Вид собственности в первобытнообщинном обществе

Обновлено: 18.04.2024

С зарождением в эпоху классообразования прибавочного продукта начинается вызревание институтов классового общества, в том числе важнейших из них – частной собственности, общественных классов и государства.

Становление частной собственности было результатом двуединого процесса, обусловленного подъёмом позднепервобытного производства. Во-первых, рост производительности труда и его специализация способствовали индивидуализации производства, что делало возможным появление прибавочного продукта, создавшегося одним человеком и присваивающегося другим. Во-вторых, та же возросшая производительность и специализация труда делали возможным производство продукта специально для обмена, создавали практику регулярного отчуждения продукта. Так возникла свободно отчуждаемая частная собственность, которая отличалась от коллективной или личной собственности эпохи первобытной общины, прежде всего тем, что открывала дорогу отношениям эксплуатации.

О зарождении и накоплении частной собственности свидетельствуют многочисленные данные археологии. Многие находки говорят об очень неравномерном распределении богатств между членами общества. Характерно, например, появление богатых по сопровождающему инвентарю погребений (Майкопский курган конца 3 тыс. до н.э.). Становление частной собственности происходило в острых противоречиях между новыми и старыми порядками: частнособственническим началам приходилось преодолевать ещё многочисленные коллективистические формы производства, прочную психологию общинно-родовой эгалитарности. Частная собственность в этот период выступала чаще всего не в виде личной собственности, а в виде групповой собственности.

Разбогатевший человек, особенно бигмен или вождь, чтобы не лишиться авторитета и влияния, должен был устраивать пышные пиры. Все должны были быть равны, поэтому в эпоху классообразования широкое распространение получили обычаи публичного уничтожения накопленного имущества, которому на смену пришёл праздник потлача. Потлач – специальный праздник у северо-западных индейцев, проводимый в особый календарный цикл (его устроитель представлял накопленные богатства на всеобщий смотр, а затем раздавал их). Накопленные запасы проедались за один присест. Эти праздники генетическими корнями уходят в обычаи уничтожения богатств и внешне несут коллективные форы. Фактически в них были заложены и принципы разложения родового строя:

1. устроитель пира зарабатывал высокий общественный статус, вербовал себе сторонников, что было важно в борьбе за руководство фратрией, родом;

2. участие в нём давало возможность участвовать в другом потлаче, ответном, и возвратить если не все, то хотя бы часть даров;

3.устройство пиров приводило к дальнейшему имущественному расслоению родовой общины, т.к. рядовые члены общины долго экономически не могли прийти в себя, были вынуждены обращаться за помощью, попадали в зависимость;

4.частная собственность на ранних этапах пока ещё не полностью противопоставлялась общинной. Важную роль играл тот факт, что земля, пастбищные угодья находились в коллективной собственности.

Развитие частной собственности в эпоху классоброзования тормозилось в основном сохранением коллективной собственности на землю. Но индивидуализация труда и развитие частнособственнических начал должны были привести к появлению частной собственности на землю, которая поначалу становилась возможной только за пределами своей общины, т.е. на свободных землях.

Особенности частной собственности:

Накапливалась в виде натурального продукта;

Накапливалась в руках верхушки;

Накапливалась в группе (линидже), была коллективной по отношению к группе, частной по отношению к роду;

Появляется собственность первопоселенцев;

Возникновение прибавочного продукта и частной собственности не только усиливало общественную и имущественную дифференциацию, но и порождало отношения эксплуатации. Различают внутриобщинную (эндоэксплуатацию) эксплуатацию – кабальничество, зачатки феодализма и эксплуатацию межобщинную (экзоэксплуатацию) – военный грабеж, контрибуция, данничество. Промежуточное между ними положение занимало рабство или рабовладение. Появление регулярного избытка продукции сделало сразу же возможным использования труда военнопленных. Их стали адаптировать на правах младших членов семьи (домашнее или патриархальное рабство), они выполняли непрестижную работу, выступали в роли помощников. Рабы пользовались личными и имущественными правами, кроме того обычаи запрещали продажу, убийство и жестокое обращение с рабом. Расширились источники рабства: плен, рождение в неволе, работорговля, кабальничество (особый вид эксплуатации, соединяющий в еще слабо расчлененной форме как экономическую, так и личную зависимость в положении человека). В эпоху классооброзавания распространение получили военные грабежи, данничество – вид эксплуатации, состоящий в регулярном отчуждении прибавочного продукта победителями у побежденных.




Классы – большие группы, различающиеся:

По своему месту в системе производства;

По отношению к средствам производства

По роли в общественной организации труда.

Появление общественных классов было тем рубежом, который отделял первобытно общинную эпоху от классовой. Процессу классооброзавания способствовали не только внутренние, но и внешние факторы: войны, расширение обмена и торговли. Классовое расслоение было несколько другим, чем другие предшествующие ему расслоения. Наряду с экономическими оно имеет наиболее полное социальное и идеологическое оформление. Богатая и влиятельная верхушка общества обособляется в наследственную власть, претендует на благородство происхождения, специальные знаки отличия и привилегии. Это закрепляется сначала особенными нормами и обычаями, а затем и законами. В противовес им беднота воспринимается как безродные простолюдины, чернь. Еще в более приниженном положении оказались рабы. В ходе процесса классооброзования происходит формирование и других систем, связанных с:

Соподчинением старших и младших членов;

Привилегированных и не привилегированных;

Завоеванных и завоевателей.

В ряде отсталых обществ значительное распространение получают рэмиджи (конические кланы), в которых социальный статус людей определяется степенью генеалогической близости к родоначальнику (эпониму). В Индии большую роль в классооброзовании сыграла система каст, которая сохранилась, в отличие от рэмиджей после перехода к классовому обществу. В целом процесс классооброзавания шел при образовании 2 основных классов: эксплуататоров и эксплуатируемых.

Каковы бы ни были формы разложения родового общества, основным содержанием эпохи оставалось зарождение частной собственности, классов и государства.

Возникновение частой собственности

Начало частной собственности было положено накоплением отдельными семьями излишков продукции в виде богатств. Ими становились некоторые пищевые продукты и ремесленные изделия, металлы, производственный инвентарь и оружие, а у народов, знавших скотоводство, — прежде всего скот. К наиболее ранним видам частной собственности принадлежали и рабы, речь о которых будет идти ниже. Естественно, что те, кто имел излишки, стремился накапливать их не только в натуральной форме, но и в превращенной форме сокровищ, общепринятых эквивалентов, предметных денег.

Этнографические данные свидетельствуют, что накопление богатств происходило прежде всего в семьях родоплеменных главарей и вождей. Это и понятно: именно они были хранителями и распорядителями тех ценностей, которые первоначально принадлежали еще всей общине. Так, у северо-западных индейцев квакиютль родовые сокровища — медные пластины — считались неотчуждаемой собственностью рода, но фактически были передаваемой по наследству собственностью вождя. У меланезийцев полуострова Газели (о. Новая Британия) главари являлись хранителями всех общинных сокровищ — раковин, которые они должны были использовать для общественных нужд, но использовали и для своих целей, ссужая малоимущих. Поэтому еще до того, как главари и вожди стали присваивать себе богатства общины, распоряжение этими богатствами было важным дополнительным рычагом, с помощью которого они усиливали свое влияние и приумножали

Медная пластина северо-западных индейцев

свои богатства. Собственные сокровища одного из вождей тех же квакиютль состояли из 4 больших лодок, 4 рабов, 40 шкур морской выдры и 120 лыковых накидок; другого — из 4 больших лодок, 6 рабов, 60 меховых одеял и 200 лыковых накидок.

за собой или своими наследниками высокое общественное положение, приобретал авторитет и право на занятие общественных должностей; помимо этого он становился участником ответных потлачей, на которых возвращал обратно по крайней мере часть розданных богатств. Возможно, потлач выполнял и некоторые другие функции: советский этнограф Ю. П. Аверкиева, исходя из того, что на потлач приглашались члены не своего, а чужого рода или племени, видит в нем своеобразный институт развития обмена. Но так или иначе очевидно, что диалектически сложные и противоречивые обычаи эпохи разложения первобытного общества, даже и ограничивая накопление частной собственности, в конечном итоге способствовали развитию частнособственнических отношений.

Гальштатская бронзовая фигурка конного вои¬на со шлемом, дротиком и щитом VI в. до н. э.

Гальштатская бронзовая фигурка конного вои¬на со шлемом, дротиком и щитом VI в. до н. э.

Развитие частнособственнических отношений проникло и в большую семью, разрушая свойственные ей коллективистические порядки. Ее глава стремился стать единоличным распорядителем семейного хозяйства и собственником семейного имущества, усилить свою власть, стать неограниченным домовладыкой. Это вызывало сопротивление других взрослых мужчин, старавшихся обособить свое имущество и образовать со своими женами и детьми самостоятельные семьи. В связи с этим участились выделы и разделы — большие семьи делились на другие, пока еще также большие, но уже меньшие по размерам семьи. Но и они оказывались непрочными: раздираясь внутренними противоречиями, они делились снова и снова. Большесемейная община неуклонно уступала место малой, или нуклеарной (иногда называемой моногамной), семье, состоящей только из родителей и их детей и воплощающей в себе развившиеся частнособственнические начала.

Таким образом, если сопоставить процесс становления частной собственности с развитием семьи, то в нем могут быть выделены три этапа:

первый этап — выделение в роде собственности больших семей, частной по отношению к внешнему миру, но коллективной, групповой по отношению к самой семейной общине;
второй этап — выделение так называемой отдельной собственности глав больших семей, обособляющейся уже и по отношению к групповой собственности большесемейного коллектива;
третий этап — выделение собственности маых семей, надолго становящихся основными носителями частнособственнических отношений.

В этот день:

Читайте также: