Везде где есть большая собственность есть большое неравенство смысл

Обновлено: 04.05.2024

Люди от природы отличаются друг от друга биологическими признаками (цветом глаз, ростом, здоровьем) и неравными способностями. Одни обладают талантом к точным наукам, другие умеют красиво рисовать, у третьих врожденный музыкальный слух. Но в человеческом обществе главным критерием, определяющим положение людей, являются социальные различия. Почему люди имеют неодинаковый доступ к богатству и другим ресурсам, что такое социальное неравенство, как оно проявлялось в прошлом и сегодня – ответы на эти вопросы можно найти в данном уроке.

Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов

Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы

План урока:

Что такое социальное неравенство

В положении различных людей в обществе можно заметить яркие различия: по занимаемой ими должности, по уровню дохода, доступу к власти, образованности. Таким образом, разные группы людей имеют неравные возможности и доступ к материальным благам. Это и есть социальное неравенство.

Социальные различия проявляются в жизни сельского и городского населения, представителей власти и подконтрольного им народа, между работниками различных профессий. Людей, с приблизительно одинаковыми возможностями, уровнем дохода, доступом к социальным благам, относят к отдельным социальным группам – классам (слоям).

Каждый класс занимает свое место в обществе. Условно, принято разделять общество на 3 главных слоя:

  1. Высший класс - самые богатые и влиятельные люди, управляющие обществом, обладающие большими привилегиями;
  2. Средний класс общества – небедные, но и не сильно богатые, зажиточные люди;
  3. Низший класс- бедняки.

Важно! Справедливым можно назвать общество, в котором социальное неравенство выраженно незначительно, и средний класс составляет более 60% от остального населения.

Как и когда социальное неравенство появилось в обществе

Социальное неравенство зародилось с появлением частной собственности, сдревнейших времен, когда в племенах появились первые вожди и старейшины. Они принимали все ответственные решения, руководили жизнью своего племени, чем завоевывали уважение соплеменников. Вожди занимали более высокое положение, по отношению к остальному племени, имели неограниченный доступ ко всем богатствам, еде, орудиям труда, предметам пользования.

Отдельно выделялись по своему имущественному положению и жрецы, шаманы. С зарождением первых религиозных верований каждое племя отводило важную роль обрядам и ритуалам. Древние люди верили, что поклонение силам природы, идолам способно принести удачу в охоте, обильный дождь и богатый урожай, защитить от стихийных бедствий. Поэтому, они относили жрецам богатые подношения, старались всячески им угодить, умилостивить их.

Ярким примером социального неравенства в истории Древнего мира являются рабы. Племена, осуществлявшие военные набеги на своих соседей, захватывали не только их имущество, но и уводили людей в плен. Рабы существенно отличались по своему положению от свободных жителей племени: их можно было безнаказанно убить, наказать за малейшую провинность, обменять на какую-либо ценность, вещь.

Социальное неравенство развивалось с зарождением первых государств. С появлением государственности усложнилась структура общества. Рассмотрим социальное неравенство на примере Древнеегипетского царства.

  1. Главой государства являлся фараон, его приказы неукоснительно исполняли все жители царства;
  2. Вторыми по влиятельности в царстве были жрецы;
  3. Привилегированное положение было у правительства, разнообразных должностных лиц, дворян;
  4. Следующую ступеньку на социальной лестнице занимали солдаты;
  5. За ними следовали писцы (книжники);
  6. Результатами собственного труда жили ремесленники;
  7. Фермеры являлись низшим слоем свободного древнеегипетского общества;
  8. Бесправное положение было у рабов.

Похожие формы социальное неравенство принимало в остальных государствах Древнего мира.

Исторические формы социального неравенства

Главными видами социального неравенства, известными в истории были: деление общества на касты, сословия, классы.

В Древней Индии общество делилось на 4 основных касты, принадлежность к которым определялась с момента появления человека на свет.

  1. Высшей кастой считались брахманы (священники, жрецы), они могли отдавать распоряжения и приказы даже правителям;
  2. К касте кшатриев (воинов) принадлежали глава государства (император), военачальники, министры, рядовые солдаты;
  3. Вайшьи (торговцы) представляли зажиточный слой населения;
  4. Шудры (рабочие) составляли основную прослойку общества, они подчинялись распоряжениям брахманов, кшатриев, вайшьев.

К отдельной полностью бесправной касте относились неприкасаемые, они жили вдалеке от всего остального общества, выполняли самую грязную работу. Считалось, что даже прикосновение или нахождение рядом с неприкасаемым оскверняет представителей других каст.

Вплоть до 19 и начала 20 века, в большинстве стран Европы, России, некоторых государствах Азии общество делилось на сословия. Рассмотрим пример социального неравенства в России в первой половине 18 века.

Высшее положение в российском обществе занимало дворянство. Дворянам принадлежала земля, жившие и работавшие на ней крепостные крестьяне, они имели привилегии при зачислении на государственную службу. В руках дворян была сосредоточена политическая и экономическая власть.

Важно! Только потомственные дворяне передавали свою сословную принадлежность по наследству. Личные дворяне получали свой титул, находясь на службе при государстве, покинув которую они утрачивали свое привилегированное положение.

К привилегированным сословиям принадлежало так же белое духовенство - все священнослужители кроме монахов, живших отреченной жизнью вдали от человеческого общества. Священники передавали свой духовный сан от отца к сыну, дети священнослужителей обучались в специальных церковных учебных заведениях.

К полу привилегированным сословиям относились купечество, казачество. Основу городского населения составляли непривилегированные сословия: горожане, ремесленники, небольшая по численности интеллигенция. Но основную часть российского общества – более 80% составляли крестьяне. Самыми бесправными из них были крепостные, которых можно было продавать, обменивать, отправлять на каторгу за малейшую провинность по отношению к помещику.

Постепенно, к концу 19 началу 20 века сословия в России исчезли, общество стало делиться на классы. Классы отличались уровнем дохода и способом заработка на жизнь. Знатное происхождение, родословная утратили свое прежнее значение, теперь, главной ценностью передаваемой по наследству стали деньги, капиталы.

Причины социальных различий

Общество - сложный социально-биологический организм, в котором каждому человеку отведена своя роль. Как в человеческом организме ноги не могут выполнять функцию головы, а желудок не может заменить сердце, так и в обществе у каждого своя задача и возможности для ее реализации.

Из-за разных функций, выполняемых отдельными группами людей, сформировались основные отличия в их имущественном и социальном положении.

Другие причины социального неравенства:

  • Разница во врожденных качествах и способностях людей (умственные способности, физические данные, таланты);
  • Наличие силы воли, целеустремленности у одних, пассивность и лень у других;
  • Владение частной собственностью;
  • Неравный доступ к власти.

Таким образом становится ясно, что причины неравенства как природные, так и социальные.

Кроме того, возможность занять определенное положение в обществе зависит от уровня образования, квалификации человека. Представитель популярной востребованной профессии, первоклассный профессионал имеет больше возможностей занять высокое положение в обществе, чем неквалифицированный рабочий.

Социальное неравенство сегодня

В прошлом, переход из одной социальной группы в другую был невозможен. Родившись в определенном сословии, человек принадлежал к нему до конца своей жизни. Запрещены были браки между представителями разных сословий, каст, классов. Такое общество называли закрытым, так как в нем невозможен был переход из одного социального слоя в другой.

Сегодня, у каждого есть возможность, шанс поменять свое социальное положение. Даже родившись в семье бедняков, ребенок может благодаря своему трудолюбию и таланту стать богатым и успешным, повысить свой социальный уровень. Благодаря такой возможности перехода из одного класса в другой, современное общество называют открытым.

Это интересно! Способ, с помощью которого человек может поменять свое имущественное положение, называют социальным лифтом. Лифт движется с высокой скоростью, облегчает передвижение с этажа на этаж. Социальный лифт предоставляет возможности человеку повысить свой социальный уровень. К социальным лифтам относят: высшие учебные заведения, армию, брак.

Социальное неравенство в современном мире проявляется не только между отдельными людьми, общественными группами, но и среди целых стран, народов, государств. Разные страны имеют различный уровень доходов, доступ к природным ресурсам, благам человечества, возможность оказывать влияние на государства мирового сообщества.

Так по данным статистики на 2018 год, первые места по уровню жизни в мире занимают страны:

  • Дания;
  • Швейцария;
  • Австрия;
  • Германия;
  • Финляндия;
  • Нидерланды;
  • Япония.

Румыния занимает в этом рейтинге 37 место, Турция- 44, Индия - 49, Украина - 60, а Россия находится на 56 позиции.

Средний класс как основа стабильности общества

В современном мире, чтобы решить проблему социального неравенства, проводится система мер государственной поддержки незащищенных слоев населения. Безработным выплачивают пособия, для бедных семей существует ряд льгот, различных компенсаций. Но единственный способ установления справедливости в обществе - увеличение численности среднего класса.

Когда основу общества составляет средний класс (не бедные, достаточно зажиточные люди), в нем не будет потрясений, волнений, общество обретет стабильность.

Принадлежность к среднему классу в современном российском обществе можно определить по следующим показателям:

  • По уровню образования. К среднему классу в основном относят людей получивших высшее образование;
  • По среднемесячной заработной плате, она должна быть не ниже 55 000- 60 000 рублей в месяц;
  • По возможности раз в год отдыхать за границей;
  • По способности человека приобрести раз в 10 лет недвижимость (квартиру) или движимое имущество (машину)за наличные деньги или в кредит.

Последствия углубления социального неравенства для общества:

  1. Революции. Когда за чертой бедности оказывается большая часть общества, вспыхивает бунт, который может закончиться свержением существующей власти, правительства;
  2. Рост общественного недовольства;
  3. Замедление развития экономики.

К положительным последствиям социального неравенства относится повышение трудоспособности, мотивации у тех, кто хочет занять более высокое социальное положение.

1. Доброе отношение отца к сыну и почтительное отношение сына к отцу.

2. Праведное отношение мужа к жене и послушание жены мужу.

3. Отеческое отношение старших к младшим и почтительное отношение молодежи к пожилым.

4. Великодушное отношение правителя к гражданам и верность граждан своим правителям.

5. Соблюдение обычаев, традиций, церемоний – залог социальной стабильности.

Народ подобен траве, а господин – ветру. Куда дует ветер, туда клонится трава, – утверждали древние. Нравственность правителей определяет жизнь народа. Конфуций полагал, что истинной цивилизации можно достичь только путем улучшения нравственной природы человека.

Первых философов античности называют социальными философами. Они, как и Конфуций, изучали нравы людей, их взаимоотношения, строили социальные концепции.

– высший – мудрецы, управляющие обществом;

– низший – рабочие и крестьяне.

Он полагал, что к управлению обществом следует допускать людей, достигших 50 лет, талантливых и образованных. Эти люди должны вести суровый образ жизни, не предаваться земным утехам. Платон предлагает свою типологию государств;

1. Тимократия – власть честолюбца, стремящегося к обогащению.

2. Олигархия – господство немногих над большинством. Власть богатых.

3. Демократия – правление большинства только ради своих интересов.

4. Тирания – вырождение демократии.

Идеальное государство – власть немногих, но способных и специально подготовленных. Главное – справедливость, то есть каждому особое занятие и особое положение. Доблести в идеальном государстве: мудрость, мужество, справедливость.

Государство лучше всего управляется, если:

– бедняки участвуют в управлении;

– эгоистические интересы богатых ограничены;

– средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других.

Неравенство в обществе исправляется не уравнительным распределением, а нравственным воспитанием людей.

Государство должно стремиться не к всеобщему равенству, а выравниванию жизненных шансов. Частная собственность может быть у каждого, так как она не вредит нравам, а развивает здоровые эгоистические интересы.

При коллективной собственности большинство граждан бедны и озлобленны, но для государства опасно и чрезмерное неравенство людей. Аристотель также предлагает свою классификацию государственного устройства.

– царская власть (один правит на благо всех);

– аристократия (немногие правят в интересах всех);

– полития (правит большинство, это отобранные по определенному цензу люди).

Полития – лучшая форма правления.

– тирания (один правит ради своих интересов);

– олигархия (немногие правят ради себя);

– демократия (большинство неимущих правят ради своих интересов).

Свое мнение о государственном устройстве и о проблемах жизни человека в обществе было и у других античных философов.

Гераклит (544 – 484 гг. до н. э.), греческий философ, утверждает, что идеальным является государство со справедливыми законами, в основе которых лежит божественный закон Логос. Социальные различия в обществе – результат отношений граждан к этому закону.

Демокрит (460 –370 гг. до н. э.), греческий философ, считает, что общество развивается, эволюционирует, а государство, его тип – ответ на запросы этой эволюции.

Пифагор (571 – 479 гг. до н. э.), греческий философ, математик, разработал понятие социальной справедливости как воздаяния равным за равное. Рабы и свободные граждане не равны, равенство возможно только отдельно среди рабов и отдельно среди свободных граждан и господ.

1. Светское государство (царство греха и дьявола).

2. Царство Божье.

Эти города созданы двумя видами любви.

1. Человеческой любовью к себе, доведенной до презрения к Богу.

2. Любовью человека к Богу, доведенной до презрения к себе.

Правитель, желающий добиться успеха, должен знать законы поведения людей.

Первый закон гласит, что нашими действиями правит честолюбие и стремление к власти. Богатыми движет страх потерять то, что они накопили, а бедняками – страсть приобрести то, чего они лишены.

Второй закон гласит: умный правитель не должен выполнять свои обещания, иначе он попадет в зависимость от подчиненных. А где зависимость, там нерешительность и малодушие.

Третий закон: творить зло надо сразу, а добро постепенно. Награды ценят, когда они редки. Наказание надо творить сразу и в больших дозах. Единовременная жестокость переносится с меньшим раздражением и считается более справедливой, чем растянутая во времени.

Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.), английский философ, разработал теорию общественного договора, ставшую основой учения о гражданском обществе. Гоббс пишет, что у животных нет борьбы за почести и звания, поэтому у них нет ненависти и злости – причины войны и мятежей. У людей это есть. Неправильно думать, будто люди по своей природе склонны к сотрудничеству. Если бы человек любил других людей по естественному побуждению, то он искал бы общения со всеми в равной мере. Но каждый из нас предпочитает общество тех, кто ему выгоднее. Создавать общество и государство людей побуждает взаимное опасение. Оно сбивает людей в группы, помогая выжить в конкурентной борьбе. Объединившись, люди преследуют не общественное благо, а стремление извлечь выгоду. Страх не разъединяет, а объединяет людей, вынуждает заботиться о взаимной безопасности. Государство является наилучшим способом удовлетворения этой потребности.

Естественное состояние людей – война всех против всех, борьба за выживание.

Социальная борьба свойственна догражданскому обществу. Гражданское же общество покоится на общественном договоре и юридических законах. У него три формы правления:

С появлением государства возникают собственность в истинном смысле слова и соответствующие учреждения (правительство, суд, полиция, армия), защищающие ее. В результате война всех против всех прекращается.

Если правитель не учитывает мнение народа (большинства), последний может расторгнуть общественный договор.

Джон Локк (1632 – 1704 гг.), английский философ, врач по образованию и политик по роду деятельности. Локк развил теорию естественного права, утверждая, что у человека имеются права, не отчуждаемые никаким правителем, никаким государством.

Это: право на жизнь, право на свободу, право на собственность.

Локк выдвинул идею разделения властей на:

Целью государства является защита естественных неотчуждаемых прав граждан. Именно собственность определяет долю прав, передаваемых гражданами государству: чем больше у граждан собственности, тем больше у них политических прав.

Д. Локк утверждает, что результатом воспитания должно стать всестороннее развитие человека, его приспособленность к активной практической и политической деятельности.

В материальных отношениях человек вправе владеть только тем, что для него необходимо (не должен накапливать излишки) и что создал своим трудом.

Шарль-Луи Монтескье (1689 – 1755 гг.), французский философ, просветитель. Обладал широкими познаниями в области естественных и общественных наук. Монтескье считал, что общественное устройство зависит от обычаев, традиций, убеждений людей, которые определяются географической средой и политическими законами.

Люди равны от природы, но среда обитания определяет их различие в общественном положении. Так, в холодном климате люди более здоровы, активны, целеустремленны. Жара же приучает к лени, равнодушию.

Жара и холод воздействуют на тело, а оно определяет состояние духа.

Но просвещенные правители способны в любых климатических условиях воспитывать достойных граждан. Человек по своей природе миролюбив, склонен к общежитию. Именно это приводит людей к созданию государства, гражданского права и частной собственности. Целью государственного правления является общее благо.

Монтескье отстаивал идею Локка о разделении властей на законодательную, судебную и исполнительную. Если судебная власть не действует, высший судья Бог.

Целью государственного правления является благо общества в целом, достигаемое с помощью прогрессивных законов. Законы государства обязательны для всех граждан, законы религии – для верующих, если они не противоречат законам государства.

Верховная власть у Руссо – не правительство, а принцип социальной организации, всеобщая воля граждан, гарант гражданских прав и свобод.

Платой за прогресс, цивилизацию и культуру Руссо считал деспотизм и падение нравственности.

Наука и искусство содействуют порче людей, препятствуют их естественному состоянию.

Труд порождает собственность, а затем и неравенство. Общество делится на классы. Причина неравенства – частная собственность, возникшая в результате обмена. Один из способов уничтожения неравенства – перераспределение собственности.

Большое внимание Руссо уделял обучению и воспитанию молодежи. Детей следует воспитывать в естественных условиях, обучать ремеслу в соответствии с их способностями.

Томас Мальтус (1766 – 1834 гг.), английский мыслитель, изложил свою демографическую теорию, содержащую следующие постулаты:

1. В будущем общество столкнется с проблемами, от которых не спасут никакие социальные реформы.

2. Главная проблема – обострение противоречий между возрастающей в геометрической прогрессии численностью населения и увеличивающимися в арифметической прогрессии средствами существования.

3. Такие негативные явления, как эпидемии, войны, приостановят эти обострения.

4. Благотворительность, филантропия способствуют этому обострению.

5. Смягчить эти негативные факторы может нравственная самодисциплина (сексуальное воздержание до брака, практика целомудрия).

Адам Смит

Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и никогда не говорим им о наших нуждах, а об их выгодах.

(Адам Смит)

Тот человек, вся жизнь которого уходит на выполнение нескольких простых операций, последствия которых, возможно, всегда одинаковы или почти одинаковы и который не имеет возможности проявить свое понимание или использовать свою изобретательность, чтобы найти способы устранения трудностей, которые никогда не возникают, естественно, теряет привычку к таким нагрузкам и, как правило, становится настолько глупым и невежественным, насколько это возможно для человеческого существа.

(Адам Смит)

Преследуя свои собственные интересы, он (предприниматель) часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это.

(Адам Смит)

Милосердие к виновным — это жестокость к невиновным.

(Адам Смит)

Находясь в рамках одной парадигмы, трудно себе представить другую парадигму.

(Адам Смит)

Заблуждения, заключающие в себе некоторую долю правды, самые опасные.

(Адам Смит)

Первое, что вы должны знать — это самого себя. Человек, знающий себя, может выйти за пределы себя и наблюдать за собственной реакцией, как наблюдатель.

(Адам Смит)

Великие нации никогда не беднеют из-за расточительства и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют в результате расточительства и неблагоразумия государственной власти.

(Адам Смит)

Человек — это животное, которое совершает сделки: никакое другое животное не делает этого – ни одна собака не обменивает кости с другой.

(Адам Смит)

Каждый человек живет путем обмена.

(Адам Смит)

Чтобы научить людей любить справедливость, надо показать им результаты несправедливости.

(Адам Смит)

Добродетель более опасна, чем порок, потому что ее излишества не подчиняются регулированию совестью.

(Адам Смит)

Цены монополии во всех случаях являются самыми высокими из тех, которые можно выжать из покупателей или которые, как предполагается, они согласны заплатить.

(Адам Смит)

Никогда не жалуйтесь на то, от чего вы в силах избавиться.

(Адам Смит)

Очень сомнительно, что для поддержания жизни нам необходимо мясо убитых животных. Овощи и зерновые, молоко, сыр, сливочное масло дают нам полноценную, обильную, питательную, калорийную пищу. Никакие разумные соображения не требуют от человека, чтобы он питался убоиной.

(Адам Смит)

Везде, где есть большая собственность, есть большое неравенство.

(Адам Смит)

Любой баран считает пастуха гением, а собаку — защитником стада, хотя хозяин и собаки съедают овец больше, чем волки.

(Адам Смит)

Счастье посещает нас в разных видах и почти неуловимо, но я чаще видел его среди маленьких детей, у домашних очагов и в деревенских домиках, чем в других местах.

(Адам Смит)

Пустые и малодушные люди нередко обнаруживают перед своими подчиненными и перед тем, кто не смеет выказать им сопротивления, припадки гнева и страсти и воображают, что выказали этим свое мужество.

(Адам Смит)

Ради праведной идеи русские люди с радостью трудятся, даже находясь в заключении, и тогда они не чувствуют себя узниками — они обретают свободу.

(Адам Смит)

Трудно заставить человека понять что-либо, если его заработок обеспечивается непониманием этого.

(Адам Смит)

Мы — это всего лишь один из множества, ни в коем случае не лучше, чем любой другой в нем.

(Адам Смит)

Ни одно общество не может быть процветающим и счастливым, большая часть которого бедна и несчастна.

(Адам Смит)

Единственное сокровище человека — это его память. Лишь в ней — его богатство или бедность.

(Адам Смит)

Сколько дней труда, сколько ночей без сна, сколько усилий ума, сколько надежд и страхов, сколько долгих жизней усердного изучения вылиты здесь в мелких типографских шрифтах и стиснуты в тесном пространстве окружающих нас полок.

(Адам Смит)


Фото: ссылка

С тех пор, как в нашей стране была затеяна перестройка, минуло три полных десятилетия. Именно три десятилетия назад, в 1987-ом, на январском пленуме ЦК КПСС, перестройка была объявлена новым государственным курсом. Впервые же курс на перестройку предложил генеральный секретарь М.С.Горбачев на пленуме Центрального комитета КПСС 23 апреля 1985 года, который убедил всех в необходимости ускорения социально-экономического развития и повышения благосостояния граждан страны.

А как жили и какую получали зарплату советские граждане? В зависимости от специальности и квалификации рабочие в СССР 1980 г. получали от 200 до 400 рублей (сообщает "Рамблер"). Если учесть, что пару лет назад один советский рубль 1970-80 годов был эквивалентен российским 220,5 рублям, то в пересчете на современные деньги это 44 100-88 200 рублей. Зарплата инженера ВПК составляла 600 рублей, или 132 300 российских рублей. Министр СССР получал 800 рублей, или 176 400 российских рублей.
Средняя зарплата равнялась 180 советским рублям или 39 700 руб. нынешним. Но, тогда средняя зарплата советского рабочего подсчитывалась именно по зарплатам рабочих, без учёта зарплат ИТР, административных работников и руководителей. А сейчас миллионы одних приплюсовываются к нескольким тысячам других и получается, что народ-то живет неплохо.

Хотя, на самом деле, что уже отмечалось выше, сегодня почти 20 млн человек (13,5 %) находятся за чертой бедности. То есть, эти люди получают доход ниже установленного МРОТа, который в 2020 году составляет 12 130 рублей.

Почему, однако, все это происходит? Почему обещания сделать жизнь россиян лучше остались лишь обещаниями? Отчего все же так заметно в нашей стране социальное неравенство? И как бороться с этим недугом и преодолением бедности?

Здесь мнения расходятся. Одни, например, считают, что рынок дает каждому возможность реализовать свой потенциал и стать если не миллиардером, то, по крайней мере, богатым человеком. Главная причина бедности в том, что ты ленив и не предприимчив. Выходит так, что образованные, квалифицированные специалисты, как врачи, учителя, инженеры, получающие в большинстве регионов зарплату ниже средней, хотя многие из них трудятся, попросту говоря вкалывают на 1,5-2 ставки, являются по современным меркам бедными.

Но давайте подумаем, разве можно при сегодняшнем уровне жизни на 20 -25 тысяч рублей в месяц купить автомобиль, квартиру за миллионы рублей, не говоря уж о миллионах долларов? Сколько лет надо работать, ничего не есть, не пить, не одеваться, не обуваться, а только собирать деньги, чтобы купить такую квартиру и автомобиль? А кто-то в то же самое время запросто строит замки, виллы, катается на нескольких престижных личных авто. Многие же граждане, чтобы приобрести что-то дорогостоящее, берут кредиты, залезают в долговую яму, из которой потом трудно вылезти. Некоторые закладывают под залог даже квартиры, полученные во времена СССР бесплатно, и в итоге остаются зачастую без собственного жилья. Именно подобное социальное неравенство, несправедливое распределение богатств и вызывает беспокойство россиян.

Другие считают, что нужен монарх, крепкая рука типа Сталина или гений, как В.И.Ленин, забывая о том, что времена меняются и вряд ли сегодня появится такая личность, которая сможет повести за собой потерявших идеологические ориентиры граждан. Всем хорошо известно, что и монархи, короли и королевы в настоящее время не имеют абсолютной власти, их странами в большинстве случаев фактически управляют парламенты и премьер-министры.

Третьи уверены, что виновата рыночная, капиталистическая система, которую необходимо менять и переходить к качественно новому обществу – социализму. Оговоримся, здесь кто-то не согласится и начнет ссылаться и указывать на то, что СССР потерпел крах. Однако не следует забывать, что это была первая и, надо сказать, не такая уж безуспешная попытка создать социально справедливое общество, несмотря на то, что Страна Советов пережила тяжелые времена двух войн: Гражданской и Великой Отечественной. Тем не менее, СССР за короткий по историческим меркам период сумел превратиться в высокоразвитое во всех отношениях, занимающее второе место в мире государство. В стране для всех граждан было бесплатное жилье, здравоохранение, образование. Но социализм XXI века, по их мнению, должен быть иным, отличным от предыдущего. Они не отрицают того, что нужны социальные реформы, создающие основы для будущих качественных изменений. Это рост экономики, поэтапное повышение прожиточного минимума, переход к реально бесплатным и общедоступным здравоохранению, образованию и другим базовым общественным благам, но с одновременным сохранением малого частного бизнеса.

Как видим, многие экономисты и аналитики предлагают наряду с государственной и общественной собственностью сохранение малого бизнеса и индивидуального предпринимательства.

Фигурки

Может ли стремительный прогресс в области технологий, генетики и искусственного интеллекта привести нас к тому, что экономическое неравенство, столь широко распространенное в этом мире, закрепится на биологическом уровне? Этим вопросом задается историк и писатель Юваль Ной Харари.

Социальное неравенство уходит корнями в древнейшую историю человечества - оно существовало уже как минимум 30 тысяч лет назад.

Древнейшие племена охотников и собирателей были значительно более однородным сообществом, чем все последующие.

У них почти не было частной собственности, а именно она - главная предпосылка неравенства в долгосрочной перспективе.

Однако даже тогда уже существовала общественная иерархия.

Но в XIX и XX веках кое-что изменилось.

Равенство превратилось в главную ценность человеческой культуры, причем почти по всему миру. Почему?

Частично это объясняется развитием новых направлений мысли - таких, как гуманизм, либерализм и социализм.

Однако это было обусловлено и технологическими и экономическими изменениями - разумеется, тоже связанными с этими новыми идеологиями.

Правящим элитам внезапно понадобилось много здоровых, образованных людей, которые могли бы служить в армии и работать на заводах.

Государство придумало бесплатное образование и здравоохранение не по доброте душевной.

Массы должны были приносить пользу.

Но сейчас все снова меняется.

Сегодня лучшим в мире армиям достаточно небольшого числа высокопрофессиональных солдат, умеющих пользоваться высокотехнологичным оборудованием.

А на заводах все масштабнее проводится автоматизация производства.

Автор фото, Getty Images

Генная инженерия стала повсеместной. Как дальше она будет эволюционировать?

Это одна из причин, по которым - уже в не столь отдаленном будущем - мы можем стать свидетелями зарождения сильнейшего неравенства, когда-либо существовавшего в человеческой истории.

Есть и другие причины.

С учетом быстрого развития биотехнологий и биоинженерии мы можем достичь момента, когда - впервые в истории - экономическое неравенство станет биологическим.

До сих пор человечество могло оказывать влияние на мир вокруг себя.

Люди могли контролировать реки, леса, животных и растения.

Однако мир внутри них самих оставался им неподвластен.

Они не могли серьезным образом изменять и конструировать собственное тело, мозг и разум.

Человек не мог обмануть смерть.

Но возможно, такое положение дел не будет продолжаться вечно.

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Подкаст

Есть два главных способа биологически улучшить человека.

Первый - изменить что-то в их биологической структуре, внеся коррективы в ДНК.

Второй - более радикальный - соединить органические и неорганические части - возможно, подключив мозг напрямую к компьютеру.

Таким образом, богатые - имея возможность позволить себе подобную оптимизацию - могут стать в прямом смысле лучше остальных: обрести более развитый ум, более крепкое здоровье и большую продолжительность жизни.

В таких условиях было бы логично передать власть такому "улучшенному" классу.

Подумайте об этом следующим образом: в прошлом знать всегда пыталась убедить массы в том, что она обладает превосходством по отношению ко всем остальным сословиям и поэтому именно ей должна принадлежать власть.

В будущем, которое я описываю, она действительно будет обладать этим превосходством.

Автор фото, Getty Images

Искусственный интеллект считается угрозой человеческому рынку труда

Кроме того, развитие искусственного интеллекта - и не только в плане автоматизации производства - возможно, будет означать, что огромное число людей разных профессий попросту станут экономически бесполезны.

Оба этих процесса - биологическое улучшение человека и развитие искусственного интеллекта - могут привести к разделению человечества на очень маленький класс сверхлюдей и огромные низшие слои "бесполезных людей".

Вот конкретный пример. Подумайте о рынке перевозок: в Британии работают тысячи водителей грузовиков, такси и автобусов.

Каждый из них контролирует свою крошечную долю рынка, и благодаря этому вместе они обретают политическую силу.

Они могут объединиться в профсоюз и, если правительство сделает что-то, что им не понравится, объявить забастовку - и полностью остановить работу транспортной системы.

А теперь давайте перенесемся на 30 лет вперед.

Все транспортные средства передвигаются с помощью автопилота.

Одна корпорация контролирует алгоритм, управляющий всей транспортной системой.

Вся экономическая и политическая власть, ранее поделенная между тысячами людей, оказывается в руках одной корпорации.

Автор фото, Getty Images

Могут ли хозяева алгоритмов стать супер-классом будущего?

Как только вы теряете свою экономическую полезность, государство - по меньшей мере частично - теряет стимул инвестировать в ваше здоровье, образование и благосостояние.

Оставаться не у дел очень опасно.

Ваше будущее зависит от доброй воли некоей небольшой элиты.

Может, такая добрая воля и найдется.

Но во время кризиса - например, климатической катастрофы - очень просто будет выбросить вас за борт.

Развитие технологий не определяет все.

Еще не поздно что-то изменить.

Но мне кажется, необходимо понимать, что описанный мной вариант будущего - один из возможных.

И если нам не нравится такая перспектива, нужно что-то делать, пока не стало слишком поздно.

На пути к прежде невиданному неравенству есть еще один возможная ступень.

В краткосрочной перспективе власть может перейти к маленькой элите, которая контролирует главные алгоритмы и данные, по которым они работают.

В долгосрочном плане, однако, власть может полностью перейти от человека к алгоритму.

Как только искусственный интеллект станет умнее нас, не у дел может оказаться все человечество.

Что будет дальше?

Мы понятия не имеем.

Мы в прямом смысле не можем себе этого представить.

Ведь речь идет о разуме, намного превосходящем тот, каким обладает сейчас человечество.

Юваль Ной Харари - профессор исторического факультета Еврейского университета в Иерусалиме и автор книги "Sapiens. Краткая история человечества".

Читайте также: