • своевременная уплата налога за землю;
  • реализация мероприятий по сохранению земельного участка;
  • эффективное использование земли в соответствии с указанным целевым назначением;
  • неукоснительное соблюдение законов градостроительства;
  • своевременная подача налоговой декларации на землю.

Основаниями для возникновения права собственности на землю могут являться сделки по купле-продаже, мене, дарения, наследования, ипотеки. Также частная собственность может возникнуть вследствие таких аспектов, как приобретательная давность и административно-правовые акты (решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления). Частная собственность на землю делится в зависимости от правообладателя и может быть:

  • индивидуальной собственностью, принадлежащей физическому или юридическому лицу;
  • общей собственностью, которая, в свою очередь, делится на:
    • общую совместную (без определения долей)
    • общую долевую (каждый сособственник знает заранее, какая доля ему будет принадлежать).

    Общая собственность на землю может возникнуть в силу закона либо по договору. Также как и физические лица, юридические на правах собственности, вправе принимать решение по объединению нескольких земельных участков, находящихся в их собственности, с целью использования на правах общей совместной или общей долевой собственности. Например, земельные участки, используемые под строительство многоквартирных домов, являются общей долевой собственностью всех собственников помещений в многоквартирном доме. Прекращение права собственности на землю граждан может быть:

    • Добровольным:
      • при отчуждении собственником земельного участка на основании сделки;
      • в случае смерти собственника объекта и перехода права собственности государству согласно договору наследования (муниципальное основание);
      • прекращение деятельности юридического лица;
      • добровольный отказ собственника от своих прав на землю.
      • при использовании земельного участка не по целевому назначению (284 и 285 ГК РФ и ст. 44 ЗК РФ);
      • при обращении взыскания на земельный участок по неисполненным обязательствам должника (статья 278 ГК РФ);
      • при реквизиции земельного участка;
      • при конфискации или национализации земель;
      • в случае выкупа земельного участка государством или муниципалитетом (ст.ст. 279 - 282 ГК РФ и статья 49 ЗК РФ );
      • в случае отчуждения земли, которая, согласно с условиями законодательства, не может принадлежать на правах частной собственности данному лицу.

      Право собственности на земельный участок, кроме обязательств, указанных выше, предполагает возникновение у собственника гражданско-правовой, дисциплинарной, административной, трудовой и уголовной ответственности за нарушение земельного законодательства, которая регулируется:

      Андрей Захарченко

      Интересно, что аккурат к началу этого заседания Государственная Дума оперативно приняла в третьем чтении соответствующий закон о комплексном развитии территорий (КРТ). А всего через два дня после этого, 25 декабря, Совет Федерации так же оперативно его утвердил.

      Помимо этого, равные и достойные гарантии гражданам, которые будут переселяться из жилья на включенной в план комплексного развития территории, не обеспечены, полагает социолог города Петр Иванов. Так, как и в случае с московской реновацией, 2/3 собственников помещений в МКД будут решать за всех, так что если с соседями не повезло, то людей будут выселять против своей воли, рассуждает он на своей странице в соцсетях. Кроме того, обращает он внимание, взамен собственникам по закону предоставят другое жилье, равноценное или равнозначное. Но на чем конкретно будет основана равноценность — на рыночной цене, кадастровой или же какой-то еще — не известно.

      Туда попадут лакомые кусочки, территории, где квартиры стоят больших денег. По-другому не будет, потому что ни один инвестор не придет туда, где высокая плотность населения и плохие условия жизни из-за соседства, например, с нефтеперарабытывающим заводом или мусороперерабатывающим комплексом. Ведь тогда ему очень много квартир надо предоставлять под переселение, а от коммерческой продажи квартир, на чем, собственно, и делается прибыль, он мало что получит.

      — Еще в советское время люди бывали недовольны, когда их переселяли из центральных районов в периферийные. Но тогда, по крайней мере, при переселении жилье давали по социальным нормам. Например, жила какая-то семья, у них, предположим, двое детей подросли, сыграли свадьбы. При расселении такой квартиры давали уже три квартиры.

      А сейчас ничего такого нет, дают же метр в метр, а то и меньше. В итоге люди получают те же самые квартиры с огромным количеством забот, но ради чего? Исключительно ради того, чтобы потратить кучу сил и средств и переехать из благоустроенного зеленого низкоэтажного центра в какую-то башню на периферии возле транспортной магистрали?

      Если уж мы говорим о комплексном развитии территории, то как ее реализуют в России — с точки зрения любого здравомыслящего человека, считаю, полный бред. Возьмите Германию, да любую другую страну мира, где там проходят транспортные магистрали? В обход городов. У нас же, вон, прямо по столице прокладывают. То есть все комплексное развитие ограничивается небоскребами да транспортными магистралями, все, как будто больше ничего другого и не существует.

      — На мой взгляд, раньше строительная олигархия получала очень большую прибыль в Москве. Доход от продаж квартир в частные кипрские офшоры тек огромной рекой. Все же хотели переехать в Москву всеми правдами и неправдами, пусть с долгами, с ипотекой. Даже из мест, во сто раз более прекрасных, чем Москва, вынуждены были уезжать в столицу просто потому, что дома нет работы.

      Но сейчас тот огромный спрос на квартиры падает. И объективно — нет денег, и субъективно — все, кто мог, в столицу уже перебрались. Соответственно, как получать дальше прибыль? Нужны федеральные и городские программы, из которых можно качать деньги. Была московская реновация, стало всероссийская — комплексное развитие территорий.

      — Все придут на готовую инфраструктуру. Она создана-то на бюджетные деньги, причем в большинстве случаев еще в советское время, а строят, не заботясь ни о мощности инженерных сетей, ни о пропускной способности дорог, ни о социальных объектах. Потом окажется, что не хватает ничего — канализация рвется, пробки парализуют город, и тогда вновь на решение этих проблем вынуждены тратить бюджет. Ведь только на развитие транспортной системы выделяется в год более 700 миллиардов рублей. И вот вам опять строители в шоколаде, а все остальные причастные — при доходах и прибылях.

      Но это же все разрушено! Ферм нет, их надо строить заново. Поля заросли не просто борщевиком, а уже березовыми рощами. Представляете, сколько сил нужно, чтобы это восстановить? Для этого нужно участие государства, как минимум перераспределение доходов от добычи полезных ископаемых. А вместо этого, к сожалению, такие доходы идут в строительную отрасль, чтобы еще и отсюда получать прибыль. Замкнутый круг.

      Право частной собственности – есть правовая форма наделения граждан материальными благами, не допускающая вмешательства распоряжения ими иных лиц. В нижеприведенной статье мы расскажем о том, что такое частная собственность на землю, какими статьями закона регулируется данный правовой аспект.

      Алексеев Сергей Артёмович — автор статьи

      Право частной собственности на землю

      В соответствии со ст. 209 ГК РФ право частной собственности на землю представляет собой совокупность трех правомочий, несущие определенные юридические и физические аспекты:

      • Владение – юридически законное правомочие, дающее возможность обладать определенным имуществом.
      • Пользование – правомочие на эксплуатацию имущества с целью извлечения из него прибыли либо продуктов потребления. Данное правомочие возможно только в случае собственного фактического владения имуществом.
      • Распоряжение - правомочие, дающее возможность определить юридическую принадлежность имущества посредством состояния или назначения (уничтожение, передача по наследству, отчуждение или аренда по договору, залог или обременение, другое).

      Согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник имущества вправе самостоятельно выбирать юридическую судьбу своего объекта, основываясь на личных интересах, которые, в свою очередь, не должны противоречить закону и нарушать законные интересы иных лиц.

      Общие права собственника земли регулируются ст. 40 Земельного кодекса РФ. Частная собственность на землю может принадлежать на законных основаниях как физическим, так и юридическим лицам. Соответственно, правовой режим предполагает равный доступ всех лиц к приобретению, содержанию и распоряжению землями, находящимися в собственности субъектов. Отметим также, что правом частной собственности на землю могут обладать иностранные граждане, юридические лица или лица без гражданства. Но при этом российский закон ограничивает это право невозможностью быть собственниками земельных долей, а также земель, которые предоставляются для ведения фермерского хозяйства или ведения садоводства, а также земель, находящихся на приграничных и иных особо установленных территориях РФ. В частную собственность может быть передан земельный участок, свободный от законодательных ограничений.

      На основании п. 2 ст. 27 ЗК РФ не могут быть переданы в частную собственность и быть объектами любых сделок земли, изъятые из оборота либо ограниченные в обороте, в частности, это касается земель лесного фонда, общего пользования в населенных пунктах и земель, на которых находятся объекты обороны.

      Право собственности на участок дает правомочия для распоряжения объектом в назначении, указанном непосредственно в правоустанавливающих документах. Так, земельный участок может быть использован гражданами для ведения фермерского хозяйства, огородничества и садоводства, под индивидуальное жилищное строительство и для ведения предпринимательской деятельности. Имея право собственности на землю, гражданин может передавать объект во временное пользование иным лицам, сдавать в аренду либо отчуждать через договор купли-продажи земельного участка, передавать в объект собственности в качестве взноса в уставной фонд либо залогового имущества, дарить, менять, передавать по договору наследования. Кроме того, собственники земельного участка вправе добровольно отказаться от права владения им либо создать общую собственность с иными лицами посредством объединения земельных участков. Закон вправе ограничить правомочия владения, пользования и распоряжения землей. Вместе с тем, земельный участок, находящийся в частной собственности, может быть изъят в установленном законном порядке для государственных, общественных или муниципальных нужд с компенсацией его стоимости по государственной оценке. При наличии правонарушений собственником земельного объекта, он может быть лишен права частной собственности без компенсации на основании судебного решения.

      Право частной собственности на землю возникает с момента регистрации и удостоверяется выпиской из реестра недвижимости. Лица, обладающие правом частной собственности на землю, кроме правомочий, приобретают определенные обязанности:

      • своевременная уплата налога за землю;
      • реализация мероприятий по сохранению земельного участка;
      • эффективное использование земли в соответствии с указанным целевым назначением;
      • неукоснительное соблюдение законов градостроительства;
      • своевременная подача налоговой декларации на землю.

      Основаниями для возникновения права собственности на землю могут являться сделки по купле-продаже, мене, дарения, наследования, ипотеки. Также частная собственность может возникнуть вследствие таких аспектов, как приобретательная давность и административно-правовые акты (решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления). Частная собственность на землю делится в зависимости от правообладателя и может быть:

      • индивидуальной собственностью, принадлежащей физическому или юридическому лицу;
      • общей собственностью, которая, в свою очередь, делится на:
        • общую совместную (без определения долей)
        • общую долевую (каждый сособственник знает заранее, какая доля ему будет принадлежать).

        Общая собственность на землю может возникнуть в силу закона либо по договору. Также как и физические лица, юридические на правах собственности, вправе принимать решение по объединению нескольких земельных участков, находящихся в их собственности, с целью использования на правах общей совместной или общей долевой собственности. Например, земельные участки, используемые под строительство многоквартирных домов, являются общей долевой собственностью всех собственников помещений в многоквартирном доме. Прекращение права собственности на землю граждан может быть: