Вложения в основные средства иное движимое имущество счет учета

Обновлено: 15.04.2024

Организации повседневно сталкиваются с ситуациями, когда отразить имущество на балансовых счетах не представляется возможным. В бухгалтерском учете для отражения операций с ценностями, не являющееся объектами балансового учета используются забалансовые счета. Следует обратить внимание, что информация за забалансовому учету так же, как и по балансовому, отражается в отчетности (справка по забалансовым счетам ф.050730, ф.0503130 и ф. 050830), в связи с чем необходимо соблюдать корректность вводимых данных, чтобы не исказить отчетность.

Как работают забалансовые счета

Инструкцией 157н предусмотрен тридцать один забалансовый счет. Напоминаем, что субъект учета вправе применять дополнительные забалансовые счета. Для использования дополнительных счетов их следует включить в рабочий план счетов и утвердить при формировании Учетной политики.

Движение по забалансовым счетам отражается следующим образом – дебету учитывается увеличение ценностей по счету, а по кредиту – уменьшение, так как все счета являются активными. Запись на счетах в отличии от балансовых простая, для формирования проводки не нужен корреспондирующий счет.

Основные хозяйственные ситуации, в которых учреждению в соответствии с действующим законодательством необходимо выполнять записи на забалансовых счетах.

Аренда нефинансовых активов

Важно учесть различия учета на счетах 01 и 111.40:

  1. На счете 01 учитывался каждый отдельный объект нефинансовых активов с инвентарным номеров, присвоенным балансодержателем и указанным в акте приеме-передаче. При этом оценка объекта учета производилась по его стоимости, указанной балансодержателем. В случае отсутствия стоимостной оценки объектов допускается учет в условной оценке – 1 объект = 1 рубль.
  2. На счете 111.40 учитывается стоимость аренды, а не стоимость самого объекта. Для отражения в учете изменения в законодательстве по операциям аренды, произведенным в межрасчетный период следует произвести следующие действия:
    • принять к учету на счет 111.40 в корреспонденции с 401.30 суммовой выражение стоимости аренды по имуществу, полученному в аренду (операция оформляется бухгалтерской справкой);
    • списать остаток со счета 01 в отношении арендованного имущества.

Важно отметить, что по новым правилам, если договор аренды заключен в отношении отдельных объектов нефинансовые активов, то необходимости отражать их на 01 счете нет. Однако, если в аренду передается имущественный комплекс, включающий различное оборудование, в договоре аренды будет указана общая сумма договора без разбивки по объектам. В этом случае для обеспечения сохранности имущества и проведения инвентаризации рекомендуется отдельные объекты нефинансовых активов все же учитывать на счете 01.

В документе необходимо указать:

  • данные о МОЛ, ответственном за нефинансовый актив;
  • информации об арендодателе и договоре аренды;
  • информацию о самом объекте основных средств.

Получение неисключительных прав на использование программных продуктов

Рис

В документе необходимо заполнить информации об организации сдатчике и получателе, данные об объекте, счете учета и инвентарном номере, а также место хранения.

Учет переданного в пользование имущества

В результате передачи объекта нефинансового актива в пользование в Инвентарной карточке (ф. 0504031) должна быть сделана запись о передаче объекта (части объекта) в пользование иному юридическому лицу. При этом ответственным за сохранность переданных ценностей назначается руководитель или уполномоченное им лицо, принявшего объект (часть объекта) в пользование.

Принятие к учету объектов нефинансовых активов осуществляется на основании акта приема-передачи по стоимости, указанной в нем.

На основании проведенного документа формируется следующая проводка:

  • Дт 101.11.310 Кт 101.11.310 – смена материально-ответственного лица;
  • Дт 25.11 (26.11) – отражение передачи объекта НФА в аренду/безвозмездное пользование.

Создание записи с датой перехода на новые правила учета

Создание записи с датой перехода на новые правила учета

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Наша больница является бюджетным учреждением, но субсидии мы будем получать только с 01.01.2012. Вышестоящая организация (Министерство здравоохранения, Н-ская область) сказала, что в 2011 году работать нужно по инструкции № 162н, как казенное учреждение, но при этом часть имущества надо перевести в состав "особо ценного" (счета в группе 101.20). Как в программе "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" перевести имущество в состав "особо ценного", если план счетов бюджетного учета (Приказ № 162н) не содержит счетов группы 101.20 "Основные средства - особо ценное движимое имущество учреждения"? Добавить счета группы 101.20 и 104.20 в план счетов "Для казенных учреждений" или уже в 2011 году в учетной политике учреждения указать план счетов "Для бюджетных учреждений" (по приказу № 174н)?

Нет, ни первого, ни второго делать не следует.

Хотя План счетов в программе "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" содержит счета согласно планам счетов бюджетного учета, для бюджетных и автономных учреждений и имеется возможность использования любых счетов, не следует применять счета, не соответствующие типу учреждения.

До перехода на субсидии необходимо вести учет как казенное учреждение, как это регламентировано пунктом 4 приказа Минфина России от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению": "Положения настоящего Приказа применяются к бюджетным учреждениям до принятия федеральными органами исполнительной власти, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления с учетом положений частей 15 и 16 статьи 33 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2291) в отношении бюджетных учреждений решения о предоставлении им субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации."

Иначе неверно будет формироваться регламентированная отчетность. Поскольку алгоритмы автозаполнения форм бюджетной и бухгалтерской отчетности ориентированы на определенные счета согласно инструкциям Минфина России по составлению отчетности.

В программе "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" справочник "Основные средства" имеет реквизит "Вид имущества", где каждому объекту (элементу справочника) можно указать его вид.

Если для вашего учреждения учредитель утвердил перечень особо ценного имущества, в справочнике "Основные средства" вы можете проставить признак "Особо ценное движимое имущество" в карточках соответствующих объектов.

По реквизиту "Вид имущества" можно формировать стандартные и специализированные отчеты по ОС - группировать и отбирать объекты.

Например, для формирования стандартного отчета "Оборотно-сальдовая ведомость по счету 101 00" в настройке параметров отбора следует добавить (кнопка "+") новый критерий отбора: в списке полей для выбора следует раскрыть ветку "Основные средства", перейти на реквизит "Вид имущества" и двойным щелчком левой клавиши мыши включить его в отбор.

Установив нужное значение отбора, например "Особо ценное движимое имущество", следует нажать кнопку "Сформировать отчет".

В отчет будут включены элементы справочника "Основные средства" с указанным в отборе видом имущества.

Настройка формирования по виду имущества специализированных отчетов производится аналогично.

Например, в отчете "Ведомость ОС" следует добавить соответствующий критерий отбора. Для этого в настройке параметров отбора следует добавить (клавиша Ins) новый критерий отбора: в списке полей для выбора следует раскрыть ветку "Основные средства", перейти на реквизит "Вид имущества" и двойным щелчком левой клавиши мыши включить его в отбор.

Установив нужное значение отбора, например "Особо ценное движимое имущество", следует нажать кнопку "Сформировать".

Аналогичным образом можно настроить группировку данных по видам имущества.

Настроив таким образом отчеты, в любой момент, на любую дату, за любой период можно получать информацию по наличию и движению объектов - особо ценного имущества для предоставления учредителю.

Письмом Минфина России от 25.04.2011 № 02-06-07/1546 доведены Методические рекомендации по порядку отражения в бухгалтерском учете входящих остатков по активам, обязательствам и финансовым результатам при принятии решения о преобразовании государственного (муниципального) учреждения путем изменения его типа на начало года.

Письмом Минфина России от 22.12.2011 № 02-06-07/5236 доведены Методические рекомендации по порядку отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности операций с активами, обязательствами и финансовым результатом при принятии решения в течение финансового года о преобразовании государственного (муниципального) учреждения путем изменения его типа в течение года.

В программе "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" предусмотрена возможность переноса остатков по счетам при изменении типа учреждения и на начало (начиная с версии 1.0.7), и в течение финансового года (начиная с версии 1.0.9).

При дате документа, равной 31 декабря, перенос остатков выполняется в корреспонденции со счетом 401.30 - согласно Письму Минфина России от 25.04.2011 № 02-06-07/1546;

Для выполнения переноса данных на счета, соответствующие новому типу учреждения, в "1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8" применяются документы:

  • Перенос остатков по счетам ОС;
  • Перенос остатков по счетам МЗ;
  • Перенос остатков по счетам расчетов;
  • Перенос остатков по забалансовым счетам.

Обратиться к документам можно в журнале "Документы по переносу остатков при изменении типа учреждения" (меню "Сервис - Служебные - Документы по переносу остатков при изменении типа учреждения").

Для автоматизированного ввода документов предназначена обработка "Помощник переноса данных при изменении типа учреждения", далее - Помощник (меню "Сервис - Служебные - Помощник переноса данных при изменении типа учреждения").

При использовании помощника большинство реквизитов документа и табличных частей заполняются автоматически.

Например, при изменении типа учреждения с казенного на бюджетное при переносе данных со счета 101.34 данные по ОС, у которых "Вид имущества" равен "Особо ценное движимое имущество", будут перенесены на счет 101.24, а остатки ОС, у которых "Вид имущества" - "Иное движимое имущество", будут перенесены на счет 101.34.

Для объектов, включенных в перечень особо ценного имущества, следует установить соответствующий вид имущества.

При изменении типа учреждения с бюджетного (автономного) на казенное остатки по всем объектам движимого имущества переносятся на счета группы 101.30 "Основные средства - иное движимое имущество учреждения", независимо от установленного вида имущества.

Инструкция по применению документов и Помощника переноса данных при изменении типа учреждения включена в обновления программы. Подробная методика переноса данных при изменении типа учреждения, реализованная в программе "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8", приведена на дисках ИТС-бюджет.


Не всегда у организации бюджетной сферы есть возможность для приобретения имущества за счет какого-либо одного источника. Как правило, к субсидиям добавляются средства приносящей доход деятельности. А иногда комбинируются даже 3 источника финансового обеспечения. В таких ситуациях возникает 2 вопроса: по какому КФО учесть имущество и как отразить его приобретение в учете. На них мы сегодня и ответим.

Выбор КФО для учета имущества: общее правило

Общее правило выбора кода финансового обеспечения (КФО) для учета приобретенного имущества тривиально. За счет какого источника приобретаем, за счет такого источника и учитываем. Например, приобретаем основное средство за счет КФО 4 - учитываем по КФО 4, приобретаем материальные запасы за счет КФО 7 — учитываем по КФО 7.
Единственное исключение из этого правила — нельзя учитывать по КФО 5 или 6 основные средства, приобретенные за счет целевых субсидий*(1). Это прямо следует из порядка формирования годовой отчетности, разъясненной в системном письме Минфина России*(2). Остатков по счетам 5 101 00 000 и 6 101 00 000 быть не должно. В таком случае капитальные вложения формируются на счете 5(6) 106 00 000, а сами основные средства принимаются к учету по КФО 4 — на счет 4 101 00 000.

КФО 4, 5 или 6 + КФО 2 = КФО 4

Как уже было сказано выше — основные средства, приобретенные за счет целевых субсидий*(1), нельзя учитывать по КФО 5 и 6*(2). Сформированные по КФО 5 или 6 вложения переводятся на КФО 4 и основное средство в итоге принимается на счет 4 101 00 000. То есть вопрос выбора КФО для учета основного средства, приобретенного за счет комбинации средств от приносящей доход деятельности со средствами целевых субсидий сводится к вопросу, по какому КФО учесть основное средство, приобретенное за счет КФО 2 и КФО 4.
Ответ на этот вопрос прямо предусмотрен положениями Инструкций №№ 174н и 183н*(3). При приобретении объекта за счет разных источников финансового обеспечения передать вложения можно с любого КФО: с 2, 4, 5 или 6, а вот принять их можно только на КФО 4.
Соответственно, если учреждение приобретает основное средство за счет комбинации средств субсидий (КФО 4, 5 или 6) и средств от приносящей доход деятельности (КФО 2), то в итоге приниматься оно должно по КФО 4.
Аналогичный порядок можно применить и при приобретении материальных запасов.

КФО 7 + КФО 2 = КФО 7

При комбинации средств ОМС и средств приносящей доход деятельности КФО, по которому следует учитывать приобретенное имущество, так прямо из положений Инструкций №№ 174н и 183н*(3) не следует. Поэтому будем разбираться, какой КФО для принятия основного средства или материального запаса к учету будет более безопасным.
Для этого проанализируем характер средств в целях возможности распоряжения ими. Согласно пп. 2, 3 ст. 298 ГК РФ доходы, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного или автономного учреждения. А вот сказать о средствах ОМС что-то подобное уже сложно. К примеру, если говорить о средствах нормированного страхового запаса, за счет которых медицинскими организациями может приобретаться медицинское оборудование*(4), то целевой характер "на лицо".
Следовательно, более безопасным в данном случае будет принятие имущества, приобретенного за счет КФО 2 и КФО 7, по КФО 7. В ином случае возможны претензии со стороны контролирующих органов в части нецелевого использования средств ОМС.
Хотим обратить ваше внимание на важный нюанс при приобретении основных средств за счет средств ОМС и приносящей доход деятельности. Законодательством прямо предусмотрено - приобретать за счет ОМС можно основные средства (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100 тыс. руб. за единицу*(5). Значит, следует быть осторожным, чтобы не превысить этот предел. Даже если вложений в основное средство за счет ОМС будет до 100 тыс. руб., но его стоимость превысит этот предел, возможны претензии контролирующих органов в части нецелевого расходования.

КФО 7 + КФО 4 = 4 (!)

Приобретение имущества за счет средств КФО 7 и КФО 4 — действительно сложный и неоднозначный вопрос. Такое приобретение возможно. На это указывают разъяснения ФФОМС в письме от 22.07.2016 № 6619/26-2/и. При этом чтобы обезопасить себя в части предъявления претензий по нецелевому расходованию средств, целесообразно согласовать его с органом-учредителем и фондом, осуществляющим контроль использования средств ОМС.
Аналогично следует согласовать и КФО, по которому будет учитываться приобретенное имущество. Мы предлагаем для согласования КФО 4, исходя из положений Инструкций №№ 174н и 183н*(3), согласно которым имущество, приобретенное за счет нескольких источников, включая средства субсидий, принимается к учету только по КФО 4.

Отражение в учете

После того, как выбран КФО для учета имущества, приобретенного за счет нескольких источников, следует отразить хозяйственную ситуацию в учете. Для перевода вложений с одного КФО на другой Инструкциями №№ 174н и 183н прямо предусмотрен счет 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами"*(3).
Однако если речь идет о переводе вложений с КФО 2 на КФО 7, то прямо бухгалтерская запись для этого не предусмотрена. По аналогии с переводом вложений на КФО 4 можно согласовать для этих целей счет 304 06 в порядке, предусмотренном п. 4 Инструкции № 174н для бюджетных учреждений, п. 5 Инструкции № 183н для автономных учреждений.

Рассмотрим на примерах принятие к учету имущества, приобретенного за счет нескольких КФО. Отдельно для основных средств и материальных запасов.

Пример 1. Учреждение приобретает у коммерческой организации постельное белье (иное движимое имущество) за счет средств приносящей доход деятельности (2 000 руб.) и субсидии на выполнение государственного задания (3 000 руб.).
В бухгалтерском учете отразятся следующие записи:
1. Дебет 2 106 34 345 Кредит 2 302 34 734 — на сумму 2 000 руб. отражены вложения за счет средств приносящей доход деятельности.
2. Дебет 4 106 34 345 Кредит 4 302 34 734 — на сумму 3 000 руб. отражены вложения за счет средств субсидии на госзадание.
3. Дебет 2 304 06 832 Кредит 2 106 34 445,
Дебет 4 106 34 345 Кредит 4 304 06 732 — на сумму 2 000 руб. отражен перенос вложений с КФО 2 на КФО 4.
4. Дебет 4 105 35 345 Кредит 4 106 34 345 — на сумму 5 000 руб. (3 000 + 2 000) отражено принятие постельного белья к учету по КФО 4.

Пример 2. Учреждение приобретает у коммерческой организации ноутбуки (иное движимое имущество) за счет средств приносящей доход деятельности (20 000 руб.) и субсидии на иные цели (150 000 руб.).
В бухгалтерском учете отразятся следующие записи:
1. Дебет 2 106 31 310 Кредит 2 302 31 734 — на сумму 20 000 руб. отражены вложения за счет средств приносящей доход деятельности.
2. Дебет 5 106 31 310 Кредит 5 302 31 734 — на сумму 150 000 руб. отражены вложения за счет средств субсидии на иные цели.
3. Дебет 2 304 06 832 Кредит 2 106 31 410, на сумму 20 000 руб.,
Дебет 5 304 06 832 Кредит 5 106 31 410, на сумму 150 000 руб.,
Дебет 4 106 31 310 Кредит 4 304 06 732 — на сумму 170 000 руб. отражен перенос капитальных вложений с КФО 2 на КФО 4 и с КФО 5 на КФО 4.
4. Дебет 4 101 34 310 Кредит 4 106 31 310 — на сумму 170 000 руб. отражено принятие ноутбуков к учету по КФО 4.

Еще по теме: Инвентаризация основных средств и материальных запасов: порядок проведения и оформление результатов (видео)

*(1) Имеются в виду субсидия на иные цели, предоставляемая бюджетным и автономным учреждениям в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ (КФО 5), и субсидия на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, , предоставляемая бюджетным и автономным учреждениям в соответствии со ст. 78.2 БК РФ (КФО 6).
*(2) Пункт 11.2 Приложения № 1 к письму Минфина России и Федерального казначейства от 17.12.2020 №№ 02-04-04/110850, 07-04-05/02-26291 "О составлении и представлении годовой бюджетной отчетности, годовой консолидированной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2020 год".
*(3) Смотрите пп. 146, 147 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, пп. 174, 175 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н.
*(4) Смотрите, правила использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2021 № 273.
*(5) Часть 7 ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".

Как пояснил Суд, для такого разграничения нужны четкие критерии, понятные любому налогоплательщику, которые не могут базироваться на экспертных заключениях и зависеть от особенностей монтажа и эксплуатации такого имущества

12 июля Верховный Суд РФ вынес Определение № 307-ЭС19-5241 по делу об оспаривании компанией доначисленных ей налоговым органом сумм недоимки, пеней и штрафа по налогу на имущество за оборудование, расположенное внутри производственного цеха, которое было приобретено как движимое.

Общество не согласилось с результатами выездной налоговой проверки

В 2016 г. межрайонная инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу провела выездную проверку компании. По результатам такой проверки обществу было предложено уплатить недоимку по налогу на имущество на сумму 11 млн руб., штраф почти в полмиллиона рублей и соответствующие суммы пеней. Кроме того, налогоплательщику предложили уменьшить суммы убытков по налогу на прибыль за проверяемый период и увеличить размер налогооблагаемой прибыли за 2015 г.

Основанием доначисления недоимки, пени и штрафа по налогу на имущество послужил вывод о необходимости отнесения всех основных объектов цеха к недвижимому имуществу. Налоговый орган также счел, что общество неправомерно освободило указанные объекты от налогообложения, воспользовавшись льготой, предусмотренной для движимого имущества.

Суды лишь частично удовлетворили требования налогоплательщика

При рассмотрении дела требование компании об оспаривании сумм в рамках налога на имущество было выделено в отдельное производство.

Истец обращал внимание суда на то, что приобретенные им объекты движимого имущества, формирующие производственную линию, предназначались не для обслуживания здания, а для производства готовой продукции. Следовательно, они относятся к такому виду объектов основных средств, как машины и оборудование, поскольку их включение в состав зданий не предусмотрено Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, действовавшим на момент принятия их к учету. Кроме того, компания ссылалась на письмо бюро технической инвентаризации, согласно которому спорное оборудование не являлось недвижимостью.

Тем не менее, опираясь на заключение судебной экспертизы, суд решил, что цех по производству древесных гранул и размещенные в нем иные объекты составляют сложный неделимый объект, предназначенный для получения целевого продукта по единому технологическому процессу. Изъятие объектов из единого комплекса прекратит или изменит процесс производства древесных гранул, поэтому суд признал установленные в здании объекты составной частью объекта недвижимости (цеха) и отказал в освобождении их от налогообложения.

В итоге арбитражный суд признал недействительным решение налогового органа в части доначисления 676 тыс. руб. налога на имущество, соответствующих сумм пеней, а также 27 тыс. руб. штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ. Таким образом, он удовлетворил претензии общества в части доначислений в отношении трансформаторной подстанции, поскольку налоговый орган не исследовал ее подключение к другим объектам общества и не установил наличие функциональной или технологической взаимосвязи со зданием цеха.

Признавая законным решение инспекции в иной части, суд руководствовался положениями ст. 130–134 ГК РФ, регулирующими режим сложных и неделимых вещей, и исходил из того, что к подлежащим налогообложению объектам недвижимости могут быть отнесены также составные части объектов недвижимости. В дальнейшем апелляция и кассация поддержали решение первой инстанции.

ВС пояснил критерии отнесения объектов к движимому имуществу

Со ссылкой на допущенные судами существенные нарушения норм материального и процессуального права компания обратилась с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ.

Рассмотрев материалы дела № А05-879/2018, Судебная коллегия по экономическим спорам отметила, что в соответствии с действующими классификаторами оборудование не относится к зданиям и сооружениям, формируя самостоятельную группу основных средств, за исключением прямо предусмотренных случаев, когда отдельные объекты признаются неотъемлемой частью зданий и включаются в их состав (например, коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации; оборудование встроенных котельных установок, водо-, газо- и теплопроводные устройства, а также устройства канализации).

ВС подчеркнул, что из содержания классификаторов также вытекает, что оборудование для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, связанных с изменением предмета труда (в том числе установленное на фундаменте), по общему правилу не классифицируется в качестве сооружений, а подлежит классификации в соответствующих группировках машин и оборудования.

Как пояснил ВС, аналогичного подхода придерживается и Минпромторг в соответствующем Письме от 23 марта 2018 г. № ОВ17590/12. Так, министерство мотивировало это тем, что данные объекты основных средств (расположенные как внутри, так и вне зданий) не являются составными элементами зданий – они предназначены не для обслуживания последних, а для изготовления готовой продукции или обслуживания производственного процесса.

В то же время Суд отметил, что в случае установления в ходе налоговой проверки обстоятельств, указывающих на искусственное разделение в бухгалтерском учете единого объекта основных средств, выступающего недвижимым объектом (зданием или сооружением), налоговые органы не лишены права обосновывать необходимость взимания налога на имущество в подобных ситуациях.

В этой связи Суд выявил, что представленные в деле заключения экспертов по существу сводятся лишь к оценке экономической целесообразности последующего демонтажа оборудования в случае перемещения производства, если такое решение будет принято в будущем. ВС подчеркнул, что применение в данном случае критерия экономической целесообразности ставит в неравное положение налогоплательщиков, осуществивших инвестиции в обновление оборудования, и не обеспечивает, в конечном счете, стимулирование организаций к инвестированию в средства производства и их модернизации.

Он также подчеркнул, что сам по себе факт монтажа оборудования в специально возведенном для его эксплуатации здании, в том числе если последующие демонтаж и перемещение оборудования потребуют несения дополнительных затрат и частичной ликвидации здания, не означает, что назначением оборудования становится обслуживание здания.

Таким образом, Верховный Суд выявил, что судебная экспертиза (как и представленные сторонами заключения экспертов, полученные во внесудебном порядке) была проведена по вопросам, не имеющим значения для правильного разрешения дела. Следовательно, ее заключение не опровергло правомерность классификации приобретенного налогоплательщиком имущества в качестве оборудования, подлежащего учету в виде отдельных инвентарных объектов.

ВС отменил судебные акты нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указав, что при новом рассмотрении суду следует, в частности, оценить доводы общества и возражения налогового органа об осуществлении налогоплательщиком инвестиций в обновление производственного оборудования и его правомерном учете в качестве самостоятельных инвентарных объектов основных средств, об отнесении приобретенного имущества к кодам классификатора основных фондов.

По словам эксперта, определение ВС РФ содержит два очень важных тезиса:

  • машины и оборудование не являются составными частями зданий, если предназначены для производства готовой продукции или обслуживания производственного процесса, а не для обслуживания заданий;
  • отнесение имущества к движимому не может быть поставлено в зависимость от мнения стороннего эксперта, критерии разграничения должны быть четкими и понятными для налогоплательщика. В качестве таковых суд разрешил использовать формализованные критерии бухгалтерского учета, в частности ОКОФ.

Руководитель налоговой практики юридической фирмы Five Stones Consulting, адвокат Екатерина Болдинова отметила, что в рамках рассматриваемого спора, имевшего большой резонанс, основной вопрос касался налогообложении оборудования.

По словам Екатерины Болдиновой, Верховный Суд в своем определении фактически сформулировал долгожданные критерии разграничения движимого и недвижимого имущества в целях его налогообложения, что позволит бизнесу с большей степенью определенности квалифицировать имеющееся оборудование и правильно использовать налоговые льготы по налогу на имущество.

Читайте также: