Возмещение ущерба причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций права

Обновлено: 12.05.2024

Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

- проходят подготовку в области гражданской обороны;

- принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;

- оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.

Статья 18. Права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1. Граждане Российской Федерации имеют право:

- на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

- в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

- быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

- обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах;

- участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

- на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;

- на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

- на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка;

- на получение бесплатной юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Закон города Москвы от 05.11.1997 № 46

Статья 8. Права и обязанности граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1. Граждане имеют право:

- на защиту жизни, здоровья и личного имущества;

- быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории города, и о мерах необходимой безопасности;

- обращаться лично, а также направлять в органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, используя средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество города Москвы и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

- на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

- на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;

- на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

- на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка;

- на получение бесплатной юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.

Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ

Статья 34. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности

Граждане имеют право на:

- защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;

- возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;

- участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;

- получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;

- участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.

Закон города Москвы от 12.03.2008 № 13

Статья 20. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности

Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы

ЧС муниципального характера - зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного муниципального образования, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 12 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;

ЧС межмуниципального характера - зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, или внутригородских территорий города федерального значения, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 12 млн. рублей;

ЧС регионального характера - зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 12 млн. рублей, но не более 1,2 млрд. рублей;

В зависимости от данной квалификации ЧС определяется, из какого бюджета будут осуществляться выплаты пострадавшим гражданам.

Списки пострадавших, имеющих право на получение компенсаций, составляют уполномоченные органы, на территории которых возникла ЧС.

Что делать, если Вас не включили в списки пострадавших от ЧС?

Граждане, подавшие в местную администрацию заявление на включение в списки пострадавших от стихийного бедствия, но получившие уведомление об отказе включения в списки в письменной форме имеют право обратиться в районный суд по месту нахождения имущества с исковым заявлением о признании права на получение единовременной материальной помощи или финансовой помощи за частичную (или полную) утрату имущества первой необходимости.

Для получения соответствующих выплат в судебном порядке необходимо доказать факт постоянного проживания в пострадавшем от стихийного бедствия жилом помещении.

В качестве документов, подтверждающих постоянное проживание в жилом помещении, могут быть представлены справки, заверенные местной администрацией, справки с места работы, документы о содержании имущества (об уплате налогов, коммунальных и иных платежей), свидетельские показания и др.

В этом случае решение о включении гражданина в списки (предоставлении помощи) принимается местной администрацией на основании решения суда.

чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Статьей 18 названного закона определены права граждан в области защиты от ЧС, к основным из которых отнесены:

-на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

-на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

-на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;

-на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;

-на получение бесплатной юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации и иные предусмотренные законом.

При определении размера компенсационных выплат органы местного самоуправления руководствуются:

Условия предоставления компенсации за пострадавшее или утраченное имущество

Для включения в списки граждан, которым подлежат единовременные выплаты, необходимо обязательное наличие одновременно трех условий: быть гражданином РФ, постоянно проживать в жилом помещении, которое пострадало в результате чрезвычайной ситуации, и утратить полностью или частично имущество первой необходимости.

И.о. прокурора Андреапольского района А.С. Григорьев

Прокуратура
Тверской области

Прокуратура Тверской области

27 сентября 2021, 11:15

О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

ЧС муниципального характера - зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного муниципального образования, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 12 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;

ЧС межмуниципального характера - зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, или внутригородских территорий города федерального значения, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 12 млн. рублей;

ЧС регионального характера - зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 12 млн. рублей, но не более 1,2 млрд. рублей;

В зависимости от данной квалификации ЧС определяется, из какого бюджета будут осуществляться выплаты пострадавшим гражданам.

Списки пострадавших, имеющих право на получение компенсаций, составляют уполномоченные органы, на территории которых возникла ЧС.

Что делать, если Вас не включили в списки пострадавших от ЧС?

Граждане, подавшие в местную администрацию заявление на включение в списки пострадавших от стихийного бедствия, но получившие уведомление об отказе включения в списки в письменной форме имеют право обратиться в районный суд по месту нахождения имущества с исковым заявлением о признании права на получение единовременной материальной помощи или финансовой помощи за частичную (или полную) утрату имущества первой необходимости.

Для получения соответствующих выплат в судебном порядке необходимо доказать факт постоянного проживания в пострадавшем от стихийного бедствия жилом помещении.

В качестве документов, подтверждающих постоянное проживание в жилом помещении, могут быть представлены справки, заверенные местной администрацией, справки с места работы, документы о содержании имущества (об уплате налогов, коммунальных и иных платежей), свидетельские показания и др.

В этом случае решение о включении гражданина в списки (предоставлении помощи) принимается местной администрацией на основании решения суда.

чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Статьей 18 названного закона определены права граждан в области защиты от ЧС, к основным из которых отнесены:

-на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

-на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

-на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;

-на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;

-на получение бесплатной юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации и иные предусмотренные законом.

При определении размера компенсационных выплат органы местного самоуправления руководствуются:

Условия предоставления компенсации за пострадавшее или утраченное имущество

Для включения в списки граждан, которым подлежат единовременные выплаты, необходимо обязательное наличие одновременно трех условий: быть гражданином РФ, постоянно проживать в жилом помещении, которое пострадало в результате чрезвычайной ситуации, и утратить полностью или частично имущество первой необходимости.

Законодательство по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера содействует в помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Если чрезвычайная ситуация все же произошла, законы и иные нормативные правовые акты призваны содействовать выявлению и устранению ее причин, а также возмещению ущерба пострадавшим.

Право человека на жизнь и здоровье охраняется законом. Поэтому обязанности по реализации данного права возлагаются на государство, которое определяет соответствующие обязанности органам государственного управления, организациям и гражданам, а также их права и ответственность.

Правовые документы, перечисленные ниже, обязательны для исполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Права граждан, пострадавших от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защищены следующими нормативными правовыми актами:

1. Граждане Российской Федерации имеют право:

на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах;

(в ред. Федерального закона от 19.05.2010 N 91-ФЗ)

участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

2. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций

Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Постановление Правительства РФ от 10.11.1996 N 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций используются при проведении аварийно - спасательных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, для развертывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан, оказания им единовременной материальной помощи и других первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения.

Финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет:

средств федерального бюджета - федеральный резерв материальных ресурсов;

средств федеральных органов исполнительной власти - резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;

средств бюджетов субъектов Российской Федерации - резервы материальных ресурсов субъектов Российской Федерации;

средств местных бюджетов - местные резервы материальных ресурсов;

собственных средств предприятий, учреждений и организаций - объектовые резервы материальных ресурсов.

Постановление Правительства ХМАО - Югры от 07.05.2008 N 99-п (ред. от 19.11.2010) "Об утверждении Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (вместе с "Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства автономного округа")

Резервный фонд создается для финансирования непредвиденных расходов, в том числе для финансирования мероприятий на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Размер резервного фонда устанавливается законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - закон автономного округа) о бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и не может превышать 3 процентов утвержденного законом общего объема расходов.

Постановление Губернатора ХМАО - Югры от 19.07.2010 N 129 (ред. от 21.09.2011) "О Департаменте социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (вместе с "Положением о Департаменте социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры")

Предоставление материальной помощи гражданам, оказавшимся в экстремальной жизненной ситуации.

В случае если вы пострадали от пожара и ваше жилище пришло в негодность, необходимо обратиться в местную администрацию на основании статьи 57 жилищного кодекса Российской Федерации.

Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

1. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; (ПОЛОЖЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ ПОМЕЩЕНИЯ ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ, ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ НЕ ПРИГОДНЫМ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ И МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА АВАРИЙНЫМ И ПОДЛЕЖАЩИМ СНОСУ ИЛИ РЕКОНСТРУКЦИИ от 28 января 2006 г. N 47 (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 N 494)).

3. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

5. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

6. Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном частью 4 статьи 59 настоящего Кодекса.

7. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

8. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

9. Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Администрация района, города должна признать дом аварийным и не пригодным для проживания. Необходимо провести строительно-техническую экспертизу. Узнайте о ней у госорганов и требуйте ее проведения. Тогда вам будет положено жилье не зависимо от того, приватизирована квартира или нет и предоставлено в виде непосредственно жилого помещения или сертификата, выдаваемого гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий в соответствии с Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 09.04.2009 N 69-п (ред. от 08.06.2011) "Об осуществлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения по государственным жилищным сертификатам, предъявляемым гражданами Российской Федерации, лишившимися жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, избравшими местом жительства Ханты-Мансийский автономный округ - Югру" (вместе с "Положением об осуществлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения по государственным жилищным сертификатам, предъявляемым гражданами Российской Федерации, лишившимися жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, избравшими местом жительства Ханты-Мансийский автономный округ - Югру"))

Также если вы и ваше имущество пострадало от пожара не по вашей вине, а по вине другого лица установленного в соответствии с законом, то вам необходимо обратиться суд для возмещения причиненного ущерба в соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса РФ.

Общие основания ответственности за причинение вреда

1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

2. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

3. Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.

В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества.

(ст. 1064, "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 19.10.2011)).

- оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека;
- оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека);

- выплату единовременного пособия: членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, в размере 1 млн. рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи; семьям граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному законодательством Российской Федерации;

- выплату гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета степени тяжести вреда (тяжкий вред или средней тяжести вред в размере 400 тыс. рублей на человека, легкий вред - 200 тыс. рублей на человека);

- финансовую помощь за частично утраченное имущество до 50 тыс. руб. на человека;

- финансовую помощь за полностью утраченное имущество 100 тыс. руб. на человека.

Правом на получение материальной и финансовой помощи обладают граждане, признанные пострадавшими в результате ЧС.

Если гражданин не попал в списки пострадавших от ЧС, ему придется в судебном порядке доказывать, что он является пострадавшим от ЧС.

Для включения в списки пострадавших граждане могут обратиться также в межведомственную комиссию, которая создается для ликвидации последствий ЧС в пострадавшем регионе. В ее состав входят представители администрации, МВД РФ, МЧС РФ и других ведомств. В задачи комиссии, помимо иных обязанностей, входит разъяснение и оказание содействия при обращении граждан за получением социальных выплат, компенсаций.

В зависимости от уровня ЧС определяется, из какого бюджета будут осуществляться выплаты пострадавшим гражданам.

Для получения единовременной материальной и финансовой помощи из федерального и областного бюджета гражданам необходимо обратиться в местные администрации по месту жительства со следующими документами:

- заявление об оказании единовременной материальной помощи;

- заявление об оказании финансовой помощи в связи с частичной или полной утратой имущества первой необходимости;

- документы, удостоверяющие личности гражданина и членов его семьи;

- документы, подтверждающие факт проживания гражданина и членов его семьи в населенном пункте, пострадавшем в результате ЧС на момент ЧС;

- заявления о выплате единовременного пособия членам семей погибших граждан и единовременного пособия согласно гарантированному перечню услуг по погребению;

- заявление о выплате единовременного пособия гражданам, получившим вред здоровью.

- документы, удостоверяющие личности гражданина и членов его семьи (паспорт; свидетельство о рождении для лиц, не достигших 14 лет; в случае утраты паспорта – справка, удостоверяющая личность);

- документы, подтверждающие факт постоянного проживания гражданина и членов семьи в населенном пункте, пострадавшем в результате ЧС на момент ЧС (документ с отметкой о регистрации по месту жительства либо решение суда об установлении факта проживания).

Пострадавшим собственникам, которым была выплачена денежная компенсация за утраченное жилье, государственные жилищные сертификаты не выдаются!

В случае отсутствия документов, подтверждающих факт постоянного проживания в жилом помещении, пострадавшем в ЧС, гражданину необходимо обратиться в районный или городской суд с заявлением об установлении юридического факта проживания в жилом помещении, пострадавшем в чрезвычайной ситуации, по месту жительства с указанием для какой цели заявителю необходимо установить данный факт.

Комиссия, созданная местной администрацией в целях определения размера ущерба, в течение 3 дней со дня поступления от гражданина заявления осуществляет обследование жилого помещения заявителя и составляет акт обследования частного жилого помещения заявителя (для единовременной материальной помощи и акт обследования имущества граждан (для финансовой помощи). Местная администрация представляет справку о составе семьи заявителя и фотодокументы (при возможности). В течение 10 дней со дня проведения обследования жилого помещения гражданина местная администрация принимает решение о включении (не включении) гражданина в списки граждан, пострадавших в результате ЧС

При принятии местной администрацией решения о не включении гражданина в список (об отказе в предоставлении помощи) заявителю местной администрацией в течение суток со дня его принятия дается письменный отказ в удовлетворении поданных заявления (заявлений) с указанием причин отказа. В данном случае граждане вправе обратиться в районные или городские суды по месту жительства с исковыми заявлениями о признании их пострадавшими в результате ЧС на конкретной территории и включения в списки граждан, пострадавших в результате ЧС. Для подачи заявления гражданам необходимо иметь при себе:

- паспорт (либо другой документ, удостоверяющий личность);

- оформленное письменное заявление на имя Генерального прокурора Российской Федерации (при необходимости оказывается помощь по подготовке такого заявления), в котором обязательно должны содержаться ФИО заявителя (представителя), адрес (юридический адрес, желательно контактный телефон, краткое содержание существа вопроса, в чем заключается нарушение закона либо прав);

- копии документов (поданного заявления в уполномоченный орган по рассматриваемому вопросу, отказа в удовлетворении заявления органом власти либо местного самоуправления, либо другого ведомства, ответа, ранее данного органами прокуратуры города (района) по рассматриваемому вопросу и т.д.).

Выплаты гражданам производятся независимо от страховых выплат, осуществляемых им страховщиками по заключенным договорам страхования.

Подробнее смотри:

Материальная помощь предоставляется гражданину только один раз в год и при условии подачи заявления в течение года с момента наступления события, которое послужило основанием для оказания материальной помощи, за исключением граждан без определенного места жительства. Материальная помощь назначается в размере 5 тыс. руб. единовременно гражданам, потерявшим имущество в результате пожара или иного негативного воздействия природного или техногенного характера.

К заявлению об оказании материальной помощи прилагаются документы:

- справка с места жительства с указанием состава семьи (кроме граждан, освободившихся из мест лишения свободы и граждан без определенного места жительства);

- справка территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области, подтверждающая факт повреждения или уничтожения жилья пожаром;

- копия стр. 2, 3, 5, 6 паспорта гражданина Российской Федерации либо копия временного удостоверения личности гражданина Российской Федерации;

- копия пенсионного удостоверения (при наличии);

- сведения о реквизитах банковских и иных кредитных учреждений для перечисления денежных средств (кроме граждан без определенного места жительства);

Материальная помощь не предоставляется в случаях, если:

- заявитель или члены семьи трудоспособны, не работают, не состоят на учете в Нижнетагильском центре занятости;

- если среднедушевой доход заявителя выше величины прожиточного минимума с коэффициентом 2 на члена семьи на момент обращения.

Прием документов осуществляет управление социальных программ и семейной политики Администрации города по адресу: пр. Ленина, 15, 2 этаж, кабинет № 9, тел. 41-04-65.

Приемный день - вторник с 9:00 до 12:00, четверг с 13.00-17.00 часов.

Образец памятки

ПАМЯТКА ГРАЖДАНАМ, ПОСТРАДАВШИМ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧС

Правом на получение помощи обладают граждане, признанные пострадавшими в результате ЧС.

В зависимости от уровня ЧС определяется, из какого бюджета будут осуществляться выплаты пострадавшим гражданам.

Выплаты пострадавшим не зависят от страховых выплат, осуществляемых по заключенным договорам страхования

Выплаты из федерального и регионального бюджета:

- единовременно 10 тыс. руб. на человека;

- финансовая помощь за частично утраченное имущество 50 тыс. руб. на человека;

- финансовая помощь за полностью утраченное имущество 100 тыс. руб. на человека;

- единовременное пособие членам семей (супруге (супругу), детям, родителям, иждивенцам) погибших граждан в размере 1 млн. руб. на каждого погибшего в равных долях каждому члену семьи;

- единовременное пособие согласно гарантированному перечню услуг по погребению;

- единовременное пособие гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью (тяжкий вред или средней тяжести - 400 тыс. рублей на человека, легкий вред - 200 тыс. рублей на человека).

Для получения материальной помощи необходимо обратиться в местные администрации по месту жительства с документами:

- заявление об оказании единовременной материальной помощи;

- заявление об оказании финансовой помощи в связи с частичной или полной утратой имущества первой необходимости;

- документы, удостоверяющие личности гражданина и членов его семьи;

- документы, подтверждающие факт проживания гражданина и членов его семьи в населенном пункте, пострадавшем в результате ЧС на момент ЧС;

- заявления о выплате единовременного пособия членам семей погибших граждан и единовременного пособия согласно гарантированному перечню услуг по погребению;

- заявление о выплате единовременного пособия гражданам, получившим вред здоровью.

При отказе в предоставлении помощи заявителю местной администрацией граждане вправе обратиться в суд по месту жительства с исковыми заявлениями о признании их пострадавшими в результате ЧС и включения в списки граждан, пострадавших в результате ЧС. Для подачи заявления гражданам необходимо иметь при себе:

- оформленное письменное заявление на имя Генерального прокурора Российской Федерации, в котором обязательно должны содержаться ФИО заявителя (представителя), адрес и краткое содержание существа вопроса;

- копии документов (заявления по рассматриваемому вопросу, отказа в удовлетворении заявления органом власти; ответа, ранее данного органами прокуратуры по рассматриваемому вопросу и т. д.).




















Памятка гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, для получения единовременной материальной и финансовой помощи


Граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций
(далее – ЧС), в том числе при наводнении.
Правом на получение единовременной материальной и финансовой помощи из федерального бюджета обладают граждане, признанные пострадавшими в результате ЧС и постоянно проживающие в населенном пункте, подвергшемся наводнению.

Выплаты из федерального бюджета осуществляются в следующих размерах:
- единовременная материальная помощь - 10 тыс. на человека без ограничения по количеству членов семьи;
- финансовая помощь в связи с частичной или полной утратой имущества первой необходимости – 100 тыс. на человека.

Правом на получение финансовой помощи из областного бюджета обладают:
- за частично утраченное имущество - граждане, постоянно проживающие в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате ЧС, при условии, что такой жилой дом (жилое помещение), земельный участок с расположенным на нем жилым домом (включая приусадебное хозяйство, огород) подтоплены водой в результате ЧС*.
- за полностью утраченное имущество - граждане, постоянно проживающие в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате ЧС. При условии, что такой жилой дом (жилое помещение) подтоплены водой в результате ЧС (при подъеме воды выше уровня пола помещения (первого этажа здания) с повреждением находящегося в нем имущества граждан)*.

* Критерии признания имущества полностью или частично пострадавшим в результате ЧС установлены Методическими рекомендациями, утвержденными протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве области по предупреждению и ликвидации ЧС от 23.08.2013 №21.

Выплаты из областного бюджета осуществляются в следующих размерах:
- единовременная материальная помощь – 10 тыс. на человека, но не более 50 тыс. на семью;
- финансовая помощь в связи с утратой имущества:
а) за частично утраченное имущество–50 тыс. на семью;
б) за полностью утраченное имущество – 100 тыс. на семью.

Для получения единовременной материальной и финансовой помощи из федерального и областного бюджета гражданам необходимо обратиться в местные администрации по месту жительства со следующими документами:
1) заявление о получении соответствующей помощи (всего составляется 4 заявления):
а) для получения выплат за счет средств федерального бюджета на имя губернатора области:
- на получение единовременной материальной помощи;
- на получение финансовой помощи в связи с частичной (полной) утратой имущества первой необходимости;
б) для получения выплат за счет средств областного бюджета на имя главы местной администрации:
- на получение единовременной материальной помощи;
- на получение финансовой помощи в связи с частичной (полной) утратой имущества;
2) документы, удостоверяющие личности гражданина и членов его семьи (паспорт; свидетельство о рождении – для лиц, не достигших 14 лет; в случае утраты паспорта – справка, удостоверяющая личность и выданная территориальными отделениями Федеральной миграционной службы России по Амурской области);
3) документы, подтверждающие факт постоянного проживания гражданина и членов семьи в населенном пункте, пострадавшем в результате ЧС - наводнению, на момент ЧС (документ с отметкой о регистрации по месту жительства либо решение суда об установлении факта проживания).
При этом для получения единовременной материальной и финансовой помощи за счет средств областного бюджета не требуется предоставление данных документов при предъявлении надлежаще оформленных документов о праве собственности на соответствующее жилое помещение.
4) иные документы по желанию гражданина.

На заметку!
В случае отсутствия документов, подтверждающих факт постоянного проживания в жилом помещении, пострадавшем в ЧС, гражданину необходимо обратиться в районный или городской суд с заявлением об установлении юридического факта постоянного проживания в жилом помещении, пострадавшем в чрезвычайной ситуации, по месту жительства с указанием для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.

Порядок и сроки рассмотрения заявления и принятия решения о включении в списки пострадавших (содержатся в Методических рекомендациях, утвержденных протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве области по предупреждению и ликвидации ЧС
от 23.08.2013 №21, и носят рекомендательный характер).
Комиссия, созданная местной администрацией в целях определения размера ущерба, в течение 3 календарных дней со дня поступления от гражданина заявления осуществляет обследование жилого помещения заявителя и составляет:
- акт обследования частного жилого помещения заявителя (для единовременной материальной помощи);
- акт обследования имущества граждан (для финансовой помощи).
Местная администрация составляет:
- справку о составе семьи заявителя;
- фотодокументы (при наличии возможности).
В течение 10 дней со дня проведения обследования жилого помещения гражданина местная администрация принимает решение о включении (не включении) гражданина в следующие списки:
1) список граждан, пострадавших в результате ЧС, на получение единовременной материальной помощи за счет средств областного бюджета;
2) список граждан, пострадавших в результате ЧС, сложившейся в результате прошедших ливневых дождей, сопровождавшихся паводками на территории Амурской области, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 1431-р, имеющих право на получение единовременной материальной помощи за счет средств федерального бюджета;
3) список граждан, пострадавших в результате ЧС, на получение финансовой помощи за счет средств областного бюджета;
4) список граждан, пострадавших в результате ЧС, сложившейся в результате прошедших ливневых дождей, сопровождавшихся паводками на территории Амурской области, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 1431-р, имеющих право на получение финансовой помощи за счет средств федерального бюджета.
При принятии местной администрацией решения о не включении гражданина в список (об отказе в предоставлении помощи) заявителю местной администрацией в течение суток со дня его принятия дается письменный отказ в удовлетворении поданных заявления (заявлений) с указанием причин отказа.
В данном случае граждане вправе обратиться в районные или городские суды по месту жительства с исковыми заявлениями о признании их пострадавшими в результате ЧС – наводнения в августе 2013 года на конкретной территории с указанием населенного пункта, сельсовета, района и включения в списки граждан, пострадавших в результате ЧС – наводнения в августе 2013 года.
Решение о включении гражданина в списки (предоставлении помощи) принимается местной администрацией также на основании решения суда.
Решение местной администрации о включении гражданина в список (за исключением помощи, предоставляемой за счет средств федерального бюджета) является основанием для предоставления соответствующего вида помощи.
Предоставление помощи гражданам за счет средств федерального бюджета осуществляется после предоставления соответствующих средств областному бюджету из федерального бюджета.

Важно!
Действующим законодательством срок предоставления заявлений и обосновывающих документов для граждан не установлен.
Вместе с тем такие сроки установлены для органов местного самоуправления, которые должны представить обосновывающие документы в течение одного месяца со дня соответствующего поручения губернатора области (для выделения бюджетных средств из областного бюджета).
Органы государственной власти области должны представить обосновывающие документы в течение одного месяца со дня подписания поручения Председателя Правительства РФ или одного из заместителей Председателя Правительства РФ (для выделения бюджетных средств из федерального бюджета).
Во избежание судебных споров гражданам желательно обращаться с заявлением и обосновывающими документами в указанные сроки.

Читайте также: