Водоотведение на содержание общего имущества что это

Обновлено: 03.05.2024

Плата за водоотведение в многоквартирном доме: особенности начисления

С начала 2017 года услуги общедомового назначения были переведены из категории коммунальных в категорию услуг по содержанию общего имущества (ч.9.1 ст.156 ЖК РФ). В результате порядок предоставления таких услуг перестал регулироваться Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г.

Вместо этого начисления производятся с учетом правил, зафиксированных в Постановлении Правительства № 491 от 13.08.2006 г. В соответствии с этим документом оплачивать водоотведение на ОДН нужно в том случае, если возможность такого отведения предусмотрена конструктивными особенностями МКД.

Это означает, что в здании должен быть предусмотрен отдельный слив в систему, расположенный не в квартирах, а в местах, которыми пользуются все жители. При отсутствии такой конструкции оплачивать услугу собственники не обязаны. Размер платы за ОДН определяется с учетом нормативов, установленных местными властями

К общим нуждам, на которые расходуются водные ресурсы, могут относиться:

  • Технологические потери воды, вызванные особенностями стояков, радиаторов и прочих элементов водопровода.
  • Прочистка систем коммуникации, уборка лестничных пролетов.
  • Сброс ресурса из системы отопления при проведении текущего и капитального ремонта.
  • Опрессовка отопления (плановая или внеплановая).
  • Полив участков, прилегающих к дому (газонов, палисадников).

Размер начислений за водоотведение не может превышать текущие нормативы. Если сумма превысит установленный лимит, разницу будет оплачивать управляющая компания.

Такое правило было введено для того, чтобы мотивировать коммунальщиков вовремя ремонтировать трубы, применять энергосберегающие технологии и, соответственно, снижать расход ресурсов на ОДН. Но поскольку нести такую нагрузку никто не хочет, УК всячески стараются убедить собственников проводить общие собрания и распределять сверхнорматив между собой согласно долям в общей собственности.

Как рассчитывается плата за водоотведение?

Расчет нормативов производится с учетом анализа данных за конкретный период. К примеру, если нужно установить нормативы на будущий год, для расчета берутся данные за прежний год.

Также при определении тарифов учитываются такие факторы, как себестоимость ресурсов, климатические условия конкретной местности, плотность населения, количество жильцов, имеющих право на льготы.

Если в МКД установлен общедомовой прибор учета, в подсчете размера оплаты применяется следующая формула:

Сумма = (ХВС + ГВС) x тарифная ставка

ХВС и ГВС означают количество холодной и горячей воды, израсходованное жильцами в прошлом месяце согласно показаниям счетчиков. Соответствующие сведения передаются до 25 числа каждого месяца посредством отправки по СМС, электронной почте или личного обращения в ЖКХ. В случае задержки передачи данных в расчет берутся средние показания за последние полгода.

При отсутствии в доме ОПУ плата взимается по нормативам, установленным в регионе. На сумму, указанную в квитанции, влияет площадь объекта недвижимости и количество прописанных жильцов.

Можно ли произвести перерасчет за водоотведение?

При определенных обстоятельствах плата за ОДН, в том числе водоотведение, может быть пересмотрена. Обычно такое происходит, когда услуга предоставляется с нарушением санитарных либо технических норм (например, ресурсы поставляются с перебоями).

Важную роль при этом играет наличие вины со стороны УК или поставщика ресурсов. Если проблема возникла вследствие форс-мажорных обстоятельств, добиться перерасчета бывает трудно.

Если же платеж был начислен неправильно из-за ошибки коммунальщиков – компания обязана немедленно произвести перерасчет и вернуть жильцам излишне уплаченные деньги. Кроме того, контролирующие органы могут заставить ее выплатить потребителю штраф в размере 50% суммы превышения

Где обжаловать незаконное взимание платы?

Плата за водоотведение на ОДН

Многие собственники квартир в МКД жалуются на неправильное начисление платы за водоотведение. Если сумма кажется завышенной, в первую очередь стоит обратиться за разъяснениями в УК.

В тех случаях, когда управляющая компания не реагирует на жалобы, ей грозит штраф и вынесение предписания об устранении нарушений. При наличии трех предписаний контролирующие органы могут лишить УК лицензии . Поэтому ряд вопросов при общении с ее представителями решается довольно оперативно.

Также жалобы на необоснованное взимание платы уполномочены рассматривать следующие инстанции:

  1. Организации, поставляющие природные ресурсы.
  2. Территориальные органы прокуратуры.
  3. Государственная жилищная инспекция.

Если коммунальщики не признают ошибку и настаивают на правильности расчетов, собственник имеет право обратиться в районный суд. К исковому заявлению стоит приложить доказательства того, что истец предпринимал меры досудебного урегулирования (копии претензий и ответы на них).

Правильность начисления платы за водоотведение на ОДН вызывает у людей немало вопросов. Ситуация осложняется тем, что законодательство в отношении этой статьи расходов меняется с завидной регулярностью. Так что нарушения здесь действительно встречаются часто, и закрывать на них глаза не стоит. Чем раньше жильцы заметят ошибки и обратятся с претензией, тем легче будет защитить свои права.

Нужен совет специалиста по ЖКХ? Обращайтесь к онлайн-консультанту нашего сайта прямо сейчас!

Помимо индивидуального потребления коммунальных услуг собственники оплачивают коммунальный ресурс на содержание общего имущества (КР на СОИ), к которому относятся ресурсы, потребляемые домом на общедомовые нужды. Законом предусмотрено несколько вариантов оплаты и начисления КР на СОИ потребителям.

Природа КР на СОИ

Однако разница между КР на СОИ о ОДН состоит в том, что если ОДН являлось коммунальной услугой (которую сейчас можно относить на ресурсоснабжающую организацию при переходе на прямые договора через ст. 44 и 157.2 ЖК РФ), то КР на СОИ относится к жилищной услуге, выставляемой в составе платы за текущее содержание.

Для чего потребовалась такая игра понятиями? Если очень сильно упрощать, то для того, чтобы ресурсник всегда мог получить свои деньги и списать все свои небалансы из-за проблема с коммерческим учетом на управляющую домом организацию. Изменив природу данной услуги с коммунальной, на жилищную, органы власти отнесли данную ответственность в виде транзитных денег за выпадающий коммунальный ресурс на конечного потребителя. И теперь при переходе на прямые договора с ресурсником, КР на СОИ все равно продолжает относиться на управляющую домом организацию, а та относит эти небалансы (если они есть) на жителей.

Нужно отметить, что первоначальное понятие ОДН (как коммунальная услуга) в законе осталось применительно к двум случаям:
- непосредственному управлению (ст. 164 ЖК РФ, оно возможно, если в доме до 30 квартир)
- ситуации, при которой способ управления домом не реализован.

В этих двух случаях плата за КР на СОИ не выставляется, но выставляется (ресурсником) только плата на ОДН в ограниченном объеме (не более норматива). Во всех остальных случаях на КР на СОИ относится реальный факт коммунального ресурса, который потребил дом.

Состав КР на СОИ

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 154 ЖК РФ, законодатель ограничивается общей формулировкой, что в состав платы за содержание жилого помещения, включается плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Реальный состав КР на СОИ определяется степенью благоустройства самого дома (например, вместо отведения сточных вод, в доме могут быть установлены колодцы-септики, а вместо отдельной трубы на ГВС может быть общая труба на тепловую энергию, из которой готовится ГВС уже внутри самого дома).

При этом есть два вида коммунальных услуг, плата по КР на СОИ за которую не может начислять вообще:
1.Отопление (потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме) (п. 40 Правил № 354).

(для общедомовых нужд газ не используется, только для личного потребления и в редких случаях крышных или автономных газовых котельных).

Варианты оплаты КР на СОИ

Порядок оплаты КР на СОИ может варьироваться и определен в п. 9.2 ст. 156 ЖК РФ. Данные варианты оплаты КР на СОИ следующие:

1.Исходя из норматива по КР на СОИ при наличии коллективного (общедомового) прибора учета (ОДПУ). Данный норматив утверждается региональным органом исполнительной власти, а размет тарифа контролируется региональной жилищной инспекцией. Норматив должен включать потребление КР на СОИ на:
- освещение мест общего пользования, электроэнергию на работу лифтов, инженерных узлов или иного оборудования, являющегося общим имуществом собственников
- санитарно-гигиенические мероприятия мест общего пользования (мытье полов), обеспечение сохраннности зеленых насаждений (полив)
- иные работы по содержанию общего имущества, для которых необходимы коммунальные ресурсы.

Если нормативов нет, это их нужно утвердить. В письме Минстроя России от 20.05.2019 № 19094-ОГ/04 пояснено, что для установления нормативов в многоквартирном доме собственник помещений вправе обратиться к исполнителю коммунальной услуги, который вправе обратиться в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации.

2.Исходя из показаний автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг (АИС). Такая система одновременно снимает индивидуальное и общедомовое потребление, что минимизирует разницу и небалансы по КР на СОИ.

3. Исходя из решений общего собрания, которые могут предполагать расчет по КР на СОИ:
- по среднемесячному объему потребления КР на СОИ в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний ОДПУ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- по объему потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям ОДПУ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

У всех трех вариантов начисления КР на СОИ есть плюсы и минусы.
Плюсы первого – предсказуемость суммы, которая каждый месяц одинакова. Минусы – необходимость оплаты даже при отрицательном КР на СОИ.
Плюсы второго (при наличии в доме АИС) – полный контроль и полная прозрачность по определению объема КР на СОИ. Минусы – дороговизна АИС и затраты на ее эксплуатацию.
Плюсы третьего – оплата КР на СОИ по реальному факту, отсутствие необходимости оплаты КР на СОИ при отрицательном потреблении (а такое часто бывает, если налажен коммерческий учет). Минусы – возможность небалансов по КР на СОИ при запущенном коммерческом учете.

Спорные моменты по КР на СОИ

Первым спорным моментом является вопрос о том, может ли начисляться плата за КР на СОИ по тепловой энергии (по договору теплоснабжения на покупку КР на СОИ) при наличии в доме индивидуального теплового пункта (ИТП), на котором готовится коммунальная услуга по ГВС. Единого мнения на этот счет нет.

Если следовать п. 54 Правил № 354, то при наличии в доме ИТП КР на СОИ по ГВС начисляться не может. В этом же духе есть письмо Минстроя России от 20.05.2019 № 19094-ОГ/04, где указано, что под КР на СОИ понимается холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Тепловая энергия в этом перечне отсутствует.

В пользу данной позиции можно также сослаться на п. 2 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила № 124). Они относят к КР на СОИ холодную воду, горячую воду, электрическую энергию и сточные воды. КР на СОИ по тепловой энергии в этом перечне нет.

Против данной позиции есть общая норма, приведенная в п. 12 ст. 161 ЖК РФ, где сказано, что управляющий домом организации не вправе отказываться от заключения договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями. Такая неурегулированность данного вопроса, конечно, порождает двоякие толкования взаимных прав и обязанностей между управляющей организацией и ресурсником.

Вторым спорным моментом является ответ на вопрос о том, нужно ли начислять плату за КР на СОИ по нормативу при отрицательном потреблении. Например, если в дом вошло 100м3, а показаний индивидуальных приборов учета (вместе со штрафными санкциями, нормативами и повышающими коэффициентами) собрано на 110м3, нужно ли начислять норматив при отсутствии решения общего собрания по КР на СОИ на ОДПУ.

Третий спорный момент – попытки начисления ресурсниками сверхнормативных КР на СОИ при отсутствии ОДПУ по коммунальному ресурсу на отведение сточных вод. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность собственников помещений оснащать дома таким прибором учета (чаще всего они не устанавливаются застройщиками). В таком случае объем по КР на СОИ определяется как сумма ХВС и ГВС по показания индивидуальных приборов учета (п. в_4) п. 21 Правил № 124). Иные действия ресурсника будут неправомерны, поскольку при отсутствии в доме установлен ОДПУ на водоотведение, невозможно определять составляющую КР на СОИ на водоотведение по факту его потребления.

Основная проблема при определении объема по КР на СОИ также состоит в том, что закон написан исключительно в пользу ресурсника, поскольку все свои небалансы ресурсник перекидывает на управляющие организации, а те вынуждены собирать транзитные деньги с жителей (чтобы их отдать ресурснику одной кучкой). У ресурсника нет никаких стимулов налаживать коммерческий учет за поставляемый им коммунальный ресурс, а государство всяческим образом поддерживает и поощряет эту порочную практику.

Водоотведение. По какой формуле определяем объем для расчетов с РСО

На протяжении уже многих лет правовое регулирование отношений, связанных с оплатой водоотведения на общедомовые нужды, а теперь - отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подвержено каким-то невероятным колебаниям и изменениям, которые на практике приводили то к таким крайностям как полное освобождение управляющих организаций и потребителей от оплаты этих услуг (ресурсов), то к признанию за указанными лицами обязанности их оплачивать.

С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). А именно, расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе сточных вод (водоотведения), потребляемых при содержании общего имущества многоквартирного дома, включены в состав платы за содержание жилого помещения (п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 154, ч. 9.1 ст. 156 ЖК РФ).

Постановлениями Правительства РФ от 29.06.2016 N 603, от 26.12.2016 N 1498 внесены изменения в Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее Правила N 124), которыми законодатель изменил порядок определения обязательств по оплате сточных вод, отводимых за расчетный период по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения от МКД, не оборудованного ОДПУ сточных вод (водоотведения), установив два варианта расчета.

Выбор варианта расчета зависит от того, заключается ли договор ресурсоснабжения в целях предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме (подпункт "в(4)" пункта 21 Правил N 124), или же договор ресурсоснабжения заключается в случаях, предусмотренных подпунктами "г" - "ж" пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг, только в целях содержания общего имущества МКД (подпункт "в" пункта 21 (1) Правил N 124).

Так, в первом случае, когда управляющая организация заключает договор ресурсоснабжения (водоотведения) для целей приобретения полного объема коммунальных ресурсов, включающего в себя объем, необходимый для предоставления коммунальных услуг и для содержания общего имущества, подлежит применению пп. в(4) п. 21 Правил №124 (начал действовать с 01.06.17), согласно которому объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения от многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле:

V СТ = V ХВС + V ГВС ,

V CT - объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения;

V XBC - объем холодной воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом;

V ГBC - объем горячей воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом.

Из приведенной формулы следует, что управляющая организация, являющаяся исполнителем коммунальной услуги водоотведения в многоквартирном доме, не оборудованном ОДПУ сточных вод, оплачивает в адрес РСО объем отводимых сточных вод, определенный путем суммирования объемов холодной и горячей воды, поставленных в МКД в расчетный период.

Обращаем внимание, что в этом случае управляющая организация, руководствуясь положением ч. 9.3 ст. 156 ЖК РФ сможет предъявить потребителям к оплате расходы на оплату отведения сточных вод при содержании общего имущества в объеме, определенном исходя из норматива, утвержденного субъектом РФ. Следовательно, у управляющей организации может возникнуть разница между той платой, которую она вправе выставить потребителям (за коммунальную услугу водоотведения и за сточные воды, отводимые при содержании общего имущества) и платой, которую она обязана заплатить РСО по сумме показаний ОДПУ холодной и горячей воды. Фактически это убыток УО, поскольку выставить эту разницу потребителям УО не вправе.

Во втором случае, когда управляющая организация заключает договор ресурсоснабжения только в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, не оборудованном общедомовым прибором учета соответствующего коммунального ресурса, объем коммунального ресурса, подлежащий оплате УО, определяется за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с пп. в) п. 21(1) Правил №124 (начал действовать в приведенном ниже виде с 01.01.17) по формуле:



где определяется в соответствии с пунктом 21 Правил №124, т.е. представляет собой объем (количество) коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, определенный за расчетный период исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Казалось бы, теперь все понятно, и управляющая организация, смирившись с тем, что и при отсутствии в местах общего пользования устройств и санитарно-технического оборудования, исключающего потребление соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, обязана оплачивать такой коммунальный ресурс в объеме, определенном в соответствии с приведенными выше положениями Правил №354 (в зависимости от того, приобретает ли она коммунальный ресурс в полном объеме или только для целей содержания общего имущества при прямых договорных отношениях между потребителями и РСО).

Но не тут-то было…

В настоящее время в судебной практике сформировалось два различных подхода к определению объема обязательств управляющей организации в том случае, когда она заключает договор водоотведения только в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, не оборудованном (общедомовым) прибором учета сточных вод.

Первый подход отражает изложенную выше позицию, согласно которой «…порядок определения обязательств по оплате сточных вод, отводимых за расчетный период по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения от МКД, не оборудованного ОДПУ сточных вод (водоотведения), … зависит от того, заключается ли договор ресурсоснабжения в целях предоставления коммунальных услуг и оплаты ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в МКД (подпункт "в(4)" пункта 21 Правил N 124), или же договор ресурсоснабжения заключен … в целях содержания общего имущества МКД (подпункт "в" пункта 21 (1) Правил N 124).

…Подпункт "в" пункта 21 (1) Правил N 124 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498, действовавшей с 01.01.2017) в корреспонденции с пунктом 21 Правил N 124 предусматривает, что объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества МКД, не оборудованного ОДПУ сточных вод (водоотведения), определяется за расчетный период (расчетный месяц) исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Кроме того, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в Постановлении от 02.03.2020 N Ф04-54/2020 по делу N А81-4933/2019 указывает на то, что

Мнения о том, что для правильного разрешения вопроса об определении объема обязательств управляющей организации по оплате отводимых сточных вод из МКД, не оборудованного общедомовым прибором учета сточных вод, имеет значение статус управляющей организации – является она исполнителем коммунальной услуги водоотведения или нет, придерживается и Арбитражный суд Уральского округа.

Т.е. если бы управляющая организация при рассмотрении указанного дела представила доказательства, подтверждающие, что коммунальную услугу водоотведения потребителям предоставляет РСО по любому из оснований, предусмотренных в пп. г)-ж) п.17 Правил №354, судом вероятно, был бы принят во внимание ее довод о необходимости определения объема сточных вод, подлежащих оплате УО в РСО по формуле пп. в) п. 21(1) Правил №124 и решение могло бы состояться в ее пользу.

Приведенная практика отражает позицию судов, основанную на признании необходимости применения пп. в) п. 21(1) Правил №124 при определении объема отводимых сточных вод, подлежащих оплате управляющей организацией, не являющейся исполнителем коммунальной услуги водоотведения, заключившей с РСО договор на отведение сточных вод только в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, не оборудованном ОДПУ сточных.

Ежемесячно жильцы многоквартирных домов оплачивают услуги ЖКХ — отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение. Последнее вызывает у граждан немало вопросов, поэтому следует выяснить, что обозначает водоотведение в квитанции ЖКХ и есть ли законные способы избежать начисления платы за него.

Что такое водоотведение в квитанции ЖКХ

Графу “водоотведение” в квитанции за коммунальные платежи часто путают с “водоснабжением”. Последнее включает 2 главных этапа:

  1. Подготовка. Для горячего водоснабжения — нагрев воды до температуры, установленной нормами СанПин. Для холодного — обеззараживание воды методом хлорирования.
  2. Подача воды в многоквартирные дома и отдельные квартиры.

Водоотведение — обратный процесс. Он подразумевает, что отработанная жидкость сливается в канализацию, однако это не единственная его функция.

Квитанция за коммунальные услуги

Что входит в услуги водоотведения

Отвод бытовых стоков из квартир жильцов — малая часть того, что входит в услугу. Помимо этого отработанная вода:

  • перенаправляется на очистные сооружения, расположенные в городе, поселке. Иногда для этого задействуют водонапорные башни;
  • очищается от загрязнений, отделенные примеси утилизируются;
  • возвращается в употребление, для технических нужд, либо сливается в природные водоемы.

Оплачивая коммунальную услугу, гражданин покрывает затраты служб на:

  • своевременный ремонт канализационных систем;
  • техобслуживание и ремонт водонапорных башен, участвующих в процессе отвода стоков;
  • поддержание в рабочем состоянии очистных сооружений;
  • утилизацию очищенной воды.

Кроме поквартирного предусматривается водоотведение на содержание общего имущества МКД. Оно используется, когда уборщицы проводят влажную уборку подъездов, а затем выливают использованную воду.

ВАЖНО! Плата за водоотведение на ОДН правомерна, только если дом снабжен отдельным сливом, расположенным в местах общего пользования.

Водоотведение и канализация — это одно и тоже или нет

Иногда отведение сточных вод обозначают в квитанции как “канализация”, что неверно. Канализация представлена системой труб и приборов, которая предназначается для вывода отработанной жидкости за пределы дома до очистных сооружений. Она включает множество элементов:

  • приборы, устанавливаемые в жилых помещениях — раковины, ванны, душевые кабины, унитазы и т.д.;
  • вертикальные и горизонтальные трубопроводы и устройства для их работы.

На основании функций сравнения канализации и водоотведения можно понять: понятия обозначают не совпадающие по содержанию процессы. Канализация — одна из стадий, необходимых для работы системы водоотведения. Она не используется самостоятельно, потому на нее не начисляют плату.

Как рассчитывается водоотведение

Чтобы рассчитать объем водоотведения и плату за него, смотрят на следующие показатели:

  • количество потребленного ресурса;
  • установленный тариф на водоотведение;
  • количество жильцов в квартире;
  • норматив потребления ресурса.

Первые 2 пункта применяют для расчета водоотведения в жилье лиц, у которых стоит счетчик. Последние 2 нужны, чтобы посчитать объем коммунальной услуги у граждан, у которых отсутствует прибор учета. Чтобы лучше понять разницу между этими случаями, стоит обратиться к формулам расчета для каждого из них.

Как рассчитать водоотведение по счетчику

Считать водоотведение по счетчикам легче всего. В формулу платы за услуги по водоотведению входит:

  1. Сумма холодной и горячей воды по приборам учета — считается, что поставляется и возвращается одинаковый объем ресурсов.
  2. Тариф — устанавливается регионами самостоятельно.

Чтобы рассчитать значение платы в рублях, эти 2 показателя перемножаются. Формулы выглядит так:

Таким же образом считают водоотведение по счетчикам, установленным в местах общего пользования. Разница в том, что потребитель оплачивает не весь объем воды, потраченной на общедомовые нужды, а его часть. Она рассчитывается, исходя из площади собственности и количества жильцов в доме.

Сначала сравнивают потребленные объемы ресурсов — с приборов индивидуального учета и ДПУ. Разница между показаниями счетчиков выявляет, сколько воды потратили на СОИ. Полученный объем делят между жителями многоквартирного дома. Иногда значение вписывают в отдельную графу “Водоотведение на ОДН” в квитанции ЖКХ. Чаще разделения между квартирным и общедомовым отводом нет. Тогда общий объем подсчитывают так:

ГВС + ГВС ОДН + ХВС + ХВС ОДН

ВАЖНО! Иногда службы пишут ГВС и ХВС КПУ в квитанции. Аббревиатура “КПУ” означает, что расчет производится по приборам учета, установленным в квартире.

Рассчитанный объем умножают на тариф — выходит сумма к оплате. Потребители видят ее в квитанции об оплате коммунальных услуг.

Как рассчитать водоотведение, если счетчика нет

Если индивидуальные приборы учета отсутствуют, то услуга водоотведения в многоквартирном жилом доме зачастую стоит больше. Это происходит из-за того, что отведение сточных вод вычисляют по нормативу. Он устанавливается местным самоуправлением из расчета на 1 человека. Его значение часто превышает показатели “обычного” расхода.

Другие составляющие, которые влияют на конечную сумму:

ВАЖНО! Если фактически человек не проживает по месту прописки и не уведомляет об этом УК, норматив начисляется. Правило работает и в обратном порядке: если лицо живет в помещении, но не прописано в нем, то норматив на него не начисляется.

Водоотведение по нормативу рассчитывается с помощью формулы:

Коэффициент норматива * количество проживающих * тариф за услугу

Что делать, если сумма в квитанции неправильная

Намеренно или случайно в квитанциях на оплату услуг ЖКХ могут быть указаны неверные суммы. Индивидуальные приборы учета или нормативы помогут определить, правильно ли посчитана стоимость. Если значения расходятся, гражданин имеет право обратиться к управляющей компании.

Чтобы не оплачивать услугу водоотведения сверх меры, потребуется составить заявление на перерасчет. Однако с таким требованием можно обратиться только если одновременно подают на перерасчет по горячем и холодному водоснабжению.

Важные нюансы, о которых нужно знать

Чтобы лучше разобраться в предмете, стоит уделить внимание наиболее важным его аспектам. Также существуют специфические ситуации, связанные с начислением платы за водоотведение в многоквартирном доме. Они часто вызывают вопросы потребителей коммунальных услуг.

Разница между отведенной и потребленной водой

Потребленная и отведенная вода отличается качеством. Первая используется в быту: готовить пищу, мыться, стирать одежду и т.д. Отведенная вода — то, что остается после описанных действий. Это отработанная вода, которую требуется очистить, чтобы стали возможными ее применение в технических целях, слив в природные водоемы.

В документах об оплате услуг ЖКХ разница между потребленной и отведенной водой незаметна. Графы содержат одинаковые значения. Коммунальщики считают: сколько получили воды, столько же слили в канализацию.

Оплата водоотведения на общедомовые нужды

Водоотведение ОДН необходимо, чтобы сливать воду, потребление которой необходимо для общедомового имущества. Плата за отвод вод, используемых на СОИД, может рассчитываться по нормативу либо по коллективному счетчику. Это зависит от оснащенности дома. При этом важно, чтобы МКД фактически был оборудован приборами для потребления и отвода воды, иначе начисление платы незаконно.

Использование сливной ямы или сторонних услуг

Если многоквартирный дом не подключен к централизованной канализации, жители заключают договор на отведение сточных вод со сторонними организациями. В таком случае плата начисляется в соответствии с тарифами компаний, а не региональными. Также это значит, что решение вопросов по содержанию и обслуживанию системы водоотвода ложится на организацию, исполняющую услуги по заключенному соглашению.

Можно ли законно не платить за водоотведение

Водоотведение — самостоятельная услуга наравне с водо- и газоснабжением, отоплением. Формально от них можно отказаться — если не пользоваться водой, газом, батареями и доказать это при помощи счетчиков в квартире. При этом отказ от них не должен нарушать права других жителей дома. Однако отключить перечисленные коммунальные услуги в отдельно взятой квартире и не затронуть остальных жильцов технически сложно или невозможно. Потому на практике отказаться от них не получится.

Кроме отказа от услуги, другие основания, чтобы не платить за водоотведение, отсутствуют. Если гражданин не вносит ежемесячную плату за водоотведение, управляющая компания начисляет пени. Когда накопится большая сумма, организация вправе обратиться в суд для взыскания долга в принудительном порядке.

Владельцам квартир сложно разобраться с запутанными платежами, которые выставляют компании ЖКХ. Относительно недавно в квитанциях ЖКХ появилась графа СОИД. При этом исчез пункт ОДН (общедомовые нужды). Не все собственники многоквартирных домов разобрались, в чем разница.

Что такое СОИ (СОИД) в квитанции

С 1 января 2017 года владельцы получили квитанции, где отсутствует графа оплаты за общедомовые нужды. Плата за ОДН отменена. Однако появилась новая графа с аббревиатурой СОИ или СОИД. Разберемся, что это означает.

льготы на ЖКХ в 2021

  • холодная вода на содержание ОИ;
  • сточные воды на содержание ОИ;
  • электроэнергия на содержание ОИ.

До 2017 года обслуживающие организации несли убытки, связанные с неплатежами или воровством ресурсов в МКД. Но с 1 января 2017 года расходы, относившиеся к коммунальному хозяйству, стали относить к жилищным.

СОИД в платежках не включает плату за капитальный ремонт МКД. Эта позиция указывается в платежном поручении отдельной строкой.

расшифровка СОИД в квитанции

Было ОДН, стало СОИД

ОДН в квитанциях ЖКХ учитывали плату за расход холодного и горячего водоснабжения, электричества, отопления, канализации при обслуживании общего имущества в многоквартирном доме. Если сказать точнее, это разница в показаниях между данными общедомового счетчика и суммы индивидуальных приборов учета собственников.

ОДН в квитанции указывались выделенной строкой и не входили в состав выплаты на содержание и ремонт сооружения. С 1 января 2017 г. СОИД указывается в квитанциях, но входит в состав оплаты за содержание жилого помещения.

Таким образом, Правительство стимулирует УК и ТСЖ бережно относиться к энергоресурсам. Они не могут указать в платежках суммы, превышающие норматив. А разница должна ложиться на плечи управляющей компании. Что стимулирует УК бороться с воровством ресурсов и неплательщиками коммунальных услуг.

Это определено законом №176-ФЗ, принятым Государственной думой в 2015 году.

Новый порядок позволил владельцам платить только за себя, а не за соседей. Так как суммы по указанным позициям начисляются по нормативам. Теперь дефицит за сверхнормативные потери и неплатежи других собственников не перекладывается на добросовестных владельцев.

Что входит в эту статью

Зачастую управляющие компании сознательно не дают расшифровку, что входит в СОИД. Статья № 154 Жилищного кодекса дает разъяснения, какие ресурсы используются при обслуживании и содержании общего имущества многоквартирного дома.

В статью СОИД входит:

  • косметический ремонт подъездов, то есть побелка и покраска стен и потолков;
  • ремонтные услуги, связанные с поддержанием в удовлетворительном состоянии конструкций высотного дома;
  • поддержание в работоспособном состоянии лифтового хозяйства;
  • издержки на электричество, расходуемое на освещение подъездов и работу лифтов;
  • потери горячей и холодной воды при поставке потребителям;
  • поддержание территории, относящейся к многоквартирному дому (МКД)

Кроме этого определены помещения, пространство которых необходимо учитывать для расчетов СОИД. Эта услуга необходима для поддержания санитарных, противопожарных и других норм, и зависит от площади собственника.

То есть владельцы однокомнатных квартир будут вносить меньшую плату, чем собственники трех комнатных квартир. Расчет СОИД производится на основании Постановления Правительства РФ № 354.

Сезонные работы

Работы, которые связаны с сезонностью, выделяются отдельно.

При расчетах учитывают:

  • Уборку снега с территории принадлежащей МКД, удаление сосулек с крыш и карнизов дома, выполняется в зимний и весенний период.
  • Зимой производятся работы внутри помещений, выполняется санитарная обработка здания.
  • Сбор и вывоз листьев в осенний период.
  • Уход за придомовой территорией, полив и облагораживание газонов выполняется с весны до осени.
  • Полив асфальта в летний период.
  • Ремонт кровли, стен, заделка швов производится только в теплое время года.

Текущий ремонт

Выполняется согласно графику работ, утвержденному жильцами дома. Его составляют работники УК после проведения осмотра инженерных коммуникаций и состояния многоквартирного дома.

На общем собрании МКД его одобряют, а руководители управляющей компании утверждают. Если возникают внеочередные работы, их включают в график. Инициатором выступает инженерная служба УК или собственник жилья.

текущий или капитальный

Вывоз мусора

Уборка и вывоз мусора входит в обязанности управляющей компании. Очистка урн, которые установлены возле подъезда, должны производиться ежедневно. Однако если в этом есть необходимость, выемку мусора выполняют несколько раз в день.

Для этого в УК должен иметься график, согласно которому производится уборка территории и вывоз мусора. При этом оплата выделяется отдельной строкой в платежке с пометкой СОИД.

УК не имеет право брать дополнительную оплату за вывоз мусора, если такая статья присутствует в платежном поручении.

Электроснабжение

Вычисление норматива оплаты за электричество осуществляется на основании суммарного значения территории помещений общего пользования.

При вычислениях учитываются освещение ОИ и механизмы, которые потребляют электроэнергию:

  • проходы;
  • расположенные на этажах и между ними площадки;
  • электроснабжение лифтов, лифтовых или других, если имеются в доме, шахт;
  • пространства технического назначения;
  • территории чердаков;
  • подвальные пространства.

Вода и водоотведение

Для вычислений принимаются аналогичные данные, как и в предыдущем случае. Потребление ХВС СОИ (холодного водоснабжения) и ГВС (горячего водоснабжения) рассчитывается согласно суммарному объему пространства общего пользования.

Для вычислений берутся объемы помещений:

  • площадок, расположенных на этажах и лестничных маршей;
  • общих проходов;
  • подъездов;
  • холлов, вестибюлей, колясочных;
  • комнаты консьержки.

Сложнее обстоит дело с СОИ на водоотведение. В некоторых субъектах РФ норматив на водоотведение не утвержден. Поэтому в таких регионах запрещено брать отплату на эти нужды.

В платежках можно встретить платеж за отведение сточных вод. Предполагается что горячая и холодная вода, используемая для мытья полов, уборщицы сливают в канализацию. Но из-за сложности начисления и отсутствия норматива на отведение сточных вод иногда УК вообще не берут плату за водоотведение.

что входит в услуги СОИ

Отопление

Оплата за отопление предполагает, что ее предоставляют в помещениях общего пользования, то есть отапливаются холлы, подъезды, технологические этажи и т.п.

Как рассчитывается СОИ

Расчет коммунальных расходов на СОИ не так сложен, как кажется на первый взгляд. Его может выполнить любой собственник. Для этого достаточно воспользоваться формулой расчета:

С – КР на СОИ (коммунальные расходы на общее имущество);

N – Утвержденный региональными властями норматив на используемые ресурсы;

Sодм – Участок общедомового имущества;

Sкв – Площадь квартиры собственника или нежилого помещения;

S – Общая площадь дома за вычетом Sодм.

Пример. Произведем вычисления СОИД электроэнергии. Берем двухкомнатную квартиру 47 м2. Предположим, что норматив равен 4,03.

Общедомовая Sодм составляет 1000 м2, а общая составляет 5000 м2. Расход электроэнергии рассчитывается по вышеприведенной формуле подстановкой значений:

Таким образом, размер платы за электроэнергию составит 37,9 руб.

Расшифровка сокращений в квитанции

Оформляя платежные документы, УК пользуется различными сокращениями. Они не всегда понятны владельцам квартир.

Приведем основные, которые используются обсуживающие организации. Для удобства представим их в табличной форме.

Читайте также: